Как воспитать в ребенке нравственное развитие

Как воспитать в ребенке нравственное развитие thumbnail
Нравственное воспитание детей: основные этапы и советы родителям

Рейтинг
23

Моральное развитие ребенка не менее важно, чем физическое или психическое, поэтому родители должны привить ребенку моральные ценности с раннего возраста

  • Напечатать
  • Спросить
  • Отправить другу
  • Подписаться на новости

Елена, мать 8-летнего Жени, рассказывает, что однажды ее сын принес из школы новую ручку. Он сказал, что нашел ее на полу в классе, и поэтому взял себе. Елена объяснила Жене, что так поступать нельзя и сказала отдать ручку учителю, чтобы он выяснил, кому она принадлежит. Сначала Жене это не понравилось, но, когда Елена объяснила, почему будет правильно отдать ручку ее владельцу, он согласился.

Родители и учителя должны учить ребенка моральным принципам и объяснять ему, какие поступки являются правильными, а какие – нет. Понимание нравственного поведения и умение поступать правильно во многом зависит от окружения, в котором растет ребенок, а также от его эмоциональных, познавательных, физических и социальных навыков.

Рассмотрим основные этапы нравственного развития детей и попытаемся разобраться, как родители могут привить ребенку моральные ценности.

Что такое нравственность

Нравственность – это способность видеть разницу между правильными и неправильными намерениями, мыслями, поступками и поведением. Родители должны привить ребенку эти понятия – это основная цель всего процесса воспитания. Нравственное развитие ребенка связано с понятиями о морали, которым ребенок учится с младенчества и на протяжении всей взрослой жизни.

Этапы нравственного развития детей

Нравственное развитие ребенка происходит постепенно, начиная с младенческого возраста до подросткового и старшего возраста. Рассмотрим подробнее основные этапы этого процесса:

1. Младенчество

Младенцы не понимают моральных принципов. Их понимание правильного и неправильного зависит от их чувств и желаний. Проведя 9 месяцев в утробе матери, младенец ожидает, что мать и дальше будет удовлетворять его потребности. От того, удовлетворяются ли эти потребности, зависит то, как младенец понимает правильное и неправильное:

  • чувства голода и одиночества причиняют ребенку дискомфорт, поэтому он считает их неправильными;
  • когда мама заботится о ребенке, обнимает и кормит его, он делает вывод, что это правильно, а если мама не отвечает на его потребности, чувствует страх и делает вывод, что это неправильно.

2. Раннее детство (2–3 года)

В этом возрасте ребенок начинает понимать, что у других людей тоже есть права и потребности. Однако он еще не осознает разницы между правильным и неправильным. В возрасте 2–3-х лет малыш может чувствовать вину и придерживаться нравственного поведения, основанного на эмпатии. Основываясь на реакции родителей, ребенок понимает необходимость слушаться их, так как:

  • ребенок знает, что забирать игрушки у младшего брата – плохо, потому что за это родители могут его наказать;
  • он не понимает, почему нельзя толкать сверстников, но знает, что будет за это наказан;
  • ребенок обычно придерживается установленных правил, чтобы избежать наказания.

3. Дошкольный возраст (3–5 лет)

В этом возрасте ребенок перенимает семейные ценности. Отметим некоторые закономерности этого процесса:

  • поскольку правила и нормы необходимы для дисциплины в семье, они становятся важными и для ребенка;
  • ребенок ожидает, что родители или другие взрослые возьмут на себя контроль над ситуацией;
  • он понимает роли ребенка и взрослого и ожидает, что взрослые будут его контролировать;
  • он понимает, что поступки влекут за собой последствия;
  • позитивное воспитание позволяет устанавливать связь с ребенком, и он ведет себя хорошо. Если такой связи нет, ребенок будет поступать, исходя из своих чувств, до тех пор, пока его не поймают на плохом поведении.

4. Школьный возраст (710 лет)

С семилетнего возраста дети начинают сомневаться, так ли непогрешимы родители, учителя и другие авторитетные люди. Особенности этого этапа таковы:

  • ребенок четко понимает, что он должен и что не должен делать. Он хочет принимать участие в установлении правил;
  • у ребенка развивается чувство справедливости, он понимает необходимость правил;
  • он понимает, что у детей есть свои права. Он рассматривает правила, исходя из того, подходят они ему или нет.

5. Подростковый возраст (11–16 лет)

По мере того, как ребенок приближается к взрослому возрасту, он начинает развивать свои собственные моральные ценности, анализируя и подвергая сомнению ценности, которые прививают ему родители:

  • подросток расширяет горизонты своих моральных принципов и видит правила как набор социальных ориентиров, приносящих пользу всем;
  • он ценит правила, но обсуждает их;
  • подросток проявляет интерес к тому, что полезно для общества, поскольку в этом возрасте он развивает способность к абстрактному мышлению;
  • он начинает понимать, что его решения влияют и на окружающих людей;
  • подросток хочет, чтобы сверстники его принимали, для этого он может менять свои моральные принципы;
  • таким образом, мнение ребенка меняется от «я делаю так, потому что считаю это правильным» до «я делаю так, потому что так принято в моей семье» и далее – «я делаю так, потому что это правильно».

Нравственное развитие ребенка – более сложный процесс, чем усваивание семейных ценностей. Психологи предлагают различные теории, объясняющие этот процесс.

Теория нравственного развития Жана Пиаже

Швейцарский психолог Жан Пиаже, чьи работы были посвящены детскому развитию, утверждал, что в своем нравственном развитии дети проходят два основных этапа.

Первый этап, который длится до семилетнего возраста, называется гетерономия. На этом этапе моральные принципы навязываются ребенку. После семи лет постепенно начинается новый этап – автономия.

Пиаже отмечал, что нравственное развитие ребенка зависит от его познавательных способностей. Соответственно, он разделял процесс нравственного развития на такие стадии:

Сенсомоторная стадия (до 2-х лет):

  • ребенок понимает мир в соответствии с развитием моторики;
  • он получает новый опыт через физическое взаимодействие: смотрит на объекты, хватает их или кладет в рот;
  • ребенок усваивает «постоянство объектов»: он понимает, что предметы существуют, даже когда он не может их увидеть, услышать или схватить.
Читайте также:  Методика развития ребенка в детском саду

Дооперациональная стадия (от 2-х до 7 лет):

  • у ребенка не развита способность к децентрализации, т. е. все его действия исходят из убеждения, что его потребности кто-то должен обеспечить;
  • у него недостаточно развита логика, чтобы проводить умственные операции;
  • мышление ребенка эгоцентрично, т. е. он не способен понять точку зрения другого человека.

На первых двух стадиях ребенок не способен различать то, что принадлежит ему, и то, что принадлежит другим. Следовательно, все его действия направлены на удовлетворение собственных потребностей, поэтому он проявляет беспокойство по этому поводу.

Стадия конкретных операций (7–11 лет):

  • у ребенка не развита способность абстрактно рассуждать;
  • во время этого процесса у ребенка сильно возрастает психическое представление объектов;
  • вследствие развития познавательно-символической сферы ребенок быстро осваивает язык;
  • у ребенка уменьшается эгоцентризм.

Стадия формальных операций (11–12 лет):

  • ребенок начинает рассуждать абстрактно;
  • у ребенка развивается физическое и психическое представление объектов.

На стадиях конкретных и формальных операций ребенок может видеть вещи со стороны. Он понимает важность сотрудничества, взаимности и равенства. В этот период он переходит от гетерономии к автономии.

Теория нравственного развития Лоренса Кольберга

Американский психолог Лоренс Кольберг предложил теорию нравственного развития, в соответствии с которой выделил следующие этапы:

  • Этап 1: ориентация на наказание и послушание. Маленькие дети ведут себя правильно, потому что они боятся тех, кто обладает властью, и следуют правилам, чтобы избежать наказания;
  • Этап 2: эгоизм/индивидуализм. Ребенок считает правильными действия, удовлетворяющие его потребности, а иногда и потребности других. Взаимность на этом этапе не связана с привязанностью или справедливостью;
  • Этап 3: хороший мальчик/хорошая девочка. Правильное действие в понимании ребенка – то, которое нравится окружающим и впечатляет их. Ребенка волнует то, какое впечатление он производит на окружающих, с помощью хорошего поведения он ищет одобрения;
  • Этап 4: ориентация на закон и порядок. Правильное поведение означает выполнение своего долга, подчинение социальным нормам себе во благо и уважение к власти;
  • Этап 5: ориентация на социальный контракт. Ребенок признает универсальные принципы, права и социальные нормы. Кроме социально принятых норм, правильные действия основываются на личных ценностях и убеждениях;
  • Этап 6: ориентация на универсальные этические принципы. Правильные действия определяются совестью человека в соответствии с выбранными этическими принципами.

Первый и второй этапы Кольберг называл доконвенциональной моралью, третий и четвертый – конвенциональной, а два последних этапа – постконвенциональной моралью.

Теория нравственного развития Кэрол Гиллиган

Кэрол Гиллиган, ученица Лоренса Кольберга, заметила, что исследование Кольберга касалось только нравственного развития мальчиков и мужчин. Она утверждала, что нравственное и психическое развитие женщин и мужчин отличается. Мужчины рассматривают мораль с точки зрения правил и справедливости, а женщины – с точки зрения заботы и отношений. Кэрол Гиллиган выделяет такие этапы нравственного развития:

  • на доконвенциональной стадии цель ребенка – выживание;
  • затем ребенок обретает чувство ответственности за других;
  • на конвенциональной стадии ребенок развивает самопожертвование;
  • затем ребенок воспринимает себя как личность и теперь пытается вести себя не хорошо, а правильно;
  • на постконвенциональном этапе ребенок понимает необходимость не причинять вреда себе и другим.

Теория нравственного развития Берреса Скиннера

Теория Берреса Скиннера основывается на принципах бихевиоризма:

  • внешний мир имеет решающее значение для формирования нравственности ребенка;
  • главный инструмент нравственного развития – социализация.

Существует несколько теорий о нравственном развитии ребенка. Суть их заключается в том, что на этот процесс влияют родители и окружение ребенка.

Роль родителей в нравственном развитии детей

Дети учатся морали у самых близких им людей. Чтобы помочь в этом ребенку, родители могут предпринять следующие шаги:

  • мотивируйте ребенка действовать в рамках приемлемых норм;
  • определение и признание эмоций на ранних этапах поможет ребенку понять, что вы ему сочувствуете;
  • хвалите ребенка каждый раз, когда он проявляет позитивное поведение и демонстрирует правильное моральное поведение. Так ребенок поймет, чего от него ожидают;
  • ваши дети внимательно наблюдают за вами. Придерживайтесь правил, которым вы учите ребенка, показывайте ему хороший пример.

Кроме того, чтобы стать хорошим примером для подражания для вашего ребенка, вам следует научить его правильным с моральной точки зрения моделям поведения.

Как привить ребенку моральные ценности

Привить ребенку какие-либо моральные ценности непросто. Предлагаем несколько советов по этому поводу:

  • объясните ребенку моральные принципы, которые, по вашему мнению, имеют первостепенное значение;
  • расскажите ребенку, как плохое поведение влияет на других и на него самого. Например: «Если ты говоришь неправду, однажды тебе никто не поверит»;
  • обсудите с ребенком гипотетические ситуации, чтобы он оценил свои мысли и принял решение. Например: «Представь, что над твоим другом издеваются в школе. Как бы ты поступил?»;
  • объясните ребенку, что хорошие поступки имеют хорошие последствия;
  • убедитесь, что вы выполняете свои обязательства и обещания, данные ребенку, и проявляете доброту к нему;
  • подавайте ребенку хороший пример высокоморального поведения;
  • поощряйте занятия, которые учат ребенка нравственности.

Занятия, развивающие нравственность у ребенка

Чтобы проявить в ребенке его лучшие моральные качества, предложите ему поиграть в индивидуальные, групповые и развивающие игры. Игры могут научить детей сотрудничеству и равенству, так как:

  • групповые игры (например, прятки, бег наперегонки и т.д.) учат детей честности и важности следования правилам;
  • через групповые игры дети понимают, что следовать правилам нужно не для того, чтобы избежать наказания, а потому что это правильно и этично;
  • игра в крестики-нолики хорошо подходит для маленьких детей. Играйте в нее с ребенком, чтобы показать, что вы можете быть с ним на равных;
  • эта игра помогает детям понять, что они могут брать на себя ответственность за некоторые свои действия и решения и что не все зависит от других людей.
Читайте также:  Развитие познавательной сферы ребенка младшего школьного возраста

Нравственное развитие ребенка не менее важно, чем физическое и психическое. Вам не нужно ждать, пока ребенок вырастет, чтобы объяснить ему моральные нормы. Начинайте с раннего детства и станьте для ребенка хорошим примером. Так ребенок сможет перенять ваши моральные ценности и сделать их неотъемлемой частью своей жизни.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи:
4.60 из 5 на основе
5 оценок.

Развитие ребенка
21.05.2018

Источник

Как объяснить ребенку, что хорошо, а что плохо? Как сделать так, чтобы у него возникала «правильная» мотивация поступков? Эти вопросы рано или поздно задают себе все родители. Подрастающее чадо не всегда оправдывает наши надежды.

В вашей семье растет малыш. И, хотя он еще совсем маленький, как и всем родителям, вам хочется, чтобы он стал человеком высоко нравственным и не совершал подобные проступки.

Миша Пьяных и Ваня — друзья с детского сада. В первый день, когда дети пришли в школу, мальчишки из их класса, конечно, тут же нашли себе развлечение, придумывая дразнилки с фамилией Миши. Ваня мог бы вступиться за Мишу, но не сделал этого. Он вместе со всеми бегал вокруг парты Миши и кричал обидные слова. В ситуации, когда все были против одного, Ваня проявил малодушие. Он и не пытался защитить друга или сказать нечто подобное: «Перестаньте. Вам ведь не понравится, если над вами станут смеяться из-за вашего имени».

За неделю до события Вика была приглашена на день рождения к Наташе. Вика с радостью приняла приглашение, а ее мама купила подарок для подружки дочери. Было известно, что придут еще две девочки, бабушка испечет пирог и устроит для них чаепитие. Но в день праздника к Вике зашла Катя и предложила поехать с ней и ее папой в детское кафе. Это приглашение показалось очень лестным для Вики. Она тут же побежала к телефону, чтобы сообщить Наташе «радостную» весть: к ней она не придет, потому что едет на машине есть мороженое в кафе, где выступают клоуны.

На даче Сережа и его друзья решили провести «научный эксперимент». Они поймали «ничейного» котенка, поместили его в автомобильную покрышку, крепко привязали проволокой и спускали с горы. Этого показалось мало. Котенка сбрасывали с крыши сарая, учили «подавать голос» и плавать в местном пруду. Вечером «исследователи» посадили котенка в металлическую бочку, наглухо закрыли крышкой, и Сережа сообщил друзьям, что утром они отнесут котенка в лес, завяжут ему глаза и посмотрят, найдет ли он дорогу к их поселку.

Что же является основой воспитания нравственности у детей?

О процессе воспитания ребенка в ранний период можно говорить как об общем его развитии в кругу тесных семейных отношений. Данный процесс нельзя разделить на физическое и нравственное воспитание. За начальный этап жизни ребенка полностью отвечают родители. Как вы кормите и одеваете малыша, как ласкаете и наказываете его, как разговариваете и играете с ним — все это имеет огромное значение не только для его физического, но и духовного роста. Любовь и забота, спокойствие и доброта не должны «превращаться» в смятение и грубость, безразличие и эгоизм по отношению к маленькому человечку. Ребенок, не знающий горя и страха, радостно открывающий и познающий мир, легко приобщается к морально-нравственному опыту взрослых.

Сама жизнь предоставляет малышу возможности чисто физически ощутить истинные ценности бытия. Он держит в руках пушистого котенка, трогает и целует портрет бабушки, висящий над его кроваткой, нюхает цветы и любуется красками природы… Его губы ощущают вкус меда, он чувствует капли холодной речной воды на своем теле, слушает пение птиц, поет и танцует вместе с вами, даже если все это кажется ему игрой. Все эти предметы, чувства, переживания не являются третьестепенным, что потом, во взрослом состоянии, отвергают. Все это на протяжении жизни человека не теряет значимости и смыла, будь то действие, жест или эмоции. Ребенок, соприкасаясь с ними, приобретает свой подлинный духовный опыт.

Нравственность не является автономной областью знаний или каким-то предметом, который необходимо преподавать детям. Нравственность — это то, как вы все живете, что одухотворяет вашу жизнь. С ребенком не стоит рассуждать о нравственных ценностях — правдивости, любви, ответственности, послушании, добре, зле — как об отвлеченных понятиях. Нравственные ценности должны воплощаться в реальный опыт его существования. Хотя и нельзя говорить о нравственном воспитании малыша, но его целостное миросозерцание все же подготавливает его к восприятию нравственных ценностей. Открытие и осознание свободы и запретов, безопасности и любви, удовольствия от одобрения, веселой атмосферы семейных праздников и многого другого вливается в основу его нравственного развития.

Воспитанность

Мы часто слышим словосочетание «воспитанный ребенок». А что такое воспитанность?

Воспитанность ребенка — это его личностные качества, в которых органически слиты культура общения, культура внешности и культура удовлетворения потребностей (бытовая культура).

Ядром этой своеобразной триады является культура общения. Стержнем, основой истинной культуры общения считается гуманное отношение человека к человеку. Для этого у ребенка формируют позицию открытости, доверия, дружелюбия — непременное условие правильного, хорошего воспитания. Культура общения не исчерпывается лишь одной вежливостью. Ее главный атрибут — тактичность, умение понять чувства и настроения другого человека, поставить себя на его место, представить, какую эмоциональную реакцию вызовут у него те или иные слова. Основным средством общения является речь. По тому, как ребенок владеет этим средством коммуникации, судят и о его воспитанности. Он должен уметь завязывать и поддерживать беседу, приветливо и внятно отвечать на вопросы, высказывать свое мнение, избегая при этом резкости и категоричности.

Читайте также:  Речевое развитие ребенка можно разделить на

Культура внешности проявляется в том, как ребенок выглядит, как он одет. Воспитывают культуру внешности путем формирования у него привычки к безупречной чистоплотности, потребности выглядеть привлекательно, умения одеваться модно, со вкусом, в соответствии со временем и местом нахождения. Не меньшее значение для характеристики воспитанности имеют походка, позы, жесты, мимика ребенка. Если он сутулится, втягивает голову в плечи, шаркает ногами, то это, безусловно, снижает уровень так называемой культуры внешности. Ребенок должен знать, какую походку для мальчиков и девочек принято считать правильной и красивой, как управлять своим лицом: открытым, приветливым, живым. Границы дозволенного для жестов и движений должны быть ему хорошо известны.

Культура удовлетворения бытовых потребностей прививается ребенку с самого раннего детства, когда у него формируются представления о приличном и неприличном. Понятно, что если ребенок шмыгает носом, трет кулаком глаза, не умеет пользоваться столовыми приборами и т.п., то воспитанным его никто не назовет. Также важно научить ребенка сводить к минимуму всякое публичное проявление физиологических процессов: чихания, сморкания, зевоты и т.п.

В идеале воспитанный человек — это тот, кто приятен в общении, у которого безукоризненная внешность и безупречные манеры поведения.

Пробуждение духовности

Ваш ребенок неплохо разбирается в компьютерных играх, изучает английский язык, знает все марки автомобилей, занимается спортом и т.д. Но вы понимаете, что этого мало, что надо пробуждать в ребенке духовность. Что это за «штука» такая — духовность?

Отечественные мыслители прошлого оставили нам богатое философское наследие. Некоторые из них в своих трудах рассуждали о том, что воспитать хорошего человека можно лишь при одном условии — если в детстве пробудить в нем духовность.

Известно, что образование не воспитывает, а «полуобразованность» развращает людей. Образование без воспитания — дело опасное. Воспитание ребенка не должно пониматься как регламентирование его поведения и чтение ему моральных проповедей. Задача воспитания не в развитии памяти и интеллекта, а в зажигании сердца. Обогащенная память и подвижная мысль — при мертвом и слепом сердце — создают ловкого, но черствого и, возможно, злого человека.

Не следует сводить сущность ребенка к его сознанию, мышлению, рассудку: он больше всего этого. Он глубже своего сознания, проницательнее своего мышления, богаче своего разума. Человек, даже маленький, определяется тем, что он любит и как он любит. Где-то в глубине человеческого бессознательного находится то «святое место», где дремлет первоначальное духовное естество. В детстве душа еще не обросла той грубой «корой», которая будет образовываться в течение дальнейшей жизни. Душевная оболочка у ребенка еще тонка и чувствительна, поэтому в нем легко пробудить духовность, пока он не пережил острые и тяжелые, болезненные и мучительные впечатления, травмы души.

В том, что называется «пробудить духовность», главную роль играет мама. Ее ласковый взор и приятный голос уже начинают это дело. Каждая женщина, поющая своему младенцу колыбельную, пробуждает в нем первые ростки духовности. Малыш растет, и надо сделать так, чтобы он полюбил простые задушевные мелодии — их так много в русских народных песнях! Вообще в искусстве есть изумительные, одухотворенные образцы слова, музыки, живописи, танца, и надо способствовать тому, чтобы их благотворное влияние коснулось ребенка и дохнуло на него.

Природа полна чудесных состояний красоты — естественно-гармоничных, безупречных, разнообразно богатых. Надо показать их ребенку и постоянно радовать его ими. У дошкольника, наблюдающего внешний мир, чувства уже открыты для восприятия и переживаний. Надо стремиться давать ему богатство духовных впечатлений. Направляйте внимание ребенка на самые красивые и изящные формы, явления природы, чтобы он осознавал их таинственную целесообразность. Иногда достаточно того, чтобы он заметил совершенство, иногда можно что-то объяснить ему. Любуйтесь вместе с ним красотой бабочек и цветов, их нежными тонами, изысканными формами. Не забывайте напоминать о хрупкости всего живого на земле. Всматривайтесь в величавое и легкое, а порой и грозное зрелище плывущих по небу облаков, вслушивайтесь в тишину молчаливого леса или пенье птиц, понаблюдайте за поведением добродушно-задумчивой коровы и поговорите ласково с ней… Ребенок обязательно вместе с вами оценит и лукавое изящество кошки, и верный нрав собаки, и утренний клич петуха, он непременно ощутит богатство и тайну природной жизни: величие грозы, волшебство инея, запахи весны, коварство мороза.

Очень важно, чтобы ребенок как можно раньше почувствовал реальность чужого страдания и сопереживал ему, чтобы умел любить, жалеть, прощать, беречь, ценить, помогать и т.п. Необходимо научить его отличать добро от зла, хотеть добра и избегать, стыдиться зла. Если вы пойдете таким путем в воспитании, то поселятся в его сердце благоговение перед природой и искусством, чуткость и благодарность по отношению к людям. А это и есть не что иное, как духовность.

Татьяна Порецких

Источник