Как воспитание влияет на развитие ребенка

Как воспитание влияет на развитие ребенка thumbnail

Источник

У любого из нас, родителей, есть определенный стиль воспитания. И от этого стиля зависит практически всё в жизни наших детей. Будет ли он расти капризным или спокойным, станет ли самостоятельным или будет нерешительным, сможет ли завоевывать любовь окружающих и будет ли счастлив во взрослой жизни — всё это можно наверняка предсказать уже сейчас. Просто оценив ваш стиль воспитания.

Стили воспитания психологи начали изучать в 1960-х годах. Диана Баумринд, американский психолог, первой вывела три основных типа воспитания: авторитарный, авторитетный и попустительский. Чуть позже она признала существование либерального типа воспитания. Все они довольно хорошо изучены, особенно то, как тот или иной тип воспитания влияет на формирование характера, поведенческие привычки и образ мышления ребенка. Причем, на всю жизнь.

Авторитарный стиль воспитания, пожалуй, самый узнаваемый и легко дифференцируемый. Это когда родители требуют от детей полного послушания, предъявляют к ним большой список требований, набор правил для неукоснительного соблюдения, а за несоблюдение ребенок несет наказания, зачастую телесные. Наказания в авторитарных семьях вообще обычное дело, причем родитель раздает эти наказания, как правило, в порыве гнева, и они несоразмерны проступкам ребенка. А припадки гнева с родителем случаются довольно часто. Общение в таких семьях строится в одном направлении: от родителя к ребенку. Правила хоть и четкие, но не объясняются, а попытка задавать вопросы воспринимается как дерзость и несогласие, за что… карается.

Читайте также:  Развитие адекватной самооценки ребенка

Может показаться, что такие родители не любят своих детей, но нет — любят. Просто их стиль воспитания базируется на уверенности, что только родитель знает, что будет лучше для его ребенка. Это касается практически всего: выбора кружков, языков, друзей, игрушек, одежды, причесок… Желания самого ребенка авторитарным родителем рассматриваются как нечто несущественное, глупое. Ну разве ребенок в 7 лет может знать, как стать хорошим врачом? Конечно, нет! Поэтому никаких танцев и скрипок! Только латынь, биология и химия, чтобы через 10 лет наверняка поступить в хороший медицинский вуз. В куклы поиграть? Только если в анатомические модели…

Если в семье доминирует авторитарный стиль, то дети часто растут подавленными, с заниженной самооценкой, боятся сделать неверный шаг. Страх перед родителем становится постоянным спутником ребенка. Даже когда ребенок становится взрослым, боязнь неугодить своему окружению — начальству, друзьям, любимым — подспудно сопровождает его всегда. Дети из авторитарных семей привыкают к унижениям и насилию (как психологическому, так и физическому), не способны отстаивать свое мнение и свои интересы.

Может быть и полностью противоположный вариант становления личности, когда ребенок перенимает поведение родителя и применяет его модель общения в кругу ровесников. В будущем может проявлять деспотичное поведение при общении с коллегами или в собственной семье. В подростковом возрасте дети авторитарных родителей могут им противостоять и делать все наперекор.

Каким именно станет ребенок при таком стиле воспитания — агрессивным или депрессивным — во многом будет зависеть от врожденного темперамента самого ребенка и значимых взрослых в его жизни. Но и в том, и в другом случае психика ребенка будет травмирована.

Что делать, если вы осознаете, что вы семейный тиран, что ваше воспитание травмирует ребенка, и что делать, если вы не хотите быть жестким, требовательным и чрезмерно строгим родителем? Возможно, вы тот самый второй тип ребенка из семьи диктаторов и на вас самих действуют родительские установки, от которых вы хотите избавиться…

Есть несколько советов, как исправиться.

1|| Осознайте, что ребенок не ваш проект, в котором вы воплощаете свои достижения. Что ребенок — это личность, у которой тоже есть желания, а еще свой потолок возможностей, физических данных и умственных способностей. Учитесь понимать его чувства, прислушиваться к его желаниям, вникать в его побуждения. Если вы будете это делать, вы не потеряете авторитет в его глазах. Наоборот, только укрепите!

2|| Если дисциплину вы считаете главной в воспитании детей, это неплохо. Можете даже не ослаблять натянутые поводья, но только в следующий раз, когда отдаете приказ, спокойно объясните ребенку, почему важно сделать именно так, как вы просите. Только, пожалуйста, давайте без любимого «Потому что я так сказал(а)!».

3|| Постепенно возвращайте ребенку его личное пространство и право выбора. Если вы настолько увлеклись дисциплинированием своего чада, что он без вашего разрешения даже колготки сам себе выбрать не может, то настала пора сдерживать себя хотя бы в таких мелочах. Постепенно — ведь и вам непросто, и ему непривычно. Оставьте за ребенком право самому выбирать, во что одеться, что слушать, что читать, с кем дружить (тут может быть тяжело отпустить контроль, но ослабить хватку придется).

4|| Посмотрите на ребенка другим взглядом. Сосредоточьтесь на его достоинствах и прелестях, а не на его промахах и недостатках. Просто примите этот очевидный факт — ваш ребенок другой. Он — не вы, не ваши нереализованные мечты. Отпустите ваши страхи, что он вырастет неудачником, если не станет врачом или программистом. Намеченные вами пути не единственные, которые ведут к успеху.

Дисциплина — хорошо, послушание — неплохо. Но теплые доверительные отношения со взрослыми детьми еще лучше. Остановитесь, пока ваши дети еще все-таки дети.

***

Попустительский тип воспитания — полная противоположность авторитарному. На первый взгляд может показаться, что он замечателен для ребенка, ведь родители ничего не запрещают, ничего не контролируют, о дисциплине не слышали… Но это только на первый взгляд! Потому что попустительский стиль это такое же зло для ребенка как и авторитарное воспитание. Читайте подробнее…

— Стас Иванов

Источник

Фото из открытых источников

Несмотря на то, что на #развитие ребенка в дошкольном возрасте значительно влияют отношения с ровесниками, с братьями/сестрами и другими членами семьи, основная роль все же принадлежит влиянию родителей.

То, что дошкольник переживает в детстве во время отношений с родителями остается с ним на всю жизнь.

Изменить структуры, которые сформировались в этом возрасте достаточно сложно, что нередко может требовать помощи со стороны, а также больших усилий уже взрослого человека.

Развитие ребенка происходит под воздействием родительского программирования, в результате которого формируется жизненный сценарий, изучением которого занимался Э. Берн и его последователи – Й. Стюарт и В. Джонс.

Они утверждали, что человек начинает создавать историю своей жизни уже с момента рождения. А уже к четырем годам в общих чертах известно ее содержание, к семи годам история уже почти завершена, далее она только «шлифуется», дополняется деталями.

Рассуждая о влиянии родителей, А. Адлер уделял большое внимание анализу прототипа, который формируется в возрасте четырех-пяти лет.

Читайте также:  Центр развития ребенка 136

Исследователя интересовали эмоции именно этого периода, которые могут быть настолько разными и сильными, что взрослые со своей точки зрения даже не могут себе представить.

Одним из наиболее распространенных влияний в этом возрасте А. Адлер считал чувство подавленности, вызванное излишними родительскими наказаниями или неадекватным отношением к детям.

Это вынуждает искать ребенка облегчения своих страданий, что часто выражается в установке избегания общения с родителями.

В современном обществе с развитием интереса к психологической литературе, жизненного уклада цивилизованных стран большинство родителей отвергают физическое наказание как способ воспитания.

В.А. Ильин по этому поводу пишет, что для подавления автономии и свободы воли родители используют «гуманные» способы, не связанные с физическим наказанием.

Наиболее распространенные в нашей культуре способы подавления индивидуальности ребенка – застыдить и тем самым вызвать чувство вины.

Если очень часто использовать этот метод, ребенку будет не только стыдно показывать другим свои переживания, но и чувствовать внутри себя определенные эмоции.

Такое поведение родителей также способствует формированию у ребенка мотивации избегания общения с родителями. А соответственно, лишает возможности получить в достаточной мере необходимый опыт взаимодействия с родителями во время которого у ребенка активно развиваются представления о самом себе, жизненных ценностях, мире, добре и зле, разнообразии ролевых взаимоотношений как в семье, так и вне ее.

Часто при воспитании родители ориентируются на идеальный образ ребенка, наполняя его всеми возможными способностями и качествами, которые хотели бы сформировать у своего чада, не желая видеть и считаться с тем, какой их ребенок на самом деле.

В этом и состоит значительная разница между «формированием» и «развитием».

Если #родители игнорируют потребности, природный потенциал ребенка и прикладывают много усилий, чтобы «втиснуть» маленького человека в рамки своего придуманного образа, тогда мы говорим о формировании личности.

#Развитие личности происходит тогда, когда родители создают такие условия жизни ребенка, при которых могут раскрыться его индивидуальные способности, когда они принимают своего ребенка таким, какой он есть, не стремясь постоянно сравнивать его с другими детьми.

Большинство родителей на вопрос, какими бы они хотели видеть своих детей, ответят, что хотели бы видеть их успешными, счастливыми, благополучными, честными, образованными и т. п.

При этом они не редко забывают, что в развитии позитивных качеств ребенка главным примером выступают они сами. Встречаются семьи, где родители пытаются научить своих детей тому, чего сами не умеют.

Не умея достойно вести себя и решать конфликтные ситуации, вполне естественно, что родителям будет сложно научить детей адекватно вести себя во время конфликтного столкновения.

Э. Эриксон по этому поводу указывал, что один из глубочайших конфликтов в человеческой жизни – ненависть к тому из родителей, кто служил образцом и исполнителем воли супер-эго, но сам, как выяснилось, пытается выйти сухим из воды в случае тех же прегрешений, которые ребенок больше не мог терпеть у себя.

Травмирующей ситуацией для развития ребенка может быть перекладывание ответственности на него за семейные проблемы, основа которых может лежать не в самом ребенке, а в отношениях между мужем и женой.

Примером может быть приход к психологу с заявкой, что их ребенок плохо себя ведет, часто капризничает, не слушается, вредничает. Дети в данном случае могут лишь отражать неразрешенные супружеские проблемы.

#Дети используются в проективных целях тогда, когда возникает вопрос о расторжении брака при частых открытых конфликтах и невозможности найти взаимопонимания.

Главный аргумент родителей в такой ситуации – они, вроде бы, не могут разойтись, чтобы не лишать ребенка возможности иметь полную семью.

Исследования показывают, что на самом деле атмосфера напряжения и отсутствие радости в подобной семье более вредная для ребенка, чем открытый разрыв отношений, что демонстрирует смелое решение человека изменить тяжелую ситуацию.

Тревожной является обстановка в семье, когда #родители не любят друг друга, и при этом не разрешают себе ругаться, предъявлять претензии друг другу демонстрируя иллюзорное благополучие. Отчуждение не позволяет им быть естественными и в отношениях с детьми.

Как отмечает Э. Фромм, атмосфера «корректности» усложняет понять, что же на самом деле чувствуют или думают родители, порождая у детей чрезмерное чувство тревожности, неуверенности, неопределенности как по отношению к себе, так и по отношению к родителям.

Сложности в развитии личности ребенка возникнут при несогласованных или противоположных позициях родителей в отношении воспитания.

Это может привести к тому, что у ребенка могут быть значительные трудности с усвоением социально принятых форм поведения, развитием самоконтроля и чувства ответственности.

Он может избегать чего-то нового, неожиданного, неизвестного – из-за страха, что при столкновении с этим новым не сможет выбрать правильный способ поведения.

Позитивным фактором развития личности ребенка, желанием быть включенным в тесные отношения с родителями выступает благоприятная эмоциональная атмосфера в семье, которую в основном создают родители своей любовью, заботой, терпеливостью, принятием, мудростью.

В значительной мере на детско-родительские отношения влияет то, насколько родители любят друг друга. Родители используют проективные механизмы в собственных взаимоотношениях, а также по отношению к ребенку, когда отсутствует любовь.

Читайте также:  Динамика развития ребенка на дому

Различные супружеские конфликты, расхождения в ценностных ориентациях, в стилях воспитания детей, родительское программирование, также не способствует развитию позитивных отношений между родителями и детьми.

_______________________________________

Эти статьи могут быть вам интересны:

Синдром Мюнхгаузена BY PROXY в детской психиатрии

Флюидный интеллект

Способности ребенка: как их понять?

Умеет ли ваш ребенок дружить?

Детская ревность

Влияние отца на личность ребенка

Адаптация ребенка в замещающей семье

Разница между воспитанием и требованием непременного послушания

Дело всей жизни. Как не прогадать с образованием?

Нужно ли половое воспитание в школе? +Анонимный опрос

Скулшутинг: что побуждает детей устраивать бойню и как это предупредить?

Как выявить творческий потенциал подростка?

________________________________________

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене!

Присоединяйтесь к нашей группе ВК, ссылка здесь и в шапке профиля.

Мы проводим анонимные опросы в группе ВК, будем благодарны, если Вы примете активное участие.

Источник

Воспитание детей – это длительный, сложный и энергозатратный для родителя процесс. В силу своего мировоззрения, каждый взрослый выбирает свою собственную тактику общения со своим сыном или дочкой. Психологи выделяют довольно большое количество стилей воспитания детей, каждый из которых по-разному влияет на характер и развитие личностных качеств малыша. Так как подход к взаимодействию со своим ребенком отражается на нем?

влияние воспитания на личность ребенка

Авторитарное воспитание

Данная система взаимодействия со своим ребенком подразумевает полный контроль со стороны родителя. Строгость, большое обилие критики и завышенные требования со стороны взрослых делают детей нервными. Их уровень счастья обычно намного ниже, чем у сверстников. Авторитарные взрослые очень многого ожидают от своего чада, не принимая в расчет его собственные чувства и переживания. Поэтому в таких семьях малыш растет более замкнутым и тревожным.

Во взрослой жизни таким детям трудно дается принимать самостоятельные решения, так как у них вырабатывается психологическая зависимость от мнения своих близких. Если ребенку из авторитарной семьи удается бунтовать и выходить из-под влияния своего окружения, то высока вероятность, что в старшем возрасте его отношения с родителями сильно испортятся.

Авторитетное воспитание

Данный подход к воспитанию является наиболее гармоничной формой общения со своим ребенком. Родитель выстраивает для малыша свою систему разумных правил, которых он должен придерживаться. За непослушание обычно не наказывают, а просто беседуют в кругу семьи, терпеливо объясняют, в чем ребенок провинился и как это можно исправить. Родителей, которые придерживаются данного подхода, дети слушаются не из-за строгости, а из-за уважения к ним. В таких семьях выстроены доверительные отношения с ребенком, так как он видит во взрослых не надзирателя, которому нужно подчиняться, а друга и старшего товарища.

Родители не стремятся подчинить детей своей воле. Они хотят, чтобы малыш рос вдумчивым, самостоятельным, умеющим ориентироваться в любой сложной ситуации. В таких семьях дети растут более успешными, счастливыми, приспособленными ко взрослой жизни. Именно этот подход к воспитанию психологи считают наиболее правильным и полезным как для взрослых, так и для малышей.

какие стили воспитания детей лучше

Либеральное воспитание

В семьях с таким подходом к воспитанию родители мягко относятся к своим детям, легко прощают мелкие проступки, ведь чувства ребенка стоят для них на первом месте. К малышу не выдвигается особых требований, ему дается больше простора для самостоятельности. С одной стороны, ребенок растет счастливым, так как выстраивает доверительные отношения с родителями. К нему прислушиваются, его мнение учитывают, и это замечательно. С другой стороны, таким детям очень часто не хватает самодисциплины.

Чем старше становится ребенок, тем больше у него различных обязанностей. В семьях, где практикуют либеральное воспитание, малышу сложнее научиться ладить с коллективом и подчиняться общественным требованиям. Все это нередко выливается в различные проблемы во взрослой жизни.

Попустительское воспитание

Данный подход к воспитанию характеризуется более спокойным и даже отстраненным восприятием своего чада. Ребенку в такой семье не уделяется достаточно внимания. Родители как бы самоустраняются от взаимодействия со своим сыном или дочкой, дают возможность принимать решения самостоятельно. Проблема такого вида взаимоотношений заключается в том, что ребёнку просто необходимо ощущать определенный родительский авторитет, а в своей семье он его не находит. Поэтому такие дети больше склонны к чужому влиянию.

Из-за отсутствия у взрослых интереса к своему ребенку, он растет замкнутым, неуверенным в себе, ощущает внутреннюю пустоту и ненужность своим близким. Часто такие дети склонны к бунту, так как он является наиболее легким способом замаскировать свои внутренние терзания и комплексы.

методы воспитания детей

Какой подход выбрать

Авторитетное воспитание, безусловно, является самой верной тактикой для родителя. Дети в таких семьях вырастают более успешными, счастливыми, довольными жизнью. Секрет кроется в бесконечном терпении и понимании, которое родители не устают давать своему ребенку на всех этапах его взросления.

Конечно, все дети разные. С одним ребенком приходится быть построже, а с другим, наоборот, нужно вести себя ласковее, так как он растет более ранимым и чутким. Но нужно помнить, что каждый малыш нуждается во внимании к своим проблемам и переживаниям. Когда ребенок видит в родителях друга, наставника и источник поддержки в любой ситуации, он растет счастливым и уверенным в собственных силах.

Источник