Когнитивное развитие ребенка пиаже выготский

Когнитивное развитие ребенка пиаже выготский thumbnail

К наиболее изученным областям возрастной психологии относится сфера позна­ния, в первую очередь познания на ранних стадиях развития ребенка. На протяже­нии последних 40 лет в сфере исследований когнитивного развития доминирова­ли теории и идеи швейцарского психолога Жана Пиаже (Dasen, 1972, 1975, 1977; Dasen & Jahoda, 1986; Piaget, 1954, 1972; Zigler & Oilman, 1998).

Для Пиаже когнитивное развитие представляет собой динамический процесс, результаты которого зависят от способности индивида адаптировать свое мышле­ние к потребностям и требованиям, определяемым изменениями окружающей сре­ды. Без сомнения, теория Пиаже и тысячи исследований, проведенных под ее вли­янием, внесли значительный вклад в наше понимание этой важной темы (обшир­ный список обзоров исследований, проведенных в русле теорий Пиаже, можно найти в работе Г. В. Гардинера — Н. W. Gardiner, 1994). Данные им описания пе­риодов сенсомоторных, конкретных и формальных операций стали неотъемлемой частью нашего психологического лексикона. Как отмечают Гардинер и соавторы (H. W. Gardiner etal., 1998),

Как бы мы ни относились к теории Пиаже, она продолжает оказывать значительное влияние на современные исследования и практику и <…> — с переменным успехом — применялась при изучении когнитивного развития во многих культурах во всем мире (р. 83).

Обзор наиболее известных работ, посвященных критике теории Пиаже и защи­те ее положений, вы найдете в статье Лоуренсо и Мачадо (Lourenco & Machado, 1996).

Поскольку Пиаже рассматривал когнитивное развитие как достижение лично­сти, на которое частично оказывают влияние внешние факторы, он не уделял осо­бого внимания социальному или культурному контексту. Эти моменты оказались в центре внимания другого первопроходца в области исследований когнитивного развития, советского психолога Льва Семеновича Выготского.

Работы Выготского (Vygotsky, 1978, 1986), как и работы Пиаже, долгие годы были недоступны многим психологам из-за языкового барьера, поскольку Выгот­ский писал на своем родном языке и успел сделать не так много, скончавшись в до­вольно молодом возрасте. Тем не менее его идея о том, что когнитивное развитие представляет собой результат взаимодействия культурных и исторических факто­ров, имеет очень большое значение. Он предполагал, что процесс развития включает три основные составляющие: использование языка, роль культуры и зона ближай­шего развития ребенка (Kozulin, 1990). Зона ближайшего развития, или различие между тем, чего ребенок может достичь самостоятельно, и тем, чего позволяет добиться его потенциальный уровень когнитивного развития при постороннем содействии или руководстве, и представляет собой ключевое понятие в представ­лениях Выготского о важнейшей роли социального влияния в развитии когнитив­ных способностей ребенка (Vygotsky, 1978).

Одни авторы утверждают, что зона ближайшего развития не определена долж­ным образом и не поддается адекватной оценке (Paris & Cross, 1988), в то время как другие полагают, что какие-то моменты теории были утрачены или неправиль­но истолкованы при переводе, и в результате представление о них остается непол­ным (Nicolopoulou, 1993). И все же теория Выготского — это важный вклад в ис­следование развития в кросс-культурном аспекте и привлекает все более присталь­ное внимание специалистов по возрастной психологии (Rieber, 1998).

Posted in Психология и культура

Источник

Ж. Пиаже и Л.С. Выготский посвятили свои жизни изучению того, как человеческие существа достигают способности конструировать и обмениваться теоретическими представлениями о мире и друг о друге. Каждый предложил эпистемологию, признающую развивающуюся природу этих теоретических построений.

Подобное различие, когда один мыслитель подчеркивает роль внутренних, логических процессов, а другой выделяет роль культуры, не могло не привести к серьезному расхождению их подходов к умственному развитию.

Разум, согласно Ж.Пиаже, может быть описан как организованная группа логических операций, промежуточных между миром как таковым и нашим знанием о мире. Логические операции сознания, берущие начало в интериоризации действия, образуют логическую систему, широта и мощь которой растет по мере отстранения от непосредственного действия. Согласно Ж.Пиаже, знание мира создается, а не открывается.

Умственное развитие — это «продвижение» ребенка от простых к более сложным системам логических операций, это процесс, осуществляемый посредством интериоризации действия и трансформации его в мысль. Появляется возможность развития формальных операций, в которых сама мысль становится собственным объектом и соответственно может быть транслирована в пропозиции сознания. Мышление на уровне конкретных операций требует понимания идентичности объекта в ходе трансформаций его внешнего вида либо в ходе действий, которые мы над ним осуществляем. Неясно, является ли осознанность условием перехода на более высокий уровень или же сопутствует ему.

Хотя для Л.С.Выготского, как и для Ж.Пиаже, разум выступает посредником между внешним миром и индивидуальным опытом, Л.С.Выготский никогда не рассматривал разум как воплощение логической системы. Разум, скорее, включает процессы, наполняющие опыт значением, смыслом. Обретение смысла требует не только языка, но и схватывания культурного контекста, в котором используется язык. Умственное развитие состоит в оформлении высших, культурно наполненных символических структур, каждая из которых может совмещаться либо даже заменять собою ранее существовавшую. Как орудия сознания, они не созревают исключительно посредством эндогенных принципов роста. Они не только усваиваются из инструментария культуры и ее языка, но и зависят от продолжающегося социального взаимодействия. Символические орудия культуры посредством социального взаимодействия осуществляют переход «извне» во «внутреннее» содержание мысли.

Читайте также:  Здоровье и развитие ребенка экспресс контроль в школе и дома

Для Л.С.Выготского умственные процессы в первую очередь проявляются во взаимодействии с другими людьми. Результаты такого взаимодействия затем интериоризируются и включаются в поток мысли. Поскольку социальное взаимодействие принципиально определяется речью, постольку в течение детской мысли интериоризируются значения и смыслы, порожденные в речевом обмене, который сам по себе выступает продуктом более широкой культурно-исторической системы. Зона ближайшего развития (ЗБР) является центральным пунктом теории Л.С.Выготского. Говоря предельно упрощенно, ЗБР представляет собой разрыв между тем, что человек способен сделать сам, без посторонней помощи, и тем, что он способен сделать с помощью намеков и подсказок более сведущего человека.

Таким образом, если Ж.Пиаже сосредоточился на инвариантном порядке умственного развития, то Л.С.Выготский, со своей стороны, сосредоточился на том, как другие люди обеспечивают присвоение культуры, что делает возможным процесс развития. Однако ни тот, ни другой не игнорировали иную альтернативу (это касается убеждения Л.С.Выготского, что умственное развитие движется от овладения конкретными понятиями к высшей ступени овладения абстракциями, а также убеждения Ж.Пиаже, что достижение пропозициональной стадии требует культурной поддержки.

Центральное звено, позволяющее свести к единству все отдельные особенности детского мышления, заключается в эгоцентризме детского мышления. Пиаже определяет эгоцентрическую мысль как переходную, промежуточную форму мышления, располагающуюся с генетической, функциональной и структурной точек зрения между аутистической мыслью, и направленным разумным мышлением. Направленная мысль, или сознательная, т.е. она преследует цели, которые ясно представляются уму того, кто думает. Аутистическая мысль подсознательна, т.е. цели, которые она преследует, или задачи, которые она себе ставит, не представляются сознанию. Как таковая она не может быть выражена непосредственно речью, она выявляется непосредственно в образах. Первая форма мышления социальна. Она по мере развития всё больше и больше подчиняется законам опыта и чистой логики. Мысль же аутическая индивидуальна и подчиняется сумме специальных законов.

Корни эгоцентризма Пиаже видит в двух обстоятельствах:

o вслед за психоанализом, в асоциальности ребёнка

o в своеобразном характере его практической деятельности.

Эгоцентрический характер мысли настолько необходимо внутренне связан с самой психологической природой ребёнка, что он проявляется всегда закономерно, неизбежно, устойчиво, независимо от детского опыта. Основное положение: аутизм является первичной ступенью, над которой надстраиваются все дальнейшие ступни в развитии мышления.

Особенности эгоцентрической речи:

o не направлена на собеседника

o не выполняет коммуникативной ф-ции

o ничего не меняет в деятельности

o фрагментарна и предикативна

Для оценки динамики изменения эгоц речи ввел понятие коэффицент эгоц речи = отношению количества эгоц выск ребенка к общему числу высказываний.Пик в 4-5 лет, потом сниж, но никогда не достиг нуля.

Пиаже:

1). Эгоцентризм, принуждение, сотрудничество — таковы 3 направления, между которыми

беспрестанно колеблется развивающееся мышление ребёнка

2). Биологическое — изначальное, первичное, заключенное в самом ребёнке. Социальное действует посредством принуждения как внешняя, чуждая по отношению к ребёнку сила, вытесняющая биологическое.

3). Реализм мышления, анимизм и артифициализм являются тремя доминирующими чертами детского мировоззрения.

4). Существует не только эгоцентризм, но и логический эгоцентризм — логические и онтологические категории ребёнка эволюционируют параллельно.

5) Речь – прямое выражение мышления.

Выготский:

1). Аутистич мышление не может быть исходнй стадией в развитии мышления ребенка

2) недостаточный учет Пиаже предметной практической деятельности в развитии мышления.

3) Эгоцетрическая речь очень легко становится средством мышления в собственном смысле, т.е. начинает выполнять функцию образования плана разрешения задачи, возникающей в поведении.

4). Связь между фактом эгоцентрической речи и вытекающим из этого факта признанием эгоцентрического характера детского мышления не выдерживает экспериментальной критики.

5). Эгоцентрическая речь — есть переходная форма от речи внешней к речи внутренней.

6). Пиаже недостаточно принимает во внимание значение социальной ситуации. Говорит ли ребёнок более эгоцентрически или социально — зависит не только от его возраста, но и от условий, в которых он находится.

Коэф эгоц речи резко падал в ситуации когда ребенок видел ,что его не понимают сверстники.

При затруднениях – всплеск эгоц речи. Эгоц речь – переход от коммуникативной речи к планирующей.

Главное отличие Пиаже и Выг: У Пиаже эгоц речь выражает особую познавательную позицию ребенка, А у Выг – этап интериоризации речи. Процесс развития детского мышления у Пиаже идет от аутизма, от миражного воображения, от логики сновидений к социализированной речи и логическому мышлению, переваливая в своем критическом пункте через эгоцентрическую речь, у Выготского процесс идет обратным путем: от социальной речи ребенка через эгоцентрическую речь к его внутренней речи и мышлению.

Читайте также:  Игры для развития речи ребенка 2 года

В итоге в совр психологии разделили эти позиции: эгоц речт и речь для себя (РДС). Отличия:

o эгоц речь отражает умственный эгоц ребенка, РДС явл переходной формой от внешн к внутр способу мышл

o эгоц речь не зависит от условий, РДС зависит от трудностей(коэф возр)

o эгоц отмирает с возрастом, РДС сохр вплоть до зрелого возр

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 205; Нарушение авторских прав

Источник

Жан Пиаже и Выготский — две великие фигуры изучения эволюционной психологии и развития. Его теории повлияли на многих авторов, от классических до самых современных. Благодаря им мы можем понять, в широком смысле, как развиваются дети.

Однако исторически теории Пиаже и Выготского были категоризированы как совершенно противоположные. Но так ли это на самом деле? В этой статье мы собираемся сделать пересмотр о сходства и различия между этими двумя авторами. Созерцание всех данных, которые они обнаружили, поможет нам действовать из интегрирующей структуры и даст нам более полное видение развития человека.

Прежде всего, вы должны понимать, что Пиаже и Выготский разработали свои теории совершенно отдельно друг от друга. Оба из разных времен и из разных стран. Но даже в этом случае интересно посмотреть, как они пришли с похожими идеями о процессе разработки..

то, мы разберемся с каждым из ключевых пунктов ваших теорий. Таким образом, мы можем найти связи или большие различия между ними. Давай углубимся.

Общая концепция развития для Пиаже и Выготского

Важно сравнить и оценить то, как каждый автор сталкивается с проблемой объяснения развития в целом. В первом наблюдении интересно рассмотреть, что Пиаже и Выготский отходят от нативистских и эмпирических предложений при объяснении приобретения знаний. Оба представляют свою теорию из конструктивистской парадигмы.

Жан Пиаже

Любопытно отметить, что оба исходят из одной общей концепции, основанной на Конструктивизм и интеракционизм. Для них изменения, произведенные в развитии, являются в основном качественными, со сложными детерминантами интерактивного и диалектического характера. Для этого человек классифицируется как активный агент, действующий в их среде, чтобы создать конкретную версию своей реальности.

Теперь, если мы начнем углубляться, сразу же станут ясны различия между обоими авторами. Во-первых, они обращаются к различным факторам в качестве основного источника знаний. Для Пиаже важным было индивидуальное действие. Наоборот, для Выготского существенным было взаимодействие с социальной средой.

Пиаже говорит о «необходимом и универсальном» развитии. Таким образом, развитие является результатом внутренних перестроек личности, основанных на их объективных манипуляциях, без необходимости помощи извне. в то время как для Выготского развитие было «условным и контекстуализированным». Это было связано с постоянной интернализацией познавательно-культурных средств и ресурсов, приобретаемых в результате взаимодействия с социальным контекстом..

Различие между «естественным развитием» и «культурным развитием»

Существенным аспектом является то, что Лев Выготский проводит различие между «естественным развитием» и «культурным развитием». Этот контраст не рассматривается и даже не отвергается из теории Пиаже. Это различие между Пиаже и Выготским показывает заметные различия в его мыслях о важности культуры.

Дихотомия, созданная Л.С. Выготским, показывает нам дуалистический характер подхода его теории. Он основан на противоположных понятиях, таких как биологический рост (созревание) и культурное развитие (обучение). Наоборот Перспектива Пиаже монистическая, имея предмет как объединяющую ссылку на этот контраст (социальный против биологического).

Блок анализа и направления развития

Из вышесказанного может показаться, что Пиаже проигнорировал социальные аспекты развития, но это не так. Происходит то, что он интерпретирует или принимает социальный фактор совсем иначе, чем Выготский. Для Пиаже единицей анализа является индивидуальный и социальный фактор будет только переменной, которая влияет на процессы этого.

С другой стороны, Выготский, единицей анализа является социокультурная среда где человек погружен. Для него «индивидуальные» аспекты будут переменными, которые влияют в социальном контексте.

Выготский

Теперь, кто прав? Что такое единица измерения и какая внешняя переменная влияет? Этот первый вопрос не имеет смысла. На самом деле, единица анализа — это точка отсчета, и, естественно, она не имеет фиксированной позиции. Это похоже на вид геометрической фигуры под разными углами. Цилиндр с одной стороны может выглядеть как квадрат, а с другой круг, но это все же цилиндр.

Но, пожалуй, наибольшая разница отражается в направлении развития, предложенном каждым из авторов. Для Пиаже, развитие прогрессирует в направлении большей децентрализации и социализации; то есть индивид начинает с интернализма до социальной концепции реальности.

Для Выготского это противоположный процесс: знание вне индивида в социальном плане. Это через процессы интернализации превращает социокультурное в нечто индивидуальное.

Шесть основных теорий развития Гештальт, психоанализ, бихевиоризм, когнитивная психология, Пиаже и Выготский являются основными ссылками в теориях о развитии. Читать дальше »

Источник

Когнитивным развитием личности называют процесс изменения познавательных процессов в ходе обучения. По мере взросления человек приобретает знания и навыки, развивает память, восприятие, воображение, логическое мышление. Он учится ставить цели и достигать их. То, как происходит развитие когнитивных способностей, изучают до сих пор. А за основу для изучения в большинстве случаев берут теорию Жана Пиаже. Давайте посмотрим, как рассуждал этот знаменитый швейцарский психолог и философ.

Читайте также:  Развитие ребенка на шестом месяце развития

Основы когнитивной психологии

Изучение особенностей когнитивного развития – это важный шаг в познании психологического здоровья детей и подростков. Изменение мыслительных процессов происходит постоянно, начиная с раннего возраста, и это необходимо для взаимодействия с окружающим миром. Насколько правильно будет проходить развитие когнитивных функций и способностей, зависит от многих факторов (воспитание, окружение, менталитет). Однако если знать, когда и что целесообразно развивать, шансов на успех больше. Современные родители всё больше уделяют внимание этому аспекту, так как информация на сегодняшний день является более доступной, и чаще говорят о том, что правильное развитие когнитивной сферы  увеличивает вероятность успешной и счастливой взрослой жизни.

Когнитивная психология – это именно тот раздел психологической науки, который занимается изучением умственных способностей и познавательных процессов. Психологи, работающие в данном направлении, считают, что с малого возраста необходимо развивать в первую очередь память, внимание, восприятие, воображение, логическое мышление. Хорошее развитие этих навыков приводит к легкому взаимодействию с обществом, способности правильно оценивать жизненные ситуации и находить решения, ставить цели и непременно достигать их. Развивать же навыки не так сложно, существует множество достаточно простых методик и упражнений, для понимания принципа работы и применения которых не нужно быть профессором.

Теория когнитивного развития Жана Пиаже

Известный психолог разрабатывал методы совершенствования способностей детей от рождения до 15 лет. Он считал, что именно в этот период легче всего вложить в сознание личности те знания и навыки, которые понадобятся в будущей взрослой жизни. Конечно, развивать когнитивные способности можно и нужно в любом возрасте. Но качество мыслительных процессов у детей отличается:

  • дети судят о предметах и явлениях, опираясь на собственные мысли и опыт, тогда как взрослый человек может подключить полученные когда-то знания, которые не всегда верны, а также мнения окружающих;
  • дети воспринимают события по результату, не берут в расчет намерения и дополнительные факторы, которые могут оказать влияние;
  • у детей лучше развито воображение, например, они могут одушевить движущиеся предметы (облака или автомобиль).

Дети хорошо воспринимают обучение, и если использовать правильные методы, развитие когнитивных способностей будет проходить легко. Высшая степень совершенства достигается, как правило, к 15 годам.

Жан Пиаже разделил весь процесс когнитивного развития личности на стадии. Они тесно связаны между собой, и без успешного прохождения одной стадии, невозможен успех последующей. На каждом этапе мышление происходит особенным образом, ведь по мере взросления меняется восприятие окружающей действительности.

Итак, согласно теории Жана Пиаже, есть четыре стадии развития:

  • сенсомоторная;
  • предоперационная;
  • операционная;
  • стадия конкретных операций.

Сенсомоторная стадия длится от 0 до 2 лет. Познание мира зависит от впечатлений ребенка. Многое он выполняет интуитивно, запоминая и накапливая опыт. Происходит развитие моторных навыков.

Предоперационную стадию ребенок проходит от 2 до 6 лет. В этот период свою точку зрения он воспринимает как единственно правильную. Формируются образы объектов и действия, которые с ними можно совершать. Развивается воображение. При этом рассматривая предмет, ребенок концентрируется на какой-то самой запоминающейся детали, а остальные оставляет без особого внимания.

Операционная стадия длится от 6 до 11 лет. В этот период ребенок может связывать мысли между собой, логически рассуждать. На второй план уходит воображение, и развивается восприятие реальности.

Стадия конкретных операций начинается с 11 лет. Появляется абстрактное мышление, способность объяснять сложные вещи и явления, все больше развивается логика, навык анализа происходящего.

Для когнитивного развития детей в малом возрасте используют следующее:

  • игры, развивающие мелкую моторику;
  • пазлы;
  • конструкторы;
  • мозаики;
  • рисование, аппликации и другие виды творчества;
  • речевые занятия – заучивание стихов, придумывание и пересказ историй.

Начиная со школьного возраста, полезны такие упражнения:

  • произношение услышанных слов наоборот;
  • устный счет;
  • воспроизведение событий, например, произошедших за день;
  • поиск новых маршрутов и нескольких решений для одной задачи;
  • визуализация информации, которую нужно запомнить;
  • выполнение действий двумя руками одновременно.

Такие простые упражнения полезно выполнять и взрослым. Постоянные тренировки повышают эффективность когнитивных способностей.

Теория Пиаже стала фундаментом для последующих профессиональных исследований умственного развития детей. На ее основе происходило появление новых взглядов на механизм когнитивного мышления. В настоящее время разработано множество упражнений для улучшения интеллектуальных способностей детей и взрослых. Также можно проверить уровень развития и определить направления для работы. Например, Викиум предлагает диагностическую программу «Тест когнитивных способностей». Она ориентирована не только на оценку способностей, но и на составление психологического профиля личности.

Источник