Когнитивные нарушения у ребенка 3 года

Когнитивные нарушения у ребенка 3 года thumbnail

https://pixabay.com/ru/photos/%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%BA-%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B5-%D0%B3%D0%B5%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F-928637/

Когнитивные процессы — это основные функции, которые используются для познания действительности, ориентации в окружающей среде, получения знаний об окружающем нас мире, обработки полученной информации, а затем проявление , отражение этого в виде реакции, то есть нашего поведения.

Человеческий разум не получает знания о реальности из данных, полученных от органов чувств, а активно воспроизводит и создает модель воспринимаемого объекта в определенной символической форме когнитивных структур.

Такие структуры являются накоплением знаний, а механизмы их создания и модификации — когнитивными процессами.

Когнитивная система, то есть разум, является не только человеческой сферой, но и свойством нервной системы, подобно способности вызывать мышечные спазмы и движения животных. Известно, однако, что развитие когнитивных процессов в мире животных диаметрально отличается.

Теоретически эмоции можно также рассматривать как процессы обработки информации, относящиеся к той или иной категории когнитивных процессов, но обычно эмоциональная зона и когнитивная зона рассматриваются отдельно.

Процессы познания человека — разделение и характеристики

Когнитивные процессы можно классифицировать и описывать по-разному, однако общепризнанно, что когнитивные процессы подразделяются на элементарные и сложные.

Элементарные когнитивные процессы — это последовательность обработки информации, которая тесно связана с восприятием, интерпретацией и накоплением информации. Существует три категории когнитивных процессов: внимание, восприятие и память, а отдельные научные источники также включают когнитивный контроль и исполнительные функции.

Сложные когнитивные процессы включают в себя мышление и язык. Мысль — способность ума создавать символическую модель реальности и модифицировать ее, замещая реальные действия. Например, решение или абстрагирование проблем является очень узкой категорией в определении сложных процессов.

Язык — междисциплинарный вопрос, и язык — это не только область психологии, но и лингвистики, филологии и философии. Язык является медиатором понимания и описания окружающего нас мира, он составляет его ментальный образ (так называемый лингвистический образ мира) и может развиваться (расширяться) практически на протяжении всей жизни.

ttps://pixabay.com/ru/photos/%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%B0-%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D1%81%D0%B0%D0%B4-%D1%80%D1%83%D1%87%D0%BA%D0%B8-2108185/

Когнитивные процессы у ребенка дошкольного возраста

Когнитивные процессы формируются у людей с раннего возраста. Чувство зрения и слуха играет очень важную роль в приобретении опыта для ребенка. По этой причине когнитивные функции должны практиковаться в раннем детстве.

В дошкольном возрасте когнитивные процессы тесно связаны с производительностью и особенно восприимчивы к внешним стимулам, которые являются основными движущими силами мышления.

Ребенок мыслит конкретно, творчески и ситуативно, не способен проводить фрагментарный анализ воспринимаемого объекта, наблюдает только общие черты, которые играют непосредственную роль в текущей деятельности.

Внимание детей дошкольного возраста не является ни постоянным, ни вызывающим разногласия. Ребенок часто меняет предмет своего интереса, меняя вид деятельности, и его невольное внимание сосредоточено на интенсивных, сильных и привлекательных стимулах.

Когда у детей начинает развиваться свободное внимание, продолжительность занятий увеличивается и показывает, что ребенок становится более сфокусированным и способным сконцентрироваться.

Степень концентрации и способности фокусировать внимание зависит от индивидуальных особенностей ребенка, например, от его темперамента.

Спокойные, флегматичные дети могут более легко и дольше концентрироваться на своей деятельности, в то время как энергичные и подвижные дети обычно испытывают раздражающее внимание и с большей вероятностью могут изменить свою активность.

https://pixabay.com/ru/photos/%D0%B4%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0-%D1%85%D0%BE%D0%B4%D1%8C%D0%B1%D0%B0-%D0%BF%D0%BB%D1%8E%D1%88%D0%B5%D0%B2%D1%8B%D0%B9-%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D1%8C-447701/

Когнитивные нарушения у детей

Когнитивные нарушения могут уже возникнуть у детей, т.е. в очень раннем возрасте, и могут быть вызваны различными факторами. Они разделены в соответствии с когнитивными процессами:

  • Нарушения зрительного восприятия.

Симптомы: слабое восприятие, неспособность различать и различать детали, слабая ассоциация визуальных наблюдений (сложная ориентация в новой среде).

  • Аномальное слуховое восприятие.

Симптомы: усталость при прослушивании длинных сказок или историй, проблемы с запоминанием и изучением рифм и песен, трудности с упражнениями и ритмическими играми.

  • Нарушения речи и мышления.

Симптомы: неправильное произношение, трудности в ассоциациях фактов и отношений картинных историй, головоломок, ребусов.

  • Нарушения эмоционального и эмоционального развития.

Симптомы: неадекватная реакция на ситуации, неспособность контролировать эмоции, низкая независимость, страх, чувствительность, нарушение активности.

Источник

Изложить вкратце все факторы, которые влияют на когнитивное развитие ребёнка, достаточно сложно — специалистам на эту тему читают годичный курс лекций в университетах. Но можно обозначить несколько основных, которые играют определяющую роль в развитии ребёнка как личности (а, следовательно, и его дальнейшей судьбе) и при этом всецело зависят от родителей.

Читайте также:  Амоксиклав ребенку 3 года дозировка таблетки

Depositphotos_44400491_s.jpg

Факторы развития личности

Все факторы, так или иначе влияющие на эмоциональное и интеллектуальное развитие ребёнка, можно условно поделить на 2 большие группы: органические и социокультурные. К органическим факторам относятся генетические задатки, которые ребёнок наследует от своих родителей. Разумеется, и эта наследственность не безусловна и во многом зависит от того, как протекала беременность. Непрерывный стресс, вредные привычки матери, недостаток кислорода и питательных веществ и другие потенциально опасные обстоятельства внутриутробного развития ребёнка в дальнейшем могут привести к различным патологиям в его психическом и личностном развитии.

Но не менее важным в формировании здоровой эмоциональной и интеллектуальной конституции ребёнка является его социальное окружение, которое в первую очередь характеризуется таким понятием как социоэкономический статус. Несмотря на определение «-экономический» в названии этого фактора, он имеет весьма опосредованное отношение к материальному благополучию семьи, хотя отчасти и обусловлен им. Хороший социоэкономический статус подразумевает, что в распоряжении родителей есть достаточно времени и средств, чтобы обеспечить своему ребёнку всё необходимое для его благополучного ментального развития — в первую очередь своё внимание.

Если родители постоянно заняты своими делами — вне зависимости от того, сводят ли они концы с концами, выбиваясь из сил на трёх работах, или сконцентрированы на собственной карьере в крупной и успешной компании — и уделяют критически мало внимания общению со своим ребёнком, это неизбежно отразится на его развитии негативным образом. То есть социоэкономический статус как фактор когнитивного развития означает возможность родителей обеспечить своему ребёнку должное внимание, быть чутким в отношении не только его материальных, но и эмоциональных потребностей.

Что играет определяющую роль: наследственность или социальное окружение?

Материальное благополучие семьи входит в понятие социоэкономического статуса и косвенно влияет на когнитивное развитие ребёнка. Возможность выстраивать различные логические и эмоциональные взаимосвязи, развивать фантазию, внимание, ассоциативное и абстрактное мышление посредством игр, прогулок, наблюдения за животными, самостоятельного чтения или восприятия на слух — всё это обусловлено разнообразием объектов материального мира в период раннего развития ребёнка и во многом определяет горизонт его ассоциативного мышления. Грубо говоря, если ребёнок растёт на пустыре, где нет ничего, кроме фонарного столба, его ассоциативное мышление будет ограничено только одним этим объектом.

Впрочем, мы не случайно начали с органических факторов, определяющих когнитивное развитие. При любом социокультурном статусе именно они задают индивидуальный темп развития ребёнка. Есть дети, которые легко усваивают и оперируют информацией безо всякой предварительной подготовки. Есть те, кто до какого-то возраста не может справляться с домашними заданиями без посторонней помощи. Роль родителей в этих случаях сводится к минимуму и чаще всего приходится на момент зачатия — это исключительно фактор генетической предрасположенности.

Как определить нарушения в развитии?

Но если с успехами всё просто, то как распознать отклонения в развитии? Как понять, что задержка в развитии индивидуальных способностей обусловлена не внутренним темпом, а внешними факторами или личностной патологией?

В детской психологии давно известны и описаны определённые этапы личностного развития — своего рода хронометраж, на который могут ориентироваться и родители, и специалисты. Известно, что ребёнок должен начать говорить не позже 2 лет — он может начать это делать и в 9 месяцев, и в 1,5 года, но если к 2 годам ребёнок не произнёс ни единого слова, возможно, это повод показаться специалисту.

Точно так же известно, что к определённому возрасту ребёнок должен самостоятельно собирать пирамиду, условно, из трёх составляющих — это свидетельствует о том, что у него нормально развивается мелкая моторика. А на другом известном отрезке времени — начать проявлять интерес и контактировать с другими детьми в своём окружении, и в 7 лет при условии, что все когнитивные функции работают нормально, пойти в школу. Ориентируясь на эти общеизвестные отрезки времени и делая скидку на индивидуальные особенности ребёнка, можно самостоятельно судить о том, насколько нормальными являются темпы его развития.

Читайте также:  Молочница во рту у ребенка 3 года лечение

Роль родителей в формировании личности ребёнка

Формирование когнитивных способностей, хоть и задано генетически, не происходит без участия родителей. К сожалению, современный образ жизни накладывает на это участие определённые ограничения и требования. Ритм жизни и развитие технологий сегодня зачастую разделяют родителей и детей. Вместо того, чтобы общаться, заниматься их воспитанием и развитием, родители подменяют своё непосредственное участие технологическими гаджетами или бесчисленными секциями и группами так называемого раннего развития, куда ребёнок отправляется едва ли не с самого рождения.

Чем опасно для нормального когнитивного развития и то, и другое? Технологические гаджеты (смартфоны, компьютеры и планшеты) устроены так, что оперируют в основном визуальной информацией: иконки и виртуальные объекты — это интепретированные символы, информация, которая не требует от мозга каких-либо усилий по её распознаванию и восприятию. Таким образом, она лишает ребёнка функции абстрактного мышления за ненадобностью.

Графическая информация, которую ребёнок видит в книге, более абстрактна — она заставляет мозг трудиться: он должен интерпретировать изображение и его описание, соединить их воедино в своём воображении, визуализировать действие или понятие, которое они описывают. В этом процессе участвуют определённые отделы коры головного мозга, которые ответственны за формирование абстрактного мышления, являющегося вершиной когнитивного развития в раннем возрасте.

Влияние современных технологий на когнитивное развитие ребёнка

Нельзя утверждать, что в случае злоупотребления «виртуальной» информацией абстрактное мышление полностью атрофируется. Но ребёнку становится труднее им пользоваться, строить собственные или понимать чужие логические взаимосвязи. А ведь реальная жизнь, где ему понадобятся эти качества, протекает за пределами экрана смартфона и компьютера.

С развитием интернет-технологий дети получили широкий доступ ко всей информации, которую человечество накопило за десятки тысяч лет своего существования. Но станут ли они от этого умнее? Индивидуальный уровень знаний, по наблюдениям специалистов, снижается, во многом благодаря тому, что у нового поколения нет необходимости аккумулировать и интерпретировать информацию самостоятельно, когда для этого есть интернет-технологии. Но не будем забывать, что технологии — лишь средство, полезный инструмент для тех, кто умеет им пользоваться, то есть воспринимать, сравнивать и обрабатывать полученную информацию в нужных ему целях. Получается, что дети получают технологию, которая позволяет им обходиться без абстрактного мышления и аналитических способностей, но в то же время лишает их возможности пользоваться её преимуществами.

Таким детям сложно создавать ассоциативные связи, их кругозор сужен, поэтому вскоре начинается общее отставание в развитии. Трудно сказать, какими причинами оно обусловлено в первую очередь, органическими (не развились определённые участки мозга) или культурными, но, исходя из очевидного, можно сделать предположение в пользу последних.

Поэтому родители должны уделять внимание качественному общению со своим ребёнком, а не подменять его техническими суррогатами. Качественное общение, среди прочего, подразумевает, например, ответы на бесконечные детские вопросы, которые ребёнок задаёт по ходу своего развития. В данном случае важны не достоверные ответы, а сам факт обратной связи со своим ребёнком.

Возможные последствия нарушений развития у детей

К каким жизненным проблемам могут привести нарушения в когнитивном развитии в раннем возрасте? В первую очередь это сниженная способность к абстрактному мышлению: ребёнок не понимает значения отдельных слов, не может сделать самостоятельное умозаключение, выделить основное из поступающей ему информации. А в современном мире информация — это то, чем мы вынуждены оперировать непрерывно.

В социальном плане абстрактное мышление отвечает за формирование дружеских и партнёрских связей в будущем: ребёнок должен учиться понимать окружающих людей, свои сходства и отличия от них, чтобы выстраивать коммуникацию и налаживать бытовые связи. Это то, без чего невозможно представить нормальную человеческую жизнь в отличие от телевидения и гаджетов. В крайней форме проблемы когнитивного развития, обусловленные нарушениями в эмоциональной сфере жизни ребёнка, могут впоследствии привести к развитию социопатии.

Другой тип проблем, связанных с нарушениями когнитивного развития, — это сужение личностных интересов: когда ребёнок не интересуется ничем, кроме своих базовых, примитивных потребностей. Это значительно сужает социальное окружение ребёнка: он не в состоянии поддерживать отношения с теми людьми, дружба с которыми развивала бы его как личность.

Читайте также:  Сильно болит горло у ребенка 3 года лечение

Скорректировать когнитивное развитие можно — и тому есть много примеров. Но только до определённого возвраста, ориентировочно 10-12 лет. После этого личность ребёнка «кристаллизуется», и изменить её будет очень сложно. В любом случае предшествующий изменениям «неблагополучный» период повлияет на развитие личности — ничто не проходит бесследно.

  • Диагностика
  • Заболевания и расстройства

Источник

Когнитивные способности – это способности принимать, усваивать, обрабатывать информацию, решать различные задачи (не только математические) и генерировать новые идеи. К когнитивным способностям относятся память, внимание, концентрация, восприятие, чувства, воображение, логическое мышление, способность к принятию решений и способность понимать эмоции других людей (эмоциональный интеллект), регуляция произвольной деятельности и др.

✓ Как определить наличие когнитивных нарушений у ребёнка?

На что же обратить внимание родителям?

➢ Обратите внимание на:

• задержку моторного развития. Именно так проявляются первые когнитивные нарушения – ребёнок поздно перевернулся, поздно пошёл (или плохо ходит), пропустил этап ползания и пр.;

• слабое или неадекватное проявление эмоциональных реакций (реакция оживления при виде значимых взрослых, радость от любимой игрушки и пр.);

• недостаточное развитие крупной моторики (удержание погремушки, кружки, ложки и пр.);

• развитие речевых функций у ребёнка. Если ребёнок плохо говорит, и, что особенно важно, плохо повторяет за взрослым, – это повод посмотреть внимательнее на ребёнка;

• ориентирование ребёнка в пространстве (понимание право/лево/выше/ниже/ближе/дальше);

• связанность изложения своих мыслей;

• понимание заданий, смысла произведений, условий игры и пр.

➢ К возникновению когнитивных нарушений могут привести такие моменты в анамнезе как:

1) внутриутробная гипоксия;

2) гипоксия в родах;

3) родовые травмы;

4) инфекционные заболевания центральной нервной системы;

5) недостаток витаминов в раннем возрасте;

6) травмы головного мозга.

Очень внимательно к развитию когнитивных функций своего ребёнка следует подойти, если у него уже диагностированы серьёзные заболевания или ранее имелась черепно-мозговая травма или необследованная травма головы.

К травмам головы у детей нужно подходить очень-очень внимательно, даже если они на первый взгляд кажутся незначительными. Такие травмы у детей очень распространены и составляют до 30–50 % от всех травм. Ежегодно их количество возрастает примерно на 2 %. В общей массе травм головы очень часто (до 30 % – 45 % случаев) встречается черепно-мозговая. Последствия черепно-мозговой травмы зависят от её тяжести, своевременно оказанной помощи, а также возраста ребёнка.

Самостоятельно диагностировать наличие или предрасположенность к когнитивным нарушениям можно с большой долей осторожности. Заключение о наличии нарушений может выносить только специалист.

✓ Коррекция когнитивных нарушений у детей. Практические советы

Коррекция когнитивных нарушений у детей происходит с помощью комплекса мероприятий. Это, прежде всего, медикаментозное лечение и психолого-педагогическое сопровождение. Ребёнку необходимо обеспечить сбалансированное питание и получение полного набора витаминов (особенно группы В), необходимых для развития и функционирования нервной системы.

Медикаментозное лечение назначает врач на основании результатов осмотра, обследования и после сбора анамнеза. Задача родителей и педагогов – помочь ребёнку в коррекции с помощью специальных занятий.

➢ Итак, что же можно и нужно, делать дома вместе с ребёнком для нивелирования когнитивных нарушений:

• учите стихи, новые иностранные слова, развивайте память;

• развивайте эмоциональный интеллект – играйте в игры на узнавание эмоций;

• пересказывайте небольшие тексты и находите мотивы поведения главных героев, находите причинно-следственные связи;

• составляйте рассказы по картинкам;

• находите отличия в одинаковых картинках, в т. ч. на скорость;

• считайте устно, проводите вычисления различного рода без помощи вспомогательных средств;

• играйте в слова наоборот: читайте слова задом наперед. Эта игра и поднимет настроение и поможет когнитивному развитию;

• собирайте пазлы;

• составляете последовательности (например – собирайте бусы по определённой схеме, это развитие и мелкой моторики, и логики мышления);

• с маленькими детьми играйте в игры с переливанием воды, разбором гороха/крупы/фасоли/пуговиц по разным ёмкостям, пальчиковые игры и пр.

С уважением и пожеланиями здоровья, специалист Ихсанова Адэля Фарраховна — логопед Центра семейной медицины «Эксперт».

Источник