Как вы оцениваете уровень развития речи ребенка

Как вы оцениваете уровень развития речи ребенка thumbnail

Как вы оцениваете уровень развития речи ребенкаИсточники: Поваляева М.А. Справочник логопеда — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. — 448 с.
Цивильская Е.А. Логопедическая диагностика состояния речевой функции детей с ДЦП// В сборнике: Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики Альманах Казанского федерального университета. Под ред. А.И. Ахметзяновой. 2013. С. 148-156.

Цель: при выполнении диагностики развития речи очень часто студенты сталкиваются с тем, что в методике диагностики нет четкого описания уровней сформированности того или иного процесса. В данных статьях авторы предлагают свои варианты, которые можно использовать и дополнять.

Критерии оценки коммуникативных умений ребенка

В данной статье М.А. Поваляева предлагает свой вариант описания уровней. Студенты, используя различные методики диагностики, могут сами выполнить качественный анализ каждого из уровней (например, высокий, средний, низкий), включив следующие рекомендации автора:

Критерии оценки коммуникативных умений детей

Оценка в баллах

Уровень речевой коммуникации

1

Ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражает свои мысли, пользуется формами речевого этикета

3

Высокий

2

Ребенок слушает и понимает речь, участвует в общении, чаще по инициативе других; умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое

2

Средний

3

Ребенок малоактивен и мало разговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание

1

Низкий

Критерии оценки звуковой стороны речи

N5

Критерий оценки звуковой стороны речи

Баллы

Уровень развития звуковой стороны

1

Правильное, отчетливое произношение всех звуков родного языка. Умение дифференцировать звуки (различать на слухи при произношении). Хорошая регуляция темпа речи и речевого дыхания

3

Вышний

2

Неустойчивость и недостаточная четкость произношения и дифференциации звуков

2

Средний

3

Дефекты в произношении звуков, отсутствие их дифференциации. Способность регулировать темпы речи и дыхания отсутствует

1

Низкий

Критерии оценки связной речи (пересказ)

Для изучения уровня связной речи используется методика «пересказа текста». Детям предлагается прослушать небольшие по объему незнакомые рассказ или сказку. Пересказы детей записываются и анализируются по следующим показателям (табл). Таким образом, оценка 10 баллов соответствует высокому уровню воспроизведения текста, свыше 5 баллов — среднему уровню, меньше 5 баллов — низкому уровню.

1. Понимание текста

Правильно ли ребенок формулирует основную мысль

1. Структурирование текста

Умение последовательно и точно строить пересказ (базируется на основе сопоставления пересказа со структурой текста)

3. Лексика

Полнота использования лексики текста, замена авторских выразительных средств собственными

4. Грамматика

Правильность построения предложений.умение использовать сложные предложения

5. Плавность речи

Наличие или отсутствие подсказок педагога по ходу пересказа, необходимость повторного чтения текста

Примечание. Каждый показатель оценивается отдельно. Высшая оценка воспроизведения текста — 10 баллов. 2 балла — правильное воспроизведение; 1 балл — незначительные отклонения от текста, отсутствие грамматических ошибок, длительных пауз, небольшое количество подсказок; 0 баллов — неверное воспроизведение, нарушение структуры текста, бедность лексики, многочисленные паузы, необходимость в подсказках.

Оценка состояния речевой функции дошкольников с ДЦП (Е.А. Цивильская)

Исследуемые параметры

Система оценок

1

Состояние

артикуляционного

аппарата

—  анатомическое строение;

—  объем выполнения движений;

—  переключаемость;

1    балл — соответствующее норме строение и двигательная функция периферического речевого аппарата;

2  балла — отклонения в анатомическом строении;

3   балла — трудности в объеме и переключении артикуляционных движений;

4  балла — наличие синкинезий;

5 баллов — наличие гиперкинезов; тремор

2

Характеристика дыхания

— тип дыхания;

1 балл — брюшной (диафрагмальный);

2 балла — грудной

— объем выдоха;

1 балл — достаточный для произнесения фразы;

2      балла — достаточный для произнесения сложного слова;

3      балла — достаточный для произнесения односложного слова;

4  балла — речь на вдохе

3

Голос

— голос;

1 балл — нормальный;

2    балла — не модулирован по силе (слабый; истощающийся к концу фразы);

3 балла — не модулирован по высоте;

4       балла — нарушение тембра (хриплый; монотонный; назализованный)

4

Состояние импрессивной речи

— понимание ситуативной речи;

1    балл — понимает предложения с причинно­следственной связью;

2   балла — понимает и выполняет инструкцию из двух заданий;

3  балла — понимает и выполняет инструкцию из одного задания;

4   балла — понимает и выполняет инструкцию с помощью;

5     баллов — не понимает и не выполняет инструкцию, задания

5

Состояние экспрессивн ой речи

— экспрессивная речь;

1  — развернутая фраза;

2 — простое нераспространенное предложение;

3 — одно-,двухсловное предложение;

4 — звукоподражание, звукокомплексы;

5 — отсутствие экспрессивной речи

6

Просодическая сторона речи

—  темп;

—  ритм;

1     — темп в норме, интонационная сторона достаточно выражена;

2 — темп быстрый (замедленный);

3  — темп в норме, интонационная сторона слабо выражена;

4  — темп нарушен, интонационно невыразительная речь;

5 — монотонное произнесение

7

Состояние

звукопроизношения

гласные; согласные: свистящие; шипящие; сонорные; заднеязычные другие согласные звуки;

1 — звукопроизношение в норме;

2    — нарушена одна группа звуков (например, шипящие);

3 — нарушены 2 группы;

4 — нарушено более 3 групп;

5    — нарушено произношение звуков раннего онтогенеза (например, [м], [н], [п], [б], [д], [т])

8

Слоговая структура слова

— слоговая структура слова;

1   — владеет слоговой структурой сложных слов типа «милиционер»;

2  — воспроизводит двух-, трехсложные слова типа СГС (например, слова типа «картон»);

3     — воспроизводит трехсложные слова типа «машина»;

4   — искажает структуру двухсложных слов типа

«домик»;

5  — искажает структуру самых простых слов типа «лапа».

9

Состояние

фонематического

слуха

—             определение наличия заданного звука в слове;

—   определение местонахождения звука в слове;

—    выделение ударного звука в слове;

—  определение количества звуков в слове;

—            дифференциация слов паронимов

1 — фонематический слух сохранен;

2  — не различает звуки по твердости — мягкости (например, вместо «заяц»-«зяяц»;

3    — не дифференцирует звуки внутри одной группы (например, звуки [с] и [з], вместо «зуб»- «суп»);

4   — не дифференцирует звуки из разных групп (например, звуки [с] и [ш] вместо «шапка»- «сапка»)

5 — не дифференцирует гласные

10

Общая

характеристика активного словаря

—            обобщающие понятии (например, «одежда», «обувь», «дикие животные»:

—  глагольный словарь;

—  прилагательные;

—  наречия;

— числительные;

—  местоимения;

1   — в активном словаре представлены все части речи русского языка;

2  — в словаре ребенка отсутствуют местоимения, наречия, мало прилагательных;

3   — в словаре только простые глаголы, путает глаголы близкие по значению;

4  — словарь ограничен бытовой тематикой;

5     — очень бедный словарь, состоящий из звукокомплексов, обозначающих одновременно несколько понятий

11

Грамматический

строй

речи

—  употребление предлогов;

—  употребление единственного и множественного числа существительных;

—  изменение существительных по падежам;

—   изменение существительных и прилагательных по родам и числам;

—        изменение глаголов по временам;

1  — владеет грамматическим строем речи, ошибок не наблюдается;

2 — не изменяет по падежам;

3     — не сформированы родовые понятия, не изменяет по числам;

4 — не использует предлоги;

5 — речь грубо аграмматична.

12

Связная речь

—    составление предложений по предметным картинкам;

—       составление рассказа по сюжетной картинке;

—  составление рассказа по серии сюжетных картинок;

—        составление рассказа по опорным словам и предложениям;

—  пересказ прочитанного текста;

1 — рассказ (пересказ) составлен верно;

2       — незначительно нарушены причинно­следственные отношения;

3    — картинки разложены правильно, рассказ составлен с искажением смысла;

4    — картинки разложены, рассказ составлен с помощью наводящих вопросов;

5 — задание недоступно даже с помощью

13

Письменная речь

— письмо;

1 — грамотное письмо;

2 — допускает незначительные ошибки (описки);

3 — орфографические и дисграфические ошибки;

4       — дисграфия с наличием стойких и повторяющихся ошибок одного типа (например, пропуски и добавления слогов);

5  — смешанная дисграфия, включающая несколько форм дисграфии с наличием стойких повторяющихся ошибок разнотипного характера (например, пропуск букв, замена одних букв другими, похожими по начертанию)

14

Навыки

чтения

— чтение;

1      — читает целыми словами, прочитанное понимает;

2   — читает словами, понимает прочитанное не полностью;

3    — послоговое чтение, смысл прочитанного понимает;

4 — послоговое чтение, смысл недопонимает;

5 — побуквенное чтение, пересказать не может

В случае если ребенок 6-7 лет по результатам диагностики набрал 14 баллов, то он имеет развитую речь. Если ребенок набирает по 2-3 балла в каждом из 14 пунктов диагностики, существует вероятность, что у ребенка наблюдается ФФН либо ОНР III ур. В случае если ребенок набирает высокие баллы (4-5 баллов), существует большая вероятности тяжелых нарушений речи, таких, как дизартрия, алалия, а также нарушений письменной речи на фоне ОНР. В случае затруднения постановки заключения следует обратиться к старшему логопеду района, к логопеду ПМПК. В случае постановки тяжелого нарушения речи следует направить ребенка к неврологу для подтверждения диагноза и назначения комплексного лечения.

Источник

В речевой сфере, так же как и в других, прежде чем приступить к занятиям, необходимо представить себе точную картину того, что ваш ребенок умеет делать в настоящий момент.

Даже в том случае, если в словаре малыша всего несколько слов, которые он повторяет снова и снова, есть смысл внимательно присмотреться к тому, как он пользуется этими словами и какого рода суждения высказывает с их помощью.

Если ваш ребенок только начинает говорить и/или в основном пока общается с помощью звуков и жестов, то оценивая его первые шаги, продолжайте пользоваться методикой, описанной в главе 2.

Образец речи

Самую важную роль в процедуре оценки программа T.E.L.L отводит образцу речи. Для получения образца нужно просто записывать все, что малыш говорит! Из этого образца вы не только узнаете, какие слова он умеет произносить, но и поймете, что за ними стоит, то есть, побуждения малыша, его намерения и т.п. Не менее важно и то, что образец речи дает возможность взглянуть на разговорные навыки ребенка изнутри – оценить его способность соблюдать очередность, слушать, реагировать или предлагать новую тему для разговора.

Поясним, как нужно «брать» образец речи.

1. Наметьте день, когда вы будете записывать все высказывания малыша.

2. Займитесь обычными делами, стараясь, чтобы почаще возникали приятные для ребенка ситуации – такие, которые, по вашим наблюдениям, он был бы непрочь обсудить.

3. Всюду носите с собой записную книжку и карандаш.

4. Каждую страницу записной книжки разбейте на три колонки. В правой колонке записывайте высказывания малыша, в левой – свои слова, произнесенные непосредственно перед тем, как заговорил он. В средней колонке указывайте, в какой ситуации это произошло.

5. Если слова ребенка – точное воспроизведение ваших слов, сделайте соответствующую пометку, например, «И» – имитация.

6. Если малыш в своей речи использует еще очень мало слов, фиксируйте производимые им звуки и жесты общения. Например, если он, желая получить ту или иную вещь, укажет на нее или покачает головой в знак отказа, эти жесты следует записать.

7. Всячески подбадривайте ребенка и побуждайте его говорить, однако старайтесь не давать слишком много указаний. Ваша цель – увидеть его естественные реакции в самых обычных условиях. Поэтому разговаривайте с малышом так, как всегда.

8. Вы увидите, что записывать разговор ребенка с другими людьми легче, чем разговор с вами. Используйте присутствие третьего лица, во-первых, для того, чтобы самим понаблюдать и записать все, что нужно, и во-вторых, чтобы попросить его немного позаписывать.

9. Планируйте свое время так, чтобы иметь возможность вечером того же дня, пока события еще свежи в вашей памяти, проанализировать образец речи ребенка. Стремясь быстро все записать, вы наверняка будете сокращать слова, ставить какие-нибудь лишние значки. Немедленный анализ уменьшит вероятность неразберихи!

Пример образца речи мы приведем ниже. Разумеется, если хотите, вы можете использовать больше аббревиатур, чем в нашем примере.

Когда ваш образец будет готов, вы сможете с его помощью ответить на 3 важных вопроса:

1. Почему мой ребенок говорит?

2. О чем он говорит?

3. Какие грамматические формы он использует?

Почему мой ребенок говорит?

Прежде чем приступить к рассмотрению слов и/или фраз малыша, попробуем понять, с какой целью он применил тот или иной разговорный навык.

Говоря, мы обычно используем слова для того, чтобы передать другим людям какую-нибудь информацию, для того, чтобы о чем-то спросить, от чего-то отказаться, предложить ту или иную вещь, то есть, предпринять определенные практические или социальные шаги.

Если ребенок не умеет применять разговорные навыки для удовлетворения своих нужд, то никакой, даже самый большой словарный запас не сможет принести ему ощутимой пользы. И наоборот, если вы поможете своему малышу почувствовать, что он выигрывает от общения с окружающими – практически и эмоционально, сумеете научить его употреблять уже освоенные слова в самых разных ситуациях, он сможет извлечь из своего словаря максимальную пользу и заодно приобретет звуковую базу для дальнейшего речевого развития.

Умение участвовать в разговоре

К умению пользоваться освоенными словами примыкает умение участвовать в разговоре.

В главе 2 мы говорили о соблюдении очередности, как об основе умения участвовать в разговоре. Малыш, научившийся говорить, должен также научиться произносить слова по очереди с другими участниками разговора. Он должен уметь завязывать разговор и поддерживать его или отвечать на слова собеседника.

Как проанализировать умение ребенка пользоваться разговорными навыками

Для того, чтобы понять, насколько хорошо ваш малыш умеет пользоваться разговорными навыками, обратитесь к образцу его речи и к проверочному листу 3.1. «Умение пользоваться отдельными словами» и/или к проверочному листу 3.2 » Умение пользоваться предложениями» (проверочные листы даны в конце главы). Если ребенок все еще пользуется многими навыками довербального периода, вы можете также обратиться к проверочному листу 2.5 «Использование ребенком навыков общения довербального периода».

Прорабатывая образец речи, анализируйте каждый жест, слово или фразу по-отдельности. Теперь нам будет удобнее пользоваться понятием высказывание, которое может включать в себя и жест, и звук, и слово, и фразу.

Определите, какой проверочный лист подходит к каждому конкретному высказыванию. Жесты и звуки следует записывать в проверочный лист 2.5, высказывания, содержащие одно слово, – в проверочный лист 3.1, фразы – в проверочный лист 3.2.

Откройте соответствующий проверочный лист и подумайте, к какой категории принадлежит то высказывание, которое вы в данный момент анализируете. Приведенные в каждой графе вопросы и примеры помогут вам правильно определить категорию.

Найдя нужную категорию, поставьте «галочку» в колонке «да» (проверочный лист 2.5) или в первой из трех колонок проверочных листов 3.1 и 3.2.

Если вы рассматриваете высказывания, содержащие слова и фразы, подумайте, для чего малыш использовал то или иное высказывание – для того, чтобы завязать разговор или для того, чтобы поддержать его. Если малыш начал разговор этим высказыванием или с его помощью сменил тему, значит он завязал разговор, а если это был ответ на обращенные к нему слова, значит поддержал его. Решив этот вопрос, поставьте «галочку» в соответствующей колонке. В боксе 3.2 приведены примеры, которые могут вам помочь с этим разобраться.

Проработав подобным образом все высказывания из образца речи, вы сможете с помощью проверочных листов выбрать для ребенка задачи. Дальше в этой главе мы покажем, как это сделать.

О чем говорит малыш?

Второй важный вопрос, на который вам поможет ответить образец речи, касается содержания высказываний. Вам, конечно, хочется, чтобы ребенок умел произносить много слов, но, в действительности, не менее важно, чтобы он научился использовать слова, относящиеся к разным частям речи. Вот два примера словарных запасов:

Словарь Билла
машина велосипед чашка телевизор
мяч сок ложка Нана
яблоко ключи нет бутылочка
леденец хлеб мишка здравствуй
щенок малыш яйцо до свидания
корова книжка птичка печенье
Словарь Бена
яблоко мяч есть банан
сок телевизор кубик умываться
Дэви нет спать но-о (лошадке)
кукла обед здравствуй спать
книжка до свидания наверху машина
прыгать ушел ложка мишка

В количественном отношении словари Билла и Бена одинаковы, однако у Бена больше слов, относящихся к разным частям речи. Билл может сказать: «Здравствуй», «До свидания», «нет», но остальные его слова – только существительные. Бен же в состоянии сказать, что делают те или иные одушевленные предметы (прыгают, едят, умываются, спят). Он начинает говорить, где они находятся (наверху) и что с ними произошло (ушел), то есть, может употребить совершенную форму глагола. Если, осваивая новые слова, Билл и Бен будут продолжать в том же духе, то когда дело дойдет до объединения слов в предложения, Бен явно окажется в лучшем положении. Для составления комбинаций из двух слов словарь Бена дает гораздо больше возможностей, чем словарь Билла.

Конечно, Билл заявил о себе очень хорошо, и его родители имеют все основания радоваться каждому его слову. Они вполне могут помогать ему и дальше, но теперь мальчика необходимо учить произносить не только существительные, но и слова, относящиеся к другим частям речи.

Детям, которые уже научились пользоваться фразами, важно уметь высказывать суждения разных типов. Вот еще два списка для сравнения.

Список 1 Список 2
кукла сидит
мишка идет
мама спит
везу машину
Ренни ест
ест сосиску
машина едет
кукла падает
мишка везет
мыть маму
мишка сидит
ест банан
горячая сосиска
папа ушел
не хочу
еще прыгать
кукла там
штаны мокрые
эта книга
мамин ботинок

Вы видите, что в списке 2 представлены более разнообразные высказывания, чем в списке 1, где встречаются только пары существительное-глагол. Мы не хотим здесь сказать, что один тип фраз лучше всех остальных. Просто для того, чтобы малыш мог рассказать обо всех, самых разных событиях, которые случаются в его жизни, ему необходимо научиться оперировать всеми типами фраз.



Источник