Конкурс как способ развития ребенка
Одаренные, талантливые дети и молодежь — это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи.
Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одаренных детей. Одной из приоритетных задач становится формирование творчески, смело и свободно мыслящего человека, обладающего высокой культурой, широкими и глубокими, постоянно обновляющимися и развивающимися знаниями.
Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одаренных детей. Одной из приоритетных задач становится формирование творчески, смело и свободно мыслящего человека, обладающего высокой культурой, широкими и глубокими, постоянно обновляющимися и развивающимися знаниями.
Современное общество испытывает большую потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества. Обществу необходим Человек – Творец, интеллектуальная личность, человек одарённый, объектом пристального внимания является развивающаяся личность с её внутренним миром, интересами, потребностями, творческими возможностями.
Одаренные, талантливые дети и молодежь — это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. И именно данный социальный заказ усиливает внимание к проблеме развития творческой активности учащихся, которая способствует становлению индивидуальности человека, его самовыражению, самореализации и успешной социализации.
Необходимыми параметрами развития признаются мышление, творческие способности, личностные качества. Вместе с тем креативный потенциал личности не формируется сам по себе, спонтанно. Его нужно развивать.
На развитие креативности оказывают влияние следующие факторы:
- наследственность;
- специально организованное обучение;
- собственная активность ребенка, его удовольствие и радость от творческой деятельности;
- окружающий социум (родители, педагоги, дети).
Выделяют несколько направлений работы, сопутствующих развитию одаренности ребенка:
- развитие любознательности как основы познавательной активности;
- развитие познавательных процессов;
- развитие творческого воображения;
- обогащение представлений об окружающем мире.
- развитие креативности;
- развитие коммуникативности;
- развитие эмпатии, воспитание доброжелательности, умения договариваться и уступать, преодоление эгоцентризма.
Таким образом, возникает необходимость создания оптимальной среды для ребенка, которая будет:
1. Способствовать обогащению ребенка широким спектром эстетических впечатлений.
2. Направлять их творческую активность.
3. Вызывать желание экспериментировать.
4. Создавать основу для разнообразных видов детской деятельности в едином культурном пространстве.
5. Создавать для детей ситуацию успеха — участие в фестивалях, конкурсах, городских мероприятиях, детских конференциях, семинарах, олимпиадах.
В основе работы с учащимися по развитию творческих способностей лежит постулат Сократа: «В каждом ребенке есть солнце, только дайте ему светить».
Для начала необходимо определить, что такое творчество и творческая личность:
Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано или сделать по-новому, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке — это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству, а творчество — это целенаправленная деятельность человека, создающая новые ценности, обладающие общественным значением.
В чем проявляет себя творческая личность?
✓ Чувствительна к проблемам: распознает проблемы как таковые, ставит привычное под сомнение, разведывает новые возможности
✓ Мыслит гибко. Ориентируется в различных областях, широкий кругозор.
✓ Оригинальна, комбинирует различные находки.
✓ Работа приносит ей удовольствие.
✓ Вынослива, упорна, энергична, не останавливается на достигнутом.
✓ Уверена в своих оценках. Фильтрует перспективные идеи, распознает удачные решения.
Положительный опыт, приобретенный во время участия в соревнованиях, может впоследствии найти отражение в активном образе жизни на протяжении многих лет.
Таким образом, создавая условия для формирования у подрастающего поколения активной жизненной позиции, конкурсы и фестивали выполняют важнейшую функцию развития и социализации детей.
Социализация — это процесс вхождения индивида в общество, активного усвоения им социального опыта, социальных ролей, норм, ценностей, необходимых для успешной жизнедеятельности в данном обществе. Если творчество не станет ценностной ориентацией в юношеский период, то существует вероятность, что оно не будет сформировано и в будущем. Следовательно, не поддержав в этом возрасте развитие личностного творческого потенциала, мы обрекаем личность на большие трудности. Поэтому большая роль отводится творческому развитию личности. Это растянутый на всю жизнь процесс обучения своему социальному месту.
Итак, конкурс и фестиваль – действенный способ побудить творческую активность ребёнка. Одной из главных целей в проведении конкурсов и фестивалей является поиск одаренных, творческих, талантливых детей, для организаторов важно открыть новые имена и поддержать их творчество.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день в педагогике искусства и психологии существует две крайние точки зрения:
∙ «все дети являются одаренными»
∙ «одаренные дети встречаются крайне редко».
Сторонники одной из них полагают, что одаренность — уникальное явление, другие считают до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий.
Аргументы «за и против» есть и у той и другой стороны. Критериев, по которым дифференцируют одаренность много: ранняя и поздняя, актуальная и потенциальная, общая и специальная и т.д. Ряд исследователей признает, что «детская одаренность» понятие не жесткое, а динамичное. Уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой).
Выделяют несколько категорий детей, которых обычно и называют одаренными:
— дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (интеллектуальная одаренность);
— дети с высоким уровнем творческих способностей — юные музыканты, художники и др. (творческая одаренность);
— дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).
На мой взгляд, абсолютное большинство детей имеет предпосылки для развития того или иного вида одаренности. Одаренность — это совокупность различных способностей. При этом «творческая одаренность» как понятие — это характеристика не просто высшего уровня выполнения деятельности, но ее преобразования и развития.
Творческая деятельность, которая осуществляется по инициативе самого ребенка, постоянно совершенствуется, реализуя все новые замыслы, рожденные в процессе самой работы. Именно эту точку зрения, как педагог, я разделяю, поэтому в работе с детьми особое значение для меня имеет собственная активность ребенка.
Соревнование является важной характеристикой роста и развития детей. Организованные на должном уровне соревнования могут быть полезны как для общего развития ребенка, так и сыграть активную роль в формировании необходимых для него волевых качеств, укрепления, закалки характера.
Через соревнование ребенок формирует собственное представление о своих возможностях, самоутверждается, приобретает уверенность в своих силах, учится рисковать, приобретает первый опыт «разумного авантюризма».
Положительный опыт, приобретенный во время участия в соревнованиях, может впоследствии найти отражение в активном образе жизни на протяжении многих лет.
Творчески одаренные подростки общительны и склонны к широким социальным контактам, их следует включать в активную общественную и творческую деятельность, тем более что они обычно показывают большую эмоциональную стабильность и достаточно спокойно относятся к критике и собственным ошибкам.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что участие в творческих фестивалях и конкурсах наиболее благоприятное воздействие может оказать на развитие отдельной личности и коллектива именно в школьном возрасте.
В целом можно выделить личностные качества, позитивно и негативно влияющие на развитие одаренности:
∙ позитивно влияют на становление одарённости — познавательная мотивация, развитый мотив достижения успеха, общая адекватная самооценка, низкий уровень тревожности, уверенность в себе, эмоциональная устойчивость;
∙ негативно воздействуют на возможности реализации творческого потенциала детей и подростков — несформированность мотивационной сферы, развитый мотив избегания неудач, заниженная или чрезмерно завышенная самооценка, повышенная чувствительность, высокий уровень тревожности, неуверенность в себе и своих способностях.
Поэтому при работе с детьми важно учитывать, что необходимым условием развития творческой одаренности школьников является соблюдение принципов гуманистической психологии — безоценочности, принятия, безопасности, поддержки.
Одна из важнейших задач на этом этапе — формирование у детей уверенности в себе и своих силах, а также позитивного отношения к себе и к окружающему миру.
Конкурс и фестиваль — действенный способ побудить творческую активность ребенка
Одним из самых действенных способов побудить творческую активность — это предложить участие в творческом мероприятии: концерте или спектакле, а также в фестивале или конкурсе. Детям хочется себя показать и на других посмотреть, им важно и само участие в творческом состязании, но не менее важно получить признание своей творческой деятельности, т.е. победить. Задача меня, как педагога, помочь в самореализации и так организовать свою работу, чтобы эта часть его творческого пути была успешной.
Конкурсная практика характеризуется целым комплексом целей. Одна из них — развитие учащихся, в процессе которого выступление на конкурсе становится итогом определенного этапа совместной работы ученика и преподавателя, весьма ценным показателем ее качества. От школьной системы контроля успеваемости детей — зачетов, экзаменов, контрольных уроков, открытых концертов — конкурсы отличаются наличием соревновательного компонента, требующего особенно высокой степени мобилизации способностей и усилий как детей, так и педагогов.
Открывается возможность выйти за пределы рутинного учебного процесса, постоянного круга общения: получать новые впечатления от общения с коллегами, расширять во многих отношениях профессиональный кругозор, сравнивать собственные достижения с успехами коллег, видеть и оценивать общий уровень детской исполнительской культуры и т. п.
Существуют разного типа конкурсы. В первую очередь нужно четко понимать, в чем особенности и различия конкурса и фестиваля, а также выстраивать постепенный, последовательный график участия в них. При этом нужно учитывать многие факторы: реальные способности, степень подготовленности, степень конкурентоспособности своего ученика, понимать и адекватно оценивать каковы его шансы на успех.
Конкурс — (от латинского concursus, буквально — стечение, столкновение, встреча). Соревнование, имеющее целью выявить лучших из числа участников.
А значит — борьба. И чем выше уровень конкурса или фестиваля, выше и уровень конкурсной конкуренции, она достаточно жесткая, и участники должны обладать не только профессиональными навыками, но иметь большой опыт публичных выступлений.
Фестиваль — широкая общественная праздничная встреча, сопровождающаяся смотром достижений каких-нибудь видов искусства.
Участие в фестивале дает возможность получить опыт творческого общения, которое возникает в пространстве праздника, ощутить радость творческого процесса, пообщаться в неформальной обстановке со своими ровесниками.
Конкурсы-фестивали, ставшие популярными в последнее время и значительно обновившие современную конкурсную практику, больше отвечают культурно образовательным потребностям общества. Объединяя в себе задачи фестиваля и конкурса, такой творческий проект дает больше свободы и вариативности в организации, возможность представить несколько детское творчество более широко, организовать мастер-классы для наших учащихся с участием профессионалов высокого уровня.
Это — отличные стартовые площадки для школьников и студентов, они вовлекают в конкурсный процесс большее количество участников и педагогов, чем традиционные, «академические», конкурсы, служат хорошим дополнением к учебному процессу.
Главная направленность такой программы — развитие творческой личности учащихся. Не менее важно вовлечение в этот процесс родителей, которые не всегда верно понимают цели и смысл соревнования юных исполнителей, а в русле конкурса-фестиваля естественно вовлекаются в дело художественного воспитания ребенка.
В конкурсах-фестивалях создается ситуация, не травмирующая детскую психику, что, к сожалению, часто происходит в ходе традиционных конкурсов.
Главное для конкурсанта, тем более маленького, почувствовать сцену, себя на этой сцене, посмотреть на других, услышать мнение и советы. Выход на большую сцену даёт почувствовать уверенность в своих силах, при этом требует более широких знаний, навыков, мастерства, что является дополнительным стимулом над собой.
Только если все это доставляет ему удовольствие, а не сплошной стресс, этим имеет смысл заниматься.
Вообще не участвовать в конкурсах и фестивалях? Мне такая позиция представляется неверной, потому что конкурсы и фестивали – это большая школа мастерства, только сжатая временными рамками 3-5 дней. И опыт показывает, что, принимая участие в конкурсах и фестивалях, и ученика и педагога происходит качественный профессиональный рост, каждый получает максимум впечатлений, информации, практического опыта.
Для детей это возможность показать свои достижения, быть услышанным зрителем, а также в ситуации творческого состязания получить путевку на конкурсы городские, окружные, всероссийские и международные. Участие в нем дает возможность нашим воспитанникам оценить свои возможности, увидеть и услышать, уровень других, расширить рамки своего репертуара понравившимися произведениями. Следующая ступень в приобретении творческой смелости, опыта конкурсантов и дополнительный стимул для активной самореализации — выход на большую сцену, на большую зрительскую аудиторию и это фестиваль.
Так постепенно повышается уровень нашей фестивальной и конкурсной жизни. «Талант ученика в скорости его обучаемости»,- говорил учитель С. В. Клубков.
Победа на творческом конкурсе — это признание творческой состоятельности, она дает большие возможности в реализации творческого потенциала победителям, а также имеет не только моральное удовлетворение.
Педагог несет ответственность за то, в какой форме выходит ученик на тот или иной конкурс. Ведь «рука учителя», конечно же, будет ощущаться в творчестве ученика, но его мастерство заключается в том, чтобы ее не заметили, чтобы конкурсный материал раскрывал дарование ребенка, а не амбиции взрослого.
Но запоминаются фестивали и конкурсы не только одержанными победами, а теми встречами, знакомствами, впечатлениями, которые мы на них получаем. И от того, какая атмосфера царит на фестивале, зависят и конкурсные результаты, и то, что вынесет в плане творческого роста каждый участник.
Вывод. Участие в конкурсах важная составляющая творческой жизни ребенка, в ней заложены огромные образовательные возможности, главное ими правильно воспользоваться. Потому что каждому, а тем более ребенку важно знать, что его творчество востребовано и оценено по достоинству. Ему важен успех, и от нас взрослых зависит — будет ли эта конкурсная и фестивальная жизнь интересной, полезной и ведущей к успеху.
Выбор конкурса, выбор программы, организация и содержание подготовки к конкурсу – это ежедневная, сложная и не всегда победная работа преподавателя. Главное не опускать рук и не терять веры в свое преподавательское предназначение — быть проводником в мир искусства для своих учеников. От нас с вами зависит, что собой будут представлять конкурсы и фестивали сегодня – образовательное пространство и территорию творческого роста или выставку достижений и амбиций. В одном я убеждена точно, что запоминаются фестивали и конкурсы не столько победами, сколько впечатлениями, которые после них остаются. Теми открытиями, которые там произошли. Теми встречами, которые там состоялись, контактами которые завязались.
Когда ты осознаешь себя как часть творческого сообщества, ты чувствуешь свою включенность в большой созидательный процесс духовной, культурной жизни.
Таким образом, создавая условия для формирования у подрастающего поколения активной жизненной позиции, конкурсы, фестивали и праздники выполняют важнейшую функцию развития и социализации детей. Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что участие в творческих фестивалях, праздниках и конкурсах наиболее благоприятное воздействие может оказать на развитие отдельной личности и коллектива в целом именно в подростковом возрасте.
Решение:
— Активно внедрять в воспитательную деятельность новые формы и методы работы с детьми и подростками в соответствии с возрастными особенностями и их темпераментом, что способствует социальному и профессиональному самоопределению учащихся.
— Педагогам при планировании воспитательной работы учитывать особенности учащихся в целях определения потребностей и интересов участников образовательного и воспитательного процесса.
— Создавать условия для формирования у подрастающего поколения активной жизненной позиции.
— Использовать новые и интересные формы работы с родителями.
— Использовать в работе Интернет-ресурс для информатизации родителей о работе педагогов.
Источник
Педагогическое чтение
Тема: «Влияние фестивалей, конкурсов и спартакиад на развитие личности ребенка»
Подготовила: старший воспитатель ГДО МБОУ Алгачинской СОШ Фатеева Светлана Александровна
Актуальность данной темы обусловлена социальной потребностью в выявлении юных дарований, развитии творческих способностей в дошкольных учреждениях и практических действий на пути к мастерству.
Наша группа дошкольного объединения одна из многих, которая находится далеко от центра Зеи, Амурской области, и не всегда есть возможность, куда-то выехать и показать себя – что мы умеем, какие мы дружные и отчаянные дети. Сейчас очень много в интернете возможностей, чтобы участвовать в различных дистанционных конкурсах и олимпиадах. И это очень хорошо, но участвуя дистанционно, ребёнок не может ощутить тот азарт и ту силу духа, которую он испытывает в действительности, участвуя и переживая за каждый момент своего выступления и переживания за своего товарища в команде. Последние три года, я стараюсь вывозить детей на различные мероприятия и одних и с родителями. Как приятно наблюдать за творением своего шедевра. Родители и дети вместе получают положительные и нереальные эмоции. Спасибо отделу образования Зейского районного Амурской области за понимание и оказанную помощь в доставке, хотя это и не всегда легко. У нас одна разновозрастная группа и не всегда, получается, достичь тех результатов, которых хочется, то воспитанников не хватает определённого возраста, то детки совсем маленькие. Я не ищу, каких то одарённых детей, все они у нас очень эмоциональные, раскрепощенные, свободные в поведении и в разговоре, и поэтому я как педагог стараюсь заинтересовать всех дошкольников в различных соревновательных мероприятиях, чтобы ощутит тот дух победы и испытать это самому ребёнку. Иногда видя их слёзы, как они переживают, что победа досталась другим, это в них организует и стимулирует вернуться и доказать всем, что они лучшие. И именно с этими слезами у них вырабатывается стержень настойчивости, упорства и силы духа.
Я считаю, что творческое развитие детей является одним из важных вопросов, которому уделяется большое внимание. Ведь только так можно помочь дошкольнику быть лидером для своих сверстников и личностью. Мы постоянно придумываем новые средства, приёмы и методы, с помощью которых можно решить проблему – неуверенности, стеснительности, зажатости.
С учетом требований ФГОС сегодня творческое развитие детей должно быть направлено на их самореализацию, особенно в младшем школьном возрасте, когда ребенок еще только вступает на первую образовательную ступень и не знает, что для него важно, какова цель его обучения, что может и умеет делать лично он. Поэтому на сегодняшний день творческое развитие дошкольников в дополнительном образовании становится актуальным в качестве условия для их самореализации. А это значит, что основной упор должен быть не просто на развитии творческих способностей дошкольников, но на развитии личности, способной к саморазвитию, познанию себя и своих возможностей. Именно поэтому конкурсная деятельность является значимым результатом образовательного процесса и важной частью целостного развития каждого ребенка. Развитие конкурсной деятельности в дошкольном учреждении является серьезной поддержкой для творчески одаренных и не одарённых детей. Ведь мы и только мы можем раскрыть ребёнка, с которым мы играем, занимаемся и проводим большую часть времени в сутки. В результате опытным путем определяются пути развития заложенных в дошкольнике возможности и раскрываются инновационные формы и подходы к организации образовательного процесса, направленного на творческое развитие личности. Через все пройденные этапы: конкурсы, фестивали и т.д. у ребёнка воспитывается самоконтроль и самостоятельность.
Чтобы выйти на высокий уровень, дети проходят, начиная с маленькой ступени конкурсной программы, и это им помогает понять и критиковать себя. Конкурсная деятельность оказывает огромное влияние на творчество юных исполнителей. Организация конкурсного движения и привлечение дошкольников к активной конкурсной и концертной деятельности являются одной из составляющих системы образовательного процесса дошкольного учреждения. Создаются условия для оптимального развития одарённых детей, включая тех, чья одаренность на данный момент еще не проявилась, а также просто способных детей, в отношении которых есть надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Это является одной из главных направлений в моей работе.
Возможность участия в различных конкурсных мероприятиях является сильнейшим стимулом для упорной работы, как детей, так и педагогов дошкольного учреждения. Организованная конкурсная деятельность стимулирует дошкольников продолжать обучение, рождает интерес к публичным выступлениям. Участие в конкурсах ставит перед детьми конкретную цель, близкую их пониманию: померяться силами с другими детьми в соревновательной форме. Победы и участие детей в конкурсах и фестивалях являются яркими показателями качества образования. Любой, даже скромный по масштабам конкурс не просто проект, мероприятие, проведение которого диктуется традицией – это культурное событие, акция, позволяющая осуществить «смотр» наличного состава (контингента) участвующих с выявлением одаренных детей, и оценку профессиональных педагогических сил, помогающее налаживать творческую коммуникацию преподавателей, обмен опытом, проводить необходимый пересмотр и обновление целей, задач, методов обучения, оценочных критериев.
Как приходится иногда всматриваться в лица детей и понимать, что они переживают, волнуются, радуются, и только тогда выплёскивают наружу свои настоящие эмоции. Конкурсная деятельность является неотъемлемой частью обучения и воспитания дошкольников, оказывает благотворное влияние на их развитие и способствует развитию гармоничной личности. С помощью этого они учатся управлять собой и своими талантами.
Очень важно вовлечь в этот процесс родителей, которые непременно должны включиться в этот процесс, чтобы поддержать своего ребёнка и дух коллективизма. И здесь становится уже не так просто. Исходя из своего личного опыта, я могу выявить три ситуации. Рассмотрим первую из них: и родители и ребенок одинаково высоко заинтересованы в развитии творческого потенциала последнего. Казалось бы, что может быть лучше? Однако тут существуют нюансы, например, у родителей изначально поставлены высокие цели, такие, как призовые места, начиная с первых выходов на конкурсную сцену, а ребенок, в силу недостаточности опыта просто на данный момент этим требованиям не соответствует. Здесь важна работа именно с родителями, необходимо так же, как и ребенку, донести, что сразу ничего не бывает, и что именно регулярная работа ВОЗМОЖНО(!) может принести какие-то плоды. У меня в практике было такое, что родители, после неудачного выступления ребенка, сказали ему, что в таком случае смысла, продолжать конкурсную деятельность нет, ЭТОГО КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ! Проводились долгие беседы, в качестве примера я приводила истории тех дошкольников, которые благодаря долгому, упорному труду, через ряд поражений, таки вышли на достаточно высокий уровень. Возможна и такая ситуация: ребенок хочет и готов прикладывать усилия, пытаться, проигрывать, извлекать из всего из этого свою пользу, а родители зациклены на безразличии ко всему, где бы ни проявлял себя ребёнок (мотивируя это тем, что им некогда и это ни к чему). И мне как педагогу очень жаль таких родителей, которые не хотят наблюдать за результатами своего ребёнка. И я как педагог беру эту ситуацию в свои руки и прошу разрешения у родителей сопровождать и участвовать в мероприятиях. И, наконец, третья ситуация: родители очень хотят участия в конкурсах и каких-то результатов, а ребенок не проявляет абсолютно никакого стремления и интереса в эту сторону. В этом случае можно попробовать объединить усилия с родителями вместе пытаться пробудить этот интерес различными способами. Это, например, выступления на концертах малого масштаба для начала. Я, например, на один маленький конкурс объединила своих воспитанников: старшую подгруппу конкурсантов с подгруппой младшей, получился отличный ансамбль. Дети смотрят, у них появляется желание научиться играть так же, как старшие, появляются какие-то зачатки интереса. Участие в конкурсах дает детям возможность проверить свою компетентность и конкурентоспособность, приобретая бесценный опыт публичных выступлений. Как ни парадоксально, поражение тоже может стимулировать к личностному росту. Это во многом зависит от нас взрослых. Необходимо найти нужные слова, оптимистично рассмотреть все минусы и помочь приобрести ребенку позитивный опыт. В первую очередь нужно дать понять ребенку, что конкурс – это в первую очередь не способ выигрыша, а возможность научиться чему-то новому на наглядном примере других участников. Часто бывает, что успех приходит не сразу, и у ребенка появляется страх перед поражением. Тут важно научить его извлекать выгоду из своей неудачи, научить получать опыт из этого. Известная поговорка «Москва не сразу строилась» очень актуальна в этой ситуации. Если я смогу правильно настроить дошкольника, у последнего возникает так называемый спортивный интерес. Он начинает задаваться вопросом: почему его соперники равны ему по возрасту, но у них, получается, выбиться на вершину пьедестала, а у него нет. Участник-дошкольник на конкурсах в первую очередь должен слушать других участников, смотреть на них, перенимать их опыт. Что-то он возьмет, что-то пригодится, конечно же, не все. Здесь важно чувство меры, чтобы не стать копией кого-то, ведь каждый ребенок уникален, а простое копирование может напрочь перекрыть именно творческую составляющую, что конечно никому не нужно. Таким образом, накапливается определенный багаж из собственного опыта (он уже более спокойно и раскованно чувствует себя на сцене, на площадке, в коллективе и т.д.) и личного впечатления от восприятия выступлений других детей. Поэтому мы всегда сначала начинаем с небольших конкурсов, например, дошкольных, а потом уже и районных, и городских. Но планку всегда следует повышать, чтобы не оставаться на одном уровне. Спустя какое-то время, этот багаж начинает давать свои плоды, появляются первые успехи. Начинается вторая стадия самообразования и самореализации. Любому человеку нравится, когда у него после каких-то трудностей начинает что-то получаться. Здесь опять же важно не понижать уровень, занятия становятся более интенсивными, но приносят больше удовольствия, а отсюда и пользы. У ребенка появляется стимул к дальнейшей самореализации, он начинает искать все новые возможности для улучшения своего исполнительского уровня. Например, если на начальном этапе достаточно было прослушать новое произведение в одном варианте исполнения, то теперь, опять же исходя из опыта своих учеников, они начинаю прослушивать не просто несколько вариантов.
Участие в конкурсах дает стимул также и для самообразования. Дети, наблюдая и слушая других участников, узнают новые произведения, новые упражнения, захватывающие работы и у них возникает желание самостоятельно ознакомиться с ними. Я даже помню один из эпизодов, который случился на спартакиаде, где мы показали себя одной целой командой, и я в них видела воинов и борцов за свою победу за честь нашего дошкольного учреждения. Они подходили и планировали, как лучше выполнить ту или иную эстафету, чтобы опередить противников.
Конечно, это приносит мне огромную радость и в работе с детьми и сближает в работе с родителями, которые уже с уверенностью доверяют мне своих детей и поэтому я вижу их и первые шаги и то как они спотыкаются и плачут и смеются и это очень дорогого стоит.
И хочется поделиться со своими задачами, что мы – педагоги должны вовремя заметить потенциал и желание, и направить его в нужное русло. И в заключении, хотелось бы сказать о том, что бы это не было или конкурсы, или фестивали, или спартакиады в первую очередь должны быть в радость, особенно начинающим участникам, а те, кто уже почувствовав вкус победы, получат новую сильную мотивацию к самореализации к продолжению занятий. Всё это приводит к развитию дошкольников и в процессе выступления на конкурсной сцене, становится итогом определенного этапа совместной работы воспитателя и ребёнка.
Источник