Как заниматься с ребенком 5 лет с зпр
Автор Светлана На чтение 14 мин. Просмотров 2.7k. Опубликовано 23.10.2019
Совсем не удивляюсь, а даже улыбаюсь, когда слышу, что ребенок с ЗПР не хочет заниматься, потому что для таких детей это нормально. Вопрос в том, что же с ним делать, ведь программу в саду и школе осваивать все-таки надо. И как бы наши особые детки ни отказывались от навязываемых занятий, обучаться они могут, и лучше, чем мы думаем. Единственный минус – они предпочитают выполнять только увлекательное для них, что вызывает неподдельный искренний интерес и отклик. Тогда такие дошколята проявляют потрясающие познавательные способности, внимание, память, логику и воображение.
Чтобы как-то внедрить знания, положенные по программе обучения, родителям и педагогам приходится потрудиться. К сожалению, не всегда под боком есть школа, где дается адаптированная программа для детей с ЗПР по всем предметам. Чаще путевка выдается в обычную школу, где даже классы коррекции уже давно расформированы. В обычной программе много нюансов, которые умственно наши особята вполне потянут, но вот психическая незрелость мешает это сделать. Как быть?
Запомните: ребенок с ЗПР нуждается в постоянной поддержке со стороны взрослых (родителей). Ему требуется гораздо больше времени, чтобы усвоить новое! У некоторых есть такая фишка, как принципиальное отторжение нового, и часто связано это с поверхностным вниканием в суть дела, инфантильностью, неустойчивым вниманием – ребенку не хочется вновь и вновь прикладывать усилия, проявлять волю (что и так само по себе страдает у него от природы) и постигать глубины. Вам придется взять за правило систематически повторять одно и то же много раз, постоянно вести контроль за его учебной деятельностью, но совмещать это с щадящим режимом и максимальной мотивацией на успех, опираясь на его ведущие познавательные интересы!
Сложно? Очень! Говорю вам как мама девочки с ЗПРР, ОНР и СДВГ! Иногда кажется, что ты идешь в гору под прямым углом, постоянно спотыкаясь, и нет этому пути ни конца ни края. Однако это не так. Это лишь наша усталость. А ребенок в определенный момент выдает все знания, умения и навыки, которые я ей прививала ежедневным трудом. Итак, мои рекомендации и советы, как заниматься с ребенком с ЗПР, если он не хочет. И немного о причинах нежелания.
Ребенок с ЗПР не хочет заниматься, почему
Я перечислю основные причины, почему ребенок с ЗПР не хочет заниматься. Они отчетливо проявляются у моей дочки, и есть почти у всех детей с данным диагнозом. Что-то выходит на первый план, что-то менее примечательно, но обходить эти «острые углы» при планировании занятий приходится в любом случае.
Общая инфантильность
Я писала в другой статье более подробно про инфантильность в поведении детей с ЗПР. Они развиваются с задержкой на 1-3 года относительно сверстников, потому их эмоционально-волевая сфера, познавательный интерес не соответствуют реальному возрасту. Им свойственны дурашливость, излишняя веселость, максимальная жизнерадостность, несоблюдение границ «ребенок-взрослый», неустойчивость интересов, неумение совладать с эмоциями, преобладание физиологических потребностей над другими, сенсорная жадность (тяга к ощущениям) и т.д.
Такому ребенку сложно сконцентрироваться на последовательном выполнении заданий, усвоении определенного объема информации. Им попросту неинтересно, трудно, не хочется делать усилий и явно не хватает мотивации для этих самых усилий. Они моментально теряют нить происходящего и улетают в свой мирок. Какие буквы, какие цифры…
У них отсутствует чувство ответственности, слабо развита критичность мышления по отношению к себе. Они быстро пресыщаются одним видом деятельность и устремляются снова в свою игру и получение ощущений, которые им нравятся.
Повышенная утомляемость и возбудимость
Дети с ЗПР имеют плохо отрегулированную систему процессов возбуждения и торможения. Они то перевозбуждаются, то впадают в состояние анабиоза, ничего не видя и не слыша вокруг. От этого нервная система истощается быстрее, работоспособность падает. Учитывая то, что многие дети среди них плохо воспринимают информацию на слух, страдают от нарушений мелкой моторики, обладают ограниченными возможностями концентрировать внимание и другими особенностями, можно с уверенностью сказать, что им приходится напрягаться в течение дня гораздо больше, чем обычным сверстникам. Они находятся в постоянном стрессе и напряжении, и лишнее усилие где-то на уроке или дома – дополнительная нагрузка.
Низкий уровень свойств внимания
При задержке психического развития внимание всегда отличается плохой концентрацией, малым объемом, неустойчивостью. От этого они половину выдаваемой информации просто не понимают или пропускают мимо ушей. Здесь задействованы низкая мотивация, несформированность механизма произвольности, высокая отвлекаемость, неправильное распределение внимания, избирательность интересов, а, соответственно, и внимания.
Низкий уровень свойств памяти
Конечно, не у всех детей с ЗПР страдает память, но в большинстве случаев наблюдаются снижение скорости запоминания, объемов вмещаемой информации, плохо развитая непроизвольная память, преобладание наглядной над словесной, нарушения механической, плохая переработка воспринимаемого и т.д. Если говорить обобщенно, то ребенок в единицу времени запоминает меньше материала, а после хуже его воспроизводит.
Низкий уровень развития мышления и речи
У ребенка с ЗПР почти отсутствует ориентировочный компонент при выполнении заданий, чаще все делается бездумно и без оглядки даже на любезно предоставленный шаблон. Также отмечаются несформированность поисковой мотивации, стереотипность и поверхностность мышления, недостаточный уровень развития логических процессов мышления: обобщения, классификации, сравнения, анализа, синтеза, отрицания, сериации, абстрагирования и т.д. Такому малышу сложно познавать окружающий мир, проводить аналогии, сопоставлять предметы и явления между собой, а после преобразовывать полученную информацию своими силами.
Речь всегда связана с мышлением, потому она тоже развивается по дефектному пути. При ЗПР мы можем наблюдать разрыв между внутренней речью и внешней (сложно оформить мысли словами, хотя они есть), дошколятам сложно программировать свое высказывание, осмыслить предложение, синтаксически выстроенное в усложненной форме.
Детки с задержками психики также страдают от несформированности способности создавать новые образы, замедленного формирования мыслительных операций, склонности к выбору действия по ситуации или относительно несущественных признаков предмета/явления. Хотя при оказании помощи они могут выполнять задание и максимально приблизиться в этом к норме. Но шаблонность мыслительного процесса все равно преобладает.
Низкий темп выполнения заданий
Это как само собой разумеющийся факт, если учесть все, что я написала выше. Мысли ребенка формируются медленнее, высказывание намеревается дольше, обработка информации затруднена, вот вам и зависание, низкий темп работы и «выход в астрал». Это достаточно специфические трудности при обучении детей с ЗПР.
Нарушение общей и мелкой моторики
Не у всех, но у многих детишек с данным диагнозом есть отклонения в крупной и мелкой моторике. Они неуклюжи, часто падают, позже садятся, идут, шагают по ступенькам, могут отличаться плохой координацией. Пальчики на руках малоподвижны, манипулятивная функция кисти развита слабо – создается ощущение, что рука деревянная. Это мешает развитию воображения и творческим навыкам, которые стимулируют речь, мышление и другие психические функции.
Сниженная познавательная деятельность
Характерной чертой ЗПР является отсутствие мотивации познавательной деятельности. Ребенок позже начинает интересоваться окружающим миром, взаимодействием предметов между собой и их свойствами. Он недостаточно набирает сенсорных знаний о них, потому не может воспринять поток информации где-то на уроке – его уровень ниже требуемого. Временные, абстрактные понятия долго остаются непонятыми и непрочувствованными. Такие дети почти не усваивают то, что нельзя опознать наглядно. Им необходимо зрительное подкрепление для осмысления понятия. К сожалению, далеко не все мы можем пояснить наглядно.
Трудности в понимании инструкций
Состояние вербальных и невербальных компонентов развития ребенка с ЗПР обуславливает плохое понимание инструкций, условий задач и т.д. Он теряет нить происходящего, ему не совсем понятен смысл того, что он должен делать и зачем. Там, где задействованы сложные, многоступенчатые словесные инструкции, с громоздкими морфологическими и синтаксическими особенностями, такой ребенок теряется.
Повышенная тревожность и низкая самооценка
Это очень серьезная проблема в воспитании и обучении детей с ЗПР, потому что у 9 детей из 10 есть и то, и другое. Эти ребятишки всегда находятся в состоянии легкого страха что-то потерять, упустить. Они боятся потерять связь с любимыми людьми, оказаться где-то в одиночестве, потеряться самому и т.д. Они всегда тревожатся, когда кто-то куда-то уходит.
Самооценка снижается постепенно, по мере взросления, когда ребенок все больше и больше интуитивно чувствует, что он «не такой». Если родители позволяют себе постоянно высказываться в стиле «какой же ты бестолковый», «ты снова ничего не понимаешь», «опять все сделал не так», мотивация снижается с каждым разом больше, а уровень тревожности и неуверенности растет. Критика со стороны очень негативно влияет на желание такого малыша заниматься и обучаться. Они перестают верить в свои успехи. Они смиряются, что «тупые», как и говорят близкие люди…
Ребенок с ЗПР не хочет заниматься, что делать, как справиться
Такие типичные затруднения при взаимодействии с ребенком ЗПР выбивают из колеи многих родителей, но бороться с этим можно. В первую очередь перестаньте раздражаться на его медлительность и сниженную работоспособность. Он делает это не назло вам. Не кричите, не торопите, а старайтесь действовать в его ритме. Если дитя устало после 5-минутного разбора звукового состава слова, дайте ему передохнуть. Пусть займется тем, что интересно.
Всегда включайте в план работы то, что увлекает его больше всего. И оставляйте данное занятие на потом. Это будет мотивацией для ребенка выполнить «нелюбимые» задания относительно сносно.
Поддерживайте любую инициативу, связанную с познавательной деятельностью, и раскручивайте эту ниточку. Используйте в качестве опоры ведущие интересы и нанизывайте на них по крупице требуемые знания. Если малыш интересуется машинками, берите их в качестве демонстрационного материала при изучении цветов, геометрических фигур, величин и т.д.
Всегда давайте ребенку шаблон выполнения действий. Он не догадается сам, как делать задание, глядя на картинки и иллюстрации в книге. Ему нужна опора – некий маячок, относительно которого он будет двигаться.
При изучении новых тем опирайтесь на ранее хорошо усвоенные и отработанные материалы.
Обязательно привлекайте наглядные пособия. Старайтесь как можно больше иллюстрировать и зрительно подкреплять преподносимую информацию. У этих деток очень хорошо развита зрительная память.
Не вводите абстракции раньше времени – толку не будет. Сначала напитайте ребенка основными знаниями о классификациях предметов и явлений – дайте ему базис. Это знания о животных, насекомых, временах года, растениях, продуктах питания, профессиях и т.д. Следите за обогащением лексического словаря по данным темам и правильным употреблением его в грамматических конструкциях. Пополняйте словарь существительными, глаголами, прилагательными в первую очередь. Учите связывать их друг с другом — это одна из речевых проблем у детишек с задержкой.
Стимулируйте речь. Уходите от однотипных простых предложений по строгой схеме расположения его членов. Старайтесь наполнить речью не только занятия, но и быт ребенка. Создавайте благоприятную речевую среду, где звучит вся та лексика, грамматика и фонетика, которую он изучает на данном этапе. Но не перегружайте его лишней информацией. Инструкции давайте четкие и односложные, дополняя их новыми элементами постепенно.
Исправляйте ошибки, но максимально поощряйте правильно выполненные задания. Этот ребенок в два раза больше нуждается в положительной оценке своей деятельности.
Помните, что лучшее понимание и запоминание вызывает материал, наполненный эмоциями, то есть многое зависит от вашего стиля подачи. Я всегда говорю, что детки до 8-10 лет нуждаются в игровой форме обучения, а не в строгой муштре и системе наказаний.
Учите ребенка концентрировать внимание на главном, а потом уже на деталях. Сам он это не умеет. Всегда разъясняйте инструкцию и подкрепляйте ее примером выполнения подобного, чтобы посыл был ухвачен и воспринят.
Не занимайтесь, когда у обоих нет настроения, кто-то не выспался, плохо себя чувствует и т.д. День, когда кажется, что весь мир против тебя, лучше пропустить.
Чередуйте разные виды деятельности, чтобы стимулировать разные функции. Не зацикливайтесь на чем-то одном. Вы можете неделю учить буквы, рисовать карандашом, складывать пазлы и пирамидки, пересыпать песочек, ставить какой-то звук в речи, а на следующей неделе начать совсем другие занятия, например, определить внимание на лепку, вырезание ножницами, счет, тренировку памяти и внимания, сюжетно-ролевую игру и т.д. Через какое-то время вы начинаете все снова… и обнаруживаете, что ребенок все усвоил!
Не предъявляйте к ребенку завышенных требований. Это вводит его в тревожное состояние и апатию. Учитывайте, не условные нормы данного возраста (хотя именно к ним мы стремимся), а его возможности.
Помогайте ему. Моя дочка до 5 лет даже карандаш не могла нормально держать, но я упорно целый год брала ее руку своей и вкладывала в пальчики карандаш, после чего пробовала калякать разные линии ее рукой, штриховать, обводить и т.д. В итоге, в один прекрасный день она взяла карандаш и начала делать то же самое. Подобный процесс происходил с красками, да, со всем, что связано с мелкой моторикой. Я ее рукой собирала пазлы, мозаику, кубики, пирамидки – долго и упорно, порой до своих собственных слез в подушку по ночам, но есть волшебное слово «надо» — оно для мамы имеет особый смысл. Сейчас ей сложно даются подготовительные прописи (чувствую, будут проблемы с каллиграфией), и мы снова обводим палочки-крючочки вместе)))
Уделяйте ребенку внимание лично, и не только во время занятий. Такие детки в нем очень нуждаются. В противном случае они вредничают, протестуют и всячески доказывают, кто здесь не прав…
Что делать при низком самоконтроле
Что же делать с низким навыком самоконтроля? Просто постепенно учить ребенка управлять своими действиями и эмоциями. Это на самом деле очень важно, так как тянет за собой не только успеваемость, но и коммуникацию с социальной адаптацией. Навыки самоконтроля хорошо формируются, если мы даем ребенку быть самостоятельным и не бежим вперед него выполнять то, что вполне может он сам – с небольшим усилием и нашей помощью. В этом же вопросе очень поможет:
- позволение ребенку делать выбор в некоторых бытовых моментах (что надеть, что съесть);
- игры на самоконтроль наподобие «море волнуется раз», «остановись на хлопок» (ребенок бегает и должен остановиться на один хлопок, на два – остановиться и поднять руки вверх);
- разрешение совершать ошибки, причины которых потом обсуждаются;
- посещение спортивных секций, где в любом случае приходится контролировать свои действия и сосредотачиваться;
- работа в паре (стишок по ролям, игра, диалог в игре – любая парная деятельность);
- занятия с нейропсихологом, психологом, дефектологом;
- умение справляться с негативными эмоциями, чему тоже учит взрослый.
Очень полезно таким детишкам сравнивать свою работу с заданным эталоном. Если самостоятельно это сложно сделать, взрослый указывает на некоторые ошибки, а остальные ребенок ищет сам.
Во время занятий исключите отвлекающие моменты, даже бытовые. Увеличивайте срок на выдачу того или иного материала, так как многим детям с ЗПР требуется в разы больше часов для восприятия и обработки.
Для тренировки памяти, которая является одним из основных базисов, используйте мнемотехники, о которых я обязательно напишу в другой статье. Они позволяют с наглядной опорой усваивать больше информации и правильно раскладывать ее по «ячейкам хранения».
Задания выдаются малыми дозами, дробятся на составляющие относительно навыков и умений конкретного ребенка. Старайтесь задействовать «зону ближайшего развития» лишь на 30% при занятиях, остальное должно быть известно, достаточно легко и понятно.
Не забывайте хвалить его за каждый верный шаг – это придаст уверенности и заложит нужный эмоциональный настрой к следующему занятию. Не позволяйте ему чувствовать себя некомпетентным и «тупым», дабы окончательно не лишить уверенности в своих силах.
Не стыдитесь своего ребенка с его особенностями, не опекайте излишне настойчиво, не вешайте вину на себя, не впадайте в отчаяние и не считайте, что все безнадежно. Будет сложно, но данный диагноз преодолим, если вы прикладываете усилия!
Если какие-то термины вам не известны, используйте словарь научных терминов и узнавайте больше полезной информации!
Источник
Часто дети с ЗПР не готовы идти в школу в 7 лет, т.к. у них ещё не сформировано чувство долга «я должен учиться», они не ощущают себя в статусе школьника. Советский психолог Л.И. Божович отмечала:
«Для одних детей поход в школу в 7 лет — выход из кризиса, для других — уход в кризис».
Для таких детей школа – это продолжение детского сада, куда можно прийти поиграть, пообщаться с друзьями. Если у ребёнка нет достаточной мотивации к учёбе или он встречает трудности, то интерес к школе может пропасть совсем. Обычно в таких случаях сборы ребёнка в школу сопровождаются истерикой и соматическими реакциями (рвота, понос, частая заболеваемость ОРВИ и т.д.)
Начинать работать над учебной мотивацией ребёнка с задержанным развитием лучше хотя бы за год-два до школы.
Какие особенности детей с ЗПР нужно знать, чтобы правильно найти к ним подход?
1. Незрелость эмоционально-волевой сферы: ребёнок соглашается выполнять только те задания, которые ему интересны; на требование взрослого выполнить какое-нибудь рутинное задание или задание, которое в прошлый раз у него не получилось, ребёнок может ответить резким отказом и даже истерикой; ребёнок не усваивает новых требований к поведению – может встать среди урока и ходить по классу, что-то резко выкрикнуть, на просьбу учителя сделать задание в прописи, может вместо этого нарисовать там рисунки и т.д.; такой ребёнок не понимает наказания (он не может увязать наказание с совершённым им поступком), не дифференцирует отметки в дневнике на плохие и хорошие – главное, что они там есть и т.п.
2. Нарушение внимания и концентрации (ребёнка легко отвлечь от занятия посторонними звуками в комнате, за окном, если перед занятием он посмотрел мультфильм и теперь витает в облаках);
3. Повышенная психическая утомляемость (ребёнок быстро устаёт делать не очень интересное ему задание, поэтому часто бросает его на пол пути);
4. Трудности с ориентацией в пространстве (часто такой ребёнок затрудняется запомнить дорогу от класса до туалета, затрудняется найти свой домашний адрес и т.п.);
5. Нарушена координация движений (неуклюжесть, неумение повторить движение за взрослым), мелкая моторика (ему трудно правильно держать ручку, карандаш, вследствие чего возникают трудности с рисованием, письмом, трудности в вырезании из бумаги);
6. Трудности в самообслуживании (ребёнку трудно самостоятельно застегнуть пуговицы, молнию на одежде, организовать свою деятельность – он может разбросать на парте школьные принадлежности и не собрать их потом в ранец, отчего часто всё теряет).
7. Ребёнку трудно соотнести инструкцию взрослого с определенным действием, т.е., он слышит просьбу взрослого, но не до конца понимает, что от него хотят. У таких детей преобладает наглядно-образное мышление (они лучше понимают обращенную к ним речь, если сопровождать её картинками);
8. Высокий уровень тревоги, низкая самооценка (для таких детей губительна критика, наказание, они не уверенны в себе, часто боятся проявить инициативу).
Бывает, что к вышеперечисленным особенностям добавляется энурез, энкопрез, невротические реакции (навязчивые состояния – сосание пальцев, тики, другие действия), фобии (страх скопления людей, страх громкой музыки, страх новой пищи, непривычного места, темноты, насекомых и т.п.).
Рекомендации по подготовке к школе детей с ЗПР:
1. Позаботьтесь о психологическом комфорте ребёнка как дома, дайте ему почувствовать вашу любовь и поддержку; вместо наказания задействуйте мотивацию (если ты уберёшь за собой игрушки, то сможешь посмотреть мультики; если будешь капризничать, я не буду читать тебе эту книжку);
2. Поощряйте его познавательную мотивацию. Выполнение каких-либо заданий должно быть окрашено для ребёнка позитивными эмоциями, подача нового знания должна происходить в форме сюрприза, интересной игры. Во время выполнения заданий не кричите на него, не критикуйте. Больше хвалите, даже за незначительный, как вам может показаться, успех. Выполнил задание – получи плюшку. В день можно заниматься по полчаса, через каждые 10 минут делайте разминки, пальчиковую гимнастику;
3. При выполнении задания используйте больше наглядности, тренируйте пальчики ребёнка (делайте аппликации, учите его вырезать ножницами, клеить, собирайте узоры из мозаики, учите правильно держать карандаш, лепите из пластилина), не злоупотребляйте интерактивными заданиями (по телевизору или интернету) – используйте их как мотиватор для выполнения менее интересных, но важных заданий (сделал все задания – теперь можно на компьютере поиграть); чтобы ребёнок проще выполнял ваши просьбы, можете приготовить для него разноцветные карточки с символом какого-то действия (например, попросите ребёнка не кричать и покажите зелёную карточку с нарисованным листочком, которая будет означать потребность в тишине – скажите ребёнку: «а давай послушаем тишину» и т.д.);
4. В силу повышенной отвлекаемости, такой ребёнок нуждается в многократном, терпеливом повторении просьбы (например, вы попросили его убрать игрушки, он поубирал 5 минут и переключился на собирание пазлов – в этом случае необходимо терпеливо вернуть его к прошлому действию; не поручайте ему работу, результат которой нельзя оценить через короткий промежуток времени (до получаса), т.к. он быстро теряет интерес к продолжительной деятельности. Поручая ребёнку задание, дробите его на части (например, не «собери игрушки», а «сначала собери кубики, потом конструктор» и т.п.). Во время занятия избегайте посторонних шумов. Ограничьте просмотр телевизора – максимум 40 минут в день;
5. Учите ребёнка организовывать свою деятельность – убирать за собой вещи, игрушки, мыть руки, раздеваться-одеваться. Он должен понять, что порядок – это важно;
6. Прививайте ребёнку самодисциплину (познакомьте его с правилами поведения дома и на улице – что ему можно делать, а что нельзя (нельзя лазать в шкаф без спроса, нельзя брать чужие вещи, что регулярно нужно мыть руки, не ложиться спать, не почистив зубы, спрашивать разрешение и т.д.; следите за выполнением этих правил, не пускайте всё на самотёк);
7. Проявляйте настойчивость – чтобы ребёнок выполнил вашу просьбу, нужно установить с ним контакт глаз и убедиться, что он вас услышал и понял, добейтесь от него утвердительного ответа, что он действительно понял, чего от него хотят. Не кричите, но при этом и не позволяйте, чтобы ребёнок вас игнорировал;
8. Личный пример. Если вы учите ребёнка не переходить дорогу на красный свет, а сами регулярно нарушаете, то это правило не отложится в его голове, т.к. ребёнок копирует ваше поведение;
9. Учите ребёнка ориентироваться в пространстве – осваивайте понятия справа, слева, вверху, внизу, спереди, сзади, на, над, под; во время прогулки, попросите его показать вам дорогу до вашего дома и т.п.;
10. Занятия физкультурой разовьют крупную моторику ребёнка, улучшат координацию движений;
11. Чтобы ребёнок научился чему-то, необходимо учитывать зону его ближайшего развития — выполняя задание, сначала проговорите его, убедитесь, что ребёнок вас услышал, если он не понял, проделайте сначала вместе с ним, и как только почувствуете в нём уверенность – предоставьте делать задание самостоятельно (например, если вы сказали, обведи фигуру по контуру, а ребёнок не понял, проделайте вместе с ним рука в руке);
12. Во время занятий с ребёнком играйте в «школу», вы – учитель, а он – ученик. Если ваш ребёнок умеет разговаривать, любит книги, предложите ему побыть учителем и поучить вас. Рассказывайте ребёнку о том, что интересного с ним может произойти в школе, читайте рассказы, сказки про школу;
13. Учите ребёнка не стесняться выражать своё мнение, учите, что ошибаться могут все, побуждайте его к рассуждению, задавайте интересные вопросы, загадывайте загадки, поощряйте его любознательность, не отмахивайтесь от него. Известнейшие педагоги нашей страны утверждали, что потребность «быть хорошим» формируется только у тех детей, которых взрослые считают хорошими. Лишь успех формирует достаточную веру ребенка в себя;
14. Когда ребёнок начнёт учиться в школе, не ругайте его за плохие оценки – учёба должна стать для него интересной в первую очередь сама по себе, а не из-за оценок;
15. Обращайте внимание на то, пытается ли учитель замотивировать вашего ребёнка – насколько он хвалит его, проявляет настойчивость в выполнении своих просьб, устанавливает ли с ребёнком зрительный контакт, вовлекает в учебный процесс – задаёт вопросы, проверяет ли домашнее задание, насколько комфортна психологическая атмосфера в классе и т.д. Старайтесь наладить с учителем тёплые взаимоотношения, регулярную обратную связь;
16. По завершении задания, попросите ребёнка оценить свою работу с помощью разноцветных смайликов (жёлтый смайлик – отлично; зелёный – нужно ещё потренироваться);
17. Предоставляйте ребёнку выбор во время занятия: «выбирай, чем мы займёмся – будем лепить, или клеить аппликацию, что ты хочешь лепить?» Ребёнок должен почувствовать себя не просто исполнителем, а творцом в вашем совместном занятии;
18. Снижайте уровень тревоги ребёнка похвалой, словами любви. Отлично подойдёт общение с животными, рисование красками с прослушиванием классической музыки, занятия с песком.
Также есть много других техник работы с тревогой и страхами.
Главное при работе с детьми с задержкой развития — благоприятный психологический фон, недопущение крика, строгого наказания и системность. Если вы хотите привить ребёнку какой-то навык — без системы никак не обойтись!
Я имею большой опыт работы с детьми с ЗПР, с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, аутистическим и неврозоподобным поведением, фобиями. Приглашаю к себе на консультацию всех желающих!
Дорогие читатели, Вы всегда можете записаться ко мне на консультацию по телефону +7(919) 324-75-26 или перейдя по ссылке.
Источник