Конфликты ребенок с отклонениями в развитии

Урегулирование конфликтов с участием детей с ограниченными возможностями здоровья

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это дети, имеющие временные или постоянные нарушения в физическом и (или) психическом развитии, которые нуждаются в создании специальных условий для получения образования. Специальные условия — это необходимые для детей с ОВЗ приспособления, технологии, способы, методы, программы, пособия и другие средства, обеспечивающие реализацию их конституционных прав и свобод [3].

Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы.

На сегодняшний день можно отметить, что эффективность образовательной деятельности и специальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья остается недостаточной и не может удовлетворить потребности, как семьи, так и государства. Проводя большую часть времени в кругу себе подобных, ребенок постепенно утрачивает шанс адаптироваться когда-либо к жизни в обычной социальной среде. Этот процесс может происходить в рамках интеграции, а так же в рамках несколько другого, более перспективного направления – инклюзии. Инклюзивное образование дает возможность всем воспитанникам (включая детей с ОВЗ) в полном объеме участвовать в жизни коллектива образовательного учреждения. В ходе такого образования дети с ОВЗ могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Инклюзивное образование обеспечивает формирование у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих ценностей, как: взаимное уважение, толерантность, осознание себя частью общества, предоставление возможностей для развития навыков и талантов конкретного человека, взаимопомощь, возможность учиться друг у друга, возможность помочь самим себе и людям в своем обществе. Но необходимо отметить, что с процессом включения таких детей в массовые образовательные учреждения связано много сложностей [3, 4].

Большинство детей с ОВЗ отличается низкой познавательной активностью, что проявляется в отсутствии интереса к заданиям, плохой сосредоточенности, медлительности, безучастии, безразличии. Для таких детей характерны расстройства эмоционально-волевой сферы. У одних детей они проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других — в виде заторможенности, застенчивости, робости. Повышенная эмоциональная возбудимость у них может сочетаться с плаксивостью, капризностью. Незрелость, которая проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах. В результате это приводит к трудностям социальной адаптации и увеличению конфликтных ситуаций [2].

Конфликт – социальное явление, которое естественно для такого динамичного социума, каким является современное образовательное учреждение. Педагог в своей деятельности должен учитывать индивидуально-психологические, возрастные особенности личности учащегося, социальную ситуацию его развития, иметь представление о социальном окружении ребенка (семья, внеучебная деятельность, интересы). Конфликтное поведение учащихся с ОВЗ усугубляется наличием дефекта [7].

Индивидуальные особенности развития учащихся с ОВЗ как факторы, способствующие возникновению конфликтов:

Необходимо отметить, что они не обязательно будут встречаться у учащегося с ОВЗ, но есть некоторая предрасположенность.

  1. Негативное влияние на личность ребенка психотравмирующей ситуации, связанной с физической беспомощностью, изолированностью, частой госпитализацией и вследствие этого затрудненной социальной адаптацией.
  2. Большая часть из них не владеют адекватными стратегиями поведения в конфликте. В связи с этим в учебно-воспитательном процессе особое внимание при работе с такими детьми должно уделяться предотвращению, профилактике и урегулированию конфликтов. Педагоги должны научить детей с ОВЗ адекватным методам урегулирования конфликтов. Чтобы сделать менее острыми те трудности, которые испытывает сам учащийся, а также его родители и школа, необходимо заранее знать каковы могут быть проявления конфликтности в этом возрасте. И в связи с этими знаниями строить воспитательный процесс, который должен быть направлен на уменьшение агрессивности и конфликтности.
  3. Завышенная или заниженная самооценка своих возможностей и способностей.
  4. Стремление к лидерству.
  5. Консерватизм мышления, взглядов, убеждений.
  6. Излишняя принципиальность и прямолинейность в высказываниях и суждениях.
  7. Определенный набор эмоциональных качеств личности: тревожность, агрессивность, упрямство, раздражительность.

В ходе исследований установлено, что учащиеся с ОВЗ намного хуже учатся и развиваются там, где сложился нездоровый                                    социально-психологический климат в классе или учительском коллективе [2].

Рекомендации по профилактике конфликтного поведения

учащихся с ОВЗ

  1. Важное значение имеет внедрение в педагогическую практику здоровьесберегающих технологий, способствующих снижению конфликтогенных факторов развитию позитивных взаимоотношений в формальных и неформальных структурах школьного социума.
  2. Отказаться от стратегии сглаживания и игнорирования конфликтов в пользу стратегии своевременного распознавания конфликта (его типа и причин), поиска эффективных методов разрешения конфликтов, предупреждения возникновения конфликтов.

Разработка стратегии поведения педагога в ходе конфликта.

Читайте также:  Диспропорция развития ребенка это

Большое значение в разрешении конфликтных ситуаций имеет общение участников, центральным моментом которого является переговоры. Предполагая провести беседу со своим учеником, учитель должен предварительно, по возможности полно проанализировать сложившуюся ситуацию [6].

 Задачи по разрешению конфликта состоят в следующем:

— необходимо выяснить причину конфликта;

— определить цели ученика;

— наметить сферы сближения точек зрения с учеником;

— уточнить поведенческие особенности ребенка.

Проведенное таким образом исследование дает возможность составить общее представление обо всех аспектах конфликтной ситуации. Для этого следует проанализировать обстановку путем постановки следующих вопросов:

  • Причина конфликта. Осознают ли конфликтующие стороны причину конфликта? Нужна ли помощь для выхода из конфликта? Где находится причина конфликта? Обращались ли конфликтующие за помощью?
  • Цель конфликтующих. В чем конкретно заключаются цели конфликтующих?
    Все ли одинаково стремятся к этим целям? Есть ли общая цель, которая могла бы объединить усилия конфликтующих? Разногласия сторон касаются цели деятельности или средств для ее достижения?
  • Сферы сближения. По каким проблемам конфликтующие могли бы выработать общие взгляды? Это, касается проблем деловой и эмоциональной атмосферы.
  • Субъекты конфликта. Кто является лидером? Как относятся люди друг к другу? Каковы особенности языковых и неязыковых факторов общения? Действуют ли среди конфликтующих общепринятые нормы поведения?

Рекомендации по разрешению конфликта                                                        с участием учащегося с ОВЗ:

  1. Наилучшими предпосылками в выборе оптимального подхода разрешения конфликта являются жизненный опыт и желание не осложнять ситуацию и не доводить ребенка до стресса.
  2. Необходимо выбрать оптимальную для данной ситуации стратегию поведения в конфликте:
  • достижение компромисса;
  • приспособление к нуждам другого (особенно ребенка с ОВЗ);
  • настойчиво добиваться осуществления своих истинных интересов в другом аспекте;
  • уклонение от обсуждения конфликтного вопроса, если он не очень важен;
  • сотрудничество для удовлетворения наиболее важных интересов обеих сторон.

Ни один из рассмотренных стилей разрешения конфликта не может быть выделен как самый лучший. Надо научиться эффективно использовать каждый из них и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства [7].

Литература:

1. Алехина С.В., Зарецкий В.К. Инклюзивный подход в образовании в контексте проектной инициативы «Наша новая школа». // Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции «Психолого-педагогическое обеспечение Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»», 14-16 ноября, 2010.

2. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе / А.Я. Анцупов. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 207 с.

3. Инклюзивное образование в Санкт-Петербурге. Проект Концепции инклюзивного образования в Санкт-Петербурге // https://www.socspb.ru/barcamp/temyi-obsuzhdenij/inklyuzivnoe-obrazovanie-v-sankt-peterburge

4. Инклюзивное образование: проблемы совершенствования образовательной политики и системы: Материалы международной конференции. 19–20 июня 2008 года. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. – 215 с.

5. Кухарчик П. Д. Проблемы подготовки педагогических кадров для инклюзивного образования в республике Беларусь // Материалы международной конференции «Инклюзивное образование: проблемы совершенствования образовательной политики и системы». – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.С. 55-57

6. Медиация – искусство разрешать конфликты. Знакомство с теорией, методом и профессиональными технологиями / Составители: Г. Мета, Г. Похмелкина / Перевод с немецкого Г. Похмелкиной. – Москва.: Издательство «VERTE».2004.-320 с.

7. Мелетичев В.В. Конфликты в образовательном учреждении: психологические основы, причины, профилактика, разрешение: учеб. пособие. – СПб.: СПб АППО, 2015. – 122с.

Источник

Особое место в изучении межличностных отношений занимают конфликты, так как они препятствуют формированию благоприятного психологического климата в коллективе, негативно влияют на взаимодействие людей в ходе различных видов деятельности. Конфликты характеризуются отсутствием сотрудничества, возникновением конфронтаций. При отсутствии согласия между сторонами в процессе взаимодействия возникает межличностный конфликт, сопровождающийся взаимными обвинениями и появлением негативных эмоций.

В междисциплинарном обзоре по исследованию конфликтов А. Я. Анцуповым и А. И. Шипиловым выделяются одиннадцать областей, где феномен конфликтности является предметом изучения: психология, социология, политология, история, философия, искусствоведение, педагогика, правоведение, социобиология, математика и военные науки. При этом конфликтное поведение можно обозначить как поведение субъекта, направленное на утверждение своих интересов и ограничение (недопущение реализации) интересов другой стороны, которое реализуется через активные действия против оппонирующей стороны [1].

Возникновение конфликта, безусловно, связано с  противоречиями, характеризующимися неудовлетворенностью каких-либо потребностей, несовместимостью интересов, норм и идеалов обеих конфликтующих сторон. Конфликты зарождаются на базе антагонизмов, неприятия противоположной системы ценностей, негативного предубеждения по отношению к оппоненту [2]. Важным аспектом конфликтного является осознанное противоборство оппонентов, стремящихся реализовать свои цели. Это негативная сторона конфликта, которая способствует отсутствию сотрудничества между конфликтующими сторонами и возникновению между ними недопонимания, ухудшению социального климата в группе, снижению успеваемости в учебной деятельности. Если рассматривать феномен конфликта с другой позиции, то можно увидеть и конструктивную сторону. С её помощью имеется возможность диагностировать сложившиеся отношения в группе и стимулировать появление новых систем отношений, объединять участников группы, также способствовать формированию лидерских способностей, стимулировать развитие разных сторон личности [3].

Читайте также:  Физическое воспитание и развитие ребенка задачи средства

Особый интерес представляют педагогические конфликты, возникающие в образовательной среде в результате педагогического, воспитательного, и межличностного взаимодействия участников образовательного процесса, сопровождающегося изменением психологического и эмоционального климата. Педагогический конфликт можно рассматривать с разных позиций: с позиции педагога, учащихся и родителей. Конфликты с позиции учеников связаны с их индивидуальными и психологическими различиями, разной реакцией на происходящее, недопониманием действий учителя и сверстников. Разрешение педагогических конфликтов в сфере «ученик-ученик» требует от педагога особых компетентностей.  В большей степени эта проблема затрагивает категорию аномальных школьников, то есть детей с особыми воспитательными и образовательными потребностями. Дети с особыми образовательными потребностями – это группа детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), то есть дети, «состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания». Обучающиеся с ОВЗ это неоднородная группа, включающая в себя детей с различными нарушениями:

—     слуха;

—     зрения;

—     речи;

—     опорно-двигательного аппарата;

—     задержкой психического развития;

—     интеллекта;

—     эмоционально-волевой сферы (здесь также выделяется детский ранний аутизм);

—     множественными нарушения развития [4].

В нашей статье мы будем рассматривать детей с нарушениями в психическом развитии, так как среди неуспевающих детей, встречающихся в массовой школе и испытывающих затруднения в освоении учебной программы, трудности в обучении обусловлены временной задержкой психического развития (ЗПР). Понятие «задержка психического развития» было предложено Г.Е. Сухаревой. Оно употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы, а также к детям длительно находящимися в условиях социальной депривации. Эта определенная группа детей, которых нельзя отнести к умственно отсталым детям, потому что задержка психического развития является следствием временных и мягко воздействующих факторов и может иметь обратимый характер.

Проблема социализации детей данной категории заключается в нарушениях в связи с миром, ограниченном взаимодействии с природой, а также в недоступности ряда культурных ценностей, а главное – трудности в получении общего среднего образования. Это все говорит об актуальности создания благоприятных условий вхождения и функционирования детей с особыми образовательными потребностями. Как правило, трудности, мешающие нормальной интеграции, имеют комплексный характер, а также обусловлены биологическими, психическими и социальными предпосылками. Интеграция детей с временной задержкой психического в образовательную среду требует создания специального коррекционного климата, сообразного возможностям ребенка с ОВЗ. Основная проблема интеграции – это отклонение в нормальном становлении личности, которое заключается в нарушениях эмоционально-волевой сферы, социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми, снижении самоорганизованности и целеустремленности.

Недоразвитие эмоционально-волевой сферы является важной причиной, влияющей на коммуникативное взаимодействие младших школьников с ЗПР. Эмоциональное развитие такого ребенка имеет свои особенности: незрелость и неустойчивость эмоционально-волевой сферы, несконцентрированность внимания, трудность в установлении коммуникативных контактов, проявление эмоциональных расстройств (страх, тревожность, аффективные действия). Расстройства эмоционально-волевой сферы могут проявляться по-разному: от повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, до заторможенности, застенчивости, робости. Незрелость эмоций  приводит к трудностям в социальной адаптации ребенка и возникновению конфликтов, которые усиливаются наличием дефекта [4, 5].

Как говорилось выше в основе возникновения конфликтов лежат индивидуальные особенности учащихся. В случае с детьми с особыми образовательными потребностями эти особенности более остро, чем у детей с нормальным психическим развитием, влияют на возникновение, протекание и разрешение конфликтов. Наиболее общими отличительными чертами, детей данной категории, представленные А.Я. Анцуповым, являются:

1)  физическая беспомощность, изолированность;

2)  отсутствие знания о стратегиях поведения в конфликте;

3)  завышенная или заниженная самооценка своих способностей или возможностей;

4)  неадекватное стремление к лидерству;

5)  консервативность в мышлении, взглядах, убеждениях;

6)  принципиальность и прямолинейность в суждениях;

7)  специфический набор эмоциональных качеств личности: тревожность, агрессивность, упрямство, раздражительность, возбудимость.

Перечисленные А.Я. Анцуповым особенности непосредственно влияют на адаптацию ребенка в школьном коллективе и вне его. В связи с этим возникает необходимость профилактики конфликтов в детской среде. Задача педагога состоит в том, чтобы научить ребенка с задержкой психического развития адекватным методам урегулирования конфликтных ситуаций, а также создать здоровый социально-психологический климат и такую воспитательную среду, направленную на уменьшение агрессивности и конфликтности,  где будут учтены все индивидуальные особенности детей данной категории [6].

Читайте также:  Карта оценки индивидуального развития ребенка

Изучение особенностей интеграции детей с особыми образовательными потребностями в образовательную среду на сегодняшний день занимает важное в место в педагогической науке, так как это явление мало изучено. Обучение детей с особыми образовательными потребностями реализуется в различных образовательных учреждениях. К ним относятся: специальные образовательные учреждения, коррекционные классы в общеобразовательных учреждениях, а также обычные классы в общеобразовательных учреждениях. Немногочисленные исследования говорят о влиянии разных условий обучения детей с ЗПР на межличностное взаимодействие со сверстниками. Так, дети с особыми образовательными потребностями, обучающиеся в классе с нормально развивающимися сверстниками, характеризуются наиболее ярким неблагополучием в межличностном взаимодействии, но  и при однородном составе класса, куда входят только дети с ОВЗ, дети испытывают наличие дискомфорта. Так как у таких детей отсутствует чувство контроля, и они не готовы подчиняться другим, возникают проблемы в межличностном взаимодействии, сопровождающиеся агрессией и конфликтностью. Возникновение конфликтов также связано с низким социометрическим статусом, то есть положением детей в малой группе (классе), тормозящим развитие ребенка. Но и сама социально-психологическая ситуация, в которой обучается и развивается ребенок данной категории, является для него неблагоприятной. Это с одной стороны связано с неготовностью нормально развивающихся сверстников принимать и понимать детей с ОВЗ, а с другой – дети с особыми образовательными потребностями чаще всего имеют негативные установки в тенденции межличностных отношений.

Н.Н. Шешуковой были проведены исследования влияния разных условий обучения на повышение фона конфликтности в классных коллективах. Так в обычных (смешанных) классах повышение фона конфликтности составило 66%, в коррекционно-развивающихся классах – 56%, а в специальных классах – 46%.При этом в классах, где обучаются дети с нормальным психическим развитием, повышение фона конфликтности составляет  40%. Представленные данные еще раз говорят о неблагоприятной позиции детей с особыми образовательными потребностями в условиях образовательных учреждений [7, 8].

Главной задачей профилактики конфликтного поведения детей является создание оптимальных образовательных условий. А.В. Пилипенко в своей работе говорит, что образование детей с особыми образовательными потребностями должно происходить в Коррекционных школах, где им будет оказана квалифицированная психолого-педагогическая помощь:

1)     осуществление индивидуального подхода к ребенку при осуществлении образовательной деятельности;

2)     чередование умственной и практической деятельности в целях предотвращения появления утомления;

3)     использование в образовательном процессе методов, активизирующих познавательную деятельность, способствующих развитию речи, формирующих необходимые навыки учебной деятельности;

4)     предусмотрение проведения подготовительных занятий (пропедевтический период) и обеспечение обогащения детей знаний об окружающем мире в системе коррекционных мероприятий;

5)     постоянное проявление внимание коррекции всех видов деятельности детей;

6)     проявление особого педагогического такта – поощрение малейших успехов детей, развитие в них веры в собственные силы и возможности.

Создание специальных коррекционно-развивающих условий позволяет обеспечить оптимальные педагогические условия для детей с особыми образовательными потребностями. «Динамическое наблюдение за продвижением каждого ребенка» — является главным и необходимым в организации коррекционно-развивающего обучения. Такие коррекционные условия благоприятствуют  развитию личности ребенка, а также способствуют выравниванию дефекта [9].

В связи с увеличение количества детей с соматическими и психическими заболеваниями, которые приводят к дезадаптации ребенка, проблема укрепления и сохранения физического, психического и духовного здоровья детей выходит на первый план. Поэтому важное место в профилактике конфликтности занимают здоровьесберегающие технологии, способствующие снижению факторов конфликтности. Такие технологии приводят к развитию позитивных взаимоотношений, созданию благоприятного психологического и эмоционального климата в формальных и неформальных условиях взаимодействия.

Важным звеном профилактики конфликтности  в воспитательной и образовательной среде является педагог. Его задача состоит в выборе уместной и оптимальной стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Речь не идет о какой-то конкретной стратегии, педагог должен уметь эффективно пользоваться каждой из них, но при этом использовать их осознанно и анализировать каждое свое действие. Деятельность педагога не должна быть направлена на игнорирование или сглаживание конфликтов. Достижение компромисса, в котором будут учтены реальные потребности детей с ОВЗ, – это самый эффективный способ разрешения конфликтов [10].

На основе сказанного можно сделать вывод, что существенными причинами конфликтного поведения детей с особыми образовательными потребностями, а именно детей с задержкой психического развития, являются наличие индивидуальных особенностей, обремененных наличием дефекта, условия образовательной среды и недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Поэтому создание коррекционно-развивающего климата является главным постулатом в профилактике конфликтности. 

Источник