Концентрация ребенка 5 лет

Концентрация ребенка 5 лет thumbnail

«Сосредоточься на том, что ты делаешь!», «Сколько раз тебе это повторять?» – родители говорят эти фразы своим детям миллионы раз. В конце концов, начинают думать, что с их ребенком, возможно, не все в порядке. Сомнения набирают силу, когда взрослые видят, что сверстники их малыша лучше справляются с поставленными заданиями, поскольку в состоянии на них сосредоточиться. Давайте поговорим о внимании и о его нарушениях. Когда ребенок должен сосредоточиться на задаче и насколько долго? Что должно вызывать беспокойство и что вообще с этим делать?

О концентрации внимания.

Концентрация внимания — это умение сосредоточиться на задаче, не отвлекаясь на другие раздражители. До 5-го года жизни внимание ребенка носит непроизвольный характер, о чем прекрасно знают все родители. Малыш концентрируется на том, что для него является новым, громким, привлекательным. Много задач оставляет незаконченными, о многом ему нужно постоянно напоминать: «Ты оделся?», «Я просила, чтобы ты почистил зубы». Типичное поведение, которое показывает, как пойти в комнату за пеленками для младшего брата (по просьбе мамы) и «потеряться» по пути, отвлекшись на совершенно другие действия.

При правильном развитии ребенка изменения в сфере навыков концентрации внимания происходят между 5 и 7 годами жизни. Малыш уже способен сосредоточить внимание на времени, которое позволяет ему выполнять поставленные задачи, ему не нужно неоднократно напоминать, что он должен что-то делать, все чаще и чаще может сосредоточиться на двух действиях одновременно, не оставляя ни одного из них (например, смотрит сказку и надевает тапочки).

К сожалению, у многих детей эти изменения не происходят или происходят в очень медленном темпе. Тогда можно говорить о расстройствах концентрации внимания. Эта проблема является серьезной, поскольку сулит неудачи в период обучения в школе.

Нарушения концентрации внимания у ребенка: активно-импульсивный и пассивный типы.

Нарушения концентрации внимания у ребенка можно разделить на два типа. Первый из них — это тип активно-импульсивный. Ребенок отвлекается очень легко из-за внешних раздражителей. Эти дети очень нетерпеливые, работают быстро, грубо, постоянно подвергаясь при этом разочарованию. Часто мешают в группе, дразнят других детей. Кажется, что у них слишком много энергии, что не дает сосредоточиться. И хотя они очень сильно переживают свои неудачи (плачут, ругаются, оскорбляют), это не меняет их поведение.

Второй тип — это дети, которые, кажутся «мечтательными». У них пассивный вид. Это малыши, которые часто задумываются при выполнении задания, что мешает им его закончить. Сложные и самостоятельные задачи вызывают у них уныние. Часто задумываются, забывают что-то, им не хватает мобилизации и активности в принятии решений.

Например — шнуровка обуви. Ребенок из первой группы сделает это быстро, плохо и будет не доволен результатом. Ребенок из другой группы будет завязывать шнурки очень долго и, в конечном счете, не выполнит задание. Оба могут иметь проблемы в школе из-за нарушения концентрации внимания.

Как распознать нарушение концентрации внимания?

Ответьте себе на несколько вопросов:

1) Нужно ли постоянно повторять свои просьбы, потому что малыш их забывает?

2) Есть ли у вас впечатление, что ваш ребенок часто не помнит того, что должен? Например, на вопрос о прочитанной книге, не может вспомнить ее тему?

3) Ваш ребенок быстро устает при различных действиях, жалуется?

4) Часто ли бросает свои незавершенные задачи (рисунки, поделки, упражнения)?

5) Если ребенок работает быстро, неопрятно – у вас создается впечатление, что делает это только для того, чтобы «отстали»?

6) Видите ли вы, что его внимание слишком маленькое? Например, несколько раз нужно говорить: «Надень эти штаны, они лежат рядом, уже три раза тебе говорила»?

Если на большинство вопросов вы отвечаете согласием, то у ребенка есть проблемы с концентрацией внимания и чтобы избежать школьных проблем, нужно начинать действовать.

Как тренировать концентрацию внимания у детей?

Требовать внимания.

Не разрешать ребенку отвлекаться. Пример – если малыш начинает рассказывать о том, что с ним происходило в детском саду, прервите его, сказав: «Сначала закончим одно дело. Наденем туфли, а потом ты мне расскажешь». Создайте правило, например: «Сначала нужно закончить то, что начали», которое вы будете часто повторять. Реагируйте всегда в ситуациях, в которых малыш отвлекается, например, когда начинает играть во время еды.

Слушайте внимательно.

Внимательно слушайте, что ребенок говорит, и задавайте ему различные вопросы. Если вы спросите, что было в детском саду на обед, а он говорит: «Не знаю» и меняет тему на «А сегодня на танцах…» — то мягко верните малыша к теме обеда.

Будьте точными и не делайте поблажек.

Распространенной ошибкой родителей является хвалить ребенка за любую работу. Ваш ребенок уже не совсем маленький и прекрасно знает, что его книжка должна лежать по-другому. Кроме того, если вы хвалите, а тетя в детском саду говорит: «Ты делаешь не так. Когда раскрашиваешь, то не выходи за эту линию», то ребенок теряется. Учитесь точности, скажите, например: «Я знаю, что ты старался, но посмотри – здесь есть пропущенные места. Давай попробуем закончить вместе, чтобы было все правильно».

Много практикуйтесь.

На рынке много разного рода книг для тренировки концентрации внимания. Книги на тему «найдите пять отличий» должны навсегда поселиться в вашем доме. Занимайтесь с ребенком и не позволяйте «Это мы оставим на потом, потому что скучно и сложно». Если через несколько месяцев эти действия не принесут результата, стоит обратиться с ребенком к психологу. Лучше всего еще до того, как начнет учиться в школе.

Источник

/О детях/Школа

У многих родителей складывается впечатление, что их ребенок способен на большее, ему нужно только научится лучше концентрироваться.

Различают два вида нарушений концентрации: «активно-импульсивный» и «пассивно-замкнутый». Дети первого типа хотят все делать быстро, им часто не хватает терпения, учебный материал они воспринимают поверхностно. Такой ребенок заранее не думает, чего он, собственно, хочет достигнуть, он с большим воодушевлением приступает к выполнению заданий, однако очень быстро теряет интерес, особенно если возникают какие-то сложности. Домашние задания дети с этим типом нарушения концентрации часто не записывают, на договоренности с ними и на их обещания полагаться невозможно. На уроках эти дети легко отвлекаются и занимаются чем угодно, только не тем, что просит учитель. Такие дети не хотят принимать на себя никакой ответственности, имеют обыкновение перекладывать вину на других и быстро впадают в состояние ярости, истерики или даже агрессии, если у них что-то не получается.

Дети с  «пассивно-замкнутым» типом нарушения концентрации, наоборот, кажутся рассеянными и обычно долго возятся с любым, даже самым простым заданием. Если при выполнении домашней работы у них возникают трудности, они могут запросто перевернуть лист и начать рисовать. На уроках эти дети погружены в собственные мысли, они витают в облаках. Как правило, у них отсутствует чувство времени, поэтому они постоянно опаздывают. Часто это люди творческого склада, но они не способны воплотить в жизнь свои таланты, так как сами теряются в мире своих фантазий. Они хотят всего одновременно и не умеют расставлять приоритеты.  

Оптимальные условия для концентрации ребенка

  • Обсудите со своим ребенком имеющиеся у него проблемы. Трудности в отношениях с учителями или друзьями снижают концентрацию внимания на учебном материале. Они также снижают мотивацию ребенка и внутренне постоянно его отвлекают.
  • Позаботьтесь о регулярном питании и достаточном времени для сна школьника.
  • Дети часто забывают достаточно много пить, доказано, что это ведет к нарушениям концентрации. Два литра жидкости в день, лучше всего чистой негазированной воды, идеальны для здоровья и бодрости духа.
  • Внешние раздражители, такие как музыка, телевизор или шум, создаваемый другими членами семьи, в непосредственной близости от занимающегося школьника должны быть устранены.
  • Если ребенок вымотан после школы, ему нужен отдых, прежде чем он сможет снова сконцентрироваться. Свежий воздух, спорт или общение позволяют детям относительно быстро восстановить свои силы.
  • Между работой над разными предметами необходимы 10 минут отдыха, чтобы только что изученное смогло уложиться в памяти и ребенок снова мог собраться.
  • Чтение прекрасно тренирует способность к концентрации!
Читайте также:  Воспаленное небо у ребенка 5 лет

Внешний порядок способствует внутреннему порядку

Есть дети, которые с раннего детства очень аккуратны, хотя родители не старались специально привить им это качество. Они системно подходят к использованию ящиков в своем шкафу и рабочем столе, аккуратно расставляют на полках своих любимые игрушки. Если к вашему ребенку это не относится, помогайте ему разбирать «творческий беспорядок» в детской. Внешний порядок, ясность и хороший обзор создают в ребенке внутренний порядок и дают ему ощущение безопасности. Ученикам дома необходимо организованное место для занятий. Под этим не подразумевается педантичный порядок на письменном столе, когда линейка, карандаши и бумага лежат под прямым углом друг к другу, как это бывает у взрослых фанатиков порядка. Организованное место для учебы воспитывает в ребенке самостоятельность и ответственность. Кроме того, дети, следящие за порядком, испытывают гордость за свое пусть и маленькое, но достижение. И они получают меньше порицаний и неприятных напоминаний от родителей вроде «Не забудь взять свою тетрадь!». 

Обратите  внимание на следующие моменты. 

  • Каждому ребенку  нужно свое постоянное рабочее место  для занятий с подходящим для  него стулом.
  • Обращайте внимание на хорошее освещение во время выполнения домашнего задания. Светлым головам нужно много света!
  • Расписание уроков в школе должно стать индивидуальным календарем ребенка дома. Таблицу с расписанием можно прикрепить в детской как постер и дополнить любой необходимой ребенку информацией. Это поможет школьнику не забывать вовремя делать домашние задания, готовиться к контрольным, соблюдать сроки сдачи рефератов, помнить про дни рождения друзей, время спортивных тренировок и дополнительных занятий. Оформите календарь вместе с ребенком красками, символами и рисунками. Благодаря ему ребенок постепенно научится правильно распределять свое время и планировать собственные задачи.
  • О контрольных работах, тестах и рефератах учителя сообщают, как правило, заранее. Если ребенок заблаговременно начнет готовиться к тесту или экзамену, он справится намного лучше. Эффективнее 8 раз учить что-либо по 1 часу, чем один раз в течение 8 часов. Написание шпаргалок, которыми, конечно, не стоит пользоваться при сдаче экзаменов, помогает составить основные вопросы по содержанию и собрать для этого необходимый материал.
  • Оборудуйте уголок для справочных пособий, которые всегда будут у ребенка под рукой.
  • Помогут также полка или ящики, в которых будут соответствующим образом разложены тетради и учебники по школьным предметам. Вечные поиски необходимых вещей для завтрашнего школьного дня отпадут сами собой. Кроме того, так дети реже забывают выполнять задания или брать с собой в школу нужные вещи.
  • Если нужно выполнить задания по математике, то на письменном столе должны лежать только тетради и книги по математике. Гора книг и тетрадей по другим предметам создает неразбериху и мешает концентрации.

Совет

Слова, которые ребенок часто забывает, нужно написать на карточках и чаще повторять.

Детям, страдающим забывчивостью, помогут листочки для записей. К примеру, они могут писать себе записки типа «Зайти в библиотеку за учебником!» и прикреплять их к стене над письменным столом.

12.10.2010

Автор: Камаровская Елена Витальевна. Издательский дом «Питер»

Концентрация ребенка 5 лет

  

Bella98
(27/06/2015)

Спасибо за статью! Интересная штука!

InvItada
(17/06/2015)

года идут а проблемы всё те же. Спасибо за статью.

Йоло4ка
(23/10/2010)

Taiss79

Подскажите пожалуйста такие упражнения. Как долго и часто их надо делать для получения наибольшего эффекта.

Добавлено спустя 1 секунду:

Marjana163
(22/10/2010)

Ооооочень сложно решаемая проблема! Я пошла специально работать в сад, чтоб чаще видеть ребёнка, знать, чем он живёт. Зановес, отделявший его жизнь в саду от меня спал — но вечная проблема низкой зарплаты в саду, текучка кадров, беспросветная работа в две смены сделала невозможными занятия с ребёнком дома. Есть ли какие-то эффективные не требующие большого времени способы? Потому что у моего сына копец с концентрацией. Может кто-то чего знает, подскажите.

Taiss79
(07/10/2010)

Существуют упражнения, способствющие восстановлению чтения, письма и счета;улучшение процессов внимания, памяти; снятие тревожности; полное усвоение материала; анализ и планирование; математические способности. Специалист-кинезиолог может решить эти проблемы.

Коррекцию проблем с обучением можно проводить в любом возрасте

Герань
(12/02/2010)

Хорошая статья. Только проблемы концентрации внимания разные бывают.

У нас вот синдром дифицита внимания, и вышеперечислеными способами это не лечиться. Только медикоментозно.

Ну и ещё по собственому опыту могу сказать, что при выполнении домашнего задания, очень помогает сконцентрироваться, тихо включенная классическая музыка(Моцарт например), есть специальные подборки музыки специально для концентрации.

Извините, возможность оставлять здесь отзывы доступна только зарегистрированным пользователям.
пожалуйста, представьтесь или зарегистрируйтесь

Источник

Бег, игра, чтение, разговоры, прыжки… все дети быстро переходят от одной активности к другой. Это неудивительно, ведь у детей способность концентрироваться гораздо слабее, чем у взрослых, а их жизненная энергия впечатляет. Знаете ли вы, что концентрация вашего ребенка меняется с возрастом? Именно это необходимо учитывать при обучении, а главное — найти правильный способ помочь ребенку научиться концентрироваться на одном виде деятельности в течение продолжительного периода времени.

Отсутствие концентрации – первая и основная жалоба всех учителей, особенно начальной школы. Но что такое концентрация и почему детям она не присуща?

Концентрация — это умственная и интеллектуальная способность «отключиться» от происходящего вокруг, чтобы сосредоточиться на одном предмете. Будь то чтение, игра или какая-либо работа, принцип остаётся тем же. Эта способность врожденная, однако, в маленьком возрасте максимально возможный период фокусировки на одном занятии сильно разнится в меньшую сторону от концентрации взрослого человека, который на протяжении многих часов способен, не отвлекаясь ни на что, выполнять один вид деятельности.

Возраст и концентрация

До 3 лет: не нужно пытаться заставить ребенка до трёх лет заниматься одним и тем же более, чем 10 минут. Для малышей в столь раннем возрасте смена деятельности должна происходить каждые 10 минут, либо, при необходимости провести более долгое занятие, каждые 10 минут необходимо делать перерыв, разрешая малышу отвлечься. Идеально чередование интеллектуальной и физической активности, что в основном и практикуется в детских садах.

От 3 до 6 лет: способность концентрироваться в этом возрасте увеличивается, но не сильно: дошкольники, как правило, могут концентрировать свое внимание без потери способности усваивать информацию не более 20-25 минут. Попытки продолжить, например, интеллектуальный вид деятельности, скорее всего не увенчаются успехом, и информация, полученная «сверх нормы» скорее всего, просто не запомнится или усвоится в искаженном виде. Дошкольникам от 3 до 6 лет, так как и детям, более младшего возраста, просто необходимо чередовать умственный труд с физическим, в идеальном варианте – на свежем воздухе.

Читайте также:  Если ребенок стал агрессивным в 5 лет

От 6 до 10 лет: детям младшего школьного возраста зрелость мозга позволяет концентрироваться до 40-45минут (школьный урок не спроста длится именно столько времени). Тем не менее, на протяжении урока все равно необходимо делать небольшие перерывы и отвлекаться на другие виды деятельности, чтобы ребенок не уставал и сохранял возможность фокусироваться на предмете на протяжении всего занятия.

Как узнать время концентрации моего ребенка?

концентрация ребенка

Это не сложно, просто понаблюдайте за вашим ребенком. Начните любую деятельность, например, чтение, после того, как ребенок хорошо отдохнул и набрался сил. Засекайте время, в течение которого он остается сфокусированным на тексте без отвлечения на прочую деятельность, за исключением вопросов о значении самого рассказа. Как только Вы заметили, что внимание ребенка потеряно, началась суета и ерзание на стуле, можете оценивать время, в течение которого Вашему ребенку удалось быть максимально сконцентрированным. Повторяйте такие наблюдения несколько дней подряд, чтобы сформировать более точную картинку о способности Вашего ребенка концентрироваться.

Однако, если время его концентрации отличается от общепринятых рамок, не стоит впадать в панику и присваивать ребенку «звание» гиперактивного (если только у ребенка полностью не отсутствует способность концентрироваться на одном виде деятельности).

Способность концентрироваться можно развивать, для этого необходимо следовать простым правилам:

✔ продолжительность сна ребенка должна соответствовать его возрасту;
✔ в занятиях строго необходимы перерывы (отдых, дыхательные упражнения, музыка, и так далее).
✔ не позволяйте ребенку часами смотреть телевизор – яркие картинки и порой агрессивный шум, который сопровождает их, создают проблемы концентрации. Гораздо легче привлечь внимание ребенка к движущимся изображениям, чем научить его концентрироваться на тексте, поэтому просмотр динамичных мультфильмов во многом расхолаживает и развивает нежелание концентрироваться на монотонном обучении.

С любовью, Елена Бражина!

Понравилась статья? Поставь палец вверх и подпишись на канал — будет еще много интересного!

Статьи по теме:

— Как воспитать счастливого ребенка?

— Как научить ребенка делиться?

Источник

???? время чтения: 12 мин

Вы тоже думаете, что маленькие дети не способны концентрироваться, и что концентрация внимания появляется у них к школьному возрасту? Действительно, это довольно распространённое мнение, как в обывательских, так и в педагогических кругах. Но так ли это на самом деле? Действительно ли маленькие дети не способны к концентрации внимания?

Ещё в самом начале существования Casa De Bambini в Риме Мария Монтессори заметила, что дети уже в раннем возрасте проявляли концентрацию внимания, что по всем канонам педагогики того времени считалось невозможным вплоть до школьного возраста.

История с деревянными цилиндрами

Однажды Мария Монтессори наблюдала за трехлетней девочкой, работающей с деревянными цилиндрами, которые нужно было вынимать и вставлять обратно в соответствующие по размеру ячейки. Монтессори была изумлена тем, насколько сосредоточена была девочка на своём занятии. Ребёнок настолько отрешился от окружающей обстановки, что не замечал ничего вокруг. Мария Монтессори не могла поверить своим глазам.

Описывая этот случай в своей книге «Секрет Детства» она писала:

«Это казалось мне ненормальным. Это было нормальным, но я изучала психологию того времени, которая считала, что маленькие дети неспособны концентрироваться»

Девочка, казалось, не замечала поющих и марширующих вокруг неё детей и продолжала повторять упражнение с цилиндрами. Даже когда Мария Монтессори подошла к ней, подняла её вместе со стулом и поставила стул на стол, девочка продолжала свои действия. По подсчётам Марии Монтессори девочка повторила упражнение сорок два раза. Затем эта девочка вдруг остановилась и с улыбкой на лице и блеском в глазах осмотрелась по сторонам.

Для Марии Монтессори это было открытием. Это развеяло существовавшее в обществе убеждение, что маленькие дети не способны к концентрации внимания. Вновь и вновь она наблюдала за детьми, работающими с материалами, и видела, что случай с девочкой не был исключением. Дети показали ей, что концентрация внимания присуща им с раннего возраста. А также то, что она является ключом к гармоничному развитию ребёнка. Это открытие привело Марию Монтессори к другим важным открытиям, которые и легли в основу её метода.

Способность к концентрации дана природой

Дети приходят в этот мир со способностью концентрироваться, эта способность заложена в них самой природой от рождения. Ведь природа очень мудра, она даёт ребёнку те способности, которые фундаментальны для его развития и закладывает внутреннюю программу развития этой способности. Поэтому дети, следуя своей природе и внутренней программе развития, с раннего возраста выискивают возможности для деятельности, которая бы позволяла им развивать эту важную способность.

Но вот только внешний мир с его суетой, гиперстимуляцией органов чувств, бессмысленными электронными игрушками, непониманием со стороны взрослых не всегда позволяет ребёнку следовать этой программе. Ребёнок, не получающий возможностей для концентрации и, соответственно, для следования природой заложенной программы развития, накапливает внутри себя недовольство и чувство бессилия (естественно он не отдаёт этому отчёт), которое в итоге может проявляться как в виде злости, так и в виде апатии. Поэтому понимание потребности ребёнка в деятельности, ведущей к концентрации, и создание соответствующих условий имеет наиважнейшее значение.

В чём важность концентрации внимания?

Достижения современной нейронауки продемонстрировали, что на наш мозг в каждый момент обрушивается буквально миллионы бит информации, поступающих через органы чувств из окружающего мира. Внимание – это сила, которая позволяет организовать и упорядочить эти процессы, и, подобно лазерному лучу, сосредотачивать энергию человека на чем-то. Без навыков концентрации внимания, ум ребёнка представляет собой постоянно колеблющееся поле беспорядочно входящей сенсорной информации, эмоций, мыслей, импульсов, желаний.

Состояние умиротворения и счастья

Знаменитое высказывание Марии Монтессори по поводу концентрации внимания звучит следующим образом:

«Ребёнок, который концентрируется, беспредельно счастлив»

В моменты концентрации внимания, по наблюдениям Марии Монтессори, большинство детей успокаиваются, их «нервная система отдыхает». Руки ребёнка работают, происходит огромная внутренняя работа, незаметная для наших глаз, но эта работа не утомляет ребёнка, а делает его удовлетворённым, умиротворённым и радостным. Словно на уровне души, ребёнок знает, что то, что он пережил в этот предыдущий момент, бесценно для него и это внутреннее знание делает его счастливым.

Ярким подтверждением наблюдениям Марии Монтессори, являются исследования современного психолога Ми́хай Чи́ксентмихайи, знаменитого своими исследованиями счастья, благополучия и креативности.

Ми́хай Чи́ксентмихайи изучал состояние, которое он назвал «потоковым состоянием» или «потоком», напоминающем Дзэн состояние полного единения с деятельностью и ситуацией.

«Внимание настолько совершенно, что я забываю о времени, о своем теле, об окружении, о других людях. Я ничего не осознаю, кроме своих рук»

В результате своих исследований автор пришёл к заключению, что «потоковое состояние» обеспечивает чувство полного удовлетворения, внутренней радости и наполненности смыслом и что человек наиболее счастлив, когда он пребывает в этом особом состоянии «потока». По сути, то же самое, что говорила Мария Монтессори, просто другими словами.

Читайте также:  Капли баю бай для ребенка 5 лет

Объединение разума, тела и духа

В момент концентрации внимания происходит объединение духа, разума и тела. Когда все эти три энергии объединяются, ребёнок не только становится счастливее и гармоничнее, но и способен более ясно слышать свой внутренний голос (внутреннего учителя). Именно с того момента, как ребёнок открывает для себя концентрацию внимания, запускается его внутренняя программа к самосозданию. Такому ребёнку легче следовать природным законам развития и развиваться в соответствии со своим потенциалом.

«Концентрация – это ключ, открывающий ребёнку скрытые внутри него сокровища. В силу того, что происходит объединение разобщённых аспектов его личности, на смену беспорядку приходит порядок, и прерванная работа по созданию себя возобновляется, как изначально было задумано природой»

Формирование характера

В результате концентрации, происходит объединение внутренних созидающих энергий ребёнка, соединение с подсознанием, и это соединение становится точкой отправления к построению личности.

«Когда ребёнок концентрируется, его характер меняется. Как будто он снял маску»

Целенаправленные действия с предметами (или как их называют в Монтессори-среде «материалами»), которые способствуют концентрации внимания, способствуют повторению этих действий. Повторение же действий не только ведёт к формированию каких-то навыков (практических как, например, застёгивание пуговиц или интеллектуальных, как например, способность сравнивать, различать), но и качеств характера. Формируется терпение, настойчивость, а затем и самоконтроль и внутренняя дисциплина. А ценность этих качеств невозможно переоценить.

«Без концентрации внимания ребёнком управляют окружающие предметы. Его притягивает каждый предмет, и он перепрыгивает с одного на другой. Но как только его внимание фокусируется, он становится хозяином себя и может управлять своим миром»

Концентрация – фундамент для учения

Способность к учению является важной в современном, постоянно меняющемся мире, к котором нужно приспосабливаться и постоянно учиться чему-то новому.

Способность к концентрации внимания – важнейшее условие обучаемости. Учится ли ваш малыш завязывать шнурки, наливать воду в стакан, мыть посуду, писать буквы или совершать математические операции, без концентрации внимания не обойтись. Концентрация является необходимым условием для формирования навыков, умений и усвоения знаний.

Получив достаточно возможностей для развития концентрации с самого раннего детства, ребёнок будет легко и быстро обучаться всему, что ему нужно в жизни. А это залог успеха в жизни в будущем. Ведь именно способность легко обучаться так необходима нашим детям в эпоху, когда новые знания появляются с такой стремительной скоростью.

Как проявляется концентрация внимания?
Для того, чтобы мы могли помочь ребёнку в развитии концентрации внимания, нам в первую очередь нужно понимать как проявляется концентрация у ребёнка и уметь распозновать её.

Концентрация внимания может проявляться по-разному, в зависимости от возраста и даже индивидуальных особенностей. У 4-летнего ребёнка проявления концентрации несколько иные, чем у годовалого или 2-летнего ребёнка. Но в качестве общих признаков можно привести следующие (свойственные детям в возрасте 2.5-6 лет):

— сосредоточенное, сфокусированное внимание на предмете или действии с предметом.
— целенаправленные движения рук и приостановка ненужных для выполнения дейтвия движений.
— повторение действия.
— увеличивающаяся точность выполнения действия в результате повторения действия.
— проявление недовольства, если кто-то прерывает концентрацию.
— явные признаки радости после завершения действия.

Концентрация внимания у маленьких детей по теории Монтессори

Хотелось бы отметить, что у некоторых детей и даже у того же самого ребёнка в разные периоды развития, концентрация может проявляться по-разному. Иногда, ребёнок продолжает какие-то движения, непосредственно не участвующие в действии над предметом. Например, ребёнок продолжает размахивать ногами под столом, при том, что он сконцентрирован на построении пазла на столе.

У детей помладше, находящихся в периоде активного усвоения речи, можно заметить, что их сосредоточенность прерывается, если они слышат чью-то речь. В такой момент они приостанавливаются в своей деятельности, их внимание переходит на слушание речи, после чего они могут снова вернуться к своей деятельности, как ни в чём ни бывало. Вызвано это тем, что в этот период идёт активное усвоение языка, и потребность слышать человеческую речь настолько сильна, что всё остальное может немного подождать.

Следует различать обычную занятость ребёнка от истинной концентрации внимания. Большую часть времени ребёнок занят чем-то, но далеко не всегда эта занятость сопровождается концентрацией внимания.

Занятость не есть концентрация внимания

Например, малыш, прилипший к телевизору или телефону или какой-нибудь электронной игрушке, вроде бы фокусирует своё внимание и занят: он прекращает хаотичные движения, у него появляется желание повторения, и возникает недовольство, если кто-то пытается отвлечь его.

Но!

Замирание ребёнка у телевизора или планшета не есть концентрация внимания!

Такое пассивное времяпрепровождение приводит ребёнка скорее к состоянию зомби, чем того самого потока, о котором мы говорим в этой статье. Поэтому, не следует путать состояние концентрации, возникающее в активной деятельности с предметами с состоянием полугипноза, возникающим у ребёнка при просмотре телевизора, планшета и других подобных устройств.
Концентрация внимания появляется, когда ребёнок занят деятельностью, которая вовлекает его интеллектуальные и физические силы.

Условия для развития концентрации внимания

Мария Монтессори на основе наблюдений за детьми пришла к следующим выводам:

«Он (ребёнок) должен обнаружить как концентрироваться, а для этого ему нужны предметы, на которых он мог бы концентрироваться. Это свидетельствует о важности окружающей обстановки, так как никто извне не может вызвать в нём концентрацию. Только он сам может организовать свою психическую энергию»

То есть для того, чтобы ребёнок мог проявить заложенную от природы способность и развивать её, окружающая среда должна предоставлять ребёнку возможность деятельности, а также предметы, которые бы способствовали концентрации. Важно понять, что именно в активной деятельности, в работе руками, ребёнок входит в то самое состояние потока или концентрации внимания, настолько важного для его развития и душевного состояния.

Итак, подведём итоги

Концентрация внимания – важнейшая основа в развитии ребёнка. Она лежит в основе любого учения, важна для формирования качеств характера и для развития счастливой гармоничной личности. Концентрация внимания – это способность и, как любая способность, может и должна развиваться. Концентрация внимания есть дар природы, способность, данная малышу с рождения, но которая нуждается в развитии.

Ребёнок естественным образом, следуя внутреннему учителю, стремится найти такую деятельность, в процессе которой у него проявится и будет развиваться концентрация внимания. Но для этого для ребёнка необходима определённая среда, доступ к интересующей его деятельности и взрослый, понимающий процессы, происходящие в ребёнке и не мешающий этим процессам.

Юлия Бортко

Если вам понравился пост, дайте мне знать об этом — жмите ???????? , так вы поддержите мой канал ????

Подписывайтесь на Mandarina Mam , чтобы не пропустить свежие публикации

Следите за обновлениями в моём в БЛОГЕ о материнстве и воспитании

и в ИНСТАГРАМ — только личное: жизнь нашей IT-семьи

Вступайте в мою группу в ВК — там много полезного и интересного для мам и детей

❀ ° ❀ ° ❀ ° ❀ ° ❀ ° ❀ ° ❀ ° ❀ ° ❀ ° ❀ ° ❀ ° ❀ ° ❀ ° ❀ ° ❀ ° ❀ ° ❀ ° ❀ ° ❀ ° ❀ °

Источник