Коммуникативно речевое развитие ребенка

Коммуникативно речевое развитие ребенка thumbnail

олеся зайцева
Развитие речи и коммуникативных умений дошкольников

Развитие речи и коммуникативных умений дошкольников.

Речевое развитие – это индивидуальный психический процесс постепенного освоения родного языка и использования его как средства общения и познания.

Коммуникация – это общение ради передачи определенной информации и понимания ее смысла собеседником.

Общение – это взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата.

К началу дошкольного возраста (3 года):

— ребенок владеет активной и пассивной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами; понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов, игрушек;

— ребенок стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

— ребенок проявляет интерес к сверстникам, наблюдает за их действиями и подражает им;

— ребенок проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок; стремится двигаться под музыку; проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства.

К завершению дошкольного возраста (7 лет):

— ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний; может построить речевые высказывания в различных ситуациях общения; может выделять звуки в словах; у ребенка складываются предпосылки грамотности;

— ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в различных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;

— ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

Наша задача, как воспитателей – развитие свободного общения детей.

Общение включает в себя:

1. Коммуникация (обмен информацией):

информационно-коммуникативные умения.

умение услышать и понять обращенную информацию;

умение передать информацию;

умение получать информацию о партнере, поддерживать тему разговора, видеть изменение темы общения;

умение использовать средства вербального и невербального общения для передачи информации.

2. Интеракция (обмен действиями):

регуляционно-коммуникативные умения.

умение согласовывать свои действия с потребностями партнеров по общению;

умение помогать и поддерживать тех, с кем общаешься;

умение совместно решать бытовые и учебные задачи;

умение регулировать поведение партнера;

умение оценивать результаты совместного общения.

3. Социальная перцепция (восприятие и понимание партнера):

аффективно-коммуникативные умения.

умение делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению

умение проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнерам по общению;

умение оценивать эмоциональное поведение друг друга.

Этапы развития общения.

Ситуативно-личностное общение (от рождения до 6 месяцев).

Ситуативно-деловое общение (от 6 месяцев до 3 лет).

Внеситуативно-познавательное (от 3 до 5 лет).

Внеситуативно- личностное (от 5 до 7 лет).

Современные технологии развития речи и коммуникативных умений дошкольников.

1. Технологии проектной деятельности.

2. Технологии развития детского речевого творчества.

3. Интерактивные технологии.

4. Технологии коллекционирования.

5. Технологии исследовательской деятельности.

6. Информационно-коммуникативные технологии.

7. Технологии создания портфолио ребенка или группы.

Формы работы по развитию свободного общения детей.

1. НОД (непосредственно-образовательная деятельность):

-образовательные ситуации (игровые обучающие ситуации):

—реально-практические: чтение литературного произведения,

рассматривание картины, иллюстрации; уход за обитателями уголка природы; рассматривание игрушки; организация опыта.

—имитационно-игровые: «накормим куклу Катю»; «у меня зазвонил телефон»; «телепередача»; «интервью»; «помощь идет».

2.Образовательная деятельность в режимных моментах:

-организация индивидуальных и коллективных разговоров с детьми;

-решение бытовых проблемных ситуаций;

-чтение и обсуждение книг социально-нравственного содержания;

-беседы;

-ситуации общения (ситуации-проблемы: «почему так говорят?», «отчего да почему?»;ситуации-оценки: «рукодельница и ленивица», «что такое хорошо, что такое плохо»;ситуации-прогнозы: «если бы, да кабы»;ситуации-описания: «что у тебя, а что у меня»;ситуации-загадки: «шуточные вопросы», «отгадай загадку»)

—планируется воспитателем или возникает спонтанно;

—является формой для упражнения детей в использовании освоенного

речевого содержания;

—возникает в разных видах детской деятельности;

—требует организации развивающей среды.

3. Индивидуальная работа с детьми в условиях развивающей среды:

-реализация индивидуальной образовательной траектории ребенка;

-игры на общение;

-общение в разных видах деятельности (игровой, трудовой, художественной и т. д.)

4. Взаимодействие с родителями в образовательной деятельности.

Организация развивающей среды.

Литературный центр

(условия для литературного развития ребенка)

Задачи: -обогащать литературный опыт детей;

-воспитывать интерес к книге, к слушанию и чтению

художественных произведений;

-развивать умение обращаться с книгами;

-воспитывать индивидуальные литературные предпочтения

деятельности;

-развитие выразительности речи.

детей;

-воспитывать желание делиться литературным опытом,

развивать речевые умения.

Центр творческой художественно-речевой деятельности

(условия для развития творческих способностей детей, для стимулирования детского сочинительства)

Задачи: -развитие творческих проявлений в речевой деятельности;

-развитие разных сторон речи детей;

Читайте также:  Анатомическое развитие ребенка по месяцам

-стимулирование речевого взаимодействия детей;

-развитие умения отражать литературный опыт в

творческой

РЕЧЬ — ВЕДУЩЕЕ СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ!

Поэтому, ЦЕЛЬ работы по развитию речи дошкольников – становление коммуникативной компетентности ребенка – способности посредством речи решать игровые, познавательные, бытовые и творческие задачи.

Задачи развития речи.

1. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Связная речь – это умение выражать свои мысли логично и последовательно, понятно для слушателя.

Развитие монологической речи предполагает освоение форм монолога (повествование, описание, рассуждение) и разных видов рассказов (на наглядной основе, словесной основе, по воображению.

Освоение морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам и их согласование между собой).

Освоение способов словообразования (с помощью частей слов, однокоренных и сложносоставных слов).

Освоение синтаксической стороны речи (использование разных типов предложений).

2. Обогащение активного словаря (развитие словаря).

-обогащение и активизация словаря за счет разных частей речи;

-освоение понятийной стороны слова (видовые и родовые понятия);

-развитие лексической выразительности за счет освоения эпитета, сравнения, метафоры и образных фразеологических оборотов.

Вся работа с детьми направлена на освоение слов, обозначающих названия предметов, действий на основе целостного восприятия; освоение слов, обозначающих особенности предметов и объектов; освоение слов, обозначающих видовые и родовые обобщения; освоение переносных значений известных слов.

3. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

-развитие восприятия и различения фонологических средств языка;

-воспитание чистого и правильного звукопроизношения;

-воспитание правильного словопроизношения;

-воспитание общеречевых навыков, лежащих в основе развития интонационной культуры речи.

4. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте (подготовка к обучению грамоте).

-освоение звукового анализа слов;

-составление предложений;

-обучение процессу чтения;

-подготовка мелкой моторики рук и обучение печатному письму.

Частью НОД (непосредственно-образовательной деятельности) является и воспитание культуры речевого общения.

Виды этикета для дошкольника – это:

-этикет приветствия

-этикет знакомства

-гостевой этикет

-этикет телефонного общения

-этикет убеждения и спора

-этикет общения в сложных жизненных ситуациях.

Требования к современным технологиям развития речи и коммуникативных умений дошкольников.

1. Ориентация не на обучение, а на развитие и воспитание детей.

2. Основное назначение технологии – становление позиции субъекта деятельности.

3. Технология должна содержать здоровьесберегающий характер.

4. Основа технологии – личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком.

5. Соответствие концепции и содержанию образовательной программы.

Источник

Слайд 1 Уважаемые члены государственной аттестационной комиссии, вашему вниманию представляется выпускная квалификационная работа на тему: «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ».

Слайд 2 Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что в последнее время наблюдаются проблемы в коммуникативно-речевом умении у детей дошкольного возраста, наблюдаются проблемы в общении у совершенно здоровых детей. Проблема в том, что загружены родители и на детей у них совершенно нет времени. Если упустить момент в развитии, то в дальнейшем возможны проблемы в обучении, а в последствии на протяжении всей его жизни. Государственная политика в области образования определяет пути решения актуальных проблем, связанных с коммуникативно-речевым развитием детей дошкольного возраста, которые нашли отражение в Федеральном Государственном Образовательном стандарте ДО. На основании этого документа можно утверждать, что формирование и совершенствование коммуникативных умений имеет преемственность в дошкольном и начальном общем образовании. От уровня коммуникативного развития зависит правильная социализация, адаптация ребёнка в обществе и самореализация его способностей и возможностей. Именно поэтому изучение данной проблемы стало темой нашего исследования.

Слайд 3 Цель исследования: обосновать и экспериментально проверить содержание и методику педагогической деятельности воспитателя по коммуникативно-речевому развитию у детей старшего дошкольного возраста.

Слайд 4 Объект исследования: процесс формирования коммуникативно-речевых умений у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: содержание и формы педагогической деятельности воспитателя, направленные на формирование коммуникативно-речевых умений детей старшего дошкольного возраста.

В первой главе нашего исследования была раскрыта теоретическая основа организации работы по коммуникативно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.

Слайд 5 Решая задачи данного исследования мы изучили психолого-педагогическую литературу. Это позволило нам разобрать понятия коммуникативно-речевое умение детей старшего дошкольного возраста.

Слайд 6

Многие дети умеют говорить, но не умеют правильно выразить свои чувства. Ребенок оказывается в различных ситуациях и не знает, как правильно вести себя, как реагировать. Задача взрослых правильно направить ребенка в той или иной ситуации. Важно, чтобы ребенок не только знал, как поступить, но и смог применить этот опыт в своей жизни.

По утверждению Г.А. Урунтаевой к коммуникативным умениям относятся умения входить в контакт с человеком, понимать его личные качества и намерения, предвидеть результаты его поведения и в соответствии с этим строить свое.

Хорошо развитые коммуникативные умения подразумевают способность ребенка в различных ситуациях общения успешно осуществлять речевую деятельность, другими словами у ребенка повышается уровень речевого развития.

Читайте также:  Школа развития ребенка тольятти

Леонтьев А.А. рассматривает речевое развитие, как развитие умений понимать и пользоваться языком, он считает, что овладение языком является важным условием умственного развития.

Исследования И. А. Зимней показывают, что в этом возрасте происходят не только количественные накопления в речевом развитии, как например, увеличение словарного запаса, совершенствование отдельных речевых функций и накопления речевых умений, но и качественные проявления в своем коммуникативном развитии, связанные с умением правильно, полно и точно выразить свою мысль, логично и связно построить высказывание и сделать его понятным и доступным для собеседника.

Слайд 7 Проанализировав литературу по коммуникативно-речевому развитию, мы взяли за основу определение В.А. Тищенко: коммуникативно-речевые умения — это умения общения, умения грамотно, понятно и доходчиво объяснить какую-либо мысль и грамотно воспринимать информацию от собеседников.

В ходе наблюдения за детьми, были выявлены следующие недостатки коммуникативно-речевых умений: отсутствие широкого применения адекватных форм коммуникации, применение демонстративных и “силовых” действий, неспособность адекватно оценивать высказывания других детей. Чаще такие дети из неблагополучных семей, из семей, где родители мало уделяют внимания детям.

Слайд 8 Нами была проведана практическая работа и результаты, полученные на этапе теоретического исследования, мы учитывали в опытно-практической работе по развитию коммуникативно-речевых умений. Исследование было проведено на базе МБДОУ № 210 «Детский сад общеразвивающего вида» г. Кемерово

Слайд 9 На констатирующем этапе экспериментальной работы в начале года проведена диагностика коммуникативно-речевых умений детей старшего дошкольного возраста, по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Веракса.

Слайд 10 В результате исследования нами было определено, что на начальном этапе диагностики дети старшего дошкольного возраста показали невысокие результаты, диагностические данные представлены в диаграмме, которые продемонстрированы на слайде.

По результатам высокий уровень- 20%, средний уровень – 67%, низкий уровень- 13%.

Слайд 11 После таких результатов, мы были убеждены в необходимости педагогической работы по развитию коммуникативно-речевого умения. Основные направления: игровая деятельность, развивающая предметно-пространственная среда и работа с родителями. Эта работа велась нами в течение всего учебного года.

Слайд 12 нами были организованы следующие виды игровой деятельности: сюжетно-ролевая, театрализованная и дидактическая по коммуникативно-речевому развитию, в самостоятельной и совместной деятельности, посредством реализации образовательной программы ДОУ. Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда способствовала благополучному формированию коммуникативно-речевых умений детей старшего дошкольного возраста. В работу были подключены и родители (как же без них! Это важная составляющая часть в данном направлении)

Слайд 13 Мы видим на примере сюжетно-ролевой игры, как у детей происходит развитие. Сначала они на примере взрослого «примеряют» на себя роль, а потом самостоятельно продолжают играть, но взрослый рядом наблюдает, а затем детям предлагаются различные обстоятельства. Они могут домыслить, развить какую-либо ситуацию. Так мы наблюдаем процесс развития коммуникативно-речевого умения. У кого-то это происходит мгновенно, а кто-то затрудняется, но динамика наблюдается в лучшую сторону.

Слайд 14 В театрализованной игре дети примеряют на себя роль сказочного героя — это способствует развитию красноречия детей, умения пользоваться интонацией – использовать эмоциональные высказывания, передавая не только его значение, но и эмоциональный настрой. Детям очень нравится вживаться в роль. Они эмоционально развиваются, что так же способствует коммуникативно-речевому развитию.

Слайд 15 так же применялись различные дидактические игры, предлагаю Вашему вниманию игру под названием «Эмоции»

Цель игры: Формирование представлений детей о различных эмоциональных состояниях людей.

В процессе игры

Дети учатся понимать эмоциональное состояние свое и окружающих людей;

Умеют управлять своими чувствами и эмоциями;

Имеют представление о способах выражения собственных эмоций.

Данная игра знакомит ребенка с мимическими выражениями различных эмоций и чувств. Разбудив фантазию и творчество, данное пособие помогает создать каждому ребёнку свой образ сказочного героя, проиграть различные ситуации, выражая свои чувства и эмоции, а также поможет познакомиться с его проблемами, которые могут возникнуть как в детском коллективе, так и в семье.

Так же на слайде представлены варианты этой игры.

Игры и упражнения проводятся с группой, парами и индивидуально.

Воспитателями группы и специалистами в рамках программы реализованы условия для развития коммуникативно-речевых умений. При возникновении конфликтных ситуаций между детьми, организовывается индивидуальная работа с ними. Проводятся различные беседы, как с детьми, так и с родителями.

Слайд 16 Для определения эффективности реализации комплекса организационно-педагогических условий и выявления динамики уровня коммуникативно-речевого развития детей старшего дошкольного возраста в ходе данной работы, нами была проведена итоговая диагностика и получены данные, характеризующие уровень развития детей старшего дошкольного возраста.

На слайде мы видим, что детей с низким уровнем нет.

высокий уровень- 87%, средний уровень- 13%, низкий уровень- 0%.

Читайте также:  Развитие общения ребенка со взрослыми в раннем и дошкольном возрасте

Диагностика показывает эффективность выбранных форм по коммуникативно-речевому умению детей дошкольного возраста.

Слайд 17 Сравнительный анализ на начало и конец учебного года показал, что у детей в ходе эксперимента значительно увеличился уровень коммуникативно-речевого развития. Количество детей со средним и высоким уровнем увеличилось. Дети с низким показателем не выявлены. Результаты положительной динамики представлены в таблице.

Показатели сформированности коммуникативно-речевых умений у детей значительно изменились, благодаря работе педагогов. Разработанный план по формированию коммуникативно-речевых умений в условиях сюжетно-ролевой, театрализованной и дидактической игры у детей старшего дошкольного возраста является эффективным.

Слайд 18

Спасибо а внимание!

Источник

Максимова Екатерина
Коммуникативно-речевое развитие детей дошкольного возраста «Общение в радость»

Выполнила:Максимова Екатерина Ивановна, воспитатель МБДОУ детский сад №49 г. Чебоксары.

Цель: дать детям представление о диких животных, их питание.

Развивать: внимание, мышление, речь детей. Учить составлять предложения. Развить умение отвечать на вопросы.

Задачи: систематизировать и закрепить знания о диких животных.

Воспитывать бережное отношение к животным и живой природе.

Материалы и оборудование:

1. Игрушки (кукла Катя, заяц, лиса, птицы, ёжик, волк)

2. Искусственные деревья

3. Зелень для имитации леса

Ход занятия: дети играют в игровых уголках. Раздается стук в дверь.

Воспитатель обращается к детям:

-Ребята вы слышали к нам в гости кто-то пришёл.

В. — посмотрите это кукла Катя. Ребята давайте поздороваемся.

Р. — Здравствуй Катя.

К. К. — Здравствуйте ребята.

В. -Катя, что тебя привело в наш детский сад.

К. — Я пришла к вам с просьбой, чтобы вы помогли мне все узнать о диких животных, и о том как они живут в лесу.

В. — Проходи Катя к ребятам, я сейчас вам все расскажу.

Дети вместе с воспитателем проходят в зал, где заранее был создан лес, под каждым деревом игрушка животного и на дереве птицы. Дети проходят, и воспитатель предлагает пройти к первому дереву.

В. — ребята посмотрите, что видеть перед собой?

Д. — Дерево

В. — А под деревом кто сидит?

Д. — Это ежик!

В. — Правильно ребята это ежик. Еж, ребята, живет чаще всего в лесу, он делает себе домик в ямке или в кустах из старых листочков. Кушает ежик жучков, паучков, червей, ловят мышей и лягушек. Ежик, ребята, днем спит, а ночью ищет себе корм. А зимой, ребята, еж спит. Кто это? Где живет? Что кушает?

Д. — Это ежик, он живет в ямке и в кустиках, кушает жучков и червячков.

В. — Молодцы ребята! А теперь пройдемся дальше.

Подходят к другому дереву.

В. — А это кто?

Д. — Зайка!

В. — Правильно ребята. Зайка у нас хитрое животное, он лето серенький, а зимой белый. Это для того, чтобы его не съели лисы и волки. Кушает зайка веточки молодых деревьев, кору, траву и корешки. Живет заяц в норах и корягах.

Воспитатель задает повторные вопросы.

Д. — Это зайка, кушает корешки и кору.

В. — Все правильно, молодцы ребята. А теперь мы идем дальше.

Возле следующего дерева лиса.

В. — Кто это?

Д. — Лиса

В. — Да, ребята, это лиса, она живет в норе, лиса хищница питается мышами, ловит зайцев, лягушек, птичек.

Воспитатель просит повторить детей, кто это? Где живет и что ест?

Д. — Лиса живет в лесу, домик нора и кушает мышей, птичек, зайчиков.

В. — Какие вы молодцы. Посмотрите, ребята, а в лесу кроме животных живут лесные птички, они строят гнезда-домики из травы, веточек на деревьях и кустах.

Питаются птички семенами цветов, мошками, червячками.

В. — Ребята, а кто сидит под этим деревом?

Д. -Волк!

В. — Да, ребята — это волк. Он хищник, как и лиса ловит мышей, зайцев.

Живет волк в логове.

И так же воспитатель просит детей просит повторить это.

Д. — Это волк, он живет в лесу, кушает мышей и зайцев.

В. — Вы такие молодцы, все слушаете и запоминаете.

Обращается к кукле Кате:

-А ты Катя все запомнила, тебе было интересно?

К. — Да, мне очень понравилось.

В. — Тогда ты еще приходи, мы тебе еще много чего можем рассказать и показать.

К. -Хорошо, я обязательно приду, а сейчас до свидания, мне пора домой.

Дети прощаются с куклой.

Во время занятий дети повторяют движения, действия, звуки животных. (Еж нюхает и фыркает носом, заяц прыгает, лиса хитро ходит, птицы машут крыльями и чирикают, волк воет).

Источник