Когнитивное и языковое развитие ребенка

· Реагирующее окружение: дети для нормального развития должны получать реакцию извне на свои действия (игрушки должны отвечать звоном, писком, движением).

· Умеренно обогащенная когнитивная среда: игрушки несколько опережают развитие ребенка, чтобы он мог учиться ими пользоваться (в противовес обилию игрушек и их чрезмерной сложности или примитивности).

· Активная роль родителей и воспитателей: организовать безопасное место для исследовательско-ориентировочной деятельности и обеспечить ребенка набором привлекательных предметов, которые он мог бы отыскивать, перемещать, и т.д.; разговаривать с ребенком (называть его по имени, проговаривать свои действия, объяснять происходящее); имитировать действия ребенка и стимулировать его к подражанию; играть с ребенком во время купания, используя различные плавающие игрушки; начинать играть с детьми в такие игры, как «ку-ку», «найди спрятанное»;

· Эмоциональная отзывчивость социального окружения: теплое, доброжелательное общение родителей и ребенка.

Общение с матерьюявляется ключевым моментом в развитии младенца.

Подражание мимике взрослого, сосредоточение на лице матери ребенок демонстрирует уже в первые недели.

Комплекс оживления – это эмоционально-положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками. Это – первый акт общения со взрослым, который говорит об окончании кризиса новорожденности (первый месяц жизни).

Специфическая реакция улыбки на лицо матери (3 месяца)является показателем того, что социальная ситуация психического развития ребенка уже сложилась. Это социальная ситуация связанности ребенка со взрослым, ситуация «Мы». Ребенок ничего не может без взрослого человека. Жизнь и деятельность ребенка как бы вплетены в жизнь и деятельность ухаживающего за ним взрослого. В общем, это ситуация комфорта, и центральный элемент этого комфорта – взрослый человек.

Общение непосредственного эмоционального типа в младенческом возрасте очень ярко выражено. Со стороны взрослого ребенок становится предметом деятельности. Со стороны ребенка можно наблюдать возникновение первых форм воздействия на взрослого. Так, очень скоро голосовые реакции ребенка приобретают характер эмоционально активного призыва, хныкание превращается в поведенческий акт, направленный на взрослого человека. Это еще не речь в собственном смысле слова, пока это лишь только эмоционально-выразительные реакции.

Общение в этот период должно носить эмоционально-положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально-положительный тонус, что служит признаком физического и психического здоровья. Постепенно общение принимает характер диалога, т.к. с освоением целенаправленных движений, ребенок получает возможность активно общаться со взрослым через жесты, мимику, пантомимику; возникает привязанность.

Привязанность – связь, которая формируется между ребенком и другим человеком в результате долговременных отношений. Характеризуется сильной взаимозависимостью, интенсивностью чувств и жизненно важными эмоциональными отношениями.

Компоненты привязанности (формы поведения ребенка):

· сигнализирующее поведение (плач, улыбка, голосовые сигналы),

· ориентирующее поведение (поиск родителя взглядом),

· движения, вызванные появлением другого человека (следование, приближение),

· активные действия, направленные на достижение физического контакта.

Привязанность делает общение матери с ребенком взаимным и полноценным.

Дефицит же общения в этот период вызывает значительные нарушения в психическом развитии ребенка, и это накладывает неизгладимый отпечаток на всю его жизнь. Дети, лишенные возможности полноценных отношений в паре мать-дитя, отличаются от сверстников замедленными темпами психического и физического развития.

Развитие речи

Речь начинается с нечленораздельного крика новорожденного. Вскоре младенцы вырабатывают систему различных криков и плачей, других видов коммуникативного поведения, которые в течение нескольких месяцев после появления ребенка на свет учатся различать матери и те, кто заботятся о нем. В возрасте около 6 недель начинается гуление.

Гуление и лепет.С самых первых минут жизни новорожденные пробуют издавать разнообразные звуки. Они, как правило, начинают с гласных и губных согласных: «а-ба-ба-ба». Но уже ко 2-му месяцу они начинают произносить ряд согласных, а также издавать щелкающие, булькающие звуки, звуки, напоминающие хрюканье, и ряд других, причем некоторые из них отсутствуют в их родном языке. Это «случайное» производство звуков нарастает приблизительно до возраста 6 месяцев; затем сфера употребляемых ребенком фонем начинает сужаться и постепенно ограничивается рамками его родного языка.

Лепет представляет собой цепочки слогов, и все больше напоминает членораздельную речь. Он является для младенца формой коммуникации и взаимодействия с другими людьми, а также своего рода опытом решения задач, познавательной активностью. Лепеча, малыши попутно постигают способы произнесения звуков, которые встречаются в родном языке. Эти «разговоры» родителей с младенцами играют важную роль в овладении устной речью.

Понимание речи возникает задолго для того, как научаются их произносить.Плод уже в течение третьего триместра беременности способен к различению некоторых речевых звуков, а младенцы в возрасте 2 дней способны отличить их родной язык от другого, так как, еще находясь в утробе, они слышали речь своих родителей. Таким образом, еще до рождения, младенцы подготавливаются к восприятию речи, реагированию на нее и к изучению языка.

Годовалые младенцы способны следовать указаниям взрослых, а их поведение говорит о том, что они понимают значение таких слов, как, например, «до свидания». При этом активно используют жесты и привычные схемы поведения – например, жесты взрослых также часто подсказывают детям, что от них требуется.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие формы поведения характерны для новорожденного?

2. Объясните, что такое привязанность, и в чем ее психологический смысл.

3. Какие внешние факторы определяют интеллектуальное развитие ребенка в этом возрасте?

Творческое задание

Устройте с коллегой по учебе или другом «прогулку доверия». Завяжите себе глаза и предоставьте вашему партнеру руководить вами, по крайней мере, 15-20 минут. Ваш партнер должен попытаться заставить вас испытать всевозможные ощущения. Пусть он проведет вас по разным дорогам, даст дотронуться до каких-нибудь предметов, понюхать или даже попробовать что-нибудь на вкус. Затем поменяйтесь ролями.

Читайте также:  Что полезно есть беременным для развития ребенка

После того как вы закончите эксперимент, потратьте немного времени на обсуждение ваших переживаний. Было ли временами трудно доверять партнеру? Что значит зависеть от другого человека?



Источник

· Реагирующее окружение: дети для нормального развития должны получать реакцию извне на свои действия (игрушки должны отвечать звоном, писком, движением).

· Умеренно обогащенная когнитивная среда: игрушки несколько опережают развитие ребенка, чтобы он мог учиться ими пользоваться (в противовес обилию игрушек и их чрезмерной сложности или примитивности).

· Активная роль родителей и воспитателей: организовать безопасное место для исследовательско-ориентировочной деятельности и обеспечить ребенка набором привлекательных предметов, которые он мог бы отыскивать, перемещать, и т.д.; разговаривать с ребенком (называть его по имени, проговаривать свои действия, объяснять происходящее); имитировать действия ребенка и стимулировать его к подражанию; играть с ребенком во время купания, используя различные плавающие игрушки; начинать играть с детьми в такие игры, как «ку-ку», «найди спрятанное»;

· Эмоциональная отзывчивость социального окружения: теплое, доброжелательное общение родителей и ребенка.

Общение с матерьюявляется ключевым моментом в развитии младенца.

Подражание мимике взрослого, сосредоточение на лице матери ребенок демонстрирует уже в первые недели.

Комплекс оживления – это эмоционально-положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками. Это – первый акт общения со взрослым, который говорит об окончании кризиса новорожденности (первый месяц жизни).

Специфическая реакция улыбки на лицо матери (3 месяца)является показателем того, что социальная ситуация психического развития ребенка уже сложилась. Это социальная ситуация связанности ребенка со взрослым, ситуация «Мы». Ребенок ничего не может без взрослого человека. Жизнь и деятельность ребенка как бы вплетены в жизнь и деятельность ухаживающего за ним взрослого. В общем, это ситуация комфорта, и центральный элемент этого комфорта – взрослый человек.

Общение непосредственного эмоционального типа в младенческом возрасте очень ярко выражено. Со стороны взрослого ребенок становится предметом деятельности. Со стороны ребенка можно наблюдать возникновение первых форм воздействия на взрослого. Так, очень скоро голосовые реакции ребенка приобретают характер эмоционально активного призыва, хныкание превращается в поведенческий акт, направленный на взрослого человека. Это еще не речь в собственном смысле слова, пока это лишь только эмоционально-выразительные реакции.

Общение в этот период должно носить эмоционально-положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально-положительный тонус, что служит признаком физического и психического здоровья. Постепенно общение принимает характер диалога, т.к. с освоением целенаправленных движений, ребенок получает возможность активно общаться со взрослым через жесты, мимику, пантомимику; возникает привязанность.

Привязанность – связь, которая формируется между ребенком и другим человеком в результате долговременных отношений. Характеризуется сильной взаимозависимостью, интенсивностью чувств и жизненно важными эмоциональными отношениями.

Компоненты привязанности (формы поведения ребенка):

· сигнализирующее поведение (плач, улыбка, голосовые сигналы),

· ориентирующее поведение (поиск родителя взглядом),

· движения, вызванные появлением другого человека (следование, приближение),

· активные действия, направленные на достижение физического контакта.

Привязанность делает общение матери с ребенком взаимным и полноценным.

Дефицит же общения в этот период вызывает значительные нарушения в психическом развитии ребенка, и это накладывает неизгладимый отпечаток на всю его жизнь. Дети, лишенные возможности полноценных отношений в паре мать-дитя, отличаются от сверстников замедленными темпами психического и физического развития.

Развитие речи

Речь начинается с нечленораздельного крика новорожденного. Вскоре младенцы вырабатывают систему различных криков и плачей, других видов коммуникативного поведения, которые в течение нескольких месяцев после появления ребенка на свет учатся различать матери и те, кто заботятся о нем. В возрасте около 6 недель начинается гуление.

Гуление и лепет.С самых первых минут жизни новорожденные пробуют издавать разнообразные звуки. Они, как правило, начинают с гласных и губных согласных: «а-ба-ба-ба». Но уже ко 2-му месяцу они начинают произносить ряд согласных, а также издавать щелкающие, булькающие звуки, звуки, напоминающие хрюканье, и ряд других, причем некоторые из них отсутствуют в их родном языке. Это «случайное» производство звуков нарастает приблизительно до возраста 6 месяцев; затем сфера употребляемых ребенком фонем начинает сужаться и постепенно ограничивается рамками его родного языка.

Лепет представляет собой цепочки слогов, и все больше напоминает членораздельную речь. Он является для младенца формой коммуникации и взаимодействия с другими людьми, а также своего рода опытом решения задач, познавательной активностью. Лепеча, малыши попутно постигают способы произнесения звуков, которые встречаются в родном языке. Эти «разговоры» родителей с младенцами играют важную роль в овладении устной речью.

Понимание речи возникает задолго для того, как научаются их произносить.Плод уже в течение третьего триместра беременности способен к различению некоторых речевых звуков, а младенцы в возрасте 2 дней способны отличить их родной язык от другого, так как, еще находясь в утробе, они слышали речь своих родителей. Таким образом, еще до рождения, младенцы подготавливаются к восприятию речи, реагированию на нее и к изучению языка.

Годовалые младенцы способны следовать указаниям взрослых, а их поведение говорит о том, что они понимают значение таких слов, как, например, «до свидания». При этом активно используют жесты и привычные схемы поведения – например, жесты взрослых также часто подсказывают детям, что от них требуется.

Читайте также:  Развитие 2 месячного ребенка вес

Вопросы для самоконтроля

1. Какие формы поведения характерны для новорожденного?

2. Объясните, что такое привязанность, и в чем ее психологический смысл.

3. Какие внешние факторы определяют интеллектуальное развитие ребенка в этом возрасте?

Творческое задание

Устройте с коллегой по учебе или другом «прогулку доверия». Завяжите себе глаза и предоставьте вашему партнеру руководить вами, по крайней мере, 15-20 минут. Ваш партнер должен попытаться заставить вас испытать всевозможные ощущения. Пусть он проведет вас по разным дорогам, даст дотронуться до каких-нибудь предметов, понюхать или даже попробовать что-нибудь на вкус. Затем поменяйтесь ролями.

После того как вы закончите эксперимент, потратьте немного времени на обсуждение ваших переживаний. Было ли временами трудно доверять партнеру? Что значит зависеть от другого человека?

Дата добавления: 2017-02-25; просмотров: 686 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление

Источник

На особом «родительском» языке говорят по всему миру. Эта манера речи призвана привлечь внимание маленького ребенка: упрощенная грамматика и простые слова, растянутые слоги. Взрослые переходят на «родительский», общаясь с детьми, практически не задумываясь об этом.

Но что если бы родители знали, что такая их речь помогает ребенку быстрее осваивать новые навыки? Ученые из Вашингтонского университета выяснили, что родители, хорошо информированные о позитивном эффекте «родительского», который он оказывает на развитие детей, чаще использовали этот особый язык в общении со своими детьми. Ученые также установили, что дети, с которыми взрослые общались на «родительском» языке, в дальнейшем демонстрировали лучшие языковые навыки.

Прежде считалось, что «родительский» язык помогает детям лучше освоить язык взрослый благодаря своей упрощенной грамматической структуре и подчеркнуто четкому произношению слогов. По итогам нового исследования, опубликованного в Proceedings of the National Academy of Sciences, ученые предположили, что «родительский» язык играет для маленьких детей роль некоего «социального якоря» — высокий тон и замедленный темп речи как бы приглашают ребенка к социальному взаимодействию.

Евгения Шишова, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии Института психологии и образования Казанского федерального университета, руководитель магистерской программы «Практическая психология в образовании», международный эксперт в области оценки качества дошкольного образования ECERS:

— В настоящее время многочисленные исследования посвящены проблеме влияния «родительского» языка на когнитивное, эмоциональное и коммуникативное развитие ребенка. «Родительский» язык или речь, адресованная ребенку, «родной» язык, психолингвисты называют «нянькиным» языком. «Родительский» язык — это прежде всего форма коммуникации с ребенком, при которой речь родителей подстраивается под язык ребенка. Чаще всего рассматривается как предусмотренный природой инстинктивный механизм измененной речи. Проявляется в слабо контролируемом инстинктивном повышении частотности голоса человека, выделении гласных звуков и упрощении речевых конструкций при общении с младенцами и детьми.

Исследования подтверждают, что именно к такой речи дети наиболее восприимчивы. Так вербальная стимуляция со стороны родителей в сочетании с теплым и позитивным стилем родительской речи будет позитивно влиять на развитие ребенка.

Мы говорим об исследованиях, направленных на изучение роли взрослого в развитии ребенка и влиянию этих процессов на речевое развитие ребенка. Проведенные исследования показывают, что такие характеристики связной речи, как тематическое и смысловое единство, межфразовая связь, композиционная и логическая последовательность описания, повествования, рассуждения, стилистическое единство речи, зависят от речевого окружения и языковой среды. Так, например, основными условиями целенаправленного формирования раннего билингвизма у детей являются создание сбалансированных условий для одновременного формирования двуязычия с самого рождения (язык среды воспитания, язык общения, уровень речевой культуры окружающих) и обучение второму языку на базе устойчиво сформировавшихся речевых умений и навыков на первом языке. Эти исследования подтверждают важность социального взаимодействия, о котором говорил Лев Выготский, и находят экспериментальное подтверждение в современных зарубежных исследованиях. Анализ работ, связанных с исследуемой проблемой, позволяет предположить, что существует несколько подходов к влиянию «родительского» языка на когнитивное и языковое развитие ребенка: негативный, нейтральный, позитивный.

Некоторые психолингвисты не отрицают существенную роль родителей в успешности овладения языком, однако отмечают, что если потребности в речевой практике не удовлетворяются, то ребенок становится не способным усвоить язык в достаточном объеме, а невнимание к грамматическим ошибкам в речи детей, сюсюканье негативно влияют на речевое развитие детей и может способствовать возникновению логопедических проблем. Сторонники второго подхода полагают, что «родительский» язык не играет важной роли. Третья группа исследователей, подтвердили позитивное влияние «родительского» языка на психическое развитие, отмечая, что оно способствует не только речевому, но и познавательному развитию ребенка. Однако важно помнить, что есть своя специфика роли взрослого на разных этапах развития. Так, «родительский» язык будет эффективным только до трех лет. Это связано с тем, что ранний детский возраст (один–три года) является сензитивным периодом для развития речи. Усвоение грамматического строя родного языка имеет свои периоды развития. Первый период — от одного года до двух лет — период предложений. В этом периоде выделяют однословные и двусловные предложения. Второй период — до трех лет — речь ребенка приобретает довольно связный характер. Формирование активной речи служит основой для всего психического развития ребенка. Речевой сигнал — это стимул, активирующий мозг ребенка, а без речевых сигналов не развивается мышление.

Читайте также:  Учет наследственности в социальном развитии ребенка

Интересен и тот факт, что чем раньше ребенок соприкасается со вторым языком, тем ярче раскрывается потенциал ребенка в будущем, закладываются основы когнитивного и коммуникативного развития детей. Как отмечает Е. Ю. Протасова, основы языковой способности закладываются в дошкольном возрасте, и если она будет формироваться параллельно на двух языках, то можно ожидать более качественного вербального развития и познавательного эффекта. Противоречивость результатов, полученных в многочисленных исследованиях, делают необходимым проведение исследований с учетом преимуществ и ограничений, связанных с приобретением и использованием двух или более языков.

Ирина Шляпникова, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник кафедры психологии развития и возрастного консультирования Высшей медико-биологической школы Южно-Уральского государственного университета:

— В большинстве случаев мамы как бы автоматически переходят на «родительский» язык, потому что они получают от ребенка позитивную обратную связь: ребенок на такое общение с ним реагирует по-другому, слушает как завороженный, радуется такому общению. «Родительский» язык актуален для самого раннего возраста (младенчество и раннее детство), а в этом возрасте сохраняется еще тесная физическая связь мамы с ребенком, в силу беспомощности ребенка и круглосуточной потребности друг в друге между мамой и ребенком возникает крепкая эмоциональная связь, поэтому мама практически безошибочно распознает потребности ребенка и выстраивает с ним соответствующий его возможностям диалог.

В принципе любое позитивное эмоциональное общение родителя с ребенком является развивающим. Ведущая деятельность (деятельность, в которой происходит развитие и без которой развитие тормозится) в период младенчества так и называется — «непосредственное эмоциональное общение со взрослым». Но «родительский» язык является наиболее соответствующим возможностям и потребностям ребенка.

Такое общение развивает не только мозг и психику, но и укрепляет эмоциональную связь родителей с ребенком, что является необходимым фундаментом для будущего развития личности и социальных способностей ребенка.

Анастасия Таболина, доцент Высшей школы инженерной педагогики, психологии и прикладной лингвистики Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ):

— В моем понимании «родительский» язык — это культуральная форма устного диалога с ребенком, которая помогает выстроить более грамотные детско-родительские отношения в семье. Наиболее актуален такой диалог в раннем возрасте, когда идет формирование речевых центров и структур мозга.

Самым плодотворным является возраст от полутора до пяти лет. Наиболее продуктивно использовать «родительский» язык с детьми, которые имеют слабо выраженные коммуникативные навыки и способности.

Важно дозировать «родительский» язык и нагрузку в общении с детьми, в разговоре не переходить на упрощенный диалог с ребенком и не коверкать взрослый язык.

То есть, например, когда ребенок не выговаривает букву «р» и другие звуки, то родители могут из добросердечных чувств к своему ребенку начать также не выговаривать. Это может привести к стойким дефектам в развития речи и закрепить негативный паттерн неправильного произношения. В более позднем возрасте ребенку может быть сложно переобучиться, так как родитель является очень значимой «патернальной» фигурой и то, что родитель транслирует ребенку при помощи речи, усваивается очень прочно и надолго.

Но «родительский» язык хорош тем, что взрослый может с помощью «мягких интонацией» быть в особом контакте с ребенком. В речи важно использовать техники эмпатического слушания (например, фразы «Ага, да, молодец, продолжай / я тебя слушаю / правильно ли я тебя понял(-а)»). Для каждого родителя свой малыш уникален, и именно родитель знает, как общаться со своим ребенком. Даже если в семье несколько детей, то под каждого из детей родители подстраивают свою речь. Использование родительского языка наиболее плодотворно в общении с мальчиками. У мальчиков зона речи находится только в одном полушарии мозга, и поэтому речь физиологически развивается у большинства мальчиков более медленно. Поэтому чем дольше и чаще будет открытый и доверительный разговор с родителями, тем быстрее и комфортнее будет развиваться речь мальчика.

«Родительский» язык не является инстинктивной формой общения, а вырабатывается как социально приобретенный навык. Безусловно, родительский язык является ценностью. Очень важно общаться на равных с ребенком. Это влияет на развитие его интеллекта. Речь должна быть понятна ребенку, это усилит качество межличного взаимодействия со значимым взрослым и будет способствовать грамотному формированию здоровой привязанности. Постепенная нагрузка и расширение словарного запаса очень эффективны.

В 1958 году вышла книга Даниила Эльконина «Развитие речи в дошкольном возрасте», которая не теряет своей актуальности и в наше время. Автор отмечает, что речь активно формируется в игре. Игр достаточно много, и они специфичны для каждого возраста, каждый вид игры по-своему важен.

«Родительский» язык способен развить речь ребенка. Дети начинают усваивать те модели поведения, которые им передают родители. Например, дети играют в сюжетно-ролевую игру «дочки-матери» и, как правило, используют речь родителей, повторяют, копируют родителей, их модели поведения, реакции и проч. Ребенок в игровой и шуточной форме транслирует те языковые средства, которые он получает в семье. Поэтому очень важно бережно относиться к психике ребенка и его речи.

Скудный запас слов, использование жаргонизмов и ненормативной лексики приводит к недоразвитию речи у ребенка, чем богаче и интеллектуальнее языковая среда, в которой развивается ребенок, тем быстрее и качественнее развиваются высшие психические функции мозга, такие как речь, сознание и мышление.

Так что родительский язык закладывает очень важные ценности, направлен на поддержку привязанности и на развитие коммуникативных способностей.

Подготовила Мария Грибова

Источник