Коэффициент умственного развития ребенка

Коэффициент умственного развития ребенка thumbnail

Коэффициент интеллекта что это и как измеряется

Всем нам уже не один раз встречалось выражение «IQ» (ай кью). Особенно часто можно услышать этот термин, когда речь идёт об умственном и интеллектуальном развитии человека. Собственно, «IQ» и означает коэффициент интеллекта. И сегодня мы подробно поговорим о том, что это такое, и с чем, так сказать, его «едят».

Термин «коэффициент интеллекта» происходит от английского словосочетания «intelligence quotient» и представляет собой количественную оценку уровня интеллекта какого-либо человека, т.е. уровень его интеллекта по сравнению с уровнем интеллекта среднестатистического человека того же возраста. Для определения коэффициента интеллекта применяются специализированные тесты. Но о тестах мы поговорим чуть позже, а пока давайте немного углубимся в историю.

Краткая историческая справка

Термин «коэффициент интеллекта» впервые был введён в 1912 году немецким психологом и философом Вильгельмом Штерном. Именно он выдвинул предложение применять в качестве основного показателя интеллектуального развития результаты деления умственного возраста человека на хронологический возраст. Спустя четыре года – в 1916 году коэффициент интеллекта в первый раз использовали в шкале интеллекта Стэнфорда-Бене.

С течением времени интерес людей к тестам на коэффициент интеллекта становился всё сильнее, что послужило причиной к появлению огромного количества всевозможных шкал, среди которых зачастую встречаются ни чем не подкреплённые. Исходя из этого, сегодня сравнивать результаты разных тестов довольно проблематично. Но, несмотря на то, что сам показатель IQ начал утрачивать свою ценность, огромное количество людей по всему миру продолжает проходить всевозможные тесты на определение уровня своего интеллектуального развития.

Тесты на коэффициент интеллекта

Тесты на коэффициент интеллекта разработаны таким образом, что их результаты описываются посредством распределения вероятностей, где средний показатель IQ равен 100, а разброс значений выстраивается так, что IQ 50% всех людей находится между 90 и 110, а оставшиеся 50% распределяются поровну ниже 90 и выше 110. Если показатель коэффициента интеллекта ниже 70 – это является свидетельством умственной отсталости.

Все тесты на IQ содержат в себе множество всевозможных заданий с возрастающей сложностью. В тестах встречаются задачи на пространственное и логическое мышление и некоторые другие. Результаты теста определяют коэффициент интеллекта, причём есть одна особенность: чем больше тестов проходит человек, тем лучше становятся его результаты.

Кроме того, тесты могут быть рассчитаны на разные возрастные группы, показывая развитие интеллекта человека, которое соответствует его возрасту. Например, двенадцатилетний ребёнок и аспирант могут иметь одинаковый показатель IQ, т.к. развитие каждого будет соответствовать конкретной возрастной категории.

Следует также сказать, что большая часть тестов, которые сегодня можно встретить, к примеру, в Интернете, не дают достоверных результатов, т.к. разработаны не профессионалами. Для проверки своего коэффициента интеллекта следует использовать только профессиональные тесты, такие как тест Кеттлера, тест Амтхауэра, тест Равена, тест Векслера и тест Айзенка. Какого-либо одного стандартного теста на IQ на сегодняшний день не существует.

Теперь стоит поговорить о том, какие факторы оказывают воздействие на коэффициент интеллекта людей, ведь у каждого человека этот показатель индивидуален.

Что воздействует на коэффициент интеллекта?

На самом деле, на коэффициент интеллекта человека оказывают воздействие несколько факторов – это наследственность и окружающая среда. Кроме того, разные показатели этого коэффициента могут различаться и у людей разных социальных групп. Рассмотрим эти вопросы более подробно.

Фактор первый – наследственность

Различные исследования в данной области показали, что разница в коэффициенте интеллекта находится в непосредственной зависимости от генетического фактора. Причём, на развитие интеллекта влияет не какой-то один ген или группа генов, а генетический фонд, в общем и целом, который составляет приблизительно 17 тысяч генов.

В настоящее время данный вопрос изучен ещё недостаточно, однако учёные по всему миру проводят всевозможные исследования, чтобы понять, каковы генетические различия между людьми с разным уровнем интеллекта. Если генетически обусловленные причины, влияющие на интеллект, будут найдены, появится возможность создания средств, рассчитанных на повышение коэффициенты интеллекта.

Фактор второй – окружающая среда

Огромнейшее влияние на развитие интеллекта человека, в частности ребёнка, оказывает окружающая среда, а если быть точнее, семья. Учёные сумели выявить зависимость развития интеллекта от таких факторов, как способы воспитания, микроклимат в семье, финансовое положение, уровень жизни и даже размер дома, в котором семья живёт. Однако по мере взросления ребёнка эта зависимость пропадает, а ко времени совершеннолетия может исчезнуть совсем. Важно также и то, что по причине генетических особенностей, разные дети, даже в одной семье, могут реагировать на одни и те же факторы по-разному.

Обобщая эти два пункта, можно отметить, что коэффициент интеллекта взрослых людей в большей степени обусловлен генетическими факторами, а не окружающей средой, как это наблюдается у детей.

Групповые различия в коэффициенте интеллекта

Под групповыми различиями в коэффициенте интеллекта подразумевается пол человека, раса и страна, в которой он проживает.

Пол

Подавляющее число учёных придерживаются того мнения, что коэффициент интеллекта у мужчин и женщин примерно одинаков. Но, наряду с этим, среди мужчин отмечается большее количество людей либо с очень высоким, либо с очень низким показателем IQ. Также у мужчин и у женщин в разной степени выражены различные стороны интеллекта. Например, начиная с пятилетнего возраста, у девочек начинают активно развиваться вербальные способности, в то время как мальчики превосходят девочек в манипулировании и пространственном мышлении.

Страна проживания

Помимо прочих различий, исследователи смогли найти различия в коэффициенте интеллекта и между людьми, проживающими в разных странах. Причём, некоторые исследования показали, что средний IQ какой-либо страны зависит от показателей её валового внутреннего продукта, рождаемости, преступности, демократичности и религиозности. Негативно сказываются на коэффициенте интеллекта и определённые факторы окружающей среды, болезни и плохое питание.

Резюме

Подытоживая статью, хочется добавить, что, невзирая даже на то, что коэффициент интеллекта во многом обусловлен факторами, которые не зависят от человека (генетикой, окружающей средой, полом, расой и т.д.), интеллектуальные способности практически каждого человека поддаются тренировке, другими словами, их можно развивать.

В настоящее время разработано множество всевозможных развивающих программ, которые способны повысить интеллект человека, например, интеллектуальные игры, головоломки, тесты, различные тренинги. Кроме того, существует масса способов, при помощи которых можно повысить свой IQ, не прибегая к особым программам. Сюда можно отнести банальное чтение книг, разгадывание кроссвордов и сканвордов, просмотр познавательных телепередач и даже общение с умными и развитыми людьми и правильное питание.

Каждый человек в силах повысить уровень своего интеллекта. Главное – постоянно учиться и не стоять на месте. А для дополнительной мотивации нужно всегда вспоминать о том, что люди с высоким коэффициентом интеллекта в гораздо меньшей степени подвержены различным заболеваниям и дольше живут.

Источник

В самых ранних исследованиях по интеллектуальному тестированию, проводившихся в первой половинеXX в., в качестве объекта иссле­дования использовались дети, что и обусловило введение такого по­казателя, как умственный (ментальный) возраст. Если ребенок был в состоянии решить задачи, которые предназначались для уверенного решения детьми, средний возраст которых составлял, предположим, х лет, то считалось, что умственный возраст этого ребенка — х лет, что, естественно, могло быть больше или меньше нормального физи­ческого (хронологического) возраста ребенка (хотя умственный и хронологический возрасты могли и совпадать). На основе этого про­стым способом можно было оценить умственное развитие ребенка при помощи простого математического соотношения умственного и хронологического возрастов, взятых в процентах:

Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам к 2 годами

Эта формула получила название коэффициента умственного разви­тия, который принято обозначать аббревиатурой IQ (intelligence quo­tient). Очевидно, что человек со средним уровнем умственного раз­вития имеет IQ, равный 100.

Исследования показали, что ментальный возраст обычно не поднимается выше определенной точки, для одних людей макси­мальный умственный возраст составляет 13 лет, для других — 20. Таким образом, для устранения влияния на результат неизбежного стабильного снижения уровня интеллекта из-за увеличения возраста человека хронологический возраст в формуле IQ не превышает 15, Несмотря на то, что умственный возраст может не увеличиваться с годами, многие люди могут с возрастом лучше выполнять различ­ные задачи, поскольку используют приобретенный жизненный опыт.

Для расчета IQ взрослых людей психологи, как правило, разда­ют большому количеству людей набор задач и, основываясь на их результатах, оценивают «содержание» среднего уровня интеллекта, т.е. IQ=100. Люди, показывающие результаты выше или ниже уров­ня 100, оцениваются как имеющие уровень умственного развития соответственно выше или ниже среднего.

7. Индивидуальные различия

Тестирование уровня интеллектуального развития — это высо­копрофессиональная задача, требующая обширной и длительной профессиональной подготовки. Причем, именно подготовленные для этой задачи психологи первыми подвергли сомнению целесооб­разность попыток замера IQ. Задаваемые вопросы должны быть ней­тральными с точки зрения культуры, абстрагированными от общей базы знаний и подготовки/обучения, которую тестируемый мог про­ходить в прошлом. Одновременно вопросы должны быть составле­ны таким образом, чтобы ответы не несли на себе отражение об­становки, в которой проводилось тестирование, и связанных с ним обстоятельств. В действительности же ответы очень часто зависят от состояния и самочувствия тестируемого (устал, нервничает, про­стужен и т.д.); кроме того, многие тестируемые не всерьез относят­ся к этой процедуре, что также отражается на их ответах и соответ­ственно полученных результатах. Тесты на проверку умственного развития при повторении должны давать последовательные резуль­таты и выводы, которые сопоставимы с другими показателями спо­собностей человека и результатами его фактической деятельности,

Успех при прохождении теста на умственное развитие еще не гарантирует, что кандидат будет хорошо справляться с предлагае­мой работой. Требования конкретного вида работы могут быть на­много выше или ниже показателя уровня интеллекта, отражаемого тестом на IQ. Кроме того, следует учитывать, что кандидаты, пока­завшие высокие результаты тестирования, могут ошибочно предпо­ложить, что они обладают исключительными качествами для вы­полнения именно этой работы.

Раса и интеллект

В 1969 г. американский психолог Артур Йенсен (Arthur Jensen) зая­вил, что по всем известным тестам на IQ черные американцы пока­зали результат в среднем на 15 пунктов ниже, чем белые американ­цы. По мнению Йенсена, около 80% всех отклонений в уровне IQ объясняются наследственными факторами. На основе этого он предположил, что черные американцы в среднем имеют наследст­венно обусловленный и, следовательно, не поддающийся корректи­ровке более низкий уровень умственного развития, чем представи­тели белой расы. На основе этого Йенсен делает вывод, что амери­канцы — представители черной расы должны проходить только низкий уровень обучения, обучаться несложным навыкам и не по­лучать высшего образования, требующего абстрактного мышления. Но критики тотчас выступили с контраргументами.

Факторы влияния на поведение работника

(а) Тесты на IQ составлялись американцами, принадлежащими к белой расе, и предназначались для американцев белой расы, полу­чивших тот уровень образования и общей подготовки, которые ха­рактерны для сообщества белых американцев.

(б) Имеется множество свидетельств того, что улучшение социаль­но-экономических условий в районах проживания черных амери­канцев со временем приводит к резкому скачку у них уровня IQ.

(в) В бедных районах белые американцы также демонстрировали крайне низкий уровень умственного развития.

(г) Исследования, проведенные среди негритянских детей, взятых на воспитание семьями белых американцев в 1930—1940-е гг., пока­зали, что эти дети имеют уровень IQ, в среднем на 20% превы­шающий аналогичный показатель их родных матерей.

(д) Изучение уровня умственного развития близнецов-двойняшек, разлученных в детстве и живущих в разных социальных условиях, показало значительные расхождения уровня IQ в каждой паре близнецов (в среднем на 14, а максимально на 30 пунктов). Как такое могло иметь место, если уровень умственного развития в ос­новном определяется наследственностью, а не влиянием факторов среды проживания?

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

Определение

Индивидуальность можно определить как совокупность различных качеств личности, проявляемых в ее поведении. Если подходить буквально, то в это определение включаются также уровень разви­тия интеллекта и физические данные, но термин «индивидуаль­ность» обычно подразумевает все эмоциональные факторы, мотива­цию, интересы и социальные качества. Обратите внимание на не­корректность использования термина «индивидуальность» для обо­значения обаяния, шарма или доминирования; индивидуальность есть у каждого человека, так же, как каждый человек имеет вес, рост и интеллект.

Источник

Классические тесты измерения коэффициента умственного развития (КУР или IQ) являются своеобразным термометром, показывающим уровень ваших способностей по отношению к средним способностям большинства людей. Что означает разница коэффициентов умственного развития и как часто встречаются люди, чей IQ равен 140, или, скажем, 80?

В типичном современном тесте на умственное развитие обнаруживается, что примерно 50 % людей имеют уровень IQ между 90 или 110; превышают этот уровень 25 %, а остальные 25 % находятся ниже этого уровня (100 % по определению является средним коэффициентом умственного развития). Выше среднего уровня 14,5 % людей имеют КУР от 110 до 120, 7 % – от 120 до 130 и лишь 0,5 % – выше 140. Ниже среднего уровня 14,5 % людей имеют КУР от 80 до 90, 7 % обладают уровнем IQ от 70 до 80, а остальные не дотягивают до уровня 70.

Люди с коэффициентом умственного развития ниже 70 иногда классифицируются в учебниках как слабоумные. В этой группе выделяются слабоумные (могут выполнять определённые простые задачи и обучаться под наблюдением специалистов, КУР между 50 и 70), имбецилов (КУР между 25 и 50) и идиотов (КУР ниже 25). Имбецилам приходиться жить в психиатрических учреждениях, но они могут самостоятельно заботиться о себе и избегать непосредственной угрозы для жизни, в то время как идиоты не способны делать даже этого.

«Люди с низким КУР в целом хуже справляются с решением интеллектуальных и теоретических задач. Интеллект является необходимым условием для успеха и никакая настойчивость, да и любое другое качество, не может возместить его отсутствие», – пишет Ганс Айзенк в книге «Классические IQ тесты». Однако, это условие необходимое, но недостаточное для успеха, поэтому интеллектуально одарённые люди, могут преуспеть, а могут и потерпеть неудачу в зависимости от обстоятельств, личных качеств, степени мотивации и многих других факторов, не связанных с интеллектом. Негативный прогноз (низкий IQ – отсутствие успеха) часто оказывается более точным по сравнению с позитивным прогнозом (высокий КУР – успех в жизни), но это вовсе не аксиома.

Сочетание удачи, экстравертного темперамента и других свойств характера играет несоразмерно большую роль в достижении жизненного успеха. Случай одного удачливого бизнесмена, ставшего владельцем великолепного дома в фешенебельном районе города и виллы на морском побережье, бывшего умственно неполноценным человеком, чей IQ не превышал 70 и которого выпустили из психиатрической лечебницы по просьбе его жены, показывает опасность любых прогнозов вероятного уровня доходов человека на основе его коэффициента умственного развития.

Читайте также:  Игры способствующие развитию взаимодействия между ребенком и взрослым

Методика определения IQ
В книге предложены восемь тестов на определение IQ, содержащих задачи в вербальной, пространственной или численной форме.
К примеру, можно сформулировать одну и ту же, по сути, задачу разными способами:
1. Вербальный способ.
Чёрное относится к белому, как высокое относится к (а) низкому, (б) зелёному, (в) верхнему, (г) далёкому.
2. Численный способ.
14 относится к 7, как 30 относится к (а) 15, (б) 13, (в) 20, (г) 11.
3. Пространственно-перцептуальный способ.
↑ относится к ↓, как → относится к (а) ←, (б) ↑, (в) ↓, (г) →.
Каждый из восьми тестов состоит из 40 задач.
На работу с каждым тестом отводится 30 минут времени и ни минутой больше.
Ответить на все задачи невозможно, поэтому предлагается самому определять сколько времени размышлять над одним заданием, но при этом сразу сдаваться не рекомендуется.
Количество набранных баллов соответствует количеству правильных ответов, которые приведены в конце книги с объяснением.
По каждому тесту определяется свой уровень IQ, поэтому общий уровень IQ колеблется в пределах от минимального до максимального значения по итогам решения всех восьми тестов. Между этими значениями и определяется в итоге коэффициент умственного развития – средняя величина, которая даёт приблизительное представление об уровне способностей из ряда индивидуальных тестов.

Меры предосторожности:
1. Ни секунды больше отведённого получаса на решение одного теста!
2. Абсолютно никакой посторонней помощи при решении задач!
3. Не знакомиться с заданиями заранее, и уж тем более не проверять ответы, пока не будут пройдены все тесты. Вы можете попросить проверить ответы другого человека, но сами в них не должны заглядывать до окончания тестирования!

Выполнив эти несложные правила при прохождении тестов, вы сможете «познать себя» и определить свой уровень IQ, но не стоит руководствоваться только им при принятии серьёзных решений, таких поступление в вуз, выбор профессии или открытие собственного дела.

P. S. Вера в успех, поиск новых идей и действия, нацеленные на максимальный результат, – ваше лучшее оружие!

Источник

Главных факторов, определяющих ум и интеллект ребенка, всего два. Первый из них — это наследственность. А второй — окружение, в котором растет и развивается малыш. И если наследственные факторы — это неуправляемый и непредсказуемый процесс, то создание развивающей среды под силу любой заботливой семье. Важно понимать, что ребенку можно навредить как отсутствием родительского воспитания, так и круглосуточной интеллектуальной нагрузкой до психического срыва. Поэтому давайте разберемся, в чем есть тонкости умственного и интеллектуального развития и как правильно на них влиять.

Коэффициент умственного развития ребенка

Содержание:

  • Ум и интеллект — это одно и то же?
  • Типы умственного развития ребенка
  • Стадии интеллектуального развития
  • Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста

Ум и интеллект — это одно и то же?

Вообще, эти понятия достаточно близки и их часто путают. Но это не одно и то же.

Начальные умственные способности у ребенка определяются его наследственными факторами.

Они проявляются в способности малыша адекватно реагировать на окружающую среду. Например, после двух месяцев он проявляет “комплекс оживления”, когда видит маму. Далее, взрослея, ребенок понимает, что у бабушки конфеты выпросить проще, чем у папы; а когда у мамы плохое настроение, то лучше не попадаться ей на глаза. Это значит, что ребенок становится “умнее”.

Выраженная склонность ребенка к чтению или игре на музыкальных инструментах, или решению сложных задач — это тоже врожденные способности.

По мере взросления ребенка его умственное развитие замедляется и, по мнению многих научных школ, прекращается в районе 20-25 лет на моменте окончательного формирования мозга.

Но! Зато с возрастом усиливается значение интеллектуального развития детей. Основой интеллектуального развития ребенка является семейное, дошкольное, школьное образование.

Нельзя рассчитывать на то, что развитие интеллекта и воспитание ребенка — это задача только для воспитателей и учителей. Ни в коем случае! В семьях, где родители заботятся о развитии малыша: разговаривают с крохой с самого момента рождения, читают ему книжки, отвечают на миллион «почему», выбирают ему подходящие занятия и кружки — в таких семьях дети успешно реализуют потенциал своих умственных способностей.

Типы умственного развития ребенка

С момента рождения все дети отличаются друг от друга. Развитие каждого ребенка идет по индивидуальной схеме и во многом зависит от генетического фактора. Начальные задатки ребенка будут в немалой степени определяться способностями и увлечениями родителей. Очень рано у ребенка начнет проявляться определенный тип умственного развития.

Лингвистический тип

Дети этого типа легко и безболезненно научаются читать и писать. Отличные рассказчики, обладают богатым словарным запасом. Легко запоминают большие объемы информации. Могут бесконечно рассматривать, читать и перечитывать любимые книги.

В будущем для них привлекательны такие профессии, как журналист, педагог, политик, писатель.

Логико-математический тип

Будущие математики, физики, изобретатели с раннего возраста любят наблюдать, перекладывать, сортировать. Им нравится считать в голове, легко даются шашки, шахматы.

Во многом они воспринимают окружающий мир через цифры и формулы. Цифровой мир — это их мир. ”Не от мира сего”- это часто про них.

Пространственный тип

Дети такого типа мыслят объемно, пространственно. Любят делать перестановки в комнате, видят вещи в их взаимосвязи, обладают вкусом. Они с малого детства любят рисовать, конструировать, изобретать.

В будущем плодами их воображения становятся различные изобретения, красивые здания, дизайнерские решения. Наиболее часто встречается у художников, архитекторов, дизайнеров, конструкторов.

Музыкальный тип

Большую часть окружающего мира дети с таким типом развития воспринимают через музыкальное сопровождение. Они быстро запоминают мелодии, имеют музыкальный слух, хорошо двигаются под музыку, тоньше чувствуют голосовые интонации. Любят думать, двигаться и даже засыпать под музыку.

Это будущие артисты, музыканты, художники.

Двигательный тип

Им наделены дети, которым легче обучаться в движении. Не усидчивы, очень активны. Они хорошо развиты физически, отлично проявляют себя на уроках труда. При этом хорошо выражают свои чувства, артистичны. Не заметить их просто невозможно.

В них хорошо просматривается актерская или спортивная жилка.

Межличностный тип

Ребенок быстро находит общий язык и легко общается с другими людьми, даже незнакомыми. Про таких говорят: “Язык до Киева доведет”.

Часто встречается у политиков, актеров, ораторов, торговцев, .

В различных сочетаниях у каждого ребенка встречаются все типы умственного развития. Задача родителей заключается в своевременном определении ведущих способностей ребенка, которые необходимо системно развивать и поддерживать.

Врожденные умственные способности — это важная составляющая успешного обучения, но не главная. Не всегда из одаренного ребенка вырастает глубокая творческая личность. И наоборот, средние способности при большом усердии в обучении, посещении дополнительных занятий, кружков могут стать основой для развития высокоинтеллектуальной личности.

Пора разобраться, что такое интеллектуальное развитие и как “накопить” интеллект.

Стадии интеллектуального развития

Интеллектуальное развитие базируется на развитии основных психических процессов — памяти, мышления, восприятия, воображения. В процессе развития интеллекта выделяются несколько стадий.

Читайте также:  Веракса н е веракса а н развитие ребенка в дошкольном детстве

1. Сенсомоторная стадия (от рождения до 2-х лет)

Интеллектуальное развитие в этом возрасте – это стихийный процесс, возникающий из предметно-житейского опыта ребенка.

Сначала между ребенком и окружающей средой возникают предметные действия. Ребенок познает окружающий мир с помощью органов чувств путем воздействия на предметы. Для этого ему необходимо их рассмотреть, потрогать, стукнуть, бросить, попробовать “на зуб”.

К примеру, крепко сжатые кулачки младенца к 2-м месяцам начинают расслабляться. Он берет игрушку, она «тренирует» руку. Рука «тренирует» глаз, так как зрительное отражение движений рук усиливает процесс самосознания. Глаз «тренирует» руку за счет развития глазомера и точности.

Понятно, что родителям необходимо подбирать яркие, привлекательные игрушки с разными свойствами и размерами.

2. Дооперационная стадия (с 2 до 7 лет)

Начало этой стадии – усвоение речевых звуков родного языка и способность ребенка к символическим действиям, например, помахать ручкой при прощании или покормить куклу. Наиболее ярко символическое мышление проявляется в детских играх.

По мере расширения и усложнения опыта ребенка происходит превращение предметных действий в умственные операции, то есть действия, выполняемые во внутреннем, мысленном плане. Это, например, устный счет до 10, различение понятий “справа и слева”, определение времени года по словесному описанию (в какое время года идет снег, и детишки катаются на санках?). Разнообразие взаимодействия ребенка с миром все в большей степени приобретает интеллектуальное содержание.

В этом возрасте ребенок становится «почемучкой». Задача родителей давать развернутые вопросы на различные вопросы ребенка. На многие “почему” не всегда есть однозначный ответ, поэтому будет очень полезно порассуждать вместе с малышом о различных вариантах решения вопроса.

Ребенку важно научиться жить в интеллектуальном напряжении, не отвергая и не избегая ситуаций, которые его вызывают.

3. Стадия конкретных операций ( с 7 до 11 лет)

В 6-7 лет ребенок идет в школу, получение знаний приобретает системный характер. Но обучение в этом возрасте методически построено на ярких, понятных примерах, особенно в 1-2 классе начальной школы. Ребенок осваивает чтение, письмо, счет. С помощью практических опытов постигает все больше и больше абстрактных понятий.

Например, убеждается в неизменности количественных, размерных, весовых показателей предметов при их перемещениях, перекладываниях. Если три конфеты, зеленый мячик или тяжелый брусок переложить из маленькой коробки в большую, то, к сожалению, конфет от этого больше не станет, да и мячик не изменит свой цвет, и брусок точно не станет легче. Ничего не изменится: свойства предметов останутся прежними. Так на практике постигается принцип сохранения.

Родителям очень важно поддерживать новые познавательные и творческие начинания своего юного испытателя, даже если они неудачны. Надо относиться к ним с уважением и теплотой: ребенок старается не только для себя, но и для тех, кого любит.

4. Стадия формальных операций (с 11 до 15 лет )

В этом возрасте формируются начальные научные представления об окружающем мире без взаимосвязи с конкретной реальностью. Это значит, что ребенку уже не обязательно, да часто и просто невозможно, увидеть, потрогать, измерить объект изучения, чтобы понять его. Ведь на уроках он уже знакомится с химическими элементами, строением молекулы, законами физики.

Кроме того, он становится способен к саморазвитию, самообучению. Он может сам сформулировать интересующий его вопрос, найти подходящий источник знаний, изучить ответ и применить полученные знания.

В этом возрасте у ребенка должна быть возможность побыть одному, самому позаниматься своими делами. Избыток опеки может затормозить саморазвитие и творчество.

Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста

Существует много методов диагностики умственных возможностей и интеллектуального развития ребенка. Для примера и понимания приведем несколько тестов, которые проходит дошкольник у психолога перед поступлением в в 1-ый класс.

Исследования развития памяти

Уровень развития памяти у ребенка можно оценить по следующим заданиям:

  • Слуховая память

Три раза равномерно, с перерывами произносится ряд двузначных чисел (до 20) в произвольном порядке. Например, 15, 12, 10, 18, 16, 19, 17, 11 (общим количеством 8 штук).

Каждое правильно воспроизведенное число — 10%. Норма — 60%.

  • Зрительная память

Предлагается ребенку в течение минуты посмотреть на 10 предметов, лежащих на столе. Далее, уже несмотря на стол, по памяти, он называет предметы, которые запомнил

Норма — не менее 60%.

  • Логическая память

Подбирается 8 пар слов по принципу: часть — целое. Например: колесо — машина; листья — дерево; капля — дождь и т.д. Произносятся пары с интервалом в 2 — 3 секунды. После короткого перерыва (15 сек) вторично произносятся только первые слова, второе слово ребенок должен вспомнить сам.

Норма — не менее 60%.

Исследование развития мышления

Развитие мышления взаимосвязано с развитием памяти, внимания, двигательной активностью. У дошкольников этот процесс дополняется ростом его самопознания. Ребенок начинает оценивать свои достижения и неудачи, ориентируясь на мнение близких людей.

Тест для изучения самооценки у дошкольников (по Т.Д. Марциновской)

Предлагается рисунок лестницы из 7 ступенек. Посредине ее нужно расположить фигурку человека. Ребенку объясняют задание: видишь, тут стоит мальчик (или девочка). На ступеньку выше ставят хороших хороших детей; чем выше, тем лучше дети, на самой вершинке — самые хорошие. На какую ступеньку ты сам себя поставишь?”

Оценка. Считается нормой, если дети предшкольного возраста ставят себя на ступеньку “очень хорошие” и даже “самые хорошие дети“. Положение любой из низших ступенек (тем более на самой низшей) говорит об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах.

Исследования развития восприятия

При достаточно развитом восприятии дошкольник знает основные геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат ) ,оценивает положение предметов в пространстве (выше — ниже, вправо — влево), мысленно находит часть целого и достраивает из фрагментов целые образы.

Тест. Выделить части из целого по какому-либо признаку.Например, кошка: голова, лапы,туловище, хвост. Проще, если перед ребенком находится реальный предмет анализа. Сложнее разложение мысленного образа объекта.

Определение более 60% частей предмета считается достаточным.

Исследования креативности

Творческие способности у детей могут проявляться по-разному. Предлагаемый тест (по А.Р. Лурия) оценивает степень владения обобщающими понятиями и оригинальность предлагаемых решений.

Ребенку предлагается запомнить слова с помощью рисунков: к каждому слову или словосочетанию он сам рисует лаконичный эскиз, который потом помогает ему это слово воспроизвести (рисунок как средство для запоминания слова).

Дается 10 слов (словосочетаний). Например, солнце, снег, веселый мальчик, грустная лошадка, вкусная сосиска и т.д. После прослушивания ряда слов и создания соответствующих рисунков ребенок по своим эскизам воспроизводит заданные слова

Норма — 60% воспроизведенных слов.

Самое главное, что хотелось бы донести по родителей — это то, что врожденные умственные способности не гарантируют ребенку отличных знаний и успешной карьеры в будущем. Очень важно не допустить появления у одаренного ребенка звездной болезни, которая не даст ему успешно и системно развиваться.

Ребенка со средними и слабыми способностями нужно поддерживать, вселять уверенность в своих силах. Для этого следует много и доброжелательно общаться с ребенком, давать знания, развивать все стороны детской личности.

И помним: востребованными и высококлассными специалистами не рождаются, а становятся!

Источник