Как вывести ребенка из истерики 5 лет

Как вывести ребенка из истерики 5 лет thumbnail

Истерики у ребенка 5 лет — одни из самых неприятных моментов для родителей. Психологи утверждают, что дети не закатывают истерики просто так, лишь потому, что им надоело быть хорошими или они стремятся манипулировать взрослыми. Зачастую крики указывают на злость и неудовлетворение дитя. Поскольку они не могут правильно объяснить и рассказать, что им не нравится, они начинают кричать.

Чтобы понять, как справиться с истериками, нужно научиться сохранять спокойных дух и понимать, что его беспокоит.

Возможные причины истерик

Родителям важно осознать, что в 5 лет наступает кризисный период в жизни, когда дети начинают часто капризничать, замыкаться в себе.

В период кризиса пяти лет ребенок может:

  • замыкаться в себе, быть менее разговорчивым, перестать делиться с родителями своими радостями и победами;
  • стать неуверенным в себе, бояться новых дел, выглядеть напуганным;
  • раздражаться и злиться, грубо себя вести со старшими и даже сверстниками;
  • закатывать истерики без особого основания, долго плакать;
  • копировать манеру поведения своих родителей, имитировать ситуации из жизни;
  • отстаивать свои права, требовать больше свободы, говорить о самостоятельности.

Если ребенок правильно развивается, то уже к пятилетнему возрасту он способен неплохо разговаривать и рассказывать о своих насущных потребностях. Он начинает пристально наблюдать за взрослыми, слушать, о чем они говорят, и желает находиться в кругу толпы. Маленькие дети хотят быть похожими на взрослых, копируют их манеру поведения, чтобы их также считали большими.

Причины капризов и стерек у детей

У детей головной мозг уже хорошо развит, они учатся проявлять самообладание, контролируя свои эмоции и чувства. В этот период у дошкольников особенно развито воображение, они любят фантазировать, складывают свое личное представление об окружающем мире. Их привлекает все то, что творится вокруг них, они начинают рассказывать вымышленные собственные истории.

В возрасте 4-5 лет для ребенка важное место в жизни занимает общение с другими людьми, со сверстниками. Если нет возможности поговорить с кем-то или тяжело добиться расположения других, то дитя может чувствовать одиночество. Это становится одной из причин кризиса, что в результате приводит к истерикам и капризам.

Работа над качествами

Для того чтобы успешно бороться с истериками ребенка, нужно выявлять следующие качества:

  • понимание;
  • спокойствие;
  • терпение;
  • любовь.

Важно понимать, что ребенка нельзя назвать взрослым человеком, только в миниатюрном виде. Это формирующаяся личность, которая еще не может полностью контролировать себя, свои эмоции и способна остро реагировать на непредвиденные обстоятельства и неприятности. Поэтому родителям необходимо стараться ставить себя на место ребенка и смотреть на ситуацию его глазами.

Если родитель что-то запрещает, нужно обязательно держать свое слово. К тому же очень важно, чтобы в подобных вопросах супруги были единомышленниками, работали в команде и их мнения по поводу мер наказания не расходились.

Если возникают истерики у ребенка 4-летнего возраста, следует сохранять спокойствие и самому не терять самообладание. Насколько это возможно, родители должны не обращать внимание на детские выходки, крики, а продолжать заниматься своими делами. Следует напоминать себе причину возникновения истерики, тогда легче будет с ними справляться и держать себя в руках.

В случае с детскими истериками родителям важно запастись терпением. Не следует ожидать, что они сразу прекратятся, особенно если чадо заметило, что ему удается манипулировать другими. Только правильная и последовательная реакция сможет прекратить капризы и истерики.

Можно попробовать следующие методы:

  • Когда ребенок начинает кричать и капризничать, то если это возможно, следует взять его на руки и, не причиняя ему вреда, подождать, пока он успокоится. Важно не дать ему швырять предметами и пинаться. При этом сохранять спокойствие, не кричать. В результате малыш увидит, что его действия безрезультатны.
  • Если начинается истерический припадок, то можно отвести дитя в пустую комнату, оставить его там и объяснить, что он сможет выйти только после того, как успокоится.
  • При истериках на людях родители должны сразу же увести капризника из поля зрения окружающих. Нельзя идти у него на поводу только потому, что он устроил представление. Это подольет масло в огонь и убедит его в том, что, закатив таким образом истерику, он легко сможет добиться своих целей.

В семье нет места ни демократии, ни диктатуре. Она создается для того, чтобы в атмосфере любви и тепла родители помогли детям стать ответственными и самостоятельным людьми. Воспитание — это неотъемлемый элемент этого процесса, который учит быть послушным и дает чувство защищенности. Оно заверяет в родительской любви, которой в дальнейшем захочется поделиться с другими. Поэтому, действуя в правильном направлении, важно анализировать, не изменилось ли поведение ребенка за последний период, над чем еще стоит поработать.

Воспитательный процесс

Воспитательные меры зачастую выражаются в правилах и наказаниях за их нарушение. Они учат детей быть послушными и развивать самообладание. При вразумлениях не следует перегибать палку и быть слишком жесткими.

Требования, которые выдвигаются детям, должны быть четкими и последовательными, чтобы малыш понимал, что конкретно от него ожидается, и не желал ничего менять. Многие родители отмечают, что не стоит устанавливать слишком много правил. Важно, чтобы ребенок уяснил для себя один из важных моментов, что любой случай непослушания ведет к наказанию.

Выражать свои требования следует в форме утверждений. К примеру, вместо того, чтобы спросить о том, не мог ли он прибраться у себя в комнате, нужно четко сказать, чтобы он навел порядок там, где разбросал игрушки. Вежливость родителей в этом вопросе несколько неуместна, поскольку подобный вопрос дает детям возможность проанализировать все за и против и выбрать лучший для них вариант. Нельзя выпускать власть из своих рук.

Читайте также:  Как нарисовать ребенку 5 лет яблоко поэтапно

Иногда родителям трудно определить, внимательно ли слушает ребенок в четыре года, насколько четко понимает их слова. Поэтому важно не забывать о повторении. Ключевые мысли следует повторять по несколько раз, включая жесты и подбирая правильный тон голоса.

В семье, где несколько маленьких детей, меры наказания могут отличаться друг от друга, особенно если есть ребенок, которому пошел 5 год, и он проходит кризисный этап в жизни. В некоторых ситуациях достаточно только строгого взгляда, а для других детей необходимо применять конкретные действия.

Последовательность и решительность

Когда родители говорят, что их чадо не понимает слова «нет», то здесь в первую очередь им нужно подумать о себе. Ведь чаще всего проблема скрывается не в самом ребенке и в том, что ему что-то не понравилось, а в том, что родители не могут как следует запретить и не выражают твердость характера.

Маленькие дети могут моментально увидеть любую, даже малейшую непоследовательность действий своих родителей.

Иногда дети могут одновременно спрашивать мнение об одном и том же вопросе, но по-разному подходить к этому. Или же зная, что мнения родителей могут разойтись, они поспрашивают у обеих сторон, затем найдут лазейку и воспользуются этим в своих же интересах. Поэтому следует действовать решительно. Если родитель что-то запрещает, нужно обязательно держать свое слово. К тому же очень важно, чтобы в подобных вопросах супруги были единомышленниками, работали в команде и их мнения по поводу мер наказания не расходились.

Капризный ребенок

Одному из родителей не следует отменять наказание и запреты другого. Даже если супруги не согласны друг с другом, это следует выяснить наедине, не вынося на всеобщее обозрение. Дети моментально видят, когда их родители расходятся во мнениях, и сразу делают для себя выводы.

Если после непослушания родители обещали принять воспитательные меры, то так и следует поступать. При этом нужно дать понять, что если они не допускают плохих поступков сегодня, то такое поведение неприемлемо вообще.

Не нужно допускать ситуации, когда ребенок в пять лет начнет спорить, вступать в дискуссию, прося объяснить, почему именно такое наказание, а не что-то полегче. Детские истерики могут возникать в тех ситуациях, когда дети считают, что у взрослых просто нет выбора и они смогут уступить, к примеру, если находятся в окружении других людей. Но четкое и твердое «нет» даст понять, что родители не поддаются на постоянное нытье.

Не следует принимать воспитательные меры, опираясь на свое настроение. Хороший и радостный дух — это не повод игнорировать плохие поступки своего чада, а при дурном настроении не следует срываться и строго наказывать. В результате такой непоследовательности в требованиях чадо может подумать, что все решения принимаются в зависимости от настроения. Это приводит к тому, что ребенок начинает вести себя еще хуже.

В одной мудрой книге поощряется держаться сказанных слов, чтобы любое «да» означало «да», а «нет» — «нет». Это также касается обещаний что-то купить, подарить или исполнить желание своего малыша. Тогда дети научатся доверять словам своих родителей.

Если не давать слабину и не уступать капризам дитя, уже в следующий раз оно не захочет устраивать подобные истерики, поскольку увидит твердость духа и поймет, что своими криками ничего не сможет добиться.

Что важно делать родителям

Когда у детей возникают истерики, часто взрослые просто не знают, как им поступить. Чтобы добиться положительных результатов, нужно соблюдать несколько правил.

Первое, что нужно сделать, — это выяснить причину криков:

  • желание показаться взрослым и безрезультативность действий;
  • попытки научиться управлять своими эмоциями;
  • понимание отличий между девочками и мальчиками;
  • детские представления и фантазии, которые отличаются от реальности жизни.

После того как родители определили источник проблемы, они стараются придерживаться следующих правил:

  • Уделять ребенку больше времени: вместе проводить досуг, заниматься домашними делами, общаться, расспрашивать о делах, рассказывать интересные моменты о себе. Важно прислушиваться к мальчику или девочке, их мнению, принимать желание помочь, чтобы малыш чувствовал себя нужным.
  • Всегда нужно просто и доступно объяснять своему чаду о своих действиях. К примеру, зачем нужно вовремя ложиться спать, почему нельзя все купить в магазине и т.п.
  • В случае агрессии и драки, нужно побеседовать с ребенком о том, что такие действия являются недопустимыми.

Во время разговоров малышу нужно чувствовать, что с ним говорят на равных и у родителей серьезные намерения. Проводя досуг, участвуя в совместных играх, желательно представлять себя маленьким ребенком. Важно постараться дать ему больше свободы, чтобы он руководил процессом игры. Также необходимо давать малышу какие-то взрослые обязанности и приучать их ответственно выполнять.

Когда малыш может справиться сам и не требует помощи, то лучше ему не мешать. Не следует запрещать ему выполнять сложные задания, поскольку это поможет ему понять, что он был не прав, и в следующий раз прислушаться к словам взрослых. Детям необходима поддержка и похвала. Если закрывать глаза на капризы, неумелое подражание взрослым и кривляния, не заострять на этом свое внимание, то ребенку со временем просто надоест это делать.

Читайте также:  Рассказ про маму ребенка 5 лет

Источник

Истерика ребенка – значительное испытание для родителей. На людях истерика ставит родителей в неудобное положение, и ситуация становится особенно острой. Однако, домашние истерики столь же мучительны, а иногда очень продолжительны.

Для родителей истерики связаны с переживанием гнева, чувства вины, беспомощности и своей несостоятельности.

Главный вопрос, который волнуют родителей:

Что делать, когда у ребенка истерика?

Как остановить все это безобразие, есть ли способы, чтобы успокоить ребенка?

Основной принцип, на основе которого нужно строить свои действия – ребенок отдельное существо, со своими отдельными переживаниями, видением мира и желаниями. Ребенок это не часть родителя и не электронный прибор, который можно включить или перенастроить по своему усмотрению.

В связи с этим принципом, родитель не может рассчитывать на полный контроль над эмоциями своего ребенка, не должен стремиться к этому. Стремление во что бы то ни стало «справиться» с истерикой или «прекратить» ее, только принесет дополнительные неприятные переживания и ребенку, и родителям.

Итак, истерика имеет отношение к эмоциям РЕБЕНКА, поэтому лучшее, что может сделать родитель для исправления ситуации – создать такой контекст, в котором ребенку легче будет успокоиться. Усилия родителям прилагать, конечно, придется, важно только, чтобы усилия были направлены в правильное русло.

Два главных вопроса

Когда ребенок плачет, кричит и делает то, что обычно называется «истерика» (или с ним «это делается»), спросите себя:

ЧТО ЧУВСТВУЕТ МОЙ РЕБЕНОК?

ЧТО ЧУВСТВУЮ Я?

Ваша задача, разделить эти два аспекта ситуации и не сливаться с ребенком в истерике. Если ребенок падает на пол и кричит в ответ на ваш отказ выдать ему поиграть ваш телефон, то он в этот момент, вероятно, разозлен вашим отказом. Вы же вовсе необязательно должны быть так же сильно разгневаны поведением вашего ребенка, поскольку, вероятно, знаете, что двухлетние дети не умеют управлять своими эмоциями. Задав два основных вопроса («что я чувствую?» и «что чувствует мой ребенок?»), вы можете просто дать ему пережить ту вспышку гнева, которую видите перед собой. У вас нет задачи, убрать ее, вы просто даете ей пройти.

Повышенное желание контролировать состояние ребенка ситуацию только ухудшает.

Унесите ребенка в спокойное место

Обычно сильные истерики устраивают дети, которых еще можно переносить на руках. И это хорошая новость, потому, что ребенка, у которого истерика нужно изолировать от зрителей.

Если истерика случилась в общественном месте, то родитель, который находится рядом с ребенком находится под двойной нагрузкой – плач ребенка неприятен сам по себе, но если на него наслаивается общественное давление, то ситуация становится труднопереносимой. На родителя с одной стороны давит ребенок, а с другой окружающие, которые стремятся помочь или осуждают родителя, а иногда просто поглядывают с любопытством.

Если истерика случается в семье, и родственники наблюдают это дело, то нагрузка тут несколько другого рода. Здесь каждый считает возможным воздействовать непосредственно на ребенка или высказывать матери упреки, которые в таких обстоятельствах нужны меньше всего.

Любая публичность ситуацию ухудшает. Рядом с ребенком должен остаться один человек.Если есть выбор, например, истерика случилась при полном наборе домочадцев, то это должен быть самый уравновешенный человек.

Ограничьте опасные действия ребенка

Совет игнорировать ребенка во время истерики не всегда уместен. Не все истерики имеют демонстративный характер. Часто ребенок также страдает от истерики, как и окружающие, и неправильно было бы оставить его одного. Другой немаловажный аспект, ребенок может сильно разозлившись кидать вещи или пытаться что-то разбить.

Одна мама, обращавшаяся за консультацией к психологу по поводу частых и сильных истерик 4 летнего мальчика, рассказала, что пыталась противостоять истерикам методом игнорирования. Мальчик устраивал показные истерики, и мама хорошо понимала это. Поэтому она пыталась купировать истерики, лишив сына внимания. Мальчик же, когда злился и плакал, начинал планомерно крушить дом, выбрасывая из шкафов вещи и переходя ко все более опасным действиям. Разумеется, мать не выдерживала и рано или поздно должна была останавливать ребенка.

Если ребенок во время истерики бьет кого – то или стремится разрушить ваше имущество, его нужно придержать, ограничить его действия. Однако, не стоит спасать его от самого себя, если он бьет себя. Такое поведение, как правило, демонстративно и живет именно тогда, когда на него обращают внимание.

Сдерживайте ребенка, если: он выкидывает вещи из шкафов, бьет людей или животных, стучит по бьющимся предметам,

Не трогайте ребенка, если: он бьет сам себя, бьет свои игрушки, разрушает собственные постройки из песка или снега.

Контролируйте свое эмоциональное состояние

После того, как вы проделали предыдущие действия (унесли ребенка и убедились, что он не разрушает ваш дом), самое время заняться собой. Чаще всего родители во время детских истерик находятся в таком же плачевном эмоциональном состоянии. Разумно было бы привести себя в равновесие, прежде чем претендовать на контроль над чувствами ребенка. Если вы сами не в состоянии успокоиться, то честно ли будет говорить ребенку: «Успокойся, немедленно!»?

Как почувствовать себя лучше
– Дышите! Старая и проверенная техника, не потерявшая своей актуальности. Старайтесь обратить внимание именно на свое дыхание: дышите достаточно глубоко, медленнее, чем обычно. Сконцентрируйтесь на том, как ваша грудная клетка, расширяясь и сокращаясь, обеспечивает движение воздуха в вашем организме.
– Обратите внимание на ощущение своего тела в пространстве: положение, ощущение соприкосновения с поверхностями, механику движений. Концентрируйтесь на своих ощущениях, а не на поведении ребенка.
– Представьте себя большим. С помощью воображения, создайте динамический образ: вы расширяетесь, растете, становясь с каждым вдохом чуть больше.
– Сместите внимание с поведения ребенка. Если поведение ребенка вызывают очень сильную эмоциональную реакцию, попробуйте применить следующую технику: в своем воображении представьте себя очень большим, а ребенка «сделайте» совсем крошечным. Постарайтесь увидеть в таком варианте то, что происходит в данный момент. В дополнение сделайте свой образ очень красочным, а образ ребенка тусклым или черно белым.

Используя техники, которые описаны выше, вы создадите именно тот контекст, своеобразную рамку, в которой ваш ребенок сможет спокойно прийти в себя.

Читайте также:  Красные глаза у ребенка 5 лет постоянно

Есть также вещи, которые делать, наоборот не следует, чтобы не провоцировать усиление истерики.

Не делайте этого!

– НЕ пытайтесь ребенка перекричать, отвлечь, в тот момент, когда он находится в сильной истерике

– НЕ играйте с ребенком. Одна из самых провальных и парадоксальных тактик родителей во время истерики – играть с ребенком. Мотивы родителей понятны: ребенок по их плану должен увлечься игрой и перестать орать. Но, это не работает.

Мать, видя ребенка, который начинает плакать делает большие глаза и говорит: «Ой, боюсь, когда так кричат!», после этого мать прячется, пытаясь таким образом втянуть малыша в игру.
Папа, наблюдая, как ребенок истерично кричит и подпрыгивает от избытка чувств, говорит: «Ух ты, да ты же как спутник, сейчас взлетишь!».

Все игры во время нежелательного поведения ребенка неправильно ориентируют его и обеспечивают, по сути, положительное подкрепление его поведения!

– НЕ бейте и НЕ кричите на ребенка во время истерики. Даже если эти методы в отдельных случаях помогают, они плохи в долгосрочной перспективе и в конечном итоге только ухудшают ситуацию.

– НЕ оставляйте ребенка одного. Ребенок, как правило, во время истерики чувствует себя очень плохо, лучше быть рядом с ним, возможно, обнять, чтобы оказать ему поддержку.

Однако, если ребенку больше четырех лет и он устраивает истерики явно напоказ, его лучше оставить его одного.

Ребенок 2 лет пришел с прогулки голодный и усталый, захотел включить мультфильмы, чтобы ужинать с телевизором. Мать не разрешила, и ребенок устроил истерику. В этом случае, лучше быть рядом с ребенком.
Ребенок 6 лет в ответ на указание родителей выключить компьютер начинает громко реветь. В этом случае вы смело можете оставить его реветь одного.

– НЕ давайте ребенку то, что он требует с помощью истерики (будь то показанная или натуральная истерика). Это правило известно повсеместно и так же повсеместно нарушается. В ответ на истерику даются сладости, увеличивается время просмотра мультфильмов, покупаются игрушки, ребенок определяет, куда пойдут родители, кто и где сядет.

Кардинально важно понять, что крик и истерика не приносят малышу заметного вреда (хотя те состояния, в которых это происходит и неприятны). Это не опасно, если малыш СТРАШНО кричит не получив конфету. Зато опасно приучить его кричать так РЕГУЛЯРНО, сделав крик способом получить конфету. Поэтому «жалея» ребенка, соглашаясь на его требования в результате истерики, родители оказывают большую медвежью услугу тому самому ребенку, которого они так жалеют. Регулярные истерики, к которым ребенок быстро привыкнет, если идти на его требования, действительно могут быть вредны и для нервной системы и, особенно, для будущего характера ребенка.

Как не допустить истерики

Дети устраивают истерики предсказуемо. Голод, усталость, нервное напряжение – и вот истерика на пороге! Можно с помощью простого наблюдения вычислить, когда устраивает истерики именно ваш ребенок, где те самые опасные моменты, когда вы рискуете получить истерику. После этого постарайтесь организовать «горячие точки» чуть иначе.

За консультацией обратилась семья, где ребенок всегда устраивал скандалы в общественных местах. После выяснилось, что ребенок ведет себя истерично именно в местах очень большого скопления людей. Небольших изменений было достаточно, чтобы количество истерик сильно сократилось.

Следите за предвестниками. Если быть к ребенку внимательными, то можно увидеть некое поведение, которое предшествует истерике: ребенок капризен, агрессивен или просто слишком возбужден. Весь арсенал по успокоению, отвлечению ребенка должен быть использован именно тогда, когда вы увидели предвестников, а не тогда, когда ребенок уже выгибается и кричит.

Проанализируйте источники напряжений в жизни ребенка. Частые истерики бывают признаком того, что у ребенка в жизни есть источник постоянного напряжения. Это могут быть ссоры членов семьи, перегруженность занятиями, тревожность матери. Тогда, чтобы решить проблему истерик, лучше не искать методы утешения ребенка, а обратиться к решению основных проблем, которые и провоцируют частые истерики.

Почти у всех детей случаются истерики разной силы. Сама по себе истерика для ребенка часто просто сброс напряжения. При правильном отношении истерика не нанесет вреда ребенку и родителям.

Автор: Елизавета Филоненко семейный психолог.

Источник.  

Источник