Компенсация и коррекция в развитии аномального ребенка

Коррекция (лат. correctio — исправление) в дефектологии — система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей. Под коррекцией подразумевается как исправление отдельных дефек­тов (например, коррекция произношения или зрения), так и цело­стное влияние на личность аномального ребенка в целях достиже­ния положительного результата в процессе его обучения, воспита­ния и развития. Устранение или сглаживание дефектов развития познавательной деятельности и физического развития ребенка обо­значается понятием «коррекционно-воспитательная работа».

Коррекционно-воспитательная работа представляет систему комплексных мер педагогического воздействия на различные осо­бенности аномального развития личности в целом, поскольку вся­кий дефект отрицательно влияет не на отдельную функцию, а сни­жает социальную полноценность ребенка во всех ее проявлениях. Она не сводится к механическим упражнениям элементарных функций или к набору специальных упражнений, развивающих познавательные процессы и отдельные виды деятельности ано­мальных детей, а охватывает весь учебно-воспитательный про­цесс, всю систему деятельности специальных учреждений.

Коррекционно-воспитательной задаче подчинены все формы и виды классной и внеклассной работы в процессе формирования у школьников общеобразовательных и трудовых знаний, умений и навыков. На ранних этапах обучения и развития эта работа пре­дусматривает обогащение представлений аномальных детей об ок­ружающей действительности, формирование навыков самообслу­живания, произвольных движений и других видов деятельности взависимости от типов специальных школ и возраста их воспитан­ников.

В дальнейшем коррекционно-воспитательная работа осуществ­ляется в процессе обучения аномальных детей общеобразователь­ным знаниям. Большие возможности для коррекционно-воспита- тельной работы открывает трудовое обучение, в процессе которо­го формируются не только профессиональные умения, но и воспи­тываются навыки планирования своей работы, умения руководст­воваться словесными инструкциями, критически оценивать каче­ство работы и т.п.

Таким образом, трудовая деятельность имеет разностороннее значение в обучении и развитии аномальных детей, а трудовые процессы оказывают исключительное влияние на коррекцию де­фектов их умственного и физического развития.

Важное значение имеет коррекционно-воспитательная работа для формирования эмоционально-волевой сферы аномальных де­тей и исправления отдельных личностных недостатков и отклоне­ний в поведении. Коррекционно-воспитательная работа учитывает индивидуальные особенности детей с применением в необходимых случаях охранительного режима либо соответствующих форм обучения, стимулирующих интенсивную умственную деятельность.

С целью коррекции недостатков важно создать условия для об­щения аномальных детей с нормально развивающимися. В ряде слу­чаев аномальным детям необходимы лечебно-коррекционные меро­приятия (лечебная физкультура, массаж, артикуляционная и ды­хательная гимнастика, применение медикаментозных средств и др.).

Система коррекционно-воспитательной работы строится на ак­тивном использовании сохранных возможностей аномального ре­бенка, «пудов здоровья», а не «золотников болезни», по образно­му выражению Л. С. Выготского, что позволяет развивать нару­шенные и ослабленные функции, высшие психические процессы, без которых немыслимы деятельность и существование человека. В зависимости от типов специальных школ варьируются формы и методы коррекционно-воспитательной работы, но все они направ­лены на разностороннее физическое и психическое развитие де­тей.

Компенсация (лат. compensatio — возмещение, уравновешива­ние)— замещение или перестройка нарушенных или недоразви­тых функций организма. Это сложный, многообразный процесс приспособляемости организма вследствие врожденных или приоб­ретенных аномалий.

Так, компенсация функций зрительного анализатора у ребен­ка, родившегося слепым, возможна преимущественно через раз­витие осязания, т. е. с помощью сенсорной системы кожного и ки­нестетического анализаторов.Процесс компенсации опирается на значительные резервные возможности высшей нервной деятельности. Компенсация нарушенных функций у человека «представляет глубоко своеобразный процесс развития всех сторон личности, в основе которого лежит единство биологи­ческих и социальных явлений. Определяющими в развитии про­цессов компенсации у человека являются сознательная трудовая деятельность и общественные отношения, в которые он вступает в процессе этой деятельности».

У аномальных детей в процессе компенсации происходит фор­мирование новых динамических систем условных связей, исправ­ление нарушенных или ослабленных функций, развитие личности.

Диалектико-материалистическое понимание компенсации нару­шенных функций в дефектологии основывается на том, что при аномальном развитии сохраняются тот же принцип про­текания нервных процессов, та же решающая роль социальных факторов в становлении и развитии психической деятельности, что и в норме.

Специфическое развитие аномальных детей, вызванное наруше­нием одной из систем организма и его функций, проходит на фоне активизации защитных средств и мобилизации резервных ресур­сов, сопротивляющихся наступлению патологических процессов. Здесь и проявляются потенциальные возможности компенсации. Специальное обучение и воспитание открывают широкие возмож­ности развития функций.

Читайте также:  Карта развития ребенка короткова

В этой связи Л. С. Выготский говорил о законе превращения минуса дефекта в плюс компенсации. «Положительное своеобра­зие дефективного ребенка и создается в первую очередь не тем, что у него выпадают те или иные функции, наблюдаемые у нор­мального, но тем, что выпадение функций вызывает к жизни но­вые образования, представляющие в своем единстве реакцию личности на дефект, компенсацию в процессе развития. Если сле­пой или глухой ребенок достигает в развитии того же, что и нор­мальный, то дети с дефектом достигают этого иным способом, на ином пути, иными средствами, и для педагога особенно важно знать своеобразие пути, по которому он должен повести ребенка».

При этом оптимальное развитие функций сохранных органов, замещающих пораженный орган, Л. С. Выготский объясняет не их особым врожденным строением у аномального ребенка, а актив­ным функционированием, вызванным жизненной необходимостью. В развитии аномального ребенка ведущую роль играет не первич­ный дефект, а его вторичные социальные последствия, его социаль­но-психологическая реализация. Процессы компенсации не в со­стоянии полностью выправить дефект, но они помогают преодо­леть затруднения, создаваемые дефектом. Поэтому Л. С. Выгот ский считал социальное воспитание аномального ребенка, основан­ное на методах социальной компенсации его природного недос­татка, единственным научно состоятельным и верным путем. Это означает включение ребенка в разнообразные социальные отноше­ния, активное общение, общественно полезную деятельность на основе компенсаторных возможностей.

Чем раньше начинается специальное педагогическое воздейст­вие, тем лучше развивается процесс компенсации. Коррекционно- воспитательная работа, начатая на ранних этапах развития, пре­дупреждает вторичные последствия нарушений органов и способ­ствует развитию ребенка в благоприятном направлении.

Приемы коррекционно-воспитательной работы последовательно применяются на всех этапах развития, так как компенсация нару­шенных функций формируется’ не сразу, а постепенно, согласно определенным закономерностям.

Высшая форма компенсации означает всестороннее развитие личности ребенка. Однако для некоторых форм аномального раз­вития пределы компенсации ограничены. Так, при грубых анома­лиях умственного развития возможна лишь частичная компенсация дефекта, так как глубокие нарушения интеллекта препятствуют развитию высших психических процессов. Но это не означает фа­тально предопределенных пределов развития умственно отсталых детей. Определенный положительный уровень познавательной дея­тельности, достигаемый в процессе коррекционно-воспитательной работы, позволяет говорить о значительных потенциальных воз­можностях умственно отсталых детей.

В связи с тем что аномальные дети весьма подвержены небла­гоприятным влияниям и состояниям (болезненные процессы, пси­хические перегрузки и стрессы), компенсаторные механизмы мо­гут разрушаться. ГТри этом резко снижается работоспособность и замедляется развитие. Это явление называют декомпенсацией. Подобные рецидивы функциональных нарушений приводят к не­устойчивости и ослаблению психических процессов. В таком со­стоянии ребенок нуждается в создании охранительного режима, ограничении учебной нагрузки.

. Успешность компенсации будет зависеть: — от генетического потенциала; — от адекватности педагогических воздействий психологическим осо­бенностям; — от собственных компенсаторных возможностей ребенка (количества
сохранных функций и систем организма и их интеграция); — от конкретных требований, составляющих социально- психологический норматив социальной ситуации, в которой находится человек. Любая живая система должна обладать определенным запасом «прочности» на случай резких неблагоприятных изменений во внешней и внутренней среде. Для этого необходимы специфические компенсаторные механизмы. Сложность живой системы прямо пропорциональна ее эффективности. Но усложнение системной организации повышает вероятность внутренних «сбоев» в процессе ее работы. Поддержание определенного уровня «надежности» системы в целом и отдельных ее компонентов составляет суть сложных и многообразных процессов компенсации. Наличие парных органов у многих животных и человека, способных «продублировать» друг друга при поражении одного из них, как и способность к регенерации, свидетельствует о филогенетической древности компенсаторной приспособляемости.
Под компенсацией понимается процесс возмещения недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных. Для теории и практики специальной психологии данная категория является одной из ключевых. То, как происходит восстановление нарушенных функций, от чего оно зависит, составляло предмет острых дискуссий на протяжении не одного столетия. Существовало и существует множество теорий компенсации. Особое значение в понимании сущности компенсаторных механизмов сыграли исследования П. К Анохина, Л. С. Выготского, А. Р. Лурии, В. Штерна и др.
Традиционно выделяют два типа перестроек нарушенных функций — внутрисистемную и межсистемную.
Компенсаторные процессы протекают под постоянным контролем и при участии высшей нервной деятельности; они проходят несколько фаз (этапов).
Первая фаза — обнаружение того или иного нарушения в работе организма. Сигнал о нарушении может быть связан и с самим расстройством, и с его последствиями, с различными отклонениями в поведении и деятельности.
Вторая фаза — оценка параметров нарушения, его локализации и глубины (выраженности).
Третья фаза — формирование программы последовательности и состава компенсаторных процессов и мобилизации, нервно-психических ресурсов индивида.
Включение этой программы с необходимостью требует отслеживания процесса ее реализации. В этом состоит содержание четвертой фазы.
Пятая, завершающая фаза связана с остановкой компенсаторного механизма и закреплением его результатов.
Временная длительность указанных этапов может быть различной, что зависит от характера нарушения, его выраженности и от индивидуальных особенностей организма. Остановка компенсаторного процесса связана с восстановлением нарушенной функции и возобновлением разных форм деятельности.
Компенсаторные процессы, разворачиваясь во времени, осуществляются на разных уровнях своей организации.
Первый— биологический, или телесный уровень: компенсаторные процессы протекают преимущественно автоматически и бессознательно.
Второй— психологический уровень существенно расширяет возможности компенсаторных механизмов, преодолевая ограничения первого. Можно сказать, что психологический уровень есть истинно человеческий способ восстановления нарушенных функций с привлечением работы сознания.
Не случайно одно и то же нарушение у животных и человека может привести к различным последствиям. Так, глухота у животного в условиях дикой природы не совместима с жизнью. Человек же при всех трудностях, возникающих в условиях глухоты, способен продолжать полноценную жизнедеятельность.
Психологический уровень компенсации, прежде всего, связан со способностью человека к адекватной оценке своих возможностей в условиях тех или иных нарушений, постановке реальных целей и задач, сохранении позитивного отношения к себе. В подобных ситуациях самосознание и личность человека, в особенности его волевые качества, выполняют важнейшую компенсаторную функцию. Поэтому закономерным кажется то, что при одном и том же нарушении у разных людей мы можем наблюдать выраженные отличия в их социальной адаптации в зависимости от личностных особенностей.
Психологический уровень компенсации также связан с работой защитных механизмов и копинг-стратегий поведения. Психологическая защита, по определению Р. М. Грановской, — «это специальная система стабилизации личности, направленная, на ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний, сопряженных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта» Механизмы психологической защиты по большей мере относятся к бессознательной активности. Это вытеснение, подавление, идентификация, проекция, регрессия, сублимация, рационализация, катарсис и многие другие. Будучи плохо осознаваемы, они весьма избирательны в зависимости от характера проблемной ситуации и от личностных особенностей человека. Кроме того, механизмы защиты способны содействовать как адаптации, так и дезадаптации индивида.

Читайте также:  Таблица развития ребенка до одного года

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник

Коррекция(от лат. correctio – улучшение, исправление) включает систему психолого-педагогических мероприятий в сочетании с медицинской помощью, направленных на преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития человека (минимизация дефекта – сведение последствий нарушений к минимуму).

Коррекция может быть прямой и косвенной. Прямая коррекциязаключается в проведении тренинга с использованием педагогом специальных дидактических материалов и приемов воздействия, планирования содержания и прогнозирования результатов коррекционной работы во времени.

При косвенной коррекциипредполагается, что уже в процессе обучения наступает продвижение в развитии ребенка, корригируется его психомоторная и мыслительная деятельность. Путями коррекции при этом выступают обогащение, уточнение, исправление имеющегося опыта и формирование нового,

Биологическим обоснованием возможности коррекции являются процессы компенсации (от лат. compensatio – возмещение, уравновешивание). Сущность процесса компенсации заключается в возмещении в той или иной мере нарушенных функций и состояний: в мозг поступают сигналы с поврежденных участков (своеобразные сигналы SOS), в ответ на которые он мобилизует защитные механизмы, «запасы надежности живого организма» и противодействуют патологическому процессу. Одновременно с этим в высший отдел ЦНС непрерывно идут «доклады» о достигнутых результатах и на основе этого вносятся определенные коррективы в процесс компенсации: мобилизуются новые и демобилизуются прежние, оказавшиеся малоэффективными механизмы и приспособления. По достижении оптимальных результатов мобилизация защитных механизмов прекращается. Состояние скомпенсированности функций становится относительно устойчивым. В организме возникает тенденция к сохранению этой устойчивости.

Компенсация бывает двух видов: органическая (внутрисистемная) и функциональная (межсистемная).

Внутрисистемная компенсациядостигается при замещении поврежденных нервных элементов активностью сохранных нейронов в результате перестройки деятельности нейронных структур в анализаторах под влиянием адекватной стимуляции и специального перцептивного (т.е. с помощью восприятия) обучения. Базовый исходный уровень компенсации устанавливает адекватная сенсорная стимуляция, которая активирует восстановительные процессы не только в проекционном отделе анализатора, но также в ассоциативных и неспецифических образованиях мозга, механизм деятельности которых связан с восприятием.

Читайте также:  Уровни умственного развития ребенка

Межсистемная компенсациясвязана с перестройкой деятельности или формированием новых функциональных систем, включающих проекционные и ассоциативные области коры головного мозга. При формировании новых функциональных систем решающее значение имеет психофизиологический фактор активации обратных связей анализатора, являющийся важным механизмом обработки поступающей из внешнего мира информации.

При рассмотрении теории компенсации психических функций Л.С. Выготский выделил несколько положений:1)включение аномального ребенка в разнообразную социально значимую деятельность и создание активных и действенных форм детского опыта; 2) применение медицинского воздействия для преодоления первичных дефектов и корригирующего психолого-педагогического воздействия в борьбе с вторичными отклонениями; 3) специальное воспитание по собственным методикам обучения на основе выработки у ребенка интереса и потребностей в такой деятельности; 4) включение людей с различными нарушениями в активную трудовую деятельность, которая обеспечивает условия для полноценной интеграции в общество; 5) уровень компенсации определяется, с одной стороны, характером и степенью дефекта, резервными силами организма, с другой – внешними социальными условиями.

Сложившиеся компенсаторные процессы не носят абсолютного (устойчивого) характера, поэтому при неблагоприятных условиях (чрезмерные нагрузки, стрессы, болезни, сезонные ухудшения здоровья, резкое прекращение занятий и др.) они могут распадаться. В таких случаях наблюдается декомпенсация, т.е. рецидив функциональных нарушений. При декомпенсации отмечаются нарушения умственной работоспособности, снижение темпа развития, изменение отношений к деятельности, людям.

От явлений компенсации следует отличать псевдокомпенсацию – мнимые, ложные приспособления, вредные образования, возникающие в результате реакции человека на те или иные нежелательные проявления к нему со стороны окружающих людей.

Учение о компенсации открывает творческий характер развития. Ряд ученых строили на нем происхождение одаренности. Так, В. Штерн выступил с тезисом: «То, что меня не губит, делает меня сильнее; благодаря компенсации из слабости возникает сила, из недостатков – способности» (1923). А. Адлер выдвинул идею сверхкомпенсации: «Он (ребенок) будет хотеть все видеть, если он близорук; все слышать, если у него аномалия слуха; все будет хотеть говорить, если у него есть на лицо затруднение в речи или есть заикание … Желание летать будет, выше всего выражено, у тех детей, которые уже при прыгании испытывают большие затруднения» (1927). Адлер приводит в качестве примера сверхкомпенсации истории из жизни величайшего оратора Греции Демосфена, страдавшего недостатками речи, Бетховена, потерявшего слух и продолжавшего писать музыку, слепоглухой писательницы Е. Келлер. Сверхкомпенсация развивает предчувствие и предвидение, а также их действующие факторы – память, интуицию, внимательность, чувствительность, интерес, т.е. все психические явления в усиленной степени, что приводит к выработке сверхполноценности из неполноценности, к превращению дефекта в одаренность, способность, талант.



Источник