Как выговаривать звук к ребенку 5 лет

Как выговаривать звук к ребенку 5 лет thumbnail
22.01.2019

Речь у детей формируется в дошкольный период. Следить за правильностью произношения очень важно, так как к школьному возрасту необходимо, чтобы ребенок научился верно произносить все буквы. Наиболее сложно малышам научиться правильно говорить букву «р», однако и с проговариванием звука «к» могут возникнуть трудности.

Нужно ли обращаться к специалисту?

Если звук «к» не получается верно проговаривать у малыша в возрасте 4-5 лет, то родителям можно попробовать научить его произносить, организовав занятия в домашних условиях. Очень важно проводить их в игровой форме. Ребенку должно быть интересно. Заставлять нельзя, иначе у него пропадет желание учиться.

На начальном этапе занятия проводятся родителями не более 4-5 раз в неделю по 10-15 минут, далее частоту и длительность выполнения специальных упражнений можно увеличить.

Заниматься нужно в удобном месте, перед зеркалом, чтобы малыш видел движения своих губ и имел возможность наблюдать за мимикой мамы или папы. За любые успехи в произношении звуков ребенка необходимо хвалить.

Логопедические занятия

Если проблема с произношением буквы «к» обнаружена у чада позднее, например, в возрасте 6-7 лет, то его следует отвести на консультацию к логопеду. Специалист поможет научиться ее выговаривать как можно скорее, чтобы у ребенка не возникло проблем при учебе в школе.

Также к логопеду следует обратиться, если занятия проводятся в течение длительного срока, но не приносят результата, малыш не может освоить произношение звука. Профессионал быстрее найдет причину, из-за которой он не может произносить звук «к», даст рекомендации по ее устранению.

Как научить ребенка говорить букву «К»?

Если принято решение заниматься с малышом дома, то родителям следует освоить методики постановки звука «к», сделать подборку специальных логопедических игр и упражнений, которые помогут научить его выговаривать эту букву.

Перед проведением занятий, обучающих малыша правильному литературному произношению (орфоэпии), следует выполнить несколько общих логопедических упражнений для разминки речевого аппарата. Самыми эффективными являются:

  1. «Трубочка». Ребенок должен вытянуть губы вперед трубочкой и удерживать в таком положении 5 секунд.
  2. «Улыбка». Малыша следует попросить улыбнуться как можно шире, но не показывать зубы при этом.
  3. «Змейка». Ребенка нужно попросить высовывать и засовывать язык от 5 до 7 раз между плотно сжатыми губами.
  4. «Заборчик». Сын или дочь должны улыбаться, показывая нижние и верхние зубы.
  5. «Чистим зубки». Ребенок открывает рот как можно шире и проводит языком по внутренней стороне верхних зубов, затем нижних, сначала слева направо, а потом наоборот.

Артикуляционная гимнастика проводится в течение 10 минут. С ее помощью можно подготовить разговорные мышцы лица к выполнению игр и упражнений, направленных на освоение звука «к».

Методы постановки звука «к»

Звук «к» относится к группе заднеязычных. Чтобы его произнести, необходим высокий подъем в области корня языка. Дети часто пропускают эти звуки или заменяют более легко произносимыми переднеязычными. Если исключить патологии, в связи с которыми малыш не может выговаривать букву «к», то можно говорить о том, что детский язычок ленится работать в полную силу.

При неумении говорить букву «к» ребенок заменяет ее буквой «т» («тофта» вместо «кофта», «тапитан» вместо «капитан», «Татя» вместо «Катя» и т. п.). В некоторых ситуациях родителям достаточно пару раз четко произнести звук, чтобы ребенок видел их мимику и смог повторить. Но не все дети сразу схватывают правильное произношение.

Одной из методик, обучающей проговариванию буквы «к», является механический прием. Родитель предлагает сыну или дочери произнести несколько раз слоги «та-та-та». Пока он это делает, мама или папа прижимают кончик языка вниз и отодвигают слегка назад. Выполнять манипуляцию можно с помощью пальца или черенком чайной ложки.

Язык отодвигается, прижимается к небу, постепенно принимает положение, необходимое для четкого произношения звука «к». Прием достаточно повторить несколько раз, потом малыш начинает выговаривать букву без посторонней помощи.

Закрепление звука «к» в речи ребенка

После того как малыш научится самостоятельно выговаривать букву «к», родителям следует каждый день проговаривать вместе с ним как можно больше слов, в которых она используется. Для этой цели также подойдут скороговорки («У киски мягкие лапки», «Купили кукушонку капюшон», «Карлик Карл кувыркался на ковре», «Клава клала лук на полку» и др.), пословицы или стихотворения.

Игры и упражнения

Чтобы научить ребенка выговаривать букву «к», следует выполнять с ним следующие упражнения:

  1. «Катание с горки». Ребенка учат удерживать язык в положении горки. Затем ему в руку на ладонь кладут шарик из ваты. Далее малыш должен удерживать корень языка немного приподнятым, опустив при этом его кончик. После выполнения вышеописанных действий ребенок должен выдохнуть воздух, сдув с ладони шарик. При выполнении этого упражнения должен прозвучать звук «к». Не у всех детей получается произнести его с первого раза.
  2. «Язык-борец». Кто-нибудь из родителей и сын или дочь садятся перед зеркалом. Ребенку следует рассказать, что его язычок превращается в борца, которому предстоит сражаться с недругом (указательным пальцем мамы или папы). Малыш начинает улыбаться с открытым ртом как можно шире, а взрослый в это время упирается пальцем в кончик его языка, отодвигая его немного назад. Ребенок при этом старается вытолкнуть палец изо рта.
    Затем родительский палец перемещается на переднюю стенку языка, слегка нажимая на нее. В конце концов, язык малыша займет позицию «горки», необходимую для правильного произношения звука «к». Далее ребенок сможет ставить язык в правильное положение без борьбы с пальцем взрослого. При выполнении этого упражнения родителям следует быть предельно осторожными, чтобы не поцарапать рот малыша ногтями или не вызвать у него рвотный рефлекс. Руки должны быть чисто вымытыми.

5 рекомендаций родителям

Проведение речевых занятий дает результаты, но помимо них, родителям следует играть с малышом в игры, способствующие развитию мелкой моторики.

Зачем нужно развивать мелкую моторику и какая от этого польза — расскажет эта статья.

Мама играет с малышом в игры

Мама или папа могут перебирать с ним крупы или макароны, учить ребенка нанизывать бусины на нитку либо леску, лепить фигурки из пластилина или соленого теста.

  1. Также логопеды и дефектологи рекомендуют родителям:
  2. Просить малыша повторить звук, если произнести его получилось удачно.
  3. Когда ребенок научился говорить букву, то ее произношение закрепляют проговариванием фраз, слогов и слов с ней.
  4. Мама или папа могут предложить ребенку вспомнить самостоятельно слова со звуком «к», назвать картинки из книги, где он присутствует.
  5. Ребенка нельзя принуждать к занятиям, если он не хочет этого или плохо себя чувствует.
  6. Если от занятий дома нет никакого результата, ребенка показывают логопеду или дефектологу.
Читайте также:  Ребенку 5 лет при температуре парить ноги

Почему ребенок не выговаривает букву «к»?

Частой причиной того, что малыш не говорит букву «к», становится то, что родители и другие близкие родственники сюсюкают с ним, то есть подражают его несформировавшимся речевым навыкам. Речь взрослого опускается до уровня детской речи. Ребенок, не слыша вокруг себя нормально проговариваемых звуков и букв, не может узнать, как их правильно произносить. Чтобы малыш учился говорить правильно, речь родителей должна быть четкой и понятной.

Другие причины, мешающие ребенку правильно выговаривать тот или иной звук, в частности «к», заключаются в следующем:

  1. Патологии со стороны слухового аппарата или органов зрения.
  2. Слишком большой или маленький язык.
  3. Короткая связка, располагающаяся под языком.
  4. Парез корня языка.
  5. Тонкие или толстые губы, которые мешают нормальной артикуляции.
  6. Неправильное строение зубов или челюсти.
  7. Гипотонус корня языка.
  8. Ринолалия (расщепление твердого и мягкого неба).
  9. Готическое, щелеобразное или узкое строение неба.

Видео-советы

С интересным способом, как научить ребенка говорить букву «к», можно ознакомиться при просмотре следующего видеоролика:

Каппацизм или недостаток произношения заднеязычных звуков часто можно встретить у детей в возрасте 4-5 лет. Основной причиной считается недостаточно подвижный язык. Научить малыша правильно и четко произносить букву «к» можно, не обращаясь к логопеду, если занятия проводить правильно и регулярно, и если в строении речевого аппарата ребенка не выявлено патологий.

Источник

Учим ребенка выговарить проблемные звуки л, р, ш, ж, к без логопеда. Постановка звука «р» за 15 секунд. Бесплатные занятия и правила их организации дома с мамой. Логопедическая гимнастика.

Содержание

Чёткая, красивая и многообразная речь ребёнка— естественное желание любой мамы. Не стоит впадать в панику, если к 3,5 годам малыш говорит ещё не все буквы. А вот проблемы с произношением звуков в возрастном диапазоне 4-5 лет — повод задуматься о наличии дефектов.
Неправильное произношение буквы «л» — самая частая проблема в детской речи. Очень часто малыши стараются заменить твёрдый звук мягким, или вставить в слово звук «в». Реже наблюдается замена твёрдого звука «л» на «й», а также его пропуск.
Этот процесс может вызываться рядом причин:

  • Подражание неправильной речи взрослого окружения
  • Проблемы с речевым аппаратом
  • Врождённые или приобретённые дефекты слуха
  • Психологически тяжёлая атмосфера в семье

Прежде, чем впадать в панику и «тащить» детей к логопеду и психологу, стоит попробовать самостоятельно справиться с этой сложностью.

Помните!Каждый дошкольник имеет индивидуальный темп развития и усваивания информации. В большинстве случаев, мальчики несколько отстают от девочек.

Так ли сложно научить ребёнка выговаривать звуки самостоятельно

Организовать домашние логопедические занятия по постановке правильного произношения самостоятельно достаточно просто. Самое главное условие, которого нужно придерживаться — это проводить их в форме игры. Малышу должно быть интересно. Ни в коем случае, на него нельзя оказывать давление, иначе интерес к урокам просто пропадёт. Информацию детям нужно подавать дозированно. Начинать лучше с 4-5 занятий в неделю по 10-15 минут, постепенно наращивая частоту и количество упражнений. Как научить ребёнка выговаривать звуки перед зеркалом? Малыш должен видеть, что происходит с его ртом, как ведут себя его губы и одновременно следить за мамой. Рекомендуется обустроить достаточно удобное место и повесить зеркало так, чтобы сын или дочь видел своё отражение беспрепятственно, в положении сидя.

Важно! Хвалить ребёнка за каждый, даже незначительный успех, нужно обязательно!

Любое занятие по орфоэпии (правильному литературному произношению) нужно начинать с разминки речевого аппарата, т. е. артикуляционной гимнастики.
Самые простые и эффективные из них:

  • «улыбка». Просим кроху улыбнуться максимально широко, но зубки показывать не нужно. Удерживаем губы в таком положении на счёт 5
  • «трубочка». Малыш вытягивает губы трубочкой вперёд и удерживает в таком положении на счёт 5
  • «заборчик». Ребёнок улыбается и показывает верхний и нижний ряд зубов. Длительность — на счёт 5
  • «бегемотик». Широко раскрываем рот, как во время зевания и держим его до 5 секунд
  • «змейка». Высунуть и спрятать острый язычок между плотно сжатыми губками. Повторить 5-7 раз
  • «лопатка». Широкий, максимально расслабленный язык, кладём на нижнюю губу и удерживаем до 3 секунд. Два повтора подряд
  • «часики». Высовываем язычок и двигаем им влево-вправо в течение 3 секунд
  • «качели». Ротик широко открыт, язычок двигается вверх-вниз. Длительность упражнения — 3-5 секунд
  • «чистим зубки». Ротик раскрыт широко и языком проводим по внутренней поверхности верхних, а потом нижних зубов, слева направо и наоборот

Длительность разминки обычно составляет 10 минут и помогает натренировать и одновременно расслабить разговорные мышцы лица. Иногда, методичное повторение таких занятий на протяжении месяца, устраняет многие проблемы ребёнка с произношением и лишает первичных дефектов речи навсегда. После такой зарядки стоит приступать к постановке того или иного звука.

К – конь. Выговариваем с ребёнком букву «к»

Каппацизм — такое название носит нарушение выговора звуков «к», «к´». Это заднеязычная группа звуков. При воспроизведении она предполагает высокий подъём корня языка. Натренировать его поможет упражнение «весёлый борец». Ребёнок открывает рот и пытается вытолкнуть указательный палец взрослого кончиком языка, одновременно произнося та-та-та. Чем большее сопротивление будет испытывать язык, тем быстрее он станет горкой у основания. Это автоматически приведёт к трансформации «т» в «к». Конечно же, руки взрослого нужно предварительно помыть и обработать спиртом. Упражнение нужно выполнять постепенно, начиная с нажима малой силы, для избежания рвотного рефлекса.

Л – лама. Учим ребёнка выговаривать букву «л»

Правильное произношение звука «л» — одна из самых простых логопедических задач. Место прописки этого звука — на кончике языка в положении «за верхними зубками».
Для того чтобы его поставить, нужно поместить язык между передними зубами и слегка зажать. Далее произноситься протяжно «ы-ы-ы» с резким одёргиванием языка назад. Для закрепления эффекта нужно пробовать соединять получившийся звук «л» с гласными «а», «о», «е» и т.д. Вот и все!

Ш – шарф. Обучаем ребёнка выговаривать букву «ш»

Раскрытие звука «ш» в домашних условиях происходит через укрепление мышц губ. Не каждому дошкольнику это под силу на первых порах. Для начала нужно выполнить с крохой упражнения «трубочка» и «улыбка» из комплекса разминки. Начинать нужно с темпа на счёт три, постепенно увеличивая скорость поочерёдной смены положения губ. Можно подключить другие способы тренировки губных мышц. Следующий этап — постановка правильного положения языка у верхнего нёба. Для этого можно предложить ребёнку сымитировать звук цокота копыт лошади. Далее — показать, как дует ветер на одуванчик. Все позиции из комплекса рекомендуется выполнять последовательно, в течение 3-5 секунд каждое. Закрепление произношения происходит через фиксацию плоского расслабленного языка у нёба с одновременным его воспроизведением. Иногда помогает метод физического воздействия, который любят использовать опытные логопеды. Простой деревянной палочкой ребёнку помогают придерживать язык у нёба. В то же время его просят с усилием выдувать воздух изо рта. Звук «ш» получается автоматически.

Читайте также:  Поделка для ребенка 5 лет на день рождения маме

Ж – жираф. Учим ребёнка выговаривать звонкую букву «ж»

Механизм раскрытия звука «ж» у ребёнка происходит примерно по тому же принципу, что и «ш», но звонко. Правильное положение речевого аппарата при этом: расслабленный язык стоит наверху ковшиком, зубы в положении заборчика, губки вперёд, гортань напряжена. Стараемся добиться нужного звучания.

Р – рама. Трудная миссия, но реальная! Обучаем правильно выговаривать букву «р»

Как правило, этот звук логопеды ставят в последнюю очередь, т. к. он достаточно сложен для произношения. Главная задача — избавить чадо от привычки воспроизводить букву горлом, чтобы избежать «картавого» эффекта.
В игровой форме малышу предлагается прилепить язык к нёбу и попросить с силой выдохнуть воздух на его кончик в течение 10 секунд. Дети с удовольствием повторяют это упражнение, ведь оно так смешно щекочет во рту. Для закрепления навыка правильно выговаривать букву р малышу можно предложить порычать, как лев. Если повторять эту игру достаточно часто, через некоторое время можно забыть о проблеме картавости навсегда.

Источник

Постановка и автоматизация звука [к] начинается с младшего дошкольного возраста (2,6-3 года). Первая фонема появляется в речи младенца 7-12 месяцев. У большинства детей логопеды выявляют дефекты произношения этого призвука. Каппацизм характеризуется как полное отсутствие или искажение заднеязычного согласного. Паракаппацизм предполагает замену [к] другой фонемой.

Постановка звука [к] Автоматизация звука [к].

Характеристика звука

Логопеды описывают фонему [к] как звук:

  • ротовой — по работе мягкого неба;
  • велярный, заднеязычный, задненебный — по месту образования;
  • твердый — по степени напряжения средней части спинки языка;
  • согласный — по наличию преграды в ротовой полости;
  • глухой — по работе голосовых складок;
  • смычно-взрывной — по способу образования.

Постановка звуков «к», «г», «х»

Работа учителя-логопеда начинается с внедрения и дифференциации в речи заднеязычного согласного.

Помогают занятия по развитию слуховой памяти, внимания, фонематического слуха. Педагог указывает ребенку на точную артикуляцию, правильное положение языка, губ, а также отрабатывает чистое звучание изолированной фонемы с помощью речевых и неречевых заданий, пассивной артикуляционной гимнастики, логопедического массажа, упражнений с бездефектными звуками.

Логопед подбирает дошкольнику 2 упражнения для постановки заднеязычных согласных, а навыки закрепляют родители в домашних условиях:

  1. «Язычок-борец, или Кто сильнее». Дошкольник принимает исходное положение при постановке велярного согласного: приоткрытый рот в улыбке. Логопед легким нажатием на язык отодвигает спинку вглубь рта. Ребенок сопротивляется. Педагог, попеременно надавливая на кончик и переднюю спинку, добивается поднятия задней части языка. Во рту образуется «горка».
  2. «Катание с горы». Ребенок сам выгибает язык «горкой», кончиком касается нижних резцов. Затем толчкообразно выдыхает на ладонь с ватным шариком, сдувает его и называет фонему.
Постановка звукаАртикуляционная гимнастика.

На следующем этапе логопедической работы предстоит поставить звук [к]. Упор делается на бездефектные фонемы, которые ребенок выговаривает чисто, без пассивной артикуляционной гимнастики и механической помощи взрослого.

Основные способы

В работе с дошкольниками различают 3 метода:

  1. По образцу. Педагог показывает ребенку, как правильно произносить велярный согласный, акцентируя внимание на четкой артикуляции, положении органа речи, звучании [к].
  2. Механический способ. Применяется логопедом при формировании правильного положения органов речи. Используются массаж, пассивная артикуляционная гимнастика, шпатели, зонды.
  3. Смешанный метод. Предполагает использование всевозможных логопедических приемов для становления и автоматизации фонемы. Выбор зависит от индивидуальности ребенка.

Чаще используется последний способ. Но все 3 метода опираются на словесную инструкцию, кинестетическую чувствительность, опорные звуки и тактильно-вибрационный, зрительный, слуховой контроль.

При постановке велярного согласного учитель выбирает один вариант или комплекс упражнений:

  1. «Покашливание»:
    • дошкольник выдыхает, имитирует легкое покашливание, произносит слог «кхе», ощущает поток воздуха на ладони;
    • при возникновении иного звучания педагог использует логопедический прием: указательным и большим пальцами слегка сдавливает область горла под подбородком, придает механически нужный уклад органам речи;
    • следующим шагом будет научить малыша покашливанию шепотом, чтобы услышать чистый призвук [кэ];
    • заднеязычный согласный закрепляется в других слогах: «ка», «ко», «ку»;
    • в заключение ребенок дифференцирует изолированную фонему [к].
  2. «Вдох-выдох»:
    Диафрагмальное дыханиеПравильный вдох и выдох.
    • педагог учит дошкольника называть слог «ка» любым способом на вдохе, делаются упражнения «Улитка» и «Храп» (в первом случае нужно втянуть язык вглубь горла, как будто улитка прячется в раковину, во втором желательно изобразить беззвучный храп и научиться выговаривать звук [х], произносить слог «ка»);
    • логопед учит шепотом говорить «ка» на вдохе и выдохе, также делаются упражнения «Улитка» и «Храп»;
    • на выдохе педагог закрепляет у дошкольника отдельный велярный звук, подготавливает тренировку на слогах с поставленными гласными [о], [у], [ы], [и], [е].
  3. «Постановка [к] от [т]»:
    • коррекционный педагог логопедическим инструментом фиксирует положение речевого аппарата в момент медленного проговаривания дошкольником слога «та», нажимает шпателем на корень языка, когда слышит от ребенка звук [т];
    • далее учитель с помощью инструмента надавливает на переднюю спинку языка, чтобы получить звучание «тя»;
    • логопед продолжает продвигаться инструментом к корню, образует «горку», добивается от дошкольника произношения слогов «кя», «ка»;
    • ребенок, как только научился чисто произносить изолированный заднеязычный согласный с помощью инструмента, переходит к самостоятельному произношению фонемы.
  4. «Постановка [к] от [х]»:
    • при чистом произношении фонемы [х] детское внимание фиксируется на правильной артикуляции органов, желательно установить язык «горкой», корнем касаться неба и перекрывать щель;
    • дошкольник внимательно следит за движением педагога, а затем также изображает легкое покашливание, выдыхает воздух на ладонь с фонемой [к];
    • при появлении напряженного, срединного призвука [х] логопед поэтапно добивается чистого произношения заднеязычного согласного через тихое покашливание, начиная с легкого для ребенка слога «кэ» и заканчивая соединениями [к] с другими гласными.
Постановка звуковАртикуляционный профиль.

Недостатки произношения буквы «к»

Явление, когда дети не умеют выговаривать какой-либо звук, заменяют его другой фонемой или искажают при произношении, называется речевым нарушением. При каппацизме выявляют следующие недостатки:

  1. Ребенок произносит [к] изолированно или в словах с характерным придыхательным, кашлевым призвуком. При артикуляции голосовые связки смыкаются, а язык остается безучастным. Поэтому фонема ставится заново.
  2. У трехлетних детей слышится в речи вместо [к] четкий призвук [х] из-за неплотного прилегания языка к небной занавеске. Отсюда воздух проходит через щель, образуя фонему [х]. Проводится полный цикл занятий по дифференциации заднеязычных согласных с фиксированием внимания на укладе органов артикуляционного аппарата.
  3. Дошкольник вместо твердого называет мягкий звук [к] с добавлением гласных [е], [и]. Объяснение в том, что у ребенка сформировалась неверная привычка артикуляции. Исправляется дефект механическим способом. Педагог сдвигает у дошкольника язык со средней части неба к задней. Такое положение поможет в произношении твердого согласного.
  4. Ребенок называет слова с заданной фонемой, издает горловое звучание. Это явление возникает из-за примыкания корня языка одновременно к небу и задней стенки глотки. Ошибка исправляется механическим способом, когда учитель с помощью шпателя от «та» приходит к произношению «ка». При этом педагог следит за тем, чтобы нажатие на язык было легким.
  5. Вместо [к] дошкольник произносит фонему [г], в обратных слогах добавляет призвук [э] или [ы]. Такой дефект объясняется включением в артикуляцию голосовых связок. Чаще всего он возникает при автоматизации согласных [т], [п]. Поэтому занятия проводятся поэтапно: закрепляются звуки [п], [т], затем добавляется фонема [к], обращается внимание дошкольника на отсутствие дрожи гортани при произношении заднеязычного согласного.
КаппацизмЗанятия с логопедом.

Правильная артикуляция

Четкое произношение звуков невозможно без правильной постановки речевого аппарата:

  • рот приоткрыт;
  • кончик языка не касается нижних резцов;
  • зубы разомкнуты;
  • передняя и средняя спинки языка опущены;
  • корень упирается в небную занавеску;
  • мягкое подвижное небо примыкает к задней стенке глотки;
  • голосовые связки расслаблены;
  • выдыхается воздух, который взрывает смычку между небной занавеской и корнем языка.
Читайте также:  Штанишки для ребенка 5 лет спицы

Артикуляционные упражнения

С дошкольниками одно логопедическое задание повторяется трижды в день. Каждое упражнение делается минимум 5 раз. К новому уроку дети переходят после того, как без запинки выполнят предыдущее действие. При постановке звука [к] логопед использует следующие упражнения:

  1. Улыбнитесь, приоткройте рот. Это исходное положение (ИП) артикуляции при постановке звука [к]. Слегка покусывайте язык.
  2. Придайте ИП органам артикуляционного аппарата. Переднюю часть языка положите на нижнюю губу и прикройте верхней. Теперь «пошлепывайте» губами и произносите слог «пя».
  3. Займите ИП. Покусывание языка чередуйте с «пошлепывающими» движениями губ.
  4. Из ИП артикуляционного аппарата на нижнюю губу положите язык. Расслабьте его, накройте верхней губой. Теперь зафиксируйте положение на 5-10 секунд. Если ребенку трудно самому удерживать положение языка, то с помощью стерильной марли держите пальцами за кончик. Дошкольник в это время будет пытаться убрать язык в ротовую полость.
    Постановка заднеязычного согласногоУпражнение «горка».
  5. При постановке заднеязычного согласного примите правильную артикуляцию органов речи: улыбнитесь, выпятите язык «горкой», расслабьте связки. При этом кончиком упритесь в нижние резцы, а корнем прикоснитесь к небу. Удерживайте позицию до 5 секунд.
  6. Придайте ИП артикуляционному аппарату. Сделайте язык «горкой». Напрягайте и расслабляйте его каждые 10 секунд.
  7. Займите ИП, язык выпятите «горкой». Теперь плавно подуйте по средней части органа, ощутите прохладный воздух. Усложните задание: не просто выдыхайте воздух, а произносите звук [к] и сдувайте ватный шарик с ладони.

Автоматизация звука «к» в словах

Заключительная фаза, автоматизация звука в речи, наступает после постановки изолированной фонемы [к]. Работа коррекционного педагога начинается с неоднократного повторения прямых, обратных слогов, слоговых рядов. Например, учитель-логопед подготавливает следующие задания:

  1. Прямые слоги: «ку», «кы», «ко», «ка».
  2. Обратные слоги: «ак», «ык», «ок», «ук».
  3. Легкие и сложные слоговые ряды: «ка — кы — ко», «кло — кла», «квак — квук», «кны — кна — кно — кну».
  4. Короткие слова с одинаковым рядом: «бак — мак — ак», «бок — моток — ок», «бук — внук — ук».
  5. Слоговой ряд со словом: «ык — ык — бык», «ук — ук — паук», «ак — ак — табак», «ик — ик — веник», «ок — ок — сапожок», «юк — юк — курдюк», «як — як — бедняк».
  6. Короткие слова: «пик», «лик», «кот», «тук», «бук», «око», «кол».

Затем логопед подводит дошкольника к словам с заднеязычным согласным. Ребенок учится находить понятия на заданный слог, подбирать слова с несколькими рядом стоящими согласными:

  1. В начале слова: «кокон», «комок», «копейка».
  2. В середине слова: «акула», «полка», «гимнастика», «анкета», «бисквит».
    Подбираем слова Слова со стечением согласных.
  3. В начале и середине слова: «клубника», «коляска», «кадушка».
  4. В конце слова: «сок», «лук», «маяк», «как», «клок».
  5. В начале и конце слова: «кок», «колобок», «комок», «кабак», «каблук».
  6. Слог в начале, середине и конце слова (например, «ку»): «кубик», «кубок», «секунда», «миску».
  7. Слова со стечением согласных: «крыса», «класс», «тучка», «ручка».

Отработанные понятия учитель-логопед закрепляет в словосочетаниях, предложениях, связной речи. В частности, дошкольника просят сначала связать легкие слова, придумать предложения с заданной фонемой, а затем подобрать больше слов со звуком [к]:

  1. Словосочетания: «атласные маки», «надевать кепку», «классное занятие», «купить куклу», «крутить маховик».
  2. Предложения: «На беленьких котят налетели озорные воробышки», «Индюк клюет песок, камни, гальку, насекомых».

С младшим дошкольником автоматизация звука невозможна без логопедических игр:

  1. «Один… а много…»: «один кролик, а много кроликов», «одна майка, а много маек».
  2. «Один-много»: «внук — внуки», «индюшка — индюшки», «кулич — куличи».
  3. «Найди ошибку»: «В подосиновик положили корзину», «Колбасой шестилетний кошку свежей кормил Кеша».
  4. «Порядковый счет»: «одна сумка, две сумки, три сумки…».
  5. «Один — два — пять»: «один крот, два крота, пять кротов», «одна арка, две арки, пять арок», «одно стекло, два стекла, пять стекол».
  6. «Прямой и обратный счет до 10»: «одна кровать, десять кроватей, две кровати, девять кроватей…».
  7. «Лишнее слово»: «колос, кукла, лотос, кефир, мешок», «кричу, клюет, учим, крапать».
  8. «Лишний звук»: «канат, компьютер, драка, климат».
  9. «Большой — маленький»: «курица — цыпленок», «корова — теленок», «конь — жеребенок», «коза — козленок», «утка — утенок», «кошка — котенок».
  10. «Назови ласково»: «куб — кубик», «чашка — чашечка», «кот — котик».
  11. «Ласковый звук»: «нос — носик», «глаз — глазик», «рот — ротик», «стол — столик».
  12. «Чье?»: «мой клубок», «моя кофта», «мое окно».
  13. «Раздели на слоги»: «ко-ло-коль-чик», «клип», «ка-би-нет», «клоп».
  14. «Выдели ударный слог»: «кро-кус», «крот», «ком-ната», «крик-нуть», «ка-мера».

Коррекционный педагог заканчивает работу тогда, когда в самостоятельной речи ребенка слышен чистый заданный звук.

На автоматизацию согласной фонемы, как и на закрепление новой физиологической привычки, уходит в среднем 1,5 месяца. Новые навыки ослабнут, если взрослые не будут контролировать правильную артикуляцию органов. Это приведет к нарушениям речи. Легче поставить ребенку звук с нуля, чем исправить дефект неправильного произношения.

Источник