Когнитивное развитие ребенка в период подросткового возраста

Когнитивное развитие ребенка в период подросткового возраста thumbnail

Наиболее значимые сдвиги в когнитивном развитии подростков происходят в сфере мышления. Подростки способны оперировать абстрактными понятиями, рассуждать в чисто словесном плане, выдвигать гипотезы и предположения, строить прогнозы, анализировать и оценивать свои умственные действия, способы решения задач и т.д. Таким образом, в подростковом возрасте начинает развиваться теоретическое рефлексивное мышление, мышление на уровне формальных операций (Ж . Пиаже).

Для пояснения особенностей мышления подростков можно привести пример, демонстрирующий разницу между детским подходом к проблеме и логичным, систематическим подходом подростка
(Ф . Райс). Участников исследования спрашивали, что они думают о следующем событии: «Только храбрым летчикам разрешается летать над высокими горами. Пилот одного истребителя, пролетая над Альпами, врезался в канатную дорогу и порвал главный трос, из-за чего несколько кабинок упали вниз на ледник. Погибло несколько человек». Ребенок с конкретно-операционным мышлением ответил: «Я думаю, этот пилот не очень хорошо летал». Подросток, мышление которого уже находилось на уровне формальных операций, высказал другое мнение: «Может быть, он не знал, что на его пути находится канатная дорога, или летел слишком низко. Возможно еще, что перед стартом или уже во время полета у него испортился компас, поэтому он сбился с курса и врезался в трос». Ребенок с конкретно-операционным мышлением принимает гипотезу, которая кажется ему наиболее вероятной. Даже получив доказательства несостоятельности своей первоначальной гипотезы, ребенок склонен упрямо ее придерживаться и пытается привести обстоятельства в соответствие собственному предвзятому мнению.
Ребенок с формально-операциональным мышлением рассматривает все причины, которые могли вызвать аварию, т.е. конструирует все возможности и проверяет их одну за другой.

Другое отличие стадии формальных операций от стадии конкретных операций можно показать на примере построения логического процесса, называемого транзитивным выводом (Дж. Баттерворт, М. Харрис). Ребенок, находящийся на стадии конкретных операций, может сделать умозаключение, что если А > В, а В > С, то А > С. Однако такой ребенок не может решить подобную задачу, если она формулируется вербально или дана в гипотетической плоскости (например, Джон выше, чем Мэри, Мэри выше, чем Джейн. Кто из них самый высокий?).

Таким образом, наиболее существенными свойствами подросткового мышления являются следующие три взаимосвязанные характеристики:

  • способность выявить связь между двумя или большим числом переменных либо разобраться в сложных отношениях;
  • способность строить мысленные предположения о возможном влиянии одной или нескольких переменных на другую переменную;
  • гипотетико-дедуктивное мышление. Процесс мышления включает выдвижение и систематическую проверку гипотез («если это верно, то произойдет то-то»), в результате чего наиболее вероятная возможность выявляется еще до опытной проверки. Это обратимое маневрирование между реальностью и возможностью является основным качеством мышления подростков (Ф . Райс).

Другая характеристика подросткового мышления — способность к гибкости. Подростки способны мыслить и решать проблемы разносторонне, обосновывать различные интерпретации наблюдаемых результатов. Они могут применять вторую систему символов: набор символов для символов (метафоры вместо понятий; алгебраические символы вместо цифр; карикатура вместо рассказанной истории и пр.), что делает их мышление более гибким.

Еще одним важным отличием мышления подростков является их способность размышлять о возможностях, которые не даны непосредственно; способность отрешиться от конкретной реальности, не­
посредственных впечатлений. Это помогает им проецировать себя в будущее, отличать реальное настоящее от возможного и думать о том, что могло бы произойти. Появление и развитие способности анализировать свои идеи и мысленно выходить за границы реальности приводит к тому, что подростки начинают больше мечтать.

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

Взрослые, особенно учителя, должны понимать, что подростки одного возраста не всегда находятся на одинаковой стадии когнитивного развития. Ж . Пиаже допускал, что овладение формальными операциями может затянуться до возраста 15— 20 лет, а при особо неблагоприятных условиях мышление этого типа может вообще никогда не сформироваться. Результаты различных исследований показывают, что формально-операциональным мышлением пользуются примерно 50 % всех подростков (Ф . Райс).

Происходящее совершенствование и расширение когнитивных способностей приводит подростков к самоанализу и самокритике, в результате развивается новая форма эгоцентризма, которая имеет два основных проявления: феномен воображаемой аудитории и персональный миф. Воображаемая аудитория — характерное для подростков предположение, что другие люди постоянно наблюдают за
ними и оценивают их. Подростки настолько озабочены собой, что могут заключить, что других также чрезвычайно интересуют их внешность и поведение, в результате они чувствуют себя «как на сцене» и тратят много энергии на выступление перед воображаемой аудиторией. Воображаемая аудитория может служить причиной застенчивости подростков. Другое проявление эгоцентризма подростков — персональный миф, или миф о собственной исключи­тельности, — убежденность в собственной неуязвимости, в особенности его чувств. Подростки убеждены в уникальности личных переживаний, им кажется, что никто другой не переживал и не будет переживать таких страданий или такого восторга, как они. Обычно эта форма эгоцентризма сопровождается примерно такими рассуждениями: «Со мной не может случится то, что происходит с другими, потому что я не похож на этих других, «Я не разобьюсь на
автомобиле и не попаду в милицию», «Я не стану наркоманом». У некоторых подростков даже возникает особое чувство собственного бессмертия и неуязвимости, которое лежит в основе ряда рискованных форм поведения.

В этот период происходит дальнейшая интеллектуализация таких психических процессов, как восприятие, память, воображение. Необходимо обратить особое внимание на развитие логической памяти и произвольного внимания школьников. Если этого не делать, то у большинства детей они стихийно складываются со значительными нарушениями и искажениями. Сближение воображения с теоретическим мышлением дает импульс к творчеству: подростки начинают писать стихи, рассказы, заниматься различными видами конструирования и т.д. Конечно, далеко не все подростки стремятся к достижению объективного творческого результата, но все используют возможности своего творческого воображения, реализуя неудовлетворенные в реальной жизни желания в мире фантазии. Воображение в подростковом возрасте становится на службу бурной эмоциональной жизни (замкнутый подросток, которому труд­
но общаться со сверстниками, видит себя героем, и ему рукоплещет толпа; двоечник изобретает что-то новое и получает всевозможные премии; невзрачная девочка превращается в красавицу, в нее все
влюбляются и пр.). В своих фантазиях подросток лучше осознает собственные влечения и эмоции, впервые начинает представлять свой будущий жизненный путь.

Читайте также:  Мы делали рентген ребенку развитие

Отношение к учебной деятельности и учебная мотивация в шестом-седьмом классах имеют двойственный и даже несколько парадоксальный характер (И.В. Дубровина). С одной стороны, этот период характеризуется снижением мотивации учения, что объясняется возрастанием интереса к окружающему миру, лежащему за пределами школы, а также увлеченностью общением со сверстниками. С другой стороны, именно этот период является сензитивным для формирования новых, зрелых форм учебной мотивации, когда учение приобретает личностный смысл, может стать деятельностью по самообразованию и самосовершенстованию. Снижение учебной мотивации происходит именно вследствие того, что школьники не видят смысла в получении знаний и ценность школьных знаний не включена в их представление о взрослости (И.В. Дубровина). Для развития мотивации учебной деятельности важно включать ее в реализацию ведущих мотивов подростка: общение и самоутверждение. Необходимо помнить, что возраст 1 — 12 лет характеризуется как период резкого возрастания познавательной активности и любознательности, сензитивности для возникновения познавательных
интересов. В этот период наблюдается «пик любознательности», однако эта любознательность, хотя имеет широкий характер, но отличается поверхностностью, неустойчивостью и носит внеучебный характер (младших подростков интересуют внеземные цивилизации, гороскопы, социальные темы, проблемы жизни и смерти, музыкальные стили и спортивные достижения и т.д.).

Спецификой интересов в 10— 14-летнем возрасте является то, что они во многом реализуют потребность в общении со сверстниками: общие интересы дают повод, содержание, средства общения. Подросток зачастую интересуется тем, чем увлекаются его друзья или одноклассники, этим определяется характерная для подростков «мода на интересы», когда весь класс или даже всю школу охватывает какое-либо увлечение. Своеобразной чертой подростковых интересов является безоглядность увлечений, когда они приобретают чрезмерный характер. Примером этого служат различные фанаты спортивных клубов, музыкантов, артистов и т.д. Другая крайность — полное отсутствие интересов: подростку становится неинтересным то, что его увлекало раньше, а новые интересы не появляются, он либо слоняется без дела, либо смотрит часами телевизор или играет в компьютерные игры, либо стремится в группу сверстников, которые заняты только тем, что праздно «шатаются», не в силах себя чем-либо занять. Эти подростки с ярко выраженной тенденцией к «отказу от усилия» составляют основной контингент всевозможных асоциальных группировок, поэтому они нуждаются в особом внимании педагогов.

Источник

Èññëåäîâàíèå êîãíèòèâíûõ èçìåíåíèé â ïîäðîñòêîâîì âîçðàñòå. Îñîáåííîñòè ìûøëåíèÿ ïîäðîñòêà. Òåîðèÿ Æ. Ïèàæå. Ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ðàáîòà ñ êîãíèòèâíûì êîìïîíåíòîì ñàìîñîçíàíèÿ ïîäðîñòêà. Èíôîðìàöèîííûé ïîäõîä ê êîãíèòèâíîìó ðàçâèòèþ â ïîäðîñòêîâîì âîçðàñòå.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ñîäåðæàíèå

Ââåäåíèå

Êîãíèòèâíîå ðàçâèòèå

Êîãíèòèâíûå èçìåíåíèÿ â ïîäðîñòêîâîì âîçðàñòå. Òåîðèÿ Æ. Ïèàæå

Èíôîðìàöèîííûé ïîäõîä ê êîãíèòèâíîìó ðàçâèòèþ â ïîäðîñòêîâîì âîçðàñòå

Ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ðàáîòà ñ êîãíèòèâíûì êîìïîíåíòîì ñàìîñîçíàíèÿ ïîäðîñòêà

Çàêëþ÷åíèå

Ëèòåðàòóðà

Ââåäåíèå

Êîãíèòèâíîñòü (ëàò. cognitio, «ïîçíàíèå, èçó÷åíèå, îñîçíàíèå») — ñïîñîáíîñòü ê óìñòâåííîìó âîñïðèÿòèþ è ïåðåðàáîòêå âíåøíåé èíôîðìàöèè.  ïñèõîëîãèè ýòî ïîíÿòèå ïðèìåíÿåòñÿ ïî îòíîøåíèþ ê ïñèõè÷åñêèì ïðîöåññàì ëè÷íîñòè è îñîáåííî ê òàê íàçûâàåìûì «ïñèõè÷åñêèì ñîñòîÿíèÿì» (óáåæäåíèÿì, æåëàíèÿì è íàìåðåíèÿì).

Òåðìèí «êîãíèòèâíîñòü» òàêæå èñïîëüçóåòñÿ â áîëåå øèðîêîì ñìûñëå, îáîçíà÷àÿ àêò ïîçíàíèÿ èëè ñàìî çíàíèå.  ýòîì êîíòåêñòå îí ìîæåò áûòü èíòåðïðåòèðîâàí â êóëüòóðíî-ñîöèàëüíîì ñìûñëå êàê îáîçíà÷àþùèé ïîÿâëåíèå è «ñòàíîâëåíèå» çíàíèÿ è êîíöåïöèé, ñâÿçàííûõ ñ ýòèì çíàíèåì, âûðàæàþùèõ ñåáÿ êàê â ìûñëè, òàê è â äåéñòâèè.

Êîãíèòèâíîå ðàçâèòèå

Íà ïðîòÿæåíèè ïîäðîñòêîâîãî âîçðàñòà ïðîäîëæàåòñÿ ðàçâèòèå ìûñëèòåëüíûõ ñïîñîáíîñòåé, à ñëåäîâàòåëüíî, è ðàñøèðåíèå ñîçíàíèÿ ïðîèñõîäÿùåãî, ãðàíèö âîîáðàæåíèÿ, äèàïàçîíà ñóæäåíèé è ïðîíèöàòåëüíîñòè. Ýòè âîçðîñøèå âîçìîæíîñòè ïîçíàíèÿ ñïîñîáñòâóþò áûñòðîìó íàêîïëåíèþ çíàíèé, îòêðûâàþùèõ ïåðåä ïîäðîñòêàìè ðÿä âîïðîñîâ è ïðîáëåì, êîòîðûå ìîãóò îñëîæíèòü è îáîãàòèòü èõ æèçíü.

Êîãíèòèâíîå ðàçâèòèå â ýòîì âîçðàñòå õàðàêòåðèçóåòñÿ ðàçâèòèåì àáñòðàêòíîãî ìûøëåíèÿ, ÷òî îêàçûâàåò âëèÿíèå íà øèðîòó è ñîäåðæàíèå ìûñëåé ïîäðîñòêà, à òàêæå íà åãî ñïîñîáíîñòü ê ìîðàëüíûì ðàññóæäåíèÿì.

Êîãíèòèâíûå èçìåíåíèÿ â ïîäðîñòêîâîì âîçðàñòå

Ñîãëàñíî òåîðèè Ïèàæå, ïðèçíàêîì êîãíèòèâíûõ èçìåíåíèé ó ïîäðîñòêà ÿâëÿåòñÿ ôîðìèðîâàíèå ó íåãî àáñòðàêòíîãî ìûøëåíèÿ. Ïèàæå îïðåäåëèë àáñòðàêòíîå ìûøëåíèå ïîäðîñòêîâ êàê ìûøëåíèå íà óðîâíå ôîðìàëüíûõ îïåðàöèé. Îíî âêëþ÷àåò â ñåáÿ ðàçìûøëåíèÿ î âîçìîæíîñòÿõ, à òàêæå ñðàâíåíèå ðåàëüíîñòè ñ òåìè ñîáûòèÿìè, êîòîðûå ìîãëè áû ïðîèçîéòè èëè íå ïðîèçîéòè.  òî âðåìÿ êàê äåòÿì ìëàäøåãî âîçðàñòà óäîáíåå èìåòü äåëî ñ êîíêðåòíûìè ýìïèðè÷åñêèìè ôàêòàìè, ïîäðîñòêè ïðîÿâëÿþò âñå áîëüøóþ ñêëîííîñòü îòíîñèòüñÿ êî âñåìó, êàê ê îäíîìó èç âàðèàíòîâ âîçìîæíîãî. Àáñòðàêòíîå ìûøëåíèå òðåáóåò ñïîñîáíîñòè ôîðìóëèðîâàòü, ïðîâåðÿòü è îöåíèâàòü ãèïîòåçû. Îíî ïðåäïîëàãàåò ìàíèïóëèðîâàíèå íå òîëüêî èçâåñòíûìè ýëåìåíòàìè, êîòîðûå ìîæíî ïðîâåðèòü, íî è âåùàìè, ïðîòèâîðå÷àùèìè ôàêòàì. Ó ïîäðîñòêîâ òàêæå âîçðàñòàåò ñïîñîáíîñòü ïëàíèðîâàòü è ïðåäâèäåòü.

êîãíèòèâíûé ìûøëåíèå ïîäðîñòîê ïñèõîëîãè÷åñêèé

Òåîðèÿ Æ. Ïèàæå

Îïèñûâàÿ êîãíèòèâíîå ðàçâèòèå ðåá¸íêà, Ïèàæå ìåíüøå âíèìàíèÿ óäåëÿë ïðîáëåìå ïîíèìàíèÿ äðóãèõ ëþäåé, êîíöåíòðèðóÿñü ãëàâíûì îáðàçîì íà ïðîöåññàõ ïîçíàíèÿ ôèçè÷åñêîé ðåàëüíîñòè.

Àíèìèçì — (îò ëàò. anima, animus — «äóøà» è «äóõ» ñîîòâåòñòâåííî) ìèðîâîççðåí÷åñêèå ïðåäñòàâëåíèÿ, â êîòîðîì ïðèçíàêîì îäóøåâëåííîñòè íàäåëÿþòñÿ ïðàêòè÷åñêè âñå îáúåêòû, íàõîäÿùèåñÿ â êàêîé ëèáî ñâÿçè ñ ÷åëîâå÷åñêîé äåÿòåëüíîñòüþ .

Ðàçâèòèå èíòåëëåêòà ðàññìàòðèâàåòñÿ ïî àíàëîãèè ñ âèäîîáðàçîâàíèåì ÷åðåç åñòåñòâåííûé îòáîð, â ïðîöåññå êîòîðîãî íîâûå ôîðìû æèçíè âîçíèêàþò èç ðàíåå ñóùåñòâóþùèõ ïîä âëèÿíèåì âîçäåéñòâèÿ ñðåäû. Êëþ÷åâîé áèîëîãè÷åñêîé èäååé Ïèàæå ÿâëÿåòñÿ ïðåäñòàâëåíèå îá èíòåëëåêòóàëüíîì ðàçâèòèè êàê ýâîëþöèîííîì ïðîöåññå.

Àññèìèëÿöèÿ — (îò ëàò. assimilatio — ñëèÿíèå, óïîäîáëåíèå, óñâîåíèå) — êîíñòðóêò îïåðàöèîíàëüíîé êîíöåïöèè èíòåëëåêòà Æ.Ïèàæå , âûðàæàþùèé ñîáîé óñâîåíèå ìàòåðèàëà çà ñ÷åò åãî âêëþ÷åíèÿ â óæå ñóùåñòâóþùèå ñõåìû ïîâåäåíèÿ. Îñóùåñòâëÿåòñÿ ïî àíàëîãèè ñ áèîëîãè÷åñêîé àññèìèëÿöèåé.  ëþáîì àêòå àäàïòàöèè àññèìèëÿöèÿ òåñíî ñâÿçàíà ñ àêêîìîäàöèåé. Íà ðàííèõ ñòàäèÿõ ðàçâèòèÿ ðåáåíêà âñòðå÷à íîâîãî ïðåäìåòà ñ ñóùåñòâóþùåé ñõåìîé âåäåò ê èñêàæåíèþ ñâîéñòâ ïðåäìåòà è ê èçìåíåíèþ ñàìîé ñõåìû, ïðè ýòîì ìûñëü ïðèîáðåòàåò íåîáðàòèìûé õàðàêòåð. Ïðè óñòàíîâëåíèè ðàâíîâåñèÿ ìåæäó àññèìèëÿöèåé è àêêîìîäàöèåé âîçíèêàåò îáðàòèìîñòü ìûñëè è ñìåíà ýãîöåíòðè÷åñêîé ïîçèöèè íà îòíîñèòåëüíóþ.

Ðàâíîâåñèå äîñòèãàåòñÿ ÷åðåç àêêîìîäàöèþ, ïîñêîëüêó îðãàíèçì àäàïòèðóåòñÿ ê ñðåäå èëè óñâàèâàåò å¸ êîìïîíåíòû. Ïîíÿòèå ðàâíîâåñèÿ îñíîâûâàåòñÿ íà èäåå ïðèîáðåòåíèÿ åñòåñòâåííîãî áàëàíñà ìåæäó èíäèâèäîì è ìèðîì ïî àíàëîãèè ñ áàëàíñîì ñèë, êîòîðûé ïîääåðæèâàåò æèçíü â ïðèðîäå. Àêêîìîäàöèÿ — (îò ëàò. àññîmodatio ïðèñïîñîáëåíèå) — ïîíÿòèå, ðàçâèòîå â êîíöåïöèè èíòåëëåêòà Æ.Ïèàæå. Îáîçíà÷àåò ïðèñïîñîáëåíèå ñõåìû ïîâåäåíèÿ ê ñèòóàöèè çà ñ÷åò àêòèâíîñòè, â ðåçóëüòàòå ÷åãî ñóùåñòâóþùàÿ ñõåìà èçìåíÿåòñÿ. Àêêîìîäàöèÿ â ðàçâèòèè èíòåëëåêòà áûëà îïèñàíà ïî àíàëîãèè ñ áèîëîãè÷åñêîé àêêîìîäàöèåé, öåëüþ êîòîðîé ÿâëÿåòñÿ ïðîöåññ ïðèñïîñîáëåíèÿ ê ðàçíîîáðàçíûì òðåáîâàíèÿì îêðóæàþùåãî ìèðà. Àêêîìîäàöèÿ ñîîòíîñèìà ñ àññèìèëÿöèåé, â åäèíñòâå ñ êîòîðîé îíè îïèñûâàþò àêò ïðèñïîñîáëåíèÿ, àäàïòàöèè.

Читайте также:  Игры на развитие у ребенка усидчивости и внимательности

Ýïèãåíåòè÷åñêèé ëàíäøàôò Âåääèíãòîíà: ñóùåñòâóþò åñòåñòâåííûå ïóòè âîçìîæíîãî ðàçâèòèÿ è ÷òî îíè èçáèðàòåëüíî ÷óâñòâèòåëüíû ê âëèÿíèÿì ñðåäû.

Ðåïðåçåíòàöèÿ — (ëàò., repraesetatio, îò re, è praesetare ïðåäñòàâëÿòü) — ïðåäñòàâëåííîñòü, èçîáðàæåíèå, îòîáðàæåíèå îäíîãî â äðóãîì èëè íà äðóãîå, òî åñòü ðå÷ü èäåò î âíóòðåííèõ ñòðóêòóðàõ, ôîðìèðóþùèõñÿ â ïðîöåññå æèçíè ÷åëîâåêà, â êîòîðûõ ïðåäñòàâëåíà ñëîæèâøàÿñÿ ó íåãî êàðòèíà ìèðà, ñîöèóìà è ñàìîãî ñåáÿ. Ñïîñîáíîñòü ê ïðåäñòàâëåíèþ ïðåäìåòà ïðè îòñóòñòâèè âîçìîæíîñòè íåïîñðåäñòâåííîãî ìàíèïóëèðîâàíèÿ ñ íèì.

Ýãîöåíòðèçì — (îò ëàò. ego — «ÿ», centrum — «öåíòð êðóãà») — íåñïîñîáíîñòü èëè íåóìåíèå èíäèâèäà âñòàòü íà ÷óæóþ òî÷êó çðåíèÿ. Âîñïðèÿòèå ñâîåé òî÷êè çðåíèÿ êàê åäèíñòâåííîé ñóùåñòâóþùåé.

Îñíîâíûå ñòàäèè ðàçâèòèÿ:

· Ñåíñîìîòîðíàÿ

· Äîîïåðàöèîíàëüíàÿ

· Ñòàäèÿ êîíêðåòíûõ îïåðàöèé

· Ñòàäèÿ ôîðìàëüíûõ îïåðàöèé

Ïèàæå óòâåðæäàë, ÷òî äëÿ ìàëåíüêîãî ðåá¸íêà, îáúåêò åñòü «íå áîëåå ÷åì îáðàç», êîòîðîìó íåäîñòà¸ò ïîñòîÿíñòâà, ñóáñòàíöèîíàëüíîñòè è èäåíòè÷íîñòè. Ïîíÿòèå îá îáúåêòå — óáåæä¸ííîñòü, ÷òî îáúåêòû îáëàäàþò ïîñòîÿííûì ðàçìåðîì, ôîðìîé è èäåíòè÷íîñòüþ, ÷òî îíè ìàòåðèàëüíû è íåèçìåííû. Ñîãëàñíî Ïèàæå, ïîíÿòèå îá îáúåêòå ëåæèò â îñíîâå ìûñëèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè. Îí íàçûâàë åãî «ïåðâûì èíâàðèàíòîì» ìûøëåíèÿ. Ïèàæå ðàçäåëÿë äîïóùåíèå, ÷òî íà ðàííèõ ýòàïàõ ðàçâèòèÿ «îñÿçàíèå îáó÷àåò çðåíèå». Îí ñ÷èòàë, ÷òî íîâîðîæäåííûé âèäèò äâóõìåðíûé ìèð è íå èìååò ïðåäñòàâëåíèÿ î ãëóáèíå.

Ãèáñîí ïðåäëàãàë ðàññìàòðèâàòü ïåðöåïöèþ êàê àêòèâíûé ïðîöåññ ïîèñêà èíôîðìàöèè, â êîòîðîì îäíî äîïóùåíèå íå ìåíåå âàæíî, ÷åì äðóãîå. Òàê, âèäåòü êàìåíü — çíà÷èò ïîëó÷èòü î íåì òàêîé æå îáúåì èíôîðìàöèè, êàê è â ñëó÷àå, êîãäà óäàðèøü ïî íåìó íîãîé.

Ðåáåíîê èìååò âîçìîæíîñòü âèäåòü ìèð åùå äî òîãî, êàê ó íåãî ïîÿâèòñÿ ñïîñîáíîñòü äåéñòâîâàòü â íåì.

Óìñòâåííûå îïåðàöèè, ïî Ïèàæå — èíòåðèîðèçîâàííûå ôîðìû òåõ äåéñòâèé, êîòîðûìè ðåá¸íîê óæå îâëàäåë â ïðàêòè÷åñêîé ôîðìå ïðè ñðàâíåíèè, êîìáèíèðîâàíèè è ðàçäåëåíèè ïðåäìåòîâ ôèçè÷åñêîãî ìèðà.

Ñåíñîìîòîðíûé ïåðèîä — îò ðîæäåíèÿ äî ïðèìåðíî 2-õ ëåò. Ðåáåíîê íà÷èíàåò ïîçíàâàòü ìèð â ðàìêàõ òîé ôèçè÷åñêîé àêòèâíîñòè, êîòîðóþ îí ìîæåò îñóùåñòâèòü. Ïåðèîä çàêàí÷èâàåòñÿ ñ ïîÿâëåíèåì ìûøëåíèÿ è ðå÷è.

Ñîãëàñíî Ïèàæå, ïðè ýêñïåðèìåíòàõ ìëàäåíöû íå èùóò ñïðÿòàííûé îáúåêò, òàê êàê îíè íå ïîíèìàþò, ÷òî îí ïðîäîëæàåò ñóùåñòâîâàòü è ïîñëå ñâîåãî ñóùåñòâîâàíèÿ. À ïîñêîëüêó äîïóñêàåòñÿ íåïîñòîÿíñòâî îáúåêòà, òî ìëàäåíöó è èñêàòü íå÷åãî.

Äîîïåðàöèîíàëüíàÿ ñòàäèÿ — îò 2-õ äî ïðèìåðíî 7-ìè ëåò. Íàçâàíà òàê ïîòîìó, ÷òî, ñîãëàñíî Ïèàæå äîøêîëüíèêè åùå íå â ñîñòîÿíèè ìûñëèòü ÷èñòî ëîãè÷åñêè.

Äîîïåðàöèîíàëüíûé ïåðèîä — ýòî âðåìÿ, êîãäà ðåá¸íîê ïîñòåïåííî îâëàäåâàåò ñèñòåìàòè÷åñêèì, ëîãè÷åñêèì ìûøëåíèåì. Ñîãëàñíî Ïèàæå, çàäà÷åé äîîïåðàöèîíàëüíîãî ïåðèîäà ðàçâèòèÿ ÿâëÿåòñÿ ïðåîáðàçîâàíèè ìûñëèòåëüíûõ ïðîöåññîâ â ñèñòåìó óìñòâåííûõ, ìåíòàëüíûõ îïåðàöèé.

Ìûøëåíèå ìëàäøåãî øêîëüíèêà. Ìûøëåíèå ðåáåíêà â íà÷àëå îáó÷åíèÿ â øêîëå îòëè÷àåòñÿ ýãîöåíòðèçìîì, îñîáîé óìñòâåííîé ïîçèöèåé, îáóñëîâëåííîé îòñóòñòâèåì çíàíèé, íåîáõîäèìûõ äëÿ ïðàâèëüíîãî ðåøåíèÿ îïðåäåëåííûõ ïðîáëåìíûõ ñèòóàöèé. Æ. Ïèàæå óñòàíîâèë, ÷òî ìûøëåíèå ðåáåíêà â 6-7 ëåò õàðàêòåðèçóåòñÿ «öåíòðàöèåé» èëè âîñïðèÿòèåì ìèðà âåùåé è èõ ñâîéñòâ ñ åäèíñòâåííî âîçìîæíîé äëÿ ðåáåíêà ðåàëüíî çàíèìàåìîé èì ïîçèöèè. Ðåáåíêó òðóäíî ïðåäñòàâèòü, ÷òî åãî âèäåíèå ìèðà íå ñîâïàäàåò ñ òåì, êàê âîñïðèíèìàþò ýòîò ìèð äðóãèå ëþäè. Òàê, åñëè ïîïðîñèòü ðåáåíêà ïîñìîòðåòü íà ìàêåò, íà êîòîðîì ïðåäñòàâëåíû òðè ãîðû ðàçëè÷íîé âûñîòû, çàñëîíÿþùèå äðóã äðóãà, à çàòåì ïðåäëîæèòü íàéòè ðèñóíîê, íà êîòîðîì ãîðû èçîáðàæåíû òàê, êàê èõ âèäèò ðåáåíîê, òî îí äîñòàòî÷íî ëåãêî ñïðàâëÿåòñÿ ñ ýòîé çàäà÷åé. Íî åñëè ïîïðîñèòü ðåáåíêà âûáðàòü ðèñóíîê, íà êîòîðîì èçîáðàæåíû ãîðû, òàê, êàê èõ âèäèò ÷åëîâåê, ñìîòðÿùèé ñ ïðîòèâîïîëîæíîé òî÷êè, òî ðåáåíîê âûáèðàåò ðèñóíîê, îòðàæàþùèé åãî ñîáñòâåííîå âèäåíèå.  ýòîì âîçðàñòå ðåáåíêó òðóäíî ïðåäñòàâèòü ñåáå, ÷òî ìîæåò áûòü äðóãàÿ òî÷êà çðåíèÿ, ÷òî ìîæíî âèäåòü ïî-ðàçíîìó.

Îñîáåííîñòè ìûøëåíèÿ ïîäðîñòêà.  ïîäðîñòêîâîì âîçðàñòå ó ðåáåíêà ïðîäîëæàåò ðàçâèâàòüñÿ òåîðåòè÷åñêîå ìûøëåíèå. Ïðèîáðåòåííûå â ìëàäøåì øêîëüíîì âîçðàñòå îïåðàöèè ñòàíîâÿòñÿ ôîðìàëüíî-ëîãè÷åñêèìè îïåðàöèÿìè. Ïîäðîñòîê â ñîñòîÿíèè äîñòàòî÷íî ëåãêî àáñòðàãèðîâàòüñÿ îò êîíêðåòíîãî, íàãëÿäíîãî ìàòåðèàëà è ðàññóæäàòü â ÷èñòî ñëîâåñíîì ïëàíå. Íà îñíîâå îáùèõ ïîñûëîê îí óæå ìîæåò ñòðîèòü ãèïîòåçû, ïðîâåðÿòü èëè îïðîâåðãàòü èõ, ÷òî ñâèäåòåëüñòâóåò î ïðèîðèòåòíîì ðàçâèòèè ó íåãî ëîãè÷åñêîãî ìûøëåíèÿ.

Ãëàâíîé îñîáåííîñòüþ ðàçâèòèÿ ìûøëåíèÿ ïîäðîñòêà ÿâëÿåòñÿ òî, ÷òî ïîñòåïåííî îòäåëüíûå óìñòâåííûå îïåðàöèè, êîòîðûå îí ñîâåðøàåò, ïðåâðàùàþòñÿ â åäèíóþ öåëîñòíóþ ñòðóêòóðó.

Òàêèì îáðàçîì, îñíîâíûìè ñâîéñòâàìè ïîäðîñòêîâîãî ìûøëåíèÿ ÿâëÿþòñÿ:

ñïîñîáíîñòü ó÷èòûâàòü âñå êîìáèíàöèè ïåðåìåííûõ ïðè ïîèñêå ðåøåíèÿ ïðîáëåìû;

ñïîñîáíîñòü ïðåäïîëàãàòü, êàêîå âëèÿíèå îäíà ïåðåìåííàÿ îêàæåò íà äðóãóþ;

ñïîñîáíîñòü îáúåäèíÿòü è ðàçäåëÿòü ïåðåìåííûå ãèïîòåòèêî-äåäóêòèâíûì îáðàçîì («Åñëè åñòü X, òî ïðîèçîéäåò Y») .

Íå âñå ñïåöèàëèñòû ñîãëàøàþòñÿ ñ îïèñàííîé Ïèàæå êîíöåïöèåé ðåçêîãî êà÷åñòâåííîãî ñêà÷êà â êîãíèòèâíûõ ñïîñîáíîñòÿõ. Íåêîòîðûå ïñèõîëîãè ñ÷èòàþò, ÷òî ïåðåõîä ÿâëÿåòñÿ ãîðàçäî áîëåå ïîñòåïåííûì, ñ íåñêîëüêèìè âîçâðàòàìè îò ôîðìàëüíî-îïåðàöèîíàëüíîãî ìûøëåíèÿ ê áîëåå ðàííèì ñïîñîáàì ïîçíàíèÿ è îáðàòíî. Íàïðèìåð, Ä.Êèòèíã ñ÷èòàåò, ÷òî ãðàíèöû ìåæäó ìûøëåíèåì äåòåé, ïîäðîñòêîâ è âçðîñëûõ ÿâëÿþòñÿ èñêóññòâåííûìè. Îí ðàññìàòðèâàåò êîãíèòèâíîå ðàçâèòèå êàê íåïðåðûâíûé ïðîöåññ è ïîëàãàåò, ÷òî äåòè ìîãóò îáëàäàòü ñïîñîáíîñòüþ ê ôîðìàëüíûì îïåðàöèÿì.

Âîçìîæíî, ÷òî ïîÿâëåíèå ýòèõ ñïîñîáíîñòåé ó ïîäðîñòêîâ ñâÿçàíî íå ñ íîâûì êîãíèòèâíûì îñíàùåíèåì, à ñ óëó÷øåíèåì ÿçûêîâûõ íàâûêîâ è íàêîïëåíèåì îïûòà âçàèìîäåéñòâèÿ ñ ìèðîì.

Òàêèì îáðàçîì, êîãíèòèâíûé êîìïîíåíò ñàìîñîçíàíèÿ èìååò ñâîè îñîáåííîñòè â ïîäðîñòêîâîì âîçðàñòå, ò.å. åãî ñîñòàâëÿþùèå êà÷åñòâåííî èçìåíÿþòñÿ ïî ñðàâíåíèþ ñ ìëàäøèì øêîëüíûì âîçðàñòîì.

Èíôîðìàöèîííûé ïîäõîä ê êîãíèòèâíîìó ðàçâèòèþ â ïîäðîñòêîâîì âîçðàñòå

Ñòîðîííèêè èíôîðìàöèîííîãî ïîäõîäà îñíîâíîå âíèìàíèå îáðàùàþò íà ñîâåðøåíñòâîâàíèå ó ïîäðîñòêîâ òåõ óìåíèé, êîòîðûå ïðèíÿòî íàçûâàòü ìåòàïîçíàíèåì. Ìåòàïîçíàíèå âêëþ÷àåò â ñåáÿ íåñêîëüêî óìåíèé, òàêèõ êàê ñïîñîáíîñòü ðàçìûøëÿòü î ìûñëÿõ, ôîðìèðîâàòü ñòðàòåãèè è ïëàíèðîâàòü.  ðåçóëüòàòå ïîÿâëåíèÿ ýòèõ íîâûõ êîãíèòèâíûõ óìåíèé ïîäðîñòêè ó÷àòñÿ àíàëèçèðîâàòü è ñîçíàòåëüíî èçìåíÿòü ïðîöåññû ñâîåãî ìûøëåíèÿ.

Ðîáåðò Ñòåðíáåðã ðàçäåëèë èíòåëëåêò íà 3 êîìïîíåíòà:

ìåòàêîìïîíåíòû — ïðîöåññû óïðàâëåíèÿ âûñøåãî ïîðÿäêà äëÿ ïëàíèðîâàíèÿ è ïðèíÿòèÿ ðåøåíèé (íàïðèìåð, ñïîñîáíîñòü âûáèðàòü îïðåäåëåííóþ ñòðàòåãèþ çàïîìèíàíèÿ èëè îñóùåñòâëÿòü òåêóùèé êîíòðîëü íàä êà÷åñòâîì çàó÷èâàíèÿ íàèçóñòü ñïèñêà ýëåìåíòîâ — ìåòàïàìÿòü);

Читайте также:  Развитие месячного ребенок а

êîìïîíåíòû èñïîëíåíèÿ — ïðîöåññû, èñïîëüçóåìûå äëÿ îñóùåñòâëåíèÿ ðåøåíèÿ çàäà÷è (îòáîð è èçâëå÷åíèå ðåëåâàíòíîé èíôîðìàöèè èç ïàìÿòè);

êîìïîíåíòû ïðèîáðåòåíèÿ (ñîõðàíåíèÿ) çíàíèé — ïðîöåññû, èñïîëüçóåìûå ïðè óñâîåíèè íîâîé èíôîðìàöèè.

 ñóùíîñòè, «ìåòàêîìïîíåíòû ñëóæàò ìåõàíèçìîì ïîñòðîåíèÿ ñòðàòåãèè, ïðåâðàùàþùåé êîìïîíåíòû îñòàëüíûõ äâóõ òèïîâ â îðèåíòèðîâàííûå íà çàäà÷ó ïðîöåäóðû». Ýòè ïðîöåññû ðàçâèâàþòñÿ ïîñòåïåííî.

Êîãíèòèâíîå ðàçâèòèå âêëþ÷àåò êàê íàêîïëåíèå çíàíèé, òàê è ðàçâèòèå êîìïîíåíòîâ îáðàáîòêè èíôîðìàöèè. Ýòè ïðîöåññû âçàèìîñâÿçàíû. Ðåøåíèå ïðîáëåì ïðîèñõîäèò ýôôåêòèâíåå, êîãäà ó ÷åëîâåêà èìååòñÿ áîëüøîé çàïàñ ñîîòâåòñòâóþùåé èíôîðìàöèè. Ó ëþäåé, âëàäåþùèõ áîëåå ýôôåêòèâíûìè ìåòîäàìè õðàíåíèÿ è èçâëå÷åíèÿ èíôîðìàöèè, ôîðìèðóþòñÿ áîëåå ïîëíûå áàçû çíàíèé.

Ïîäðîñòêè ðåøàþò ïðîáëåìû è ðàññóæäàþò áîëåå ýôôåêòèâíî, ÷åì äåòè ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà. Íî îíè òàêæå îáëàäàþò áîëåå øèðîêèì äèàïàçîíîì ñöåíàðèåâ èëè ñõåì, êîòîðûìè ìîãóò âîñïîëüçîâàòüñÿ. Äåòè äîøêîëüíîãî âîçðàñòà òîæå ðàçðàáàòûâàþò ïðîñòûå ñöåíàðèè äëÿ ïîâñåäíåâíîé äåÿòåëüíîñòè. Ïîäðîñòêè ðàçðàáàòûâàþò áîëåå ñëîæíûå ñöåíàðèè äëÿ îñîáûõ îáñòîÿòåëüñòâ èëè ïðîöåäóð. Êîãäà îíè ïûòàþòñÿ ðåøèòü ïðîáëåìó èëè ðàçîáðàòüñÿ â ñîöèàëüíîì ñîáûòèè, îíè ìîãóò ðàññóæäàòü î ñìûñëå ïîäîáíûõ âåùåé, çàèìñòâóÿ èíôîðìàöèþ èç ñâîèõ áîëåå ñëîæíûõ ñîöèàëüíûõ ñöåíàðèåâ. Ïîäðîñòêè èñïîëüçóþò ñâîè ðàçâèâàþùèåñÿ êîãíèòèâíûå óìåíèÿ â èíòåëëåêòóàëüíîì è ìîðàëüíîì ïîèñêå, êàñàþùåìñÿ èõ ñàìèõ, èõ ñåìåé è ìèðà.

Îáîáùàÿ âñå ñêàçàííîå âûøå, ïîïðîáóåì ïîäâåñòè èòîãè äàííîé ãëàâû. Ìû âûÿñíèëè, ÷òî òàêîå ñàìîñîçíàíèå, êàê îíî ôîðìèðóåòñÿ, êàêîâà åãî ñòðóêòóðà, à òàêæå îïðåäåëèëè, êàêèìè îñîáåííîñòÿìè îáëàäàåò êîãíèòèâíàÿ ñòîðîíà ñàìîñîçíàíèÿ äåòåé ïîäðîñòêîâîãî âîçðàñòà, âûÿâèëè, ÷òî ýòè îòëè÷èÿ äîñòàòî÷íî ñóùåñòâåííû. Èìåííî â ïîäðîñòêîâîì âîçðàñòå ñàìîñîçíàíèå ôîðìèðóåòñÿ îêîí÷àòåëüíî, ò. ê. â ëè÷íîñòè ïîäðîñòêîâ åñòü âñå ïðåäïîñûëêè ê ýòîìó.

Ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ðàáîòà ñ êîãíèòèâíûì êîìïîíåíòîì ñàìîñîçíàíèÿ ïîäðîñòêà

Ïðèñòóïàÿ ê èññëåäîâàíèþ ïðîöåññà ñîöèàëèçàöèè ëè÷íîñòè ïîäðîñòêà, ïñèõîëîã èñõîäèò èç òîãî, ÷òî ðåáåíîê ðîäèëñÿ â ñîöèàëüíîé ãðóïïå — ñåìüå, êîòîðàÿ íå òîëüêî äîëæíà îáåñïå÷èâàòü åãî îðãàíè÷åñêèå ïîòðåáíîñòè, íî è ïåðåäàâàòü åìó âñå êóëüòóðíîå íàñëåäèå, àêêóìóëèðîâàííîå åþ íà ïðîòÿæåíèè ìíîãèõ ïîêîëåíèé.  òàêîé ñåìüå, ãäå ñóùåñòâóåò äåôèöèò ðîäèòåëüñêîé ëþáâè, äåòè íå ïîëó÷àþò íåîáõîäèìîãî ïîëîæèòåëüíîãî çàðÿäà, îò÷åãî ñòàíîâÿòñÿ ïàññèâíûìè è íåóâåðåííûìè, àãðåññèâíûìè è áåñïîêîéíûìè. Íåóäîâëåòâîðåííîñòü îòíîøåíèÿìè â ñåìüå îáû÷íî êîìïåíñèðóåòñÿ îòíîøåíèÿìè â íåôîðìàëüíîé ãðóïïå ñâåðñòíèêîâ, êîòîðàÿ ïîñòåïåííî ñòàíîâèòñÿ îñîáî çíà÷èìîé äëÿ ïîäðîñòêà â îñâîåíèè ñîöèàëüíîé æèçíè. Îí óñâàèâàåò íîðìû è öåííîñòè òàêîé ãðóïïû, çà÷àñòóþ àñîöèàëüíîãî õàðàêòåðà. Ýòî ñèëüíî ñêàçûâàåòñÿ è íà ñàìîñîçíàíèè ïîäðîñòêà, â ÷àñòíîñòè, íà åãî êîãíèòèâíîì êîìïîíåíòå.

Ïðåæäå ÷åì ïðèíèìàòü êàêèå-ëèáî ìåðû, íåîáõîäèìî ïðîâåñòè ãëóáîêóþ äèàãíîñòèêó ðàññìàòðèâàåìîãî ôåíîìåíà. Ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ðàáîòà ñ ïîäðîñòêàìè ñòðîèòñÿ, îïèðàÿñü íà ðåçóëüòàòû äèàãíîñòèêè. Ïîñëå äèàãíîñòèêè, ñðàâíåíèÿ ïîëó÷åííûõ ðåçóëüòàòîâ ñ íîðìîé è ñîñòàâëåíèÿ ïðîãðàììû ðàáîòû ñ êëèåíòîì ïðîâîäèòñÿ ñàìî êîíñóëüòèðîâàíèå.

Ïñèõîêîíñóëüòèðîâàíèå — ýòî ïðîôåññèîíàëüíàÿ ïîìîùü êëèåíòó â ïîèñêàõ âûõîäà èç ïðîáëåìíîé ñèòóàöèè. Òàêóþ ïðîôåññèîíàëüíóþ ïîìîùü ìîãóò îêàçûâàòü ïñèõîëîãè, ñîöèàëüíûå ðàáîòíèêè, ïåäàãîãè, âðà÷è, ïðîøåäøèå ñïåöèàëüíóþ ïîäãîòîâêó. Êëèåíò âîñïðèíèìàåòñÿ êîíñóëüòàíòîì êàê äååñïîñîáíûé ñóáúåêò, îòâåòñòâåííûé çà ðåøåíèå ñâîåé ïðîáëåìû. Ïðè ïñèõîêîíñóëüòèðîâàíèè ïñèõîëîã çàíèìàåò íåéòðàëüíóþ ïîçèöèþ. Ê çàäà÷àì êîíñóëüòàíòà îòíîñÿò:

ýìîöèîíàëüíàÿ ïîääåðæêà è âíèìàíèå ê ïåðåæèâàíèÿì êëèåíòà;

ðàñøèðåíèå ñîçíàíèÿ êëèåíòà;

èçìåíåíèå îòíîøåíèÿ ê ïðîáëåìå (îò òóïèêà ê âûáîðó ðåøåíèé);

ðàçâèòèå ðåàëèñòè÷íîñòè;

ïîâûøåíèå îòâåòñòâåííîñòè è äð.

Òåîðèÿ, êîòîðîé ïîëüçóåòñÿ ïñèõîëîã, çàäàåò îðãàíèçóþùèå ïðèíöèïû äëÿ êîíñóëüòèðîâàíèÿ. Ñàìîå âàæíîå âî âñåõ ðàçíîîáðàçíûõ ïîäõîäàõ ê òåîðèè è ïðàêòèêå êîíñóëüòèðîâàíèÿ — ýòî èíäèâèäóàëüíàÿ êóëüòóðíàÿ ýìïàòèÿ, íàáëþäàòåëüíîñòü ïñèõîòåðàïåâòà, åãî îöåíêà ëè÷íîñòè, ïðèìåíåíèå ìåòîäîâ ïîçèòèâíîãî ðîñòà è ðàçâèòèÿ. Îñíîâíàÿ ìåòîäîëîãè÷åñêàÿ ïîçèöèÿ ñîñòîèò â òîì, ÷òî ïðåäíàçíà÷åíèå ÷åëîâåêà æèòü è äåéñòâîâàòü, îïðåäåëÿÿ ñâîþ ñóäüáó, ñîñðåäîòî÷åíèå êîíòðîëÿ è ðåøåíèé íàõîäèòñÿ âíóòðè ñàìîãî ÷åëîâåêà, à íå â åãî îêðóæåíèè. Ïñèõîêîíñóëüòàíò äîëæåí ïîääåðæèâàòü ó êëèåíòà ñîñòîÿíèå ïñèõîëîãè÷åñêîãî çäîðîâüÿ, äàâàÿ ÷åëîâåêó âîçìîæíîñòü ñîïðèêàñàòüñÿ ñî ñâîèì âíóòðåííèì ìèðîì.

Èçìåíÿÿ êîãíèòèâíûé àñïåêò ñàìîñîçíàíèÿ øêîëüíèêà, êîíñóëüòàíò äîëæåí ïîäáèðàòü ñðåäñòâà, ïîáóæäàþùèå ñàìîãî øêîëüíèêà ïîìåíÿòü ÷òî-òî â íóæíóþ ñòîðîíó. Íàïðèìåð, ÷òîáû ñòèìóëèðîâàòü îòñòàþùåãî ó÷åíèêà ê ó÷åíèþ, íåîáõîäèìî ñîçäàòü ñèòóàöèè æåëàíèÿ ïîëó÷åíèÿ çíàíèé íà ýòàïå âîñïðèÿòèÿ íîâîãî ìàòåðèàëà. Ýòî ìîãóò áûòü ñèòóàöèè ýìîöèîíàëüíî áëàãîïðèÿòíûå äëÿ âîñïðèÿòèÿ çíàíèé; ñèòóàöèè, ñâÿçàííûå ñ ðàñêðûòèåì ïðàêòè÷åñêîé è ïîçíàâàòåëüíîé çíà÷èìîñòè èçó÷àåìîãî ìàòåðèàëà; ñèòóàöèè, ñïîñîáñòâóþùèå îñîçíàíèþ íåäîñòàòî÷íîñòè ñâîèõ çíàíèé è óìåíèé, íåîáõîäèìîñòè ïðèîáðåòåíèÿ íîâûõ. Òàêèì îáðàçîì, ðàáîòà ïñèõîëîãà ïî èçìåíåíèþ ñàìîñîçíàíèÿ ïîäðîñòêà îñíîâûâàåòñÿ íà òåõ æå ïðèíöèïàõ, ÷òî è ëþáàÿ äðóãàÿ ðàáîòà êîíñóëüòàíòà, è çàêëþ÷àåòñÿ â íàõîæäåíèè ïóòåé ñòèìóëÿöèè æåëàíèÿ ðåáåíêà ìåíÿòüñÿ.

Çàêëþ÷åíèå

Ìû ðàññìîòðåëè îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ êîãíèòèâíîãî àñïåêòà ñàìîñîçíàíèÿ ïîäðîñòêîâ, ñðàâíèëè åãî ñ ñàìîñîçíàíèåì ìëàäøåãî øêîëüíîãî è þíîøåñêîãî âîçðàñòà. Âñå èç ïîñòàâëåííûõ çàäà÷ ìû âûïîëíèëè. Ãèïîòåçó ïîäòâåðäèëè.

Èòàê, ñàìîñîçíàíèå — ýòî ìíåíèå è ìûñëè ÷åëîâåêà î ñåáå, êîòîðûå ñôîðìèðîâàëèñü íà îñíîâå æèçíåííîãî îïûòà è îöåíîê äðóãèõ ëþäåé. Ê îñîáåííîñòÿì êîãíèòèâíîãî êîìïîíåíòà ñàìîñîçíàíèÿ ìû îòíåñëè: íàëè÷èå àáñòðàêòíîãî ìûøëåíèÿ (ó äåòåé ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà îíî ðàçâèòî ïëîõî), ñïîñîáíîñòü àíàëèçèðîâàòü ëîãè÷åñêèå çàäà÷è, ðàññóæäàòü ïî àíàëîãèè, íîâîå ñîäåðæàíèå ñàìîîïèñàíèé (ïðîòèâîðå÷èâîñòü â íèõ) è äð.

Ïðè ïîìîùè ïñèõîêîíñóëüòèðîâàíèÿ ñïåöèàëèñò ìîæåò èçìåíèòü íåäîñòàòêè â ðàçâèòèè êîãíèòèâíîãî êîìïîíåíòà ñàìîñîçíàíèÿ ïîäðîñòêà, ÷òî áóäåò ñïîñîáñòâîâàòü åãî äàëüíåéøåìó ðàçâèòèþ. Ýòî íåîáõîäèìî, ò. ê. â ïðîòèâíîì ñëó÷àå ó ïîäðîñòêà ìîãóò âîçíèêíóòü ðàçëè÷íûå òðóäíîñòè, ñâÿçàííûå ñ ñàìîñîçíàíèåì.

Ëèòåðàòóðà

1. Áîæîâè÷ Ë.È. Ïðîáëåìû ôîðìèðîâàíèÿ ëè÷íîñòè. Ì.,1995. Ñ.232-234.

2. Âûãîòñêèé Ë.Ñ. Ñîáðàíèå ñî÷èíåíèé â 6 ò. Ò. 4. Ì., 1984. Ñ.40-219.

3. Äóáðîâèíà È.Â. Øêîëüíàÿ ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ñëóæáà. Ì., 1991. 93-98.

4. Êëå Ì. Ïñèõîëîãèÿ ïîäðîñòêà. Ì., 1991. Ñ.85-108..

5. Êðàéã Ã. Ïñèõîëîãèÿ ðàçâèòèÿ. ÑÏá, 2000. Ñ. 586-598.

6. Ïèàæå Æ. Ýâîëþöèÿ èíòåëëåêòà â ïîäðîñòêîâîì è þíîøåñêîì âîçðàñòå// Æàí Ïèàæå: òåîðèÿ, ýêñïåðèìåíòû, äèñêóññèè. Ì., 2001. Ñ. 232-242.

7. Ïðàêòè÷åñêàÿ ïñèõîëîãèÿ îáðàçîâàíèÿ/ Ïîä ðåä. È.Â.Äóáðîâèíîé. Ì., 1995. Ñ. 293-301, 318-325, 339-341.

8. Ïñèõîëîãèÿ ïîäðîñòêà / ïîä ðåä. À.À.Ðåàíà

9. Ðàéñ Ô. Ïñèõîëîãèÿ ïîäðîñòêîâîãî è þíîøåñêîãî âîçðàñòà. ÑÏá, 2000. Ñ.165-218, 483-514.

10. Ðåìøìèäò Õ. Ïîäðîñòêîâûé è þíîøåñêèé âîçðàñò: Ïðîáëåìû ñòàíîâëåíèÿ ëè÷íîñòè. Ì., 1994. Ñ. 98-106.

11. Ýëüêîíèí Ä.Á. Èçáðàííûå ïñèõîëîãè÷åñêèå òðóäû. Ì., 1989. Ñ.265-267.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник