Карта речевого развития ребенка детского сада

Евгения Демина
Речевая карта воспитанника ДОУ

Речевая карта

1. Анкетные данные

Ф. И. О. ребенка ___

Дата рождения ___

Домашний адрес, телефон ___

Откуда поступил ребенок ___

Данные о родителях:

Мать Отец

Ф. И. О.

Место работы

Должность

Рабочий телефон

2.Объективные данные Заключения специалистов:

Статус неврологический

Состояние интеллекта

Состояние слуха

Состояние зрения

Дата поступления в речевую группу ___

Заключение ПМПК ___

Принят на срок ___

3. Анамнестические данные

Когда ребенок начал: Норма

Держать голову К 2 месяцам

Сидеть К 6 месяцам

Ходить К 1 году

Гуление В 3 месяца

Лепет В 5 месяцев

Первые слова К 1 году

Первая фраза К 2 г. – простая фраза,

к 3 г. – фразовая речь

Темп речевого развития: ___

(Замедленный, нормальный, бурный)

4. Исследование неречевых психических функций

Моторная сфера

Особенности общей моторики

• Пройти по ровной линии ___

•Левая нога: постоять ___попрыгать ___

•Правая нога: постоять ___ попрыгать ___

•Попрыгать на двух ногах: на месте ___ с продвижением ___

Переключение с одного движения на другое ___

Особенности мелкой моторики

• Собрать спички ___ собрать мозаику___ нанизывать колечки, бусы ___

•Пальчиковые упражнения: «Зайчик», «Коза»попеременно:

• левая рука ___, правая рука ___

• Умение держать карандаш ___

•Умение проводить линии: вертикальные ___ горизонтальные ___

• Ведущая рука ___

(левша, правша, амбидекстр- хорошо владеет обеими руками)

Обследование процесса восприятия

Зрительное восприятие

•Условия реального изображения: ___

•Узнавание предметов в условиях наложения: ___

•Узнавание предметов в неполном изображении: ___

•Условия силуэтного изображения:___

•Условия контурного изображения: ___

Восприятие цвета:

• Представление о цвете___

• Сличает цвета красный ___ синий ___ зеленый ___ желтый ___

• Различает цвета (выделяет по слову) красный ___синий___зеленый ___ желтый __

• Знает и называет основные цвета красный ___синий___зеленый ___ желтый __

Восприятие величины (большой – маленький):

• Представление о величине ___

• Соотносит предметы по величине ___

• Дифференцирует предметы по величине ___

• Называет величину (выделяет по слову) ___

Восприятие формы:

• Представление о форме (есть/ нет) ___

•Соотносит предметы по форме: круг ___ квадрат ___

треугольник ___ прямоугольник ___ овал ___

•Различает геометрические формы: круг ___ квадрат ___

треугольник ___ прямоугольник ___ овал ___

•Называет геометрические формы: круг ___ квадрат ___

треугольник ___ прямоугольник ___ овал ___

Восприятиепространственных представлений:

•Дифференцирование пространственных представлений: выше – ниже ___ дальше – ближе ___ справа-слева___ впереди – сзади ___ в центре ___

Временные представления: Части суток (N с з-х лет) ___Времена года (N с 4-х лет) ___

Обследование мимических процессов

Исследование произвольного запоминания без нацеливания на запоминание:

• Смешанный ряд ___

• Линейный ряд ___

Исследование непроизвольного запоминания с нацеливанием на запоминание:

Исследование после нарушения порядка предметов: ___

Исследование после изменения количества предметов:

• Добавление предмета в линейный ряд ___

• Уменьшение предметов в линейном ряду ___

Обследование процессов мышления

Почтовый ящик

• Действие силой (допустимо в N до 3,5 лет) ___

• Перебор вариантов ___

• Примеривание ___

• Зрительное соотнесение (N с 6 лет) ___

• Парные картинки ___

Конструирование

Складывание фигур из палочек:

• По подражанию ___По образцу ___По представлению___

Исключение 4 – го лишнего ___

Счет и счетные операцииОт 1 до 10 прямой ___Обратный ___Счетные операции__

5. Обследование артикуляционного аппарата

Губы: ___

Зубы:___

Прикус:___

Челюсти:___

Нёбо: ___

Мягкое небо:___

Язык:Форма и размер:___Кончик языка: ___

Подъязычнаясвязка:___

Позиции языка в полости рта: ___

Тонус: ___

Подвижность: ___

Переключаемость:___

Саливация: ___

Щеки: ___

Дыхание: ___

Носовое дыхание:___

Ротовой выдох: ___

При фонации выдох: ___

Голос: ___

Речь: ___

Темп речи:___

Ритм речи:___

Патологическая активность лицевой и мимической мускулатуры:___

6. Обшая характеристика речи

Понимание обращенной речи (имперсивная речь)Исследование сформированности предметной соотнесенности: показать, взять, отдать предмет ___

Понимание грамматических форм речи:

Единственное число Множественное число

существительное

глагол

прилагательное

Мужской род Женский род Средний род

глагол

прилагательное

Предлоги В За На Из Под Над Из-за Из-под

Обследование звуковой стороны речи:

Изо

лир.

Слог

Слова

Кон

текст

Прямой Обрат

Закрыт. Стеч Начало Серед Конец

С

С’

З

З’

Ц

Ш

Ж

Ч

Щ

Л

Л’

Р

Р’

К

Г

Г’

Х

Х’

Й

Виды нарушения звукопроизношения ___

Обследование слоговой структуры речи

Классы Образцы ответов детей

1 2-сложные слова из открытых слогов

2 3-сложные слова из открытых слогов

3 1-сложные слова

4 2-сложные слова из открытого и закрытого слога

5 2-сложные слова со стечением согласных в середине слова

6 2-сложные слова с закрытым слогом и стечением согласных

7 3-сложные слова с закрытым слогом

8 3-сложные слова со стечением согласных в середине слова

9 3-сложные слова с закрытым слогом и стечением согласных

10 3-сложные слова с двумя стечениями согласных

11 1-сложные слова со стечением согласных в начале слова

12 2-сложные слова с двумя стечениями согласных

13 4-сложные слова

Вид нарушения слоговой структуры: ___

Обследование фонематического восприятия:

• Выделение звука в ряду других звуков ___

• Выделение слога с заданным звуком в ряду других звуков ___

• Слог со звуком ___

• Выделение слова с заданным звуком в ряду других слов ___

• Дифференциация близких по звучанию групп звуков (шипящие – свистящие; р – л; твердые – мягкие; глухие – звонкие; к – х) ___

Обследование звукового анализа слова

Таблица 7

Начало слова Середина слова Конец слова

Выделение гласного звука из состава слова

Выделение согласного звука из состава слова

Подбор слова с заданным гласным звуком

Подбор слова с заданным согласным звуком

Обследование лексического запаса

Предметный словарь

Называние предметов по картинкам; знание обобщающих понятий

Предметы Обобщающие понятия

Кукла ___ Мишка ___ Мяч ___ Игрушки ___

Читайте также:  Развитие ребенка четвертого месяца

Чашка ___ Тарелка ___ Ложка ___ Посуда ___

Шапка ___ Пальто ___ Брюки ___ Одежда ___

Стол ___ Стул ___ Шкаф ___ Мебель ___

Собака ___ Кошка ___ Корова ___ Домашние животные ___

Дерево ___ Цветок ___ Куст ___ Растения ___

Яблоко ___ Груша ___ Персик ___ Фрукты ___

Морковь ___ Огурец ___ Помидор ___ Овощи___

Автобус ___ Троллейбус ___ Машина ___ Транспорт ___

Голова ___ Ноги ___ Руки ___ Части тела ___

Называние предмета по его описанию:

Холодильник ___ тарелка ___ложка ___ стул ___ ручка ___инструкция: «назови предмет которым (едят, пишут, из которого едят, хранят продукты, сидят)»

Глагольный словарь Название действий по демонстрации ___

Характерные действия

Рыба

Воробей

Лягушка

Змея

Название профессиональных действий

Профессия Профессиональные действия

Врач

Учитель

Сапожник

Продавец

Повар

Строитель

Словарь прилагательных

Название цветов (основных и оттеночных) ___

Название величины ___

Подбор определений к слову:

Еж

Лиса

Заяц

Комар

Небо

Ковёр

Шкаф

Подбор синонимов и антонимов:

Молодой

Высокий

Горячий

Грязный

Далеко

Грамматический строй речи

Построение предложений по опорным словам ___

Составление рассказа по опорным словам ___

Составление предложений по отдельным словам, расположенным в беспорядке ___

Употребление предлогов на материале картинок и по демонстрации действия в самостоятельной речи.

В

На

Под

Из

За

Из – под

Из – за

Между

Около

Над

Через

Постановка пропущенного в предложении предлога:

Собака сидит ___ будке. Стакан стоит ___ столе. Машина остановилась ___ магазина. Мальчики поссорились ___ матча. Олень перепрыгнул ___ овраг.

Употребление существительных единственного и множественного числа в разных падежах

И. п. Р. п. Д. п. В. п. Т. п. П. п.

Ед. ч. Мн. ч Ед. ч. Мн. ч Ед,ч. Мн. ч Ед. ч. Мн. ч. Ед. ч Мн. ч. Ед. ч. Мн. ч.

Жен. род

Муж. род

Средн. род

Употребление падежей в зависимости от числительных

ДВА ПЯТЬ

Мужской род Женский род Мужской род Женский род

Согласование прилагательного с существительным:

Женский род ___

Мужской род ___

Средний род ___

Образование уменьшительной формы существительного ___

Образование названия детенышей животных ___

Образование прилагательных от существительных ___

Относительные прилагательные (из чего сделано) Притяжательные прилагательные

Женский род (чья) Мужской род (чей) Средний род (чьё) Множественное число (чьи)

Образование глаголов

Образование глаголов совершенного вида Образование глаголов несовершенного вида

Мужской род (что сделал) Женский род (что сделала) Мужской род (что делал) Женский род (что делала)

Образование приставочных глаголов ___

Обследование связной речи

Серия картин ___

Сюжетная картина ___

Вывод:___

7.Логопедическое заключение:

___

Источник

Речевая карта (5-7 лет)

(для логопункта ДОУ)

Анкетные данные

Фамилия, имя  ребенка_________________________________________________________________

Дата рождения________________________________________________________________________

Домашний адрес______________________________________________________________________

Номер ДОУ__________________________________________________________________________

Номер группы________________________________________________________________________

Дата зачисления на логопункт___________________________________________________________

Диагноз______________________________________________________________________________

Сведения о родителях

Мать (Ф.И.О., возраст, место работы)____________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Отец (Ф.И.О., возраст, место работы)_____________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Общий анамнез

Протекание беременности и родов (резус – конфликт, токсикоз, инф. заболевания)______________

_____________________________________________________________________________________

Вскармливание (естественное (до какого возраста), искусственное)___________________________                                                                      

Перенесенные ребёнком заболевания до 3 лет_____________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Речевое развитие ребёнка (медленно, постепенно, быстро) __________________________________

Состояние артикуляционного аппарата (подчеркнуть)

Губы: нормальное строение, толстые, тонкие, хейлоскиз (расщелина), прохейлия (увеличение верхней губы)

Зубы: нормальное строение, редкие, кривые, вне челюстной дуги, мелкие, крупные, нарушение

зубного ряда

Прикус: ортогнатический (норма), прогнатия (верхний зубной ряд выступает вперёд), прогения

(нижний зубной ряд выступает вперёд), прямой (фронтальные резцы не перекрывают друг друга),

перекрёстный (смещение челюстей относительно друг друга), открытый (отсутствие смыкания

между зубными рядами), сужение челюстей, микрогения (малые размеры нижней челюсти)

Твёрдое нёбо: нормальное строение, палатосхиз (расщелины нёба), послеоперационные рубцы,

высокое (готическое, куполообразное, глубокое), узкое  

Мягкое нёбо: нормальное строение, длинное, короткое, с послеоперационными рубцами,

субмукозная щель, раздвоенное

Язык: нормальное строение, макроглоссия, микроглоссия, длинный, короткий, широкий, узкий,

массивный, гипертрофия корня языка, раздвоенный, укороченная подъязычная связка

Примечания: _________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Объективные данные о состоянии здоровья

Неврологический статус (невропатолог) __________________________________________________

Состояние слуха (отоларинголог) _______________________________________________________

Состояние зрения (окулист) ____________________________________________________________

Состояние интеллекта (психоневролог)___________________________________________________

Общее состояние здоровья (педиатр)_____________________________________________________

Общее развитие ребёнка (подчеркнуть): соответствует возрасту, в пределах возрастной нормы,

не соответствует возрасту.

Логопедическое обследование

Звукопроизношение

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

Свистящие

Шипящие

Сонорные

Другие звуки

Фонематический слух

Воспроизведение слоговых рядов

Па-та-на

Та-та-тя

Па-ба-па

Га-ка-га

Да-да-та

Воспроизведение слов — паронимов

Суп-зуб

Кости-гости

Уточка-удочка

Бочка-почка

Крыша-крыса

Уровни

Высокий-5

Достаточный-4

Средний-3

Критический-2

Недопустимый -1

Фонематический анализ

Выделение звука в начале слова

Аист

Облако

Утка

Суп

Кот

Выделение последнего звука в слове

Мак

Стул

Луна

Шары

Кот

Уровни

Высокий-5

Достаточный-4

Средний-3

Критический-2

Недопустимый -1

Фонематический синтез

Составление слов из звуков, данных в правильной последовательности

[м]; [а]; [к]

[д]; [о]; [м]

[р]; [у]; [к]; [а]

[к]; [а]; [ш]; [а]

[у]; [з]; [о]; [р]

Составление слов из звуков, данных в нарушенной последовательности

[с]; [к]; [о]:

[о] ; [ к] ;[т]:

[н]; [с]; [о]:

[а]; [м]; [м]; [а]:

[а]; [п]; [а]; [п]:

Уровни

Высокий-5

Достаточный-4

Средний-3

Критический-2

Недопустимый -1

Фонематические представления

Подобрать слово на заданный звук

[с]

[з]

[ш]

[ж]

[р]

Отобрать картинки с заданным звуком

[ц]

[ч]

[л]

[щ]

[р]

Уровни

Высокий-5

Достаточный-4

Средний-3

Критический-2

Недопустимый -1

Слоговая структура слова

Произношение слов сложного слогового состава

Аквариум

Водопроводчик

Милиционер

Сковорода

Велосипед

Произношение предложений

Водопроводчик чинит водопровод.

Птенчик весело щебечет.

Экскурсовод проводит экскурсию.

Велосипедист едет по тротуару.

Милиционер регулирует движение.

Уровни

Высокий-5

Достаточный-4

Средний-3

Критический-2

Недопустимый -1

Грамматический строй речи

1.Словоизменение

Преобразование существительных ед.ч. во мн.ч.                                                                               

ухо —                                                                                    

стул —                                                            

дерево —                                                  

рот —                                                                                    

гнездо –                                                                                  

Изменение по падежам ( род. п. мн.ч.)

Книги (много чего?)

Рты —                                            

Стулья —                                                                      

Яйца –

Карандаши –

Согласование числительных 2 и 5 с существительными:

яблоко

гнездо

тетрадь

апельсин

карандаш

2. Словообразование

Уменьшительно-ласкательной формы существительных и прилагательных                                                                                                       

ухо —                                                                                

ковёр —                                                                                                          

гнездо —

белый —                                                                                                                                                  

мягкий –

Образование прилагательных от существительных

дом из кирпича –

ваза из стекла –

лопата из железа –

сок из моркови –

гора из снега –

Образование глаголов движения с помощью приставок

ходить

плыть

летать

ехать

бежать

Уровни

Высокий-5

Достаточный-4

Средний-3

Критический-2

Недопустимый -1

Словарный запас

 Назвать по восприятию                                                                                                                                                                                                                                                                         

Брови

Локоть

Подбородок

Плечо

Затылок

Назвать детёнышей                                                   

У собаки –                                          

У лошади –                                          

У свиньи –                                            

У  ежихи —

У курицы –                                          

Антонимы

Длинная-                                                                                                                  

Большой –                                                    

Чистая —

Узкая –                                                          

Тишина —                                                      

Обобщающие понятия

Обувь –

Овощи –

Фрукты –

Мебель –

Транспорт –

Уровни

Высокий-5

Достаточный-4

Средний-3

Критический-2

Недопустимый -1

Связная речь

Разговорно-описательная беседа

Как тебя зовут?

Сколько тебе лет?

Где ты живёшь?

С кем ты живёшь?

Кто работает в твоей семье? А кто учится?

Есть ли у тебя брат (сестра)?

Помогаешь ли ты взрослым дома?

С кем ты дружишь в детском саду?

Какая у тебя любимая сказка? О чём она?

Чем ты больше всего любишь заниматься?

Рассказ по сюжетной картинке

Рассказ по серии сюжетных картинок

Пересказ

Уровни

Высокий-5

Достаточный-4

Средний-3

Критический-2

Недопустимый -1

Читайте также:  Методы развития монологической речи ребенка

Заключение

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

Диагноз

Речевая карта (для логопункта) – Приложение 1.

В строчке напротив задания записываются ответы ребёнка. Затем ответы оцениваются в соответствии с указанными уровнями.

Критерии для определения уровня выполнения задания.

Высокий – Ответ даёт верный. Самостоятельно выполняет задание. Активен в общении, умеет слушать, строить общение с учетом ситуации, легко входит в контакт, ясно и последовательно выражает свои мысли.

Достаточный – Ответ верный при стимулирующей помощи взрослого. Ошибки исправляет самостоятельно или после небольшой помощи взрослого.

Средний – Не более двух ошибок в каждой серии заданий, которые исправляются после помощи стимулирующего характера. Ребенок слушает и понимает речь, участвует в общении чаще по инициативе других. Умение пользоваться ранее приобретёнными знаниями сформировано недостаточно.

Критический – Все задания выполняются со значительной помощью взрослого. Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и взрослыми, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание.

Недопустимый – Затрудняется в понимании задания. Ответ дан неверно.

Результаты логопедического обследования отображаются в диаграмме (Приложение 2). Диаграмма позволяет дать полное и точное заключение состояния речи ребёнка, подойти системно к анализу нарушения, определить относительно сохранные функции и процессы. Это позволяет логопеду выбрать эффективные пути, а также средства коррекционно-развивающей работы.

Приложение 2

Результаты логопедического обследования

Каждый год обозначается определённым цветом, что даёт возможность проследить улучшение или ухудшение речи каждого конкретного ребёнка.

 — первый год обучения

 — второй год обучения

 — третий год обучения

А – уровни

В –

фонематический слух

фонематический анализ

фонематический синтез

фонематические представления

слоговая структура слова

грамматический строй речи

словарный запас

связная речь

Читайте также:  Развитие ребенка сразу после рождения

Источник

Речевая карта

  1. Ф. И. ребенка       Баранёнкова Вика
  2. Дата рождения  20.12.04
  3. Речевая среда   норма
  4. Заключение специалистов   здорова
  1. Краткий анамнез:

а) раннее физическое развитие   норма

б) раннее речевое развитие  говорить начала в срок.

  1. Состояние общей и мелкой моторики    норма
  1. Состояние артикуляционного аппарата:

Зубы  норма        прикус   норма

Язык   норма        уздечка           норма

  1. Темп речи:         норма,         быстрый,  медленный, ускоренный.
  1. Плавность речи: норма, с запинками
  1. Голос: норма, тихий, громкий, гнусавый
  1. Дыхание: норма, ключичное, затрудненное
  1. Звукопроизношение

гласные:    +                        глухие:        норма,         озвончает

свистящие:_________________        звонкие: норма,         оглушает

шипящие:  Ш=С, З=Ж,Ч=Сь, Щ=Сь твердые: норма,         смягчает

соноры:                                мягкие:         норма,         произносит твердо

в потоке речи:    парасигматизм

  1. Фонематический слух: норма, нарушен
  2. Фонематическое восприятие: норма, нарушено
  3. Структура слова и предложения: норма 

лекарство        +                        библиотека        +                        

сковорода        +                        аквариум        +                        

телевизор        +                        клоун                +                        

Птичка свила гнездышко в кустах.                        +                        

Золотая рыбка плавает в аквариуме.                        +                        

  1. Словарь: соответствует возрасту, ограничен, резко ограничен

а) обобщающие понятия:

        лук, репа, морковь, капуста        +        назвать посуду        +                

        шкаф, стол, стул, диван                +        назвать одежду        +                

б) слова-антонимы

        широкий   маленький    глубокий                +        высокий        маленький        

        горячий                +        большой        +        толстый                +        

в) названия детенышей животных        +                                        

  1. Грамматический строй:

а) изменение существительного по падежам

        — кого ловит кошка?        +                — кому подаришь книжку?        +

        — чем подстригают волосы?        +        — с кем любишь играть?                +

        — в чем носят продукты?                +        — из чего ты пьешь?        +        

б) образование форм сущ. Р.п ед. и мн. числа (чего нет?)

        шарф        +                        дома        дОмов                        

        книга        +                        деревья                +                

в) преобразование сущ. ед. числа во множ. и наоборот

        стул        стулы                воробей          +                цыплята        +        

        картина         +        глаз        +                окна        +        

г) согласование сущ. с прилагательным

        мяч — какой?        +        книга — ?        +        яблоко — ?        +        

д) согласование сущ. с числительным (сосчитай)

                        1                2                3

шар                        +                +                +                        

ёлка                +                +                ёлок                        

ведро                +                +                ведров                        

е)  употребление предлогов _______+_____________________________________

  1. Словообразование:

а) уменьшительно-ласкательные формы существительного

мяч                +                кукла        +                кольцо                +        

б) образование  качественных прилагательных

стол из дерева        +                шуба из меха        —                        

в) образование притяжательных прилагательных (чей?)

хвост волка                волкин   _        дупло белки        белочки           следы медведя                медведя

  1. Связная речь:

а) фраза (норма, морфологический аграмматизм, структурный аграмматизм)

б) составление предложения по сюжетной картинке (предметное перечисление, простое предложение, распространенное)                                                                                                                                                                                                        

в) составление рассказа по серии картинок    рассказ         составляет самостоятельно, предложения короткие , последовательность событий прнимает и передаёт.                                                                                                                                                                                                                                                                                

г) рассказ – описание         описывает предмет схематично, без подробностей, называет лишь основные признаки.                                                                                                        

  1. Состояние неречевых процессов:

а) внимание _ норма__

       б) память____норма________________________________________________________

  1. Заключение логопеда        ОНР 4 ур.р.р.        у ребёнка с дислалией.
  1. Дата начала занятий                15.09.10                                                
  1. Дата выпуска        25.05.12                                                        
  1. Результаты коррекционной работы:  речь чистая.

Учитель-логопед __________________ Соловьёва Н.В.

Источник