Концепция социального развития ребенка козлова

Богданова А.Н.

ГБОУ СОШ Школа № 1613  Дошкольное  отделение № 3,

Институт  педагогики и психологии  образования ГБОУ ВО МГПУ

Научный руководитель

Борисова М.М. доцент, канд. пед. наук, доцент

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ   ДОШКОЛЬНИКОВ   В УСЛОВИЯХ  РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Концепция модернизации российского образования подчеркивает: «Важнейшие задачи воспитания — формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе». Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные образовательные организации возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.

         Семья традиционно является одним из важнейших институтов социализации. Что касается дошкольной образовательной организации, то это социальный институт, выполняющий первостепенную роль в социальном воспитании, социализации детей.

         Современным дошкольникам интересен не только мир предметов и игрушек, дети хотят узнать многое о человеке, окружающем мире, природе, они живут в мире, в котором компьютеризованны многие стороны жизни человека, использование компьютера расширяет возможности интеллектуального развития ребёнка, создает условия для обогащения его кругозора.

         Педагоги дошкольных образовательных организаций обеспокоены изменениями в нравственном, социально-коммуникативном развитие дошкольников, их поведении. Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми. Как следствие, манипулирование родителями, трудности в общении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками, это обусловлено комплексом социально-психологических проблем (агрессивностью, застенчивостью, гиперактивностью, пассивностью ребёнка). В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития-развития ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром — становится особо актуальной на современном этапе.

         Социально-коммуникативное развитие – это процесс, позволяющий ребенку занять свое место в обществе в качестве полноценного члена этого общества, и осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для определённого общества, социального слоя и возраста. К ним можно отнести: формируемые бытовые и гигиенические умения, элементы материальной и духовной культуры, стиль и содержания общения, приобщение ребенка к разным видам и типам отношений в основных сферах жизнедеятельности — общении, игре, познании, в разных видах деятельности.

         Содержание дошкольного образования выстраивается в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, одним из направлений которого является социально-коммуникативное развитие, предусматривающей развитие дошкольников по усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых.[5,с.10]

         Дошкольное детство — начальный этап социальной жизни человека, и от того, будет ли успешным это этап, во многом зависит его дальнейшая жизнь. Именно поэтому, необходимо уделять пристальное внимание проблеме социального развития детей дошкольного возраста, так как именно этот возрастной период характеризуется интенсивным созреванием организма ребенка и формированием его социально-личностных новообразований и основ человеческой культуры.

         Современный научный взгляд на социализацию детской личности, представленный в концепции социального развития С.А. Козловой [3] нацеливает на рассмотрение комплекса составляющих, которые включают адаптацию дошкольника к миру людей, усвоение и присвоение опыта общественных отношений, а также формирование потребности в преобразовании окружающего мира в качестве компонентов социализации ребёнка. С.А. Козлова указывает на тот факт, что, оказавшись в человеческом обществе, ребёнок изначально познает мир через близкое и доступное ему, через то, с чем он непосредственно взаимодействует, то есть через социальную действительность.

Концепция социального развития ребенка дошкольного возраста, разработанная С.А. Козловой [3] и основывающаяся на таких понятиях, как «социальное чувство», «социальный опыт», «социальная действительность», «социальный мир», «социальное развитие», рассматривает социализацию в триединстве адаптации к социальному миру, принятия социального мира как данности и, что видится учёным основополагающей составляющей, способности и потребности изменять, преобразовывать социальную действительность и социальный мир. При этом автор концепции уточняет, что третья, наиболее значимая стадия социализации предполагает активное и целенаправленное педагогическое воздействие, так как без специально созданных условий в силу своих возрастных особенностей дошкольник не станет преобразователем мира.

         Согласно утверждению С.А. Козловой [3], успешная и эффективная социализация в дошкольном детстве базируется на целенаправленном педагогическом руководстве и организации жизни ребёнка, насыщенной положительными эмоциями, разнообразной деятельностью, высоким интеллектуальным потенциалом окружающей среды и общения. Придание взрослым человеком социальной ценности определенным объектам или явлениям окружающего мира в ходе совместного взаимодействия с ребёнком формирует у дошкольника социальную направленность на них, ценностно-избирательное отношение ребенка к миру. Социальная направленность детской личности выражается в эмоциональных отношениях, знаниях и представлениях об окружающем, в деятельности дошкольника, отражающийся в осознании, выражении, ориентировании и отстаивании собственных ценностей в поступках, действиях и суждениях.

         Термин «социализация» происходит от латинского слова socialis- общественный, что значит «процесс усвоения определенной системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих растущему дошкольнику активно и компетентно участвовать в жизни общества» [2]. Социализация ребёнка дошкольного возраста явление многогранное, которое происходит под влиянием разных факторов: наследственности, атмосферы, в которой ребёнок воспитывается, среды, окружающей его, собственной деятельности, игры, самопознания и саморазвития.

         Главной целью социализации является становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры: толерантного — к людям разных национальностей, возрастным и гендерным ценностям, бережного и уважительного отношения к собственным этническим ценностям и достояниям истории, гуманного — к людям, природе, окружающему миру[1].

         В процессе общественной жизни ребёнка осуществляется смысл социального развития – от самооценки, самовосприятия, самоутверждения до самосознания, социальной ответственности, потребности в самореализации своих возможностей, осознания себя самостоятельным членом общества, понимания своего места и назначения в нём. [1,3]

         Специфика дошкольного возраста состоит в том, что социальное развитие ребёнка осуществляется под воздействием взрослого, который вводит ребёнка в социум[2]. Ребёнок сотрудничает с компетентными взрослыми людьми, как член общества он включается в систему человеческих отношений, где происходит диалог личностей, ценностных установок. Освоение образцов и норм поведения, поиск правильных жизненных установок происходит у дошкольника во взаимодействии со сверстниками, воспитателями, родителями. Взрослые открывают детям будущее, выступают посредниками, соучастниками по отношению к деятельности детей, чтобы помочь детям в обретении собственного опыта.

Читайте также:  Роль социальной среды в развитии и воспитании ребенка

В настоящее время в системе образования появляются многофункциональные комплексы (школы, дошкольные образовательные организации) которые рассматриваются как образовательно-воспитательная система, имеющая непрерывную, преемственную, педагогически целесообразную организацию учебного и воспитательного процесса. В условиях комплекса достаточно успешно решается проблема формирования социального опыта детей при переходе из дошкольного в младший школьный возраст.

         Задача современного многофункционального комплекса состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоение общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

         В многофункциональном комплексе педагогам важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие, формировать предпосылки учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школе и успешного обучения в начальных классах.

         А.В. Мудрик [4] выделяет три группы задач, которые решаются на этапе социализации в дошкольной организации: естественно-культурные, социально-культурные, социально-психологические.

         Естественно-культурные задачи связаны с достижением определённого уровня физического и гендерного развития. Дошкольник усваивает элементы этикетного поведения, форм общения, имеет представление о своей половой принадлежности, проявляет чувства и эмоции, формируется социально- нравственные качества личности. В связи с этим, социальное развитие обеспечивает формирование общекультурных, физических, гендерных основ личности ребёнка, на базе которых формируются социально-нравственные качества: самооценка, эмпатия, толерантность, чувство собственного достоинства, уважения к окружающим людям, заботливость, справедливость, отзывчивость, патриотизм, гражданственность.

         Социально-культурные задачи определяют познавательные, морально-нравственные, ценностно — смысловые аспекты вхождения дошкольника в социум. Д.И. Фельдштейн писал: «к трём годам ребёнок завершает первый цикл знакомства с человеческим миром, фиксируя своё новое социальное положение, выделяя своё «Я», начинает всё более активно вступать в отношения с другими людьми-взрослыми и сверстниками» [4]. Особое внимание педагоги дошкольных образовательных организаций  уделяют развитию умений управлять своими эмоциями, контролировать и оценивать свою деятельность и поведение, воспитанию доброжелательности, внимательному отношению к другим детям и взрослым людям. Познавательные аспекты у дошкольника направлены на расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде.  С возрастом расширяется познавательная сфера дошкольника-мир вокруг меня, семья, родные и близкие люди, история родного края, Отечества, Родины, всего мира. Следующей формой организации опыта ребёнка является «проживание» различных ситуаций. Оно включает себя не только опыт анализа действительности, но и опыт своего отношения к данной действительности. [4]

         Социально-психологические задачи связаны со становлением сознания личности ребёнка. В дошкольном возрасте самосознание можно рассматривать, как достижение определённой меры самопознания и уровня самоуважения. Основой самооценки является умение сравнивать себя с другими людьми. У дошкольников формируется умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовность принять их привычки, обычаи, взгляды такими, какие они есть, учиться обдумывать свои действия, планировать деятельность [4].

         Таким образом, в современном обществе чувствовать себя уверенно могут лишь социально развитые личности, обладающие интеллектуальным, психологическим и социокультурным потенциалом. Поэтому уже с дошкольного возраста у детей необходимо развивать коммуникативно-речевые умения, самостоятельность мышления, активизировать познавательную и творческую деятельность, учить быть соучастниками событий, разрешать споры и управлять своим эмоциональным состоянием. Всё это способствует укреплению у ребёнка ощущения «Я могу! Я знаю!», повышению самооценки, адаптивных возможностей организма, стрессоустойчивости и позволяет занимать лидирующие позиции, как в дошкольной образовательной организации, так и в любом коллективе в будущем.

Список литературы:

1.     Виноградова,  Н.Ф. Программа обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора». М.:МИЦ «Вента-граф», 2011.-10с.

2.     Дыбина, О.В. Предметный мир как источник познания социальной действительности. – М.:ТЦ «Сфера», 2000.-104с.

3.     Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. – М.:Академия, 2004.-150с.

4.     Мудрик, А.В. Социализация человека. — М.:МПСИ, 2011.-624с.

5.     Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: Центр педагогического образования, 2014.-32с.

Источник

Психолого-педагогические основы раскрываются в современной Концепции социального развития ребенкадошкольного возраста, представленной в работах С.А. Козловой (см. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. — М., 1998; Козлова С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному .миру. — М.. 2000: Козлова С.А. Концепция социального развития ребенка дошкольного возраста. //Теоретические проблемы воспитания и обучения дошкольников: Сб. науч. трудов. -М., 2001 ).

Дадим краткую характеристику данной концепции. Основные понятия концепции: социальный опыт, социальные чувства, социальная действительность, социальный мир, социальное развитие, социализация личности, социальный «портрет» окружения. Между этими понятиями существуют иерархические связи. Как отмечает, С.А. Козлова, ребенок, родившись в социальном мире,начинает познавать его с того, что близко, что его окружает, т.е. с социальной действительностью,с которой он начинает взаимодействовать. Социальный «портрет» окружения вызывает у ребенка разные эмоции и чувства. Еще не зная подробно и содержательно о социальном мире ребенок уже чувствует его, сопереживает, воспринимая явления и предметы этого мира. То есть, социальные чувства первичные, социальный опыт накапливается постепенно, формируется социальная компетентность, которая ложится в основу социального поведения социальных оценок, осознания, понимания, принятия мира людей и приводит к социальному развитию, к социализации.

Социализация рассматривается С.А. Козловой в триединстве ее проявлений: адаптацияк социальному миру; принятиесоциального мира как данности; способность и потребность изменять, преобразовыватьсоциальную действительность и социальный мир.

Показателем социализированной личности является ее обращенность (направленность) на других людей и на себя. Задача педагога — сформировать у детей интерес к другому человеку, к миру его труда, его чувств, к его особенностям как человека. Познание себя включает формирование интереса к самому себе («Я» физическое. «Я» эмоциональное и др.).

Читайте также:  Особенности развития ребенка при дцп

В процессе социализации заложено и противоречивое понимание соотношения национального и планетарного компонентов. Позиция С.А. Козловой заключается в том, что у детей необходимо воспитывать интерес и уважение к другим людям, умение проявлять терпимость к детям и взрослым независима от социального происхождения, расовой, национальной принадлежности, языка, пола, возраста. Планетарность, ощущение себя жителем планеты Земля, должно сочетаться с осознанием своей принадлежности к определенной культуре.

Таким образом, методологическая часть концепции социального развития личности ребенка дошкольного возраста, включает следующие понятия:

— исходная направленность на человека;

— первичность эмоционального восприятия социального мира;

— познание себя как осознания, нахождения своего места в мире людей;

— овладение ценностями мира, чтобы реализовать себя в нем;

— социализация как процесс триадности.

Концепция содержит технологическую часть.Включающую в себя несколько положений:

-процесс социализации по механизму совпадает с нравственным воспитанием (формирование представлений, чувств, поведения);

-социализация — процесс двусторонний, он происходит под влиянием извне (социума) и невозможен без ответной реакции субъекта.

Данная концепция реализована в программе С.А. Козловой «Я — Человек»: Программа приобщения ребенка к социальному миру. — М., 1996, а также в методических рекомендациях (см. Козлова С.А., Князева О.А.. Шукшина СЕ. Мой организм.- М., 2000).

Социальное развитие представлено также в комплексных образовательных программах. В программе «Истоки» (2001), специально выделяется раздел «Социальное развитие», данный раздел включает характеристику возрастных возможностей, задачи, содержание и условия педагогической работы. Социальное развитие начинается с первых дней жизни ребенка, охватывает большой возрастной спектр: от младшего до старшего дошкольного возраста.

Основой социального развития является возникновение чувства привязанности и доверия ко взрослым, развитие интереса к окружающему миру и самому себе. Социальное развитие создает основу для усвоения детьми нравственных ценностей, этически ценные способы общения. Сформированные межличностные отношения, в свою очередь, становятся нравственной основой социального поведения, формирования у детей чувства патриотизма — любовь к родному краю, родной стране, привязанности, преданности и ответственности по отношению к людям, населяющим ее. Результатом социального развития является социальная уверенность, интерес к самопознанию, воспитание у ребенка к себе и другим людям.



Источник

Любовь Абрамова
Современные концепции и принципы социально-нравственного воспитания и социального развития личности дошкольника

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение

Центр развития ребёнка- детский сад №28 «Журавушка».

«Современные концепции и принципы социально-нравственного воспитания и социального развития личности дошкольника».

Подготовила: воспитатель

Батеева Л. А.

Актуальность.

Дошкольное детство — начальный этап социальной жизни человека, и от того, будет ли успешным это этап, во многом зависит его дальнейшая жизнь.

В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества, в котором живет.

Дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей: в различных развивающихся видах их деятельности успешно формируются некоторые способы сознательного управления своим поведением, активность, самостоятельность, инициатива.

В обществе сверстников между дошкольниками устанавливаются положительные взаимоотношения, формируются доброжелательность и уважение к окружающим, возникает чувство товарищества и дружбы.

Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств.

Именно поэтому, необходимо уделять пристальное внимание проблеме социального развития детей дошкольного возраста, так как именно этот возрастной период характеризуется интенсивным созреванием организма ребенка и формированием его социально-личностных новообразований и основ человеческой культуры.

В данной работе раскрыты концепции и принципы социально-нравственного воспитания и социального развития личности дошкольника.

Социальное воспитание –- целенаправленная деятельность, предметом которой является социальное воспитание как фактор становления личности в процессе социализации человека.

С точки зрения современной педагогической науки проблема социально — личностного развития детей рассматривается как составная часть более глобальной проблемы – проблемы социализации ребенка.

Именно входя в социальное пространство, ребенок приобретает соответствующие знания, умения, навыки, формируя все необходимые социально-личностные качества, способствующие его развитию и социальному становлению.

Современный научный взгляд на социализацию детской личности, представленный в концепции социального развития С. А. Козловой, нацеливает на рассмотрение комплекса составляющих, которые включают адаптацию дошкольника к миру людей, усвоение и присвоение опыта общественных отношений, а также формирование потребности в преобразовании окружающего мира в качестве компонентов социализации ребёнка.

С. А. Козлова указывает на тот факт, что, оказавшись в человеческом обществе, ребёнок изначально познает мир через близкое и доступное ему, через то, с чем он непосредственно взаимодействует, то есть через социальную действительность

Концепция социального развития ребенка дошкольного возраста, С. А. Козловой основывается на таких понятиях, как «социальное чувство», «социальный опыт», «социальная действительность», «социальный мир», «социальное развитие»

Согласно утверждению С. А. Козловой, успешная и эффективная социализация в дошкольном детстве базируется на целенаправленном педагогическом руководстве и организации жизни ребёнка, насыщенной положительными эмоциями, разнообразной деятельностью, высоким интеллектуальным потенциалом окружающей среды и общения.

Задача современного многофункционального комплекса состоит в том, чтобы из его стен детского сада вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоение общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ дошкольников- это целенаправленная деятельность по формированию у детей нравственных чувств, этических представлений, привития норм и правил поведения, определяющих их отношение к себе, другим людям, вещам, природе, обществу

Нравственное воспитание детей, по Аристотелю, основывается на упражнении в нравственных поступках – частом повторении желательных действий, в которых не должно быть крайностей, а наоборот, они должны быть продуманными и умеренными.

Наставления Я. А. Коменского в области нравственного воспитания имели религиозную основу. Он советовал воспитывать в детях с раннего возраста стремление к деятельности, правдивость, мужество, опрятность, вежливость, почитание старших.

Читайте также:  Показатели развития ребенок 1 5

Ж. Пиаже.

Выделил две стадии нравственного развития детей: гетерономную и автономную. Младшие дети, находящиеся на гетерономной стадии, считают нравственные правила абсолютными, священными и неизменными. Непослушание, которое периодически имеет место, представляется им всегда непростительным, а зло они определяют в зависимости от причиненного ущерба, другими словами, оценивают по последствиям.

Старшие дети критерием нравственности поступка считают намерения. Они смотрят на правила морали как возникающие из взаимного согласия и уважения.

По мнению Пиаже, нравственное развитие зависит от опыта общения ребенка с окружающими людьми и предметами.

Л. И. Божович.

Л. И. Божович рассматривает проблему возникновения нравственного поведения с точки зрения мотивации и образца. Изменения в мотивах поведения на протяжении дошкольного детства состоят не только в том, что меняется их содержание, появляются новые виды мотивов.

Божович Л. И., в дошкольном возрасте (особенно в среднем и старшем) можно говорить о проявлении умения принимать решения и действовать в соответствии с ними. Одним из первоначальных мотивов, побуждающих ребенка, к моральному поведению, является одобрение взрослых, а затем дошкольник может поступать нравственно в соответствии с представленным в зачаточной форме чувством долга. Чувство долга является основным моральным мотивом. Моральные же мотивы, как отмечает Божович Л. И., представляют собой качественно новый тип поведения.

А. В. Петровский

Выделяет три стадии развития личности в процессе социализации: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию.

На стадии адаптации, которая совпадает с периодом детства, человек выступает как объект общественных отношений, на которого направлено огромное количество усилий родителей, воспитателей, учителей и других людей, окружающих ребенка и находящихся в той или иной степени близости к нему. На этой стадии происходит вхождение в мир людей. Человек, собственно, обучается быть личностью.

На стадии индивидуализации происходит

Здесь личность — субъект общественных отношений. Человек, усвоивший определенные культурные нормы общества, способен проявить себя как уникальная индивидуальность, создавая нечто новое, неповторимое, в чем и проявляется его личность.

Интеграция — третья стадия развития человека в процессе его социализации. Она предполагает достижение определенного баланса между человеком и обществом, интеграцию субъект-объектных отношений личности с социумом.

Человек, наконец, находит тот оптимальный вариант жизнедеятельности, который способствует процессу его самореализации в обществе, а также принятию им его меняющихся норм.

Эриксон Эрик Хомбергер

Психосоциальная концепция развития личности, выдвинутая Эриксоном, показывает тесную связь психики человека и специфики общества, в котором он живет.

Развитие Эго тесно связано с меняющимися особенностями социальных и культурных предписаний и системой ценностей.

Эриксон ввел понятие «групповая идентичность», которая формируется с первых дней жизни. Ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир, как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется и «эгоидентичность», чувство устойчивости и непрерывности своего «Я».

Формирование эгоидентичности – длительный процесс, включает 8 стадий развития личности. Раскроем первые 3 стадии дошкольного возраста:

1 – стадия. На стадии младенчества главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру.

2-я стадия раннего детства связана с формированием автономии и независимости, ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя. Общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, Социальное неодобрение открывает глаза ребенка внутрь, он чувствует возможность наказания, формируется чувство стыда. В конце стадии должно быть равновесие «автономии» и «стыда». Это соотношение будет положительно благоприятным для развития ребенка, если родители не будут подавлять желание ребенка, не будут бить за провинности.

В возрасте 3-5 лет, на 3-й стадии, ребенок уже убежден, что он личность, т. к. он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре ребенка. Игра очень важна для развития ребенка, т. е. формирует инициативу, творчество, ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания играм ребенка, то это отрицательно влияет на развитие ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины.

Влияние таковых (родительского воспитания, культуры и истории) на развитие личности очень велико, хотя для этого развития нет пределов: оно происходит на протяжении всего жизненного цикла.

Вывод.

Нравственное развитие ребенка-дошкольника — сложный и противоречивый процесс. Вначале он охватывает лишь «вербальную сферу»: ребенок осваивает нормы «на словах», в поведении же легко нарушает их. Постепенно, шаг за шагом, нравственные нормы начинают влиять и на поступки ребенка. Усиливается внешний контроль со стороны взрослых, возникает и растет контроль со стороны сверстников. Формируются прагматическое моральное поведение, прагматические нравственные мотивы.

И пусть это только зачатки, ростки подлинной нравственности. Со временем, развившись и окрепнув, они составят основу личности и дадут ребенку надежный ориентир в сложном мире человеческих отношений.

Список используемой литературы.

1. Безрукова, В. С.Педагогика: учебное пособие / В. С. Безрукова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2013.

2. Коджаспирова, Г. М.Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

3. Козырев, В. А.Высшее образование России в зеркале Болонского процесса: научно-методическое пособие / В. А. Козырев, Н. Л. Шубина. – 2-е изд., доп. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005.

4. Колесникова, И. А.Коммуникативная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. А. Колесникова; под ред. В. А. Сластёнина. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

5. Попков, В. А.Теория и практика высшего профессионального образования: учеб. пособие для системы дополнительного педагогического образования / В. А. Попков, А. В. Коржуев. – М.: Академический Проект, 2004.

7. Смирнов, С. Д.Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Д. Смирнов. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

Источник