Комплексная диагностика речевого развития ребенка

Комплексная диагностика речевого развития ребенка thumbnail

Комплексный тестовый метод диагностики  речевого развития детей дошкольного возраста

(Ф. Г. Даскалова. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста как объект воздействия при обучении родному языку в детском саду // Педагогические условия формирования социальной активности у детей дошкольного возраста. — М., 1989.)

1-й тест. Свободные словесные ассоциации по определенному слову

Задача: «Будем играть в игру со словами. Я скажу тебе одно слово, а ты скажешь мне другое — какое хочешь».

1 —стул;

2 — мяч;

3 — Иван;

4 — зайчик;

5 — пою;

6 — красный.

Оценка: по крайней мере 3 верных ответа (т. е. адекватные слову-раздражителю ассоциации).

2-й тест. Ассоциативное дополнение слова в предложении — подбор и активное употребление имен существительных

1 — Ребенок толкает….

2 — Девочка качает ….

3 — Зайчик хрупает ….

4 — Мама стирает….

5 — Девочка поливает ….

Оценка: 5 верных ответов.

3-й тест. Подбор и активное употребление глаголов

1 — Что делает зайчик?

2 — Что делает ребенок?

3 — Что делает петух?

4 — Что делает мама?

5 — Что делает папа?

Оценка: 5 верных ответов.

4-й тест. Подбор и активное употребление имен прилагательных

1 — Какое яблоко (по величине, цвету и пр.)?

2 — Какая собака?

3 — Какой слон?

4 — Какие цветы?

5 — Какая зима?

Оценка: 5 верных ответов.

5-и тест. Практическое приложение грамматических (морфологиче­ских) правил изменения слова

1 — Как говорится о маленьком стуле? А если их много?

2 — Как говорится о маленькой собаке? А если их много?

3 — Как говорится о маленьком яблоке? А если их много?

Оценка: 2 верных ответа.

6-й тест. Составление предложения по одному слову

1 — мальчик;

2 — кукла;

3 — мишка.

Оценка: 1 верный ответ.

7-й тест. Составление предложения по трем определенным словам

1 — кукла, девочка, платье;

2 — тетя, плита, кошка;

3 — дядя, грузовик, дрова;

Оценка: 2 верных ответа

8-й тест. Ассоциативное дополнение придаточной части в сложноподчиненном предложении (раскрытие логического вербального мышления)

1 — Он вышел, когда….

2 — Он не пошел на прогулку, потому что ….

3 — Он не вышел во двор, когда….

4 — Он не взял игрушку, которая ….

Оценка: 3 верных ответа

9-й тест. Открытие и исправление грамматических ошибок посредст­вом переконструирования предложения (обнаружение чутья к грамматиче­ской правильности)

Задача: «Скажу тебе несколько предложений, но будь осте рожен, так как в них есть ошибки. Можешь их исправить?

1 — Он ушла на реку.

2 — Там увидел маленькую рыбку.

3 — Потом бросил один, камни.                                  

4 — Из реки выпрыгнула зеленый лягушка».

Оценка: 3 верных ответа (исправление можно сделать по любым из двух возможных способов переконструирования).

10-й тест. Словесное объяснение определенного действия и его последо­вательности

Задача: 1. Объясни: как из этих кубиков можно сделать домик?          2. Объясни: как играть в прятки или в игру, которую ты знаешь и любишь?

Оценка: Полное и понятное словесное объяснение одной из задач.

11-й тест. Практическое осознание основных языковых элементов

1 — Скажи одно слово!

2 — Скажи один звук!

3 — Скажи одно предложение!

Оценка: 3 верных ответа

12-й тест. Произвольное и сознательное построение устного высказы­вания

Задача: «Хочешь, сыграем в игру «Запрещенные слова»? Я буду спрашивать тебя о чем-либо, а ты мне должен отвечать, не употребляя при составлении предложения запрещенные слова

1 — Что любит зайчик? (Запрещенные слова: зайчик, морковь.)

2 — Что делает собака? (Запрещенные слова: собака, лает.)

3 — Какая лиса? (Запрещенные слова: лиса, хитрая.)».

Оценка: 2 верных ответа (ответ должен быть предложение; 1, т. е. 2 связных слова).

Обработка и интерпретация результатов

Количественная и качественная оценка речевого развития определяется по формуле

КоРР =  КоРР * 100

                  КВ

где КоРР — коэффициент речевого развития, ВРР — возраст речевого развития, КВ — календарный (хронологический) возраст ребенка.

  • Возраст речевого развития (ВРР) определяется числом успешно решенных ребенком вербальных задач, умноженным на 6, так как условно принимается, что срок выполнения каждой из 12 задач равен 6 месяцам.

Календарный возраст (КВ) определяется разницей между датой исследования и датой рождения и выражается в месяцах, причем остаток больше 15 дней округляется до 1 месяца. Например, если ребенку в момент исследования исполнилось 5 лет 3 месяца 17 дней — его календарный возраст равен 54 месяцам.

Если ребенок, к примеру: правильно выполняет 10 вербальных задач, его возраст речевого развития (ВРР) равен 66 месяцам. Тогда

КоРР = 66 *100 = 103,125 = 103

              64

КоРР показывает степень общего речевого развития ребенка и степень сформированности его речевой способности. Определены следующие границы распределения КоРР:

КоРР от 1 до 9 — значительно низкое речевое развитие;

КоРР от 10 до 41 — низкое речевое развитие;

КоРР от 42 до 106 — нормальное речевое развитие;

КоРР от 109 до 141 — высокое речевое развитие;

КоРР от 142 — значительно высокое речевое развитие.

Источник

Светлана Алексеевна Андрюхина
Комплексное обследование детей — залог объективной диагностики речевого и познавательного развития

За последнее время всё больше встречается на практике детей с различными сложными и сочетанными нарушениями в речевом и психическом развитии, где дефект речи выступает не единичный. А ведёт за собой множество проблем коммуникативной, эмоционально – волевой сферы развития ребёнка. Для развития устной речи, а также связанных с ними вторичных ограничений и произвольной регуляции своих действий необходима совместная работа всех специалистов и педагогов.

Читайте также:  Как позаниматься с ребенком для развития речи

В соответствии с ФГОС в работе учитываются индивидуальные потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования.

Общее развитие речи, формирование звуковой культуры, правильной дикции у детей, а также подготовка ребёнка к обучению грамоте даёт возможность детям полноценно проживать этап детства без стеснения общаться со сверстниками и взрослыми, активно участвовать в праздниках, рассказывать стихи, уверенно чувствовать себя во время занятий, не переживать из – за неправильных ответов.

Ещё Л. С. Выготский отмечал, что дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений. То есть, не существует речевых расстройств, при которых благодаря наличию межсистемных связей не отмечались бы другие психологические нарушения. Вместе они образуют сложный психологический профиль отклонений в психическом развитии у детей, в структуре которого одним из ведущих синдромов являются речевые нарушения. Не случайно списки детей, зачисленных на психологический и логопедический пункты ДОУ, практически совпадают.

Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности часто сопровождаются снижением познавательной активности ребенка, недостаточной ориентировкой в фактах и явлениях окружающей действительности, обеднённостью содержания коммуникативной, игровой и художественно-творческой деятельности. У детей, имеющих логопедические проблемы, при нормальном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в еёструктуру процессов: меньший объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности; у них затруднена развёрнутая связная речь. Со стороны эмоционально-волевой сферы часто наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.

В связи с этим очевидна актуальность комплексного обследования в решении речевых и связанных с ними психологических проблем детей с дошкольного возраста.

Оценка и процедура проведения диагностических заданий могут быть различными в зависимости от целей диагностики. Цель комплексной диагностики — оценка уровня развития интеллектуальных операций, познавательных процессов, речевого развития.

Чтобы дать количественную и качественную оценки уровня развития ребенка, следует соблюдать общие правила проведения обследования:

необходимо установить с ребенком контакт, основанный на доверительном стиле общения, поддерживать действия ребенка при выполнении заданий, не говорить ребенку о допущенных в ходе обследования ошибках;

В первую очередь в комплексный подход диагностики входит принцип всестороннего тщательного обследования и оценки особенностей развития ребенка. Комплексная диагностика включает в себя целостный подход к ребенку, оценку уровня его социальной адаптированности и личностной целостности ребенка, а также всесторонний анализ психофизического и социального развития ребенка. Комплексный подход включает в себя и системное обследование с позиций специалистов разных профилей, анализ динамики психомоторного и физического развития ребенка.

Комплексный подход в диагностике всегда должен быть многоуровневым. Этот подход последовательно охватывает уровни развития сенсорных функций, психики, моторики и речи ребенка. В дальнейшем он предусматривает определение речевой, интеллектуальной, познавательной, эмоциональной, поведенческой деятельности ребенка, уровень овладения им различных навыков. Обязательным исследованием при комплексной диагностике считается исследование состояния зрения, слуха, двигательной сферы, психоневрологического и речевого статуса.

Для комплексной диагностики речевых нарушений, прежде всего, необходимы знания основных периодов речевого развития ребенка и темпов его формирования. Как известно, полноценная речевая функция возникает лишь при правильном динамическом развитии ребенка.

Целью комплексного логопедического обследования является составление максимально объективной подробной картины развития речи ребенка и определение факторов, оказывающих отрицательное или положительное влияние на развитие в целом.

Построение работы учителя — логопеда невозможно без качественной комплексной диагностики речевого развития ребенка. В основном в своей работе используют классические методики логопедического обследования: Иншакова О. Б «Альбом для логопеда», альбом Володиной, и др.

Данные методики подразумевают исследование каждого составляющего компонента речевой деятельности (лексики, грамматики, звукопроизношения).

Использование комплексной логопедической диагностикипозволяет решить следующие задачи:

— выявить нарушения в звукопроизношении (искажения, замены, смешения) и состояние слоговой структуры слова;

-определить, насколько сформированы грамматические категории в речи ребенка;

— выяснить соответствие уровня словарного запаса возрастной норме;

— исследовать мыслительные способности ребенка;

-определить умение выделять слова с заданным звуком из ряда слов.

— пронаблюдать навыки коммуникативного взаимодействия со взрослым.

Перед началом работы для нахождения личностного контакта используется игровой персонаж. Это может быть любая яркая дидактическая игрушка,с помощью этой игрушки достаточно просто провести обследование артикуляционного аппарата ребенка, предложив выполнить с игрушкой несколько простых артикуляционных упражнений. Данный прием позволяет расположить дошкольника к взрослому и облегчить установление контакта.

Результаты обследования можно фиксировать на диктофон или с помощью бланков.

Тщательное изучение каждого дефекта речи у ребенка позволяет выбрать коррекционную методику, строго применимую к данному ребенку в зависимости от его психоэмоциональных и речевых возможностей. Педагог-логопед должен сам являться образцом правильной речи.Во время занятий с ребенком не допускаются: суета педагога, раздражение, окрики, повышенный тон, передразнивание и передергивание слов.

В заключении можно сказать что комплексное обследование значимо при объективной диагностики речевого и познавательного развития т. к.

Если раньше основной задачей было выявление отставания в умственном развитии, то в настоящее время необходимо тонко дифференцировать степень и характер нарушений умственного и речевого развития, выявить, первичными или вторичными являются эти нарушения, оценить особенности нарушений психического развития. Все это имеет важнейшее значение, так как от этого зависит какую программу обучения ребёнок может осваивать, и какое образовательное учреждение он будет посещать в дальнейшем.

Читайте также:  Два типа отклонений в развитии ребенка

Источник

Комплексный тестовый метод диагностики  речевого развития детей дошкольного возраста

(Ф. Г. Даскалова. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста как объект воздействия при обучении родному языку в детском саду // Педагогические условия формирования социальной активности у детей дошкольного возраста. — М., 1989.)

1-е упр. Свободные словесные ассоциации по определенному слову

Задача: «Будем играть в игру со словами. Я скажу тебе одно слово, а ты скажешь мне другое — какое хочешь».

1 —стул;

2 — мяч;

3 — Иван;

4 — зайчик;

5 — пою;

6 — красный.

Оценка: по крайней мере 3 верных ответа (т. е. адекватные слову-раздражителю ассоциации). 

2-е упр. Ассоциативное дополнение слова в предложении — подбор и активное употребление имен существительных

1 — Ребенок толкает….

2 — Девочка качает ….

3 — Зайчик хрупает ….

4 — Мама стирает….

5 — Девочка поливает ….

Оценка: 5 верных ответов.

3-е упр. Подбор и активное употребление глаголов

1 — Что делает зайчик?

2 — Что делает ребенок?

3 — Что делает петух?

4 — Что делает мама?

5 — Что делает папа?

Оценка: 5 верных ответов.

4-е упр. Подбор и активное употребление имен прилагательных

1 — Какое яблоко (по величине, цвету и пр.)?

2 — Какая собака?

3 — Какой слон?

4 — Какие цветы?

5 — Какая зима?

Оценка: 5 верных ответов.

5-е упр. Практическое приложение грамматических (морфологических) правил изменения слова

1 — Как говорится о маленьком стуле? А если их много?

2 — Как говорится о маленькой собаке? А если их много?

3 — Как говорится о маленьком яблоке? А если их много?

Оценка: 2 верных ответа.

6-е упр. Составление предложения по одному слову

1 — мальчик;

2 — кукла;

3 — мишка.

Оценка: 1 верный ответ.

7-е упр. Составление предложения по трем определенным словам

1 — кукла, девочка, платье;

2 — тетя, плита, кошка;

3 — дядя, грузовик, дрова;

Оценка: 2 верных ответа

8-е упр. Ассоциативное дополнение придаточной части в сложноподчиненном предложении (раскрытие логического вербального мышления)

1 — Он вышел, когда….

2 — Он не пошел на прогулку, потому что ….

3 — Он не вышел во двор, когда….

4 — Он не взял игрушку, которая ….

Оценка: 3 верных ответа

9-е упр. Открытие и исправление грамматических ошибок посредством переконструирования предложения (обнаружение чутья к грамматической правильности)

Задача: «Скажу тебе несколько предложений, но будь осторожен, так как в них есть ошибки. Можешь их исправить?

1 — Он ушла на реку.

2 — Там увидел маленькую рыбку.

3 — Потом бросил один, камни.                                  

4 — Из реки выпрыгнула зеленый лягушка».

Оценка: 3 верных ответа (исправление можно сделать по любым из двух возможных способов переконструирования).

10-е упр. Словесное объяснение определенного действия и его последовательности

Задача: 1. Объясни: как из этих кубиков можно сделать домик?   2. Объясни: как играть в прятки или в игру, которую ты знаешь и любишь?

Оценка: Полное и понятное словесное объяснение одной из задач.

11-е упр. Практическое осознание основных языковых элементов

1 — Скажи одно слово!

2 — Скажи один звук!

3 — Скажи одно предложение!

Оценка: 3 верных ответа

12-е упр. Произвольное и сознательное построение устного высказывания

Задача: «Хочешь, сыграем в игру «Запрещенные слова»? Я буду спрашивать тебя о чем-либо, а ты мне должен отвечать, не употребляя при составлении предложения запрещенные слова

1 — Что любит зайчик? (Запрещенные слова: зайчик, морковь)

2 — Что делает собака? (Запрещенные слова: собака, лает)

3 — Какая лиса? (Запрещенные слова: лиса, хитрая)

Оценка: 2 верных ответа (ответ должен быть предложение; 1, т. е. 2 связных слова).

Обработка и интерпретация результатов

Количественная и качественная оценка речевого развития определяется по формуле

КоРР =  КоРР * 100

                  К

где КоРР — коэффициент речевого развития, ВРР — возраст речевого развития, КВ — календарный (хронологический) возраст ребенка.

Возраст речевого развития (ВРР) определяется числом успешно решенных ребенком вербальных задач, умноженным на 6, так как условно принимается, что срок выполнения каждой из 12 задач равен 6 месяцам.

Календарный возраст (КВ) определяется разницей между датой исследования и датой рождения и выражается в месяцах, причем остаток больше 15 дней округляется до 1 месяца. Например, если ребенку в момент исследования исполнилось 5 лет 3 месяца 17 дней — его календарный возраст равен 54 месяцам.

Если ребенок, к примеру: правильно выполняет 10 вербальных задач, его возраст речевого развития (ВРР) равен 66 месяцам. Тогда КоРР = 66 *100 = 103,125 = 103

                                                                                                       64

КоРР показывает степень общего речевого развития ребенка и степень сформированности его речевой способности. Определены следующие границы распределения КоРР:

КоРР от 1 до 9 — значительно низкое речевое развитие;

КоРР от 10 до 41 — низкое речевое развитие;

КоРР от 42 до 106 — нормальное речевое развитие;

КоРР от 109 до 141 — высокое речевое развитие;

КоРР от 142 — значительно высокое речевое развитие.

Источник

     

       «Комплексный тестовый метод диагностики речевого развития детей 5 лет» создан на основе современного подхода к диагностике психического развития детей дошкольного возраста. В нём даны подробные пояснения по заполнению основных разделов опросника речевого развития детей, предложены доступные для ребенка приемы обследования.

       Материалы раздела пригодятся не только студентам педагогических учебных заведений, они будут полезны широкому кругу специалистов дошкольных образовательных учреждений (воспитателям,  логопедам, дефектологам), а также  родителям, стремящихся к всестороннему развитию своих детей.

КОМПЛЕКСНЫЙ ТЕСТОВЫЙ МЕТОД ДИАГНОСТИКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ   5 ЛЕТ

Читайте также:  Отставание в моторном развитии ребенка до года

   

       1-й тест. Свободные словесные ассоциации по определенному слову

Задача: «Будем играть в игру со словами. Я скажу тебе одно слово, а ты скажешь мне другое — какое хочешь».

1 —стул;

2 — мяч;

3 — Иван;

4 — зайчик;

5 — пою;

6 — красный.

Оценка: по крайней мере 3 верных ответа (т. е. адекватные слову-раздражителю ассоциации).

       2-й тест. Ассоциативное дополнение слова в предложении — подбор и активное употребление имен существительных

1 — Ребенок толкает….

2 — Девочка качает ….

3 — Зайчик хрупает ….

4 — Мама стирает….

5 — Девочка поливает ….

Оценка: 5 верных ответов.

       3-й тест. Подбор и активное употребление глаголов

1 — Что делает зайчик?

2 — Что делает ребенок?

3 — Что делает петух?

4 — Что делает мама?

5 — Что делает папа?

Оценка: 5 верных ответов.

       4-й тест. Подбор и активное употребление имен прилагательных

1 — Какое яблоко (по величине, цвету и пр.)?

2 — Какая собака?

3 — Какой слон?

4 — Какие цветы?

5 — Какая зима?

Оценка: 5 верных ответов.

       5-и тест. Практическое приложение грамматических (морфологиче­ских) правил изменения слова

1 — Как говорится о маленьком стуле? А если их много?

2 — Как говорится о маленькой собаке? А если их много?

3 — Как говорится о маленьком яблоке? А если их много?

Оценка: 2 верных ответа.

       6-й тест. Составление предложения по одному слову

1 — мальчик;

2 — кукла;

3 — мишка.

Оценка: 1 верный ответ.

       7-й тест. Составление предложения по трем определенным словам

1 — кукла, девочка, платье;

2 — тетя, плита, кошка;

3 — дядя, грузовик, дрова;

Оценка: 2 верных ответа

       8-й тест. Ассоциативное дополнение придаточной части в сложноподчиненном предложении (раскрытие логического вербального мышления)

1 — Он вышел, когда….

2 — Он не пошел на прогулку, потому что ….

3 — Он не вышел во двор, когда….

4 — Он не взял игрушку, которая ….

Оценка: 3 верных ответа

       9-й тест. Открытие и исправление грамматических ошибок посредст­вом переконструирования предложения (обнаружение чутья к грамматиче­ской правильности)

Задача: «Скажу тебе несколько предложений, но будь осте рожен, так как в них есть ошибки. Можешь их исправить?

1 — Он ушла на реку.

2 — Там увидел маленькую рыбку.

3 — Потом бросил один, камни.                                  

4 — Из реки выпрыгнула зеленый лягушка».

Оценка: 3 верных ответа (исправление можно сделать по любым из двух возможных способов переконструирования).

       10-й тест. Словесное объяснение определенного действия и его последо­вательности

Задача: 1. Объясни: как из этих кубиков можно сделать домик?          2. Объясни: как играть в прятки или в игру, которую ты знаешь и любишь?

Оценка: Полное и понятное словесное объяснение одной из задач.

       11-й тест. Практическое осознание основных языковых элементов

1 — Скажи одно слово!

2 — Скажи один звук!

3 — Скажи одно предложение!

Оценка: 3 верных ответа

       12-й тест. Произвольное и сознательное построение устного высказы­вания

Задача: «Хочешь, сыграем в игру «Запрещенные слова»? Я буду спрашивать тебя о чем-либо, а ты мне должен отвечать, не употребляя при составлении предложения запрещенные слова

1 — Что любит зайчик? (Запрещенные слова: зайчик, морковь.)

2 — Что делает собака? (Запрещенные слова: собака, лает.)

3 — Какая лиса? (Запрещенные слова: лиса, хитрая.)».

Оценка: 2 верных ответа (ответ должен быть предложение; 1, т. е. 2 связных слова).

       Обработка и интерпретация результатов

Количественная и качественная оценка речевого развития определяется по формуле

КоРР =  КоРР * 100

                  КВ

где КоРР — коэффициент речевого развития, ВРР — возраст речевого развития, КВ — календарный (хронологический) возраст ребенка.

  • Возраст речевого развития (ВРР) определяется числом успешно решенных ребенком вербальных задач, умноженным на 6, так как условно принимается, что срок выполнения каждой из 12 задач равен 6 месяцам.

Календарный возраст (КВ) определяется разницей между датой исследования и датой рождения и выражается в месяцах, причем остаток больше 15 дней округляется до 1 месяца. Например, если ребенку в момент исследования исполнилось 5 лет 3 месяца 17 дней — его календарный возраст равен 54 месяцам.

Если ребенок, к примеру: правильно выполняет 10 вербальных задач, его возраст речевого развития (ВРР) равен 66 месяцам. Тогда

КоРР = 66 *100 = 103,125 = 103

              64

КоРР показывает степень общего речевого развития ребенка и степень сформированности его речевой способности. Определены следующие границы распределения КоРР:

КоРР от 1 до 9 — значительно низкое речевое развитие;

КоРР от 10 до 41 — низкое речевое развитие;

КоРР от 42 до 106 — нормальное речевое развитие;

КоРР от 109 до 141 — высокое речевое развитие;

КоРР от 142 — значительно высокое речевое развитие.

Литература.   Ф. Г. Даскалова. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста как объект воздействия при обучении родному языку в детском саду // Педагогические условия формирования социальной активности у детей дошкольного возраста. — М., 1989.

    Комплексная диагностика речевого развития ребенка  «Помощь по сайту» — нажмите на изображение —  гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу «ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ПО ОБСЛЕДОВАНИЮ РАЗНЫХ СТОРОН РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

                                                                                                                                                                                       Комплексная диагностика речевого развития ребенка

Источник