Комплексная оценка состояния здоровья ребенка оценка физического развития

Комплексная оценка состояния здоровья ребенка оценка физического развития thumbnail

Она включает в себя 6 показателей (критериев) здоровья.

I. Изучение факторов риска в генеалогическом, биологическом и социальном анамнезе. Выявляются наследственные заболевания, составляется родословная семьи (генетика), здоровье отца и матери до зачатия, токсикозы матери, заболевания матери, профессиональные вредности, вирусные инфекции, длительность родов, вредные привычки родителей, заболевания ребенка в период новорожденности, в грудном возрасте и первые 3-4 года, характер вскармливания, закаливание, психологический климат в семье (при плохом климате – неврозы), материально-бытовые условия.

II. Физическое развитие ребенка – это динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие отдельных частей тела) и биологического созревания в том или ином периоде детства.

Определение физического развития включает

1. Измерение и оценка роста проводится по центильным нормативным таблицам (соответствует ли рост возрасту).

2. Измерение массы тела и оценка (по двуцентильным таблицам соответствия массы росту ребенка).

3. Измерение окружности груди и оценка (по нормам).

4. Телосложение:

— длина туловища, рук, ног, окружности, конечностей;

— состояние п/ж слоя;

— развитие мышечной системы;

— развитие костей позвоночника;

— развитие стоп (плантометрия);

— развитие грудной клетки (форма);

5. Половое развитие (определяется по количеству прорезавшихся постоянных зубов, длине и массе тела, развитию вторичных половых признаков).

Оценка физического развития:

— соответствует возрасту;

— отставание в физическом развитии;

— опережение в физическом развитии.

III. Определение уровня нервно-психического развития с учетом возраста (по таблицам сравнивают все навыки, показатели, которые имеет ребенок в этом возрасте и которые у него имеются). Кроме того, оценивают психическое здоровье: эмоции, настроение (до 2-6 лет), сон, аппетит, особенности личности, отрицательные привычки.

Оценка:

— соответствует возрасту;

— отстает в нервно-психическом развитии;

— опережает по нервно-психическому развитию.

IV. Резистентность. Она считается:

— высокая – число острых заболеваний в год 0-3 раза;

— сниженная – число острых заболеваний в год 4-7 раз;

— резко снижена – число острых заболеваний в год больше 8.

Нормальное количество острых заболеваний в год:

Здоровые

1 год – до 4 заболеваний;

2-3 года – до 6 заболеваний;

4 года – до 5 заболеваний;

5-6 лет – до 4 заболеваний;

старше 6 лет – до 3 заболеваний.

Часто болеющие дети (ЧБД)

1 год – 4 и больше раз;

2-3 года – 6 и больше раз;

4 года – 5 и больше раз;

5-6 лет – 4 и больше раз;

старше 6 лет – 3 и больше раз.

Для определения резистентности (иммунитета) по числу ОРВИ используют индекс резистентности (ИР)

ИР (%) = число заболевании ОРВИ х 100 число месяцев жизни с начала рецидивирования ОРВИ

Пример. Ребенок 2 лет имел 6 обострений ОРВИ за 12 месяцев

ИР = 6/12 х 100 = 50%

Если ИР = 33-40 % — относительно ЧБД;

Если ИР = 41-50 – часто болеющие дети;

Если ИР = 51 % и больше – очень часто болеющие дети.

V. Функциональное состояние органов и систем. Оценивается ЧСС, ЧД, АД, Hb и Er, ЖЕЛ, минутный объем крови.

Оценка функционального состояния:

— нормальное (функциональные показатели равны норме);

— ухудшенное (1 или несколько показателей на грани нормы и патологии);

— плохое (функциональные показатели резко отличаются от нормы).

VI. Наличие хронических заболеваний или врожденных пороков развития. Оценка: «здоров», «пограничное состояние», «болен». При оценке состояния здоровья используют одновременно все 6 критериев (показателей) здоровья. Ни один из критериев в отдельности не может характеризовать состояние ребенка в целом. В результате комплексной оценки дети делятся по состоянию здоровья на 3 группы:

1 группа – здоровые дети с нормальным развитием, нормальными функциями и иммунитетом;

2 группа здоровья – здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, сниженную сопротивляемость организма;

3 группа – дети, больные хроническими заболеваниями, в состоянии компенсации, субкомпенсации (4) и декомпенсации (5).



Источник

Оценка здоровья — количественная и качественная характеристика здоровья, определенная с использованием интегрального показателя, выраженного в баллах или процентах с учетом комплекса критериев, характеризующих состояние основных функциональных систем орга­низма.

Оценка здоровья бывает субъективной и объективной. Под субъек­тивной понимают оценку, основанную на самочувствии субъекта, и она имеет иногда более существенное прогностическое значение, чем объек­тивные показатели здоровья (заключение врача, данные анализов, из­мерений и инструментальных исследований).

Уровень здоровья — обобщенный (интегративный) количественный показатель, определяемый на универсальной шкале (еще окончательно не разработанной) всевозможных оценок здоровья от 100% (идеальное

здоровье) до 0% (смертельный исход). В донозологической диагности­ке такую шкалу создавали для оценки промежуточных состояний, пере­ходов от «здоровья» к болезни.

Существует точка зрения, что уровень здоровья в целом служит ме­рой адаптации: чем больше адаптационные возможности, тем выше уро­вень здоровья человека (Шевцов В.В., 1995).

Читайте также:  Упражнения для развития интеллекта ребенка 5 лет

Другая точка зрения заключается в том, что уровень здоровья инди­вида может быть количественно охарактеризован резервами энергети­ческого, пластического и регуляторного обеспечения функций (Апана-сенко Г.Л., 1992).

Качество здоровья — наличие некой совокупности свойств организ­ма, характеризуемой такими показателями как, например, благоприят­ная наследственность, хорошее самочувствие, трудоспособность без ограничений, высокая работоспособность, высокая адаптивность, пси­хическая уравновешенность, коммуникабельность и др. Чем выше каче­ство здоровья, тем полнее перечень этих показателей и выше уровень каждого из показателей.

Оценка качества здоровья — процедура в значительной мере субъек­тивная и для того, чтобы сделать ее более объективной можно приме­нять количественные критерии.

В условиях детских амбулаторно-поликлинических учреждений для организации диспансерного наблюдения и проведения индивидуаль­ных оздоровительных мероприятий используют комплексную оценку состояния здоровья детей с определением следующих критериев.

• Особенности онтогенеза (генеалогический, биологический, соци­
альный анамнез).

• Уровень физического развития и степень его гармоничности.

• Уровень нервно-психического развития.

• Уровень резистентности организма.

• Уровень функционального состояния органов и систем.

• Наличие хронических заболеваний или врожденных пороков раз­
вития.

ОСОБЕННОСТИ ОНТОГЕНЕЗА

Особенности онтогенеза оценивают на основании полученных дан­ных генеалогического (семейного), биологического и социального анамнеза.

ОЦЕНКА ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОГО АНАМНЕЗА

Оценку генеалогического анамнеза производят путем составления родословной семьи ребенка (пробанда), учитывая сведения о заболева­ниях 3 (лучше 4) поколений, включая пробанда.

В родословную следует включать информацию о родственных отно­шениях в семье (не родственники ли родители), национальности, числе кровных родственников в каждом поколении, их возрасте, состоянии здоровья, причинах смерти.

При составлении схемы родословной необходимо придерживаться следующих правил.

• Генетическое расстояние между поколениями должно быть одина­
ковым.

• Каждого члена родословной необходимо располагать в своем по­
колении.

• Линии пересечения следует обозначать четко.

• Поколения обозначают римскими цифрами, начиная с верхнего.

• В каждом поколении слева направо арабскими цифрами нумеруют
всех членов поколения.

При употреблении символов для обозначения определенных приз­наков к родословной обязательно прилагают описание обозначений (легенду).

Цели анализа генеалогического анамнеза приведены ниже.

• Выявления моногенных и хромосомных наследственных заболева­
ний (болезнь Дауна, фенилкетонурия, муковисцидоз, целиакия, лактаз-
ная недостаточность и др.).

• Количественная оценка отягощенности генеалогического анамне­
за, для которой используют индекс отягощенности, равный отношению
количества кровных родственников пробанда, страдающих хронически­
ми заболеваниями или врожденными пороками развития, о которых
имеются сведения, к общему числу всех родственников, исключая про­
банда. Генеалогический анамнез считают благополучным при индексе
отягощенности до 0,3, условно благополучным — при 0,3-0,6 и неблаго­
получным — при 0,7 и более.

• Качественная оценка отягощенности генеалогического анамне­
за с определением предрасположенности к тем или иным заболева­
ниям. При качественной оценке отмечают однотипность, если в по­
колениях родословной выявлены хронические заболевания одних и
тех же органов и мультифакторную отягощенность, если в поколени­
ях родословной выявлены хронические заболевания разных органов
и систем.

СБОР И ОЦЕНКА БИОЛОГИЧЕСКОГО АНАМНЕЗА

Биологический анамнез включает сведения о развитии ребенка в различные периоды онтогенеза: антенатальный период, интранаталь-ный, ранний неонатальный, поздний неонатальный и постнатальный период.

• При оценке антенатального периода выясняют особенности тече­
ния первой и 2-й половины беременности: гестозы, угроза выкидыша,
многоводие, экстрагенитальные заболевания у матери, профессиональ­
ные вредности у родителей, отрицательная резус-принадлежность мате­
ри с нарастанием титра AT к резус-фактору, хирургические вмешатель­
ства, вирусные заболевания во время беременности, посещение женщи­
ной школы матерей по психопрофилактике родов.

• В целью изучения интранатального и раннего неонатального пери­
одов собирают сведения о характере течения родов (длительный без­
водный период, стремительные роды, затяжные и другие показатели),
пособиях в родах, оперативном родоразрешении (кесарево сечение и
другие вмешательства), оценке по шкале Апгар, о крике ребенка, о диаг­
нозе при рождении и выписке из родильного дома, о сроке прикладыва­
ния к груди и характере лактации у матери, о сроке вакцинации БЦЖ,
против гепатита В, о времени отпадения пуповины, о состоянии ребен­
ка и матери при выписке из родильного дома.

• В позднем неонатальном периоде продолжают оказывать влияние
на ребенка перенесенные родовая травма, асфиксия, недоношенность,
гемолитическая болезнь новорожденного, острые инфекционные и не­
инфекционные заболевания, ранний перевод на искусственное вскарм­
ливание, пограничные состояния и их длительность.

• В постнатальном периоде имеют значение для развития ребенка
повторные острые инфекционные заболевания, рахит, анемия, рас­
стройства трофики тканей в виде дистрофии (гипотрофия, паратро-
фия), диатезы.

Сведения о биологическом анамнезе участковый педиатр получает из выписок родильного дома, дородовых патронажей, бесед с родителя­ми. Неблагоприятные факторы, влияющие на плод в антенатальном пе­риоде, могут оказывать свое влияние на ребенка и после рождения. Кро­ме явных врожденных пороков развития, у ребенка могут развиваться функциональные изменения со стороны нервной системы, желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) и других систем, нарушение адаптации, тяже­лое течение заболевания. Оценка этих факторов позволяет дать более объективную характеристику уровня здоровья новорожденного, ребен­ка грудного возраста, а также предоставляет возможность прогнозиро­вать здоровье в раннем детстве.

Читайте также:  Центр развития ребенка зао

Биологический анамнез расценивают как благополучный в случае отсутствия факторов риска во всех периодах раннего онтогенеза, услов­но благополучный, если выявлены факторы риска в одном из периодов онтогенеза и неблагополучный, если есть факторы риска в 2 и более пе­риодах онтогенеза.

О степени неблагополучия в периоде внутриутробного развития ре­бенка можно косвенно судить по числу стигм дизэмбриогенеза. В зави­симости от силы повреждающих факторов количество стигм дизэмбри­огенеза (малых аномалий развития) может быть различным. В норме оно не превышает 5—7.

ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

К показателям физического развития, которые обычно определяют врачи, антропологи и другие специалисты с целью контроля динамики процесса роста и развития относят массу и длину тела, окружность голо­вы и грудной клетки. Наряду с этими можно изучать и другие показате­ли (кожно-жировые складки, окружности бедра, голени, плеча и др.).

Для оценки показателей физического развития используют норма­тивные центильные таблицы и шкалы (лучше региональные). Вначале оценивают каждый из показателей физического развития, а затем ана­лизируют их соотношение. Центильная шкала — 6 (или 7) колонок цифр, обозначающих значение признака. Пространство между цифрами (коридоры) отражает диапазон величин признака; коридоров всего 7 или 8.

Каждый показатель (длина, масса, окружность головы и грудной клетки) может быть помещен в свою область или коридор центильной шкалы.

• Если результаты измерения находятся в области до 3 центиля, то
показатель считают очень низким, если от 3 до 10 — низким, от 10 до
25 центиля — сниженным.

• Значение показателей в диапазоне от 25 до 75 центиля принимают
за средние или условно нормальные величины.

• В случаях, когда результаты измерения находятся в диапазоне от
75 до 90 центиля, показатель считают повышенным, от 90 до 97 — высо­
ким и от 97 центиля — очень высоким.

Оценку физического развития начинают с определения его уровня по центильному коридору, в котором находится рост ребенка. Среднему уровню развития соответствуют 4-5 коридоры, 3 и 6 коридоры — уров­ню ниже и выше среднего, соответственно, 2 и 7 коридоры — низкому и высокому, соответственно, 1 и 8 коридоры — очень низкому и очень вы­сокому, соответственно.

Определение гармоничности развития проводят на основании тех же результатов дентальных оценок. В случае если разность номеров об­ластей (коридоров) между любыми двумя из трех показателей не пре­вышает 1, развитие гармоничное, если 2 — дисгармоничное, а если 3 и более — резко дисгармоничное.

Здоровых детей с гармоничным развитием можно отнести к одному из 4 соматотипов. Соматотип определяют на основании суммы номеров областей или коридоров центильной шкалы, полученных для массы, длины тела и окружности грудной клетки.

• Сумма от 3 до 10 — микросоматический соматотип (физическое
развитие ниже среднего).

• Сумма от 11 до 14 — мезомикросоматический соматотип.

• Сумма от 14 до 17 — мезомакросоматический соматотип (физичес­
кое развитие среднее).

• Сумма от 18 до 24 баллов — макросоматический соматип (физи­
ческое развитие выше среднего).

Наибольшими отклонениями в физическом развитие следует считать следующие варианты оценок: низкий рост в сочетании с низкой массой те­ла (область до 3 центиля) и высокую массу тела (область выше 97 центи-ля) при любой длине тела. Вероятность патологического генеза этих откло­нений достаточно высока, поэтому дети с указанными показателями долж­ны быть обязательно обследованы и проконсультированы специалистами.

В условиях длительного воздействия неблагоприятных факторов у ребенка может возникнуть равномерное отставание в росте и массе тела при несколько сниженной упитанности и тургоре тканей. Подобное сос­тояние у детей первого года жизни называют гипостатурой, а для детей старше 1 года в этих случаях применяют термин «субнанизм». В первом полугодии отставание может быть у детей с пренатальной гипотрофией, а во 2-м полугодии — при наличии врожденных пороков, энцефалопа­тии. Это отставание следует отличать от конституциональной низко-рослости, когда нет нарушений трофики, отставания в нервно-психи­ческом развитии, нарушения толерантности к пище.

Если показатели окружности головы находятся в первом, 2-м, 7-м, 8-м коридорах, следует исключать заболевания, сопровождающиеся микроцефалией, краниостенозом, гидроцефалией.

У всех детей после 10 лет наряду с антропометрической оценкой проводят оценку развития половых признаков. Последовательность развития признаков полового созревания более или менее постоянна и мало связана со сроком его начала.

Читайте также:  Ребенку 3 года задержка развития речи



Источник

1. Комплексная оценка состояния здоровья детей. Группы здоровья.

Основным показателем эффективности мероприятий по охране здоровья детей является уровень здоровья каждого ребенка.

30 декабря 2003 года Министерством здравоохранения был утвержден Приказ №621 от 30.12.2003г. «О комплексной оценке состояния здоровья детей». Данным приказом были утверждены как Инструкция по комплексной оценке состояния здоровья детей, так и алгоритм определения групп здоровья у детей в возрасте от 3 до 17 лет включительно по результатам профилактических медицинских осмотров.

Так, в соответствии с указанной Инструкцией система комплексной оценки состояния здоровья основывается на 4-х базовых критериях:

— наличие или отсутствие функциональных нарушений и/или хронических заболеваний (с учетом клинического варианта и фазы течения патологического процесса);

— уровень функционального состояния основных систем организма;

— степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям;

— уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.

Основным методом, позволяющим получить характеристики, на основании которых дается комплексная оценка состояния здоровья, является профилактический медицинский осмотр.

В зависимости от состояния здоровья дети могут быть отнесены к следующим группам:

— к I группе здоровья относятся здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений;

— ко II группе здоровья относятся дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения, особенно перенесшие тяжелые и средней тяжести инфекционные заболевания; дети с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии, дети с дефицитом массы тела или избыточной массой тела, дети часто и/или длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями; дети с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранности соответствующих функций;

— к III группе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, с

сохраненными или компенсированными функциональными возможностями, при отсутствии осложнений основного заболевания; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации

соответствующих функций, степень компенсации не должна ограничивать возможность обучения или труда ребенка, в том числе подросткового возраста;

— к IV группе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсацией функциональных возможностей; с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но с ограниченными функциональными возможностями, возможны осложнения основного заболевания, основное заболевание требует поддерживающей терапии; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что, в определенной мере, ограничивает возможность обучения или труда ребенка;

— к V группе здоровья относятся дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями, с частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, наличием осложнений основного заболевания, требующими постоянной терапии; дети-инвалиды; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.

Но следует отметить, что подобные определения были даны еще в 1995 году, когда был издан Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации №60 от 14.03.1995г., которым была утверждена подробная Инструкция по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов, где были также даны критерия отнесения ребенка к той или иной группе здоровья, а так же приведены подробные правила и методики работы врачей при проведении осмотров.

3. Список литературы

1. Здоровье ребенка. Большая медицинская энциклопедия. –М: ЭКСМО, 2011. – 349С.

2. Лернер Петр Михайлович «Научные обоснования резкого снижения заболеваемости дизентерией. Опыт борьбы с ней в городах и сельской местности». Записки Эпидемиолога, Израиль,2010, 139 с.

3. Пак С.Г., Гурьянов М.X. и Пальцев М.А. Сальмонеллез, М., 1988; Покровский В.И. и др. Сальмонеллез, М., 1989; Постовит В.А. Брюшной тиф и паратифы А и В, Л., 1988.

4. Сегал. А.Е.Дизентерия: Популярный очерк. – М.: Медгиз, 1939. – 20 с.

5. Приказ Министерства здравоохранения от 30.12.2003г. №621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей», Справочно-правовые системы «Консультант Плюс».

6. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.03.1995г. №60 «Об утверждении Инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов», Справочно-правовые системы «Консультант Плюс».

7. Приказ Министерства здравоохранения и Министерства образования Российской Федерации от 30.06.1992г. №186/27 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях», Справочно-правовые системы «Консультант Плюс»

8. www.bigmeden.ru

Источник