Какие направления развитие ребенка в школе

Какие направления развитие ребенка в школе thumbnail

I. Повышение качества образования. Переход на новые образовательные стандарты. Управление качеством школьного образования

1. Разработка и внедрение целевой программы управления качеством в ОУ.
2. Разработка и внедрение программы работы с разными категориями обучающихся (с повышенной мотивацией, с проблемами в обучении, с проблемами в здоровье и др.)
3. Обновление системы оценивания образовательных результатов на основе рейтинговой оценки деятельности учащихся и педагогов.
4. Формирование базы данных развития ОУ.
5. Формирование системы подготовки учащихся к ГИА.

 

II. Реализация ФГОС

1. Повышение квалификации педагогов в соответствие с новыми стандартами.
2. Коррекция учебного плана в соответствие с новыми требованиями.
3. Реализация нового подхода к оценке образовательных результатов — мониторинг развития познавательной, мотивационной, коммуникативной и психосоциальной сфер личности школьника в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения.
4. Овладение педагогами технологией деятельностного метода в обучении.
5. Выработка новой комплексной системы оценивания достижений ученика.

 

 III. Расширение образовательного пространства школы

1. Расширение системы дополнительного образования.
2. Совершенствование профильной и предпрофильной подготовки.
3. Создание банка программ спецкурсов, элективных курсов, кружков в системе дополнительного образования, позволяющих мобильно реагировать на изменяющийся социальный заказ.
4. Расширение системы межрегионального и межшкольного сотрудничества
 

 IV. Предпрофильное  обучение

1. Создание и реализация модели предпрофильного обучения в школе.
2. Заключение договоров с высшими учебными заведениями.
3. Разработка и внедрение программы ранней профориентации.
4. Разработка системы элективных курсов для реализации индивидуальных образовательных маршрутов в предпрофильных классах.
 

V. Развитие системы поддержки талантливых детей

1. Система работы с детьми с повышенной мотивацией.
2. Организация систематической работы научного общества.
3. Тьюторское сопровождение одарённых детей.
 

 VI. Проектная и исследовательская деятельность

1. Работа педагогических площадок по проектной деятельности.
2. Развитие учительского проектирование.
3. Организация работы проектного клуба.
4. Участие школьников и педагогов в конкурсах проектных работ различного уровня.
 

VII. Сохранение и укрепление здоровья школьников

1. Мониторинг здоровья.
2. Осуществление перехода от обязательных для всех мероприятий к индивидуальным программам развития здоровья школьников.
3. Формирование здоровьесберегающего пространства школы.
4. Повышение квалификации педагогов в области здоровьесберегающей педагогики.
5. Развитие медицинской службы школы.
6. Школьная программа против курения.
7. Оптимизация учебной нагрузки за счёт совершенствования режима работы школы.
8. Создание центра взаимодействия семьи и школы на базе психологической службы для консультационной помощи учащимся, создание психологически безопасного пространства.

 

VIII. Развитие научно-методической системы школы

1. Программа развития научно-методической системы школы на основе профессионального сообщества и индивидуального сопровождения педагогов
2. Индивидуальное сопровождение профессионального роста педагога.
3. Создание информационного методического пространства школы, виртуального методического кабинета.
4. Система повышения квалификации.
5. Включение педагогов в экспериментальную и научно-исследовательскую деятельность.
6. Разработка и реализация эффективной системы моральных и материальных стимулов поддержки учителей.
7. Система поддержки молодых педагогов и наставничество.
8. Выпуск методических сборников.
9. Введение индивидуальных планов методической работы и профессионального роста педагогов.

 

IХ. Развитие воспитательной системы школы

1. Создание единой мониторинговой системы уровня воспитанности школьников; удовлетворенности участников микросоциума воспитательной системой школы.
2. Реализация школьных подпрограмм «Дорога к знаниям», «Дорога в мир культуры», «Дорога в мир семьи», «Дорога к здоровью», «Дорога в большой мир», «Я — Гражданин», «Я – часть природы»
3. Повышение ответственности родителей за воспитание своего ребенка через систему просветительских, коррекционно-развивающих мероприятий.
4. Развитие школьных традиций.
5. Формирование «годового круга» праздников, фестивалей, конкурсов.
6. Создание детской общественной организации
 

Х. Информатизация учебно-воспитательного процесса

1. Система повышения квалификации педагогов в области информационных технологий.
2. Модернизация и развитие сайта школы.
3. Организация работы педагогов школы с электронными журналами и электронными дневниками.
4. Создание единой административной электронной сети.
5. Создание информационного пространства педагогов.
6. Создание и информационное наполнение учебно-методических комплексов.
7. Функционирование электронной библиотеки, информационного (лекционного) зала.
8. Развитие системы внутришкольного дополнительного образования по направлениям, связанным с информационными технологиями.
 

ХI. Материально-техническое обеспечение

1. Глубокий анализ материально-технического состояния школы, выявление проблем.
2. Обновление учебно-материальной базы учреждения образования (увеличение удельного веса учебных расходов в общем объеме финансирования школы, оборудование учебно-лабораторной, компьютерной и технологической базы, соответствующей современным требованиям и нормам).
3. Разработка программ развития кабинетов.
 

ХII. Расширение самостоятельности школ

1. Мониторинг заработной платы педагогов.
2. Формирование системы дополнительных услуг, предоставляемых ОУ в соответствии с запросом социума.
3. Расширение сети социального партнёрства.
4. Система мероприятий, проводимых с участием родительской общественности.

Читайте также:  Рост центр развития ребенка

Источник

Воспитатель ГБОУ Детский сад №994

Дидык Ольга Владимировна

Основные направления подготовки ребенка к школе

Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к школьному обучению — значит прежде всего обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.

Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, АА. Люблинская. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.

Выделяют три основные линии, по которым должна вестись подготовка к школе:

Во-первых, это общее развитие. К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. И здесь нас интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение, как говорят психологи, действовать во внутреннем плане, или, иными словами, производить некоторые действия в уме;

Во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой. У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует не умеет. Он может надолго и в деталях запомнить какое-то событие или разговор взрослых, возможно, не предназначавшийся для его ушей, если он чем-то привлек его внимание. Но сосредоточиться сколько-нибудь длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу. Равно как и умение более широкого плана — делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется;

В-третьих, формирование мотивов, побуждающих к учению . Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют ребятишки-дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний.

  Все эти три линии одинаково важны, и ни одну из них нельзя упускать из виду, чтобы учеба ребенка не захромала с самого начала.

  Можно выделять отдельные стороны готовности к школе: физическую, интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную и социально-психологическую.

Что понимается под физической готовностью? Общее физическое развитие: нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6—7-летнего возраста в стране. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.

В содержание интеллектуальной готовности включают не только словарный запас, кругозор, специальные умения, но и уровень развития познавательных процессов; их ориентированность на зону ближайшего развития, высшие формы наглядно-образного мышления; умение выделять учебную задачу, превращать ее в самостоятельную цель деятельности.

Под личностной и социально-психологической готовностью понимают сформированности новой социальной позиции («внутренняя позиция школьника»); формирование группы нравственных качеств, необходимых для учения; формирование произвольности поведения, качеств общения со сверстниками и взрослыми.

Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия. У него формируется произвольность психических процессов.

Иногда различные аспекты, касающиеся развития психических процессов, в том числе мотивационную готовность, объединяют термином психологическая готовность в отличие от нравственной и физической.

В зависимости от выбора той или иной концепции готовности ребенка к систематическому школьному обучению практический психолог выбирает основные ее критерии и подбирает соответствующие методики для их диагностики.

В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели:

1) нормальное физическое развитие и координация движений;

2) желание учиться;

3) управление своим

поведением;

4) владение приемами умственной деятельности;

5) проявление самостоятельности;

6) отношение к товарищам и взрослым;

Читайте также:  Периоды развития ребенка дошкольного возраста

7) отношение к труду;

8) умение ориентироваться в пространстве и тетради

  Готовность по первому критерию предполагает достаточно развитую мускулатуру, точность движений, готовность руки к выполнению мелких, точных и разнообразных движений, согласованность движения руки и глаза, умение владеть ручкой, карандашом, кисточкой.

Второй критерий включает наличие мотивов учения, отношение к нему как к очень важному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным занятиям.

Содержание третьего критерия включает произвольность внешнего двигательного поведения, обеспечивающую возможность выдерживать школьный режим, организовывать себя на уроке; произвольное управление внутренними психическими действиями для целенаправленного наблюдения явлений, сосредоточенности внимания для запоминания излагаемых учителем или содержащихся в учебнике сведений.

В четвертом критерии фигурирует владение приемами умственной деятельности, которое предполагает определенный уровень развития познавательных процессов ребенка. Это дифференциация восприятия, позволяющего наблюдать предметы и явления, выделять в них те или иные свойства и стороны, владение логическими операциями, способами осмысленного запоминания материала.

Пятый критерий — проявление самостоятельности — можно рассматривать как стремление искать способы решения и объяснения всего нового и удивительного, побуждение применять разные пути, давать различные варианты решений, обходиться в практической деятельности без посторонней помощи.

Шестой критерий предполагает сформированность у детей желания и привычки трудиться для себя и других, осознания ответственности и важности выполняемого поручения.

В содержание седьмого критерия входит умение работать в коллективе, считаться с интересами и желаниями товарищей, владеть навыками общения со сверстниками и взрослыми.

Восьмой критерий связан с ориентировкой в пространстве и времени, знанием единиц измерения, наличием чувственного опыта, глазомера.

При приеме детей в школу, в период их адаптации к обучению и в организации учебно-воспитательного процесса важно учитывать знания о психологических особенностях детей 6—7-летнего возраста.

В связи с этим совершенствуются образовательные технологии, при разработке которых учитываются следующие тенденции развития образования:

— от репродукции знаний к их продуктивному использованию в зависимости от решаемых задач;

— от механического заучивания к учению как процессу интеллектуального развития;

— от статистической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;

— от ориентации на среднего ученика к дифференцированным и индивидуальным программам обучения;

— от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.

Таким образом, важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированный подход, развитие личностных компетенций.

Основные программы подготовки детей к школе рассматривают преемственность как создание условий для гуманного (бесконфликтного и комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую, целью которого становится успешная адаптация к новым образовательным условиям.

Подготовка к обучению является преемственностью, позволяющей обеспечить гуманный переход из одной возрастной группы в другую и реализовать основные задачи, поставленные в настоящее время перед образованием.

Концепция основных программ по подготовке детей к школе базируется на следующих принципах:

— непрерывности развития ребенка;

— общего развития ребенка на основе его индивидуальных возможностей и способностей;

— развития творческих способностей у детей;

— развития личностных компетенций ребенка как субъекта творческой деятельности, как активного субъекта познания;

— развития и укрепления здоровья личности;

— развития духовно-нравственных убеждений личности;

— развития устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования;

— преемственности между обучающими, обучающимися и родителями.

Основаниями для реализации принципа преемственности между дошкольным и школьным образованием являются:

— ориентация не на уровень знаний, а на потенциальные возможности ребенка, на его «зону ближайшего развития»;

— создание условий для включения ребенка в новые социальные формы общения;

— организация и сочетание в единой смысловой последовательности продуктивных видов деятельности;

— подготовка перехода от игровой деятельности к учебной;

— обеспечение постепенного перехода от непосредственности к произвольности.

В основе подготовки к обучению в школе должны лежать личностно-ориентированные и развивающие технологии.

Целью личностно-ориентированных технологий являются развитие и формирование в процессе подготовки к обучению активной творческой личности.

Развивающие технологии направлены на формирование у ребенка проблемного мышления, на развитие мыслительной активности.

Развивающие технологии содержат: развивающие дидактические игры, развивающие практические задания, творческие упражнения, конструирование, аналитико-синтетические действия.

Используемая литература:

1.        Ильин Е.П. Мотивация и мотивы.-СПб., 2013

2.        Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2013

Источник

Поступление ребенка в школу – начало нового этапа его жизни, вхождение в мир знаний, новых прав и обязанностей, переход на новый уровень взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. Но это важный шаг не только для детей, но и для их родителей, им тоже предстоит своеобразный экзамен, ведь именно сейчас проявятся плоды их воспитательной деятельности. Правильное развитие ребенка в школезависит от того, насколько хорошо он к ней был подготовлен.

Читайте также:  Развитие ребенка при вич

Развитие ребенка школьного возраста

Подготовка к школе

Переход от дошкольного детства к школьному полностью меняет образ жизни ребенка. Учеба в школе – не просто усвоение знаний по определенным предметам и подготовка к будущему. Для ребенка это собственная трудовая обязанность и возможность полноправного участия в повседневной жизни окружающих людей, поэтому школьное обучение – важный фактор в процессе формирования и воспитания личности.

Для заботливых родителей остро стоит проблема подготовки малыша к школьному обучению, самостоятельно или в дошкольных центрах развития ребенка. Важно понимать, что главный критерий готовности к поступлению в школу – не уровень умственного развития, который измеряется умением читать, писать или считать, а уровень развития познавательных процессов, умение обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира. Для этого на протяжении всего дошкольного возраста необходимо создать условия для полноценной, осмысленной и содержательной жизни малыша, что предполагает приобщение ребенка к разным областям человеческой культуры.

Самостоятельная деятельность с элементами творчества, разумно направляемая взрослыми, как это реализуется в хороших дошкольных центрах развития ребенка, формирует у будущих школьников опыт инициативного решения умственных и практических задач, умение учитывать позицию других людей, сотрудничать с ними, проявлять настойчивость в достижении цели. Эти черты личности и поведения наиболее важны для предстоящего обучения в школе.

Развитие ребенка в школе

Человек обучается новому и воспитывается на протяжении всей жизни, но наиболее ответственный период в этом процессе – младший школьный возраст. В начальных классах закладываются основы того, что будет развиваться и укрепляться с возрастом, поэтому развитие ребенка школьника – ответственная задача родителей и педагогов.

Школьное обучение направлено на интенсивное развитие мыслительных процессов, при этом преимущество получает словесно-логическое мышление, но важно дать возможность развиваться и образному мышлению, поэтому дети должны больше работать с наглядными материалами. Для развития у ребенка в школе теоретического мышления необходимо использовать различные типы развивающего обучения.

В младшем школьном возрасте у детей развивается внимание. Обучение невозможно без сформированности этой психической функции, так как учитель на уроке привлекает внимание детей к учебному материалу и удерживает его длительное время. У дошкольников преобладает непроизвольное внимание, но постепенно в ходе обучения внимание детей приобретает выраженный произвольный, преднамеренный характер. Для этого взрослому следует организовывать внимание ребенка, словесно напоминать о необходимости выполнить заданное действие, указывать способы действия, учить ребенка проговаривать, что и в какой последовательности он должен выполнять.

Развитие ребенка школьника: память и воображение

Под влиянием обучения происходит развитие памяти, при этом усиливается роль словесно-логического и смыслового запоминания, развивается возможность сознательно управлять памятью и регулировать ее проявление. В начальной школе дети лучше и быстрее запоминают и дольше сохраняют в памяти различные сведения, события, лица, предметы и факты, нежели определения, описания и объяснения, так как они склонны к механическому запоминанию, без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала. Для лучшего развития ребенка школьного возраста необходимо учить его дифференцировать задачи запоминания: что нужно запоминать дословно, а что в общих чертах. При этом следует учитывать, что в этом возрасте существуют различия в запоминании у мальчиков и девочек. У девочек произвольная механическая память лучше, они умеют заставить себя, а мальчики более успешны в овладении способами запоминания. Повысить продуктивность работы памяти поможет осмысливание материала. Например, для удержания в памяти текста, рассказа или сказки нужно составить план. В первые годы обучения полезно составлять план в виде последовательного ряда картин, иллюстрирующих содержание рассказа, которые затем нужно заменять перечнем основных мыслей. Нужно просить ребенка пересказывать то, что он узнал на уроках, спрашивать, какие сведения он запомнил.

Важно, чтобы учебная деятельность способствовала развитию у ребенка школьного возраста воображения, так как оно позволяет выйти за пределы личного опыта, активизирует развитие новых качеств личности и позволяет преодолевать нормативность социального пространства. Развитию у ребенка в школе воображения способствует сочинение рассказов, историй, стихов и сказок.

Результаты развития ребенка школьника в младших классах во многом определяют все его последующие обучение. Главное, чтобы к концу начальной школы ребенок хотел учиться, умел учиться и верил в свои силы.

Источник