Каша во рту ребенок 4 года

Каша во рту ребенок 4 года thumbnail

«Говорит, как будто кашу в рот набрал», — так характеризуют речь детей, страдающих дизартрией. На самом деле, это серьезное заболевание, которое требует лечения, вплоть до медикаментозного. Однако, как отмечает логопед-практик высшей категории Людмила Казанцева, родители зачастую не придают особого значения проблемам с речью у малышей, считая, что с возрастом пройдет.

Людмила Алексеевна не раз рассказывала читателям «МК на Алтае» о логопедических трудностях, с которыми сталкиваются дети в процессе обучения в школе. На этот раз мы говорим о нарушениях речевой деятельности у дошкольников, что впоследствии так же может принести немало проблем в процессе обучения, да и просто общения со сверстниками.

— Людмила Алексеевна, давайте начнем с определения. Что такое дизартрия, как она проявляется?

— Если коротко, то можно сказать, что это заболевание, связанное с недостаточной иннервацией речевого аппарата. То есть, нарушена связь нервных волокон, по которым передаются импульсы к головному мозгу. Язык, губы не получают нужной команды, отсюда происходят трудности со звукопроизношением. Речь у таких детей смазанная, невнятная. Они не выговаривают некоторые слоги, «проглатывают» или путают звуки, нарушают слоговую структуру слова, например, говорят «двизда», вместо «звезда». Есть несколько форм дизартрии, вплоть до полного отсутствия речи. Самая распространенная – стертая, легкая форма. Этот диагноз сегодня ставят чуть ли не каждому второму ребенку при поступлении в детский сад.

— Мало кто из трехлеток может проговаривать четко все звуки. Может быть это возрастное?

— Может быть. Но если специалист ставит диагноз, назначает необходимое обследование, лечение, значит, он видит проблему. И не стоит игнорировать эти рекомендации, как, к сожалению, поступают многие родители. Мне дико слышать от мам, у которых ребенок в трехлетнем возрасте не может связать двух слов или вовсе не говорит, что это не страшно, пройдет. «Вон соседский Ванька в пять заговорил, и наш к школе научится», — рассуждают они, не задумываясь о том, что идет серьезная задержка речевого развития. Да, скорее всего ребенок действительно рано или поздно начнет разговаривать, но если пустить патологию на самотек, не пройти лечения, она даст о себе знать в школе в виде дисграфии (нарушение письма) или дислексии (нарушение чтения).

— В каком возрасте родители должны бить тревогу и бежать за помощью к специалистам?

— Есть определенные возрастные этапы развития речи. В год обычно дети уже умеют строить простые фразы «Мама дай», «Собачка гав-гав», в три – говорить предложениями, в четыре, в этом возрасте формируется фонематический слух – речь должна быть четкой, понятной. В пять — проговаривать все звуки, сохраняя структуру слова. Если на каком-то этапе вы видите нарушения, это как минимум повод обратиться за консультацией к неврологу. Дизартрия поддается коррекции, и чем раньше она будет выявлена, тем больше шансов, что ребенок пойдет в обычную, а не коррекционную школу и будет успешно учиться.

— В чем заключается лечение?

— Это комплексная работа невролога, логопеда и, конечно, родителей. Нередко бывают случаи, когда мама отказывается давать медицинские препараты, назначенные врачом, считая, что это всего лишь нарушение речи, зачем пичкать лекарствами. Повторюсь, дизартрия — это заболевание, связанное с нарушением работы нервной системы. После того, как ребенок пройдет курс медикаментозного лечения, подключается логопед. На сегодняшний момент есть достаточно эффективные методики по формированию речевого дыхания, развитию грамматического строя полноценной связной речи. Отличные результаты дают артикуляционная гимнастика, логопедический массаж, который позволяет нормализовать тонус язычной и мимической мускулатуры. К сожалению, навыками массажа у нас в крае владеют лишь единицы логопедов и, пользуясь случаем, я бы хотела призвать коллег серьезнее отнестись к этой методике. Поверьте, она дает колоссальные результаты.

— Людмила Алексеевна, вы говорите, что дизартрия — довольно распространенное заболевание у современных детей. С чем это связано?

— Когда я только начинала работать в школе, а это было еще в советские годы, ребятишки с нарушением произношения тоже были, но они были скорее исключением. Сегодня проблема приобретает не только массовый, но и глубинный характер. Задержка психического развития у детей, общая недоразвитость речи, когда нарушена вся языковая структура, — увы, не редкость. С чем это связано? Над этим вопросом ломают головы ученые всего мира.

— А у вас есть свои предположения?

— Это может быть тяжелая беременность мамы, кесарево сечение, стрессы, плохая экология, нездоровая пища или все в совокупности. Сегодня мало кто из мамочек может похвастаться тем, что беременность и роды прошли гладко, соответственно, растет число детей, рожденных с той или иной патологией.

— Большой поток информации, который обрушивается на детей с первых дней после рождения, может быть причиной нарушения развития речи?

— Безусловно. Современные детки еще говорить не научились, а уже владеют компьютерами и гаджетами. Причем зачастую родители используют это в качестве поощрения: «Маша, съешь кашку, дам планшет». Дети не успевают усваивать информацию, их мозг засоряется ненужными «файлами». Не случайно же есть определенные ограничения по времени для каждого возраста на просмотр телевизора, компьютерные игры. И это тоже не стоит игнорировать.

— Что в заключение вы посоветуете родителям?

— Больше общайтесь со своими детками, расширяйте их кругозор, словарный запас. Ну а если, так случилось, что у вашего ребенка не получается освоить речь, не ругайте за плохое произношение, а проконсультируйтесь со специалистом. Все поправимо, главное — желание.

Источник

Консультация для родителей: «У ребёнка «каша во рту». Что делать?»

Проблема, о которой мы поговорим в нашей статье, знакома многим родителям. Заключается она в том, что ребёнок «проглатывает» окончания, а то и целые слова, говорит невнятно, будто бы без особого желания. При этом явных дефектов дикции нет: все звуки по отдельности выговариваются, но общая речь – нечёткая. В быту такой дефект называется «кашей во рту». Чем же обусловлено такое явление и как с ним бороться? Попробуем разобраться.

Типичное замечание, которое слышат дети с «кашей во рту», звучит примерно так: «Ну что ты ленишься открывать рот?». Как ни странно, в этом есть доля правды, ведь описанный выше дефект связан, прежде всего, со слабо разработанной артикуляционной системой, включающей в себя работу губ, языка и челюсти. Их то и нужно тренировать в первую очередь, чтобы речь стала чёткой и ясной. Пока ребёнок не пошел в школу, стоит посетить врача, возможно пройти курс лечения у него. Логопед дошкольникам поможет быстрее, чем школьнику. Во-первых, потому что выделить время на занятия проще (уроки учить не надо). Во-вторых, потому что проще исправить дикцию когда она еще формируется, чем испаравлять то, что вошло серьёзно в привычку.

Читайте также:  Пропал ребенок мальчик 4 года

Стандартная артикуляционная разминка начинается с гимнастики губ. Сюда входят такие знакомые всем с детства упражнения, как «трубочка-улыбка», «поцелуйчики», «натягивание губ на зубы». Очень эффективно также упражнение «шторки»: плотно смыкаем зубы, затем пытаемся поднять, будто за ниточку, верхнюю губу. Нижняя губа должна оставаться расслабленной. Затем опускаем вторую «шторку». Все упражнения должны делаться в полную силу: попросите ребёнка попытаться дотянуться губами до противоположной стены, не сходя с места. Проводите артикуляционную гимнастику в игровой форме, ведь очень важно, чтобы ребёнку были интересны занятия.

После тренировки губ переходите к упражнениям для языка. Можете предложить ребёнку по-разному дразниться, сворачивать из языка трубочки, прилеплять его к нёбу или цокать как лошадь. Цель этих упражнений – научиться управлять собственным языком. Чтобы проверить результат проведённых упражнений, попросите ребёнка менять положение языка под ваши хлопки: допустим, на первый хлопок сворачивать в трубочку, а на второй – расслаблять.

Работа с челюстью – самый сложный и важный элемент артикуляционной разминки, ведь именно этот зажим является самым сложным, и чем старше становится ребёнок, тем тяжелее исправить ситуацию. Чтобы слова произносились внятно, челюсть должна широко открываться. Наработать эту привычку можно разными способами: самыми популярными из них являются речь с пробкой во рту или с орехами за щеками. Также полезно следующее упражнение: руку, зажатую в кулак, нужно подносить ко рту, открывая челюсть, будто хотите откусить кусочек яблока.

Залог успеха артикуляционной разминки состоит в постоянном повторении упражнений. В то же время, они не должны приедаться, потому, как мы уже говорили, не забывайте преподносить каждое задание, как весёлую игру. Когда вы увидите результаты работы над артикуляционным аппаратом, попробуйте ввести в занятия чистоговорки. Их можно использовать по-разному: читать, играя определённую роль, ритмично произносить, отбивая от пола на каждое слово теннисный мяч или совмещать с какими-либо движениями. Можно даже придумать простой танец и исполнять его одновременно с чтением чистоговорки. Таким образом, вы сможете закрепить наработанные результаты и отлично дисциплинировать речь ребёнка.

Хороша лишь та каша во рту, которая до этого была с любовью приготовлена на кухонной плите. Мелкий речевой недостаток может повредить вашему ребёнку в будущем, когда бороться с ним станет уже намного сложнее.                            

                                  Желаем вам успехов!

Источник

Здравствуйте. Так много надо Вам сказать! Начнем с первого. Логопед диагноз не ставит! Предположить может, понимать причину-может и должен, но СТАВИТЬ-нет. Невролог…по заключению о состоянии речи направляет на обследование, после чего ставится диагноз. И вот тут у Вас расхождение. Потому что дизартрия имеет неврологическую подоплеку, а Вы пишете, что все в порядке. И тут же «звоночек » — гиперактивность. Все-таки, неврология есть! не знаю, когда и что послужило причиной, вопрос теперь — что делать? Я правильно понимаю?
Сначала разберемся: дизартрия – что это такое? Это нарушение, при котором наблюдается целый ряд расстройств:
•артикуляции;
•фонематического восприятия;
•темпо-ритма;
•эмоциональной окраски речи;
•речевого дыхания.

В результате расстройств страдает ясность и выразительность говорения.

Причины развития дизартрии кроются в генетических и внутриутробных нарушениях:
•гипоксия;
•токсикоз у матери во время беременности;
•резус-конфликт;
•соматические заболевания у беременной;
•патологические роды;
•асфиксия;
•желтуха новорожденных;
Среди причин дизартрии могут быть и заболевания, перенесенные ребенком в раннем детстве.
В зависимости от выраженности симптомов выделяют несколько степеней развития болезни:
•1 степень (стертая дизартрия у детей). В быту дефекты говорения могут быть не заметны и выявляются только после обследования специалистом. Многие родители даже не обращают внимания на незначительные недостатки в речи , надеясь, что малыш перерастет. Иногда действительно так бывает, но если нарушение прогрессирует, следует показать ребенка невропатологу и логопеду.
•2 степень. Нарушения в речи ярко выражены, заметны окружающим, однако речь ребенка можно понять.
•3 степень. Речь понятна только близким людям, окружающие понимают ребенка с трудом.
•4 степень. Говорение непонятно даже близким.
Особое внимание стоит уделить стертой форме дизартрии, так как нарушение встречается часто, но обращают на него внимание очень редко.Причиной стертой дизартрии становится микроочаговое поражение головного мозга. В связи с этим диагноз ставится только ближе к 5 годам. Наряду с расстройствами речи проявляются нарушения в мелкой моторике, движения у ребенка неловкие, он быстро устает, мимика скудная. Такие навыки, как завязывание шнурков, застегивание пуговиц, даются малышу с трудом. Обследование детей с дизартрией невозможно без МРТ головного мозга. Если ранее были нарушения, они будут заметны и выявлены с помощью обследования.
Лечение проводится комплексно: задействуются медикаментозные препараты, логопедический массаж и занятия с логопедом, физиопроцедуры при необходимости.
Полный комплекс лечебных процедур включает:
•массаж;
•ЛФК;
•лечебные ванны;
•физиотерапию;
•иглоукалывание;
•пальчиковая и артикуляционная гимнастика;
•логопедический массаж;
•дыхательную гимнастику;
•ортофонические упражнения;
•работу с логопедом над выразительностью и точностью речи.

Понимаете теперь, почему мне трудно ответить прямо на Ваш вопрос? Вы уверены. что это дизартрия? И какая форма? Теперь о коррекционной школе. Без Вашего согласия ребенок не может быть направлен ни в какое учебное учреждение. Педагогический маршрут выбирает родитель. Тут главное, самому родителю понять, что лучше для ребенка. Речевая школа — это не что-то ужасное, отучившись там 2-3 года, дети уходят в обычную школу и учатся очень даже неплохо. А вот » с кашей» во рту учиться в общеобразовательной-ой, как несладко! да еще с гиперактивностью…надеюсь, что помогла Вам. Удачи!

Читайте также:  Детская парта для ребенка 4 года

Источник

С вами Ольга, многомама и логопед, и я продолжаю рассказывать о признаках одного из самых распространенных сейчас нарушений речи — дизартрии. В предыдущей статье я писала, что дизартрию, в отличие от множества других нарушений речи, можно заподозрить даже в раннем младенчестве. Сегодня расскажу, как развивается ребенок, которому в будущем может быть поставлен этот диагноз.

Напоминаю, что дизартрия — это нарушение лишь звукопроизносительной стороны речи. То есть ребенок нормально накапливает словарный запас, а него нет проблем с согласованием слов в предложения и выражением своих мыслей — то есть у него сохранно освоение речи как системы. Однако ребенок, подозреваемый по дизартрии, часто начинает говорить с задержкой. Почему?

Да потому, что им просто трудно. Центр (головной мозг) посылает сигналы периферии (органам ротовой полости), но в процессе где-то замыкает, и на периферии мы видим неточность артикуляционного движения, нарушения мышечного тонуса, подвижности органов артикуляции. Мозг даёт сигнал подняться языку вверх, например, для произнесения звука Ш, но тонус уводит язык вбок, слабость не позволяет подняться, а нарушения чувствительности не позволяют ребенку быть уверенным, действительно ли язык там, где нужно.

Дети с легкой дизартрией (а мы сейчас говорим именно о лёгкой степени, ведь дети с тяжёлой часто в принципе не способны даже пошевелить языком) головушкой уже до речи дозревают, но управлять своими органами артикуляции им труднее, чем обычным детям. Первые простые слова появляются обычно вовремя, но вот переход к фразе и накапливанию активного словаря происходит медленнее, потому что для этого требуется быстрое и уверенное переключение между разными артикуляционным позами, а это как раз ребенку и трудно.

Как было у моего сына Дани, у которого я заподозрила дизартрию года в два. Могла бы и раньше — даже в грудном возрасте, как писала а прошлой статье, но не очень хотела верить.

В два года фраза у него была — Мама, ням-ням. Биби туту. И тому подобное. А вот слов с переключением (вода, коты и тп) — не было почти до трёх лет. Мои предыдущие дети начинали хорошо говорить ровно в 2 года 3 месяца, Даня по их стопам не шел. Себя он именовал Няня, и виртуозно использовал свою ограниченную лексику. Например, словом нямням он называл все вкусное, словом дябдяб — так себе еду, и словом бьябья — совершенную гадость . Все это было безумно мило, но ближе к Данным трем годам начало меня напрягать .

Спас сенсорный удар. Это мой личный термин. Ребенок приехал на море. Первые слова с переключением появились у него через неделю, к концу трехнедельного отдыха он говорил понятно для окружающих. Речевой взрыв за две недели. Наращивание лексики с тех пор происходило лавинообразно, и в сентябре я изумлялась своим же записям его смешных словечек — неужели это было так недавно ?

Но оптимизм оптимизмом, а факты фактами — задержка речевого развития имела место быть, и виной тому — дизартрия. Именно тогда я начала ее впервые подозревать. А особенности речи меня в этой мысли укрепили .

Наш легонький дизартрик заговорил, и что мы слышим? Слышим в общем нормально по возрасту развитую речь. Дети с дизартрией не испытывают проблем с усвоением и реализацией лексико-грамматической системы языка и, кое-как управившись с непослушными языком и губами, нормально наращивают лексику и зачастую обладают речью в целом довольно развитой.

Но их речь часто слегка замедленная, производит впечатление обстоятельной. Ребенку с дизартрией нужно больше времени, чем ребенку без нее, для того чтобы переключаться между артикуляционными укладами . Иногда такой ребенок выглядит очень умным. Его медленное и обстоятельное изложение тому способствует. Он критично относится а своей речи и стремится сделать её понятной, как может.

Это если мы берём ребенка без сопутствующих нарушений высших психических функций, лёгкого снижения интеллекта. А такие проблемы могут сопутствовать дизартрии — ведь причина одна, повреждение мозга. Если сопутствующие нарушения есть — ребенок, наоборот, может абсолютно невнятно тараторить, некритично относясь к собственной речи, и нимало не беспокоясь о ее понятности.

Что еще. Глотает слоги или наоборот, повторяет многократно один и тот же слог. Мысль ушла вперёд, а язык на месте остался — вот полслова и проглотилось. Или застрял, на может переключиться. Или вперёд убежал, а потом опомнился и вернулся — следовательно слоги переставил. Всевозможные капетики и пикишоны у детей с дизартрией в речи сохраняются дольше, чем в норме .

Поскольку дизартрия — это не только нарушение артикуляции, а ещё и голоса, и дыхания, и интонационной выразительности — такие дети часто бывают либо слишком громкими и визгливыми, либо наоборот — тихо и монотонно говорящими, что делает их речь ещё более невнятной.

Ну и наша каша. Заплетающийся язык, зажатая речь — ребенок говорит как будто сквозь зубы, речь также может казаться сюсюкающей, а может все это сочетаться вместе. Все это — проявления нарушений мышечного тонуса и проблем с управлением органами артикуляции. Язык у таких детей действительно заплетается, не успевая за течением речи, тонус мышц губ и языка приводит к ощущению зажатости, а повышенный тонус спинки языка — к смягчению звуков и, следовательно, к сюсюкающей интонации .

И самое главное — очень специфические нарушения звукопроизношения. Об этом в следующей статье.

Источник

Мы до вас не доросли еще%) — но у вас опытУ больше.
Посему хочу спросить.
У младшей (2,4) когда говорит — ничего не понятно бывает (даже мне, что уж про посторонних). Особенно когда говорит быстро частно повторяемые вещи (стихи, сказки рассказывает).
При этом звуки у нее даже получше чем у старшего для этого возраста стоят.

Но — у старшего всегда было все понятно за счет четкой артикуляции. А у Варвары — из-за каши во рту — не разберешь:(

У кого такие дети есть — когда, к какому возрасту речь становится узнаваемой и понятной посторонним в большинстве случаев? И требует ли это в последствии занятий с логопедом или «оно само» встает?

Читайте также:  Часто болеющий ребенок 4 года

13.12.2010 11:49:27, Чунга-Чанга

21 комментарий

Катя, я тебе на подник написала.
14.12.2010 17:54:45, FioreJu

В этом возрасте дочери я еще все время была ее переводчиком. Она говорила много и сложно, но было похоже на кашу, да. Я ее понимала, а окружающие не всегда. Сейчас уже почти все звуки чисто звучат, иногда только, когда торопится, может не очень понятно говорить.
14.12.2010 00:52:44, boza

У моей младшей сейчас тоже каша во рту. Только члены семьи ее понимают, и то далеко не всегда. У старшей до 4-х было мало понятно постороннему, летом занимались сами каждый день по 15 минут — прогресс огромный, почти все понятно сейчас.
14.12.2010 00:46:06, ушастая киса

Сегодня были у логопеда примерно с такой проблемой, но возраст — 4г10м.
Мне сказали, что это дизартрия из-за родовой травмы. Проверила при мне — если широко открыть рот и высунуть язык максимально, то он подрагивает (ребёнок не может его держать неподвижно) и снинеет. Это означает нарушенную иннервацию речевого нерва (если я правильно поняла).
У нас была гипоксия в родах, большой безводный промежуток (без последствий проходят только 2 часа, у нас было больше), церебральная ишемия.

Говорит, что «бессознательная» болтовня у ребёнка невнятная так и останется (т.е. когда ребёнок говорит поспешно, не старается выговаривать звуки, не конртолирует себя сам). Зато можно поставить «сознательную» на хорошем уровне, т.е. ребёнок себя должен контролировать. Я так понимаю, что в 2 года контролировать себя ещё не получится.
Но зато упражнения делать с ребёнком уже можно, такие, чтобы язык тренировали. У нас бабушка с ребёнком просто так всякими смешными управжениями занималась на тренировку языка, и логопед сказала, что это улучшило картину, которая есть сейчас. Типа иначе было бы гораздо хуже.
Посоветовала завести электрическую массажную зубную щётку и массировать ею язык снизу и сверху.
Ещё логопед сказала, что по её 27-летнему опыту работы она сделала вывод, что речь в целом деградирует у детей и «становится на место» только к 6-ти годам, вместо 5-ти, как раньше. Но это не значит, что можно расслабиться до 6 лет.
Так что занимайтесь!

13.12.2010 19:57:04, Татьяна_77

А еще много-много занятий с телом, физкультуры, спорта, тискалок, возилок. Развитие речи напрямую зависит он количества нейронных связей, а они в свою очередь наращиваются движениями, особенно у малышей, но и в более сташем возрасте.
13.12.2010 20:44:38, Ирины

Спасибо, девочки! Вы мне здорово помогли прояснить картину%))
14.12.2010 11:48:47, Чунга-Чанга

У моего тоже такая штука. Занимаемся с логопедом. Долго придется заниматься. Вот то, что Вы можете делать — давайте что-то размазанное на блюдце и давайте вылизывать. Хорошая артикуляционная гимнастика.
13.12.2010 16:26:47, Вот так

спасибо, отличное упражнение! Попытаемся:)
13.12.2010 16:50:00, Чунга-Чанга

Мама говорит, что я до 6 лет фиг_пойми_чего говорила. А потом одним днём всё на место встало.
13.12.2010 14:32:50, ЖЕсть

В два не говорил ни слова. До 4,5 лет «каша во рту». Я была переводчиком. После 4,5 идеальная речь. Все звуки. К логопеду не ходили.
13.12.2010 13:02:13, Lussi01

ага, оптимистично. А в чем была причина «каши»
(у нас я подозреваю слабость лицевых мышц, отсюда невнятную артикуляцию, хотя со звуковкой более-менее прилично для 2,5 лет;)
13.12.2010 13:42:34, Чунга-Чанга

А я и не знаю… :)) Была и была, но постепенный прогресс был, и я как-то не волновалась.
13.12.2010 18:07:56, Lussi01

а слышит она хорошо?
13.12.2010 11:56:28, Natalya L

На бытовом уровне — слышит хорошо. Более того, у нее есть например «л» (или «ль» — не скажу точно), а старший до 6 лет говорил «Й», что не мешало ему вести все утренники, читать стихи и его все понимали.
Более того, — у нее с фонематическим слухом вроде все хорошо (опять таки в отличие от старшего).

Судя по всему — у нее типа слабости лицевых мышц, отсюда — плохая артикуляция. Например, вытянуть губы (как для «у») она не может — пыталась ее научить мыльные пузыри выдувать;)

13.12.2010 12:02:34, Чунга-Чанга

Если слабость лицевых мышц, то надо обязательно делать их массаж. Некоторые логопеды владеют такой техникой.
13.12.2010 13:00:40, Эжени

Где б еще найти таких логопедов — хотя бы для консультации, насколько это критично и перерасте/не перерастет.
Потому как у многих детей при становлени речи «каша во рту» (у нее не настолько, чтоб посторонние ВООБЩЕ не понимали, даже чаще понимают, чем нет).
Вот с кем бы проконсультироваться — чтоб понять есть ли патология

(я обжегшись на старшем пытаюсь «дуть на воду»%)

13.12.2010 13:41:38, Чунга-Чанга

В логопед+ была очень хорошая дефектолог Татьяна Антипова, сейчас она, кажется, в декретном отпуске. Но вообще у меня сложилось очень хорошее впечатление о центре, мы там снимали программы про дизартрию (та самая каша во рту), про дислексию-дисграфию (это неправильное, угадывающее чтение, пропуски слогов и букв на письме, недописывание слов, другие немотивированное ошибки).
[ссылка-1]
У среднего нашего только сейчас каша стала исчезать, два года в коррекционной группе, каждый день занятия с дефектологом. У нас проблемы с корой были, компенсируем потихоньку. Показать ребенка нужно обязательно, т.к. если это не отдельный симптом, а часть картины, лучше, чтобы ее увидел специалист.
16.12.2010 15:54:16, Natinka

Пообзванивайте корррекционные центры, центры поддержки — они есть в каждом районе. Там с большей вероятностью могут быть. Можно попробовать договориться, чтоб не туда возить ребенка.
13.12.2010 14:30:45, Эжени

они про говорящую 2-летку даже слышать не хотят — даже для консультации
13.12.2010 14:57:03, Чунга-Чанга

Лет с 3 вроде начинают смотреть
13.12.2010 15:36:21, Эжени

У меня вторая дочка с такой же проблемой. В 3 года ходили к логопеду — было сказано ждать, после 4-х идти в логопедический сад. Сейчас стало намного лучше, многие уже понимают, но четкости и многих букв нет и в помине. Так же логопед объяснила, что это от внутриутробного развития зависит, и ничего более.
13.12.2010 11:55:27, Поющая кошка

Источник