Конспект дидактические игры в развитии ребенка

Конспект дидактические игры в развитии ребенка thumbnail

Галина Сарвина
Конспект открытого занятия по развитию речи «Дидактические игры в развитии детей младшего возраста»

Цели:образовательные :

— закрепить словарь существительных по теме «Игрушки».

— учить устанавливать сходство предмета с его изображением на картинках.

-совершенствовать зрительное восприятие.

— учить детей с помощью взрослого составлять

описательный рассказ об игрушках, отвечать на

вопросы.

развивать речь, мышление, память.

— употреблять в речи существительные уменьшительно-ласкательные.

Развивающие:

— формировать эмоциональную отзывчивость.

развивать логическое мышление.

-развивать наблюдательность, внимание.

— воспитательные :

-воспитывать любовь и бережное отношение к игрушкам

Методы словесный- ответы- вопросы,

-игровой – игры.

Оборудование : мяч, пирамидка, кубик, кукла, машинка,

предметные картинки.

Предварительная работа : чтение А. Барто «Игрушки»,

Отгадывание загадок, рассматривание картин и иллюстраций, сюжетных картин на тему «Игра и игрушки».

Содержание занятия:

Дети рассаживаются на коврике. Воспитатель вносит «Чудесный мешочек».

В. Ребята, большие дети передали для вас вот этот «чудесный мешочек». Как вы думаете, что там лежит.

-ответы детей.

— хотите посмотреть.

Дид. Игра. «Достань предмет и назови его».

Это машинка – она синяя

Это пирамидка – она большая

Это мяч — он круглый

Это кукла – она маленькая

В. Как можно назвать эти предметы одним словом.

Игрушки.

Стих. «Дети любят игрушки, так все говорят.

Ну, а разве игрушки не любят ребят»./ Б. Заходер/

В. Ребята, какие ваши любимые игрушки.

-ответы детей.

Стихи (читают дети)

1. Я люблю свою лошадку

Причешу ей шёрстку гладко.

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

2. Самолёт построим сами,

Понесёмся над лесами,

Понесёмся над лесами

А потом вернёмся к маме.

-В. ребята, а что с игрушками делают, играют, да.

Дид. Игра «Как можно играть с игрушкой «

С машинкой – можно возить, катать, перевозить.

С пирамидкой – собирать, разбирать.

С кубиками –из них можно построить дом, ворота,

Башню, мост, дорогу.

С куклой — одевать, гулять, укладывать спать,

Кормить…

-В. Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Подбери пару «. Выбираете картинку,

Называете какая игрушка на ней нарисована а саму игрушку берёте на столе.

-В. Ребята, люди придумали для детеймного разных игрушек :

Деревянные,резиновые, пластмассовые, ёлочные,

Музыкальные.

У меня в руках музыкальная игрушка «Барабан «

Приготовили пальчики.

Дид. игра «Барабан «

Бам – БАМ – БАМ

Бим – бим – бим

Бум – бум – бум

Бем – бем – беем

Бом- бом – бом

Бюм – бюм – бюм

В. Ребята, у меня в руках дидактическая игра с картинками домашних животных, называется «Найди свою маму и назови её «.

Котята –наша мама кошка

Щенята – наша мама собачка

Утята – наша мама утка

Цыплята наша мама – курица

-В. У нас в гостях резиновые игрушки «дикие животные «

Это животные, которые живут в лесу (волк, белка, лиса,

Заяц, медведь). Эти игрушки любят, когда их называют

ласково.

Дид. игра «Назови ласково «

Ёж – ёжик

Белка – белочка

Заяц – зайчик

Лиса – лисичка

Медведь – мишка

— В. Им очень понравилось и они хотят с вами поиграть.

Дид. игра «Угадай кто спрятался «

— В. У меня в руках книга. Она называется «Игрушки «.

Написала эту книгу детская писательница А. Барто. Она

Очень любила детей и игрушки.

Дид. игра «доскажи словечко».

Идёт бычок (качается)

Сонный мишка лёг (в кровать)

Наша Таня громко (плачет)

Уронила в речку (мячик)

-В. Ребята,вы бережёте свои игрушки.

-ответы детей.

— послушайте стихотворение

Уронили мишку на пол

Оторвали мишке лапу.

Всё равно его не брошу

Потому что он хороший.

Зайку бросила хозяйка

Под дождём остался зайка.

Со скамейке слезть не смог

Весь до ниточки промок.

— хорошая хозяйка у зайчик, а какой мальчик, который не бросил мишку.

-ответы детей

-В. сейчас мы с вами поиграем с зайчиком.

Игра «Зайка серенький сидит «

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Вот так, вот так надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Вот так, вот так надо зайке поскакать.

Составила воспитатель Сарвина Г. П.

Источник

ПОХОЖ – НЕ ПОХОЖ

Дидактическая задача. Учить детей сравнивать предметы, находить в них признаки различия, сходства, узнавать предметы по описанию.

Игровые правила. Для сравнения предметов по представлению брать только два предмета; отмечать как признаки сходства, так и различия.

Игровые действия. Отгадывание, передача камешка тому из играющих, кто должен назвать два предмета, отгадав их по описанию товарища.

Ход игры. Воспитатель, посадив детей в кружок или за столы, предлагает им поиграть в новую игру, которая называется «Похож – не похож».

Обращаясь к детям, он говорит:

-Помните, мы с вами учились описывать два предмета, рассказывать, чем они похожи и чем отличаются? Сегодня мы поиграем так: каждый задумает два предмета, вспомнит, чем они отличаются друг от друга и чем похожи, и расскажет нам, а мы отгадаем. Вспоминайте. (Пауза.) У меня в руках камешек, кому я его положу, тот и будет загадывать.

Получивший камешек загадывает загадку, например такую: «Два цветка, один с белыми лепестками и жёлтой серединкой, другой розовый, с красивыми душистыми лепестками, с колючками. Один полевой, другой растёт на клумбе». Загадывающий после небольшой паузы передаёт камешек любому из играющих. Тот должен быстро ответить и загадать свою загадку. Если отгадчик ошибся, он платит фант, который выкупается в конце игры.

Дидактическая задача. Закреплять умение детей классифицировать предметы (по цвету, форме, качеству); приучать их быстро думать и отвечать.

 Игровые правила. Подбирать только те слова, которые можно назвать одним обобщающим словом; бросать мяч обратно только после того, как сказал нужное слово.

Игровые действия. Бросание и ловля мяча.

Ход игры. Воспитатель, держа в руках мяч, становится вместе с детьми в круг и объясняет правила игры:

Читайте также:  Статус детского сада центр развития ребенка

-Сейчас я назову какой – либо цвет и брошу кому – нибудь мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать предмет этого цвета, потом он сам называет любой цвет и перебрасывает мяч следующему. Тот тоже ловит мяч, называет предмет, свой цвет и т. д.

«Зелёный» — говорит воспитатель (делает маленькую паузу, давая детям возможность вспомнить предметы зеленого цвета) и бросает мяч Вале. «Лист»,- отвечает Валя и, сказав «голубой», бросает мяч Вите. «Небо»,- отвечает Витя и говорит «жёлтый», бросая мяч следующему. Один и тот же цвет можно повторять несколько раз, так как предметов одинакового цвета много.

Основным признаком для классификации предметов может быть не цвет, а качество предмета. Начинающий говорит, например: «Деревянный»,- и бросает мяч. «Стол»,- отвечает ребёнок, поймавший мяч, и предлагает своё слово: «Каменный». «Дом»,- отвечает следующий играющий и говорит «Стальной».- «Ложка». И т. д.

В следующий раз за основной признак берётся форма. Воспитатель говорит слово «круглый» и бросает мяч любому играющему. «Солнце»,- отвечает тот и называет другую форму, например «квадратный», бросая мяч следующему игроку. Тот называет предмет квадратной формы (окно, книга, платок) и предлагает какую – либо форму. Одну и ту же форму можно повторять несколько раз, поскольку многие предметы имеют одинаковую формы.

При повторении игру можно усложнить, предложив назвать не один, а два или несколько предметов.

Дидактическая задача. Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

Игровые правила. Передавать камешек другому играющему можно только после того, как придумал предложение с названным ведущим словом.

Игровые действия. Передача камешка.

Ход игры. Дети и воспитатель садятся в круг. Воспитатель объясняет правила игры:

-Сегодня мы будем придумывать предложения. Я скажу какое – либо слово, а вы быстро придумаете с этим словом предложение. Например, я скажу слово «близко» и передам Мише камешек. Он возьмёт камешек и быстро ответит: «Я живу близко от детского сада». Затем он назовёт слово и передаст камешек рядом сидящему.

Слово в предложении должно употребляться в ой форме, в которой его предлагает загадывающий. Так по очереди (по кругу) камешек переходит от одного играющего к другому. Если дети затрудняются при ответе, воспитатель помогает им.

Эта игра проводится после того, как дети познакомились со словом и предложением.

Игровые действия. Перешагивать через черту, называть, не повторяясь, диких зверей. Кто не может вспомнить, возвращается.

Ход игры. Где – нибудь на свободном месте в одном конце двора или площадки стоит группа играющих. Это дом. На расстоянии нескольких шагов от дома – чем дальше, тем лучше – положена какая – нибудь метка и проведена черта. Это лес, где водятся разные звери. В этот лес и отправляется охотник – один из играющих. Стоя на месте, он произносит такие слова: «Я иду в лес на охоту, буду охотиться за…» Здесь он делает шаг в перёд и говорит: «зайцем»; делает второй шаг: «медведем»; делает третий шаг: «волком»; четвёртый шаг: «лисицей»; пятый: «…барсуком…». При каждом шаге охотник называет какого – нибудь зверя. Нельзя два раза называть одного и того же зверя. Нельзя называть и птиц, но если играть в охоту на птиц, то нужно называть только птиц.

Победителем считается тот, кто дошёл до леса, при каждом шаге называя нового зверя. Тот, кто не смог этого сделать, возвращается домой, а на охоту отправляется следующий. Неудачливому охотнику можно разрешить ещё раз пойти на охоту. Возможно на этот раз охота будет удачной.  

Дидактическая задача. Развивать у детей сообразительность, умение подбирать нужные по смыслу слова.

Игровые правила. Называть только одно действие человека данной профессии. Если ребёнок не может вспомнить, он ударяет мячом о пол, ловит его и затем бросает назад ведущему.

Игровые действия. Бросание и ловля мяча. 

Ход игры. Воспитатель, обращаясь к детям, предлагает им вопросы, например: «Вспомните, что можно шить?». Ответы детей: «Платье, пальто, сарафан, рубашку, сапоги, шубу и т. д. ». «Штопать?» — «Носки, чулки, варежки, шарф».- «Надвигать?» — «Шапку, платок, шляпу, панаму, бескозырку, фуражку, будёновку». – «Надеть?» — «Пальто, платье, чулки, шубу, плащ, юбку, сарафан, колготки».

Воспитатель заранее намеченные им слова. Дети дают ответы, подбирая слова, подходящие по смыслу.

СЛОВЕСНЫЕ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ 6 – 7 ЛЕТ.

Источник

Юдина Анастасия
Конспект дидактической игры для детей младшего дошкольного возраста «Чьи детки?»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Чувашской Республики «Чебоксарский профессиональный колледж» Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики

(ГАПОУ ЧР «ЧПК» Минобразования Чувашии)

План-конспект дидактической игры для детей младшего дошкольного возраста

Тема: «Чьи детки?»

Разработан студенткой 3-ого курса

группы ДО-1-15, Юдиной Анастасией

Чебоксары, 2017

План-конспект дидактической игры для детей младшего дошкольного возраста

Тема: «Чьи детки?»

Дидактическая задача: Закрепить знания о домашних животных, их детенышах, кто как кричит; упражнять в правильном звукопроизношении; вырабатывать умение соотносить изображение детенышей с картинкой большого животного.

Игровая задача: Приставить картинку детёныша к картинке взрослого животного, проимитировать его голос.

Игровые правила: Ставить карточку с изображением детеныша на фланелеграф можно только после того, как услышишь голос взрослого животного, который имитируют дети, а также после того, как правильно назовешь детеныша.

Игровые действия: Звукоподражание. Найти детеныша на картинке, поставить на фланелеграф рядом со взрослым животным.

Программное содержание.

Образовательные задачи: учиться сопоставлять, в данной игре, картинки детёныша к картинкам взрослой особи животного.

Развивающие задачи: развивать имеющиеся знания детей о животных, представленных в игре.

Воспитательные задачи: воспитывать умение работать в команде, выслушивать других, доброжелательно к ним относиться.

Методы и приёмы: словесный, наглядный, игровой — озвучивание животных.

Материалы и оборудование: картинки с изображением взрослых животных и картинки с изображением их детёнышей.

Предварительная работа: проведение непосредственной образовательной деятельности с детьми по ознакомлению и изучению представленных в игре животных.

Ход игры:

Воспитатель подготавливает для игры фланелеграф и набор картинок с изображением животных и их детенышей: корова и теленок, лошадь и жеребенок, коза и козленок, собака и щенок, кошка и котенок (и другие животные). До начала игры воспитатель с детьми рассматривает картинки, уточняет знание детьми названий животных и их детенышей. Дети упражняются в звукоподражании.

Читайте также:  Деятельность по развитию ребенка начальной школы

— Давайте покажем, как мычит корова. А как мяукает котенок? Будем сейчас играть. Посмотрите (на фланелеграфе лежит полоска зеленой бумаги) – это полянка. Здесь будут ходить животные.

Я сейчас вам раздам картинки (раздать картинки детёнышей). На лужок будут приходить животные и звать своих детенышей. Вы будете находить того детеныша, чья мама гуляет по лугу и зовет его к себе. Картинку будете ставить после того, как услышите голос животного. Воспитатель ставит картинку на фланелеграф, игра начинается. Дети произносят характерные для каждого животного звуки. После того как все мамы найдут своих детенышей, игру заканчивают повторением слов хором и по одному.

Показывая на лошадь (картинка на фланелеграфе) спрашиваю, что за животное изображено? Какие звуки она (лошадь) издаёт? Прошу дружно проимитировать ещё раз. При затруднениях – помогаю. Спрашиваю, у кого из ребят детёныш взрослой лошади? Прошу приставить его изображение, ещё раз озвучить.

Подведение итогов игры. Спрашиваем у детей: Что мы с вами делали? Вам понравилась игра? Кто какого детёныша приставил ко взрослому животному?

Источник

        Дидактическая игра

               «Шарик в ложке»

Цель: совершенствовать навык брать ложкой шарик  из плоской тарелки, переносить его на небольшое расстояние и класть в стаканчик.

Материал: ложка столовая, мелкая тарелка, стакан, четыре шарика.

                   Ход   игры

Воспитатель кладет в тарелку красные шарики и говорит: посмотрите, дети, у меня в тарелочке красные  вишенки. Возьму ложечку и наберу  в неё вишенок, покормлю куклу. Кормит куклу. Вот как Машенька хорошо ест вишенку. Съела?Косточку положу  в стаканчик.

Дети давайте всех куколок накормим вишенками(дети кормят  кукол).

          Дидактическая игра

                   «Шнуровка»

Цель: развитие координации мелких движений руки  и зрительного контроля.

Материал: картонная карточка(можно в форме  ботинка, баночки и т.д.) с дырочками и шнурок.

                   Ход   игры

Воспитатель  показывает шаблон. Посмотрите, дети, здесь по краям есть дырочки и привязан шнурок. Мы будем сегодня вышивать. Я шнурок вдеваю в каждую дырочку: то с одной стороны, то с другой. Посмотрите, какая получилась ровная дорожка. А теперь, вы ребята попробуйте. В качестве усложнения

предложить вышивание крест-накрест.

             Дидактическая игра

              «Собери цветок»

Цель: закрепить знания основных цветов, совершенствовать навык находить среди кружков разного цвета  нужный и вставлять его в середину цветка;   развивать мелкую моторику пальцев.

  Материал:

цветы красного, синего, желтого, зеленого цветов с вырезанной серединой и кружочками к ним.

                      Ход игры

Дети, давайте соберём на этом столе красивые цветы. У вас рядом лежат кружочки разного цвета. Нужно отыскать кружочек нужного цвета и вставить в цветок. Когда каждый из вас соберёт свой цветок, мы сделаем букет  и покажем его куколке. (Воспитатель спрашивает у детей, какого цвета у них цветы, серединка).    

        Дидактическая игра

   «Прищепки   в корзине»

Цель: развивать мелкую моторику пальцев; развивать умение  снимать  и надевать прищепки.

Материал:  маленькие прищепки,  корзинка (с тонкой  ручкой).

                      Ход игры

Входит зайчик. Детки, посмотрите к нам зайчик пришел и что-то с собой принёс. Дети рассматривают корзину

с прищепками. Воспитатель говорит:

зайчик хочет с вами поиграть. И показывает действия с прищепками. Дети пробуют надевать и снимать прищепки на корзинку. После этого   происходит обыгрывание.  Одну прищепку  надевает ребёнок, другую воспитатель (в роли зайчика). И так же снимают.

            Дидактическая игра

          «Соберем пирамидку»

Цель: упражнять детей  в умении  собирать  пирамидку: снимать и нанизывать кольца. Учить детей   находить одинаковые по величине предметы путем накладывания одного предмета на другой.

Материал: пирамидки из пяти колец

                       Ход игры

Воспитатель показывает детям пирамидку, они рассматривают её. Затем воспитатель снимает с пирамидки кольца, сопровождая свои действия словами: «Была пирамидка, кольца сняли – будем кольца на стержень надевать! Далее снова разбирает  и собирает пирамидку. После этого предлагает всё самостоятельно проделать  детям.

          Дидактическая игра

          «Составь картинку»

Цель: учить детей составлять  картинку целого предмета из двух  —   четырёх  частей.

Материал: разрезанные картинки предметные, образцы.

                      Ход игры

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, малыши называют, что на них изображено. Затем воспитатель показывает часть картинки и спрашивает: — Как вы думаете, от какой картинки этот кусочек? – От яблока. Воспитатель накладывает часть картинки на целую.  – А теперь найдем другую часть яблока. Когда половинки найдены и положены с целой картинкой, воспитатель говорит: — Вот и получилось целое яблоко и  т.п.

             Дидактическая игра

           «Разложи-ка кубики»

Цель: учить детей группировать  объекты по величине: большие, маленькие, закреплять цвет.

Материал: большие и маленькие  кубики  красного цвета.

                    Ход игры

Воспитатель показывает детям пять больших и пять маленьких кубиков. Выбрав из общего материала один большой кубик, показывает его детям: «Вот какая игрушка». Затем берет маленький кубик и, показав его, поясняет, что есть ещё и такие кубики. Акцентирует внимание малышей на том, что оба кубика разные: такие и вот такие. Затем воспитатель показывает детям, как можно группировать предметы.

Читайте также:  Содержание и методики математического развития ребенка

      Дидактическая игра

        «Подбери по цвету»

Цель: закреплять у детей умение   подбирать  предметы по цвету.

Материал: у каждого ребенка  карточка , разделенная на четыре клетки  красного, синего, зелёного, жёлтого цветов,  мелкие кубики тех же цветов.

                     Ход игры

Воспитатель раздает детям карточки и кубики. Показывает и рассказывает детям: -Вот у меня красный кубик нарисован, я на него положу красный кубик, на синий кубик – синий, на зелёный кубик – зелёный, а на жёлтый кубик – желтый. После этого предлагает всё самостоятельно проделать  детям. Воспитатель спрашивает у детей какого цвета у них кубики.

Дидактическая игра

«Подбери блюдца к чашкам»

Цель: продолжать учить детей  соотносить предметы по цвету: желтое блюдце  к  желтой чашке и т.п.

Материал: чашки и блюдца красного, синего, желтого, зеленого цветов.

                   Ход игры

Воспитатель говорит детям, что сегодня к ним придут в гости куклы. Нужно угостить их чаем. И показывает, что на столе стоят только блюдца. – Ребята, а из чего же наши куколки  будут пить чай? Воспитатель, показывая блюдце, называет его цвет, и просит детей достать с полочки такую же по цвету чашку.

     Дидактическая игра

  «Поможем кукле Кате одеться на прогулку»

Цель: учить детей запоминать название одежды, обуви; последовательность одевания на прогулку.

Материал: кукла с комплектом одежды.

                            Ход игры

Воспитатель предлагает детям пойти погулять вместе с куклой Катей. И просит их помочь одеть ей одежду. (Одежда куклы по сезону).  Рассказывает, какая погода на улице и подводит детей к самостоятельному подбору  предметов одежды для прогулки. Дети достают одежду куклы из шкафчика.

               Дидактическая игра

                «Узнай и назови»

Цель: знакомить детей с круглой  формой  предмета.

Материал: помидор, яблоко, апельсин.

                     Ход игры

Воспитатель показывает детям муляжи помидора, яблока, апельсина. И спрашивает у детей, что у меня в руке? Дети должны узнать и назвать. Воспитатель помогает детям описать предмет, находящийся у него в руке. Помидор красный, круглый как шарик, вкусный. Аналогично описываются другие предметы.

     Дидактическая игра

   «Найди детёныша»

Цель: учить находить детенышей  домашних животных.

Материал: два  вида картинок : мамы и их детеныши.

                       Ход игры

Дети с воспитателем рассматривают картинки домашних животных. Воспитатель просит назвать животных, спрашивает, как они кричат (корова мууу, кошечка мяу и т.п.). Потом раскладывает картинки с детёнышами. И спрашивает, а это кто? Если дети затрудняются ответить, то воспитатель поясняет детям, например: это мама корова, а это её детеныш, теленок. Аналогично рассматривают другие картинки.

Дидактическая игра

«Найди свой домик»

Цель: учить детей ощупывать контур и отверстия фигур.

Материал: игра-панно с отверстиями, вкладыши фигур: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.

                   Ход игры

Воспитатель показывает детям панно с отверстиями и вкладыши фигур. Пальчиком проводит по контуру отверстий панно и вкладышам фигур. Затем берет фигурку вкладыш, находит такое же отверстие на панно и вставляет его. Аналогично проводит действия со всеми фигурами вкладышами.

   Дидактическая игра

     «Грибочки по местам»

Цель: побуждать детей вкладывать грибочки в отверстия и различать основные цвета.

Материал: небольшая дощечка, разделенная на четыре квадрата красного, зеленого, желтого и синего цветов и двадцать грибочков (по пять каждого цвета).

                        Ход игры

Воспитатель показывает детям дощечку с грибами. Затем называет цвет квадратов и грибов. Освобождает дощечку от грибов и говорит, а теперь я поставлю грибочки по местам. И показывает, как это нужно сделать, поясняя свой рассказ. После этого раздает детям по пять грибов (одного цвета) и предлагает самим расположить грибы по местам и назвать их цвет.

                Дидактическая игра

                 «Что звучит?»

Цель: совершенствовать навык дифференциации  звучания различных предметов (барабан, колокольчик, молоток, бубен, дудочка), называть предмет и действие с ним.

Материал: ширма, молоток и два  комплекта звучащих инструментов.

                     Ход  игры

Воспитатель показывает детям предметы, лежащие у него на столе (второй комплект лежит на столе у детей), и спрашивает, что это и как оно звучит.  Если дети затрудняются, воспитатель поясняет. Прячет за ширму инструменты, играет на них поочередно. Дети слушают (угадывают)  и приносят такой же инструмент воспитателю.                    

       Дидактическая игра

           «Кто пришёл?»

Цель: формировать умственную активность ребенка в процессе игровой деятельности.

Материал: карточка с изображением животных, ширма.

                      Ход игры

Дети сидят полукругом , в центре ширма, за ней стол с картинками с изображением животных. Воспитатель предлагает пойти ребенку за ширму и выбрать себе картинку. Ребенок выбирает картинку и изображает животное. Собачка (гав-гав), петушок (ку-ка-ре-ку) и т.п. Эту игру можно провести иначе. Сначала изобразить животных, а потом найти их на картинке.

Источник