Как заставить ребенка разговаривать в 4 года

Как заставить ребенка разговаривать в 4 года thumbnail

По общепринятым понятиям, дети в возрасте 4 лет должны свободно разговаривать, при этом окружающие должны их понимать. Если этого не происходит и разобрать то, о чём говорит малыш, могут только ближайшие родственники, то это должно насторожить родителей и стимулировать их установить причины данного явления для принятия оперативных мер. Несвоевременное устранение проблем со звукопроизношением и воспроизведением связной речи может оказать негативное воздействие на мышление, память и внимание малыша, что впоследствии может привести к ещё более сложным проблемам.

Мальчик молчит

Нормы речевого развития в 4 года

Речевое развитие детей в 4 года тяжело подогнать под какие-либо рамки, так как этот процесс очень индивидуальный: одни детки уже могут рассказывать несложные стихотворения по памяти, тогда как другие – только начинать строить логические ответы на вопросы и описывающие предложения. Оба случая в данном возрасте считаются нормой и зависят от интенсивности занятий с ребенком в домашних условиях и общительности малыша со сверстниками.

Для детей 4 лет нормой является:

  • логическое и быстрое изложение своих мыслей;
  • активное оперирование имеющимся словарным запасом (около 2500 слов);
  • повышение внимательности и сконцентрированности на рассказах взрослых и их
  • ответах на ранее ими же поставленные вопросы;
  • употребление в ежедневном общении, как простых предложений, так и сложноподчиненных;
  • указывание на ошибки в речи одногодок, при этом абсолютное игнорирование аналогичных ошибок у себя;
  • начало рифмовки слов, которые складываются в маленькие стишки, которыми малыши очень гордятся;
  • правильная артикуляция таких букв алфавита, как «ш», «ж», «щ», «ц», «ч»;
  • способность выделять отдельные звуки из слов;
  • установка ударения не на те слоги, а также их спутывание между собой в длинных словах (воспитательница – вопипальница и др.).

Девочка разговаривает с мамой

Для детей с нормальным речевым развитием характерно свободное общение, как со знакомыми, так и с малознакомыми людьми, которое зачастую происходит по их же инициативе. Что родители часто говорят детям, то они и повторяют впоследствии, поэтому общение с ребенком должно быть постоянным и разносторонним.

Как определить задержку речевого развития

Дефекты речи для детей 4 лет могут быть разнообразными: ребенок может не произносить ни звука или же наоборот говорить много, но абсолютно неразборчиво. Оба случая в таком возрасте должны стать поводом для обращения родителей к ряду специалистов, а именно: невропатологу, психоневрологу, дефектологу, логопеду или отоларингологу.

Основными признаками, по которым легко можно определить задержку речевого развития, являются:

  • ребенок говорит таким образом, что разобрать смысл предложений или даже отдельных слов порой сложно или вообще невозможно;
  • у малыша отсутствует интерес к общению, даже с самыми близкими людьми;
  • словарный запас очень ограничен (в некоторых случаях даже 20 словами);
  • ребенок не изъявляет желания повторять за родителями слова или же молча удаляется в процессе таких занятий;
  • малыш не воспринимает и не выполняет просьбы в которых заключено два действия, например, возьми игрушку и посади её на диван;
  • ребенок все понимает и выполняет элементарные просьбы, но процесс никогда не комментирует;
  • при произношении предложений теряется большинство слов.

Малыш не понимает что ему говорит мама

Нарушения развития речи напрямую отражаются на характере и поведении малыша, он замыкается в себе, часто капризничает, не может и не хочет сидеть на одном месте, и не проявляет никакого интереса к общению со сверстниками.

Причины речевого недоразвития

Основными причинами того, что ребенок не говорит в 4 года, зачастую являются:

  • недоношенность, родовые травмы или кислородное голодание мозга из-за асфиксии;
  • инфекционные заболевания матери во время вынашивания ребенка;
  • созревание мозговых структур с существенной задержкой;
  • наследственность (если у кого-то из родителей была задержка развития речи, то у ребенка вероятность повторения ситуации возрастает в несколько раз);
  • синдромы Эдвардса или Дауна;
  • травмы головы, полученные в младенческом возрасте;
  • патологии слухового аппарата, из-за которых возможно снижение слуха или его полное отсутствие;
  • сильные стрессы или нервные потрясения (например, из-за скандалов и громких ссор между родителями);
  • отсутствие внимания родителей к ребенку.

Мальчик плохо слышит

Что делать

Своевременное определение нарушений развития речи и оперативное принятие мер, если ребенок в 4 года не хочет общаться, способно помочь устранить проблему и её последствия. Для достижения максимального эффекта рекомендуется совмещать несколько методик, которые должны быть назначены после комплексного обследования малыша у невропатолога, психоневролога, дефектолога, логопеда и отоларинголога.

Медикаментозное лечение

Поскольку задержка развития речи зачастую связана с нарушением мозгового кровообращения, то для устранения проблемы с применением медикаментозных средств используют ноотропные препараты, действие которых направлено на активизацию определенных участков мозга.

К таким препаратам относятся:

  • Актовегин;
  • Лецитин;
  • Кортексин;
  • Когитум и др.

Назначение любого из лекарственных средств должно проводиться профильным специалистом.

Девочка держит в руках таблетки

Физиолечение

Если ребенок в 4 года не говорит, то для развития речи могут быть использованы:

  • магнитотерапия;
  • лазеротерапия;
  • электрорефлексотерапия.

Данные процедуры обладают способностью стимулировать центр мозга, отвечающий за интеллектуальные способности ребенка, его дикцию, активность речи, запас слов. Перед проведением данных манипуляций обязательной является проведение комплексной диагностики и консультации, так как существует ряд весомых противопоказаний.

Ребенок на лазеротерапии

Артикуляционная гимнастика

Занятия с ребенком артикуляционной гимнастикой направлены на быстрое освоение движений языка, губ, гортани и твердого неба и должны быть ежедневными со средней продолжительностью 5-10 минут (больше не рекомендовано).

Примеры упражнений приводятся в специальной литературе, например в рассказах о приключениях веселого язычка, который умеет произносить разные звуки. Такое звукоподражание очень нравиться малышам и они охотно занимаются.

Основными упражнениями, которые можно выполнить без специальной подготовки, если ребенок не разговаривает или очень плохо разговаривает, являются:

  • улыбка – малыша необходимо рассмешить или рассказать ему веселую историю, чтобы он улыбнулся;
  • заборчик – учим улыбаться с сомкнутыми зубами;
  • прятки с губами – показываем малышу, как спрятать одну губу, потом другую, а затем и обе;
  • блинчик – язык должен быть плоским и лежать на нижней губе.

Упражнения улыбочка заборчик блинчик

После успешного усвоения данных упражнений можно приступать к более сложным:

  • часики – язык передвигается по углам рта;
  • чистка зубов – язык передвигается по нижним зубам вправо-влево, вверх-вниз;
  • орешки – язык упирается то в левую, то в правую щеку.

Упражнения часики чистим зубки орешки

Упражнения

Если ребенок не говорит в 4 года, то наряду с другими методиками ему могут помочь:

Дыхательные упражнения:

  • с разной интенсивностью дуть на водичку;
  • дуть через тонкую соломинку в емкость с водой, чтобы получались пузырьки;
  • дуть на листочки деревьев или бумажное оригами, привязанное на нитке.

Поможет также такой комплекс упражнений:

Читайте также:  Где встретить новый год с ребенком 4 лет

Упражнение ушки

Упражнение вырасти большой

Упражнение часики

Упражнение дыхание

Упражнение маятник

Упражнение семафор

Упражнение петух

Упражнение гуси

Упражнение ветер

Упражнение свеча

Упражнение ежик

Упражнения на мелкую моторику рук:

  • пальчиковые игры (сорока, ладушки и др.);
  • упражнения для активности кистей рук.

Упражнения, совмещающие стихи и движение – каждая строчка стиха стимулирует к выполнению определенного действия.

Альтернативными методами развития речи могут послужить дельфинотерапия или иппотерапия, но эти процедуры могут быть рекомендованы только специалистом, исходя из состояния ребенка.

Советы доктора Комаровского

Доктор Комаровский говорит о том, что необходимо наблюдать за своим ребенком и рассматривать его развитие речи в динамике. Если в 2,5-3 года словарный запас малыша состоит из 20 слов, и в 4 года ситуация аналогична, то это должно стать поводом для беспокойства, почему ребенок не расширяет свой словарный запас. Но если словарный запас ребенка расширяется, но не с такой интенсивностью, как принято считать, то необходимо ему в этом помогать.

Комаровский детский врач

Кроме занятий с логопедом или дефектологом, с малышом необходимо регулярно заниматься дома. В этом могут активно помочь:

  • специальная говорящая азбука для детей;
  • развивающие и обучающие игры;
  • артикуляционная гимнастика перед зеркалом;
  • упражнения в виде игр и др.

О том, как научить ребенка говорить, если у него присутствуют проблемы неврологического характера или задержка развития речи вызвана другими причинами, смогут подсказать только профильные специалисты. Но это не значит, что с ребенком ничего не нужно делать, в любом случае его необходимо развивать с раннего возраста, совместно читать сказки, учить стишки, много разговаривать, пытаясь менять при этом интонации, сопровождать свои рассказы, о чем либо, картинками или фотографиями.

Источник

По стопам Людмилы: https://www.babyblog.ru/community/post/rannee_razvitie/1706761

 Решила изложить некоторые СВОИ мысли на тему стимуляции речевого развития, если вдруг такой опыт будет кому-то полезен, буду рада. Всевозможных критиков «да ты чо заморачиваешься ващеее», «совсем обалдели ребенка мучать, готовить к егэ, торопить развитие» и пр с фактами про неговоривших гениев — просьба время не тратить на чтение и комментарии 😉

Итак, в чем была задача и какие мы опробовали решения.

Когда в полтора года большинство сверстников моей дочери уже предпринимали попытки выражаться вербально, у нее в лексиконе было лишь около 5 слов и несколько десятков жестов. Объясняется жестами, молчит, как партизан, и ей вполне комфортно. Все знакомые и незнакомые фыркали и кидали камни в мой огород, мол, и занимаюсь я с ребенком мало и плохо, и «ну ты б ей хоть книжку почитала!..», и прочее вплоть до весьма обидного «с такой матерью ребенку будет очень сложно жить/расти/общаться, а всему причина — Вы!»

 А я с ней 98% времени один на один, и рот не закрывается, и говорю, говорю, говорю, и книжки читаю, и мелкая моторика уже переразвита, и на море свозили, впечатления и встряска — будь здоров. Без толку.

 НЕ СРАБОТАЛИ самые популярные методы:

— комментирование всех действий; 

— чтение книг;

— «я тебя не понимаю, скажи словами!» 

— игры со звукоподражанием (мяу-мяу и ав-ав); 

— развитие мелкой моторики.

Ниже опишу то, что на мой взгляд внесло наибольший вклад в магический «пинок», вследствие которого ребенок начал интересоваться речью, говорить, повторять и сочинять, склонять и спрягать, т.е. осознал смысл наличия речи и связь между миром и звуками. Все добровольно, без насилия, заставляний, приставаний и даже без регулярных или систематизированных занятий.  

1. Развитие мимики, артикуляции и дыхания. Ребенок же не сразу, как родился, может встать на ноги или схватить погремушку, так? Он сперва учится владеть своим телом, изучает возможности рук и ног, тренируется. Так и с языком и губами, их надо осознать и овладеть ими. Другими словами: учимся дуть и корчим рожи!

А. Дуть. На вертушки, на ниточки или дождик, на вату, воздушные шарики,пену в ванне, перья и листья, на свечки. В дудки, свистки и свистульки, флейту Пана, трубочки и трубы. В полые предметы типа бутылок, полых шариков с дырками и др. Пузыри: и выдувать из кольца, и через трубочку дуть в тарелку с мыльной пеной, чтоб была целая гора пузырей (осторожно!!! Любители поильников и соков с трубочками, не разобравшись в задании, могут напиться мыла!). Высший пилотаж: надуть воздушный шарик. Моя принцесса научилась дуть легко и рано, в полгода, но в 11 м нас настиг насморк, и она научилась сморкаться. Все, дуть — никак, только носом! Это, я считаю,было крупной проблемой, пока мы все не перепробовали, и девица не стала пытаться дуть ртом.

Б. Дурачимся, как можем, кривляемся. Улыбаемся широко, скалимся, имитируем с гипертрофированной артикуляцией (и выпученными глазами, чтоб смешнее было) а, и, о, э, у, ы. Язык показываем, широкий, узкий, трубочкой, облизывая губы, достаем языком до носа, прячем его за щеками. Надуваем щеки, целуемся, фыркаем и шушушукаем как ежики, цокаем, щелкаем и т.д.. Это простые игры, их не надо готовить, они эмоциональны и воспринимаются на ура большинством карапузов. Если повторяет — чудесно, нет — ищем ту физиономию, которая вдохновит. Чем спонтаннее и разнообразнее, тем более яркая реакция у младенца.

2. Антиагитация.Метод изобрелся мною как итог размышлений: «Говорю, говорю, говорю… А она нет! А зачем ей говорить, если я говорю?!» Дала возможность ребенку высказаться. Обычный режим «рот не закрывается» на один день, раз в неделю, замещается режимом «кратко и по делу». Никаких лишних комментариев, уговоров, сказок и прибауток. Только то, что важно и нужно: «Ешь кашу», «Не лезь на горку», «Возьми», «Надевай штаны», «Провода не трогать» и т.п. Не объясняем, почему не трогаем, не описываем вкусовых свойств каши и не играем в прятки со штанами. Без злобы, конечно. Читать можно, но без пояснений и комментариев, только текст и желательно покороче. В итоге у ребенка создается информационный вакуум, он чувствует, что чего-то не хватает, и пытается своим лепетом восполнить столь привычное и недостающее для комфортного восприятия мира «Деточка моя милая, не лезь на горку, дорогая, там высоко, ты не не хочешь упасть? А у мамы спина болит, я не смогу тебя там удержать +еще на страницу». Осторожно только, надо быть на чеку, потому что привыкшие к убалтыванию малыши могут не осознавать реальной опасности без ваших увещиваний, так что расшибленные колени или разбитый нос могут появиться, увы. 

Читайте также:  Лимфоциты ребенок 4 года норма

Особого опыта использования метода у меня, правда, нет, мы его применили лишь трижды. Каждый раз: плюс 2-3 слова за день, тогда как простые дни приносили по 2 слова за неделю максимум. Т.е. именно на антиагитационные дни эффект имелся. Но есть и просто вероятность совпадения.

3. Мультфильмы. Как ни стыдно признавать, да, мультики. Простые, советские, с внятной озвучкой и трогательными героями. Яркие впечатления от скачущих зверушек имеют сильную эмоциональную составляющую, а особо выделяющиеся моменты врезаются в речь карапуза. 

4. Витамины. Для речи нужно не только желание, но и физические процессы в мозгу (и не только). А как им развиваться, если материалов нету?.. Особенно это касается малоежек, плохоежек, неедяк и прочих консерваторов. Если детеныш соглашается вкушать лишь макароны, микроэлементов ему может и не доставать… А значит, посещаем врача и спрашиваем про витамины. Разумная профилактика авитаминоза не навредит, а вот скачок в развитии подготовить может.

5. Психологический комфорт. Звучит немного нелепо, особенно если ваш материнский инстинкт здравствует и активничает (в отличие от моего ;))) ). Тем не менее известно, что дети чувствуют состояние матери, и если проблема у нее есть — усталость, невроз, ссора с мужем, затаенная обида, неуверенность в возможностях ребенка (особенно если читаете ленту развития и постоянно сравниваете своего ребенка с другими) и т.д. — это может тормозить развитие.

На своем опыте: была проблема, покопалась, поплакала, осознала… Через 2 дня дочь внезапно начала выдавать по 5 слов в день!.. Может и совпадение, но в любом случае, разогнать своих тараканов (или хотя бы рассадить по полочкам) не помешает 😉

 6. Помогаем из лепета лепить слова. Многие дети выдают массу звуков, слогов и почти-похожих-на-китайские слов. У взрослых больше опыта и богаче словарный запас, так подключайте ассоциации и помогайте из абракадабры вычленить нужное! Приведу пример, чтоб было понятнее. Ребенок любит слог «бу»: «бубабабу»полдня голосит он. Предложите ему БУУУУлку. Не хлеб, не батон, не нарезной или хлебушек, плюшечку или саечку, а именно бубубулку. Здесь главное, чтоб малыш понял, что он САМ может сказать БУ и тем самым ОБОЗНАЧИТЬ предмет, это важное открытие. Подбирайте слова, похожие на удобные для ребенка слоги. И пусть первое время баранка побудет бубликом, а маленький шарик — бусинкой. Расширять лексикон и искать отличия можно потом, когда усвоится однозначность связи между предметами и словами.

Но тем, кто лепечет осознанно, т.е. одной и той же бибабу стабильно обозначает один и тот же предмет, хоть и неясной этимологии это обозначение, такой метод уже НЕ нужен, это пройденный этап и только запутает ребенка при чрезмерном употреблении. 

А вообще в итоге приходит мысль, что всему свое время. И если в генах заложено ребенку начать говорить в 3 года, хоть оперу в трех лицах ему пой — не поможет, а если гены согласны на 1г3м, то хоть совсем не занимайся — все равно нахватает слов на улице =)

 В общем, любите своих детей и радуйтесь их успехам!  

P.S.: что имеем сейчас — активный словарь размером ок 190 слов (я не псих, просто я люблю считать и красивые цифры, да, считала специально, и да, записывала все слова в дневнике, да, горжусь каждым словом ;))) ), ежедневные добавки по 4-6 слов, что сейчас увеличивается в арифметической прогрессии (вчера было уже +9), склонения и спряжения, притяжения. Вот теперь можно покупать альбомы для развития речи, играть в логопедические игры, «ставить» звуки и заниматься другим «шлифованием» умений

Источник

В раннем возрасте малыши с интересом познают окружающий их мир, при этом речь ребенка в 3 года является важной составляющей. Для родителей очень важно следить за развитием крохи, усвоением новой информации. В этом возрасте малыш должен говорить понятно, пусть он пока и не может произносить сложных предложений. Уже к четырем годам речь должна быть насыщена местоимениями, прилагательными, которые позволяют описывать свойства окружающих предметов. Развитие речи для детей в данном возрасте крайне важно, поэтому важно устранять любые дефекты.

Речь ребенка 3-4 лет

Развитие речи детей 3-4 лет характеризуется следующими особенностями: ребенок говорит понятно, пусть и невнятно, повторяет слова, которые слышит, умеет составлять простые предложения, может составить небольшой пересказ.

Диагностика

Говоря о развитии речи у детей 3 4 лет, нужно сказать, что оно является фундаментальным. От него будет зависеть социальная адаптация крохи, а также в дальнейшем школьном обучении. Существуют определенные нормы, по которым определяется, имеется ли задержка речи у ребенка или нет. Если отмечается отставание, тогда стоит использовать специальную программу по развитию речи. Также существует немало пособий, которыми могут руководствоваться заботливые родители. Не стоит допускать того, чтобы кроха отставал от своих сверстников, важно вовремя догонять упущенное.

Нормы развития речи детей

Специалисты выделяют нормативные показатели, узнав которые вы сможете определить, соответствует ли речь ребенка его возрастным особенностям.

Нормы

Перед тем, как разбираться с вопросом о том, как научить ребенка разговаривать в 3 года, стоит познакомиться ближе с нормами развития речи детей. Такие показатели являются строго индивидуальными, не существует строгих ограничений. Но примерно родители должны ориентироваться на следующие положения:

Словарный запас ребенка 3 лет должен составлять 800-1000 слов. К 4 годам в норме он увеличивается до 2000 слов.

В активном словаре ребенка появляются почти все части речи: существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, числительные, наречия, предлоги, частицы, союзы.

  1. У ребенка получается проговаривать собственные фамилию, имя и отчество.
  2. Он может точно повторять то, что услышал.
  3. С удовольствием пересказывает сказку, мультик, который смотрел.
  4. Обладает способностью разговаривать тихо или громко, если есть такая необходимость.
  5. Может назвать имена родственников или друзей.
  6. Для ребенка в три года считается нормальным называть действия.
  7. Рассказывает, какими признаками обладают окружающие предметы, например, мама красивая, яблоко грязное и так далее.
  8. Также у детей получается группировать предметы, то есть к одежде они относятся и пальто, и шорты, и трусы. При этом он не отнесет к одежде сковороду или карандаши.
  9. В пособиях говорится о том, что кроха может описать ситуацию, которую увидел.
  10. У крохи получается воспринимать говорить простыми предложениями, но при этом отмечаются попытки переходить к более сложным.
Читайте также:  Яблоки для ребенка в 4 года

Особенности речи

Особенности развития речи в 3 года

Несовершенство развития артикуляционного аппарата в возрасте 3-4 лет предполагает характерные для этого возраста особенности речи, которые являются нормой и не должны вызывать беспокойство у родителей.

Речь детей 2 3 4 лет обладает рядом особенностей, которые признаются нормой для большинства детей. Родители должны знать, что можно охарактеризовать, как отставание, а что признается нормальным течением развития речи.

Многие малыши стараются говорить красиво, правильно, как-то подражать взрослым. Но у многих это не получается, чаще слова звучат коряво, даже смешно. Кроха трех лет говорит невнятно.

  • Неправильно произносит длинные и малознакомые слова.
  • Сокращает длинные слова (вместо “пароход” – “паход”, вместо “машина” – “шина”).
  • Переставляет слоги в словах ( вместо “музыкальные” – “замукальные”).
  • Пропускает звуки (вместо “красный”- “касин”).
  • Произносит согласные в мягкой форме (вместо “кошка” – “коська”).
  • Свистящие звуки С, З, Ц произносит недостаточно четко, пропуская или заменяя другими звуками (вместо “замок” – “мамок”, вместо “собака” – “тобака”).
  • Шипящие звуки Ш, Ж, Щ, Ч  произносит не четко, пропускает (вместо “шапка” – “сяпка”, вместо “жук” – “юк”).
  • Звуки Р, Л пропускает или заменяет на “й”, “ль” (вместо “ракета” – “йакета” или “лякета”).
  • Неправильно строит предложения, переставляя слова (Я кашу хочу нет. Много игрушкав.).

Кроха трех лет говорит невнятно, но его речь быстро совершенствуется, улучшается.

Нужно, чтобы крошки развивались правильно, такие недочеты не требуют коррекции. Такие проблемы, как переставление слогов, смена звуков не являются отклонением. Проблема состоит в том, что физиологическое развитие речевого аппарата не совершенно, он еще только формируется. Поэтому крохи не справляются с такими сложными звукам, как “р”, “л”, “с”, “ш”.

Развитие звуковой культуры речи у детей 3 4 лет подразумевает, что кроха прислушивается ко всем звукам, словам, которые окружают его. Если не удается воспроизводить слова так, как требуется, то кроха легко образует более удобные словоформы. У ребенка в этом возрасте отмечаются попытки повторять потешки и стишки, а также сочинять их.

Отклонения

Ознакомившись с нормами развития речи в этом возрасте можно определить, развивается ли малыш нормально. Родителей должны насторожить следующие характерные признаки задержки речи.

  1. У ребенка полностью отсутствует речь в 3 года или он говорит крайне мало.
  2. Родители не могут понять, что говорит ребенок.
  3. Он говорит очень быстро или наоборот замедленно.
  4. Не может построить даже простое предложение.
  5. У малыша часто приоткрыт рот, обильное слюнотечение.

Все эти признаки могут указывать на тяжелые речевые отклонения, и в этом случае родителям необходимо обратится к специалистам.

Отклонения в речевом развитии детей

Консультация педиатра, детского невролога и логопеда поможет выяснить причину речевых отклонений и вовремя начать лечение и коррекцию.

Что способствует развитию речи

Чтобы выяснить это, родителям стоит изучить разнообразные пособия, методики. Можно сделать это самостоятельно, а можно пообщаться со специалистами. В том случае, когда самостоятельные занятия не дают никаких результатов, стоит обратиться к логопедам. Можно подобрать специальные упражнения для ребёнка, это можно делать даже в два года. В любом случае, нужно общаться с крохой, разговаривать с ним, а также расширять сферу общения. Постарайтесь знакомить малыша с новыми людьми, подталкивайте его к контакту с ними, объясните, что ему нечего бояться.

В разговорах с ребенком на третьем году жизни, нужно употреблять новые слова, чтобы увеличивать его словарный запас. Любые успехи должны отмечаться с вашей стороны, нужно хвалить кроху и поощрять его. Что касается словарного запаса, то он постепенно должен увеличиваться, нужно учить с малышом отдельные слова. Также увеличению словарного запаса способствует чтение сказок. Помните о том, что при чтении нужно уделять внимание интонации и выразительности. Так малыш будет запоминать, как нужно говорить правильно.

К четырем годам можно учить потешки, это позволит научиться проговаривать шипящие, свистящие звуки. Не стесняйтесь и не ленитесь исправлять малыша, если он произносит слова неправильно. Если вы будете внимательны к детской речи, то кроха будет задумываться о том, что нужно стремиться говорить правильно. Можно подобрать разнообразные дидактические игры по развитию речи для детей 3 4 лет. Если решите играть, совершенствуя при этом речь, нужно стараться говорить с малышом по-разному, – громко, тихо, быстро, медленно.

Учим ребенка говорить

Многих родителей беспокоит вопрос, с какого возраста нужно учить крошек говорить. Нужно ли учить двух трёхлетних? Не нужно специально учить кроху речь, заставлять зазубривать слова.

  • Обучайте малыша в процессе игры, уже к годику можно использовать различные методы мотивации речи. Можно, например, просто рассказывать крохе обо всем, что видите на прогулке. Всегда нужно спрашивать о том, как прошел день, что интересного было в детском саду, что нового он увидел.
  • Говорите правильно и четко произнося слова. Активно артикулируйте во время общения с малышом.
  • Хвалите кроху за любые попытки произнести новые звуки или слова.
  • Мягко поправляйте малыша, если он произносит слова и звуки неправильно, но не ругайте.
  • Учите ребенка формулировать описания предметов и явлений : что это? или кто это? какого цвета? что это у куклы? как можно назвать куклу?
  • Стимулируйте общение малыша с другими детьми. Чаще посещайте детские площадки, мероприятия, дни рождения.
  • Читайте детские потешки, стихи, загадки, они прекрасно воспринимаются малышами, при этом их проговаривание способствует речевому развитию.
  • Позволяйте крохе играть с мелкими деталями, это может быть и крупа, и песок, и пластилин.
  • Познакомьтесь с презентациями и пособиями, которые расскажут о развитии мелкой моторики. Ведь она напрямую сказывается на формировании речи.

Упражнения

Важно планирование, нужно понимать, кто, когда будет заниматься с крохой. Включите в режим для малыша регулярные занятия артикуляционной гимнастикой. Заниматься лучше в утреннее время. Достаточно уделять занятиям 10-15 минут в день.

Артикуляционная гимнастика для губ

Артикуляционная гимнастика для губ: показать зубки и широко улыбнуться, удерживать 5 секунд, вытянуть губки трубочкой и удерживать 7 секунд. Повторять до 10 раз.

Если не уверены в собственных силах, не хватает презентаций и потешек, то можете привлечь специалистов со стороны. Возникновение отставания развития речи детей не возникает неожиданно, это длительный результат, это может подтвердить даже фгос. Малышам могут помощь развивающие игры, постановка звуков. Когда не получается самостоятельно, можно отыскать хорошего логопеда.

По материалам статьи мы подготовили презентацию “Учусь говорить. Особенности развития речи детей 3-4 года”.

Презентация “Учусь говорить. Особенности развития речи детей 3-4 года” скачать

Источник