Карта развития ребенка цветик семицветик

татьяна коротаева
Технологическая карта «Цветик-семицветик»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми

Тема (проект, событие): «Цветик-семицветик»

Возрастная группа: старшая группа

Форма НОД: образовательная деятельность с использованием игровой технологии

Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная) 8 детей

Учебно-методический комплект: Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми», Т. А. Шорыгина «Какие месяцы в году», Т. А. Попова «Интегрированные циклы занятия по приобщению к русской народной культуре»

Средства:

Наглядные: иллюстрации из сказки «Цветик-семицветик»

Мультимедийные: проектор, экран

Литературные: отрывки из сказки «Цветик-семицветик», поговорки о доброте

Музыкальные: музыка из мультфильма «Цветик-семицветик»

Материальные: конструктор LEGO«Моя первая история», набор плоскостных геометрических фигур, карточки-цифры, картинки с временами года, игрушки.

Оборудование: LEGO –конструктор «Моя первая история», набор плоскостных геометрических фигур, карточки-цифры, цветик-семицветик (цветок из семи лепестков, карты-схемы для конструирования

Цель: формирование элементарных математических представлений, развитие творческого потенциала детей с использованием игровой технологии

ЗАДАЧИ образовательной программы

Образовательные:

закрепить умение ориентироваться во времени (дни недели, о составе числа;

учить применять математическую терминологию;

учить объединять предметы в группы (по сходным признакам);

учить конструировать с помощью карт-схем, представлять результаты своей работы

Развивающие:

развивать мелкую моторику рук, зрительное и слуховое восприятие;

развивать умение детей составлять описательные рассказы;

формировать устойчивый интерес к конструированию.

развивать умение анализировать; устанавливать связь между их назначением и строением.

Воспитательные:

способствовать сплочению детского коллектива при работе в группе;

воспитывать устойчивость внимания, желание работать с новым материалом.

Этапы совместной деятельности

Содержание деятельности

Действия, деятельность, педагогика

Деятельность детей

Планируемый результат

Актуализация знаний -Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, гости!Ребята, я очень рада видеть вас. Предлагаю вам взяться за руки и подарить друг другу улыбку. А теперь посмотрите на наших гостей, подарим улыбку и им, чтобы настроение у всех было хорошее.

Ребята,а вы любите сказки? Я тоже очень люблю сказки и хочу прочитать вам отрывок, а вам — предлагаю отгадать, из какой сказки эти слова?

«Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели»

Верно. Эти слова из сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»

— Кто в ней главный герой?

-Как оказался цветок у девочки Жени?

-Какого цвета и сколько было лепестков?

-Сколько лепестков было истрачено на добрые дела?

-На какое доброе дело был истрачен последний лепесток? Создает эмоциональный настрой, готовность на совместную работу

Читает отрывок из сказки, показывает слайд.

Предлагает ответить на вопросы.

Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.

Поощряет высказывания Приветствуют гостей

Отгадывают загадку.

Дают ответы на вопросы Ориентация на сотрудничество с педагогом. Испытывают комфорт в общении

Вызвать интерес к теме. Вступают в контакт с воспитателем

Уточнить знания сказки «Цветик-семицветик»

Мотивация

Постановка проблемы

Ребята, посмотрите, у нас тоже есть цветок, но он без лепестков, цветку очень неуютно без лепестков, и он просит, чтобы вы помогли ему их вернуть.

Поможем? Как же мы поможем цветку вернуть лепестки?

Ребята, а лепестки-то не простые, на них написаны задания. Что мы будем делать с этими заданиями?

Да с вами я согласна, нам нужно выполнить задания, чтобы лепестки вернулись к цветку. Стимулирует интерес детей. Обращает внимание на цветок и лепестки лежащие рядом.

Задает вопросы. Дети рассматривают цветок, обращают внимание на оторванные лепестки.

Отвечают на вопросы. Ребенок начинает сотрудничать с педагогом, проявляет внимательность, заинтересованность в решении проблемы

Планирование Содержательная деятельность

Итак. Первое задание. Вспомните на какое желание Женя потратила первый лепесток. (Баранки) У меня тоже есть баранки, но они все одинаковые, а у Жени баранки были разные. «Купила Женя в магазине семь баранок: две баранки с маком для мамы, две баранки с тмином для папы, две баранки с сахаром для себя и одну– розовую маленькую баранку — для младшего братика Павлика» — цитата из сказки.

Задание №1

«Геометрические фигуры»

Разделитесь на 4 группы. Возьмите геометрические фигуры и разложите их на свои баранки,каждая команда выполняет свое условие:

1. По цвету

2. По форме

3. По величине

4. Найди лишнюю

Молодцы, а вот и первый лепесток, появившийся на нашем цветке.

Задание №2

«Неделька»

Ответьте на вопросы:

• Какие дни недели вы знаете?

• Сколько их?

• Какой день недели сегодня?

• Какой день недели завтра?

• Какой день недели был вчера?

• Какой день недели будет после среды, перед субботой, за вторником?

Предлагаю вам закрепить знания днейнедели с помощью кирпичиков ЛЕГО.

Работа с конструктором ЛЕГО.

Я буду вам называть дни недели, а вы будете вспоминать, какой это день по счету и подбирать соответствующееколичество кирпичиков указанного в задании цвета.

1. Для «вторника» выбираем кирпичики красного цвета.

2. «Среда»-кирпичики желтого цвета. Сколько кирпичиков положили? Почему?

3. «Пятница» — кирпичики зеленого цвета. Сколько кирпичиков положили? Почему?

Молодцы ребята, с заданием справились хорошо! Вот вам второй лепесток.

Задание № 3

«Разбитая ваза»

Вспомните, а какое еще желание Женя потратила на лепесток.

Перед вами лежат осколки разбитой вазы, но они смешаны с другими осколками, на них написаны цифры,

Для того, чтобы найти нужные осколки вазы, необходимо решить предложенные примеры. Если вы правильно решите примеры, по ответам найдете необходимые осколки и соберете вазу.

Молодцы и с этим заданием вы справились. На нашем цветочке появился еще один лепесток.

Задание №4

«Возвращаемся домой»

Ребята, вспомните, на что Женя потратила целых два лепестка?

Правильно, она отправилась на Северный полюс и вернулась обратно. А вы когда-нибудь путешествовали?

«Вопрос-ответ»

Ребята, скажите, что нужно знать, чтобы вернуться домой? Жене, для того, чтобы вернуться понадобилось потратить целый лепесток. А вы, ребята, знаете,как вернуться домой?

Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте, хорошо?

Как называется страна, в которой мы живем?

Назовите столицу нашей Родины?

Как называется наш город?

Как называется наш детский сад, а на какой улице он находится?

А знаете ли вы ваш адрес?

Молодцы, этот лепесток ваш.

Физминутка

Предлагаю передохнуть.

На зарядку становись! Вверх рука, другая вниз! (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком меняем руки.) Повторяем упражненье, делаем быстрей движенья. (Руки перед грудью, рывки руками.) Раз – вперед наклонимся, два – назад прогнемся. И наклоны в стороны делать мы возьмемся. (Наклоны вперед, назад и в стороны.) Приседания опять будем дружно выполнять. Раз, два, три, четыре, пять, кто там начал отставать (Приседания.) На ходьбу мы перейдем, (Ходьба на месте.) И занятие заниматься вновь начнем. (Дети садятся за столики.) За участие в физминутке вы тоже получаете лепесток

Читайте также:  Изменения в развитии ребенка

Задание №5

«Времена года»

Что ж, вы немного отдохнули. Нам необходимо прикрепить пятый лепесток к нашему цветку

Перед вами лежат картинки, на которых изображены четыре времени года, но что-то на них не так. Видимо художник что-то перепутал. Посмотрите внимательно и найдите ошибки. Для выполнения данной работы вам придется опять разбиться на 4 команды. Каждая команда работает со своей картинкой.

Молодцы, этот лепесток ваш.

Задание № 6

«Опиши игрушку»

А давайте вспомним, что еще пожелала Женя.

(На полке расставлены разные игрушки)

— Итак, мы в магазине игрушек. Он большой, много разных отделов.

— Какую игрушку вы бы себе выбрали. Опишите эту игрушку, чтобы другие дети догадались, о чем идет речь.

Молодцы, вы заслужили этот лепесток.

Задание №7

«Детская площадка»

А как Женя распорядилась последним лепестком? вспомните, что произошло в конце сказки?

Вовлекает в процесс

Задает вопрос.

Читает отрывок из сказки

Проговаривает задание

Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления

Предлагает карточки с примерами, просит найти нужный ответ.

Задает вопросы

Отдает детям очередной лепесток

Проводит физминутку

Отдает детям очередной лепесток

Предлагает рассмотреть картинки «Ошибки художника». Задает вопросы

Предлагает составить описание игрушки, не называя ее.

Отдает лепесток

Стимулирует творческий потенциал детей Отвечают на вопросы.

Слушают отрывок из сказки

Выполняют задание. Выкладывают геометрические фигуры, соблюдая условия.

Отвечают на поставленные вопросы

Выполняют задание с помощью конструктора ЛЕГО

Решают примеры, находят правильные ответы, собирают вазу.

Отвечают на вопросы

Дети крепят лепесток на цветок

Выполняют физминутку

Дети крепят лепесток на цветок

Находят ошибки художника на картинках, проговаривают, что должно быть нарисовано

Составляют описание игрушки, не называя ее.

Дети приступают к заданию

Дети крепят лепесток на цветок

Отвечают на вопросы, фантазируют Умение классифицировать геометрические фигуры по различным признакам

Умение выполнять задания на слух с определенными условиями.

Вспоминают дни недели, ориентируются в них

Формируют умение абстрактно мыслить

Умение самостоятельно принимать решение, находить правильный ответ.

Уточнить знания детей.

Появляется бодрость для выполнения следующего упражнения

Умеют находить и исправлять ошибки, давать полный обоснованный ответ

Умеют описывать объект, не называя его. Свободно оперируют описательными прилагательными

Радость победы, выполнения очередного задания

Умение составлять описательные рассказы

Самостоятельная работа Воспитатель обращает внимание детей на силуэты матрешек из белой бумаги.

— Ребята, посмотрите на этих матрешек, сравните их с деревянными, чем они отличаются? (Матрешки не нарядные, не украшены платочки, сарафаны)

— Ребята, как вы думаете, что нужно сделать, чтобы матрешки стали нарядные, красивые, как их деревянные подружки? (Ответы детей)

— Молодцы! Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки! Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас в мастеров. Пройдёмте в ваши мастерские, и там каждый украсит узорами свою матрёшку. Дети самостоятельно наносят узор ватными палочками.

Воспитатель. Посмотрите, как много ярких, красивых, разных матрешек появилось у нас.

— Матрешку делают только в нашей стране России, и только русские мастера. Когда к нам в Россию приезжают иностранные гости, они обязательно везут домой на память нашу русскую народную игрушку — матрешку.

Планирует совместно с детьми, вовлекает детей в самостоятельную деятельность. Предлагает самостоятеельно выполнить задание.

Самостоятельно решают поставленную задачу. Делают выбор, выполняют задание.

Ребенок проявляет самостоятельность в своей деятельности. Развивается воображение, творческая активность.

Ребенок проявляет творческий подход, оригинальность, формируются навыки партнерского взаимодействия

Рефлексия. Молодцы, у вас получились замечательные матрешки.

-Ребята назовите мне русскую народную игрушку, о которой мы сегодня говорили?

— Ребята, а вам нравится матрешка? Почему Вы все здорово потрудились и справились с заданиями.

Побуждает детей проанализировать свою деятельность Высказывание по поводу выполненных работ. Испытывают удовлетворение от выполненной деятельности

Источник

Торгашова Ксения
Технологическая карта занятия по речевому развитию по книге Валентина Катаева «Цветик-семицветик»

Образовательная область:речевая, познавательная, социально-коммуникативная.

Тема занятия: В. Катаев «Цветик-семицветик»

Возрастная группа: старшая.

Цель: доведение до понимания детей основной идеи произведения Валентина Катаева «Цветик-семицветик», посредством анализа поступков и характеристики главной героини (в дидактической игре и беседе по содержанию)

Задачи:

Обучающие: формировать умения осмысливать поступки главной героини, причинно- следственные связи и давать им оценку, учить выражать своё отношение к героине сказки, учить правильно воспринимать содержание произведения, довести до понимания идею произведения о возможности совершать добрые поступки, помогая другим людям

Развивающие: развивать воображение, мышление и память;

совершенствовать диалогическую форму речи в процессе ответов на вопросы, обогащать словарный запас

Воспитательные: воспитывать умение слушать и интерес к художественной литературе;

воспитывать стремление совершать добрые поступки, воспитывать умение работать в группе.

Дополнительные задачи:

Словарная работа: салки (игра)

Планируемый результат занятия: дети отвечают на вопросы связанные с основной идеей сказки Валентина Катаева «Цветик-семицветик», составляют положительную характеристику главной героини, описывают мотивы поступков.

Подготовительная работа: подготовка иллюстраций книги Валентина Катаева «Цветик-семицветик» для демонстрации, составление дидактической игры.

Материалы и оборудование: иллюстрации по книге, игровое поле, фишки, книга.

Ход занятия:

Организационно- мотивационный этап.

Здравствуйте, ребята!

Скажем здравствуйте друг другу!

Нам здороваться не лень,

Всем привет и добрый день!

Дети, сегодня на пороге нашей группы я нашла этот цветок. Посмотрите на него внимательно и скажите из какой сказки этот цветок?

Верно, из сказки Валентина Катаева «Цветик-семицветик».

Как я уже говорила эту сказку я читала еще в вашем возрасте и она мне очень понравилась тем, что в этой сказке цветок оказался волшебным и исполнял желания. Надеюсь, она понравится и вам.

В сказке Валентина Катаева «Цветик-семицветик» рассказывается о девочке Жене, которую мама отправила в магазин за баранками. Женя купила баранки и шла домой зевая по сторонам и считая ворон. Пока она читала вывески, сзади к ней пристроилась незнакомая собака и съела все её баранки. Почувствовала Женя, что баранки стали очень лёгкие, обернулась, а собака уже последнюю доедает…Закричала Женя да бросилась догонять собаку. Догнать она её не смогла зато сама заблудилась. Испугалась тогда Женя да заплакала. Вдруг появилась старушка, которая подарила ей волшебный цветок, который исполнял желания.

Основной этап. Этап постановки проблемы.

Дети, сейчас я вам предлагаю немного поиграть и вспомнить, какие желания загадывала Женя, отрывая лепестки.

Посмотрите что лежит пред вами? Да, верно игровое поле.

Читайте также:  Способы развития мелкой моторики у ребенка 4 лет

Хорошо, а теперь познакомимся с правилами игры.

Вам необходимо пройти от страта до финиша. Если вы встаете на красный круг, то вам нужно ответить на вопрос.

Ребята, сейчас вы будете передвигаться по игровому по полю настолько кружков вперёд, сколько у вас написано на лепестке.

Молодцы, вы все правильно сделали.

Мы вспомнили желания, которые загадывала Женя.

Была ли Женя счастлива после исполнения 6 желаний?

Почему не все желания исполняясь делают человека счастливым? (постановка проблемы)

На этот вопрос мы попробуем ответить ещё раз после чтения.

Перед вами две картинки на одной Женя и подарки на другой Женя делает добрые дела)

Ребята, а как вы думаете, на что потратит последний лепесток Женя?

Для того, чтобы узнать, что на самом деле выберет Женя прочитаем сказку.

Этап ознакомления с материалом.

Чтение фрагмента сказки Валентина Катаева «Цветик-семицветик».

Этап практического решения проблемы.

Теперь я предлагаю вам побеседовать и проверить кто внимательнее всех слушал сказку.

В какую игру Женя предложила поиграть Вите? (салки)

Что это за игра? (словарная работа)

Салки – это детская игра, по правилам которой следует детям догонять друг друга и касаться рукой

Ребята, какие чувства испытала Женя, узнав о том, что Витя не может бегать? Захотелось ли ей помочь мальчику? И как Женя помогла? Валентин Катаев писал об этом так: с этими словами девочка бережно оторвала последний голубой лепесток, на минуту прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голоском дрожащим от счастья…

Дети, закончите за мной предложение.

(отрывок)

Проверим на сколько внимательно вы слушали сказку. Чем она закончилась? (Выбор картинок) Все верно, вы были правы. Женя загадала желание, которое помогло выздороветь Вити.

Как вы считаете после того как исполнилось последнее желание Жени, она стала радостной или грустной? Она единственный раз поняла, что не все дети бывают здоровы, счастливы. Женя впервые в жизни сделала не себе подарок, а другому. Поэтому она была счастлива.)

Да, а какой это поступок хороший или плохой?

Ребята, а что было бы если Женя не встретила волшебницу и не получила в подарок цветок?

Дети, какой стала Женя после того, как исполнила свое последнее желание?

Как вы понимаете пословицу “Жизнь дана на добрые дела”).

— А что это значит? На какие такие добрые? Какие дела можно назвать добрыми?

— А кто из вас делает добрые дела?

Значит, какие поступки надо совершать, чтобы стать счастливее?

Дети, обязательно ли иметь волшебный цветок, чтобы творить добрые поступки?

Какой добрый поступок вы совершили бы?

Совершаете ли вы добрые дела? Какие?

Рефлексивно-корригирующий.

Дети, вам понравилась сказка?

А вы помните кто ее автор?

Вспомним, чем занимались на занятии?

Понравилось ли вам занятие?

Что больше всего запомнилось?

Ребята, эта книга будет храниться у нас в книжном уголке, когда вы захотите вы сможете взять её и вспомнить добрый поступок Жени.

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  №155

Программа

 психологического развития детей 3-4 лет

«Цветик- семицветик»

Составитель: Волкова Елена Александровна

Содержание

  1. Пояснительная записка…………………………………..……2
  2. Актуальность программы………………………………..……2  
  3. Цель программы……………………………………………..2
  4. Задачи программы…………………………………………..2
  5. Концептуальная основа программы……………………….3
  6. Формы работы с детьми в рамках программы………………3
  7. Особенности психологического курса……………………..4
  8. Программное содержание…………………………………….7

Октябрь…………………………………………………………7

Ноябрь ………………………………………………………….8

Декабрь………………………………………………………….9

Январь………………………………………………………….10

Февраль…………………………………………………….…..11

Март……………………………………………………………..12

Апрель………………………………………………………….13

Пояснительная записка

     Данная программа разработана на основе программы психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик — Семицветик» под редакцией Н.Ю. Куражевой с элементами сказтотерапии.

Все чаще педагоги и психологи используют термины «эмоциональная неадекватность», «эмоциональные нарушения». За этим стоят страхи и тревоги, чрезмерная плаксивость и агрессивность, обидчивость, чувство подавленности и одиночества и многое другое. Не только детям, но и взрослым часто не разобраться в своих эмоциях и чувствах.

Очевидно, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сенситивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период, должны стать «культурными», то есть превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм.

Актуальность программы  заключается в том, что она предусматривает объединение нескольких методических, педагогических, психотерапевтических приемов в единый комплекс и адаптирует их к психике ребенка 3-4 лет, с учетом динамики развития каждого психического процесса и каждой сферы психики по месяцам в течение года.

Цель программы:

  1. Создание условий для естественного психологического развития ребенка.
  2. Воспитание  ценностных ориентаций посредством сказки, формирование психологического здоровья дошкольников.

Задачи:

  1. Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир человеческих эмоций.
  2. Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения.
  3. Развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.
  4. Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
  5. Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.
  6. Формирование позитивной мотивации к обучению.
  7. Развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения.

2

Концептуальная основа программы

Содержание программы строится на идеях развивающего обучения, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и зон ближайшего развития.

Рефлексивно-деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту. Принцип личностно-ориентированного подхода предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности. Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий.

Формы работы с детьми в рамках программы:

Групповые занятия

Продолжительность занятий зависит от возрастной категории детей.

Группа

Время занятия

Количество занятий в год

Численность группы

Вторая младшая группа

20 мин

24

5-6 человек

Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений психолога.

Построение программы для каждого возраста ориентировано на удовлетворение ведущей потребности, свойственной конкретному периоду детства, и основано на развитие ведущего психического процесса или сферы психики.

В частности:

вторая младшая группа —  восприятие.

Занятия на развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления), а также на развитие волевой и психофизиологической сферы подобрано в соответствии с темами занятий.

Занятия проводятся в помещении с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил.

Оснащение занятий:

  1. Фонотека.
  2. Настольно-печатные игры.
  3. Предметные игрушки.
  4. Доска.
  5. Цветные мелки.
  6. Краски, карандаши, фломастеры.
  7. Писчая и цветная бумага.
  8. Строительный материал.

3

Принципы проведения занятий:

  1. Системность подачи материала.
  2. Наглядность обучения.
  3. Цикличность построения занятий.
  4. Доступность.
  5. Проблемность.
  6. Развивающий и воспитательный характер учебного материала.
Читайте также:  Ребенок отстает в развитии не говорит 3 года

Этапы построения занятия

  1. Организационный этап.

Создание эмоционального настроя в группе.

Упражнения и игры с целью привлечения внимания детей.

  1. Мотивационный этап.

Сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий;

Выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме.

  1. Практический этап.

Подача новой информации на основе имеющихся данных;

Задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и творческих способностей.

Обработка полученных навыков на практике.

  1. Рефлексивный этап.

Обобщение полученных знаний.

Подведение итогов занятия.

Работа с родителями

В рамках этой формы работы родителей ориентируют на создание условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни. Кроме того, ведется просветительская работа с родителями в форме лекций, семинаров-практикумов и круглых столов.

Особенности психологического курса

Содержание и наполнение курса определяется психологическими особенностями данного возраста детей.

В данном возрасте ребенок переживает значимый для его развития и социализации возрастной кризис. Маленький дошкольник впервые начинает осознавать свою автономность и индивидуальность, стремится к самостоятельности, понимает то, что может многое сделать сам, без помощи взрослого. У детей появляется интерес к совместной игровой деятельности, происходит переход от «игры рядом» к «игре вместе». Активно развиваются эмоциональная и сенсорно-перцептивная сфера ребенка. Основным видом деятельности детей является игра.

4

Все эти особенности развития и определяют основные задачи курса:

  1. Создавать условия для проявления всех видов активности ребенка.
  2. Создавать условия для развития восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения.
  3. Способствовать освоению разных способов взаимодействия со взрослым и сверстником в игре и повседневном общении.
  4. Развивать способность подчинять свои действия правилам.
  5. Способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости, восприимчивости.
  6. Развивать первые «нравственные эмоции»: хорошо – плохо.
  7. Способствовать формированию позитивной самооценки.

Возрастные особенности детей 3-4 лет

Показатели

Характеристика

Ведущая потребность

Потребность в общении, уважении, признании самостоятельности ребенка.

Ведущая функция

Восприятие

Игровая деятельность

Партнерская со взрослыми; индивидуальная с игрушками, игровое действие.

Отношение со взрослыми

Ситуативно-деловое: взрослый – источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству.

Отношения со сверстниками

Эмоционально-практическое: сверстник малоинтересен.

Эмоции

Резкие переключения; эмоциональное состояние зависит от физического комфорта.

Способ познания

 Экспериментирование. Конструирование.

Объект познания

Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначения.

Восприятие

Восприятие сенсорных эталонов (цвет. Форма, размер)

Внимание

Непроизвольное; быстро переключается с одной деятельности на другую. Удерживает внимание 5-10 мин. Объем внимания 3-4 предмета.

Память

Непроизвольная (эмоционально окрашенная информация), преобладает узнавание, а не запоминание; кратковременная. Объем памяти 3-4 предмета из 5.

Мышление

Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению(переход от действий с предметами к действию с образами: предметы – заместители, картинки)

Воображение

Репродуктивное (воссоздание репродукции знакомого образа)

Условия успешности

Разнообразие окружающей среды; партнерские отношения со взрослыми.

Новообразования возраста

Самопознание, усвоение первичных нравственных норм.

6

Программное содержание

Октябрь

Название занятия

Источник

Цель

Материалы

1

Знакомство

Н.Ю. Куражева «Цветик — Семицветик» стр. 13

Познакомить детей друг с другом. Создать благоприятную атмосферу на занятии.

Игрушка Зайчик, обруч, зонт, диск с детской веселой музыкой, мяч, бумажные цветы, клей, зеленый маркер, мыльные пузыри.

2

Давайте дружить

Н.Ю. Куражева «Цветик — Семицветик» стр. 17

Продолжать знакомство детей друг с другом. Сплотить группу. Сформировать положительное отношение к содержанию занятия.

Игрушка заяц, мяч, цветные карандаши, обруч, сердечки разного размера.

3

Правила поведения на занятиях.

Н.Ю. Куражева «Цветик — Семицветик» стр. 20

Продолжать знакомство детей друг с другом. Развитие коммуникативных навыков, необходимых для общения. Развитие навыков культурного общения. Развитие произвольности (умения слушать инструкцию взрослого, соблюдать правила игры.)

Игрушка Свинка, фигурки парных животных, мяч. Музыкальное сопровождение.

4

Я и моя группа

Н.Ю. Куражева «Цветик — Семицветик» стр. 25

Продолжать знакомство детей друг с другом, сплотить группу. Включить детей в ситуации взаимодействия для решения проблемных практических задач. Создать условия для активного восприятия детьми эмоционально насыщенного материала.

Игрушка заяц, фигурки животных, мяч, волшебная палочка, цветные карандаши.

7

Ноябрь

Название занятия

Источник

Цель

Материалы

1

Радость

Н.Ю. Куражева «Цветик — Семицветик» стр. 28

Знакомство с эмоцией «радость». Создание благоприятной атмосферы на занятии. Привлечение внимания детей к эмоциональному миру человека.

Гномик настроение, радостные рожицы по количеству детей, фонограмма песни «Облака» В. Шаинского, веселая и грустная музыкальное произведения, клей фломастеры, картинки с изображением веселых, грустных, сердитых героев, заготовка солнышко с лучиками.

2

Грусть

Н.Ю. Куражева «Цветик — Семицветик» стр. 32

Знакомство с эмоцией «грусть». Создание благоприятной атмосферы на занятии. Привлечение внимания детей к эмоциональному миру человека.

Герои сказки «Курочка Ряба», гномик настроение, цветные карандаши, грустные рожицы по количеству детей, музыкальное сопровождение.

3

Гнев

Н.Ю. Куражева «Цветик — Семицветик» стр. 36

Знакомство с эмоцией «гнев». Развитие умения распознавать это эмоциональное состояние и учитывать его в процессе общения с другими людьми.

Гномик –настроение, игра «Угадай эмоцию», яркая коробка, газеты, «Мешочек Гнева», подушка – колотушка, сердитые рожицы, клей картинки для задания «Найди хозяйку».

4

Словарик эмоций

Н.Ю. Куражева «Цветик — Семицветик» стр. 40

Привлечь к эмоциональному миру человека. Обучение распознаванию и выражении. Эмоций: радость, грусть, гнев. Закрепление мимических навыков.

Картинки с изображением сказочных героев, игра «Угадай эмоцию», игра «Найди пару облачку»

8

Декабрь

Название занятия

Источник

Цель

Материалы

1

 «Здравствуй, зима!»

Н.Ю. Куражева «Цветик — Семицветик» стр. 57

Развитие познавательных психических процессов. Обобщение пройденного материала.

Развитие восприятие цвета. Развитие умения различать цвета, развитие навыка цветового соотнесения. Развитие мыслительной операции «обобщение» (фрукты, овощи)

Игрушка заяц. Предметы: снежинки, снеговик, санки, мешок, рисунок с домиками снеговика, картинки с двумя разными снеговиками, снежинки на каждого ребенка по 2 шт. музыкальное сопровождение.

2

Пригласительный билет

Н.Ю. Куражева «Цветик — Семицветик» стр. 49

Развитие восприятия формы: круг квадрат, треугольник. Развитие умения различать геометрические фигуры по цвету, размеру и форме.

Игрушки заяц, белка, лягушка, конверт с набором геометрических фигур на каждого ребенка, тазик с водой, Резиновые рыбки, большая ложка с длинной ручкой (вместо удочки), аудиозапись с лесными звуками.

3

Восприятие величины

Н.Ю. Куражева «Цветик — Семицветик» стр. 53

Развитие восприятия величины: большой – маленький. Развитие мыслительной операции «сравнение»

Игрушки – мама Мышь, мышата, бабочка, ежик, ворона, карточки с изображением предметов разных по величине. Карточки с изображением животных и их детенышей.

9

Январь

Название занятия

Источник

Цель

Материалы

1

Разноцветный паровозик

Н.Ю. Куражева «Цветик — Семицветик» стр. 46

Развитие восприятие цвета. Развитие умения различать цвета, развитие навыка цветового соотнесения