Когнитивное развитие ребенка презентация

Теория когнитивного развития Ж. Пиаже Выполнила студентка 1 курса, ФСО, 105 группы Мазунина Жанна
Жан Пиаже (19 августа 1896, Нёвшатель, Швейцария — 16 сентября 1980, Женева, Швейцария) — швейцарский психолог и философ, известен работами по изучению психологии детей, создатель теории когнитивного развития и философскопсихологической школы генетической психологии (другое название — генетическая эпистемология). William Fritz Piaget
Понятие развития. Умственное развитие ребенка — процесс адаптации (приспособления) к окружающему миру. Когнитивное развитие (от англ. Cognitive development) — развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика. Тремя основными факторами, влияющими на развитие интеллекта ребенка, являются, по Пиаже, созревание, опыт и действие социального окружения, в частности обучение и воспитание.
Теория интеллектуального развития человека. § развитием личности управляют не внутренние процессы созревания и не внешнее обучение, а развитие личности; § развитие ребенка разбито на несколько стадий (некоторые последовательные периоды развития их мышления); § дети переходят от одной стадии к другой в неизменной последовательности, в одном и том же порядке (различаются лишь темпы).
Методы используемые Ж. Пиаже Свои новые теоретические представления Пиаже строил на прочном эмпирическом фундаменте — на материале развития мышления и речи у ребенка. В работах начала 20 -х голов ‘Речь и мышление ребенка’, ‘Суждение и умозаключение у ребенка’ и др. Пиаже разработал новый метод психологического исследования — метод клинической беседы, когда изучаются не симптомы (внешние признаки явления), а процессы, приводящие к их возникновению. Этот метод чрезвычайно трудный. Он дает необходимые результаты только в руках опытного психолога.
Особенности психики ребёнка В начальный период своей деятельности Пиаже описал особенности представлений детей о мире: неразделенность мира и собственного Я, анимизм (вера в существование души и духов и в одушевлённость всей природы), артификализм (восприятие мира как созданного руками человека). Для их объяснения использовал понятие эгоцентризма (скрытая умственная позиция, означающая неспособность индивида изменить исходную позицию по отношению к некоторому объекту, мнению или представлению даже перед лицом очевидных противоречий. Собственная точка зрения абсолютна, что не позволяет понять возможность существования других, противоположных точек зрения)
Понятия по Ж. Пиаже • Одно из самых важных понятий в концепции Пиаже — понятие схемы действия. В узком смысле слова, схема — это сенсомоторный эквивалент понятия. Она позволяет ребенку экономно адекватно действовать с различными объектами одного и того же класса или с различными состояниями одного и того же объекта. С самого начала ребенок приобретает свой опыт на основе действия: он следит глазами, поворачивает голову, исследует руками, тащит, ощупывает, схватывает, исследует ртом, двигает ногами и т. п. Весь приобретенный опыт оформляется в схемы действия. Схема действия, в широком смысле слова, — это структура на определенном уровне умственного развития. • Идея трансформации — первая центральная идея теории Пиаже. Из нее следует, что граница между субъектом и объектом не установлена с самого начала и она не стабильна. • Идея конструкции — вторая центральная идея теории Пиаже. Объективное знание всегда подчинено определенным структурам действия. • Аутистическая мысль — индивидуализированная, ненаправленная, подсознательная, руководимая стремлением к удовлетворению желания; выявляется в образах. • Эгоцентрическое мышление — промежуточная форма в развитии мышления в генетическом, функциональном, структурном аспектах.
Периодизация Период Возраст Общее представление 1. Сенсомоторный (детская мысль содержится в предметных действиях) От 0 – до 2 лет Ребёнок понимает мир через восприятие и действие. Расширяются моторные способности, и к 2 годам ребёнок может целенаправленно строить и комбинировать свои действия. 2. Период конкретных операций От 2— до 11 лет Организованное мышление ребёнка дош. Возраста. 3. Дооперационный период От 2 – до 6 лет Операционный период От 6 – до 11 лет Дети формируют умственные представления объектов и образ возможных действий с ними. Мысль отличается эгоцентричностью. Дети становятся способными к логическому мышлению. Воображение сдерживается реальностью, дети могут применять логические операции к действиям с конкретными объектами.
4. Период формальных операций От 12 лет – до взрослости Основная способность абстрактное рассуждение. (мысль ребенка способна строить логически обоснованные гипотезы, из которых делаются дедуктивные (от общего к частному) умозаключения). Операции не совершаются изолированно: будучи взаимосвязаны, они создают устойчивые и в то же время подвижные структуры. Стабильность структур возможна только благодаря активности организма, его напряженной борьбе с разрушающими ее силами. Стадийное развитие системы психических действий — такой представил Пиаже картину сознания.
Плюсы теории + Пиаже интересуют особенности детской логики и, главное, механизмы познавательной деятельности ребенка, которые скрыты за внешней картиной его поведения. + Разработал новый метод психологического исследования метод клинической беседы. + Открытие эгоцентризма ребенка. Эгоцентризм — это основная особенность мышления, скрытая умственная позиция ребенка. Своеобразие детской логики, детской речи, детских представлений о мире — лишь следствие этой эгоцентрической умственной позиции.
Минусы теории — Исследования показывают, что Ж. Пиаже недооценивал возможности младенцев и дошкольников. — В своей теории Пиаже не уделял достаточного внимания социальным и культурным влияниям и возникающим в результате этого широким вариациям мышления, которые наблюдаются у детей одного возраста. — Пиаже практически не раскрывает понятие объекта. В концепции Пиаже объект — это всего лишь материал для манипулирования, это только лишь «пища» для действия.
Источник
Развитие когнитивной сферы в дошкольном возрасте Выполнила: студентка группы ФЯ-21 Очирова Даяна
Что способствует этому развитию? Развитию познавательной сферы детей способствует постановка развивающей познавательной деятельности дошкольников.
Структура познавательной деятельности Цель – получить знания. Мотив – различен в зависимости от ситуации. Способы – познавательные умения, действия. Условия – организованная развивающая среда, способствующая достижению цели. • Результат – получение знания. • •
Особенности развития познавательных процессов в дошкольном возрасте Психические познавательные процессы в дошкольном возрасте обретают произвольный и ассоциативные направления.
Внимание • С раннего детства внимание детей отличается непроизвольностью. Их привлекают новизной и интенсивностью: яркой игрушкой, громким звуком или различными специфическими раздражителями.
Внимание Формированию сферы внимания способствуют: • Организация режима дня с правильно подобранными задачами (умеренная нагрузка, перемена видов деятельности). • Подбор материала эмоционально насыщенного, вызывающего интерес. • Включение развивающих упражнений.
Память • Память дошкольника отличается непроизвольностью. Малыш не ставит задачи сознательно запомнить чтолибо для последующего воспроизведения. То, что вызывает эмоциональное переживание и интерес, легче запоминается.
Память • Для раннего дошкольного периода характерно механическое запоминание, осуществляемое путем повторений. Ребенок опирается на внешние связи объектов. • Старшие дошкольники приобретают навык смыслового запоминания, фундамент которого заложен на содержательных связях частей материала, также материала и прошлого опыта.
Восприятие • Для развития восприятия объединяются психические процессы и опыт, получаемый из окружающего мира. Активному развитию восприятия способствует разнообразная деятельность: конструирование, рисование, просмотр фильмов, прогулки.
Восприятие • Активно развиваясь, восприятие позволяет детям узнавать интересующие их предметы, выяснять существующие связи. Целесообразно организованные доступные виды деятельности способствуют развитию восприятия. •
Мышление • Накопленная за период раннего возраста образная информация и простейшие понятия служат основой развития мышления. За счет оперирования дошкольником образами расширяются границы познания.
Мышление • Использование собственных представлений порождает необычность рассуждений. Рассуждая, малыш использует обобщение и сопоставление, перебирает возможные варианты, использует чувственный опыт и информацию, полученную от взрослого.
Воображение • Процесс развития воображения проходит у дошкольников в 2 этапа. Сначала оно носит непроизвольный характер, представления возникают спонтанно. На втором этапе возникают активные формы воображения, появляется произвольность процесса.
Воображение • Для раннего дошкольного периода характерны фантазии, основанные на небольшом изменении чего -либо существующего. Затем ребенок разрабатывает оригинальные сюжеты и образы. • Воображение, отличаясь познавательноинтеллектуальной функцией, позволяет ребенку удовлетворить познавательные потребности.
Речь Речевое развитие стимулируют переход к внеситуативному общению, усложнение деятельности, расширение социальных контактов. Количественный и качественный состав словаря ребенка зависит от условий воспитания, коммуникативных навыков, индивидуальных особенностей.
Речь • В дошкольном возрасте усложняются коммуникативные функции и формы языковой деятельности, усваиваются речевые навыки. В интенсивном развитии речи совершенствуются все психические познавательные процессы.
Вывод • Дошкольный возраст – благоприятный период развития познавательных процессов. Своевременная диагностика с раннего дошкольного возраста позволяет скорректировать формирование познавательной сферы в целом, выявить пробелы в развитии отдельных психических процессов.
Источник
1. Когнитивное развитие детей старшего дошкольного возраста
Подготовила : Щеглова Анна
Магистратура, ОЗД, 2 курс.
2. Когнитивное развитие
Когнитивное развитие — развитие всех видов
мыслительных процессов, таких как
восприятие, память, формирование понятий,
решение задач, воображение и логика.
3. Формирование мозговой организации когнитивной деятельности
4.
Развитие мозга
предопределено генетически:
в определенной
последовательности на
каждом этапе развития
созревают отдельные его
структуры. Вместе с тем,
созревание нервных
элементов и, прежде всего
нервных клеток, наиболее
эволюционно новых
отделов мозга происходит
под влиянием внешней среды
и зависит от поступающей в
мозг информации.
5.
В 5 — 6 лет продолжается дифференцировка
нейронов и формирование звездчатых
клеток, расширяется система горизонтальных
связей, что увеличивает межнейрональное
взаимодействие в системе нейронных
ансамблей.
6.
Важной когнитивной функцией является внимание. С 4 до 7 лет идет
быстрое нарастание объема внимания. Развивающаяся в дошкольном
возрасте возможность произвольной регуляции деятельности по внешней
инструкции является предпосылкой способности ребенка к управлению
своим вниманием.
7.
У старших дошкольников и младших школьников в связи с
большой зрелостью лобных отделов значительную роль уже
играет оценка информации и совершенные механизмы
произвольного внимания. Эти изменения совместно со
снижением удельного веса категории предпочтения для
привлечения внимания организуют его интеллектуализацию,
обусловленную нарастающей кортикализацией этой
функции.
8.
Что касается когнитивных процессов, то на основании анализа представленных
работ можно сделать вывод о некоторой несформированности у детей 6-7 лет
психофизиологических механизмов, обеспечивающих основные когнитивные
функции.
Однако возраст 6-7 лет многие авторы считают периодом интенсивного
развития морфофункциональных структур, обеспечивающих формирование и
развитие когнитивных функций
9.
10.
Основоположником является
ЛУРИЯ. Он разработал
диагностику,
«устанавливающую связи
между результатами
нейропсихологического
тестирования и сложным
поведением человека,
предсказать
нейропсихологическими
методами повседневное
поведение и его дисфункции,
социальные проявления
неврологических расстройств и
значение
нейропсихологических
дефектов для психологического
функционирования в
динамическом контексте
реальной жизни».
11.
1. Модально-специфических фактор. Особое место
занимает восприятие звуков речи, называемое
фонематическим слухом. Звуки речи включены в систему
языка, где каждый звук имеет свою
смыслоразличительную функцию.
2. Пространственный фактор. Пространственный фактор
является продуктом работы височно-теменно-затылочной
области ,занимающей промежуточное положение между
отделами мозга, относящимися к переработке информации
зрительной, слуховой и тактильной модальности, и
является областью их перекрытия.
12.
3. Энергетический фактор. Наиболее отчетливо слабость фактора
энергетического обеспечения обнаруживается в процессах памяти и
внимания. Особенности памяти в таких случаях состоят в быстром
забывании запоминавшегося материала, обусловленном
выполнением каких-либо действий, следующих после запоминания.
Например, если учащийся заучивает отрывок из литературного
произведения, то последующее запоминание текста по истории с
большой вероятностью может привести к уменьшению точности
припоминания первого текста.
13.
1.Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова В.Ю. Неуспевающие дети:
нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников.
М.: Роспедагентство, 1997
2.Ковязина М.С. О специфике нейропсихологической диагностики детей. // Особый
ребенок: исследования и опыт помощи. М.: 1998.- Вып. 1. – С.112-116
3. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: МГУ, 1972
4. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. – М., 1996
5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946.
Источник
Слайд 1
Проект «Лаборатория когнитивного развития» 201 8 -201 9 уч. год
Слайд 2
Немного теории… Когнитивное развитие (от англ. Cognitive development ) — развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие , память , формирование понятий , решение задач , воображение и логика . С пособность более точно отражать окружающий мир и выполнять логические операции над образами концепций, возникающих во взаимодействии с окружающим миром. Это — развитие врождённых способностей Это -постепенное приобретение знания через опыт ( деятельность) Это -конструирование собственных способностей с помощью собственных действий .
Слайд 4
Что изменится в обучении детей из когнитивного класса или группы? Цель проекта:- повышения качества образовательной деятельности с учётом индивидуальных возможностей и потребностей обучающихся. Проект реализуется через: 1) Повышение компетентности педагога и использования в его работе приёмов развивающего обучения. 2)Расширение образовательных границ предметов. 3)Более глубокое изучение процессов, более сложные задания и долгосрочные проекты. 4) Опора на заинтересованность и помощь семьи
Слайд 5
Когнитивное обучение-обучение через развитие. Привычка читать + находить нужную информацию + искать ответ= привычка мыслить!
Слайд 6
Принципы реализации проекта Создание развивающей среды , путем организации сотрудничества детей между собой, содержательного общения со взрослыми, взаимообучения и т.п. Взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса «на равных». А ктивное участие родителей , которые не только в курсе всего, происходящего в школе, но подготавливают ребенка к школьным событиям, а также поддерживают любопытство и познание научных процессов после школы.
Слайд 7
Этапы проекта 1.Определение основной концепции проекта. Мониторинг возможностей и ресурсов( для обучающихся, педагогов, родителей)Срок: апрель 2017года-август 2017 года 2. Обучение педагогов, работа над рабочими программами. Срок: апрель- август 2017 года 3.Информирование и опрос родителей. Срок:май2017 года 4. Формирование классов и групп Срок: май-июнь 2017 года. 5.Заключение с родителями договоров о взаимном сотрудничестве в рамках проекта. Срок: август- сентябрь 2017 года 6. Начало реализации проекта Срок: сентябрь 2017 года
Слайд 8
Дошкольная группа когнитивного развития 1. Программа ( и тематические разделы) те же. 2. Раз в неделю проводится событийный день. 3.К этому дню дома прослушивается аудиокнига, или читается книга, находится информация. 3. Темы занятий с размытыми границами и изучаются глубже, формы работы педагогов более продуктивные . 4. Добавляются иностранный язык и другие занятия дополнительного образования. 4.Тематические дни дополняются работой в предметных лабораториях(предметно- развивающая среда, язык, игры, развивающие мышление, логику и внимание) 5.Дома ребёнок обязательно излагает день в рисунке или печатает новые слова, записывает видео о впечатлениях, выполняет другое творческое задание( переживает этот день в семье)
Слайд 9
Выпускник когнитивной группы дошкольного уровня образования -Имеет активный словарь не менее 5000 единиц( не только русский язык); -Знаком с детскими произведениями ( не менее 1500 ед.) -Умеет работать в команде, использует социальные навыки; -Может изобразить и рассказать события, создал более 3000 различных работ, посетил не менее 12 театров и музеев; — Развита мелкая моторика и образное мышление; -Умеет активные навыки поведения в обществе и в среде сверстников -Знаком с общим устройством мира. -Интеллектуал своего возраста.
Слайд 10
Класс когнитивного развития. ( начальный уровень обучения) 1. Программа( тематика) та же. 2. Уроки имеют размытые границы, так как объединены одной темой-исследованием 3 . Расписание в таких классах нелинейное.( снимает напряжение и нагрузку). Между основными уроками – дополнительное образование и внеурочная деятельность. 3 . Темы изучаются глубже, формы работы более продуктивные, больше заданий, требующих размышлений и логики, повышается объём материала. 4.Дополняется иностранный язык и внеурочная деятельность с погружением в науки( экономику, медицину, физику , страноведение, историю, географию, астрономию) 5 .Тематические событийные модули дополняются работой в предметных лабораториях. 6. Активное участие семьи в реализациях проектов, подготовке тематических информаций и презентаций, нахождении информации, организации домашнего чтения произведений или аудио прослушивания . 7. Обязательная письменная фиксация произошедших событий.
Слайд 11
Внеурочная занятость и дополнительное образование — важная часть обучения в когнитивном классе
Слайд 12
Выпускник начального уровня образования когнитивного класса -« Читатель» и «Писатель» с большим словарным запасом; -Умеет работать в команде и брать на себя разные роли для достижения общего результата; -Знает как и где найти нужную информацию; -Знаком с общим устройством мира и науками которые помогают раскрывать тайны его устройства; -Может сам оценить свою деятельность-сделать вывод. -Интеллектуал своего возраста.
Слайд 13
5,6,7 когнитивный класс МОТИВАЦИЯ
Слайд 14
Лингвистический Естественно-математический Гуманитарный Второй язык или углублённое изучение уже изучаемого Специальная математика История литературы и искусства Основы журналистики Математический практикум История, культура и обычаи стран изучаемого языка Студия публичного выступления Робототехника, шахматы Лаборатория проектирования успеха История , культура и обычаи стран изучаемого языка Лаборатория проектирования успеха Студия публичного выступления Лаборатория проектирования успеха Углубленное изучение иностранного языка Творческая лаборатория Литературная гостиная Конструирование Лаборатория жизни Лаборатория путешествий Лаборатория математического мышления Лаборатория языка Лаборатория языка Лаборатория информационных технологий Лаборатория путешествий
Слайд 15
Дополнительное образование и внеурочная занятость-предметные лаборатории Лаборатория путешествий ( история, география, культура стран мира и государственный строй) Лаборатория жизни ( медицина, биология. з оология, экология, физика движения, здоровый образ жизни) Лаборатория математического мышления ( история предмета через личность, разделы математики, фигуры, логика) Лаборатория языка ( языки мира и их знаменитые культурные носители, литературные деятели, история создания знаменитых произведен Творческая лаборатория (Культура, художественное творчество, архитектура, организация пространства, дизайн)
Слайд 16
Один день в 5-том когнитивном классе Подготовка к проживанию события этого дня( 34 темы) Нелинейное расписание. В лаборатории задают общую на событийный день тему ( начало образовательного процесса) Тематические границы уроков размыты,формы взаимодействия наставников общие ( активные) Обязателен этап рефлексии в лаборатории по окончанию дня и его фиксация в научном дневнике каждого обучающегося. Все остальные дни обучения строятся вокруг событийного дня, как этап применения, фиксации полученных сведений и информации
Слайд 17
Чтобы попасть в когнитивный класс или группу 1. Заявление родителя 2.Заключение дополнительного договора-соглашения о взаимном сотрудничестве в рамках реализации проекта 3. Для обучающихся 2-7 классов учитываются результаты ВСОКО.
Источник