Коллектив и развитие личности ребенка с овз

Коллектив и развитие личности ребенка с овз thumbnail

Формирование классного коллектива как благоприятной основы для развития личности обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) и раскрытия их индивидуальных способностей.

А.И. Гурьева, г.Шадринск

        Социально-педагогический аспект развития и воспитания подрастающего поколения в условиях общеобразовательной школы непосредственно связан с проблемой формирования классного коллектива. Важный период становления личности ребенка приходится на его школьные годы. В школьном коллективе, с его многогранными отношениями, благодаря общей деятельности обеспечивается всестороннее развитие личности, а также создаются благоприятные условия для подготовки детей к активному участию в общественной жизни.

В педагогике коллектив рассматривается как важнейшее средство формирования и развития личности ребенка, средство, эффективное в руках педагога, который умело использует его в целях воспитания.

Роль детского коллектива в коррекционной школе, особенно в школе-интернате, весьма значительна. Ведь именно через коллективную деятельность умственно отсталые обучающиеся на практике овладевают нравственными нормами поведения. Социальное развитие этих детей, понимание норм общественной морали, что крайне важно для самостоятельной жизни и участия в общественном производстве, осуществляется в процессе жизни и развития ребенка в коллективе.

Приобретенные в коллективе формы сотрудничества переходят в индивидуальные формы поведения ребенка. Это, как указывал Л. С. Выготский, — является принципом построения высших психических функций и их становления.

В коррекционной школе это важнейшее направление воспитательной работы значительно осложнено, так как оно находится в прямой зависимости от специфики состава учащихся, что в свою очередь оказывает определяющее влияние на развитие коллектива, в том числе классного. В нашу школу приходят дети с различным социальным опытом: некоторые уже начинали обучение, но были переведены в СКОУ в связи с диагнозом, другие не посещали не только школу, но и детский сад, у третьих здесь обучаются старшие братья и сестры, и, соответственно, моральная поддержка им обеспечена. Весь этот разнородный по составу класс необходимо как можно скорее ввести в активную школьную жизнь, помочь безболезненно адаптироваться. Личностные и деловые отношения между умственно отсталыми детьми складываются весьма трудно и медленно. Эти дети, как правило, недостаточно коммуникабельны, им присущи неадекватность реакций, неспособность глубоко осознать характер своих отношений с окружающими. Весьма характерным проявлением в поведении умственно отсталых детей является неумение понять интересы партнера по общению и, в особенности, соотнести свои конкретные личные интересы с общими интересами коллектива. Особенно, признаки классного коллектива слабо выражены в младших классах. Социальные отношения у детей вначале имеют сугуболичностный характер, доминирует забота о собственном комфорте и сохранении себя (в силу недугов, переживаний и раздражении и т.д.).

Часто дети с ОВЗ трудно адаптируются к условиям среды, уклоняются от общения с людьми. У детей формируется пассивная жизненная позиция. На почве невротических и психопатических осложнений обостряется предчувствие возможных упрёков, насмешек, осуждающих взглядов, ребенок становится груб, озлоблен, упрям, плаксив, легко психически раним. По этой причине требования к коллективу (его организации): обеспечить детям щадящий нравственный и эмоциональный климат, где ничего не должно напоминать о недостатках, дефектах и т.д. И, наоборот; создавать моменты стимулирования детского оптимизма и психической активности: подчёркивание малейших успехов, положительной оценки усилий, направленных на достижение видимых положительных результатов. Важно, чтобы каждый в коллективе чувствовал себя свободно, равноправно, тянулся к общению, дружбе. Ребёнок не должен быть пассивным наблюдателем, его нужно включать в коллективную деятельность, что будет развивать в нём навыки творческого содружества и взаимопомощи, сопереживание успехов и неудач, дружбу, товарищество и другие ценные качества.

Свою деятельность по формированию классного коллектива условно разбила на несколько стадий, которые взаимосвязаны между собой: I. Изучение класса, постановка целей и задач воспитательной работы. II. Организация классного соуправления, создание классных традиций, установление правильных взаимоотношений с общешкольным коллективом. III. Установление благоприятного психологического микроклимата в классе.

Считаю, что на первой стадии формирования классного коллектива, когда дети впервые пришли в школу, руководящие функции принадлежат классному руководителю. Именно на нем лежит основная задача по формированию благоприятных условий для развития каждого ребенка, он поощряет дружбу детей, предотвращает обострения в их отношениях, подбирает и предлагает детям виды совместной деятельности. Работу по организации коллектива надо начинать с изучения каждого ребенка, с выявления его возможностей, недостатков, положительных качеств, направленности, его опыта в жизни коллектива.

Для того, чтобы укрепить взаимодействие детей, провожу групповые игры, с правилами, на сплочение, такие как:

  1. тактильные, на сближение и снятие телесного напряжения: «Путаница», «Прогулка слепых», «Лавата», «Носок-пятка», «Гусеница» и т.д.

  2. коммуникативные, на умение передавать мысли окружающим: «Комплименты», «Поменяйтесь местами те, кто…», «Я хочу с тобой дружить», «Коробка с секретом» и т.д.

  3. социально — коммуникативные, на умение разрешать конфликты: «Тебя случайно толкнули», «Наступили на ногу в автобусе», «Обозвали», и т.д.

Часто учащиеся не всегда могут управлять своим поведением, у них не развито чувство  долга перед другими, нет и чувства ответственности за свои поступки.

Поэтому, на пути по формированию классного коллектива, провела работу по организации классного соуправления. Прошли выборы командира класса и его помощника. Распределены обязанности по секторам: учебный, спортивный, трудовой, санитарный, культмассовый и сектор дисциплины и порядка. В классе все ребята охвачены поручениями с учетом их интересов, возможностей, а это способствует развитию активности, инициативы и ответственности. Совместно был оформлен классный уголок, который привел ребят к мысли, что класс — это их второй дом, где уют, тепло, взаимопонимание зависят от них самих.

В формировании коллектива учащихся коррекционной школы одним из важных фактором является правильная организация учебно-трудовой деятельности. На протяжении всех лет обучения в школе она находится в центре внимания. От успехов или неудач в обучении зависит не только уровень интеллектуального развития. Под влиянием оценки учебной деятельности коллективом, окружающими детьми и взрослыми ребенок переживает чувство радости или огорчения, и это не может не сказываться на воспитании личности. О результатах своего учебного труда ученик коррекционной школы судит прежде всего по высказываниям педагога, отношению к нему членов коллектива, так как в силу особенностей развития он не в состоянии объективно оценить свои учебные возможности и достижения. Поэтому предметом самого серьёзного обсуждения стало отношение к учёбе, как к основной обязанности школьника. Поощрялись не только те ребята, которые получали хорошие отметки, но и те, кто значимо улучшили свои результаты. Обсуждение, моральное поощрение, похвала вселяют уверенность в своих силах, приводят к осознанию того, что учёба — это труд и основная обязанность. Учебный процесс корригирует основной дефект ребенка с нарушением интеллекта, обогащает его интеллект и создает необходимую предпосылку для активного и осмысленного участия в коллективе. По мере приобретения детьми определенных знаний и умений наиболее сильных учеников привлекаю к оказанию помощи слабоуспевающим (проверка записей в дневнике, выполнение письменных заданий, выученного стихотворения). Взаимопомощь имеет место и в других видах коллективной деятельности, например, при выполнении различных бытовых заданий, в общественно- полезном труде, спортивных соревнованиях.

Большое значение в общении умственно отсталых учащихся имеет их словарный запас, дефекты произношения затрудняют общение детей со своими сверстниками и педагогами, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на положении ребенка в коллективе, определяет его негативное отношение к окружающим, формирует отрицательные черты характера.

Одним из главных условий вовлечения ребенка, имеющего речевые нарушения, в активную деятельность, является его участие в работе коллектива, внимательное и терпеливое отношение к нему окружающих.

Ребята с удовольствием готовятся к каждому общешкольному мероприятию. Естественно желание самоутвердиться в коллективе может быть удовлетворено благодаря участию в художественной самодеятельности. Привлекаю всех детей, находя для каждого доступное ему дело. Через определённое время, они начинают осознавать, что от их общей деятельности по подготовке выступления и самого выступления, зависит в целом успех классного коллектива. Здесь наиболее естественным путем раскрываются потенциальные возможности детей, которые надо вовремя увидеть и поддержать, помочь им развиться. Любое проявление позитивного отношения ребенка к полезному занятию, желание участвовать в общем деле должны стимулироваться педагогом. Так с 1 класса дети участвуют в Дне инсценированной сказки, Фестивале творчества, в месячнике по гражданско-патриотическому воспитанию, Дне рождения школы, конкурсах поделок и т.д. Оказываю педагогическую помощь в деятельных усилиях ребенка такими словами: «Я тебе помогу… Давай попробуем вместе… Запомни, здесь нужно сделать так …Попробуй еще…». У ребенка после таких слов появляется уверенность в выполнении отведенной ему роли. В своей работе использую самые разнообразные формы коллективных познавательных игр. Игра-путешествие, викторины, конкурсно-игровые программы, и т.д. Важно, чтобы игра отвечала таким требованиям: содействовала сплочению коллектива, имела познавательное значение, активизировала деятельность учащихся, обеспечивала мыслительную активность участников игры, создавала условия для детского творчества. Трудно переоценить воздействие коллектива на личность ребенка в процессе игровой деятельности. Проходят в игровой форме классные часы на темы: «Планета друзей», «Манеры поведения», «Поговорим о вежливости», «О добросовестном отношении к труду», «О заботливом отношении к людям», «Не будь равнодушным» и т.д., акции «День мира», «День борьбы с терроризмом»

Диагностическое исследование развития классного коллектива позволяет

определить  уровень сплоченности класса, выявить «проблемные зоны», требующие дополнительного внимания и поддержки со стороны классного руководителя,  корректно построить систему воспитательной работы на следующий учебный год.  Для проведения исследования были выбраны методики:
— Психологический комфорт в классе (метод социометрии по методике Дж. Морено);
— Определение индекса групповой сплоченности Сишора;

— Тесты и тренингы на сплочение коллектива.

Ученики 1-3 классов школы часто не понимают своего положения в коллективе, нечетко осознают отношения друг к другу, не могут сказать, почему одни ребята им нравятся, а другие нет. Одна часть школьников выбирает товарищей ситуативно (по месту жительства и т.д.), другая по их личностным качествам (веселый, честный, смелый). Отрицательным мотивом выбора учащихся часто становятся черты характера – драчливость, неряшливость, лживость.

Умственно отсталые дети держатся однажды сложившегося мнения и, если оно отрицательно по отношению к тому или иному однокласснику, не могут без посторонней помощи поменять к нему отношение.

Поэтому, необходимо показывать положительные стороны личности каждого ребенка. Обратить внимание не только на то, что и как ребенок умеет делать, каковы исполнительские возможности, но и как он относится к делу. Все это со временем дает возможность включения трудных детей в общее дело, где они могут стать полезными участниками, вырасти в глазах товарищей, изменить общее отрицательное мнение о себе.

Из всего сказанного следует вывод, что наибольшую трудность при организации и воспитании ученического коллектива представляет развитие его инициативы и самодеятельности — этого главного фактора существования и развития коллектива. Преодоление указанной трудности является важнейшим условием организации и воспитания ученического коллектива в специальной коррекционной школе. Считаю, если , как классный руководитель, сделаю всё от меня зависящее для того, чтобы вверенный мне класс стал коллективом, то тогда каждому ребенку будет более комфортно в школьной среде, он с удовольствием будет идти в школу к своим одноклассникам, и, возможно, сделаю его чуточку счастливее в этом мире.

Список использованных источников

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1994.

2. Брунов Б.П. Воспитание детей с проблемами в интеллектуальном развитии — Учебное пособие Лекция 7.

3. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов / Под ред. В.В.Воронковой —  М., 1994.

4. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М., 1995.

5. Иванова М.Г., Портнова А.Г «Особенности взаимоотношений умственно отсталых учащихся в коллективе». //Сибирский психологический журнал. 2007. №25.

Источник

Статьи

Психология и педагогика

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья изначально заложена в стратегию развития инклюзивного образования. Ее цель — приобщить «особых» учеников к основам культуры и цивилизации, обесечить включение в общество, подготовить к активному участию в социальной жизни.
Дети с ОВЗ могут успешно усвоить и реализовать навыки общения, нормы/правила поведения, ценности, установки, характерные обществу здоровых людей. Они способны стать решительными, жизнестойкими личностями, умеющими бороться с невзогдами, имеющими лидерские позиции, активно взаимодействующими с людьми. Но для этого нужна постоянная целенаправленная работа всех структур и участников системы образования, родителей, сверстников и позитивный настрой самих «особых» детей.

10 сентября 2018

Важность социализации детей с ОВЗ

Согласно Л.С.Выготскому, недостаточная готовность детей с ОВЗ к успешнй интеграции в общество связана не с их биологическим неблагополучием, а с «социальным вывихом», нарушающим связь ребенка с социумом и культурой, как источниками развития. Исправление «вывиха» происходит через освоение «особыми» детьми многообразия социальных ролей, их сущности, функциональных характеристик, использования в реальных ситуациях.

Для этого необходимо выполнение главного условия социализации детей с ОВЗ — участия в жизни группы здоровых сверстников, воспитанных в духе толерантности. Поэтому только детские сады и общеобразовательные школы могут обеспечить им социальную реабилитацию, социальную адаптацию и личностное развитие.

Социализация детей с ограниченными возможностями происходит на следующих уровнях:

  • Структурный. Умение правильно вести себя в социуме, используя навыки общения и выполняя правила школьной дисциплины.
  • Ценностный и морально-нравственный. Умение оценивать происходящие в мире события.
  • Учебный. Умение осознавать, планировать и реализовывать собственные образовательные задачи.
  • Личностное развитие. Принятие ответственности за решение своих социальных проблем.
  • Духовное развитие. Принятие культурно-исторических ценностей и соответствие им в желаниях и поведении.

Механизмом социализации особых детей является деятельность, как способ, условие и форма выражения культурно-исторического воспроизведения социального опыта. В том числе:

  1. Учебная деятельность: базовое школьное и дополнительное образование.
  2. Предметно-практическая деятельность.
  • Самообслуживающий труд.
  • Использование бытовых устройств.
  • Использование ассистивных (помогающих) устройств, например звуковое управление освещением, кроватью.
  • Художественно-прикладной труд.
  • Творческая деятельность.
  • Спорт.
  • Если с ребенком трудно

    Новая книга известного семейного психолога, лауреата премии президента РФ в области образования, автора бестселлеров «Что делать, если…» и «Что делать, если… 2» адресована родителям детей и подростков с особенностями поведения. Издание поможет найти с ребенком общий язык, сориентироваться в сложных ситуациях и конфликтах, достойно выйти из них, сохранить терпение, восстановить понимание и мир в семье. Дети не слушают своих родителей, сколько стоит этот мир. В попытках научить «нерадивое чадо», как «надо себя вести», ответственные родители вооружаются новейшими психологическими «приемчиками», разучивают современные техники сидения на гречке, а дети в ответ лишь становятся все более раздражительными и непослушными. Что же нам мешает в отношениях с ребенком, а ему мешает вести себя лучше? Новая книга Людмилы Петрановской будет полезна родителям, отчаявшимся найти общий язык с детьми. Вы сможете научиться ориентироваться в сложных ситуациях, решать конфликты и достойно выходить из них. Книга поможет сохранить терпение, восстановить понимание и мир в семье.

    Купить

    Задачи образовательной системы в социальной адаптации детей с ОВЗ

    Социальная адаптация детей с ОВЗ напрямую связана с их трудностями в самообслуживании, общении, обучении, овладении профессиональными навыками и жизненными критериями. Исследования, в том числе Л.Е Данилюк, показывают: таким детям и подросткам важнее «стать хорошим человеком», чем «хорошим специалистом». А «иметь хороших и верных друзей» привлекательнее, чем «быть успешным и иметь материальный достаток». Угрозами они считают болезни, вредные привычки и зависмость от других. Поэтому для включения «особых» детей в жизнь общества нужно решить следующие задачи:

    • Разработать специальные программы социальной адаптации.
    • Создать многочисленные центры социальной адаптации, ресурсной поддержки.
    • Разработать и внедрить технологии обучения, развивающие интегративные качества личности, в том числе самостоятельность.
    • Обеспечить гуманистический стиль общения в учебных заведениях.
    • Реализовать программы непрерывного дополнительного образования.
    • Расширить охват детей с особенностями развития необходимой им специальной педагогической помощью.
    • Обеспечить педагогическое сопровождение
    • Сформировать инклюзивную компетентность родителей, как агентов первичной социализации.

    Задачи педагогов в адаптации детей с ОВЗ

    Основная коррекционно-развивающая работа по социальной адаптации детей с особенностями здоровья ложиться на педагогов ДОУ и школы. Для успешного формирования навыка активного взаимодействия с окружающим миром у «особых» воспитанников педагогу следует поставить перед собой следующий перечень задач, последовательно и комплексно решая их вместе с родителями и тьюторами.

    1. Естественно-культурные:

    • Познакомить с представлениями об эталонном строении организма здорового человека.
    • Обеспечить физическое развитие: двигательную активность, координацию движений, силовую активность.
    • Обучить навыкам здорового образа жизни: своевременно использовать лекарственно-медицинские препараты, выполнять физические упражнения, соблюдать режим учебы, труда и отдыха, выполнять посильные виды деятельности.

    2. Социально-культурные:

    • Создать и стимулировать мотивы к познавательной и учебной деятельности.
    • Развить познавательные процессы: память, внимание, речь, логическое мышление.
    • Научить оценивать свои навыки и способности.
    • Воспитать чувство уверенности в своих возможностях
    • Помочь освоить базовый уровень теоретических знаний об окружающей действительности.

    Ребенок от 3 до 7 лет: интенсивное воспитание. Новое дополненное издание

    Второе дополненное издание бестселлера Лариса Сурковой! Новые главы, вопросы, которые вас всегда интересовали, тексты, добавленные по просьбе читателей, — и как всегда удобный формат «вопрос-ответ»! Ваш малыш в возрасте от 3 до 7 лет — самый непоседливый, самый любознательный, самый активный и коммуникабельный. Каждый день дарит ему новые впечатления, знания и важные уроки. Как раз в это время закладывается характер малыша, его будущее, поэтому именно жизнь ребенка до 7 лет — тот момент, когда от родителей требуется максимальная выдержка, внимание, мудрость и терпение! В новом дополненном издании книги Лариса Суркова поднимает важные вопросы, связанные с таким непростым периодом жизни малыша: — как реагировать на детские фантазии и истерики; — как хвалить и поощрять ребенка; — как выбрать детский сад и школу; — как развить усидчивость и научить ребенка проигрывать; — как решить проблему нарушения пищевого поведения; — как помочь ребенку адаптироваться в школе; — как не «перегрузить» ребенка кружками и пр. Научитесь прислушиваться к вашим детям, не считайте их взрослыми, все знающими и умеющими! В этот период жизни им так важны ваша любовь и поддержка!

    Купить

    В решении социально-культурных задач хорошо зарекомендовала себя педагогическая технология «Портфолио». Ее цели — обеспечить детям с ОВЗ индивидуальный подход, обучить самостоятельности и навыкам самооценки, собрать информацию о динамике продвижений ребенка в урочной и внеурочной деятельности, установить степень соответствия планируемых результатов и фактически достигнутых. «Портфолио» представляет собой папку с собранными материалами и ведется на протяжении всего времени обучения Оно составляется в первом классе и передается классному руководителяю пятого класса. Структура «портфолио» обычно включает разделы «Личная информация», «Мои достижения», «Проекты и исследования», «Мое творчество» (или их модификаци) и оценочные листы. Дети оформляют и постоянно пополняют «портфолио» с помощью классного руководителя, давая собственную оценку выполненным работам.

    3. Морально-нравственные и ценностно-смысловые.

    • Заложить фундамент морально-нравственных качеств.
    • Воспитать толерантное отношение к социуму.
    • Создать и помогать реализовывать ценностно-смысловые ориентиры.
    • Сформировать адекватную жизненую позицию.
    • Разъяснить и помогать выполнять принципы нормального существования в современном обществе.

    Читайте также:

    • Методы обучения детей-аутистов
    • Физкультура для детей с ОВЗ
    • Внеклассная работа с детьми с ОВЗ
    • Тренинг для родителей детей с ОВЗ
    • Дошкольники с ОВЗ в современном образовательном пространстве

    4. Социально-психологические.

    • Организовать обучение как последовательное решение личностно-значимых задач.
    • Помочь интеграции в коллектив сверстников через творческую активность, созидательность, конкурентноспособность.
    • Сформировать самоосознание, самоопределение, самоактуализацию и самоутверждение личности.
    • Повысить самоуважение, самооценку и уровень притязаний.
    • Сформировать положительную реальную Я-концепцию.

    Показателем успешной социализаци детей с ОВЗ является адаптация личности в новой социальной среде с повышением ее социального статуса, уверенность в себе и психологическая удовлетворенность жизнью.

    Самая важная книга для родителей

    В это издание вошли бестселлеры профессора Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?», «Продолжаем общаться с ребенком. Так?» и хрестоматия «Родителям: как быть ребенком» — книги, совершившие революцию в области воспитания и продолжающие окрылять родителей. Автор подробно рассматривает воспитательные нормы, бытующие в нашей культуре много десятилетий, — и показывает, почему они утратили эффективность. Юлия Борисовна доказывает, что не только с малышами, но и с трудными подростками отношения можно исправить всегда, — научившись общаться по-другому. И дает пошаговые инструкции к тому, как это сделать.

    Купить

    Источник