Карточки на скрепке что как почему для развития ребенка с 6 лет

Эта замечательная методика раннего развития ребенка появилась в середине 20 века.Молодой американский врач-нейрохирург Глен Доман и еще несколько ученых решили заняться совершенствованием методов лечения детей, страдающих нарушениями мозговой деятельности. Однако, ранние исследования приводили к неудачам. Разочарованные, но не разуверившиеся ученые снова и снова анализировали развитие тысяч нормальных детей в сравнении с детьми, страдающими серьезными травмами мозга. Постепенно Глен Доман и его команда пришли к выводу, что активное стимулирование одного из органов чувств позволяет восстановить нарушенные функции большей части мозга. Первоначально в работу по методике Глена Домана включались здоровые клетки головного мозга, не затронутые болезнью, что приводило к существенному усилению активности мозга в целом. Занятия проводились ежедневно и по нескольку раз в день.

Методика раннего развития ребенка по Глену Доману заключалась в том, что детям начали демонстрировать карточки со словами, написанными крупным красным шрифтом и громко произносили эти слова вслух. В скором времени, дети с тяжелыми отклонениями, занимающиеся по методике Глена Домана,уже могли читать и по многим показателям стали обгонять в своем развитии своих здоровых сверстников.

Почему же дети с нормальным здоровым мозгом начинают читать, иногда с большим трудом, только после 7 лет? Все очень просто – обучение чтению в школе начинают с шести лет – это слишком поздно. К шести годам способности к восприятию знаний быстро истощаются. Если мозг ребенка не был натренирован интеллектуальной деятельностью в течение первых лет жизни, ему очень трудно будет достигнуть высокого уровня понимания, особенно при зачастую просто отталкивающих методах школьного обучения. Малышей можно обучать не только чтению, но и математике, иностранным языкам, географии, музыке, истории, танцам и т.д.

Успех команды Глена Домана был ошеломляющим, а его центр в Филадельфии был назван «Институтом реализации человеческих возможностей». В центре Глена Домана в последствии были созданы институты:

 Институт максимальной реализации физиологических возможностей;

 Институт максимальной реализации физических возможностей;

 Институт максимальной реализации интеллектуальных возможностей;

Better Baby Institute, задачей которого является интенсивное воспитание родителей, заключающееся в раскрытии возможностей человеческого мозга и обучения родителей работе с детьми у себя дома.

С какого возраста начинать интеллектуальное развитие рабенка?

Ответ очень прост – с рождения. Интеллектуальное развитие мозга  ребенка не предопределено заранее; это процесс, который можно остановить, замедлить или ускорить в зависимости от обстоятельств.

Общение и раннее развитие малыша способствует развитию его слухового аппарата. Используя яркие карточки в соответствии с методикой Глена Домана, можно сообщать малышу ту же информацию, но в визуальной форме. Практика показала, что показ ярких карточек дети воспринимают как увлекательную игру, требуя демонстрации новых карточек снова и снова. Такое обучение по методике Глена Домана (даже по несколько минут в день)стимулирует развитие у малыша различных отделов головного мозга, благодаря чему у ребенка формируется фотографическая память, ребенок развивается гораздо быстрее сверстников и с рождения открывает для себя мир энциклопедических знаний.

Методика Глена Домана работает так хорошо в первую очередь потому, что мозг ребенка с самого рождения нацелен на познание, и во время его активного роста (до трёх-шести лет) ему не нужна никакая мотивация для обучения. Исследовать и узнавать что-то новое – самое важное и любимое занятие любого крохи. И задача родителей заключается в том, чтобы с самого рождения дать малышу неограниченные возможности развития, а уж что он выберет из длинного, предложенного ему списка занятий, – решать ему.

Как заниматься методикой раннего развития ребенка?

Для интеллектуального развития ребенка, по методике Глена Домана, следует выбрать время, когда малыш себя хорошо чувствует и способен заниматься. Его надо удобно усадить (уложить на животик), устроиться прямо перед ним, взять пять карточек первой серии и, держа их стопкой перед его глазами – на расстоянии 50-60 см. – сказать, например: «Сейчас я тебе покажу красивых птиц». Перекладывая карточки (последнюю вперед) громко и весело произносите то, что изображено на карточке. В первый день вы должны говорить: «Эта птица называется ворона», позже можно произносить только название – «ворона». Сами не заглядывайте на демонстрируемую карточку – это будет отвлекать ребенка. Заранее подпишите карточки с обратной стороны, чтобы вам было легче.

Все что нужно делать для интеллектуального развития малыша – быстро отводить 1 секунду на 1 карточку. Заканчивать занятие следует до того, как малышу оно наскучит, горячим и искренним выражением радости и похвал. «Урок» следует проводить три раза в день. Через пять дней одну карточку следует убрать, а другую добавить. Занятия нужно проводить каждый день, перерыв между «уроками» должен быть не менее получаса. Обязательно перемешивайте карточки после каждого показа.

Проводить занятия для раннего развития ребенка можно на любом языке. Однако очень важно не делать это вперемешку. Если вы хотите продемонстрировать карточки на иностранном языке, сообщите ребенку об этом (акцентируйте на этом его внимание!!!) и только после этого начинайте показ.

Читайте также:  Консультация об интеллектуальном развитии ребенка в доу

Улыбайтесь в процессе обучения, показывайте малышу, как вы его любите, радуйтесь его успехам! Не стоит просить малыша повторять за вами, демонстрировать результат обучения, верьте в него и это произойдёт в самый неожиданный для вас момент.

Все дети – лингвистические гении, поскольку они овладевают иностранным языком (первым) в два года. Годовалому ребенку легче, чем семилетнему освоить второй язык, научиться читать и еще многое другое.

Особое значение уделяет Глен Доман физическому развитию ребенка. Необходимо наряду с интеллектуальным развитием проводить и физическое стимулирование малыша. Новорожденные дети должны как можно больше двигаться. Надо поощрять любовь к спорту, как можно раньше начинать плавать, помогать ходить, а потом бегать, кататься на коньках, лыжах и т.п.

Главное, начните раннее развитие малыша, что вам больше всего нравится, в чем вы чувствуете себе уверенно.

Основное, что вы должны всегда помнить, – вам надо быть вместе со своим малышом. Школа постоянно находит возможность дать почувствовать детям, что у них не получается, совершенно не обращая внимания на то, что они знают. Радуйтесь тому, что уже сделано, ведь в любом случае путь, расстилающийся перед вашим ребенком, – это путь в бесконечность!

Если вы не уверены, что вести своего ребенка дорогой знаний – большое счастье, не делайте этого. Так будет лучше и для вас, и для него. Оставайтесь всегда веселы и не напрягайтесь. Следите за собой, хорошо спите и питайтесь. Обязательно доверяйте своему ребенку, никогда не обманывайте малыша. Выполняйте все данные ему обещания, поддерживайте его начинания. Исправляя ошибки, никогда не допускайте неприятных комментариев, а при каждом правильном ответе не забывайте похвалить. Всегда отвечайте на его вопросы, а если вы чего-либо не знаете, не бойтесь в этом признаться и покажите ребенку, где вы будете искать ответ. Высказывая свое мнение, всегда старайтесь обосновать его.

Где купить материалы?

О методике Глена Домана написано много книг, но найти в продаже готовые материалы, использующие эту методику довольно сложно. Теперь у родителей есть возможность заниматься со своими детьим по готовым и ярким карточкам «Вундеркинд с пеленок».

Авторы пособий разработали уникальные по объему и качеству информации компьютерные диски на русском, французском и английском языках, содержащие более 200 озвученных презентаций на самые разнообразные и интересные темы для показа детям от 6 месяцев. Для крохи просмотр красочных картинок быстро станет любимым занятием и даст ему поистине энциклопедические знания об окружающем мире, поможет освоить чтение и счёт, форму и цвет, птиц и рыб, животных и растения.

Презентации познакомят малышей с достопримечательностями мира, музыкальными инструментами, шедеврами известных художников и скульпторов, видами спорта, чудесами и явлениями природы; доступно расскажут о человеке, его анатомии, занятиях, окружающих предметах и явлениях; помогут развить интеллект ребенка и сформировать фотографическую память. Ни одного малыша не оставят равнодушными звуки живой природы и музыкальных инструментов, рычание льва и пение птиц, шум водопада и звучание скрипки.

Диски «Wunderkind baby», озвученные носителем британского английского, являются выдающимся пособием для обучения малышей английскому языку буквально с самого рождения. Диски «Le Bebe Genie®» помогут малышу заговорить на красивом французском.

Не стоит опасаться «приучать» малыша к компьютеру с самого раннего возраста – ведь одно занятие длится всего несколько секунд, а нагрузка на глазки минимальная – как при просмотре диафильма, т.к. нет присущей телевидению смены 24 кадров в секунду, а изображение и подпись к нему задерживаются на экране на 1-2 секунды.

«Есть всего два вечных предмета, которые можно передать своим детям, – это корни и крылья» – Х.Картер.

Источник

О заданиях на развитие пространственного мышления я решила написать отдельный большой материал.

Напомню, что на базе пространственного мышления развивается значительная часть интеллекта, строится большинство учебных, а потом и рабочих, навыков человека, так как перед тем, как что-либо сделать, мы мысленно разбиваем всю деятельность на цепочку действий, формируя представление о том, откуда мы хотим начать и куда хотим прийти. Это целенаправленное планирование становится возможным именно благодаря развитому пространственному мышлению.

Если у ребёнка предшкольного или школьного возраста, замечены трудности с чтением (теряет строки — не может читать без пальца, не понимает смысл, «угадывает» текст, не может пересказать прочитанное), с письмом (зеркалит буквы, не может повторить прописи, перерисовать по образцу простые рисунки по возрасту), не понимает значений право/лево, вперёд/назад и испытывает большие трудности с математикой по возрасту, то это не «Ой, нам не дано рисовать/читать/математику решать» и прочее, а «звоночки», что пространственное мышление нуждается в коррекции и лучше не спускать это на авось, так как отрабатывая слабые стороны, ребёнок всегда получает толчок вперёд по развитию всей психики.

Я долго задавалась вопросом почему логопеды вручают детям с речевыми нарушениями прописи, рисования по клеточкам и прочие подобные не очень речевые вещи. Но оказывается в речи дефицит пространственного мышления выливается в непонимание предлогов, сложности в составлении последовательного рассказа, смешение предложений без соблюдения знаков препинания при чтении. И самое плохое то, что при сложных нарушениях речи пространственное мышление страдает практически всегда. Сколько с сыном занимаюсь коррекцией алалии, сколько вижу детей с такими же нарушениями — практически все кое-как пишут, рисуют, раскрашивают, неуклюжие и плохо управляют своим телом.

Читайте также:  Сколько нарушений развития ребенка принято выделять

Что же делать? Ответ как всегда скучный — заниматься и работать с дефицитом. Но то, что мы можем требовать от шестилетки, вряд ли потребуешь от малыша, к примеру, 3 лет. Поэтому ниже будет подборка занятий для малышей и дошкольников на +/- актуальный для них возраст.

Внимание: указан возраст для нормы. У детей с особенностями развития обычно подобные навыки развиты хуже и не соответствуют возрастной норме. Не расстраивайтесь, а работайте с ними, начиная не с «Нам 5. Написано делать прописи и значит мы будем делать прописи«, а с вашего реального уровня. То есть, если понятно, что ребёнку совсем не по силам какое-либо задание, полезно спуститься на ступеньку ниже и делать вещи немного попроще — так вы сможете дорастить навык до нужного уровня.

До 3 лет

На этот возраст отлично подходят скорее не занятия, а творческая деятельность и общение.

Младенца полезно стимулировать ползать, раскладывая игрушки в разных местах, показывать как можно разнообразно манипулировать с предметами и играть.

Малышу постарше надо показывать где и какая у него часть тела или лица, а когда он освоится, просить показать, где такие же части тела у игрушек/других людей. Это нужно для развития у ребёнка базовой проприоцепции — понимания положения своего тела и его частей в пространстве.

Развитие проприоцепции важно для детей вообще, а для детей с нарушениями развития так особенно. Ребёнок, у которого недостаточно развита проприоцепция, может иметь повышенную или пониженную кожную чувствительность и пытаться скомпенсировать недостаточность ощущений от собственного тела при помощи гиперактивности с элементами агрессии (лететь с разбегу на предметы и людей, крушить всё на своём пути, щупать и жмакать всё вокруг, чрезмерно крепко обниматься и слишком бурно выражать свои чувства прыжками/бегом/крушениями всего вокруг).

Из развивалок без криков и слёз на этот возраст хорошо подойдут игры с мячом, кеглями, магнитная рыбалка, стройка из кубиков и конструктора, простенькие аппликации из геометрических фигур, лепка из теста/пластилина колобков, снеговиков, колбасок, ставить точки на бумаге и предлагать соединить их прямой линией, простые раскраски и бумага с карандашами для первых каляк, пазлы или разрезные картинки из 2-4 деталей (можно и больше, если ребёнок может больше).

С 3 до 5 лет

Можно начинать давать уже более сложные задания. Для детей 3-4 лет хорошо подойдут пазлы от 5-6 деталей, не просто игры с конструктором, а сборка по простенькому образцу, задания на поиск отличий/совпадений. Хорошо идут тетрис, кубики Коса или Никитина (варианты для начинающих).

С 4-5 лет можно предлагать ребёнку начать копировать изображения, перерисовывать простые рисунки, писать прописи, проходить лабиринты, соединять точки по номерам, формируя рисунок (требуется знание счета), сравнивать короткие и длинные отрезки.

Я знаю по собственному опыту, что детям с особенностями развития рисование даётся нелегко, но оно действительно важно для развития пространственного мышления. Ребёнку не «не дано», ребёнок НЕ МОЖЕТ рисовать в силу незрелости или поражения структур ЦНС. Следовательно, ему нужно помогать восстанавливать этот навык. Примеры нашего «не дано» и что из этого получилось примерно за 1,5 года тренировок (карусель листается).

Юный художник (вот с такого мы начинали примерно в 4,5)

Юный художник (вот с такого мы начинали примерно в 4,5)

Юный художник (вот с такого мы начинали примерно в 4,5)

Рисунки у нас конечно далеки от идеальных пропорций, но смысл рисования и не в этом, а в том, чтобы ребёнок практиковался и постепенно переносил на бумагу всё более реалистичные детали, подмеченные им в окружении — то есть, не только схематичные руки-палки, а объемные конечности, лица с чертами лица, правильное положение предметов в пространстве и т.д.

Кроме того, с 4-5 нужно обучать ребёнка предлогам, обозначающим положения предметов и людей в пространстве: право, лево, впереди, позади, сверху, снизу, на, под, в.

Кстати, с предлогами здорово помогает не зубрежка, а мимоходное изучение. Например, поиск «клада» на бумаге или даже в квартире (в формате детского квеста) с ориентировкой на карту сокровищ.

Читайте также:  Центр развития ребенка дзержинск нижегородская область

Хороши картинки, по которым ребёнок может описать, где находится какой-либо предмет. Увидев, например, картинку внизу, ребёнок может вам рассказывать, что мячик ПОД табуреткой, цветок растёт В горшке, картина висит НА стене и так далее. (галерея листается — дальше пример с кладом)

Из математического пособия Л.Петерсон. Необязательно просить от ребёнка рассказ, но можно спросить где и что находится, чтобы он практиковался с предлогами

Из математического пособия Л.Петерсон. Необязательно просить от ребёнка рассказ, но можно спросить где и что находится, чтобы он практиковался с предлогами

На этот возраст не теряют актуальность всё та же лепка, аппликация. Можно начинать загадывать ребёнку простые загадки — они тоже работают на развитие пространственных представлений.

С 5 до 7 лет

Ребёнок уже может не просто копировать, но и самостоятельно улучшать объекты – дорисовывать, достраивать начатое.

Для дорисовки проще всего начинать с заданий по клеткам: напишите в поиске «дорисуй по клеткам простые задания» — вам вывалится масса примеров для начинающих. А в качестве достройки можно предлагать сконструировать вторую симметричную башню/домик к первой.

Очень хороши графические диктанты — идеально для развития слухового внимания и пространственного мышления одновременно, так как ребёнок рисует картинку по клеткам, ориентируясь на ваши слова, например: «Одна клетка влево» .

Наш графический диктант, который Лёва пожелал художественно доработать

Из головоломок подойдут усложнённые узоры из всё тех же кубиков Никитина и Коса, более сложные лабиринты, можно добавить танграм.

Хороша логическая игра «Цветовой код» — ребёнку предлагается вставить в прозрачную рамку карточки с изображениями в нужной последовательности, чтобы получился узор.

фото из открытых источников

А ориентироваться в тетради и подготовится к письму помогут прописи. Это сложный навык и честно скажу, первые месяца три сын простейшие движения в тетради делал по полчаса. К счастью, это тоже тренируется (ниже карусель как было и как стало за год усиленных тренировок).

Прописи в 5 лет — в тетради самое лучшее из того, что сыну удавалось (было много отдельных попыток на черновиках)

Прописи в 5 лет — в тетради самое лучшее из того, что сыну удавалось (было много отдельных попыток на черновиках)

Очень нравится детям игра «Спрячь кошку«. Суть игры в том, что вы предлагаете ребёнку определить куда по размеру поместится гипотетическая кошка — «В коробку«, «ЗА шкаф«, «В сумку» и так далее. Можно задавать ребёнку даже заведомо глупые вопросы вроде: «А поместится ли кошка в чашку?«. Ответ он конечно же знает, но всё равно ему придётся хоть мимолётно, а прикинуть поместится ли туда кошка. Кошка конечно же условна — можно «прятать» что угодно, что у вас под рукой, если ребёнку трудно что-то представлять и требуется немного наглядности.

А сейчас о приятном формате развития в ходе игры. Дети в возрасте 5-7 лет, даже имея особое развитие, в подавляющем большинстве могут играть в настольные игры. И это тоже прекрасный способ развивать пространственное мышление! Отлично подходят для этой цели бродилки, шахматы, шашки, нарды, домино, монополия (в общем, любые игры на доске или плоскости, изображающей пространство и передвижение по нему).

Бродилки, к слову, легко учат детей считать до ста и автоматизировать счёт, что очень полезно, если ребёнок упорно пропускает числа в ряду и вы уже не знаете что сделать, чтобы он усвоил верный порядок.

И, что неожиданно, хорошо развивают пространственное мышление некоторые игры на компьютере! Лучший выбор это стратегии — они учат думать на несколько шагов наперёд и ориентироваться на плоскости. Круче всех, на мой скромный взгляд, серия Сида Мейера «Цивилизация», подойдут также «Майнкрафт», «Симсити».

Как видите, вариантов развивать пространственное мышление как в процессе занятий, так и в быту/игре, на самом деле масса. И хотя детям с особенностями развития такие вещи даются, как правило, чуть ли не со слезами и уговорами, исправить всё можно. Главное не опускайте руки.

Спасибо что читаете меня!

Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше материалов по теме и от меня, и от других авторов 🙂

Вам могут быть интересны другие статьи по теме:

Диспраксия — что это такое и почему она напоминает алалию, аутизм и другие нарушения развития?

Проблемы с математикой, чтением и пониманием речи у ребёнка? Поработайте с его пространственным мышлением

Как учить ребёнка рисовать и раскрашивать? (для родителей алаликов и аутистов)

Источник