Компенсация нарушений в развитии ребенка

Коррекция —(от лат. correktio – исправление)

Коррекция отклоняющегося развития –система психолого-педагогических мер, направленных на исправление, ослабление или сглаживание недостатков психофизического развития детей.

В коррекционном воздействии выделяют два направления:

1) коррекция отдельных дефектов и их последствий;

2) целостное влияние на личность ребёнка.

По мнению И.А.Шаповал:

· коррекционные воздействия не сводятся к набору специальных упражнений, а охватывают весь учебно-воспитательный процесс;

· коррекция опирается на функции, оставшиеся в той или иной мере сохранными и приспособление происходит, прежде всего, за счет интенсивного использования сохранных анализаторов;

· коррекция вторичных нарушений тем сложнее, чем они ближе к первопричине (например, нарушение произношения у глухих)

Коррекционно-воспитательная работа – коррекция познавательной деятельности и физического развития в сочетании с формированием личности особого ребёнка.

Компенсация психологическая— процесс, направленный на достижение или восстановления чувства внутренней стабильности и самопринятия в связи с переживанием несостоятельности в тех или иных сферах жизни.

Компенсация нарушения (дефекта) –возмещение, выравнивание, развитие нарушенных или недоразвитых функций, перестройка сохранных функций для замещения нарушенных; приобретение в обучении и воспитании способов деятельности и поведения, способствующих социальной адаптации и интеграции.

Одна из главных задач специальной психологии – поиск эффективных путей компенсации при различных нарушениях.

И.А.Шаповалсчитает, что компенсаторные процессы проходят несколько фаз:

— обнаружение нарушения в работе организма;

— оценка параметров нарушения, его локализации и выраженности;

— формирование программы компенсаторных процессов и мобилизации нервно-психических ресурсов индивида;

— отслеживание реализации программы;

— закрепление достигнутых результатов.

Рассматривая компенсацию отклонений как процесс, следует учитывать ряд обстоятельств:

1. Процессы компенсации у детей, в отличие от взрослых, глубоко специфичны.

2. Детская психика обладает огромной пластичностью.

3. При оценке возможностей развития функций у ребёнка необходимо учитывать не только реальный уровень, но и зону ближайшего развития.

4. При отклоняющемся развитии сохраняется тот же принцип протекания нервных процессов, что и при развитии в норме.

5. Процесс компенсации развивается одновременно по разным каналам.

6. Этапы возрастного развития и компенсации тесно связаны друг с другом, но не тождественны.

7. Длительность, место и роль каждого этапа компенсации зависят как от внутренних факторов отклонения в развитии, так и от социальных условий.

Закон превращения минуса дефекта в плюс компенсации Л.С.Выготского:положительное своебразие ребёнка с отклоняющимся развитием создаётся в первую очередь не тем, что у него выпадают те или иные функции, но тем, что их выпадение вызывает к жизни новые образования, представляющие в своём единстве реакцию личности на дефект.

Л.С.Выготский выделил следующие особенности взаимодействия процессов коррекции и компенсации:

1. Включение ребёнка в разнообразную социально значимую деятельность и создание активных и действенных форм детского опыта.

2. Применение медицинского воздействия для преодоления первичных дефектов и коррегирующего психолого-педагогического воздействия в борьбе с вторичными отклонениями. Чем теснее связь вторичного отклонения с вторичным дефектом, тем сложнее коррекция.

3. Специальное воспитание по собственным методикам обучения на основе выработки у ребёнка интереса к деятельности и потребности в ней.

4. Включение людей с нарушениями в активную трудовую деятельность, которая обеспечивает условия для полноценной интеграции в общество.

5. Уровень компенсации определяется 1) характером и степенью дефекта, резервными силами организма и 2) внешними социальными условиями.

Рекомендуемая литература по теме:

Выготский Л.С. К вопросу о компенсаторных процессах в развитии умственно отсталого ребёнка.

Сорокин В.М. Специальная психология. СПб., 2003.

Шаповал И.А. Специальная психология. Учебное пособие. М., 2005.

https:// chuprov.boom.ru

http: // www.autism. ru /read. Asp?id=82 &vol=0

http: // www pedlib ru /Books2/0243/2_0243-63.shtml

http: // www.dislexia.ru/index.php?id=156

http: //psyholog. Pomorsu.ru/spec.htm

Задания для самостоятельной работы:

1. Законспектируйте работу Л.С.Выготского «К вопросу о компенсаторных процессах в развитии умственно отсталого ребёнка».

2.Внимательно прочитайте обстоятельства, которые И.А.Шаповалпредлагает учитывать в процессе компенсации. Раскройте содержание каждого из них.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое коррекция отклоняющегося развития?

2. Что такое компенсация нарушения развития?

3. В чём основной смысл закона превращения минуса дефекта в плюс компенсации Л.С.Выготского?

4. В чём состоят основные идеи теории компенсации Л.С.Выготского?

5. Какие особенности взаимодействия процессов коррекции и компенсации выделил Л.С.Выготский?

Источник

всякое повреждениеили вредоносное воздействие на организм вызывает со стороны последнего защитныереакции, гораздо более энергичные и сильные, чем те, которые нужны, чтобыпарализовать непосредственную опасность. Организм представляет относительнозамкнутую и внутренне связанную систему органов, обладающую большим запасомпотенциальной энергии, скрытых сил. Он действует в минуты опасности как единоецелое, мобилизуя скрытые запасы накопленных сил, сосредоточивая в местеопасности с большей расточительностью горазд о большие дозы противоядия, чемдоза грозящего ему яда. Таким путем, организма не только компенсируетпричиненный ему вред, но всегда вырабатывает излишек, перевес над опасностью,приводящий его в более высокое состояние защищенности, чем то, которое у негобыло до .возникновения опасности.К месту, в которое проникла зараза, белые кровяные шарики устремляются вгораздо большем количестве, чем нужно для того, чтобы справиться с заразой. Этои есть сверхкомпенсация. Если лечат туберкулезного больного, впрыскивая емутуберкулин, т. е. туберкулезный яд, то рассчитывают на сверхкомпенсациюорганизма. Это несоответствие раздражения и реакции, неравенство действия ипротиводействия в организме, излишек противоядия, прививка сверхздоровья черезболезнь, поднятие на высшую ступень через прео доление опасности важны длямедицины и педагогики, для лечения и воспитания. И в психологии это явлениеполучило широкое применение, когда стали изучать психику не изолированно оторганизма, как отрешенную от тела душу, а в системе организма, как егосвоеобразную и высшую функцию.

Читайте также:  Физические показатели развития ребенка старшей группы

Компенсация – сложный многообразный процесс перестройки функций при нарушении, либо утрате какой-либо функции. В процессе компенсации функция поврежденных органов или структур либо начинает осуществляться непострадавшими непосредственно системами путем усиления их дея-ти, либо происходит перестройка частично нарушенной функции.

Компенсация функций на уровне сложных психических процессов осуществляется путем сознательного переобучения, обычно с использованием вспомогательных средств. Компенсация функций при повреждении анализаторов имеет специфический характер , в связи с тем, что изменяется поступающая из внешней среды в организм и регулирующая его де-ть сигнализация. Поэтому вначале процесса компенсации используется афферентация с других сохранных анализаторов. На дальнейших этапах, сформировавшиеся связи стабилизируются.

6. Закономерности психического развития при различных вариантах дизонтогенеза.

После становления научного этапа спец психологии и становления практики обучения детей с отклонениями в первую очередь необходимым было именно глубокое психологическое изучение познавательных процессов. Это было необходимо для понимания возможностей детей в усвоении материала, для разработки методик обучения в спец школах и др учреждениях. В ходе этого изучения было выявлено, что закономерности, обнаруживаемые в психическом развитии нормального ребенка те же, что и у ребенка с отклонениями в развитии. Вот важные моменты этого развития:

5. Темп психического развития – неравномерность, в разные периоды проходит ускоренно или замедленно.

6. Созревание пси функций проходит поэтапно, в каждом последующем возрастном периоде наступает их качественное преображение и совершенствование.

7. Психол развитие зависит от общения со взрослыми, обучения, воспитания.

8. Развитие и формирование психики проходит в различ видах дея-ти. Ведущая деят-ть схожа, порядок тот же.

Что специфичного у детей с аномальным развитием:

6. Изменяются временные рамки психол новообразований

7. Изменяются способности к познанию окруж мира

8. Изменяются коммуникации между людьми

9. Замедление темпов развития мышления

10. Чем более выражен эффект нарушения – тем более выражены вторичные и третичные нарушения

Швальбе в 1927 ввел понятие дизонтогенеза – отклонение внутриутробного формирования структур организма от их норм развития.

Сейчас дизонтогенез понимается более глубоко. Дизонтогенез – различные формы нарушения отногенеза, включая и постнатальный, преимущественно ранний период, ограниченный теми сроками развития, когда морфологические системы организма еще не достигли своей зрелости.

При патологии наблюдается нарушение межфункциональных связей, диспропорции в развитии, что обуславливает асинхронию. Асинхрония: 1. Ретардация (незавершенность – отставание в отдел периодах развития), 2.акселерация (ускорение ).

Лебединский В.В. разработал классификацию и выделил 6 видов дизонтогенеза:

8. Недоразвитие – общее стойкое отставание в развитии всех функций вследствие раннего органического поражения мозга. Поражение может иметь наследственную природу или быть рез-том внешних факторов, действующих во внутриутробный, природовой периоды или в раннем детстве. Самая распростран форма умственной отсталости – олигофрения.

9. Задержанное развитие – замедление темпа всего психического развития, возникающее чаще всего в рез-те слабо выраженных органических поражений коры гм или длительных и тяжелых соматических заболеваний.

10. Поврежденное психич развитие – нурашение психич развития в конце раннего возраста или уже после 3 лет вследствие травм гм, нейроинфекций, наследственных заболеваний. Распростран форма – органическая деменция.

Читайте также:  Прогулка как средство развития ребенка

11. Дефицитарное развитие – наруш зрения, слуха, речи, опорно-двиг аппарата.

12. Искаженное психич развитие – разные варианты сложных сочетаний общего недоразвития, задержанного, ускоренного и поврежденного. #Ранний детский аутизм.

13. Дисгармоническое псих развитие – связано с нарушением формирования эмоционально-волевой сферы. #психопатии, неврозы.

14. Среди представителей каждого типа нарушенного развития наблюдаются значит индивидуально-групповые различия, кот. зависят от причин нарушения, периода действия и интенсивности фактора, вызвавшего нарушение.

7. Умственная отсталость. Виды умственной отсталости. Развитие высших психических функций при умственной отсталости.

УО-стойкое необратимое недоразвитие познават дея-ти, возникшее на основе раннего органич поражения ЦНС.

Диагноз ставитя, когда травма была до 3 лет. Далее диагноз деменция.

Причины: 1. Цитомегаловирус, таксоплазмос, герпес. 2. Травмы родовой дея-ти, 3. Травмы голов мозга в раннем возрасте. 4. Токсичные медикаменты в раннем возрасте. 5.наследственный фактор. 6.злоупотребление алкоголем и др. у матери.

Классификация:

1. Дебильность – 1 степень

2. Имбицильность – 2 степень

3. Идиотия – 3 степень

Идиотия наиболее тяжелая степень умственной УО: не владеют речью, навыками самообслуживания, грубые наруш моторики, неспособны самост передвигаться.

Имбицильность – глубокая УО. Дети малоспособны к целенаправленной дея-ти, недоравитие всех ВПФ и эмоц-волевой сферы. Можно сформировать простейшие навыки самообслуживания в быту, ручного труда, они могут работать в учебно-трудовых мастерских.

Дебильность – легкая степень УО. Таким детям доступна речь. Недоразвитие мышления, вторично речи и др. психич функций. Способны овладеть навыками письма, чтения, счета. Осваивают спец программу – программа 8 вида обучения – программа обычного школьника с 1 по 5 класс. Недоразвитие эмоц-волевой сферы: инфантилизм, сниженная критичность, отсутствует перенос усваиваемых способов дея-ти на аналогичный материал.

УО-кольцевой дефект:

Органич поражение – наруш мышления – наруш др впф – наруш мышления – органич пораж

При УО подсказка в выполнении задания не помогает.

8. Клинико-психологическая структура умственной отсталости и задержки психического развития. Дифференциальный подход.

При ЗПР порциальность дефекта, при УО тотальность дефекта. При ЗПР есть перенос, при УО нет. Тест Векслера – график УО-плато, ЗПР в каких-то ВПФ выше, в каких-то ниже (может даже выше нормы где-то).

УО-стойкое необратимое недоразвитие познават дея-ти, возникшее на основе раннего органич поражения ЦНС.

Диагноз ставитя, когда травма была до 3 лет. Далее диагноз деменция.

Причины: 1. Цитомегаловирус, таксоплазмос, герпес. 2. Травмы родовой дея-ти, 3. Травмы голов мозга в раннем возрасте. 4. Токсичные медикаменты в раннем возрасте. 5.наследственный фактор. 6.злоупотребление алкоголем и др. у матери.

Классификация:

1. Дебильность – 1 степень

2. Имбицильность – 2 степень

3. Идиотия – 3 степень

Идиотия наиболее тяжелая степень умственной УО: не владеют речью, навыками самообслуживания, грубые наруш моторики, неспособны самост передвигаться.

Имбицильность – глубокая УО. Дети малоспособны к целенаправленной дея-ти, недоравитие всех ВПФ и эмоц-волевой сферы. Можно сформировать простейшие навыки самообслуживания в быту, ручного труда, они могут работать в учебно-трудовых мастерских.

Дебильность – легкая степень УО. Таким детям доступна речь. Недоразвитие мышления, вторично речи и др. психич функций. Способны овладеть навыками письма, чтения, счета. Осваивают спец программу – программа 8 вида обучения – программа обычного школьника с 1 по 5 класс. Недоразвитие эмоц-волевой сферы: инфантилизм, сниженная критичность, отсутствует перенос усваиваемых способов дея-ти на аналогичный материал.

УО-кольцевой дефект:

Органич поражение – наруш мышления – наруш др впф – наруш мышления – органич пораж

При УО подсказка в выполнении задания не помогает.

ЗПР — замедление темпа всего психического развития, возникающее чаще всего в рез-те слабо выраженных органических поражений коры гм или длительных и тяжелых соматических заболеваний. Причинами ЗПР могут быть тяжелые инфекц заболевания матери во время беременности, токсикозы беременности, хронич гипоксия плода, травмы во время беремен и родах, генетич факторы, асфиксия, нейроинфекции, хронич соматич заболев, неблагоприят условия раннего развития.

Классификация ЗПР на 4 группы: конституционная, соматогенная, психогенная, церебрально-органич генеза (Они отстают в развитии внимания, восприятия, мышления, памяти, речи, проивзол регуляции дея-ти и др функций. По ряду показателей оказываются часто близкими к УО. Но у них обнаруживаются значительно большие потенциальные возможности. Существенным проявлением ЗПР явл-ся очень низкий уровень активности во всех сферах психич дея-ти. Снижение по сравнению с нормой скорости и уменьшение объема приема и переработки инф-ии. В рез-те этого у них замедленно формируются представления, понятия, различ навыки и умения. Поведение этих детей соответствует более младшему возрасту, они более зависимы от взрослого, значительно менее активны, безыинициативны, слабо выражены познават интересы. Значительно отстают по сформированности регуляции и саморегуляции поведения, в рез-те чего не могут сосредоточиться а одном занятии; недоразвитие эмоц-волевой сферы, примитивность эмоций и их неустойчивость.)

Читайте также:  Центр развития ребенка ватутинки

Характерна мозаичность поражения, при которой наряду с дефицитарными функциями имеются и сохранные. Явления асинхронии связаны с тем, что первичный дефект чаще нарушает развитие отдельных базальных звеньев психических процессов, высшие же уровни страдают вторично (ведущая координата нарушения развития—«снизу вверх»). Парциальность поражения — с недостаточностью отдельных корково-подкорковых функций и большей сохранностью высших регуляторных систем, преимущественно нейродинамического характера, отличает задержанное развитие от стойкого психического недоразвития по типу олигофрении и определяет лучший прогноз динамики развития и коррекции.

9. Клинико-психологическая структура поврежденного психического развития.

Поврежденное психич развитие – нурашение психич развития в конце раннего возраста или уже после 3 лет вследствие травм гм, нейроинфекций, наследственных заболеваний. Распростран форма – органическая деменция.

Характерной моделью поврежденного психического развития является органическая деменция. Ее этиология связана с перенесенными инфекциями, интоксикациями, травмами нервной системы, наследственными дегенеративными, обменными заболеваниями мозга. В отличие от олигофрении, которая также нередко имеет аналогичное происхождение, деменция возникает либо начинает грубо прогрессировать в возрасте после 2—3 лет. Этим хронологическим фактором в значительной мере определяется отличие патогенеза и клинико-психологической структуры деменции от олигофрении.

Сложное сочетание явлений повреждения и недоразвития, разная экстенсивность поражения, вариабельность его локализации.

здесь нет тотальности, нет иерархичности нарушения психических функций, характерных для олигофрении. Наоборот, на первый, план выступает парциальность расстройств. В одних случаях это грубые локальные корковые и подкорковые нарушения (гностические расстройства, нарушения пространственного синтеза, движений, речи и т. д.), недостаточность которых иногда более выражена, чем неспособность к отвлечению и обобщению.

Большое значение в структуре дефекта при органической деменции имеют нарушения целенаправленности мышления, которые при прочих равных условиях также выражены более грубо, чем при олигофрении. Весьма характерны нарушение критичности, отсутствие понимания и переживания своей несостоя тельности, равнодушие к оценке, отсутствие планов на будущее даже у детей старшего возраста. Б. В. Зейгарник (1962) выделяет три преимущественных типа нарушения мышления при органической деменции у взрослых больных: 1) снижение функции обобщения; 2) нарушение логического строя мышления; 3) нарушения критичности и целенаправленности. Изменения личности большей частью диссоциируют с уровнем интеллектуального снижения. В одних случаях они выступают очень резко и особенно проявляются в малой привязанности к родным и близким, частом отсутствии чувства стыда, жалости и других симпатических эмоций. В ряде же случаев, наоборот, личностные изменения выражены менее грубо, чем нарушения интеллекта. Более грубо, чем при неосложненной олигофрении, выражены у одних — адинамия, вялость и аспонтанность, слабость побуждений, у других — психомоторная расторможенность, эйфория либо дисфория с угрюмостью, злобностью, склонностью к агрессии, патология влечений (прожорливость, сексуальность и т. д.). Иногда влечения носят извращенный характер (стремление к самоповреждению, садистические тенденции и т. д.).

Таким образом, структура психического дефекта при органической деменции представляет значительную сложность и отличается большим полиморфизмом, чем при олигофрении. Это касается как интеллектуальных нарушений, так и эмоционально-волевой сферы и личности в целом.

Г. Е. Сухарева (1965), исходя из специфики клинико-психологической структуры, выделяет четыре типа органической деменции у детей.

Первый тип характеризуется преобладанием низкого уровня обобщения.

При втором типе на передний план выступают грубые нейродинамические расстройства, резкая замедленность и плохая переключаемость мыслительных процессов, тяжелая психическая истощаемость, неспособность к напряжению. Отмечаются нарушение логического строя мышления, выраженная наклонность к персеверациям.

При третьем типе органической деменции более всего выступает недостаточность побуждений к деятельности с вялостью, апатией, резким снижением активности мышления.

При четвертом — в центре клинико-психологической картины находятся нарушения критики и целенаправленности мышления, с грубыми расстройствами внимания, резкой отвлекаемостью, «полевым поведением». Наиболее частыми типами являются два последних.



Источник