Комплексная диагностика ребенка 5 лет
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Комплексная диагностика для детей от 4 до 5 лет
2 слайд
Описание слайда:
Белопольская Н.Л. Исключение предметов (Четвертый лишний): Модифицированная психодиагностическая методика: Руководство по использованию. Изд. 3-е, стереотип. — М., 2009. Методика «Исключение четвертого лишнего»
3 слайд
Описание слайда:
Цель: исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка.
4 слайд
Описание слайда:
Стимульный материал: картинки с изображением 4 предметов, один из которых не подходит к остальным по следующим признакам: 1) по величине; 2) по форме; 3) по цвету; 4) по родовой категории (дикие – домашние животные, овощи – фрукты, одежда, мебель и др. – от простого к сложному)
5 слайд
Описание слайда:
Процедура проведения методики: ребенку предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и, почему является лишним». На решение задачи отводится 3 минуты.
6 слайд
Описание слайда:
Оценка результатов: 10 баллов – ребенок решил поставленную перед ним задачу за время меньшее, чем 1 минута, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними. 8-9 баллов – ребенок правильно решил задачу за время от 1 до 1,5 минут. 6-7 баллов – ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2 минут. 4-5 баллов – ребенок решил задачу за время от 2 до 2,5 минут. 2-3 балла – ребенок решил задачу за время от 2,5 до 3 минут. 0-1 балл – ребенок за 3 минуты не справился с заданием.
7 слайд
Описание слайда:
Выводы об уровне развития: 10 баллов – очень высокий. 8-9 баллов – высокий. 4-7 баллов – средний. 2-3 балла – низкий. 0-1 балл – очень низкий.
8 слайд
9 слайд
10 слайд
11 слайд
12 слайд
13 слайд
14 слайд
Описание слайда:
Методика «Времена года»
15 слайд
Описание слайда:
Ход работы: Эта методика предназначена для детей в возрасте от 4 до 5 лет. Ребенку показывают рис. 1 и просят, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания время – 2 мин – ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т.е. объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано именно это, а не какое-либо иное время года.
16 слайд
Описание слайда:
Оценка результатов: 10 баллов – за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки с временами года, указав на каждой из них не менее двух признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время года (всего не менее 8 признаков по всем картинкам). 8-9 баллов – ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 5-7 признаков, подтверждающих его мнение, на всех картинках, вместе взятых. 6-7 баллов – ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3-4 признака, подтверждающих его мнение. 4-5 баллов – ребенок правильно определил время года только на одной-двух картинках из четырех и указал только 1-2 признака в подтверждение своего мнения. 0-3 балла – ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака (разное количество баллов, от 0 до 3, ставится в зависимости от того, пытался или не пытался ребенок это сделать).
17 слайд
Описание слайда:
Выводы об уровне развития: 10 баллов – очень высокий. 8-9 баллов – высокий. 6-7 баллов – средний. 4-5 баллов – низкий. 0-3 балла – очень низкий
18 слайд
Описание слайда:
МЕТОДИКА «ЗАБОРЧИК» (модифицированный вариант методики Л. А. Венгера)
19 слайд
Описание слайда:
Цель: изучить понимание детьми функций модели и умения использовать простейшую модель для воспроизведения образца.
20 слайд
Описание слайда:
Стимульный материал: разрезные карточки
21 слайд
Описание слайда:
Процедура: проводится индивидуально. Детям раздается стимульный материал . Их просят восстановить нужную последовательность
22 слайд
Описание слайда:
Инструкция: Восстанови пожалуйста правильную последовательность
23 слайд
Описание слайда:
Обработка данных: составляют диагностическую карту, в которой отражают характеристики действий и ответов детей в соответствии с критериями, определенными Л. А. Венгером: — понимание ребенком значения модели, построенной взрослым (понимает, понимает с помощью взрослого, понимает неточно, не понимает); — объяснение использованного в модели принципа замещения одной из форм фишкой одного цвета, а другой — фишкой другого цвета (правильное самостоятельное, правильное с помощьювзрослого, неправильное, не объясняет); — построение модели, точно отражающей расположение деталей в образце, заданном взрослым (строит самостоятельно, строит с помощью взрослого, расположение деталей неточное; несправляется с заданием); — использование модели при воссоздании образца (правильно использует сам, правильно использует с помощью взрослого, неправильно использует, не использует)
24 слайд
Описание слайда:
В примечании фиксируют особенности поведения ребенка во время выполнения задания: заинтересованность, увлеченность, стремление выполнить правильно, наличие вопросов ко взрослому, преобладающие эмоции, опора на собственный опыт, способность к интеллектуальному усилию, проявления произвольности интеллектуальной деятельности. Делают вывод о сформированное понимания функции модели и умения ее использовать в практической деятельности
25 слайд
26 слайд
27 слайд
Описание слайда:
Методика «Запомни рисунки»
28 слайд
Описание слайда:
Цель: Методика предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти.
29 слайд
Описание слайда:
Стимульный материал: картинки, представленные ниже
30 слайд
Описание слайда:
Инструкция: На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке, которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».
31 слайд
Описание слайда:
Ход проведения: Время экспозиции стимульной картинки составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.
32 слайд
Описание слайда:
Оценка результатов: 10 баллов — ребенок узнал на картинке все девять изображений, показанных ему, затратив на это меньше 45 сек. 8-9 баллов — ребенок узнал на картинке 7-8 изображений за время от 45 до 55 сек. 6-7 баллов — ребенок узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65 сек. 4-5 баллов — ребенок узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 сек. 2-3 балла — ребенок узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек. 0-1 балл — ребенок не узнал на картинке ни одного изображения в течение 90 сек и более.
33 слайд
Описание слайда:
Выводы об уровне развития: 10 баллов — очень высокий. 8-9 баллов — высокий. 4-7 баллов — средний. 2-3 балла — низкий. 0-1 балл — очень низкий.
34 слайд
35 слайд
Описание слайда:
Корректурная проба
36 слайд
Описание слайда:
Цель: оценить разные параметры внимания: устойчивость, концентрация, также распределение и переключение.
37 слайд
Описание слайда:
Ход проведения: Метод исследования внимания «Корректурная проба» создал Б. Бурдон в 1895 году. В эксперименте испытуемому предъявляется страница, заполненная какими-нибудь знаками, расположеными случайно. Это могут быть цифры, буквы, геометрические фигуры, рисунки-миниатюры. Задача испытуемого находить определенный знак и как-нибудь его выделить — подчеркнуть, вычеркнуть, отметить. Какой именно знак и что необходимо сделать задается в инструкции. Существует целый ряд вариантов корректурной пробы: буквенный, цифровой, с кольцами, рисунки и пиктограммы для детей.
38 слайд
Описание слайда:
Инструкция: Закрась пожалуйста все(название картинки)
39 слайд
Описание слайда:
Стимульный материал: Распечатанные бланки
40 слайд
Описание слайда:
Оценка результатов: Результаты пробы оцениваются по количеству просмотренных знаков и по количеству ошибок (пропущенных незачеркнутых знаков или зачеркнутых неправильно).
41 слайд
Описание слайда:
Устойчивость внимания оценивается по изменению скорости просмотра на протяжении всего задания. Результаты подсчитываются для каждых 60 (30) секунд по формуле: A = Z / t, где А – темп выполнения, Z – количество букв в просмотренной части корректурной таблицы, t – время выполнения. По результатам выполнения методики за каждый интервал может быть построена «кривая истощаемости», отражающая, устойчивость внимания и работоспособность в динамике. Продуктивность — количество просмотренных знаков в целом.
42 слайд
Описание слайда:
Шкальная оценка интерпретируется следующим образом: 0-3 Низкая устойчивость внимания 4-7 Ниже среднего устойчивость внимания 8-11 Средняя устойчивость внимания 12-15 Выше среднего устойчивость внимания 16-19 Высокая устойчивость внимания
43 слайд
44 слайд
Описание слайда:
Методика : «Сюжетные картинки»
45 слайд
Описание слайда:
Цель: Методика предназначена для изучения эмоционального отношения ребенка к миру , умение выявлять последовательность событий, анализ лексического словаря ребенка.
46 слайд
Описание слайда:
Описание теста: Ребенку предъявляют картинки с изображением последовательности событий. Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать оценку изображенным на картинке .Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на изображения
47 слайд
Описание слайда:
Инструкция к тесту: Расположи картинки в нужной последовательности. Объясни , что изображено на каждой
48 слайд
Описание слайда:
Стимульный материал: Картинки связанные сюжетной последовательностью.
49 слайд
Описание слайда:
Обработка результатов теста Обработка предложена Р.Р.Калининой. 0 баллов – ребенок неправильно раскладывает картинки эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют. 1 балл – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны. 2 балла – правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо. 3 балла – ребенок обосновывает свой выбор; эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т. д.
50 слайд
51 слайд
52 слайд
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Воспитатель детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-690884
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Диагностика развития детей 5 – 6 лет поможет Вам самостоятельно оценить уровень психического развития Вашего ребенка и узнать, над чем стоит еще поработать. Диагностика предполагает одиннадцать небольших тестов, которые займут у Вас совсем немного времени. Если результаты диагностики Вас обрадуют, то продолжайте заниматься с ребенком так, как оно у Вас есть, у Вашего ребенка есть все необходимое для полноценного развития. Если диагностика показывает низкий уровень развития Вашего ребенка, то Вам стоит провести более углубленную диагностику для определения причин низкого уровня развития того или иного психического процесса. В этом случае лучше обратиться к психологу, который профессионально проведет углубленную диагностику и даст соответствующие рекомендации.
Цель: выявление самооценки ребенка.
Инструкция: «Посмотри на эту лесенку. На самую верхнюю ступеньку ставят самых хороших ребят, на самую нижнюю ступеньку — самых плохих. На средней ступеньке — ни плохих, ни хороших. Чем выше ступенька — тем лучше дети. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставит воспитатель? Мама? Папа? (можно спросить про других близких родственников)».
Критерии оценки
- Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие», «самые хорошие» дети. Положение на любой из нижних ступенек (тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, а об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах.
- Признаком неблагополучия как в структуре личности ребенка, так и в его отношениях с близкими взрослыми являются ответы, в которых все родные ставят его на нижние ступеньки. Однако при ответе на вопрос «Куда тебя поставит воспитательница?» помещение на одну из нижних ступенек нормально и может служить доказательством адекватной, правильной самооценки, особенно в том случае, если ребенок действительно плохо себя ведет и часто получает замечания от воспитательницы.
Цель: выявление знаний ребенка об окружающем мире, способности эмоционально откликаться на нелепость рисунка.
Процедура проведения. Ребенку предлагают картинку со словами: «Посмотри на эту картинку». Если ребенок рассматривает ее молча (или вообще никак не реагирует), взрослый может спросить: «Ты рассмотрел картинку? Смешная? Почему она смешная? Что здесь нарисовано неправильно?» При этом каждый вопрос является помощью в выполнении задания и влияет на полученную им оценку. Ребенок должен увидеть нелепости и затем объяснить, как должно быть на самом деле. Если ребенок затрудняется, взрослый может оказать ему помощь, задав следующие вопросы: «Может ли коза жить в дупле? Где она должна жить?», «Где и как растет морковка, редиска?». И т.п.
Критерии оценки
- Ребенок реагирует на нелепости, изображенные на картинке, живо и непосредственно, без вмешательства взрослого, улыбается, с легкостью указывает на все нелепости — 2 балла.
- Ребенок реагирует не сразу, находит нелепые места с небольшой помощью взрослого (один-два вопроса) — 1 балл.
- Ребенок эмоционально никак не реагирует на нелепость картинки и только с помощью взрослого находит несоответствие в ней — 0 баллов.
Цель: выявление уровня сформированности представлений о временах года.
Процедура проведения. Ребенку показывают в случайном порядке 4 картинки с изображением времен года: «Здесь нарисованы времена года. Какое время года изображено на каждой картинке? Покажи и назови. Почему ты так думаешь?»
Критерии оценки
- Ребенок понимает задание, уверенно соотносит изображение всех времен года с названиями — 2 балла.
- Ребенок понимает задание, но называет правильно только два времени года, соотнося их с картинками, — 1 балл.
- Ребенок не понимает задания — 0 баллов.
Цель: выявление способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа, уровня развития наблюдательности, устойчивости внимания, целенаправленности восприятия.
Процедура проведения. Ребенку показывают лист с рисунками.
Инструкция: «Здесь нарисовано в каждом ряду по 4 картинки. Посмотри внимательно на первую картинку (в верхнем ряду) и найди точно такую же». Затем по очереди предъявляют остальные 5 рядов.
Критерии оценки
- Ребенок выполняет задание верно в 5—6 случаях — 2 балла.
- Ребенок выполняет задание верно в 3—4 случаях — 1 балл.
- Ребенок выполняет задание верно в 1—2 случаях либо не понимает и не выполняет совсем — 0 баллов.
Цель: анализ объема непосредственной образной памяти у ребенка.
Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку, назови нарисованные предметы и постарайся их запомнить». Затем картинку убирают и предлагают ребенку перечислить предметы, которые он запомнил.
Критерии оценки
- Ребенок запомнил 5—6 предметов — 2 балла.
- Ребенок запомнил 4 предмета — 1 балл.
- Ребенок запомнил менее 4-х предметов — 0 баллов.
Цели: выявление уровня развития наглядно-образного мышления, элементов логического мышления, умения группировать предметы по их функциональному назначению.
Процедура проведения. Перед ребенком выкладывают в ряд по одной картинке из категорий: посуда, одежда, транспорт, фрукты, мебель, овощи. Остальные картинки выкладываются под ними в случайном порядке. Инструкция: «Посмотри внимательно, какие картинки лежат в верхнем ряду, назови их. Теперь я возьму одну картинку (взрослый берет картинку, относящуюся к той же группе, что и первая) и положу ее вот сюда (кладет под первой картинкой)». Затем берет любую другую карточку и спрашивает ребенка: «А куда ты положишь вот эту картинку?» И т.п. В результате должно получиться шесть групп по четыре карточки, которые в каждой группе располагаются одна под другой. Ребенок должен объяснить, почему он объединил картинки в одну группу. Если задание вызывает у ребенка затруднение, можно оказать ему помощь, выложив второй ряд картинок по категориям или попросив его назвать одним словом карточки, лежащие в одном ряду, например: «Как можно назвать одним словом апельсин и яблоко?»
Другой вариант выполнения задания: Покажите ребенку любую из картинок, изображенных на рисунке. Предложите ему назвать ее. Затем покажите ребенку другую картинку и помогите ему определиться, подходит ли она к первой картинке или нет, если не подходит, то к какой картинке подходит. Следующие картинки пусть ребенок сам рассортирует. После выполнения задания спросите у него, почему он объединил картинки в одну группу.
Критерии оценки
- Ребенок принимает и понимает задание, классифицирует картинки с учетом основного признака и может осуществить обобщение в речевом плане — 2 балла.
- Ребенок понимает задание, расклады