Комплекс неполноценности у ребенка 5 лет

Статья

Представьте себе ситуацию: мама выходит из подъезда с малышом, которого сразу же обступает толпа соседок, они начинают сюсюкать и обязательно требуют рассказать про свою детскую жизнь. И тут происходит вполне закономерная реакция ребенка, который молчит и прячется, стараясь увести маму подальше от этого места с чужими тетками. Но, вместо этого, мать, считающая себя опозоренной, краснеет и начинает отчитывать ребенка. Знакомо? Так вот, можно уверенно сказать, что ребенок от одной такой ситуации может получить кучу комплексов на всю жизнь.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист «Возрастные кризисы у детей: причины, симптомы, помощь» Скачайте его, и узнаете о том как помочь любимому малышу во время кризиса.

Причины детских комплексов

Главная причина комплексов у ребенка – это его родители.

  • А точнее, их воспитание. Что может послужить причиной для развития комплексов? Формулировки окружающих, особенно родителей, несущие в себе заряд негатива. Фразы, подобные: «У всех дети, как дети, а ты…» или, например: «Ты – плохой ребенок…» способны укрепиться в подсознании и, в дальнейшем, сильно отравить жизнь сына или дочки.

Ребенок не способен критически относиться к словам взрослых, особенно родителей, которые для него – боги. Примерно до 7-8 лет малыш воспринимает ваши слова, как аксиому. Так происходит формирование чувства вины, которое закрепляется, разрастается и становится устойчивым комплексом, а искоренить его уже достаточно сложно.

  • Комплекс вины малышу прививают и всякие рассказы мамы про то, как ей было трудно, страшно в момент его появления и от чего пришлось ей ради ребенка отказаться. В этом случае, ребенок может чувствовать себя виноватым в том, что родился и теперь мешает маме жить.
  • Комплекс «слабости» обычно возникает у маленьких «тихонь», которые не способны противостоять более напористым сверстникам и защитить себя от несправедливости. В дальнейшем, этот комплекс переносится уже на все сферы жизни. Ребенок начинает бояться перемен, он неуверен в своих силах, постоянно сомневается в каждом своем шаге.
  • Комплекс неполноценности могут привить некоторые «невинные» фразочки, наподобие: «Ты, как всегда, ничего не умеешь и не можешь…» Надо ли говорить, что ребенок, наслушавшись такого от родителей, станет неуверенным в себе и неспособным достичь цели. Это разовьет пассивность и желание постоянно оправдываться: «У меня все равно никогда ничего не получится…».
  • Фразы о том, что плакать – это плохо, обижаться нельзя, бояться стыдно способны загнать проявление эмоций в глубины подсознания, сделать их чем-то запрещенным и создать из ребенка эмоционально холодного человека. Это может привести к ощущению собственной неполноценности и ущербности.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист «Возрастные кризисы у детей: причины, симптомы, помощь» Скачайте его, и узнаете о том как помочь любимому малышу во время кризиса.

Как бороться с комплексами?

  • Для начала, не запрещайте ребенку выражать свои эмоции. Малыш должен радоваться, бояться, переживать, сердиться и учиться управлять собой и своими эмоциями. Ребенка нужно воспитывать, в меру хвалить и наказывать, но особенно следить за собой и своими выражениями.

Обычно, закомплексованными становятся дети у слишком строгих и властных родителей, подавляющих инициативность, интерес и эмоциональность малыша. Помните, что при воспитании важен не только кнут, но и сладкий пряник.

  • Не давайте оценку личности ребенка, но давайте оценку его поступкам, просите его самостоятельно определить, насколько он поступил правильно. Не надо говорить: «Ты плохой…», а надо: «Ты сегодня поступил не очень хорошо, как ты думаешь, почему это плохо?» Так ребенок научится анализу, сможет сделать вывод и научится адекватно реагировать.
  • Учите ребенка принимать неудачи, при этом не нужно «стимулировать» стремление к учебе с помощью сравнения с другими. Смиритесь с мыслью, что двойка – далеко не показатель ума или способностей. Просто ребенок по каким-либо причинам не усвоил школьный материал. Возможно, ему было просто лень делать уроки. Иногда это даже полезно, как и получать плохие отметки. Вам нужно не ругать его, а просто позаниматься с ним дополнительно и проконтролировать выполнение заданий.
  • Учите ребенка принимать поражения, делать из этого выводы и стараться преодолеть возникшие трудности, а не говорить ему, что он «…никогда ничего не сможет и у него не получится…».
  • Помните, что детские капризы – это нормальный этап взросления и они будут возникать в любом месте: в магазине, в транспорте или на улице. Не надо проводить уроки воспитания при посторонних, ругать и обещать расправу. Вы должны успокоить малыша и мягко, перевести каприз в конструктивное русло. Не напоминайте об этом случае ребенку, чтобы не формировать вину за естественные эмоции.

Конечно же, нельзя избежать всех травмирующих ситуаций и в формировании комплексов участвуют не только родственники ребенка, но и окружающий его социум. Родителям, даже самым адекватным и спокойным, необходимо внимательно следить за тем, чтобы взаимодействие ребенка с окружающим миром проходило с минимальными травмами для детской психики.

А как вы считаете, что нужно сделать, чтобы у ребенка не развивались комплексы?

Чтобы оставить комментарий необходимо

Войти

Источник

Комплекс неполноценности у ребенка 5 лет

Комплекс неполноценности мешает гармоничному развитию личности. Он возникает в детстве и часто остается на всю жизнь. Причем, внешне это не всегда заметно. Как же распознать заниженную самооценку и комплекс неполноценности? В чем их опасность для ребенка?

Заниженная самооценка или комплекс неполноценности — это постоянное, навязчивое ощущение себя хуже других, сопровождающееся постоянной неуверенностью в себе и своих силах.

Читайте также:  Спортивные секции для ребенка 5 лет в кемерово

Самооценка ребенка влияет на то, как ребенок умеет общаться, как реагирует на критику, как ведет себя в конфликтной ситуации, насколько сильно он стремится к общению, каких друзей себе выбирает.

Признаки заниженной самооценки у детей и подростков:

  • Внешний вид — может быть неряшлив, небрежен.
  • Тихий тембр голоса, невнятная речь, заискивающие интонации, привычка извиняться без видимых причин за свои поступки.
  • Излишняя критичность к себе и своим поступкам, самобичевание.
  • Часто на лице страдальческое выражение лица, при разговоре дети с комплексом неполноценности обычно избегают смотреть на собеседника; чрезмерно сутулятся (желание быть незаметным); садятся на самый край стула, переплетая ноги (защита от окружающих) или пряча их под стул.
  • Малообщительны, ведомые, постоянно жалуются на плохое самочувствие, неприятности. Чаще всего неуверенные в себе дети и подростки — интроверты (эмоции, чувства направлены внутрь себя, а не во внешний мир). 
  • Излишняя агрессивность. Грубость с окружающими как защита от внешнего мира, неверие в себя рождает недоверие и к окружающим.
  • Болезненная реакция на критику, плаксивость.
  • Чрезмерная внешняя самоуверенность в поведении, как ни странно, говорит о низкой самооценке, сопровождается желанием «выделиться из толпы» (необычная одежда или поведение с претензией на «оригинальность»). Особенно сильно проявляется в подростковом возрасте.
  • Желание быть первым всегда и везде. Подросток живет в постоянном стрессе, вынужден доказывать себе и окружающим, что он лучше всех. Личности, уверенной в себе, любящей себя, нет нужды доказывать свою «исключительность».

Эти признаки могут наблюдаться по отдельности или в разном сочетании.

Почему у ребенка заниженная самооценка? Основные причины:

  • Наследственный фактор. Особенности физического развития (наличие заболеваний, инвалидности способствует формированию комплекса неполноценности), темперамента (к примеру, сангвиники чаще всего общительны, склонны к лидерству, меланхолики очень впечатлительны, остро чувствуют других людей и их чувства), умственные способности (у детей, имеющих умственные отклонения или задержку психического развития, комплекс неполноценности может быть особенно ярко выражен).
  • Воспитание. Гиперопека — излишняя и навязчивая забота или гипоопека — отсутствие теплых и доверительных отношений между ребенком и родителями. Даже любящие родители, сами неуверенные в себе, вряд ли смогут воспитать активного и уверенного в себе ребенка. Ведь как можно учить тому, что не умеешь сам?
  • Социальные контакты — отношения вне семьи с одноклассниками, педагогами, друзьями, знакомыми. Детям, особенно в подростковом возрасте, свойственен «дух коллективизма», им важно быть не хуже других (по их мнению), нередко травля одноклассников из-за особенностей внешности, физического или психического развития ребенка крайне негативно сказывается на характере — подросток или замыкается в себе, или становится агрессивным.

Непостоянство уровня самооценки

Уровень самооценки может измениться: есть немало способов избавиться от комплекса неполноценности и стать уверенным в себе человеком. Более подробно можно прочитать в статье Как стать уверенным в себе?. Среди знаменитых людей, добившихся успехов, есть множество тех, кто в детстве имел низкую самооценку, но сумел справиться с ней. Уровень самооценки может стать ниже из-за серьезных неудач, длительной стрессовой обстановки, проблем общения с родителями и т.д.

Кто чаще страдает комплексом неполноценности?

Комплексу неполноценности подвержены дети, воспитывающиеся без родителей, нежеланные дети — они уже во младенчестве ощущают свою ненужность в мире. У них нет поддержки и опоры в виде родителей, они чувствуют себя несовершенными и не умеют себя любить, рассматривают себя как помеху, а не как свободную личность.

Опасность комплекса неполноценности

Комплекс неполноценности не только мешает развитию личности, но и может перерасти в затяжную депрессию, невроз, особенно если он усугублен иррациональным (необъяснимым, подсознательным) чувством вины. Кроме того, если ребенок или подросток страдает заниженной самооценкой, то у него могут быть страхи, фобии, и другие навязчивые состояния, могут возникнуть и психосоматические заболевания (физиологические заболевания на фоне психических факторов). Справиться с тяжелой формой этого комплекса помогут специалисты (психологи, психиатры, психоневрологи).

Фото: Екатерина Пашкова.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:

Порядок вывода комментариев:

Источник

Природа возникновения низкой самооценки у детей, будущие проблемы адаптации в их обществе. Методы коррекции и изменение поведения родителей.

Малыш как губка впитывает поведение и язык, который слышит изо дня в день. Его подсознание является плодородной почвой, на которой прорастают зерна слов родителей.

Хотя последние часто об этом забывают или вообще не задумываются. А зря — самооценку ребенку вернуть до адекватного уровня потом трудно. И если этого не сделать, его жизнь может стать полной испытаний, неудовлетворенности и претензий к окружающим.

Почему занижена самооценка у ребенка? Что делать?

Вы слышали, как общаются мамы или бабушки с малышами на детских площадках, в магазинах или в поликлиниках? Чаще всего они ругают, вешают ярлыки, обсуждают с другими взрослыми, обесценивают маленькие успехи, сравнивают с другими детьми свое чадо и его поведение.

А это самое яркий и запоминающийся опыт для подсознания крохи. Так он растет с программами «я плохой», «у меня руки кривые», «я не достоин любви и признания», «мне нужно притворяться, чтобы угодить близким людям» и т.д.

Выход — начать взрослым воспитание с самих себя, учиться слышать свой голос разума, укреплять осознанность во всех действиях и словах. Рецепт звучит просто, но на практике для его реализации нужно попотеть.

Вспомните, что ваш ребенок самый любимый и неповторимый. Он приходит в этот мир на какое-то время по милости Всевышнего. То есть нам его дают как-бы в гости.

Читайте также:  Детские песни ребенку 5 лет

А как вы ведете себя с чужими детками, пришедшими к вам ненадолго? Точно стараетесь угодить, внимательны к их словам и поведению, боитесь обидеть или произнести колкое словечко.

Симптомы комплекса неполноценности у мужчин

Мужчины по своей природе активны. Их жизнь протекает во вне, на полях сражений и добычи мамонтов для семьи. И от мужчины ожидаются целеустремленность, напористость, сила и авторитетность.
При наличии комплекса неполноценности его поведение кардинально другое:

  • он заглядывает в бутылку
  • вечно ожидает благоприятного момента для действий
  • раним и обидчив
  • оглядывается на мнение окружающих чужих людей
  • ищет оправдания своим неудачам вне себя
  • занимает позицию слабого
  • бывает чрезмерно агрессивен
  • окружает себя статусными вещами и кичится ими, например, спортивный автомобиль, квартира в центре города с дорогим ремонтом
  • не умеет или боится строить крепкие отношения с женщинами

А «ножки растут» из детства и мешают полноценной жизни и реализации мужчины.

То ли мама слишком опекала и кудахтала над ним, то ли папа транслировал аналогичное поведение, то ли в семье было негласное табу на проявления любви. Список причин длинный, а результат неутешительный.

Комплекс неполноценности у женщин

Женщины по своей природе мягкие и податливые. Их поле деятельности — это семья. Но прошлое столетие на постсоветском пространстве преуспело в воспитании девочек по мужскому сценарию.

Поводов было предостаточно — войны, голод, строительство «светлого будущего», когда мужчин не хватало и активно продвигалась идея о равенстве полов.

Как же проявляется комплекс неполноценности у женщин?

  • направленность действий во вне, избегание выполнения своих обязанностей
  • феминизм
  • акцент на зарабатывании денег, стремлении к стилю жизни бизнесвумен
  • недоверие к мужчинам, проблемы в общении с ними
  • глухота к мнению других людей
  • стремление заслужить любовь и расположение
  • комплекс отличницы
  • объяснение своего поведения внешними причинами
  • агрессивность
  • частые депрессии
  • требование внимания окружающих для получения сочувствия к своей персоне

Однако женщине легче, чем мужчине, обнаружить в себе негативные программы, заложенные в детстве и пошатнувшие уверенность в себе. И при сильном желании их переписать на успешные и созидательные, женщина справится в кругу единомышленниц достаточно за короткое время.

Причины комплекса неполноценности

Они многочисленны и возникают на разных стадиях взросления ребенка.
Рассмотрим некоторые:

  • слова близких людей, особенно с негативным окрасом
  • отсутствие веры в ребенка, но силы и способности
  • жизнь без поддержки и желания помочь крохе в трудных для него ситуациях
  • родительская «глухота» к реальным потребностям ребенка
  • обсуждение и высмеивание его поведения с посторонними людьми
  • передача родителями своих несчастливых сценариев
  • манипуляции в общении
  • воспитание с преобладание рыночных отношений: ты мне это, а я тебе денежку
  • отсутствие доступа к телу родителя в критических для ребенка моментах
  • возложение чрезмерных надежд родителями на хрупкие детские плечи

Таким образом, пока наше общество и каждый родитель в отдельности «болеет», вырастить детей со здоровой самооценкой становится труднее.

Низкая самооценка у ребенка: дети копируют поведение родителей

Природа мудро распорядилась, наградив детей невидимой нитью привязанности к своему взрослому. Посмотрите, утята бегут за уткой и повторяют ее действия, мальки плывут за мамой-рыбой, птенцы летят за родителями-птицами. Тоже самое происходит у людей.

У детей в мозгу находится специальный отдел, отвечающий за привязанность к родителям. С его помощью кроха оценивает реакцию взрослого на свое поведение, проверяет границы дозволенного.

Даже когда мы, взрослые, забываем об этой природной способности наших детей, она исправно работает.

Представьте, мама, папа или оба вымотались на работе, вернулись домой, а там ребенок со своими потребностями в участии, играх, любви и поддержке. Что могут дать взрослые крохе, если их жизненная энергия на нуле? Только заложить прочный фундамент будущих проблем с самооценкой.

Как повысить самооценку и уверенность ребенку

В зависимости от возраста ребенка, в котором обнаружена проблема с самооценкой и уверенностью в себе, применяются разные тактики поведения и методы:

  • похвала за успехи и достижения
  • сведение к минимуму, а лучше искоренение привычки криком решать любые проблемы
  • перестать обсуждать поведение ребенка, сравнивать его с другими, вешать ярлыки
  • наказывать экологично — без физического и эмоционального насилия
  • советоваться и иногда делать так, как говорит ребенок
  • просить прощения у малыша
  • обогатить свою речь добрыми словами, выражающими ваши эмоции и подчеркивающими важность и значимость ребенка в вашей жизни
  • регулярно разговаривать и проводить время вместе не у экранов телевизора и компьютера, а на природе
  • никогда не обманывать ребенка, объяснять что-либо так, чтобы он понял
  • устраивать детские праздники с приглашением малышей домой
  • давать право самостоятельно действовать ребенку, доверять ему
  • быть доступным для общения в любое время
  • развивать таланты и способности дитя
  • заинтересовать заниматься спортом
  • внимательно изучать психологические особенности личности ребенка — холерику обеспечить общение с другими детьми, меланхолику давать право на общение самим с собой
  • принимать дитя таким, какой он есть, без возложения чрезмерных ожиданий
  • давать право на совершение ошибок
  • не занимать позицию Бога с целью все контролировать
  • пойти к психологу родителю, ребенку или обоим одновременно. Свежий взгляд специалиста чаще намного быстрее увидит корни проблемы, чем мамин зашоренный глаз от будней.
Читайте также:  Вязаная шапка на ребенка 5 лет

Самое действенное средство для повышения низкой самооценки у ребенка — это любовь родителя. Не эгоистичная и ожидающая бонусов в будущем, а бескорыстная божественная всепрощающая любовь.

Как повысить самооценку ребенку 5 — 6 лет?

Чаще детям в этом возрасте наоборот присуща завышенная самооценка. Поскольку родители их балуют, всячески угождают и многое прощают.

И все же при наличии низкой оценки себя у ребенка 5-6 лет родителям можно:

  • хвалить, поддерживать, разговаривать с ребенком
  • использовать теплые и ласковые слова
  • терпеливо объяснять что-либо ребенку
  • развивать его природные таланты, прививать любовь к спорту, музыке, танцам
  • быть доступным для общения, не отмахиваться от ребенка
  • правильно выстроить иерархию ценностей в голове, чтобы, например,  работа не стояла выше, чем ребенок

Как повысить самооценку ребенку 7 -8 лет?

В это время малыш идет в школу, сталкивается с повышенным количеством общения, детей, взрослых, ожиданий и требований. Это провоцирует стрессы и возможные отклонения в самооценке.

Для ее коррекции подойдут методы, описанные выше для детей 5-6 лет, а также такие:

  • совместное выполнение домашних заданий
  • предоставление возможности не делать то, что вызывает дискомфорт у ребенка, например, за один подход решить 20 задачек
  • вместе выбираться на природу, турпоходы с палатками
  • разрешать приглашать друзей домой
  • обучать на основе своих собственных примеров, как выходить из трудных ситуаций, например, насмешек сверстников

Как повысить самооценку ребенку 9 – 10 лет?

Ребенок этого возраста хорошо понимает реакцию взрослых на свое поведение или поступки, умеет ее прогнозировать. Потому лучше акцентировать внимание на таких методах коррекции его самооценки:

  • налаживание или укрепление дружбы между родителями и ребенком
  • предоставление права высказывать свое мнение без страха наказания или высмеивания
  • укрепление чувства юмора у ребенка
  • при наличии интереса к спорту развивать его дальше
  • учитывание мнения ребенка в решении бытовых ситуаций
  • развитие вкуса и стиля в одежде
  • другие вышеперечисленные методы, которые по вашему мнению приемлемы

Как повысить самооценку ребенку 11 – 12 лет?

Перешагивая 10-летний рубеж, ребенок вступает в пору между детством и юношеством. Подростковые бури начинают бушевать в его организме, выбивая из привычного стиля общения.

Да и со сверстниками общаться ребенку все интереснее. Но только взрослые могут по-настоящему поддержать, вселить веру в свои силы, признать заслуги и не казнить за промахи. Дети способны искалечить самооценку себе подобным навсегда.

Поэтому родителям важно не пропустить момент и вовремя приступить к коррекции чувства собственного достоинства своего ребенка.

В силу наличия не прожитых эмоций и не пройденных жизненных уроков этого возраста у самих родителей, общение с детьми усугубляется. Или вы чувствуете себя загнанными в угол, глубоко несчастными, не видите ценности своей жизни, ждете чего-то лучшего и обесцениваете то, что уже есть. Что же вы как родитель дадите ребенку, как поможете искоренить чувства ущербности и жалости к себе у дитя?

Часто наиболее действенным и эффективным методом является обращение к психологу и прохождение курса психокоррекции всем членам семьи или только родителям.

Как повысить самооценку у детей: советы и отзывы

Несколько советов по улучшению самооценки у детей:

  • любите, верьте, поддерживайте, успокаивайте и разговаривайте с ними
  • выстраивайте дружеские отношения, будьте в курсе их жизни и переживаний
  • помогайте адаптироваться в обществе на примерах из своей жизни
  • развивайте у них чувство юмора, физические, интеллектуальные, творческие способности
  • планируйте досуг так, чтобы всем было интересно
  • забудьте о крике как способе общения
  • уважайте и принимайте ребенка таким, какой он есть, без попытки перекроить под свои ожидания
  • просите прощения, если обидели его незаслуженно
  • показывайте пример образа жизни, который хотели бы видеть у ребенка в будущем

И самое главное — ответьте себе честно, есть ли у вас проблемы с самооценкой. Может стоит начать с себя, проработать все травмы и ограничивающими убеждениями, а потом с новыми силами помочь ребенку?

Отзывы

Мария, домохозяйка
У нас двое прекрасных детей — мальчик и девочка. Когда сыну исполнился год, я вынуждена была выйти на работу и помочь мужу с выплатой кредита на квартиру. В этой гонке за деньгами мы упустили момент, когда у сына стали проявляться симптомы заниженной самооценки. Особенно яркими они стали перед школой. На семейном совете мы решили, что мне лучше уйти с работы и помочь сыну повысить самооценку. Я больше с ним общалась, практиковалась активное слушание, хватила, поддерживала его инициативу. И так мы успешно справились с задачей. После рождения дочки такой ошибки как преждевременный выход на работу я больше не совершила.

Виктория, менеджер по продажам
Первого ребенка воспитывала одна. Много работала, а ему нанимала нянь и старалась обеспечить всем необходимым. Часто была в командировках. И в подростковом возрасте ребенка столкнулась с проблемами в оценке себя и своего места в социуме у него.
Помог психолог, которого порекомендовала мне лучшая подруга. Он очень внимательно и скрупулезно проводил сеансы, определил причины и предложил меры по выравниванию самооценки. Благодарю этого человека! Все методы оказались действенны и сейчас мой ребенок успешный спортсмен, студент и душа компании среди своих друзей.

Итак, мы рассмотрели причины возникновения проблем с самооценкой у детей, ее проявление у мужчин и женщин и пути коррекции чувства собственного достоинства.

Видео: как повысить самооценку ребенка

Источник