Концепция развития особого ребенка

Концепция развития особого ребенка thumbnail

Цель разработки – создание Концепции развития образования детей с инвалидностью и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), позволяющей использовать результаты современных междисциплинарных исследований как основу для принятия решений.

Концепция определяет пути достижения качественно более высоких результатов в развитии, воспитании, образовании, социализации и профессионализации детей с ОВЗ, развитие социального статуса ребенка, сохранение и развитие социального статуса и жизненной перспективы семьи, его воспитывающей.

Созданная Концепция впервые адресована в равной мере специалистам и родителям – так сможет реализоваться на деле представление о семье ребенка с ОВЗ как о полноправном субъекте образования.

Смысл создаваемой Концепции мы видим в том, чтобы определить точки роста современного образования детей с ОВЗ, выделить и обосновать стратегические направления его развития и ожидаемые результаты.

В концепции решаются задачи:

Определения научно обоснованных ориентиров современного воспитания и эффективного обучения детей с ОВЗ, адресованных каждому уровню образования, начиная с первого года жизни ребенка, включая как инклюзивные, так и специальные условия образования. Представлены ориентиры, основанные на традиционном для отечественной науки понимании единства законов развития детей с ОВЗ и без ОВЗ и учитывающие при этом возможность существенного расхождения паспортного и психологического возраста и наличие особых образовательных потребностей детей.

Научного обоснования необходимости введения нового уровня образования детей с ОВЗ (от рождения до 3 лет), описания ожидаемых результатов ранней помощи для семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, для него самого, специалистов и общества в целом.

Научного обоснования стратегических направлений развития существующей образовательной системы (на всех действующих уровнях), продуктивного для семьи, ребенка, специалистов, страны в целом.

Разработанная Концепция основывается:

  • На современных представлениях детской, возрастной и специальной психологии о современном детстве, закономерностях развития и обучения ребенка с ОВЗ.
  • На результатах анализа современного состояния и прогнозирования тенденций развития практики образования детей с ОВЗ в странах Западной Европы и России, научных представлениях о социокультурных и экономических детерминантах перехода образовательных систем на качественно новые этапы развития.
  • На современном знании специальной психологии и коррекционной педагогики о максимуме достижений в развитии и обучении разных категорий детей с ОВЗ и необходимых для этого специальных условиях.
  • На современном опыте практической реализации достижений отечественной научной школы специальной психологии и педагогики в обучении и воспитании детей с ОВЗ разных категорий и разных возрастов.
  • На понимании того, что формирование жизненной компетенции на всех уровнях образования является неотъемлемым компонентом содержания как специального, так и инклюзивного образования детей с ОВЗ.
  • На научных представлениях о широком диапазоне вариантов психического развития и в популяции детей с ОВЗ в целом, и в каждой нозологической группе, и соответствующем ему столь же широком диапазоне вариантов образования.
  • На научных представлениях о необходимости выделения и дифференциации вариантов образования в соответствии с типологическими вариантами развития детей каждой нозологической группы для каждого уровня образования (от инклюзивного до специального индивидуализированного). Только это позволяет при разной степени неблагополучия обеспечивать продуктивное обучение в зоне ближайшего развития и требуемый ребенку баланс академической и жизненной компетенции.
  • На анализе опыта разработки Концепции Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) для обучающихся с ОВЗ, выявлении достижений и рисков, связанных с утерей ряда принципиальных положений при переходе от Концепции к ее реализации, прежде всего рисков недооценки значения компонента жизненной компетенции в содержании образования. На анализе рисков ориентации исключительно на нозологию и паспортный возраст ребенка с ОВЗ, имеющих место в современной практике дошкольного образования детей с ОВЗ.
  • На представлениях о необходимости преемственности всех уровней образовательной системы с учетом выделенных ориентиров и ожидаемых достижений.

Представим основные направления развития образования детей с ОВЗ как целостной современной и динамично развивающейся системы.

Основные положения Концепции

Ключевая точка роста всей образовательной системы – это создание ее нового фундамента – системы ранней (с первых месяцев жизни) помощи детям с ОВЗ и детям группы риска. Это стратегическое и ключевое направление развития образовательной системы в целом, поскольку развертывание ранней помощи в образовании детям от рождения до 3 лет позволит принципиально изменить стартовые возможности и детей группы риска, и детей с ОВЗ на всех последующих этапах образования. Ранняя помощь, как показали исследования, позволяет увеличить число детей, способных полноценно осваивать образование в условиях инклюзии и сократить количество детей с ОВЗ, нуждающихся в индивидуализированной, специальной и максимально развернутой помощи.

Необходима разработка и внедрение психолого-педагогической типологии детей с ОВЗ для каждой нозологической группы и каждого возрастного этапа развития. Выделение вариантов развития детей позволит обеспечить качественную дифференциацию вариантов образования и тем самым максимально возможную эффективность образовательной системы. Выделение психолого-педагогической типологии детей с ОВЗ необходимо для организации продуктивного межведомственного взаимодействия, обозначая сферу ответственности, профессиональные задачи и инструменты. Попытки использовать в системе образования типологию детей с ОВЗ, принятую в других ведомствах для решения других задач, приводят к снижению качества образования и социализации ребенка с ОВЗ, поскольку в этом случае игнорируются вторичные по своей природе нарушения развития, которые именно в образовании требуется корригировать и предупреждать.

Принципиальную роль в развитии образования детей с ОВЗ играет дальнейшая разработка понятия «особые образовательные потребности» применительно к каждой нозологической группе, каждому типологическому варианту и возрастному этапу развития, что необходимо для качественной дифференциации вариантов самого образования. Необходимо признать, что особые образовательные потребности должны определяться не для нозологических групп в целом, а для типологических вариантов развития детей каждой нозологической группы и каждого уровня образования. Только в этом случае они, действительно, смогут ориентировать специалистов и смогут стать основой качественной и эффективной дифференциации образовательных маршрутов и самих вариантов образования.

Читайте также:  Режим дня его значение в жизни и развитии ребенка

Требуется разработка категории «особые образовательные потребности» в отношении детей с приобретенными ограничениями здоровья, переходящих из категории здоровых в категорию детей с ОВЗ, и нуждающихся в особой психолого-педагогической помощи.

Требуется перейти от декларируемого признания родителей детей с ОВЗ субъектами образования к пониманию и описанию их особых образовательных потребностей, т.е. к более точному определению их роли в образовании на каждом уровне. Необходимо разработать технологичное научно-методическое и информационное обеспечение семьи как полноправного участника образовательного процесса. Требуется определение и описание ее взаимодействия с другими участниками процесса и при этом ясное разграничение сфер ответственности и компетенций профессионалов и близких ребенка с ОВЗ.

Требуется разработка категории «особые образовательные потребности» в отношении семьи ребенка с внезапно приобретенными ограничениями здоровья, и потому нуждающейся в специальной психолого-педагогической помощи.

Неотъемлемым и наиболее специфичным компонентом качественного образования детей с ОВЗ является целенаправленное формирование их жизненной компетенции – способности применять осваиваемые знания и умения для решения жизненно важных личных и социальных задач во взаимодействии и в коммуникации с окружающими людьми. Требуется, наконец, перейти от декларации значения формирования жизненной компетенции детей с ОВЗ к действительной разработке процесса ее формирования на всех уровнях образования для каждой нозологической группы каждого типологического варианта развития. Требуется определение содержания и методов формирования жизненной компетенции, разработки способов оценки достижений ребенка с ОВЗ в этой области, принципиально отличающихся от способов оценки его академических достижений.

Требуется признать, что ребенок с ОВЗ растет, воспитывается, образовывается в цифровом мире, и в большей мере, чем его здоровые сверстники, нуждается в помощи во вхождении в этот мир, освоении его инструментов и технологий, в том числе – «ассистирующих», и также в большей мере, чем другие дети, нуждается в обеспечении информационной безопасности. Требуется формировать и укоренять в сознании специалистов и семьи ребенка с ОВЗ убеждение в том, что защита от угрозы «ухода» ребенка в сеть Интернет заключается не в запретах использования «гаджетов», а в организации жизни, впечатлений ребенка, способных полноценно конкурировать с впечатлениями и жизнью в сети.

Требуется укрепить представление специалистов и близких ребенка с ОВЗ о значимости и ценности поддержания его эмоциональной стабильности в системе образования на всех уровнях. Эмоциональная стабильность ребенка с ОВЗ является гарантией предупреждения его агрессии в отношении окружения. Необходимость обеспечивать и контролировать эмоциональную стабильность ребенка с ОВЗ в образовании должна осмысливаться специалистами как важнейшая профессиональная задача, для решения которой требуется взаимодействие педагога и психолога.

Какие исследования и разработки нужны для реализации Концепции в ближайшее десятилетие:

  • Исследования современной популяции детей с ОВЗ, включая новые группы.
  • Исследования современной семьи ребенка с ОВЗ.
  • Разработка современной психолого-педагогической типологии детей с ОВЗ всех возрастов (варианты психического развития в каждой нозологической группе для каждого возраста).
  • Разработка современного психолого-педагогического инструментария оценки вариантов психического развития в каждой нозологической группе для каждого возраста.
  • Уточнение понятия «особые образовательные потребности» детей для каждой нозологической группы и каждого уровня образования с учетом всего спектра вариантов психического развития детей.
  • Разработка понятия «особые образовательные потребности семьи ребенка с ОВЗ» на основе осмысления результатов современных комплексных научных исследований.
  • Переосмысление содержания образования в аспекте соотношения задач формирования академической и жизненной компетенции при разных вариантах психического развития детей одной и той же нозологической группы.
  • Анализ и разработка недостающего инструментального обеспечения всех видов и этапов практической профессиональной деятельности дефектолога на разных уровнях образования в отношении детей разных нозологических групп и вариантов психического развития внутри каждой из них.
  • Разработка единой открытой сетевой информационной платформы для презентации верифицированных методов помощи детям с ОВЗ и их семьям, включая описание их назначения, целевой группы, возможностей и ограничений, ожидаемых эффектов правильного применения и рисков в случае некорректного использования.

Что должно измениться в подготовке специалистов для реализации Концепции?

Подготовка современных специалистов для развивающейся системы образования детей с ОВЗ должна основываться на:

  • достижениях отечественной научной школы специальной психологии и коррекционной педагогики, основанной на идеях Л.С. Выготского, пока недостаточно представленной и недостаточно реализованной в действующей системе непрерывного образования;
  • научных представлениях и данных о современной популяции детей с ОВЗ, с инвалидностью, детей группы риска, начиная с младенческого возраста;
  • научных представлениях о содержании, этапах, вариантах практической профессиональной деятельности современного дефектолога в развивающейся образовательной системе применительно к усложняющемуся составу группы детей с ОВЗ, начиная с младенческого возраста;
  • основных положениях Концепции развития системы образования детей с ОВЗ, для которой готовятся кадры будущих специалистов;
  • научных представлениях о необходимости разработки применения электронных инструментов надежного и контролируемого формирования собственно профессиональных компетенций дефектологов, создания виртуальных лабораторий студента, где он может получать и накапливать опыт решения профессиональных задач на специально подобранных детских случаях в интерактивном взаимодействии с компетентными специалистами.

Что должна содержать Концепция развития системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов:

  • Научно обоснованные целевые ориентиры в развитии профессионального образования специалистов, работающих с детьми с ОВЗ на разных уровнях образования.
  • Обоснование смены оснований для дифференциации специальностей и специализаций дефектолога.
  • Обоснование необходимости перехода (возврата) к специалитету в подготовке дефектологов.
  • Определение содержания и объема базовых представлений, выработанных отечественной научной школой культурно-исторической дефектологии, развивающей идеи Л.С. Выготского, и обязательных для освоения дефектологами всех специальностей и специализаций.
  • Описание в общем виде основных задач, этапов, содержания, методов практической профессиональной деятельности дефектологов разного профиля в современной развивающейся образовательной системе и точное соотнесение содержания высшего образования с будущей практикой.
  • Современное научное представление о базовых профессиональных компетенциях дефектолога каждого профиля для каждого вида и этапа практической профессиональной деятельности на каждом уровне образования.
  • Установку на целенаправленное и контролируемое формирования в ВУЗе профессионального мышления дефектолога, обеспечивающего способность компетентно решать не только традиционные, но и новые сложные задачи в отношении постоянно усложняющегося контингента детей с ОВЗ.
  • Современные научные представления о роли и месте специальных электронных инструментов профессиональной подготовки дефектологов, позволяющих планомерно и контролируемо формировать профессиональное мышление и практические умения на специально подобранных множествах детских случаев.
  • Представление о современных интерактивных инструментах объективированной оценки сформированности базовых профессиональных умений и навыков будущего дефектолога в ходе моделируемой профессиональной деятельности на специально подобранном множестве детских случаев.
  • Представление о структуре и функциях современной единой сетевой образовательной платформы для подготовки специалистов к работе с детьми с ОВЗ.
Читайте также:  Как театр влияет на развитие ребенка

Итак, разработанная Концепция включает целевые ориентиры и стратегические направления развития образования детей с ОВЗ на всех его уровнях на ближайшее десятилетие.

Концепция представляет развитие жизненной компетенции, социальной состоятельности ребенка с ОВЗ как одну из основных задач его образования на всех уровнях, без решения которой просто невозможно его полноценное развитие и интеграция в социум. Концепция делает ясной перспективу и задачи современных научных исследований в области специальной психологии и коррекционной педагогики для будущего поступательного развития отечественной образовательной системы.

Концепция задает научно обоснованные ориентиры в развитии системы подготовки кадров – специальных психологов и педагогов, специалистов инклюзивного образования, социальных работников, требующихся для интенсивно развивающейся системы современного образования детей с ОВЗ.

Источник

Каждый человек занимает в обществе вполне
определённое место и, следовательно, всегда
находится в соответствующих отношениях с
окружающими людьми. Через процесс общения у
человека появляется возможность понять себя и
других людей, оценить их чувства и действия, а
это, в свою очередь, реализовать себя и свои
возможности в жизни и занять собственное место в
обществе. Невежество, равнодушие, предрассудки и
страх являются социальными факторами, которые в
течение многих лет вели к изоляции людей со
сниженными функциями и задерживали их развитие.
Многие из детей с умственной отсталостью никогда
не покидали свои дома-интернаты, а те из них, кто
живёт с родителями, зачастую всё своё время
проводят взаперти в четырёх стенах.

Ещё в своём романе «Собор Парижской
Богоматери» Виктор Гюго описывал Квазимодо, у
которого «в увечном теле оскудевал и разум»: «С
первых же своих шагов среди людей он чувствовал,
а затем и ясно осознавал себя существом
отверженным, оплёванным, заклеймённым».
Святитель затворник Феофаний писал в своих
трудах: «Идиоты? Так ведь они только для нас
идиоты, а не для себя и не для Бога. Дух их своим
путём растёт и может статься, что не они, а мы,
просвещённые станем хуже их идиотами».

До недавнего времени в России таким детям не
оказывались образовательные услуги. Они
находились в семьях или учреждениях
Министерства социальной защиты населения. В
настоящее время значительно возрос интерес к
проблеме обучения и воспитания детей с умеренной
и тяжёлой умственной отсталостью.
Разрабатываются новые организационные формы
работы с ними, выявляются потенциальные
способности этих детей к учебной деятельности,
исследуются возможности их интеграции в
обществе. Об этом свидетельствуют Типовое
положение о специальном (коррекционном)
образовательном учреждении для обучающихся,
воспитанников с отклонениями в развитии,
Государственный стандарт общего образования для
лиц с ограниченными возможностями здоровья,
Концепция развития специального образования
детей с ограниченными возможностями развития в
Красноярском крае, согласно которым в
коррекционных образовательных учреждениях VIII
вида создаются и функционируют классы для детей
с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.

На протяжении пяти лет, на базе нашей школы
открываются и функционируют классы для детей с
умеренной умственной отсталостью. На одном из
таких классов я занимаюсь педагогической
деятельностью. Большинство учеников (5 из 8
человек) моего класса до поступления в нашу школу
посещали центр социальной реабилитации
«Виктория» и считались необучаемыми.

Основной целью моей педагогической
деятельности является создание на уроках
необходимых условий для максимального влияния
образовательного процесса на активизацию
познавательной деятельности учащихся младших
классов специальных (коррекционных) школ VIII вида.
В качестве ориентиров мною избраны следующие
приоритетные направления:

  • развитие коммуникативных навыков у учащихся с
    ограниченными возможностями здоровья;
  • воспитание интереса к окружающему миру,
    развитие чувства понимания себя и других людей,
    потребности в общении, социального доверия;
  • выработка положительных черт характера,
    способствующих наиболее эффективной их
    адаптации и интеграции в обществе.

Создание необходимых условий для
максимального влияния образовательного
процесса на активизацию познавательной
деятельности учащихся невозможно без выработки
у детей коммуникативных навыков. Я не стремлюсь
всех научить читать, писать, считать на
«отлично».

В процессе обучения развиваю и совершенствую
навыки общения детей с разными социальными и
возрастными группами. Понятие «общение»
предполагает умение слушать и понимать, умение
соблюдать очерёдность в разговоре, умение
завязывать и поддерживать беседу. Как учитель я
помогаю ученику с ограниченными возможностями
здоровья научиться пользоваться речью и освоить
широкий спектр высказываний. А для этого свою
работу я строю по девяти основным направлениям:

  • развитие способности познавать себя.
  • развитие умения заботиться о себе.
  • развитие способности ориентироваться в
    окружающем мире и адекватно воспринимать его.
  • развитие способности ориентироваться в
    социальных отношениях и умения включаться в них.
  • развитие умения концентрировать внимание и
    реагировать на обращение окружающих.
  • развитие восприятия речи.
  • развитие умения подражать.
  • развитие умения соблюдать очерёдность в
    разговоре.
  • развитие умения применять навыки общения в
    повседневной жизни.
Читайте также:  Центры развития ребенка логопедические

Реализую работу этих направлений через
основные формы обучения: развивающие игры
(подвижные, пальцевые, сюжетные, ролевые,
сюжетно-ролевые, театрализованные,
дидактические и другие); наблюдения, прогулки,
экскурсии; знакомство с предметами, игрушками, и
действиями с ними; рассматривание картинок,
картин, фотографий и работа с ними; анализ и
умение чтения рисунков, символов; рисование и
лепка; упражнения
(подражательно-исполнительного и творческого
характера); этюды; рассказ педагога и рассказы
детей; беседы; моделирование жизненных реалий (в
школе, семье, обществе).

Целью урока для меня является создание условий,
способствующих развитию учащихся с
ограниченными возможностями здоровья и
эффективному усвоению учебного материала на
уроках в начальных классах. Успешно справиться с
этой задачей помогает дидактическая игра и
игровые приёмы. Игра является основной формой
деятельности, через которую осуществляется
процесс обучения умственно отсталого ребёнка.
Мои воспитанники учатся подчинять свое
поведение правилам игры, в результате которой
формируются его движения, внимание, воображение,
умение сосредоточиться, то есть развиваются
способности, которые особенно нужны для
успешного обучения данной категории детей.
Игровые приёмы предоставляют им свободу в
принятии самостоятельных решений, они
способствуют концентрации ребёнка в течение
продолжительного времени. Игровые ситуации — это
развлечение и расслабление, они вносят
разнообразие в школьные будни, наконец, игра —
это удовольствие для детей. Через игру ребёнок
познает окружающий мир (узнаёт свойства ряда
материалов, различия во временах года и т.д.),
развивает речь. Игровая деятельность
способствует развитию памяти, внимания,
формированию личности ребёнка, его общения и
социализации в обществе.

С целью актуального перспективного
планирования работы серьезное внимание уделяю
проведению диагностики. Эту работу я провожу
совместно с психологом школы. Наиболее
эффективным и апробированным считаю метод
«обучающего эксперимента» и метод «экспертной
оценки» ученика разными специалистами. Для того,
чтобы экспертиза проходила в единой форме в
школе разработана «Карта развития ребёнка.
«Карта развития ребёнка» позволяет обобщить
наблюдения, количественную и качественную
оценку педагога, воспитателя, логопеда,
психолога и разработать программу
индивидуального развития и обучения ученика с
проблемами развития и воспитания, а также
отслеживать её эффективность на разных этапах, и,
по мере необходимости, вносить необходимые
коррективы. Таким образом, «Карта развития
ребёнка» является единым комплексным методом
наблюдения за динамикой развития ученика.
Наблюдение и экспертиза происходят в контексте
обучающих и развивающих заданий, предлагаемых
программой развития детей «Особый ребёнок».
Данная программа направлена на формирование
общей грамотности детей, обучение
социально-бытовым навыкам, формирование
межличностных отношений и пр. Программа
адаптирована мною для использования на занятиях
с детьми с умеренной степенью умственной
отсталости.

В своей работе считаю, что сохранение здоровья
учащихся — одна из главных задач учителя.
Большое значение придаю правильной организации
урока, в связи, с чем каждый свой урок строю в
соответствии с индивидуальными особенностями
учащихся. Во избежание усталости детей, чередую
виды работ: самостоятельная работа, работа с
учебником, устные упражнения, практическая
работа и т.д. Стараюсь на уроках чередовать труд и
отдых, включаю в урок «минутки» релаксации,
двигательную разминку, пальчиковую гимнастику,
упражнения для снятия зрительного напряжения,
речевые разминки, артикуляционную гимнастику. На
уроках использую методы позитивной
психологической поддержки. Доброжелательный и
эмоциональный тон педагога — важный момент
здоровьесбережения. Дети испытывают ощущение
комфорта, защищенности, интереса к моему уроку,
стремлюсь, чтобы каждое занятие оставляло в душе
ребенка только положительные эмоции.

Опираюсь не только на усвоение ребёнком знаний
и представлений, но и работаю над становлением
мотивационной сферы гигиенического поведения,
реализацией усвоенных знаний и представлений в
поведении. Как классный руководитель часто
провожу классные часы под общей тематикой:
«Новые уроки здоровья», на которых формирую у
учащихся мотивационную сферу гигиенического
поведения, безопасности жизни, физического
воспитания. Теперь учащиеся моего класса,
пришедшие в школу без элементарных
гигиенических представлений, без проблем чистят
зубы, делают зарядку, знают, что значит для
человека здоровая пища, правильно ведут себя в
школьной столовой, знакомы с правилами хорошего
тона. Содержание уроков здоровья наполняю
игровыми моментами, сказочными сюжетами,
учитывая специфику младшего школьного возраста.

Активно сотрудничаю с родителями учащихся.
Свою работу с родителями строю так, чтобы
выработать единство требований, предъявляемых к
ребёнку, которые позволяют формировать
благоприятную среду для коррекции и развития
эмоционально-волевой сферы учащихся. Провожу
консультации, тематические родительские
собрания: «Про меня и мою семью», «Дурные
привычки», «Манера поведения», приглашаю
родителей на открытые уроки, привлекаю их к
проведению школьных праздников, участию в
тематических неделях, изготовлению сценических
костюмов, методических пособий, праздничных
газет, совместных поделок.

Воспитательная работа на уроках математики,
чтения и письма имеет огромное значение. На своих
учебных занятиях воспитываю убежденность в
возможности познания законов природы и
использование достижений на благо развития
человеческого общества, чувство ответственности
за защиту окружающей среды, необходимость
сотрудничества в процессе выполнения совместных
учебных задач.

Считаю, что условия, создаваемые мною для
активизации познавательной деятельности данной
категории детей, будут способствовать развитию
коммуникативных навыков учащихся, воспитанию
интереса к окружающему миру, развитию чувства
понимания себя и других людей, потребности в
общении и социального доверия.

Литература.

1. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Дети с
ограниченными возможностями: Методические
рекомендации: — М.,2007.

2. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение
детей с отклонениями в развитии. — М., 2000.

3. Шипицына Л.М. Развитие навыков общения лиц с
нарушением интеллекта.- СПб., 2000.

Источник