Карточки для развития кругозора ребенка
Карточка №21.
Познание (формирование целостной картины мира, расширение кругозора).
Ознакомление детей с качествами и свойствами предметов. Игра «Пароход».
Цели: учить различать и называть качества предметов .вёрдый, мягкий, тяжёлый, лёгкий; свойства: тонет, плывёт; учить чётко и правильно произносить звук «у»; упражнять в различении громких и тихих звуков; развивать внимание, интерес к экспериментальной деятельности.
Материалы и оборудование: пластмассовый пароход, бумажные кораблики, морские камушки, иллюстрации с изображением больших и маленьких пароходов, таз с водой.
Организационный момент:
Воспитатель (показывает детям пластмассовый пароход и спрашивает) Что это? (Пароход) Если опустить пароход в воду, он поплывет?(Ответы детей).Давайте подумаем.
Основная часть. Определение качеств предметов.
Воспитатель. Потрогайте пароход Он какой: твёрдый или мягкий? (Твёрдый) Тяжёлый или лёгкий? (Лёгкий) Наш пароход твёрдый, лёгкий. Сейчас мы посмотрим, сможет ли он поплыть по воде (опускает игрушку в таз с водой).Плывёт? (плывёт) Пароход плывёт по воде. А что это?(Показывает морские камешки среднего размера, дети называют предметы, воспитатель раздаёт каждому по одному камешку.) Камни какие: твёрдые или мягкие? Тяжёлые или лёгкие?(Ответы детей). Камни твёрдые, тяжёлые. Интересно, поплывут они по воде или нет? Опустите камешки в воду. (Дети опускают камни, они тонут.) Утонули? (Утонули) Ещё у меня есть маленькие лодочки.(Показывает бумажные лодочки, раздаёт каждому ребёнку по лодочке.) Какие они: твёрдые или мягкие, тяжёлые или лёгкие? Эти лодочки из бумаги, они лёгкие, мягкие, смогут л и они поплыть по воде?(высказывание предположений детьми). Опустите лодочки на воду. Поплыли? Пока лодочки и кораблики плывут, мы свами отдохнём.
Музыкально- ритмические движения (под музыкальную композицию «Ай-да» В.Верховинца.)
Воспитатель предлагает детям представить себя рыбками, читает стихотворение, а дети выполняют движения:
Рыбки плавали, ныряли в чистой свеженькой воде.
То сожмутся, разожмутся, то, зароются в песке.
Имитируют движения пловца Обхватывают себя руками ,затем разводят руки в стороны. Садятся на корточки.
Игра «Пароход»
Воспитатель показывает картинки с изображением больших и маленьких кораблей и спрашивает детей «Какой пароход большой а какой маленький ? Как гудят пароходы? Большой пароход гудит громко: ту-ту-ту, а маленький тихо: ту-ту-ту. Сейчас девочки будут маленькими пароходами, а мальчики-большими. Большие пароходы, погудите громко: «Ту-ту-ту!», А теперь маленькие пароходы погудите тихо «Ту-ту-ту!»(Игра повторяется: теперь мальчики гудят как маленькие пароходы, а девочки как большие.)
Ожидаемые результаты: может по просьбе взрослого рассказать о предметах, отвечает на простейшие вопросы во время экспериментальной деятельности, принимает участие в игре «Пароход».
Методическое обеспечение: Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Васильевой Первая младшая группа / авт.-сост. О.П.Власенко (и др.).- Волгоград: Учитель, 2012.-89 с,
Карточка №22.
Познание (формирование целостной картины мира, расширение кругозора).
Рассматривание автомашин, автобуса, трамвая (игрушки). Едим на автобусе.
Цели: учит различать по внешнему виду и называть грузовой и легковой автомобили, автобус, трамвай
,а также их основные части: кабину, руль, кузов, колёса, окна.
Материалы и оборудование: игрушечные машины (легковая, грузовая, автобус, трамвай), игрушечный руль.
Организационный момент:
Воспитатель загадывает детям загадку
Четыре колеса,
Резиновые шины,
Мотор и тормоза…
Что это? (машина)
Основная часть: Рассматривание игрушек.
Воспитатель (показывает детям игрушечные машины: грузовой и легковой автомобили, автобус, трамвай). Что это? (машины) Да, это машины, но каждая называется по- разному. Это машина -легковой автомобиль, это-грузовой автомобиль, а это что?(Показывает на автобус, дети называют игрушку) А это трамвай. У всех машин есть колёса, руль, сиденья для шофёра и пассажира. Проверьте, у всех ли машин есть руль
,колёса, сиденья, может, какая- то деталь сломалась? (Дети рассматривают машины, называют общие детали, отмечают, что у всех есть руль, колёса, сиденья. ) А что должно быть у машины, чтобы в неё могли зайти и сесть шофёр и пассажиры?(Дверь.) У всех машин есть дверь? Чтобы посмотреть из машины на улицу, что должно быть?(окно). У всех машин есть руль, колёса, сиденья, двери, окна. А кузов есть у всех машин? Кузов есть только есть только у грузового автомобиля, в нём шофёр перевозит разные грузы: песок для детского сада, овощи и фрукты для магазина, мебель в дома. А кого везут трамвай и автобус? (пассажиров, людей). Сколько сидений у автобуса и трамвая? (много) В автобусе много сидений, он может возить много людей, а в легковом автомобиле мало, и людей в нём поместится мало.
Инсценирование песни «Весёлый поезд» ( муз. Э. Компанейца).
Воспитатель предлагает детям оставить машины на стоянке и отправиться путешествовать на поезде. Дети под музыку по показу воспитателя имитируют движения и гудки поезда, двигаясь по всему пространству группы.
Игра « Чего не стало?».
Дети подходят к столу, на котором стоят игрушечные машины, по просьбе воспитателя закрывают глаза. Педагог убирает под стол грузовой автомобиль, дети открывают глаза, воспитатель спрашивает, какого автомобиля не хватает (воспитатель побуждает детей отвечать полным предложением: «Нет грузового автомобиля»). Затем воспитатель возвращает спрятанную игрушку на место, и игра продолжается до тех пор, пока все машины не будут поочерёдно спрятаны.
Сюжетно-ролевая игра «Едем на автобусе».
Воспитатель предлагает построить автобус из стульев и отправиться в цирк . Дети рассаживаются на пассажирские места, один ребёнок в роли шофёра держит игрушечный руль и напоминает, что нужно купить билеты. На роли кондуктора назначается другой ребёнок, ему дают сумку с маленькими листочками (билетами). После того , как дети усвоят игровые действия кондуктора и шофёра воспитатель назначает на роль кондуктора и шофёра других детей.
Планируемые результаты: принимает участие в рассматривании игрушечного транспорта , в игре «Чего не стало?» , сюжетно-ролевой игре «Едем на автобусе», отвечает на вопросы.
Методическое обеспечение: Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Васильевой Первая младшая группа / авт.-сост. О.П.Власенко (и др.).- Волгоград: Учитель, 2012.-89 с
Карточка №23.
Познание (формирование целостной картины мира, расширение кругозора).
Покормим птичек. Игра «Что делают птички».
Цели: дать представление о птицах, учить наблюдать за птицами, сравнивать их, развивать внимание, речь, память; воспитывать любовь к животным существам и желание помогать им (кормить).
Материалы и оборудование: картинки с изображением действий птиц, зерна, крошки.
Организационный момент: Воспитатель подводит детей к окну и предлагает понаблюдать за птицами.
Основная часть: Беседа о птицах.
Воспитатель. Кого мы увидели на улице? (птиц) .Что они делают? (Летают, ищут корм, чистят пёрышки, прыгают по снегу.) Где ищут корм птички?(в снегу, под снегом).Легко ли птицам найти корм под снегом? Холодно ли птицам на улице? Как мы можем помочь птицам? (покормим их) Для этого мы можем насыпать зерно, крошки в кормушку или на снег. Что мы дадим птицам? (Зерно, крошки).
Музыкально-ритмические движения под музыку Г.Фрида «Птички».
Воспитатель предлагает детям представить, что они птички. Дети по показу воспитателя имитируют движения птиц, передвигаются прыжками, делают взмахи руками, как крыльями.
Целевая прогулка: Дети вместе с воспитателем насыпают в пакет зерно, крошка, одеваются и выходя на улицу.
Воспитатель насыпает корм в кормушки, Куда я насыпаю корм? (в кормушку) Что будут делать птички, когда подлетят к кормушке и увидят корм? (Клевать) Птицы обрадуются нашему угощению? (Да) Почему? (Они хотят кушать, а зимой трудно найти корм.) Где ищут корм птицы? (под снегом) Мы насыпали корм на снег на нашем участке и посмотрим, какие птицы прилетят его клевать.
Воспитатель раздает каждому ребёнку по горсточке корма и показывает , как надо рассыпать корм на снегу , дети повторяют. Затем педагог предлагает отойти на небольшое расстояние , чтобы птицы не боялись, а подлетали клевать корм. Когда птицы подлетают , воспитатель проводит наблюдения по вопросам, предупреждая детей, что разговаривать надо тихо, а смотреть внимательно.
Вопросы детям:
- Кто прилетает к нам на участок? (дети называют тех птиц , которых они знают)
- Что они делают? (Клюют корм)
- Как птицы клюют? (Наклоняют головы и берут клювом зерно)
- Как птицы двигаются?(Летают и прыгают)
- Радуются ли птицы корму? (Ответы детей)
Дети могу т затрудняться при ответах на вопросы или отвечать односложно, воспитатель сам отвечает и уточняет у детей, так ли это на самом деле, дети подтверждают.
Игра « Что делают птички?»
После прогулки, когда дети немного отдохнут и поделятся друг с другом и воспитателем впечатлениями от прогулки, педагог предлагает игру.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть сюжетные картинки, на которых изображены разные действия птиц: клюют корм, летят, чистят пёрышки, идут по земле, снегу и т.д. Дети рассматривают и называют действия птиц, затем воспитатель собирает картинки и показывает каждую поочерёдно, предлагая детям имитировать то действие, которое изображено на картинке.
Ожидаемые результаты:
Проявляет интерес к окружающему миру природы, активность при выполнении простейших музыкальных движений, участвует в наблюдении за птицами через окно, отвечает на вопросы в беседе о птицах, выполняет поручения взрослого рассыпает корм на снегу, принимает участие в игре «Что делают птички?».
Методическое обеспечение: Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Васильевой Первая младшая группа / авт.-сост. О.П.Власенко (и др.).- Волгоград: Учитель, 2012.-89 с,
Карточка №24.
Познание (формирование целостной картины мира, расширение кругозора).
Домашние животные и их детёныши. Игра « Послушай и назови».
Цели: знакомить детей с домашними животными и их детёнышами, учить называть и сравнивать их по величине; развивать любознательность, память, внимание, речь; обогащать словарный запас; воспитывать любовь к животным.
Материалы и оборудование: сюжетные картинки с изображением коровы , лошади, собаки, кошки и их детёнышей.
Организационный момент: воспитатель обращает внимание детей на сюжетные картинки с изображением домашних животных.
Основная часть .Отгадывание загадок о животных.
Воспитатель загадывает загадку, дети должны назвать отгадку и показать на сюжетной картинке животное:
- Сама пёстрая , ест зелёную траву, даёт белое молоко. Кто это? (корова)
- Мордочка усатая, шубка полосатая, часто умывается, но с водой не знается. Кто это?
- Длинная грива, скачет ретиво, твёрдые копытца, дайте ей воды напиться. Кто это?
- С хозяином дружит, дом сторожит, живёт под крылечком, хвост колечком.
Беседа о детёнышах домашних животных.
Воспитатель . У собаки маленький…(Щенок) ,а у кошки маленький…(котёнок), у коровы…(телёнок), у лошади…(жеребёнок). Посмотрите мама кошка большая , а котёнок какой? (маленький). Корова большая, а телёнок какой? (маленький). Вы знаете ,как заботятся животные о своих маленьких детёнышах? Кормят их молоком, чистят им шёрстку языком, защищают , согревают. Как заботятся животные о детёнышах? (Дети повторяют то , что услышали от воспитателя)
Игра «Покорми животных».
Воспитатель. Что любит есть котёнок? (Молоко, сметану).(Педагог даёт одному ребёнку поручение принести игрушечную тарелочку, другому-«налить» молоко из бутылочки, третьему поставить блюдце рядом с котёнком.) А что любит есть щенок ? (косточки, мясо),(даёт нескольким детям по одному поручению: принести игрушечную тарелочку, положить косточку, мясо, поставить тарелку рядом со щенком) Пока щенок и котёнок едят , мы положим для них подстилки, на которых они будут спать (Дети кладут в игровом уголке две подстилки затем, кладут на них щенка и котёнка.) Теперь котёнок и щенок будут спать , а мы пока поиграем.
Физкультминутка.
У коровы есть ребёнок: брык-брык, скок-скок, Показать рожки пальцами. Показать, как
А зовут его телёнок, брык- брык, скок- скок, бодается телёнок, прыжки на двух ногах
Планируемые результаты: умеет по словестному описанию отгадать животное, с интересом рассматривает сюжетные картинки, может по просьбе взрослого рассказать об изображённом на картинке, отвечает на вопросы, принимает участие в беседе о домашних животных, в играх «покорми животных», «Послушай и назови»
. Методическое обеспечение: Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Васильевой Первая младшая группа / авт.-сост. О.П.Власенко (и др.).- Волгоград: Учитель, 2012.-89 с
Источник
Развивающих методик для детей огромное количество, теория Глена Домана – самая известная из них. Узнать о сути методики, преимуществах и недостатках, а также скачать карточки Домана (удобно разложенные по категориям) вы можете на этой странице.
Суть методики Глена Домана
С самого рождения мозг человека настроен на познание окружающего мира всеми возможными средствами. Используя эту его особенность, можно осуществлять успешное ранее обучение (обратите внимание, что речь идет именно об обучении, а не развитии!). Рекомендовано приступать к упражнениям уже с 3-6 месяцев жизни. Методика Домана позволяет заложить основы для развития высокого уровня интеллекта, сформировать стойкую тягу к знаниям, научить невероятно раннему чтению на родном и иностранном языке, математике. Так говорит автор методики.
Для методики специально были разработаны обучающие карточки. Они содержат изображение предмета и надпись-слово, его обозначающее. Представлены в виде наборов, объединенных общей тематикой. Например: «Цветы», «Фрукты» и т.п. Скачать такие карточки Домана вы можете переходя по разделам этой страницы.
При их разработке были учтены многочисленные нюансы восприятия и внимания маленьких детей, что напрямую влияет на эффективность работы. В этом разделе для бесплатного скачивания доступны карточки, выполненные строго в соответствии с принципами Домана. На каждой из них отображен только один объект на чистом белом фоне, они большого размера, без рамок и цветных окантовок, на рисунке отлично видны все важные детали. Все предметы имеют свое название. Оно написано под их изображением крупным шрифтом яркого красного цвета.
Просто скачать карточки Домана, распечатать их и дать ребенку? Нет, от родителей потребуется серьезная организованность и со временем огромная фантазия, как словить, усадить и показать в конце концов эти карточки ребенку. Проблема заинтересованности обычного, здорового ребенка в процессе – сложность методики. К тому же есть определенные правила. Начинать упражнение необходимо тогда, когда и малыш, и взрослый находятся в хорошем настроении. Обязательно стоит сообщить: «Сейчас я покажу тебе…(птиц, деревья и т. п.». После этого начать показ. Демонстрировать каждую карточку рекомендуется 1-2 секунды. При этом взрослый проговаривает громко и четко, спокойным голосом, слово, написанное под рисунком. Количество карточек может быть от 10 и до 120 в зависимости от заинтересованности ребенка. Важные моменты:
- Заглядывать в карточку при демонстрировании нельзя, чтобы не мешать ребенку рассматривать изображение.
- Занятия вначале проводят 1 раз в день, затем их количество увеличивают.
- Одна карточка не должна показываться более 3 раз за день.
- Не нужно требовать от ребенка повторений названий, если только он сам не захочет сделать это.
- Лучше прекратить игру до того, как малыш потеряет интерес.
- Постепенно нужно добавлять новые наборы, а хорошо изученные убирать.
- Показы должны быть систематичными, только в этом случае можно добиться результатов.
Как сделать Карточки Домана самостоятельно?
Предлагаем вам скачать карточки Домана и распечатать их для своего ребенка. Сделать это лучше на матовой (чтобы не было бликов) бумаге плотностью 250-300 г/м2 или же приклеить на картон. Желательно готовые карточки ламинировать, тогда они прослужат дольше, и их можно будет использовать в других развивающих играх.
Данный дидактический материал может также с успехом использоваться и в методике Макато Шичиды, направленной на развитие фотографической памяти, творческих способностей, интуиции. Для этого потребуется только отрезать названия предметов по пунктирной линии.
Источник
Простые словесные игры очень полезны не только для развития речи, но и для расширения кругозора вашего ребенка. В них можно играть по пути в детское учреждение, на прогулке или в очереди в поликлинику. Если вы заметили, что вашему малышу становится скучно, игру нужно прекратить.
1. Опиши предмет.
Взрослый предлагает малышу описать предмет с разных сторон, используя эпитеты, глаголы. Например, вы с малышом рассматриваете что-то, видя по дороге, и задаете ему самые различные вопросы: «Какого он размера? Какой предмет на ощупь? Каким цветом? Где его можно использовать?» Так вы подталкиваете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию речи, и попутно рассказываете неизвестные особенности и функции предмета, которые малыш еще не знает, что поможет ему расширить его кругозор.
2. Что может быть? Родитель говорит эпитет, а малыш к нему – подбирает предмет. К примеру, «Желтое». Что может быть желтым? Ребенок перечисляет: солнце, цыпленок, листочки осенью.… Затем проводим игру-перевертыш. Называется какой-либо существительное, и к нему выбираем подходящие прилагательные. «стол, какой?» Круглый, прямоугольный, деревянный, новый, большой…
3.Разбираем предмет на детали. Очень полезно для развития ребенка разбирать предмет на детали.. «Вот машина, а что у него есть?» — «Руль, окно, бампер, колеса, фары…» — «А что есть у дома?» — «Крыша, окна, двери, подъезд.»
4. Подбираем антонимы. Называем любое слово, а ребенок подбирает слова противоположные по значению. «Высокий — низкий, твердый -мягкий широкий — узкий, большой — маленький».
5. Подбираем синонимы. Называем любое слово, а ребенок подбирает слово близкое по значению. Синоним к слову «лавочка» — скамейка, «автомобиль» — машина.
6. Додумываем фразу. Взрослый рассказывает историю, а когда на секунду замолкает, ребенок должен вставить нужное слово, подходящее по смыслу.
7. Придумываем рассказ. Предлагаем ребенку 6-8 слов, из которых нужно составить рассказ. Сначала это может быть простой смысловой набор понятный для ребенка: коньки, девочка, снеговик, звезда, елка. Затем задачу можно усложнить: медведь, стол, космос, радуга, лес.
8. Добавь слово. Предлагаем ребенку подобрать слова, которые обозначили бы окончание действия.
— Света проснулась и… (начала делать зарядку).
— Вася оделся и… (пошел на улицу).
— он замерз и… (вернулся домой за теплой кофтой).
— стали они петь.. (песню вместе ).
— Света пела (громко)
— А Вася (залез на табуретку ).
9. Рассматриваем образы. Обратим внимание ребенка на небо. Что напоминают нам бело-пушистые облака? На что похожи холмы и возвышенности? А ветки деревьев?
10. Туристическое бюро. Давайте представим, что мы идем с ребенком не в магазин, а отправляемся в увлекательное путешествие – это гораздо интереснее. Сколько же вопросов нам нужно решить. На чем поедем, а может, полетим, а может, поплывем? Какую одежду лучше подобрать в дорогу, если, например, мы отправляемся на северный полюс? Кого можно встретить в жаркой пустыне? Что нам может понадобиться в морском путешествии? Не забывайте делиться впечатлениями друг с другом.
Больше общайтесь с вашим малышом обо всем на свете. Ребенок гораздо быстрее и легче запоминает полезную для него информацию произнесенную «мимоходом», чем информацию, которую нужно воспринимать сидя за столом в «серьезной» обстановке.
Удачи вам в воспитании детей.
Если статья Вам понравилась, поставьте пожалуйста ЛАЙК автору
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на канал
Источник