Когда ребенок в 3 года сочиняет истории
Рейтинг Чтение вслух и рассказывание историй – прекрасные способы легко подать ребенку новую информацию |
- Напечатать
- Спросить
- Отправить другу
- Подписаться на новости
Как часто вы рассказываете истории своим детям? Сегодня чаще всего от родителей можно услышать ответ «редко» или «никогда». В наши дни, когда у родителей мало свободного времени и много обязанностей, когда и они, и дети более зависимы от электронных устройств, рассказывание историй детям отходит на второй план.
Рассказывание историй играет важную роль в развитии личности ребенка. Рассказывать ребенку истории – это многовековая традиция, которой родители следовали с незапамятных времен. Для нас самих истории, которые рассказывали нам родители, стали важной частью нашего детства.
Для чего нужно рассказывать истории
Современным родителям легче включить ребенку перед сном мультфильм, чем почитать книгу. То, что на первый взгляд кажется простым детским удовольствием, на самом деле имеет много преимуществ. Поэтому важно ежедневно уделять время тому, чтобы читать ребенку перед сном.
Рассказывать истории так же просто, как читать книги. Если у вас нет на достаточно времени на то, чтобы придумывать истории, вы можете вспомнить что-то, рассказать о своем детстве или просто почитать с экрана телефона. Есть много преимуществ таких историй для детей, особенно для дошкольников и младших школьников.
10 преимуществ историй для детей
Рассмотрим основные преимущества рассказывания историй детям. Родители должны учитывать их, чтобы процесс воспитания был наиболее эффективным.
1. Истории развивают лучшее в детях
Дети во всем мире любят слушать истории. Он хотят узнать больше о своих любимых персонажах и часто пытаются им подражать. Рассказывая детям истории, в которых скрыта мораль, вы можете прививать им с раннего возраста такие качества, как мудрость, мужество, честность и т.д.
2. Истории помогают ребенку осознать свои корни и культуру
Рассказывая своему ребенку истории из собственного детства (например, о том, как проходили ваши праздники), вы поможете ему лучше понять семейные традиции. Слушая истории о членах вашей семьи, ребенок знакомится с историей своего рода.
3. Истории развивают речевые навыки ребенка
Когда вы читаете ребенку вслух, он знакомится с новыми словами и фразами, тем самым лучше узнает родной язык. Чтение и рассказывание историй – это также отличный способ учить ребенка новым словам и их правильному произношению.
4. Истории развивают у ребенка навыки слушания
Многие дети испытывают дефицит внимания, им трудно сосредоточиться на чем-то надолго. Кроме того, дети обычно больше говорят, чем слушают. Когда родители рассказывают им истории, они становятся более внимательными, стремятся слушать и понимать услышанное.
5. Истории пробуждают в ребенке творчество и воображение
Истории мотивируют ребенка представлять себе персонажей, место действия, события и т.д., а не просто видеть их (как в случае, когда ребенок смотрит телевизор). Они также делают ребенка более творческим, открытым к новым идеям, склонным к свободному мышлению.
6. Истории хорошо развивают память ребенка
Рассказывание историй можно использовать для развития памяти ребенка. Для этого воспользуйтесь такими идеями: например, попросите ребенка пересказать историю через несколько дней. Также можно попросить его рассказать историю до настоящего момента. Такими интересными способами можно развивать у ребенка память и сосредоточенность.
7. Истории расширяют кругозор ребенка
Маленькие дети не всегда знакомы с различными культурами и странами мира. Рассказывая истории, вы можете восполнить этот пробел. Расскажите ребенку о разных странах и культурах, чтобы дать ему более широкое представление о мире.
8. Истории помогают ребенку лучше учиться
Рассказывание историй для детей – это хорошая основа для их обучения. Многие дети учатся автоматически, не понимая предмета. Регулярное рассказывание ребенку историй помогает ему лучше понимать, о чем он читает в книгах, и – как следствие – лучше учиться. Иногда скучный параграф учебника можно превратить в увлекательную историю. Это поможет ребенку лучше запомнить его содержание и даже побудит его узнать больше по этой теме.
9. Истории развивают у ребенка навык общения
Иногда дети не решаются задать вопрос, хотя им может быть что-то интересно. Истории, рассказанные родителями, помогут ребенку научиться правильно задавать вопросы. Также рассказывание историй развивает у ребенка навыки общения. Регулярное слушание и чтение книг способно сделать ребенка хорошим оратором.
10. Истории помогают ребенку легче относиться к сложным ситуациям
Дети часто испытывают смущение в сложных ситуациях. Рассказы о том, как разные персонажи сталкивались со сложными ситуациями, помогут ребенку в поиске решения проблем. Рассказывайте истории о том, что страдания – это такая же часть жизни, как радость и веселье. Правильные истории помогут ребенку подготовиться к различным жизненным ситуациям.
Как правильно рассказывать истории
Рассказывать ребенку истории необходимо, но при этом нужно делать это правильно. Рассмотрим, что должны учитывать родители, чтобы овладеть искусством повествования:
1. Длина истории
История не должна быть ни слишком короткой, ни слишком длинной. Короткая история может не нести в себе никакого урока, а длинная – быть скучной и неинтересной. Продумайте правильную длину вашей истории, помня о том, кто будет вашим слушателем.
2. Удобное место
Выберите удобное место, чтобы почитать ребенку или рассказать историю. Это создаст хорошую атмосферу и соответствующее настроение.
3. Правильное вступление
Если вы рассказываете историю по памяти, скажите ребенку, где или от кого вы ее услышали. Скажите, чему эта история вас научила и чему, по вашему мнению, она может научить ребенка. Постарайтесь с самого начала заинтересовать его.
4. Правильные невербальные сигналы
Рассказывая историю, используйте правильные жесты и мимику. Вы также можете сопровождать свой рассказ звуками или попросить об этом ребенка. Так история будет для ребенка более интересной.
5. Говорите громко, но медленно
Убедитесь, что вы говорите достаточно громко и медленно. Ваш голос должен правильно отображать эмоции, о которых идет речь в истории. Меняйте тон голоса в соответствии с развитием сюжета и делайте паузы в соответствующих местах.
6. Вовлекайте ребенка
Вовлекайте ребенка в рассказ, используя фразы типа: «Тебе понятно?». Вы можете также предложить ребенку определить мораль истории, которую вы только что рассказали.
Как в игровой форме научить ребенка рассказывать истории
Лучший способ научить ребенка рассказывать истории – это игры. Игры с сочинением историй помогут вам понять механизм их создания. Они также принесут и вам, и ребенку множество удовольствия.
1. Карточные игры
Для сочинения историй используются карточные игры. Они хорошо подходят для детей от 3 лет. В них используются сюжетные карточки. На каждой из них написано определенное действие и есть картинка, которая проясняет ребенку содержание действия. Используя карты, ребенок составляет глупые и интересные истории.
Эта игра развивает у ребенка творчество, грамотность и навыки общения. Она учит ребенка четко выражать свои мысли, когда он читает карточки и сочиняет истории. Эта игра также помогает ребенку понимать причинно-следственные связи и развивать навыки планирования.
2. История с продолжением
Это одна из разновидностей карточных игр с сочинением историй. Ребенок должен достать из колоды несколько сюжетных карт и объединить их в историю. В какой последовательности использовать карты и как продолжить историю, игрок решает сам.
В эту игру можно играть и самому, и в группе. Это хорошая игра, которую могут использовать родители, учителя или начинающие писатели. Ребенка эта игра учит внимательно слушать, выражать свое видение событий и проявлять творчество.
Эта игра хорошо подходит для вечеринок, внеклассных мероприятий или походов.
3. Кубики
Эта настольная игра также хорошо развивает творческие способности. Вам необходимо бросать кубики с изображениями и сочинять по ним историю. Изображения на кубиках преимущественно связаны с путешествиями. В эту игру также можно играть как одному, так и в группе.
Сочинение сказок
Это игра, состоящая из большого количества картинок, которые иллюстрируют традиционные сказочные сюжеты. Игроки выбирают картинки в случайном порядке. В результате они могут собрать сюжет известной сказки или придумать свою сказку с неожиданными персонажами.
Другие занятия для развития связной речи
Данные занятия помогают ребенку развивать творческие способности. Они связаны с созданием историй, которыми потом можно будет поделиться с окружающими.
1. Истории о семейных фотографиях
- дети легко рассказывают истории как прирожденные рассказчики. Используйте семейные фотографии, чтобы рассказывать истории;
- рассматривайте вместе с ребенком фотографии и по очереди рассказывайте истории о том, что вы на них увидите. Например, это может быть фотография новорожденного ребенка или фотография, сделанная вечером, когда был сильный снегопад;
- можно также распечатать несколько фотографий любого веселого праздника (например, Дня рождения, семейного праздника или просто поездки в отпуск). Попросите ребенка восстановить последовательность событий;
- покажите ребенку фотографию любого события и предложите ему описать это событие. Подсказывайте ему, если он растеряется;
- позвольте ребенку выбрать 10 фотографий и разместите их в хронологическом порядке, чтобы создать историю. Вам будет интересно увидеть, какие именно фотографии выберет ребенок.
2. Истории с детскими штампами
- использование штампов делает процесс сочинения историй чрезвычайно веселым. Они пробуждают в ребенке творчество и интерес к сочинению;
- прежде всего, вам нужно собрать как можно больше наборов штампов (например, с животными, цветами, транспортными средствами и т.д.). Также хорошо использовать для отпечатков различные цвета;
- сделайте на листе бумаги несколько отпечатков и предложите ребенку сочинить историю по этим изображениям. Он может разукрасить отпечатки в разные цвета или дорисовать что-нибудь, чтобы дополнить свою историю;
- когда ребенок допускает ошибки в рассказе, исправляйте их. Благодаря этому ребенок будет развивать правильность речи. Такой способ обучения является для ребенка легким и веселым.
Будьте естественными
Важно развить свой собственный стиль повествования. Так ваша история не покажется ребенку монотонной. Наслаждайтесь тем, что вы читаете или рассказываете ребенку.
Рассказывание историй очень важно для развития ребенка. Не дайте ему пропустить такую простую, но важную часть его детства.
Оцените публикацию
Рейтинг статьи:
5.00 из 5 на основе
3 оценок.
Развитие ребенка
30.05.2018
Источник
/Занятия и игры для детей/Игры и развитие детей от 1 до 3 лет
Немецкий математик Давид Гильберт на вопрос одного из своих учеников ответил: «Он стал поэтом. Для математика у него не хватило воображения». С помощью воображения можно полететь на Луну, отправиться в путешествие по древнему миру и представить себе лицо далекого друга. Именно благодаря воображению в науке совершены революционные открытия, такие, например, как создание периодической системы элементов Д. И. Менделеева и теории относительности А. Эйнштейна.
Но воображение требует внимания и заботы. И главный способ развития воображения — это игра. В игре оно проявляется, живет и формируется, помогает ребенку уходить от действительности и проникать в нее.
Чтобы поддержать фантазии ребенка, нужно помочь ему организовать такую игру: предложить тему и аксессуары. Вот несколько простых игр, которые можно организовать в домашних условиях:
Страна привидений
Предварительно очистите помещение от предметов, на которые можно наткнуться и упасть или пораниться. Объясниет ребенку, что он будет изображать привидение. Накройте его простыней и наблюдайте, какие творческие идеи и движения родятся в детском воображении. Внушите ему мысль, что лучше быть привидением дружелюбным, добрым, забавным. Оставайтесь неподалеку, чтобы ребенок, ничего не видя вокруг себя, не оказался в опасности.
Костюмерная
Устраивая чистку в своем гардеробе, не выбрасывайте старую одежду, а сложите ее в ящик, чтобы ребенок мог поиграть. Дополните коллекцию аксессуарами — сумками, головными уборами, поясами и бижутерией. Предлагайте ребенку использовать «костюмерную», когда он организует игру.
Что на что похоже?
Рассматривайте вместе с ребенком облака, лужи, камни и палки необычной формы. Обсуждайте вместе, на что они похожи, кого напоминают. Попробуйте придумать интересную историю о семье облаков или о каменном медвежонке.
Настольный театр
Предложите ребенку нарисовать на картоне какие-то простые фигурки: деревья, дома, людей и животных. Вырежьте рисунки, оставляя внизу 3-5 см, которые можно подогнуть, чтобы поставить фигурку вертикально. Другой вариант – использовать в качестве подставки половинки капсулы от киндер-сюрприза, проделав в них длинное тонкое отверстие. Расставьте фигурки на столе, образуя воображаемую сцену. Сочините историю, связанную с этими фигурками, и будьте готовы добавлять новые фигурки по мере развития сюжета.
Палатка
Дайте ребенку 3-4 одеяла и помогите построить большую палатку, накидывая одеяла на предметы мебели. Когда палатка будет готова, ребенок может представить себя в цирке, в доме с привидениями, в крепости или в заколдованном лесу.
Сочини историю
Суть игры в том, что ребенок сочиняет историю и рассказывает ее вам, а вы записываете ее в блокнот. Оставляйте пустой каждую вторую страницу для иллюстраций, которые автор может сделать, когда история будет закончена. Прочитайте то, что вы записали, рассказчику и будьте готовы внести исправления и дополнения. Сохраните блокнот, чтобы ребенок мог перечитать сочиненную им историю, когда станет старше.
Я — не я
Предложите ребенку представить себя экзотическим животным, инопланетянином или жильцом подводного мира. Вырежьте изображение ребенка из фотографии, наклейте его на лист бумаги для рисования и предложите дорисовать детали костюма или дополнительные части тела и место обитания вашего героя. Сочините вместе с ребенком историю о его приключениях.
Чудесные превращения
Спросите у ребенка, что можно сделать из «бросового» материала – пластиковой бутылки, коробки от конфет или плавленного сыра, крышек от бутылок и банок, спичечных коробков, гладкой досочки, пуговиц, лоскутка ткани, проволочки. Уточните: должно это изделие приносить пользу, или его можно использовать для игры.
В ролях, которые ребенок принимает на себя в таких играх, расширяется, обогащается, углубляется сама личность ребенка. В игре формируются качества, необходимые в школе.
01.12.2010
Марина Подгорная
Извините, возможность оставлять здесь отзывы доступна только зарегистрированным пользователям.
пожалуйста, представьтесь или зарегистрируйтесь
Источник
Содержание:
- Зачем родителям играть с детьми
- Как ребенок развивается в игре
- «Ему со сверстниками неинтересно»
- «А со мной родители не играли…»
- Мое решение — компания для игр
Очень немногие родители в наши дни играют со своими детьми 2, 3, 4 лет. Еще меньше взрослых считают ролевую игру важной и полезной для развития ребенка. Но от заложенной природой программы никуда не денешься. На возражения типа «А ему неинтересно играть» и «А со мной в детстве не играли — почему я должна?» отвечает Анна Быкова, автор книги «Развивающие занятия ленивой мамы».
Главный вид деятельности для ребенка 3-4 лет — игра. И это вроде бы все уже знают. Но не все правильно понимают.
Некоторые взрослые понимают это как «любимый вид деятельности». То есть то, чем ребенок будет заниматься, если не увлечь его «полезными развивающими занятиями».
Но «ведущий вид деятельности» — это та деятельность, которая, собственно, и решает основные задачи развития данного возраста. Более развит тот ребенок, у которого игровая деятельность сложнее. Он может не просто катать машинки по ковру, а сочинить целый игровой сюжет. Люди на машине поехали в гости в другой город, по дороге встретили друзей, договорились ехать вместе, потом у них кончился бензин, потом колесо спустилось, потом они заблудились, потом начался сильный ливень, дорогу размыло, но машина превратилась в лодку или вертолет.
Зачем родителям играть с детьми
Естественно, чтобы дойти до такого высокого уровня сюжетно-ролевой игры, необходимо, чтобы в игре участвовал взрослый, который, следуя за фантазией ребенка, будет подсказывать ему новые повороты сюжета. Если взрослый не становится полноценным участником сюжетно-ролевой игры, он существенно обедняет развитие ребенка.
Главный компонент свободной игры — творчество. Если взрослому неинтересно играть с ребенком в куклы, мишки, собачки, значит, он не привносит в эту игру элемент своего творчества. Не выруливает игровой сюжет так, чтобы самому стало интересно в игре. При таких условиях творческое мышление у ребенка не развивается.
Если родители регулярно переключают внимание ребенка с игровой деятельности на выполнение заданий по изучению букв, цифр, геометрических фигур, видов животных и растений, то в этом случае акцент делается на развитие репродуктивного мышления.
Репродуктивное мышление — усвоение и воспроизведение готовых знаний. Малыш читает, знает много фактов — это эффектно, производит впечатление на родственников и знакомых, дает возможность родителям испытывать приятное чувство гордости.
Но это не свидетельство хорошего развития. Это больше про хорошую обучаемость ребенка и настойчивость родителя. И это, конечно, не предполагает собственной активности ребенка, не реализует его интеллектуальный и творческий потенциал.
Как ребенок развивается в игре
Девочка перевязала ленточкой лапу плюшевого медведя, а под другую лапу сунула карандаш, после чего взяла мишку на руки и стала укачивать, напевая колыбельную песенку. Она перенесла свой жизненный опыт посещения травмпункта и поликлиники на игрушку — это мыслительная операция. Она решила, что ленточка похожа на бинт, а градусник на карандаш, — это мыслительная операция.
Между прочим, когда ребенок заменяет один предмет другим по принципу «допустим, карандаш будет градусником», — это формирование знаковой системы. Знаковая система — основа основ в математике. Потому что в математике все предметы и явления окружающего мира заменяются знаками.
А еще девочка смогла с ходу сочинить для мамы историю, поведать, что случилось с мишкой и почему у него лапа перебинтована. Для ее возраста это очень сложная мыслительная операция, но она справилась.
А еще она проявила эмпатию. Она умеет своего мишку пожалеть — это свидетельство развития эмоционального интеллекта. И все это она производит по собственной инициативе. Присутствует личная активность, которая выступает одним из главных условий полноценного психического развития. Такая игра — это не просто заполнение времени.
«Ему со сверстниками неинтересно»
Был у меня в группе ребенок, который много знал, но при этом не умел играть, не мог включиться в игру со сверстниками. Родители это объясняли так: «Он не по годам развит, поэтому ему со сверстниками неинтересно». И задавались вопросом: «Может, его перевести в группу к детям постарше?».
Но многознание еще не делает ребенка зрелым. Неспособность общаться со сверстниками может быть сигналом того, что в какой-то области ребенок отстает от них в развитии. Например, в эмоциональной сфере.
Бабушка пришла забирать своего «вундеркинда» из детского сада. Он сидел на скамеечке и листал книгу.
— Бабушка, смотри, это ягуар!
— Нет! Это корова! — бросает фразу пробегающий мимо другой мальчишка. Он так шутит. Он давно знает, как выглядит корова. Но всегда называть корову коровой, а ягуара ягуаром — это так скучно.
Третий мальчик из группы видит в книжке ягуара, слышит версию про корову, понимает шутку и тоже шутит:
— Нет, это кенгуру!
Они переглядываются и оба хохочут.
«Вундеркинд» поднимает на бабушку удивленные глаза:
— Бабушка, почему они так говорят? Это же ягуар! Они что, глупые?
А «глупые» тем временем начинают дружно прыгать и ритмично скандировать:
— Кенгуру кричит «му-му!»
Они умеют придумывать шутки, понимают шутки других, эмоционально на них реагируют, шутят в ответ, проявляют творчество, умеют рифмовать и чувствуют ритм.
Устав прыгать, один мальчик говорит другому:
— Я кенгуру, и я тебя съем!
Второй моментально включается в новую игру. Взвизгнул и побежал по группе, крича и размахивая руками:
— Спасайтесь, кто может!
Этим они еще больше удивили «вундеркинда», потому что:
— Бабушка, кенгуру ведь травоядные!
Знает он много. А вот играть не умеет.
Перевод от «глупых» детей в группу постарше ситуацию не исправит. Потому что проблема не в том, что другие дети мало знают, а в том, что этот ребенок играть не умеет. Задача своего возраста не выполнена.
— Но у него лучше получается взаимодействовать с ребятами постарше! С ними же он играет!
Это не у него лучше получается. Это у них лучше получается. Это они уже умеют слушать, уступать, могут проявить снисхождение к маленькому, придумать совместную игру и рассказать ему, что делать.
«А со мной родители не играли…»
— Почему я вообще должна играть с ребенком? Я, например, не помню, чтобы со мной родители играли. Мне кажется, нас целое поколение выросло, детей, которые сами играли, без участия взрослых. А сейчас что-то с детьми случилось, вероятно, что они сами не играют.
С детьми ничего не случилось. Изменения коснулись нашего жизненного уклада. Раньше детей спокойно выпускали во двор гулять одних. Вместе собирались дети от трех до десяти лет. Старшие учили играть младших. Дети легче знакомились, легче общались. Фразой «Мальчик, будешь с нами играть?» вовлекался в игру новый участник.
Все искали возможность поиграть вместе. Тот, кто выходил во двор первым, собирал себе компанию, крича с улицы в открытые окна знакомой квартиры: «Сережа, выходи!». Или стуча в дверь: «А Наташа выйдет?».
Если у вас сейчас есть такая среда (например, закрытый охраняемый двор), то можно с ребенком не играть, эту функцию легко выполнят соседские дети. Возможно, что для начала их нужно будет организовать. Собрать вместе и научить играть. «Жмурки», «кошки-мышки», «классики»…
В выигрышном положении находятся многодетные семьи. В семье, где пятеро погодок, маме тоже можно не играть с младшими детьми, если дети играют друг с другом (старших в свое время научили играть взрослые). Но если у вас только один ребенок, а во дворе нет компании для игр, то без вашего участия в игровой деятельности никак не обойтись. Поэтому играйте. Это важно.
Мое решение — компания для игр
Либо организуйте ребенку компанию для совместных игр. Я выбирала вариант «найти компанию», охотно приглашая на прогулку или принимая у себя в гостях соседских детей.
Родители были довольны тем, что дети под присмотром и есть возможность заниматься в это время своими делами. Дети были довольны возможностью совместной игры. Я же была довольна тем, что мой ребенок занят игрой с другими детьми, а значит, я тоже могу делать свои дела, параллельно присматривая за процессом, чтобы вмешаться в случае необходимости.
Может показаться, что родители таким образом избавились от детей, чтобы заниматься своими взрослыми делами, вместо того чтобы заниматься детьми. Но когда дети играют с детьми, а не со взрослыми, — это развитие коммуникативных способностей и эмоционального интеллекта.
В компании себе подобных дети играют более эмоционально, чем со взрослыми. Взрослый редко играет с ребенком на равных. Взрослый часто в игре уступает, подыгрывает, соглашается, сглаживая острые моменты, предупреждая негативные эмоции своего малыша.
При таких условиях у ребенка нет пространства для тренировки отстаивания своей позиции. И уступать он тоже не учится.
— Как ты можешь это выдерживать? Это же такой шум весь вечер! — удивляется мама Сони, пришедшая к нам за дочкой. Мы с ней уже полчаса пьем чай на кухне. За это время Саня с Соней пять раз поссорились и помирились.
В момент кульминации конфликта то Саня кричит: «Я тебя больше в гости не позову!», то Соня: «Я тогда сейчас домой уйду и больше не приду!». Но потом кто-то кому-то уступает, и игра продолжается.
Или никто никому не уступает. Какое-то время они молча дуются друг на друга. Потом начинает работать известный феномен «Вместе тесно, а врозь скучно». Дети поскучают и снова играют вместе.
От визита к визиту количество споров и ссор между ними уменьшается. Дети — с помощью взрослых — учатся договариваться, делиться игрушками, уступать, не так эмоционально реагировать. Как следствие, они реже обижаются и злятся. К пяти годам они начинают соотносить свое поведение с реакцией другого: «Если я скажу вот это, то Соня обидится. Если поступлю вот так, то Соня рассердится». Это и есть проявление эмоционального интеллекта — способности человека осознавать свои и чужие эмоции, улавливать то, чего хотят другие люди, уметь с ними поладить.
Источник