Когда ребенок может одеваться самостоятельно в 3 года
Многие родители, приводя ребенка утром в сад, наблюдают одну и ту же картину: некоторые малыши, шустро переодевшись и переобувшись, весело убегают в группу, а другие меланхолично сидят на лавочке, ни одним движением не помогая маме или папе менять себе кофточку, штанишки или тапочки. Если в яслях это еще не является глобальной проблемой, так как одеваться малышам помогает весь персонал — и воспитатели, и няни – то в старших группах кроха-неумеха будет испытывать определенный дискомфорт на фоне своих более самостоятельных сверстников.
4-5-летний малыш, который не одевается сам, становиться проблемой для воспитателя в многочисленной группе и самого себя, так как постоянно выходит на прогулку последним и изрядно вспотевшим. Как научить ребенка одеваться самостоятельно? Воспользуйтесь несколькими практическими советами.
Возраст и самостоятельность
Обычно первые шаги к самостоятельности малыша принято связывать с кризисом 3-х лет, когда ребенок расширяет границы собственного «я» и пробует оторваться от мамы. В это время главной его фразой становится «Я сам!». Опытные родители рекомендуют воспользоваться этой стадией развития и приучить кроху самостоятельно раздеваться и одеваться. Лучше всего это делать в игровой форме, соревнуясь с ребенком, кто быстрее снимет шапку, куртку или брюки. Психологи советуют на начальных этапах уступать малышу, чтобы он почувствовал вкус победы и позитивный настрой от игры в самостоятельность.
Учить одеваться и раздеваться нужно в несколько этапов. Первый этап – самый легкий, это раздевание. Крохе легче всего снять с себя шапку без завязок, стянуть свободные штаны, колготы, трусики. Все его действия желательно озвучивать, но не в форме команд, а в виде предложений, предполагающий последующие действия: «Давай ты быстро снимешь свои брючки, и мы пойдет играть в кубики».
Намного тяжелее для малыша следующий этап — снять свитер, футболку и любую другую вещь, которая надевается через голову. Поэтому, выбирая одежду для сада, желательно брать гольфы, джемпера с широким горлом, чтобы у крохи не было страха застрять в кофте. В первый период приучения к самостоятельному одеванию и раздеванию можно выбирать вещи свободные, даже на размер больше, чтобы малыш легко мог их снимать и одевать сам. Со временем ему самому понравится быстро переодеваться, не завися от взрослых и их помощи.
На заключительном этапе ребенка нужно учить самостоятельно обуваться и одевать верхнюю одежду. Для маленьких деток обычно тяжело справиться с молниями на куртках и сапогах, завязками на шапках.
Как помочь нехочухе
Но что делать, если малыш в 3 года и старше не может и не хочет одеваться самостоятельно, устраивает скандалы и истерики по утрам во время сборов для выхода и в детском саду? В первую очередь, мамам и папам нужно успокоиться и понять причины такого поведения, переговорить с воспитателями и психологом в саду, которые проведут полезные консультации для родителей. Нужно помнить, что переодевание для ребенка – это сложная работа и если у него она не получается, то он стремится от нее избавиться.
Нужно обратить внимание на то, что дается крохе тяжелее всего: застежки на кофточке, пуговицы. Можно купить или самостоятельно сделать дома несколько простых тренажеров: к кусочку ткани прикрепить пуговицы разных размеров, сделать под них петли и играть с ребенком на скорость, кто быстрее всех их застегнет. Также можно тренироваться, кто быстрее застегнет молнию, полезными будут и классические шнуровки. Играя в такие игры, можно одновременно «убить двух зайцев»: с одной стороны, мы учим малыша полезным навыкам, а с другой тренируем мелкую моторику.
Иногда бывает так, что ребенок, который уже самостоятельно одевался и раздевался, с появлением в семье младшего как будто утрачивает приобретенные навыки, отказывается одеваться самостоятельно и требует, чтобы его, как младшего брата или сестренку, раздевали и одевали родители. Психологи говорят, что таким образом проявляется детская ревность. Справиться с ней можно разговорами со старшим ребенком, во время которых нужно акцентировать его внимание на всех преимуществах его возраста и положения. Например, малышу в 3-4 года уже можно есть конфеты и мороженое, а младшему братику нет, старший может пойти с папой в кино, а младший еще нет. По наблюдениям педагогом, такое поведение чаще всего проявляется в семьях с детьми с небольшой разницей в возрасте и именно в семейном круге, а в саду такие детки обычно ведут себя, как и раньше, и вполне самостоятельно одеваются.
Учимся одеваться весело и быстро
Каждая мама, особенно работающая, хочет, чтобы ее малыш собирался утром в сад быстро и без капризов, а вечером аккуратно складывал свои одежки. По мере взросления ребенка так и будет, но нужно немного постараться и помочь крохе усвоить науку самостоятельного одевания и раздевания.
Чтобы упростить ребенку задачу и максимально быстро научить его одеваться самостоятельно нужно пройти вместе с ним несколько этапов.
1. Этап первый: «объяснялки». Мама или папа, одевая ребенка, должны подробно проговаривать все процессы и обозначения вещей: «Сейчас мы будем надевать штанишки, большие карманы должны быть на попе, а маленькие на ножках по бокам» и так далее по всем вещам. Это позволить крохе быстрее запомнить основные правила надевания одежды.
2. Этап второй: самостоятельный выбор. Нужно предоставить малышу право самому выбирать одежку, которую он наденет в сад. Родители могут подобрать пару нарядов по погоде и спросить у ребенка, какая кофта ему больше всего подойдет на завтра. Таким образом, можно будет избежать капризов и дать малышу почувствовать свою самостоятельность.
3. Этап третий: «половина пути». Начинать процесс приучения ребенка одеваться самому рекомендуют с раздевания. Даже 1,5-2-летний кроха сможет сам снять трусики, колготки, брючки, носки, шапку. Затем нужно научить его расстегивать пуговицы или молнию на кофтах. Немного сложнее с обратным процессом: одеванием. Опытные мамы советуют также начинать этот процесс с низа: можно надеть на детку трусики, колготки или брючки, но только до колен, и предложить ему самостоятельно натянуть их дальше на попку. Также можно поступить и с футболками, джемперами: помочь продеть голову, а ручки пусть продевает сам.
4. Этап четвертый: «раскладка». Готовить одежку в сад лучше всего с вечера. Чтобы малыш одевался самостоятельно, ее нужно разложить на стуле в порядке надевания: сверху трусики и футболка, затем колготки, свитер, штанишки. Детские вещи лучше покупать яркие, джемпера и футболки – с рисунком спереди, так малышу будет легче понять, где перед, а где спинка, и не надеть штанишки или свитер задом-наперед или шиворот-навыворот.
5. Этап пятый: складываем аккуратно. Важно приучить ребенка аккуратно снимать и складывать свои вещи, тогда не надо будет утром тратить драгоценные минуты на поиск колгот или носков. Покажите малышу, как складываются брючки, как их можно повестить на спинку стула или на плечики в шкафу, как можно красиво сложить рукава рубашки или гольфа. Эти навыки точно пригодятся ему в детском саду при раздевании для сна во время «тихого часа».
Несколько полезных советов от опытных мам
- Не нужно стремиться, чтобы ребенок мгновенно начал одеваться самостоятельно, прививать эти навыки лучше постепенно, в игровой форме, поощряя его за любое достижение.
- В свою очередь, родители должны постараться максимально облегчить крохе процесс взросления, подбирая обувь и одежду по возрасту и умениям. Для 3-5 летних деток лучше подбирать ботинки, кроссовки на липучках, а не на шнурках. Брюки, джинсы желательно выбирать без молний и пуговиц, пояс — на резинке и кулиске.
- Столь любимые многими мамами гольфы с узкой и высокой горловиной могут стать настоящим испытанием для ребенка, который учится одеваться самостоятельно. Поэтому на первых порах рекомендуется давать крохе самому надевать свободные свитера, свитшоты с широкой горловиной.
- Также проблемой для многих деток является быстрое застегивание молнии на кофтах или куртках. Взрослые должны помочь вставить замочек и показать, как без усилий провести собачку до самого верха. Можно сделать самому дома такой тренажер и поиграть с деткой в игру «Кто первый застегнет молнию».
- Главное в процессе обучения малыша – это терпение и упорство. Стоит несколько раз в утренней спешке одеть его маме, и ребенок сразу же поймет, что не нужно прикладывать усилий для того, чтобы одеться, и если он будет это делать очень медленно и неумело, то мама сама его быстро оденет. Лучше поднять малыша на несколько минут раньше и создать ему условия для самостоятельного одевания.
- Проблемой для многих малышей является завязывание шапочки. Осенью или теплой весной можно обойтись головным убором без кулисок, но зимой шапка без завязок, которые помогают плотно закрыть уши, может стать настоящим испытанием для нервной системы родителей. В этом случае можно подобрать шапки на липучках, кнопках, пуговицах. Но надежней всего будет научить ребенка завязывать кулиски. Потренироваться делать это также можно на домашних тренажерах или просто надевая шапочку на куклу.
Рано или поздно каждый ребенок начнет одеваться самостоятельно и только от родителей зависит как сделать этот процесс максимально приятным для малыша.
Похожие посты
Оставить комментарий
Источник
/Занятия и игры для детей/Игры, развитие и обучение детей от 3 до 7 лет
- Действительно ли ребенок должен одеваться самостоятельно
- Когда нужно учить детей одеваться самостоятельно
- Почему мой ребенок в отстающих, и как это исправить
- «Мы опаздываем»
- «Я сделаю лучше»
- «Так намного спокойнее»
- Советы по обучению ребенка одеванию
Освоение навыков самообслуживания – важный этап развития ребенка. Важно не только то, что каждое новое умение открывает перед ним новые перспективы, но и то, что каждый освоенный навык существенно облегчает жизнь родителя. Вы можете спокойно отвести кроху в детский сад, не беспокоясь, что воспитатели вовремя не переоденут его, или, к примеру, легко собраться на прогулку с двумя малышами – одеть младенца, пока дошколенок собирается на улицу самостоятельно.
Словом, если ваш ребенок одевается сам – это меняет все!
Действительно ли ребенок должен одеваться самостоятельно
Как ни парадоксально, но зачастую препятствием в освоении новых навыков становятся сами родители. Возможно, вам кажется, что есть причины, по которым вы выполняете за ребенка работу, с которой он справился бы сам. Но ущерб, который при этом наносится ребенку, несопоставим с той скромной экономией времени и нервов, на которую вы рассчитываете.
Во-первых, ребенок, инициативу у которого постоянно перехватывает родитель, быстро теряет уверенность в своих силах и пасует перед любой новой задачей, что не позволяет ему развиваться согласно возрасту.
Во-вторых, малыш может счесть вообще любые усилия неуместными и обращаться к родителям за помощью даже в тех случаях, когда он точно в состоянии действовать самостоятельно.
В-третьих, ребенок, который не в состоянии одеться сам, не вырабатывает вовремя привычки следить за своим внешним видом и быстро ликвидировать возможные проблемы. В школе такие дети, конечно, уже могут справиться и с пуговицами, и со шнурками, но выглядят все равно неопрятно, неряшливо.
Наконец, если ежедневная процедура одевания в садик или на прогулку всегда требует вашего непосредственного участия, рано или поздно это начнет вас раздражать. Ведь логично ожидать от ребенка помощи (это значительно ускорило бы процесс), но даже если вы опаздываете, все равно придется проделывать все действия в одиночку.
Когда нужно учить детей одеваться самостоятельно
Во всех программах дошкольного образования (которые составляются с учетом ФГОС дошкольного образования, то есть, по сути, – едины для всей страны) учтены и бытовые навыки, которыми дети должны овладеть до школы. Сроки в различных программах различаются незначительно – вы легко можете оценить, насколько ваш ребенок отстает или опережает сверстников.
2 года
Малыш одевается и раздевается с помощью взрослых: родитель или воспитатель расстегивает и застегивает одежду и обувь, но натягивает и снимает ее ребенок сам, причем с учетом правильной последовательности (сперва трусики, потом колготки или штаны; сперва маечка, потом свитер).
3 года
Ребенок сам справляется с простыми застежками (крупными липучками, пуговицами, молниями). Он аккуратно складывает одежду на стульчик, а также поправляет одежду в течение дня (например, может заправить выбившуюся рубашку в брюки без напоминания воспитателя).
4 года
Ребенок раздевается и одевается полностью самостоятельно, помощь взрослых требуется только для завязывания шнурков и застежек на одежде, находящихся сзади или сбоку.
5 лет
В этом возрасте ребенок должен прочно завязывать шнурки, а также учится ухаживать за своей одеждой: развешивать на плечики и складывать в шкаф, поддерживать порядок в одежде. От взрослого требуется только небольшая словесная инструкция.
6 лет
Ребенок не только полностью самостоятельно одевается и раздевается, но полностью самостоятельно поддерживает порядок в своем шкафу; может отделить чистые и грязные вещи, а также нуждающиеся в ремонте, пользуется одежной щеткой, пришивает пуговицы с небольшой помощью родителей.
Почему мой ребенок в отстающих, и как это исправить
Если вашему ребенку уже скоро в школу, а он до сих пор не одевается, то виноваты в этом, скорее всего… вы сами! Вот типичные ситуации, которые складываются в семьях несамостоятельных детей.
«Мы опаздываем»
В некоторых семьях складывается ситуация, когда у родителей просто не хватает времени дождаться, пока ребенок сам оденется. «Быстрее, быстрее, опоздаем в садик!» — под таким девизом проходит каждое утро.
Уважаемые родители, пока вы не будете сами просыпаться (и ложиться спать!) по расписанию, соблюдать режим дня, действовать по расписанию, вы не прекратите опаздывать везде и всюду. Спешки по утрам можно избежать только одним способом – встать пораньше и подготовить все необходимое с вечера!
«Я сделаю лучше»
Некоторых родителей раздражает, что ребенок одевается не так аккуратно, как им хотелось бы. И рубашка заправлена неровно, и ботинки зашнурованы криво, и вообще, хочется, чтобы малыш
Исправить положение можно только регулярными упражнениями. Купите или смастерите для малыша игрушку-шнуровку, терпеливо и аккуратно поправляйте его, если пуговицы застегнуты в неверном порядке, объясняйте, как надеть ту или иную вещь без затруднений.
«Так намного спокойнее»
Наконец, есть мамы и папы, которых раздражает, что малыш капризничает и упрямится во время самостоятельного одевания. Проще быстро все сделать самим – даже если ребенок по-прежнему настроен поскандалить, этот этап хотя бы можно проскочить быстрее.
Дети капризничают во время одевания в двух случаях. Во-первых, если их непрерывно торопят и подгоняют (и тогда вам нужно взять на вооружение советы для опаздывающих родителей), а, во-вторых, если задача ребенку не под силу – и тогда дело можно исправить регулярными упражнениями. Пока же ребенок не освоился со шнурками и застежками, доверьте ему надевать нижнее белье, колготки, носки и рубашку, а верхнюю одежду помогите надевать (чтобы малыш не вспотел перед прогулкой) Постепенно предлагайте ему самому надеть новые предметы.
Советы по обучению ребенка одеванию
Учиться никогда не рано! Даже годовалый малыш может натянуть на себя панамку и носочки. Обязательно хвалите его за это.
Если вы замечаете, что ребенок проявляет инициативу во время одевания – обязательно хвалите его, даже если он сделал все неправильно.
” Наберитесь терпения. Отведите на одевание определенное время (допустим, 10 минут) и не перехватывайте инициативу в это время, только деликатно помогайте.
Не делайте исключений в ритуале одевания. Не нужно говорить «сегодня я одену тебя сама, потому что мы спешим», или «потому что я сделаю это аккуратнее». Так вы только убедите ребенка, что сам он неуклюж, делает все медленно и неаккуратно.
Лучше выполнить часть задачи, чем не браться за нее вообще. Если ребенок по каким-то причинам не хочет одеваться, наденьте на него часть вещей и предложите закончить начатое. Если же у него, напротив, слишком быстро иссякает энтузиазм, спокойно помогите закончить одевание.
” Выбирайте для ребенка одежду, с которой он может справиться самостоятельно. Минимум простых крупных застежек может волшебно ускорить процесс!
Выбирайте для ребенка одежду, которая ему нравится. Ее он точно попытается надеть с удовольствием!
Надевайте верхнюю одежду вместе. Ребенок надел ботинки – и вы надели ботинки. Ребенок надел шапку – и вы надели шапку. Подражая вашим действиям, малыш быстрее освоит науку одевания.
Изучайте одевание в процессе игры. Одевая и раздевая кукол, ребенок запомнит порядок надевания одежды, а игрушки с пуговицами, молниями, липучками, шнуровками разовьют не только мелкую моторику, но и технику использования застежек.
Ваш малыш растет – пора, пора осваивать новые навыки! Ну в у нас есть для вас веселые стишки-одевалочки – может, они помогут делу!
27.09.2017
Автор: Анна Первушина
Нашей 1,5 года, попытки одеться есть, штаны, трусы, кофты осваивает, шапку конечно легко надевает. Знаю, что старшая дочь в 3 года сама одевалась полностью, даже варежки-перчатки. Я старалась брать удобную для надевания одежду, с минимумом застежек, пуговиц, без шнурков.
Нам год и девять, попытки одеться самостоятельно есть, но пока получается только шапку, и то неправильно))))
Ребенку 2,5 года, сам не одевается. На все мои попытки его научить говорит: «Мама, я не могу это надеть», а сам даже не пробует
А что делать если ребенок не хочет одеваться? Нам 2г 10мес, чтобы пойти на прогулку приходится бегать за ней, одеваю с капризами, а чтобы еще и сама… для нас это фантастика.
Вариант, не одевать ждать когда сама захочет погулять не про нас, просто не будем гулять и все. Пробовала (((
Старшей 4,давно одевается сама от начала до конца, иногда даже поздно вечером это делает, когда спать не хочет — наряжается))) Но испытывает трудности при соединении молнии,часто меня просит застегнуть куртку, но я не поддаюсь, могу только словом помочь, еще просит завязать бант на платье сзади, или кнопку,пуговицу сзади на платье застегнуть.) Но у нас нет ни одной пары обуви на шнурках, всю обувь беру чтобы сама могла одеть, нет ни одной кофты на пуговицах- надо наверно попробовать это купить, и есть только одни джинсы на молнии с кнопкой — с кнопкой не получается справиться. Надо пробовать наверно пуговицы и шнурки, пусть развивает моторику.
Младшей 2.4,и я чувствую,что упустила момент,потому что только начинаем учиться одеваться,хорошо только просовывает руки в рукава, может натянуть штаны, одеть шапку, застегнуть молнию на комбезе, сандали оденет и снимет только если очень захочет, по просьбе не одевает, даже с трусами проблема — сбоку натягивает,а на выпирающую попу не получается натянуть(разве что иногда), вот неделю учу активно одеваться…
Да кто ж говорит, что надо ждать, когда догадается? Конечно, надо учить! А вот привязываться к срокам — вряд ли. Сильно уж все разные.
Лёля
(28/09/2017)
Моей, дочке 5ть лет, шнурки завязывает, пуговицы и замки застегивает, одевается полностью сама. Колготки сама начала одевать примерно с 2х лет, кофты тоже, куртку лет с 3х, а вообще уже и не помню, может и раньше, замки наверное лет с 3х начала застегивать, к 4м пуговицы. Не помню, чтобы я ее учила одеваться, я больше стремилась к тому, чтобы она сама определяла, что ей надеть, а именно мы подходим к окну и смотрим как кто из людей одет и рассуждаем, что же такого одеть, чтобы не замерзнуть или чтобы жарко не было, нужна панамка или нет, нужна шапка или нет, сапоги резиновые надеть или кроссовки, короче было все и продолжается строиться на диалоге с ней, я ее постоянно побуждаю к рассуждениям. На сегодня, я вообще не спрашиваю кто, что оденет, она сама выбирает себе вещи, часто сама себе их гладит , я только напоминаю, что готовить одежду нужно заранее, вечером к примеру, если рано утром встать нужно.
Шнурки начались с шапочки, она сама проявила интерес к завязыванию сначала пояса на пальто, потом завязок на шапке, а потом и на шнурки перешла, как то все просто вышло у нее, несколько раз поковырялась и разобралась.
Научить никого ни чему нельзя, человек может только сам научиться, а мама может только ежедневно способствовать процессу взаимодействуя с ребенком. Бессмысленно ждать, что он сам догадается как надевать колготки или носки или сам догадается, что именно надеть, нет, дети учатся у взрослых, где-то взрослый может показать руками, где-то подсказать словами, где то просто не во время одевания поговорит с дитем о других детях, поинтересуется, а как они одеваются. Воспитание понятие расплывчатое, где-то нужна конкретика, а где то нужно закрыть рот и наблюдать за действиями ребенка и верить в его успех и пусть этот успех будет связан с правильным надеванием шапки, для взрослых это кажется ерундой, но для ребенка это значит превозмочь самого себя, сделать усилия, постараться и тд, а в таком деле обязательно нужна эмоциональная поддержка матери (отца, бабушки, дедушки) и ребенок чувствует злиться мать, когда он одевается или с интересом наблюдает за его развитием.
Я тоже вначале вовсю помогала одеваться, чтобы успеть вовремя. А потом немного поменяла порядок. Вначале бужу, ест, чистит зубы. За это время выдаю комплект одежды, либо говорю, что взять. И всё, пока я сама ем, умываюсь-собираюсь и т. д., он уже, как правило, одет. Ну, с небольшими напоминаниями одеваться
«»Так намного спокойнее»
Наконец, есть мамы и папы, которых раздражает, что малыш капризничает и упрямится во время самостоятельного одевания. Проще быстро все сделать самим – даже если ребенок по-прежнему настроен поскандалить, этот этап хотя бы можно проскочить быстрее.»
Вот у меня все пятеро в быту «отстающие», если по этой таблице — так и сильно. Самому заметить и заправить маечку в три года??? Мои, пардон, способны только годам к семи.
Но если с первыми я очень старалась, грамотно приучала, еще бы — должны же! То к 4 ребенку абсолютно расслабилась и почти пустила все на самотек. Результат — ОДИНАКОВЫЙ. Дети дозревают тогда, когда именно эти дети дозревают. Как и с другими навыками, типа горшка. А тратить свои нервы и время, а главное — портить настроение ребенку постоянными требованиями — неохота.
Хотя соглашусь, что к моменту отдавания в детсад навыки одевания желательно иметь.
Еще замечу, что современные дети редко умеют завязывать шнурки и позднее начинают справляться с пуговицами — сейчас основная масса детской одежды без них, липучки, водолазки, кнопки…
шнурки в 5 лет? а корову доить не должен к 5 годам уметь? примерно такое же по смысловой нагрузке умение.
На самом деле статья-депрессяшка. Все эти сроки, когда ребенок что должен уметь, только вгоняют мам в тоску. Просто дайте ребенку одежду и отойдите. В какой-то момент сам научится. Главное, на сравнивать со статьями в интернете.
Освоение навыков самообслуживания – важный этап развития ребенка. Важно не только то, что каждое новое умение открывает перед ним новые перспективы, но и то, что каждый освоенный навык существенно облегчает жизнь родителя. Вы можете спокойно отвести кроху в детский сад, не беспокоясь, что воспитатели вовремя не переоденут его, или, к примеру, легко собраться на прогулку с двумя малышами – одеть младенца, пока дошколенок собирается на улицу самостоятельно.
Словом, если ваш ребенок одевается сам – это меняет все!
Как научить ребенка одеваться без посторонней помощи
Ну старшая уже с 3-4 сама раздевается, младшая в 2,3 только раздеваться умеет и то домашнюю одежду. Но уличную помогает снимать очень активно
Мда.2.года и 11 месяцев раздевется и то редко.Есть над чем работать
Я ребёнка начала учить самостоятельно одеваться перед тем как пойти в дет.сад,а отдала я в 2 года в ясли.И уже через месяца 2-3 как пошла в сад,все умела одеть на себя,иногда правда коряво,но прогресс на лицо.
Доча в два годика стала одеваться сама. Откроет комод и начинает примерять платья, кофточки, платья. Плавочки сама переодевает. Когда собираемся на улицу, я складываю все вещи на диван. Пока одеваюсь я, доча успевает надеть колготки, куртку или шапку. Получается, что на улицу я одеваю дочу сама. А вот дома она любит наряжаться по несколько раз на дню и крутиться перед зеркалом.
Источник