Карта обследования ребенка с нарушениями в развитии

КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ

ФИО ребенка ____________________________________________________

Дата рождения____________________________________________________

Возраст на момент обследования ____________________________________

Оценка общего психического развития

1 Цветовой гнозис (4 цвета: красный, синий, желтый, зеленый); сличает, выбирает по названию, самостоятельно называет (подчеркнуть).

2. Различение форм (шарик, кубик, кирпичик, крыша): сличает, выбирает по названию, самостоятельно называет (подчеркнуть).

3. Предметный гнозис (игрушки, мебель, одежда, посуда — всего 12 картинок): называет/показывает по слову знакомые предметы в количестве , использует/понимает обобщающие слова (вписать).

4. Мышление и способы деятельности:

• выбор по образцу — парные картинки (из 6 пар): самостоятельно выбирает, с помощью педагога, не выполнил задание (подчеркнуть);

• разрезные картинки из двух частей: самостоятельно выполнил, выполнил с помощью, не выполнил (подчеркнуть);

• пирамидка из 4 колец: самостоятельно собрал, собрал с помощью, не выполнил (подчеркнуть);

• матрешка (двусоставная); самостоятельно собрал, собрал с помощью, не выполнил (подчеркнуть);

• вкладыши (7 чашек): самостоятельно собрал, собрал с помощью, не выполнил (подчеркнуть).

5. Зрительно-эмоциональная память (одна игрушка и три одинаковых домика, 10 секунд закрыть): правильно указал домик с первого раза, правильно указал домик после повтора инструкции, не выполнил задание (подчеркнуть).

6. Произвольное внимание (6 рядов по 5 клеток, всего 30 клеток, в каждой нарисован предмет в свободном порядке — цветок и мишка Ребенка просят закрыть только цветы- или, только мишек)-, самостоятельно без ошибок выполнил, выполнил с ошибками, инструкцию не понял (подчеркнуть).

Вывод о психическом развитии: соответствует возрасту, наблюдаются признаки несоответствия возрасту, выраженное несоответствие возрасту {подчеркнуть).

                                Оценка игровой деятельности

Действия с игрушкой: адекватные, неадекватные (подчеркнуть),

Игровые действия: манипуляции, процессуальные, элементы замысла, сюжетная игра, или отсутствуют (подчеркнуть).

Вывод о развитии игровой деятельности соответствует возрасту, признаки несоответствия возрасту, выраженное несоответствие возрасту (подчеркнуть)

                               Оценка двигательной сферы

Общая моторика (собрать двумя руками кубики): собирает двумя руками, собирает преимущественно одной рукой, не выполнил заданное (подчеркнуть).

Движения пальцев рук (повторить штрихи и круги): повторил самостоятельно, рисовал с помощью, рисовал что хотел без опоры на образец, отказался от выполнения задания (подчеркнуть).

Вывод о развитии двигательной сферы: соответствует возрасту есть признаки несоответствия: возрасту выраженное несоответствие возрасту (подчеркнуть).

                Эмоционально-волевая и коммуникативная сферы

Контактность: быстрый контакт, поверхностный, с трудом, уходит от контакта, протест (подчеркнуть). Фон настроения: нормальный, несколько повышен/снижен, контрастирующий (подчеркнуть). Реакция на поощрение и наказание: адекватная, неадекватная, с повышением/понижением результативности работы, отсутствие реакции, агрессия на порицание, отказ от деятельности при порицании, дезорганизация деятельности (подчеркнуть).

Вывод о развитии эмоционально-волевой и коммуникативной сфер: соответствует возрасту, признаки несоответствия возрасту, выраженное несоответствие возрасту (подчеркнуть).

                                  Оценка речевой сферы

Пассивный словарь: соответствует/не соответствует возрасту (подчеркнуть).

Логопедический диагноз____________________________________________

                              Особенности нервной системы

Функциональная асимметрия (подчеркнуть):

• предпочитаемая рука: правая, левая, нет предпочтения;

• нога: правая, левая, нет предпочтения;

• ухо: правое, левое, нет предпочтения;

• глаз: правый, левый, нет предпочтения.

Скоростные характеристики деятельности (подчеркнуть):

• возбудимость;

• медлительность;

• застреваемость;

• другое (вписать).

Примечание. Особенности поведения в ходе исследования (вписать),

Заключение

Психолого-педагогические показатели развития ребенка соответствуют возрасту, имеются признаки несоответствия возрасту, выраженно не соответствуют возрасту (подчеркнуть).

Егор Д. Средний балл 1,3 — выраженное несоответствие интеллектуального развития возрастным нормативам. Поэтому можно заключить, что речевое недоразвитие вторично в силу первичной интеллектуально недостаточности.

Андрей К. Средний балл 2,4 — соответствие интеллектуального развития возрастным нормативам. Поэтому можно заключить, что речевое недоразвитие первично.

Источник

КАРТА ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С ЗПР

Ф.И. РЕБЕНКА________________________________________________________

ГРУППА_____________________________________________________________

ДАТА ЗАЧИСЛЕНИЯ____________________________________________________

ДАТА ВЫПУСКА_______________________________________________________

Данные психолого-педагогического обследования

I. Общие сведения.

1.Контакт и эмоциональная реакция ребенка на обследование (легко вступает в контакт/трудно; волнуется, спокоен, застенчив, весел, неадекватное поведение________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________)

2. Понимает инструкции и цели задания (___ выслушивает до конца, __ задает вопросы, __ необходим показ).

Читайте также:  Тесты уровень развития ребенка

3. Характер деятельности при выполнении задания (интерес, работоспособность, использование помощи и т. д.) _______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Представление ребенка о себе и ближайшем окружении (точность представлений)

  • Как тебя зовут?
  • Какая у тебя фамилия?
  • Ты девочка или мальчик?
  • Сколько тебе лет?
  • Где ты живешь?
  • С кем ты живешь?
  • Как зовут твою маму?
  • Как зовут твоего папу?
  • Где и кем работает твоя мама?
  • Где и кем работает твой папа?
  • Ты сюда пришел или приехал? На чем?
  • Какие у тебя есть игрушки?
  • Кто водит машину?
  • Кто учит детей?
  • Какое сейчас время года?
  • Как ты догадался?

II. Характеристика интеллектуальной деятельности

Восприятие

Цвет (методика И.В.Дреминой)

4-5 лет (до5 цветов)____________________________________________________________

5-6 лет (до 7 цветов) ___________________________________________________________

6-7 лет (до 9 цветов)___________________________________________________________

Ритм

Простые(—; — — —; — —; — -)_____________________________________________________

Сложные (- — -; — -; — — —;- — -; — — —; — — —)____________________________________

_____________________________________________________________________________

Особенности восприятия – целостность

Предлагается сложить квадрат из нескольких частей

4 года – 3 части_______________________________________________________________

5 лет – 4 части ________________________________________________________________

6 лет – 5-6 частей _____________________________________________________________

Форма

Тест «Найди одинаковые фигуры» (авт.А.Н.Смирнова)

4-5 лет (до 3 геометрических фигур: квадрат, треугольник, круг)______________________

_____________________________________________________________________________

5-6 лет (до 5 геометрических фигур)______________________________________________

6-7 лет (до 7 геометрических фигур)______________________________________________

Величина

1.Предметные картинки с предметами различной величины

4 года – покажи по картинке: большой, маленький, длинный, короткий,

широкий, узкий, высокий, низкий _________________________________________

5 лет – назови по картинке: большой, маленький, длинный, короткий,

широкий, узкий, высокий, низкий __________________________________________

6 лет – скажи наоборот: большой, маленький, длинный, короткий,

широкий, узкий, высокий, низкий, толстый, тонкий___________________________

_____________________________________________________________________________

2. Разложить полоски в ряд в возрастающем порядке:

4 года – 3 полоски_____________________________________________________________

5 лет – 5 полосок _____________________________________________________________

6 лет – 10 полосок ____________________________________________________________

Внимание

4- 5 лет (методика С.Лиепинь)

5-6+ лет (методика С.Лиепинь)

Мышление

1.Наглядно-действенное

Уровень оценивается по таблицам Сегена – восприятие форы.

4 года________________________________________________________________________

5 лет _________________________________________________________________________

6 лет _________________________________________________________________________

Пирамидка

2. Наглядно-образное

«Свободное рисование» (простым карандашом)

4 года________________________________________________________________________

5 лет ________________________________________________________________________

6 лет _________________________________________________________________________

«Разрезные картинки», «Почтовый ящик»

Методика «Разложи картинки»

4-5 лет — 4 картинки ___________________________________________________________

5-6 лет – 5 картинок ___________________________________________________________

6-7 лет – 6-7 картинок __________________________________________________________

3. Словесно-логическое

4 года – назвать одним словом: огурец – помидор-капуста; платье, кофта, штаны; стакан, тарелка, чашка; стол- стул- кровать______________________________________________

5 лет – назвать одним словом: огурец – помидор-капуста; платье, кофта, штаны; стакан, тарелка, чашка; стол- стул- кровать______________________________________________

6 лет – что лишнее: морковь-капуста-яблоко-картофель; платье-сапоги-рубашка-пальто; чашка-тарелка-стол-кастрюля; диван-стол-кровать-ведро._____

«Четвёртый лишний»

5 лет ________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

6 лет ________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

«Последовательность событий» (сюжетные картинки)

5 лет ________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

6 лет ________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

«Загадки»

6 лет ________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Память

1.Слуховая память

Запомни 10 слов (методика А Лурия)

4 года – до 5 слов_____________________________________________________________________

6 лет – до 10 слов_____________________________________________________________________

2. Зрительная память

Запомни 10 картинок

4 года _______________________________________________________________________________

5 лет ________________________________________________________________________________

6 лет ________________________________________________________________________________

2. Зрительная память

«Чего не стало?»

4 года – до 5 игрушек __________________________________________________________________

5 лет – 6-7 игрушек ___________________________________________________________________

6 лет -7-10 игрушек ___________________________________________________________________

Развитие элементарных математических представлений

1. Количество и счет

4 – 5 лет – до 5 _______________________________________________________________________

5-6 лет – до 10 ________________________________________________________________________

6-7 лет – до 10 (прямой и обратный счет) _________________________________________________

2. Геометрические фигуры

4-5 лет – узнавание геометрических фигур ________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

5-6 лет – различение геометрических форм _______________________________________________

_____________________________________________________________________________________

6-7 лет – преобразование геометрических форм ___________________________________________ _____________________________________________________________________________________

3. Величина

Сравнение предметов разной длины, ширины, высоты

4-5 лет – 5 предметов__________________________________________________________________

5-6 лет – до 10 предметов ______________________________________________________________

6-7 лет – измерение длины предметов ____________________________________________________

4. Ориентировка в пространстве

4-5 лет – определение направления от себя________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

5-6 лет- определение своего положения среди окружающих предметов________________________ _____________________________________________________________________________________

6-7 лет – ориентировка на листе бумаги в клетку __________________________________________

_____________________________________________________________________________________

5. Ориентировка во времени

4-5 лет – различение частей суток _______________________________________________________

5-6 лет – называние дней недели_________________________________________________________

6-7 лет – определение последовательности частей суток, дней недели, месяцев, времен года _____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

6. Составление и решение арифметических задач

7 лет________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Конструктивная деятельность

1. Умение строить по образцу___________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

2. Умение строить по графическому рисунку______________________________________________

_____________________________________________________________________________________

3. Умение строить самостоятельно_______________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

4. Умение зарисовать, обыграть постройку________________________________________________ _____________________________________________________________________________________

Особенности речи

1.Фонематическое восприятие

1.Повторение слоговых рядов с оппозиционными звуками

с 4 лет па-ба та-да ка-га с 5 лет мы-ми та-да-та ка-га-ка с 6 лет па-пя-па са-са-за ши-жи-ши

Читайте также:  Итоги развития ребенка 3 лет

2. Выделение заданного звука (м) или (р) из слов: мышь, комар, доска, окно, рама,

дом, рыба, дрова, стол, шар с 4 лет – из ряда звуков выделить звуки:

с 4 лет____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

3. Выделение заданного звука с 5 лет – из ряда слов выделить звуки

Ш-стена, шум, дом, наш, нос, кошка __________________________________________

У-нос, ухо, кот, иду, лак, суп_________________________________________________

К-сом, кот, лоб, мак, дом, окно

4. Определение первого согласного в словах: мак, дым, трава, кошка, воробей, булка, чашка

с 6 лет______________________________________________________________________

5. Определение последнего согласного: дом, мак, камыш, ключ, танк, муха, барабан, труба

с 6 лет______________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

6. Определение количества и последовательности звуков в словах: мак, лук, каша, рама

с 6 лет______________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

7. Придумать слово с заданным звуком

с 4 лет – придумать по 1 слову на гласные звуки А, У, И

 с 5 лет – придумать по 2 слова со звуками К, А, М (звуки в любой позиции)_____________ _____________________________________________________________________________

с 6 лет – придумать слова со звуками С. Ч, И (в начале , середине, конце слова)_________

_____________________________________________________________________________

2. Звукопроизношение (5-6 лет)

произносит все звуки __________________________________________________________

нарушено произношение 1-2 звуков, звуки в стадии автоматизации____________________

нарушена одна группа звуков____________________________________________________

нарушены две группы звуков____________________________________________________

______________________________________________________________________________

3. Лексика-грамматика

Исследование состояния экспрессивной речи

1. Активный словарь

1.1. Названия частей тела и предметов (на ребёнке, на предметах):

4 года

5 лет

6+ лет

4 года

5 лет

6+ лет

Ноги

Сиденье

Руки

Спинка

Голова

Ножки

Глаза

Рукав

Уши

Воротник

Нос

Пуговица

Рот

Молния

Шея

Петля

Живот

Кузов

Грудь

Колеса

Локоть

Кабина

Ладонь

Руль

Затылок

Фары

Висок

Мотор

1.2 Обобщающие понятия.

Назвать одним словом

4 ода

5 лет

6+лет

Мяч, кукла, машинка

Чашка, тарелка, ложка

Футболка, куртка, шорты

Тапки, сапоги, ботинки

Стол, стул, шкаф

Яблоко, банан, апельсин

Огурец, помидор, морковь

Автобус, самолет, пароход

Клубника, смородина, малина

Кошка, собака, свинья

Волк, лиса, заяц

Ворона, сова, воробей

1.3Глагольный словарь

Назвать действие (по картинкам)

4 года

5 лет

6+лет

Что делает мальчик? (ест)

Что делает девочка? (спит)

Что делают дети? (играют)

Что делает птица? (летит)

Что делают рыбки? (плавают)

Что делают машины? (едут)

Как передвигается     птица

                                     рыба

                                      змея  

                                      лягушка  

Как подает голос    кошка

                                 собака

                                 корова

                                 петух

                                 ворона

                                 кукушка

                                 лошадь

                                 овца

                                 волк

Что делает              врач

                                 учитель  

                                 продавец

                                 повар

                                 швея

Читайте также:  Презентация роль семьи в развитии личности ребенка

1.4. Словарь прилагательных.

параметры

название

4 года

5 лет

6+лет

Цвета

Красный

Синий

Зеленый

Желтый

Белый

Черный

Оранжевый

Голубой

Фиолетовый

Розовый

Коричневый

Серый

Формы

Мяч круглый

Доска квадратная

Солнце круглое

Подушка квадратная

Пирамидка треугольная

Огурец квадратный

Руль круглый

Окно квадратное

Ёлка треугольная

Лимон овальный

Антонимы

Большой-маленький

Длинный-короткий

Высокий-низкий

Толстый-тонкий

Широкий-узкий

2. Состояние словоизменения.

2.1. Употребление формы именительного и родительного падежа множественного числа существительных (много чего?):

Ответить по картинкам

4 года

5 лет

6+ лет

Дом

Стул

Глаз

Дерево

Стул

Глаз

Дерево

Воробей

Береза

Карандаш

Лист

Рот

Сон

Лев

2.2. Употребление предложно-падежных конструкций

Ответить по картинкам

Предлог

4 года

5 лет

6+лет

Где стоят свечи?

НА

Где лежат фрукты?

В

Где летает бабочка?

НАД

Где спрятался мальчик?

ПОД

Где сидит сова?

НА

Где стоит коза?

ЗА

Где растет ёлка?

ОКОЛО

Где спрятался ёжик?

ПОД

Откуда вылезает ёжик?

ИЗ- ПОД

Где спряталась кошка?

ЗА

Откуда вылезает кошка?

ИЗ- ЗА

2.3. Согласование прилагательных с существительными в ед. числе:

Назвать по картинкам                   5 лет                            6 лет

Красный мяч

Синий шар

Жёлтое ведро

2.4.Согласование числительных два и пять с существительными:

Назвать по картинкам                    5 лет                           6 лет

Две тетради

Пять тетрадей

Два яблока

Пять яблок

Два карандаша

Пять карандашей

3. Состояние словообразования.

3.1. Образование существительных с ум. – ласк. суффиксами.

  4 года: стол___________________. Чашка______________________

  5 лет:   стол___________________. Чашка______________________. Кукла________________

  6 + лет: стол__________________. Чашка______________________. Кукла_________________

                Кровать_______________.Шкаф_______________.Миска________________.Ключ______

                _______________. Звезда_______________________.

3.2. Образование названий детенышей животных

Назвать детенышей

4 года

5 лет

6+ лет

У кошки

У утки

У лисы

У зайца

У волка

У белки

У медведя

У козы

У коровы

У лошади

У собаки

У овцы

3.4.Образование притяжательных прилагательных от существительны(ответить по картинкам 6 л.)

Очки бабушки_______________________________________________________________________

Туфли мамы_________________________________________________________________________

Усы кошки__________________________________________________________________________

Хвост лисы__________________________________________________________________________

Берлога медведя______________________________________________________________________

3.5.Образование приставочных глаголов.( назвать действия по картинкам 6 лет)

Мальчик из дома…ВЫХОДИТ

Мальчик к дому…ПОДХОДИТ

Мальчик улицу…ПЕРЕХОДИТ

Мальчик от дома…ОТХОДИТ

Мальчик за дом ЗАХОДИТ

Мальчик в дом…ВХОДИТ

4. Связная речь

1. Пересказ

4 года ( Ребята пошли в лес. Под кустом нашли ежа. Они положили ежа в шапку и пришли домой. Дома они напоили ежа молоком.)________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5 лет ( В бутылке было молоко. Кот толкнул бутылку. Бутылка упала, молоко потекло. Кот лакал молоко.)_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

( Живёт в лесу ёжик. Летом ёжик сыт. Он ест мышей, лягушек, жуков. Зимой нет еды для ёжика. Ёжик всю зиму спит)__________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6 лет ( Хотела галка пить. В саду на столе стоял кувшин с водой. В кувшине воды было мало, и галка не могла достать воду. Она стала кидать в кувшин камешки. Много накидала. Вода в кувшине поднялась и галка стала пить.)___________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

(В лесу стояла большая ель. В ели было дупло. В дупле было гнездо белки. Коля пошёл в лес и нашёл маленькую белку. Коля посадил белку в клетку. Жила белка и Коли в клетке)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Рассказ по серии сюжетных картин

4 года – 2 картинки____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

5 лет – 3 картинки_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

6 лет – 4 картинки_____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Рассказ по сюжетной картине

4 года _______________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

5 лет________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

6 лет________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Описательный рассказ

5 лет ( «Яблоко»)______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

6 лет («Мягкая игрушка»)______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Заключение: ___________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата__________________________________________________________________Дефектолог_____________________________________________________________

Источник