Когда идти с ребенком в школу развития

Когда идти с ребенком в школу развития thumbnail

Не только школьники в сентябре приступают к учебе — начинают работать и многочисленные курсы подготовки к школе. Развивающие занятия набирают дошкольников, обещая «гармоничное развитие» или «развитие интеллекта». Способны ли они по-настоящему подготовить ребенка к школе? Или готовность к школе надо приобретать не за партой?

«Сейчас столько кружков раннего развития, подготовка к школе начинается чуть ли не с трех лет. Все стремятся как можно раньше напичкать детей знаниями — считают, что это им поможет в дальнейшем. Но не вредят ли эти занятия эмоциональному, душевному развитию ребенка?»

Когда родители чем-то занимаются с ребенком, чем угодно — игрой, рукоделием или рассматриванием карточек со слогами, — они сопровождают это эмоциями. Малыша берут на руки, носят, улыбаются ему, берут его пальчики в свои руки, разговаривают, поглаживают, хвалят. И ребенок получает от родителей то, что ему действительно нужно: они проводят это время в общении с ним.

Однако сейчас, к сожалению, чаще получается так, что после трех лет мамы и папы передоверяют эти занятия посторонним людям. И вот это уже совсем неполезно. Трех-пятилетний ребенок к обучению не готов, потому его и не ведут в школу. Ведущая деятельность дошкольников — игровая, и основное развитие до семи лет по-настоящему возможно только в игре. Дошкольники не готовы учиться ни в «урочной», ни даже в игровой форме: они не могут сидеть подолгу, рука не готова писать, ум не готов признавать чужое «надо».

Поначалу дети идут на подготовку к школе с энтузиазмом. Но скоро они понимают: эта новая «игра» — скучная и обременительная. Однако ни родители, ни детские образовательные учреждения не предлагают им ничего другого. Занятия для развития интеллекта, по сути, ничего не развивают: это только впрыскивание ребенку несистемных, бессвязных знаний, не складывающихся в общую картину мира.

Ребенок может выучить все марки машин, потому что восхищается ими. Этот интерес основан на чувственном, эмоциональном восприятии: «Мне нравится!». А может вызубрить названия столиц всех стран мира или химических элементов, благо пособия вроде «Периодической таблицы для грудничков» легко купить, — но это будет не знание, а иллюзия: за ним нет никакого смысла. Ребенок заучивает новые слова как попугай — ему приятно, что его за это хвалят, что можно лишний час побыть вместе с папой и мамой, что он оказывается в центре внимания.

Родители напрасно думают, что эта механически заученная информация потом поможет ребенку в учебе. Вспомните, как мы сами в детстве любили песни на иностранном языке, совершенно не понимая их смысла, и как не задумываясь повторяли за мушкетерами: «Красавице Икуку, счастливому клинку», полагая, что красавицу так и зовут — Икуку… Осознание, понимание смыслов приходит намного позже.

— Наташ, я увидела объявление на автобусной остановке. В центре детского творчества происходит набор на подготовку к школе. Я записала телефон.
— Мама, Мите еще рано! Ему сейчас играть надо, а не цифры учить.
— Наташ, все нормальные дети в его возрасте давно чему-то учатся. Ну посмотри, вон Женя у Васильевых уже все буквы знает и считает до пятнадцати. И на английский ходит.
— А бизнес-образование он еще не получает?
— Ты зря иронизируешь, между прочим.
— Мама, я серьезно говорю! Давно уже пишут, что детей не надо слишком рано сажать за парту, что им это вредно, они от этого вырастают эмоционально недоразвитыми.
— А ты растишь умственно недоразвитого! Это лучше?

Лучшие учителя в этом возрасте — родители. Если хотите развивать ребенка — ходите с ним в походы и на прогулки, собирайте и разглядывайте травки, записывайте и зарисовывайте. Когда путешествуете — ищите страны и города на карте, отмечайте маршруты. Хотите научить считать — отправляйтесь в магазин и вместе с сыном или дочерью подсчитайте, например, сколько каких конфет можно купить на сто рублей? Все это должно происходить в непрерывном эмоциональном контакте, причем положительном, — так эмоциональное воспитание не будет проходить в отрыве от интеллектуального развития.

Кто-то из моих друзей верно подметил: если ребенок больше обычного скандалит и куксится, значит, ему необходимы новые впечатления — какая-то поездка, поход в зоопарк, в театр или кино. Новые впечатления стимулируют развитие мозга. А «развивалки», на которые ребенка водят, потому что «все хорошие папы и мамы так делают», — нет. Это лишь удовлетворение родительского самолюбия, примитивная дрессировка.

Занятия и игры с родителями должны доставлять радость. А вот если приходится заниматься чем-то неприятным или неинтересным — скажем, ребенок терпеть не может обязательную логопедическую гимнастику, — так это как раз тот самый случай, когда лучше передоверить дело профессионалу. И ребенок будет при нем меньше капризничать, и маме останется то, что приносит и ей, и ребенку радость.

Учительствовать родителю не стоит, а вот стать партнером по интеллектуальным играм необходимо. Ведь даже самая нетерпеливая мать не будет обзывать ребенка балбесом, если он не сразу научится играть в лото или шахматы. Любые игры: парочки, домино, бродилки с кубиком, шашки — чрезвычайно важны для эмоционального и интеллектуального развития. Ребенок учится выигрывать, не оскорбляя других, и проигрывать, не теряя достоинства, учится сдерживать эмоции, соблюдать очередь, сравнивать, считать, продумывать ходы — и родители не будут раздражаться, если ребенок им проиграет. Игр сотни, зачем же всегда выбирать самую скучную из них — «подними руку и ответь на вопрос»?

Именно в игре созревает самое главное для школы качество — произвольность, умение делать то, что задали, а не то, что хочется. Если этого нет — нет и готовности к школьному обучению. Готовности к школе научить нельзя, она созревает вместе с ребенком. А родители могут помочь сформировать комплекс знаний об окружающем мире и поддержать ребенка при переходе от дошкольного детства к непростым учебным будням.

Словом, проблема не в том, что интеллектуальное развитие подменяет собой эмоциональное. Проблема в том, что родители сдают ребенка на занятия и умывают руки, считая, что дело сделано, и фактически лишают его жизненно необходимого — общения с самыми важными для него людьми.

Не стоит противопоставлять понятия «учиться» и «играть». Это не противоположности! Даже у взрослых есть такое понятие, как «Деловая игра». Игра — это одна из самых эффективных форм обучения для любого возраста.Автор излишне драматизирует «бесполезность» групповых развивающих занятий. Это тем более не правильно, что они постепенно становятся обязательными даже в России! Во Франции ребёнок обязан ходить в подготовительную группу. Это не зависит от желания родителей.
Другой вопрос — качество такого «обучения». А оно напрямую зависит от профессионализма персонала. Но не секрет, что на такую низкую зарплату идут далеко не самые высокопрофессиональные люди. От сюда и низкий результат.
Учить ребёнка нужно с рождения! Это не обсуждается, это уже давно доказано учёными. Поэтому вопрос не стоит в гамлетовской форме: «Учить — или не учить. Пусть погуляет, пусть будет детство». Вопрос в выборе адекватной и интересной для ребёнка форме обучения. Поэтому, я бы другие акценты расставила в этой статье!
Хорошо, когда ребёнком занимаются родители. Кто же спорит? А деньги для семьи кто будет зарабатывать? То жалкое пособие, которое выделяет государство, не хватит, чтобы котёнка содержать. Родители вынуждены работать. Они молоды, время делать карьеру и у них, по существу, нет выбора — сидеть с ребёнком за свой счёт или пытаться сделать карьеру, заработать денег, и часть денег отдать специалистам, чтобы они готовили к школе.
Остаются ещё дедушки и бабушки. Но это тема совсем другого разговора. Сможет ли бабушка, учившаяся 50 лет назад, понять, к примеру, учебник Репкина по русскому языку?

Читайте также:  Диагностическая карта развития ребенка 3 лет

2014-09-14, BabyCo

Поддерживаю BabyCo! Хорошо когда мама может себе позволить себе сидеть дома и заниматься с ребенком, но за частую это не так, более того, даже если мама сидит дома, то не все мамы горят желанием заниматься с ребенком, проще все свалить на домашние дела и сидеть уткнувшись в ящик, пока чадо занимается самостоятельно (как правило, тоже уткнувшись в ящик!). Это не развитие, и таких семей все больше, если у мамы у самой развитие как у цыпленка, то чему она научит детей? В этих случаях развивалки, курсы подготовки к школе — это выход, и хорошо, если им воспользуются! А так же понятие «произвольность», ну явно не соответствует действительности, произвольность — это из разряда «творю чего хочу», а не то, что сказано) Выбирайте мамы курсы, если вы заняты, если у вас нет педагогического таланта или нет желания, это единственный вариант. Благо — это теперь не проблема, и таких центров в Москве множество, и выбор есть) Я сама не гений педагогики, и четко понимала, что даже если буду целыми днями учить сына читать, то вряд ли привью любовь к этому занятию, поэтому мы пошли в «президентскую школу», они учили, а я следовала их рекомендациям, и как результатам, сын готов к школе, ему нравиться узнавать новое, и нервная система мамы тоже в порядке)

2014-10-21, Ксения Рыжова

Я считаю что нет. В хорошем саду дают достаточно.

Старшего отдавала на подготовку в школу только с целью чтоб он к ней привык, с детьми познакомился, потому что из его сада туда никто не шел
Среднюю не отдавала потому что у них и так половина садиковской группы шло в ту же школу
В первом классе оба были отличники

2015-07-13, Лена Таганрог

Я занималась подготовкой к школе с 4,5 лет. К первому классу дети уже читали, писали, и решали задачи. Конечно я не бросила из и в школе. Автора статьи полностью поддерживаю))) Спасибо

2015-07-12, Polya21

Конечно развивающие игры нужны! это в первую очередь будет давать не развитие, а то, что ребенок будет чувствовать заботу, внимание, что он кому-то нужет

2015-07-15, Hannya

Спасибо за статью! Здравый подход!

2014-08-27, Свет-ОК

Всего 6 отзывов Прочитать все отзывы.

Источник

Когда идти с ребенком в школу развития

В каком возрасте лучше отдавать ребёнка в школу развития? Когда ребёнок начинает нуждаться в общении со сверстниками?
Нам к слову почти 10 мес.
Почему некоторые отправляются туда раньше года?

аноним автор темы

Почему некоторые отправляются туда раньше года?

слишком много свободного времени.

Большинство людей считает неразрешимыми те проблемы, решение которых мало их устраивает.

😆 Мы в 8 месяцев пошли, а почему нет?

И работать успеваю, просто некоторые это самое время планировать не умеют.

аноним автор темы

Когда ребёнок начинает нуждаться в общении со сверстниками?

вы не так вопрос ставите 🙂
в отношении 10-месячных и ранее — отдают тогда, когда станет скучно одной тусить и заниматься дома с малышом
так как

аноним автор темы

Когда ребёнок начинает нуждаться в общении со сверстниками?

некоторые только ближе к 2-3 годам
Что не мешало одновременно более раннем возрасте заниматься, слегка сторонясь при этом детей

Как научится ходить, так и идите. Посмотрите, понравится малышу или нет.

смысл имеет в 3 года.
а раньше — кому дома скучно, идут тусить. для ребенка не вредно, конечно, даже польза есть в некоторых ЦР, но там нет ничего экстраординарного, чем бы вы сами не могли с малышом заняться дома.

Zezka

слишком много свободного времени.

а чем еще заниматься?
что, уход прям все время съедает?
пошли в 8 мес.
очень полезно
и не дома ж все у компа сидеть

Когда идти с ребенком в школу развития

А чем там в школе развития грудные дети занимаются?

ну вот с первой дочкой я пошла в ШР в её 9,5 месяцев, ибо была последним ребенком и опыта общения с детьми не было, а еще и технарь полный. Поэтому ходила училась, что с детьми делают и как :gy: Да еще дочка у нас оказалась плохо обучаемой родителями, она отлично зато других слушала и до сих пор остается ситуация неизменной…

Меня деньги не волнуют… Они меня успокаивают

Когда идти с ребенком в школу развития

Мы пошли на дом к педагогу-психологу в 1,5 года (на дом т.к. проблемы с иммунитетом,и нам рекомендовали не водить ребенка в «коллектив» ).
Расскажу,как у нас происходило занятие. Приходили сначала в игровую: там много развивающего материала,там сын под наблюдением психолога играла,психолог его направляла,показывала,как использовать тот или иной материал (это из монтессори педагогики заимствовано,как я понимаю). Время в игровой- 20 минут. Затем- кукольный театр,и творчество по мотивам сказки. и 10 минут подвижные игры. Всего 60 минут получается.
Многие говорят,что мол, до 3 лет ребенку все необходимое развитие может обеспечить мама,но для меня были удобны занятия потому что во-первых,я не готова покупать сыну много игрушек,а там много разнообразных игр и материала (дорогостоящего кстати),и он постоянно менялся,сыну было интересно. Во-вторых сама я не люблю «грязное творчество» дома- все эти пальчиковые краски, брызги,которые потом убирать,а в ШР это так организованно,что и ребенку в радость,и мне тоже))

Читайте также:  Особенности возрастной периодизации развития ребенка

Мы справились без школы. Я собственными силами помогала дочери в развитии, читала много литературы по развитию ребенка, и моя дочурка даже развила в себе талант в рисовании, аж гордость берет. Девочки, мы решили принять участие в конкурсе [url=https://www.google.ru/doodle4google/]»Дудл для Гугл»[/url], уж больно понравился конкурс. Если заинтересует, то почитайте условия, а у меня вопрос: у кого-нибудь детки участвуют в этом конкурсе?!

Я вот думаю тоже на доп.занятия пойти с ребенком, только пока не знаю куда. А вы куда ходите?

Мы ходили в ладу с младенчества, не для общения со сверстниками, а для смены обстановки, музыка, материал другой, общение в основном все равно между мамой и ребёнком, но в школе развития было больше возможностей чем дома.

Заниматься дома можно и до 17 лет. Просто так ли это интересно? Мы с 3х месяцев ходили 1 раз в неделю, заразу никакую не цепляли. Много полезной информации для мамы, некоторые вопросы отпадают сами собой)). Опять же, общение с единомышленниками для мамы и для ребенка))) Ну и вообще, стимул что-то делать, развиваться, дома-то совсем засохнуть можно. Педагоги многое дают, если хорошие, даже пусть колеса не изобретут, но если с фантазией подходят — уже интересно. Опять же идите туда, где музрук и живой инструмент — дома даже при инструменте многому не научить в этом плане. Там же они и играют, и показывают, и танцуют.

вообще можно и самим развивать ребенка. Это касается и игрушек, и даже мультфильмов. Например, могу посоветовать очень хороший цикл передач для детского развития- уроки Тетушки Совы. Там и буквам учат,и цифрам, и цветам, рассказывают о зверятах и для более страшего возроста тоже есть много передач.Причем все это в игровой, красночной, мультипликационной форме. Вот тут есть все серии, надеюсь понравится вам https://deti.tvzavr.ru/video/channel/Razvivaem_i_uchim_malyshey#menu

Источник

Если ваш малыш родился осенью или зимой, вы наверняка уже задумывались, в каком возрасте отдать его в школу — в 6 или почти в 8 лет. Когда и как понять, стоит ли торопиться, или, наоборот, лучше продлить беззаботную жизнь ребенка еще на год — расскажем в этом материале. А также узнаем, что по этому поводу думают эксперты.

Согласно букве закона

Закон трактует мучающий многих родителей вопрос однозначно — согласно ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» дети должны идти в школу не раньше 6,5 лет и не позже 8. Т. е. если к 1 сентября ребенку меньше шести с половиной лет, то, каким бы умным и развитым он ни был, со школой придется повременить. Если же возраст ребенка укладывается в допустимые законом рамки, то решение о начале учебы принимают сами родители.

«Школьная зрелость»

Чтобы не навредить ребенку, сделав неверный выбор, следует правильно оценить степень его «школьной зрелости», которая складывается из нескольких компонентов:

уровень подготовки — умеет ли малыш читать и писать, аккуратно ли раскрашивает и рисует, насколько развита мелкая моторика (лепка, обращение с ножницами, нанизывание бусин и пр.);

уровень подготовки — умеет ли малыш читать и писать, аккуратно ли раскрашивает и рисует, насколько развита мелкая моторика (лепка, обращение с ножницами, нанизывание бусин и пр.);

здоровье — не слишком ли часто ребенок болеет («часто» — это раз в полтора-два месяца), есть ли хронические болезни, в норме ли состояние «трех китов» организма будущего школьника — зрения, позвоночника и желудка, быстро ли устает, нуждается ли в дневном сне;

темперамент — непоседлив малыш или усидчив, способен ли сосредоточиться на одном занятии дольше 15 минут, проносится ли вихрем по детской площадке, расталкивая других детей, или предпочитает спокойно играть со сверстниками;

мотивация — хочет ли ребенок поскорее сесть за парту, охотно ли отзывается на предложение почитать или решить простой пример, расстраивается ли при мысли о расставании с детсадом.

Пол имеет значение

Как правило, девочки-шестилетки быстрее и успешнее адаптируются к школе, чем их ровесники-мальчишки. Кроме того, девочки быстрее развиваются, им становится неинтересно учиться в окружении «малышни», если в классе они самые старшие. Поэтому, если вернуться к «законному» диапазону возраста первоклассника — от 6,5 до 8 лет — то девочек рекомендуется отдавать в школу ближе к его нижней границе, а мальчиков — к верхней. Но, разумеется, все дети разные и решение в каждом случае принимается индивидуально.

Если все же сомневаетесь

Если определить готовность ребенка самостоятельно вы затрудняетесь, вам на помощь всегда придут:

Читайте также:  Закон периодичности развития ребенка эльконина

Важно!

Если вы сами замечаете, что ребенок в целом развит, но не «дотягивает» до школы по отдельным параметрам, например, не может долго усидеть на одном месте, теряется в незнакомой обстановке, не может справиться с письмом, чтением или счетом, не стоит уповать, что «в школе со всем разберутся». Лучше не подвергать ребенка стрессу и подождать еще год.

Наталья Волошина

Комментарии специалистов

Ольга Веденеева, психолог

Каждый ребенок индивидуален, но, если обобщать, то лучше отдать ребенка в школу в 8 лет, чем в 6. Идеального возраста для поступления в целом нет, т.к. каждый ребенок развивается индивидуально, поэтому и говорят про психологическую готовность к школе. Психологическая готовность школе складывается из двух аспектов. Во-первых, личностной готовности, т.е. ребенок должен хотеть ходить в школу, приобрести новый социальный статус. И, во-вторых, из интеллектуальной готовности. В 6 лет ведущей деятельностью пока еще остается игровая, а не учебная, поэтому познавательная мотивации пока еще неустойчива. В возрасте 6 лет преобладает непроизвольная память, концентрировать внимание ребенок может максимум 10-15 минут, поэтому возможны проблемы с заучиванием материала и усидчивостью. Кроме того, примерно до 7 лет ребенок воспринимает оценки как характеристику всей его личности, а не просто оценку за какое-то конкретное задание. Поэтому в 1 классе ставить оценки нельзя, но учителя не всегда следуют этому правилу.

Светлана Левченко, учитель начальных классов первой категории

В вопросе решения дилеммы «когда отдавать ребенка в школу» решающим фактором, все-таки, должен быть именно аспект психической и эмоциональной готовности. На мой взгляд, даже сформированности первоначальных предметных умений («счет в пределах 10» или «слоговое чтение») родители часто уделяют незаслуженно больше внимания. Помимо этого, в моей практике были случаи, когда родители ориентировались на совершенно посторонние вещи, например, на то, что именно у желаемого учителя в этом году набор, или на то, что все одногруппники с детского сада идут в один класс, и им непременно надо попасть к ним. Я считаю, родители в этом вопросе должны проявить особую чуткость и ответственность, ведь именно от первых лет в школе зависит познавательная активность ребенка, которая пройдет с ним через всю жизнь. Универсального совета тут не может быть. Если ребенок в 6 лет в должной степени осознает свою новую социальную роль «ученик», если он понимает, что такое школа, если у него сформирован интерес к процессу обучения — нет смысла тянуть еще год, жалея его детство. Потому что со временем интерес может угаснуть, еще один год с бабушкой или в садике затормозит его естественное развитие. Однако если время, казалось бы, подошло, но у малыша, пусть даже в 7 лет, нет эмоциональной готовности, он еще не перешел эту психологическую границу, то без работы со специалистами приводить такого ребенка в школу — это насилие над его личностью, которое впоследствии даст негативные плоды в старших классах. Не нужно рассчитывать на то, что за лето ребенок «подтянется», или, тем более, что он «втянется» в процессе. Такие дети, независимо от их возраста, тяжело адаптируются, плохо концентрируются, как следствие — у них формируется «ситуация неуспеха», снижается самооценка. Сейчас при детских садах есть кабинеты психолога и логопеда, в которых проводятся диагностики. Родители могут обратиться к ним или в многочисленные детские центры за консультацией, если сомневаются в том, что их ребенок готов к школе. Предметные знания можно будет подтянуть, если есть главное — психологическая и эмоциональная готовность. Именно этот фактор, а не возраст будущего ученика, должен оставаться главным.

Наталья Гриценко, врач-педиатр детской поликлиники «Клиники доктора Кравченко»

Существует понятие «школьная зрелость» — физиологическая и психологическая. И именно она, а не паспортный возраст ребенка должна определять готовность малыша к школьному обучению. Например, ребенок родившийся глубоко недоношенным, физиологически может быть не готов к школе. Но чаще оказывается так, что недозревает к школе только нервная система. Это так называемая минимальная мозговая дисфункция, когда неврологический диагноз у ребенка снят, но полностью функции зрелой нервной системы он выполнять еще не может. Это встречается у детей, перенесших в родах острую гипоксию мозга, родовые травмы, имеющих нарушения мозгового кровообращения на первом году жизни. Мозг такого ребенка будет быстрее утомляться во время урока, нуждаться в более длительном периоде отдыха, к 3-4 уроку способность концентрировать внимание будет резко падать. Есть дети психологически неготовые к школе. При этом ребенок может прекрасно читать и считать, но не понимать, что такое школьная дисциплина, не выполнять просьбы учителя, ходить по классу во время урока, носить в школу игрушки. Очень важно отправить в школу зрелого ребенка, как физиологически, так и психологически. Потому что при сниженной работоспособности мозга, малыш будет чувствовать себя менее успешным, он не будет соответствовать ожиданиям учителя, чаще будет слышать негативные оценки в свой адрес. Вследствие чего его школьная мотивация будет падать. То есть новоиспеченный школьник смирится с тем, что у него не получается хорошо учиться, соответствовать ожиданиям родителей и учителя, и он просто опустит руки, желание стараться, чтобы получать хорошие оценки пропадет. Очень важно получить перед школой серьезную консультацию невролога и детского психолога. И при необходимости дать ребенку возможность созреть для школы, чтобы в дальнейшем он мог чувствовать себя успешным!

Источник