Как влияет театральный кружок на развитие ребенка
Волшебный мир театральных постановок может раз и навсегда изменить взгляд вашего ребёнка на творчество. Именно поэтому нельзя пренебрегать им в процессе воспитания. Двери театра откроют вашему сыну или дочери не только вселенную образов и сравнений, но и вовлекут в социальную игру, познакомят с множеством новых понятий и внесут огромный вклад в процесс социализации.
Углубляясь в роль театра в развитии детей, следует отметить, что драматургия на протяжении многих веков представляет собой одну из основных ступеней развития мирового искусства. Задумавшись о том, как приобщить вашего ребёнка к этому сакральному пристанищу, вы вступаете на сложный путь окультуривания вашей семьи.
Роль театра в воспитании ребёнка
Не стоит забывать, что театр – коллективная деятельность, которая учит детей сотрудничать и взаимодействовать друг с другом. В театральной игре развивается память, воображение, фантазия, речь. Играя на сцене, у ребёнка повышается самооценка, исчезает зажатость, развивается уверенность в себе.
Польза театрализованных представлений в том, что для детей они становятся образцом для подражания, где в основном рассматриваются темы добра и зла, честности, смелости, дружбы, отзывчивости. Если даже родители не являются большими поклонниками театрализованных представлений, следует учитывать необходимость их присутствия в жизни ребёнка для гармоничного развития мировоззрения.
Зачем приобщать детей к театру?
Когда ребёнок играет, он развивается и обучается одновременно. В детском возрасте игра – основной вид деятельности.
Театр – это не только сказка и масса положительных эмоций. Театрализованные игры – мощнейшее средство развития эмпатии. Ребёнок начинает активно различать мимику, жесты, интонацию и эмоции других людей. Это помогает в дальнейшем понимать смысл художественных произведений, давать им оценку, делать выводы и анализировать поведение персонажей. У ребёнка формируется эстетическое восприятие, развивается творческий потенциал, он начинает понимать искусство, появляется интерес к культуре и литературе.
Уже в двухлетнем возрасте дети понимают игру актеров. Сына или дочь привлекают яркие костюмы, которых он не видит в обычной жизни, весёлая музыка, световое сопровождение, декорации. Ребёнок охотно контактирует с героями уже знакомых ему сказок: Колобком, Лисой, Котятами, Мышкой. Он старается вжиться в образ и перенять положительные черты понравившегося героя. Наблюдая за действием постановки, дети активно вступают в диалог с актёрами, отвечают на вопросы, помогают главным героям выпутаться из опасной ситуации.
Дети начальной школы сами активно хотят участвовать в представлениях, им нравится наряжаться в персонажей, примерять маски, необычные головные уборы. Надевая красочные костюмы, школьники моментально перевоплощаются в любимых героев и переносятся в волшебный мир сказок.
Как заинтересовать ребёнка театром?
Неспроста на протяжении многих поколений театр называют храмом вдохновения – это таинственное место, полное неизведанного. Начиная красивым зданием и женщиной, проверяющей билеты на входе, и заканчивая мистичными превращениями, возникающими на сцене.
Главное, что должны понимать родители, театр – не одноразовое приключение, а длительная практика, требующая последующей рефлексии вне зависимости от возрастного показателя. Поэтому, если вы всерьёз решились подойти к вопросу о приобщении ребёнка к театральной сфере, наберитесь терпения, тщательно изучите репертуар и спрогнозируйте, когда и на что вы вместе сходите в следующий раз.
С каждым походом в театр ребёнок всё сильнее будет привыкать к этой атмосфере, дискомфорт от того, что нужно красиво и опрятно выглядеть, сойдёт на нет, а спокойное поведение начнёт ему нравиться, так как он будет частью той роли, которую он примеряет на себя, переступая через порог.
Спектакль не заканчивается аплодисментами, он заканчивается в тот момент, когда вы с ребёнком в спокойной обстановке обсудите то, что происходило на сцене. Без этого посещение театра несёт в себе только развлечение. А для того, чтобы обратиться к глубокой театральной
составляющей, очень важно анализировать и учиться делать выводы по произведению. Из самого простого детского спектакля всегда можно вынести целый букет образов и вопросов для анализа: что такое дружба, почему важно быть услышанным.
Зачем детям самим играть в спектаклях?
Сцена, вне всяких сомнений, является одним из самых сильных инструментов в приобретении опыта, как личного, так и художественного. Поэтому, вовлекая в спектакль своего ребёнка, вы мотивируете его на получение новых эмоций, переживаний, связанных с ролью и её исполнением. Театральные кружки помогают в улучшении памяти, артикуляции, ставят голос и интонацию, повышают уверенность в своих силах и, что самое главное, дарят ребёнку целый новый мир и новых знакомых.
Театральную сценку можно поставить в кругу семьи. Дети с удовольствием помогут подготовить необходимую атрибутику, найдут дома маски Колобка и Снежной Королевы, организуют домашние декорации, чтобы окунуться в сказочную атмосферу в кругу близких людей.
Источник
Мы убеждены (хотя многие могут с нами и не согласиться), что лучший возраст для начала театральных занятий – 4-5 лет! Театральный кружок даёт детям множество преимуществ: в саду и школе, при общении с родителями, взрослыми и сверстниками, в развитии и познании мира … одним словом – в жизни!
Задачи театральной студии в развитии ребёнка описаны в статье
«Театральная студия в центре Москвы … или, всё-таки, рядом с домом?»
Здесь же мы хотим показать, что занятия в
театральной студии
– не просто «игры с аниматором». Итак, что дают театральные занятия.
1. Творчество. Прежде всего, занятия в театральном кружке раскрывают творческий потенциал ребёнка, который раньше могли не замечать ни его родители, ни он сам! Все дети – талантливы. Все дети – непосредственны. Их «незашоренность», умение видеть мир широко открытыми глазами, позволяет часто видеть то, чего не видят взрослые («Король-то голый!»). Раскрыть творческий потенциал ребёнка легко, а результаты могут быть весьма впечатляющими!
2. Воображение и самообладание. Занятия в театральной студии развивают фантазию, воображение, внимание, концентрацию, память и осознанную реакцию. У школьников и подростков театральные занятия прекрасно развивают умение владеть собой, импровизировать и управлять своими эмоциями в разных жизненных ситуациях.
3. Избавление от страхов. Театральные занятия – это игра. А игра – самое эффективное средство для избавления от детских страхов. К сожалению, люди с богатым воображением – особенно дети – более подвержены страхам. И в этом плане занятия в театральной студии или кружке уникальны: развивая воображение, они, тем не менее, делают человека более смелым!
4. Дикция, голос, тело. В театральной студии обязательно проводятся занятия актёрским мастерством и вокальные упражнения – они отлично развивают речевой аппарат, дикцию, музыкальный слух, формируют правильное дыхание. Снимаются телесные и голосовые зажимы, речь становится внятной, голос – звучным. А подвижные занятия, танцы, прекрасно улучшают координацию и пластику движений – любой актёр должен уметь владеть своим телом!
5. Развитие речи. Театральные занятия отлично развивают речь! Маленькие дети учатся строить правильные фразы, ребята постарше обретают уверенность и красноречие, избавляются от слов-паразитов. Одним словом, дети учатся красиво, выразительно, содержательно, доходчиво и понятно складывать слова в предложения.
6. Харизма и искусство оратора. Развивая голос, дикцию, красноречие, избавляя от страхов, занятия в театральном кружке или студии готовят почву для развития навыков публичного выступления. Ребёнок сможет, не повышая голоса, говорить так, чтобы его услышали и поняли – учителя, сверстники, все окружающие… Не стоит думать, что харизма – исключительно «взрослое» качество! Харизма – лишь обаяние уверенности, которая лишена наглости. Её может наработать как взрослый, так и ребёнок!
7. Дружба и общение. Благодаря занятиям по актёрскому мастерству дети учатся быстро находить общий язык со сверстниками, находить новых друзей, становятся более открытыми в общении. Для малышей
развитие коммуникативных навыков – важнейшая составляющая подготовки к школе …
да и школьникам всегда пригодится умение чувствовать себя везде как дома, не бояться новых знакомств и общаться «вживую», вне социальных сетей. Театральные занятия не только избавят от барьеров в общении, но и научат взаимодействовать в команде, чувствовать и поддерживать других. Вспомните: даже анекдотов на тему взаимовыручки больше всего именно про актёров в театре!
Перейти к полному списку наших занятий
8. Дисциплина и самодисциплина. Для детей постарше театральные занятия – ещё и прекрасная тренировка дисциплины и самодисциплины, умения брать на себя ответственность (роль – важное задание!) и «собираться» в нужный момент.
9. Расширение кругозора. В конце концов, театр – кладезь остроумных цитат и изречений. Тренировка памяти улучшает успеваемость в школе. У малышей на занятиях в театральном кружке или студии обогащается активный словарный запас. Младшие школьники и подростки заметно расширяют кругозор, знакомясь с произведениями литературы не по учебникам, а проживая кусочек жизни «своих» литературных героев. Это развивает интеллект, да и вообще способствует разностороннему, гармоничному развитию личности. Ведь именно разносторонне развитый человек способен легче других осваивать что-то принципиально новое для себя в течение всей жизни.
10. Веселье и выход энергии. В конце концов, увлекательные занятия в театральной студии – отличный способ провести время не только с пользой, но и весело! Театральные занятия прекрасно дают выход энергии детям любого возраста. Младшие просто играют, а старшие (обычно) уже стараются понять мотивы своего героя, вживаясь в роль … Но и тем, и другим театральная игра служит мощным толчком к развитию!
Театральные занятия дают свободу творчества и воображение без страхов, уверенность без наглости, свободу общения без риска связаться с нехорошей компанией!
Смотрите описание наших курсов театрального мастерства
для дошкольников
Источник
Влияние театрального искусства на формирование
личности ребёнка.
В связи с проблемой внедрения новой образовательной парадигмы, когда «основной целью образования сегодня становится предоставление учащимся возможности проектировать собственное будущее и формировать необходимые ресурсы для осуществления осознанного выбора»; когда «задачей школы становится создание условий, благоприятных для возможно более полного раскрытия и развития индивидуальности учащегося»*; в XXI веке возрастают требования к развитию творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сложнейших задач, которые выдвигает жизнь. В обществе происходят бурные изменения. Человек вынужден реагировать на них адекватно и, следовательно, должен активизировать свой творческий потенциал. В соответствии с этим необходимы выбор и разработка адекватных средств формирования творческого продуктивного мышления, так как прежние не отвечают образовательной парадигме нового тысячелетия.
Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело – задача, то более, то менее трудная. При решении задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости — все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
На сегодняшний день одним из основополагающих принципов обновления содержания образования становится личностная ориентация, предполагающая развитие креативных способностей учеников, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности.** Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать «возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов».***
По моему мнению, внедрение в школьный образовательный процесс театра и театральных технологий хорошо этому способствовует. Так как самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространённым видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребёнком,
____________________________________________________________________
*Прокофьева Л.Б., Зачёсова Е.В. Реализация принципа открытости в повышении квалификации школьных команд в условиях становления гражданского общества. – М., МИОО, 2007г.-стр.8
** Концепция структуры и содержания общего среднего образования (12-летняя школа) // На путях к 12-летней школе: Сб. научн. трудов / Под ред. Ю.И. Дика, А.В.Хуторского. – М., ИОСО РАО, 2000г.- стр.12
***Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. – М., Центр «Педагогический поиск», 2001г.-стр.14
наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями»*.
С античных времён человечество использовало театр и формы театрального действа в целях образования и развития личности и воспитания общественного сознания. Более того, эти формы использовались для передачи знаний и опыта человечества ещё в те времена, когда театра как такового ещё и не было вовсе. Дети принимали участие в древних обрядах, посвященных богам плодородия, света и тепла, и таким образом приобщались к культуре своего народа.
История приобщения детей к искусству театра в России начинается с XVII века, так же, как и вся история Русского театрального искусства, когда в первых придворных русских театрах при царях Алексее Михайловиче и Петре Алексеевиче играли дети. История становления Русского профессионального театра неразрывно связана и с историей школьных театров, возникших в первых высших учебных заведениях России: Славяно-греко-латинской и Медицинской Академиях и Шляхетном корпусе.
Театр приобщает детей к музыке, литературе, изобразительному искусству – ко всему богатству культуры. Но это не единственная сильная сторона театрального образования. Гораздо важнее то, что театр помогает социальной и психологической адаптации детей, их личностному росту. Театр – коллективное искусство. Он приучает ребёнка к совместной продуктивной творческой деятельности. Не говоря о том, что обучение ребёнка актёрскому мастерству обеспечивает равномерные физические, интеллектуальные и духовные нагрузки, способствует формированию и физического, и духовного здоровья.
Когда наиболее целесообразно ввести театр в духовный мир современного ребёнка и в какой мере детству нужен именно театр?
Педагогикой и психологией уже давно было отмечено наличие связей между театром и младшими школьниками. «Дети – прирождённые актёры, — писал Н.Е. Румянцев в своей работе «Эстетическое воспитание в начальной школе»,- игра, драматизация – их родная стихия, чем и объясняется их любовь к театру».
Близость детям театрального искусства особо подчёркивалась педагогикой 20-х годов прошлого столетия. Младшим школьникам отводилось особое место в общем процессе эстетического, творческого формирования личности. Считалось, что первоначально потребность в драматическом творчестве проявляется в игре. Драматизация жизненных впечатлений, любовь к «превращению себя в других» доставляет ребёнку огромную радость и привлекает его очень рано.
Игра рассматривалась как первое проявление «чувства театра», свойственного ребёнку «драматического инстинкта» — творческой потребности
в преображении и подражании. Эти возрастные потребности должен был развивать профессиональный детский театр (включение игровой импровизации
(драматизации) в учебный процесс). Уже в 1921 году увидела свет особая программа «Драматизация в школе первой ступени», вошедшая в общую
* Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – С-Пб.: Союз, 1997. –стр.67
программу единой трудовой школы.
Психологическую природу возрастных предпочтений различных видов творческой деятельности стремился выявить и обосновать известный советский психолог Л.С.Выгодский. Он считал, скажем, что рисование является «типичным творчеством раннего возраста, особенно дошкольного».*
С переходом в другую фазу возрастного развития изменяется и характер детского творчества – наступает период литературного творчества, «господствующий у подростков». Выгодский пытался раскрыть внутреннюю связь между потребностью в том или ином виде творчества и возрастным этапом развития. По его мнению, в основе этих внутренних связей лежат возрастные потребности личности в том или ином способе постижения окружающего мира.
Театральное творчество близко ребёнку по двум причинам. Во-первых, этот вид творческой деятельности основан на действии, совершаемом самим ребёнком. Во-вторых, драматизация непосредственно связана с игрой – этим корнем всякого детского творчества. Именно игру, по мнению Выгодского, можно рассматривать как первичную драматическую форму в творчестве детей. В процессе игры природа как бы тренирует отдельные способности и психические функции, необходимые для восприятия искусства. И в первую очередь – способность воспринимать условность отражения жизни в искусстве. Ведь именно в игре ребёнок привыкает действовать в предлагаемых обстоятельствах, впервые прибегает к услугам могущественного «как бы» и «понарошку».
В процессе игры складывается и способность к внутреннему действию. Минуя ряд последовательных ступеней развития, она постепенно превращается в важный элемент художественного восприятия.
Наконец, способность к обобщению. Как раз в процессе игры ребёнку приходится постоянно выделять существенные, наиболее типичные признаки явлений и предметов, обобщать их. Ребёнок ведь играет не в конкретного доктора, шофёра или лётчика, а в созданный в воображении обобщённый образ представителя этой профессии.
Игра развивает и тренирует определённый тип воображения, необходимый для восприятия искусства: в ходе игры необходимо создавать в воображении игровую ситуацию, придавать предметам условный (символический) смысл.
Постепенно в процессе развития личности наступает этап, когда игра, выполнив своё назначение, шаг за шагом уходит из жизни детей. Но к этому периоду у них оказываются уже сформированными внутренние способности, которые при благоприятных условиях становятся важными элементами художественного восприятия. И в первую очередь это проявляется при овладении языком зрелищных искусств, театра в особенности.
Особую чуткость в отношении детей к театру ощущал К.С.Станиславский. Его заботило, «чем впервые пробуждают эстетическое чувство детей, остро,
на всю жизнь воспринимающих первые сценические впечатления». Константин
Сергеевич считал, что именно в процессе театрального восприятия «у детей
*Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – С-Пб.: Союз, 1997.-
вскрываются тайники их творческой силы (инстинкта или дара)»*. Великий режиссёр не только почувствовал значение детства в процессе приобщения личности к театру, но и вплотную подошёл к пониманию общеэстетического значения театрального искусства, способного проникать в тайники творческих возможностей детей и открывать их органично и естественно.
Во все времена театр использовали как мощнейшее средство психореабилитации и психокоррекции при работе с проблемными детьми. Не случайно актёр и режиссёр А.А.Брянцев совместно с известнейшими психологами и педагогами в труднейшие годы революционных потрясений и деформаций общества использовал средства театра при работе с беспризорниками для возврата детей в социум. Придя рядовым воспитателем в детский дом, Брянцев на собственном примере убедился в наличии у детей «особого игрового инстинкта и влияния его на общее развитие детского интеллекта». В двадцатые годы его опыт был широко распространён в детских приёмниках и везде приносил заметные положительные результаты.
Таким образом, привлекая детей к театральному движению, решается одна из острейших социальных проблем общества. Театральная работа требует максимальной отдачи сил и времени. Поэтому занятия в театре исключают возможность пребывания ребёнка «на улице», а, следовательно, являются профилактикой антисоциального поведения.
В начале XX века театральные методики стали активно использоваться в терапевтических целях, появилось множество школ арттерапии. Уже в наше время, на рубеже XX и XXI века педагоги, психологи, деятели искусства стали использовать театральные методики для борьбы с наркоманией, для реабилитации молодых людей, стремящихся излечиться от наркозависимости. Причина успехов театральной педагогики в этой области, очевидно, заключается в том, что, прибегая к наркотикам, человек стремится расширить границы своего сознания, а театр даёт ему возможность осуществить это и без наркотиков.
В XX веке первый всплеск активности детского театрального движения приходится на 10-20 годы, а последний – на конец 80-х. Набирают силу многообразные формы детской театральной деятельности. Здесь и театральные кружки, и детские клубы при профессиональных театрах, и школьные театры, и театры в детских садах, и семейные театры, и театральные формы проведения уроков, и создание специальных детских театральных классов и школ, и массовые театрализованные игры, и летние театральные лагеря, и коррекционные театры для детей, страдающих различными заболеваниями и многое другое.
Но для чего бы ни предназначались программы детского театрального образования, на что бы они ни были ориентированы, в них можно отметить одни и те же черты.
__________________________________________________________________
*Станиславский К.С. Статьи. Речи. Беседы. Письма. – М., Искусство, 1953г.-стр.397
**Театр повышенной тревожности: Мастера театра для детей о театральном воспитании.- М., ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), №12(88), 2004г.-стр.15
- Театр – синтетический вид искусства. Знакомясь с языком театра, ребёнок погружается в мир литературы, музыки, изобразительного и других видов искусства.
- Театр – коллективное искусство. Занимаясь театром, ребёнок учится плодотворному взаимодействию с большими и малыми социальными группами, овладевает навыками коллективного творчества.
- Основной язык театрального искусства – действие, основные видовые признаки – диалог и игра. Эти особенности делают театральное искусство особенно близким детям, потому что игра и общение являются для младших школьников ведущей психологической деятельностью.
- Театр – искусство, обращённое к самым различным социальным слоям. Поэтому детская театральная студия может объединить под своей крышей детей с самыми разнообразными интересами и способностями, а плоды работы могут быть интересны широкому кругу как юных, так и взрослых зрителей.
Ребёнок, растущий в огромном городе, чаще всего оторван от естественных условий общения с окружающим его миром. В детской среде ребёнок практически лишён межвозрастного общения (он замкнут в одновозрасном классе), общение с взрослыми сведено до делового минимума, общение с природой бесконечно затруднено. Ребёнок практически лишён возможности, а потому и навыков спокойного созерцания, в большинстве его контакты с миром торопливы и поверхностны. Нарушенная структура общения ведёт, естественно, к всевозможным нарушениям развития. Разбалансированным оказываются физический, эмоциональный, интеллектуальный аппарат ребёнка и их взаимодействие.
Игра является почти врождённой потребностью ребёнка, так как даёт возможность познавать мир, общаясь со взрослыми, копировать действия людей, развивать свой личностный потенциал. Рассматривая игру как условие и средство личностного развития, можно сделать выводы, что она позволяет удовлетворять в детстве большинство человеческих потребностей. Игра вселяет уверенность в свои силы, поднимает настроение и даёт возможность чувствовать себя нужным, значимым в сообществе других людей. Игра создаёт особую среду жизнедеятельности, которая даёт возможность каждому быть успешным, найти смысл своего существования.
Театральная игра как специфическая деятельность и как форма деятельности привлекает школьников предоставляемой возможностью самовыразиться, реализовать свой личностный потенциал, получить новые знания и умения, обрести успех в процессе межличностного взаимодействия.
Занятия театральным искусством включает в работу и физический, и эмоциональный, и интеллектуальный аппарат ребёнка, театр обращается к ребёнку, как к целостной личности. Благодаря этому занятия театром эффективно помогают восстановить утраченный баланс, помогают активизировать затруднённые процессы общения, сделать их радостными и плодотворными.
Источник