Как вести с ребенком аутистом в 3 года

Гимранов Ринат Фазылжанович
Невролог, нейрофизиолог,  стаж — 33 года;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.
Об авторе

Дата публикации: 20 января, 2020

Первые признаки и симптомы аутизма могут проявиться у ребенка к 1,5-2 годам, а в 3, 4-х, 5 годам – стать ярко выраженными. В этом возрасте нужно пристально наблюдать за поведением малышей, чтобы распознать такую особенность их здоровья. Это поможет вовремя начать коррекцию или лечение. По мере взросления, с каждым годом ребенку труднее будет социализироваться, развить нужные навыки до уровня нормы.

Это скорее не заболевание, а расстройство деятельности мозга, затрагивающее восприятие мира ребенком. Вместе с этим, накладывающее отпечаток на интеллектуальные способности и особенности общения.

В зависимости от степени выраженности, люди с таким синдромом могут вести нормальную жизнь с небольшими особенностями, либо вообще утрачивают связь с реальным миром. Успех работы медиков зависит от раннего выявления болезни, проводимых мероприятий и отсутствия ухудшающих состояние заболеваний. Таких, как эпилепсия в детском возрасте.

Степени тяжести

Поведение ребенка-аутиста в 3-4 года, основные признаки, симптомы аутизма, различимые на фото и видео, позволяющие как распознать, так и лечить его, разнятся в зависимости от варианта заболевания.

Выделяют 2 формы расстройства, различающиеся по тяжести проявлений и наличию дополнительных болезней:

  • Легкая, которая позволяет успешно социализироваться, получить образование, работать. Имеются умеренные отклонения в поведении и специфике общения с окружающим миром. Отмечаются выдающиеся способности в какой-нибудь области, интеллектуальное отставание от сверстников минимальное или отсутствует.
  • Тяжелая, при которой аутичные черты у ребенка 3 лет уже ярко выражены. Он практически не говорит, не проявляет интереса к окружающему миру, к другим людям или животным. Есть нарушения поведения, не исключено заметное отставание умственного развития от сверстников. Таким деткам требуется обследование и лечение.

В 3 года аутизм уже проявляется у ребенка, поэтому полезно знать, как определить его, распознать степень тяжести болезни.

Клинические проявления

Симптомы и признаки детского аутизма в 3-4 года:

  • Отсутствие желания идти на контакт с окружающими. Дело не только в развитии речи, но и в других проявлениях нежелания общаться, как со сверстниками, так и со взрослыми. Малыш не смотрит в глаза, не проявляет интереса к родственникам, близким людям, не хочет самостоятельно контактировать.
  • Отсутствие сюжета в игре или нежелание малыша его объяснить.
  • Замена игрушек неигровыми предметами, часто своеобразными.
  • Эгоцентризм, ярко проявляющийся в общении со сверстниками. Ребенок не замечает, что вокруг есть кто-то еще. Не воспринимает остальных людей как живых существ с собственной волей.
  • Не формируется образное мышление.
  • Говорит о себе в третьем лице, не отзывается на свое имя.
  • Может долго молчать, а затем ответить на вопрос длинной сложной продуманной фразой.
  • Регулярно случаются истерики в новых местах или если что-то из привычного быта изменилось.
  • Пугается громких звуков, ярких вспышек. Страх быстро перерастает в истерику.
  • Чрезмерно привязан к матери, не проходит стадию «Я – сам».
  • Проявляет чрезмерную жестокость (не различает живое и не живое).
  • Присутствуют стереотипные, повторяющиеся движения, ритуалы.
  • Возникают трудности с координацией движений, особенно при подъеме по лестнице или при использовании мелкой моторики.

Признаки и симптомы детского аутизма в 3-4 года проявляются комплексно. Присутствие у ребенка 1 или 2 описанных признаков, не означает патологии. Это может быть акцентуация характера, особенность воспитания.

Когда отмечаются больше 2-х разнонаправленных проявлений, стоит начинать подозревать подобное отклонение.

Диагностика

Только в динамике. На фото, ребенок-аутист выглядит, как и все, признаки выделяться не будут. А вот на видео, аутизм уже проявится. Так как будут заметны отклонения в поведении, чрезмерная закрытость, отсутствие интереса к происходящему вокруг.

Основные признаки аутизма в три (3) года у детей выражены достаточной, чтобы можно было пройти диагностику и сделать верное диагностическое заключение.

Главный принцип при подозрении расстройств аутического характера – исключить другие заболевания, имеющие схожие проявления.

Малыш проходит через ряд процедур:

  • МРТ, показывающее, что мозг здоров и работает как надо, исключает наличие опухолей;
  • осмотр у отоларинголога, проверка сохранен ли слух;
  • рутинные анализы мочи, крови;
  • исследование электромагнитной активности мозга, чтобы исключить эпилепсию у детей методом ЭЭГ.

После исключения органической патологии, проводится тестирование по опроснику, составленному международной ассоциацией врачей.

Опрашивается не только сам пациент, но и его родители. Нюансы поведения, которые они считали не важными, могут открыть глаза на истинное положение дел.

Обращаться следует к врачам, целенаправленно работающим с детьми с такой особенностью. Педиатры и психиатры, не всегда знают точно, как выражается аутизм в 4 года. Могут поставить неправильный диагноз, время на реабилитацию будет упущено.

Лечение

Расстройство считается неизлечимым, это особенность восприятия мира человеком с определенными отклонениями в работе мозга. Однако проявления аутизма у ребенка 3-4 лет не означают, что его социальная жизнь исчерпывается.

Надлежащие меры лечения, коррекции, регулярные занятия, помогают таким ребятам социализироваться, стать успешными взрослыми. Да, определенные особенности сохраняются, но они не мешают жизни.

Основа лечения – работа с психологом/психиатром пациента и его родителями. Для успешной реабилитации нужно:

  • лечение, иногда с применением медикаментов, корректирующих поведение на протяжении месяцев, лет;
  • регулярные сеансы с психологом;
  • обучение в специализированных детских садах, школах;
  • соблюдение режима дня, деятельности, труда и отдыха;
  • повторение простых, нужных для жизни действий, так как аутист учится таким вещам медленнее сверстников;
  • касается как вещей, которые всегда должны лежать на своих местах, так и людей вокруг малыша;
  • регулярный отдых родителей, чтобы избежать эмоционального выгорания от общения с таким особенным ребенком.
Читайте также:  Ребенок сильно кусается 3 года

В большинстве случаев, к средней или старшей школе при соблюдении всех рекомендаций врачей, детки с синдромом аутизма легкой степени полностью социализируются. Пациенты с тяжелой формой расстройства, могут быть утрачены для социума навсегда.

Источник

Ну, могу вам сказать, что ни МРТ ни ЭЭГ аутизм не показывают. Разные дети ведут по-разному, но обычно все плохо говорят, не смотрят в глаза и не любят новшеств.

Не знаю, что такое этот гранат, но советую найти центр, который работает с особвми детьми. Может, чисто с аутистами, может, сборная солянка. Как у нас. И дакны, и аутисты. Тамошний психиатр и эрготерапевт или другой специалист посмоирит и определит

—4 октября 2019, 07:21

Нормальный это центр.
Знаю его.
Нам там тот же диагноз поставили, что и в НЦПЗД, и позже ПНД и 6-я больница.

KMD4 октября 2019, 01:56

Мтр и ээг не нужен для определения аутизма. Не знаю что такое Гранат, они не заинтересованы в платном наборе пациентов? А то ведь ваша легкая степень аутизма может быть просто аутичными чертами характера.Одному врачу я бы не спешила верить окончательно.

Паола, 1 ребенок4 октября 2019, 04:59

Что там говорят про аутизм? Если ты знаешь одного аутиста, это значит ты знаешь одного аутиста. В общем они разные.
Диагноз ставит психиатр. Вроде не сразу. Вроде только после стационара.
В жизни знаю только одного, которому поставили диагноз лет в 6, в Москве. А до этого времени алалии разные, Зрр, зпр,
неврологические диагнозы, мнгократные проверки слуха и пр.
Да и главное не диагноз. Главно — реабилитация.
А она одна: психолог, дефектологи, невролог, логопед. А дальше каждый сам по методике сориентирует.
Можете зайти на сайт Выход Авдотьи Смирновой.
Посмотреть кино, Антон тут, рядом (как то так называется)
Посмотреть кино про Тэмпл Грандин и интервью с ней.
Мне очень понравился фильм Мозг Уго.

pascat, 2 ребенка4 октября 2019, 06:11

вообще чем раньше диагноз поставят, тем лучше. Моему племяннику диагноз поставили еще до 3 лет, не ошиблись. Говорят тот врач у которого они лечились самый ранний диагноз поставила девочке в ее 1,2 года и тоже не ошиблась.

Паола, 1 ребенок4 октября 2019, 06:38

Это да. В случае, о котором я говорю — Каннер.
Т.е.до 1,5-1,8 лет нормальный говорящий ребёнок. Сейчас инвалид.

Паола, 1 ребенок4 октября 2019, 06:43

Ну и главное — реабилитация конечно.
И не отмвхиватся от ребёнка. Типа двоюродный дядя заговорил в 5. Я в детстве ничего не еле сама, и сейчас не ем.
Подумаешь голову мыть не даёт, и ногти подстригать, пусть терпит. Ну и тд.
Но расы, если не типичный Каннер разные. Иногда они смотрят в глаза, и вообще «нормальные», но страдает социализации, некоторая наивность, и сенсорные перегрузки, вот и все проявления.

Белыч, 1 ребенок4 октября 2019, 07:04

То есть не любит мыть голову и ногти стричь — тревожный сигнал?

А4 октября 2019, 08:02

Да больше половины детей это не любят. У меня так все терпеть не могли. Здоровы.

Елена4 октября 2019, 08:48

В возрасте лет до 4-5 бы даже сказала поголовно не любят. Ну ногти еще кто как, а вот голову мыть…)

Суккуб4 октября 2019, 09:48

А мы наоборот с головой проблему решили, а с ногтями до сих пор ор((((
И в парикмехерской ор…. Пришлось научиться пользоваться машинкой, дома стригу сама и всё ок. Ногти доверяет только бабушке теперь. Не знаю почему)))

Елена4 октября 2019, 10:09

Со старшим уже не помню, как решали парикмахерский вопрос, но как-то не слишком проблемно. Младшая же стричься не хочет категорически. Благо, для девочки это нестрашно — отращиваем волосы))

Суккуб4 октября 2019, 10:14

У меня с дочкой в плане гигиены и т.п. вопросов вообще не было — ну девочка же, хочет как мама, поэтому в парикмахерскую пошли года в 1,5 первый раз, сидела как взрослая и внимательно в зеркало за мастером следила.

Сыну повезло меньше, его стригут машинкой, а она жутко шумит, и конечно, ребенок в 1,5 года попросту испугался этой шумной и дребезжащей штуки. Сейчас уже попроще, может и дорос уже к походам в салон. Как раз к началу ноября хочу попробовать отвести его в барбершоп, чтоб какую-нибудь классную и моднявую стрижку ему сделали к др. Очень ему понравилось на висках узоры выбривать, а на моём триммере такой тонкой насадки нет.

Елена4 октября 2019, 11:35

Сын не любил машинку, поэтому лет до 6 его стригли только ножницами. Сейчас терпит ее для скорости стрижки.

Паола, 1 ребенок4 октября 2019, 08:20

это же комплексное состояние, а значит поведение нужно оценивать в комплексе; и степень проявления беспокойства при данных манипуляциях так же;
ниже написали, что многие дети не любят мыть голову, и это верно;
но, надо смотреть степень чувствительности конкретного ребенка, например кричать, что мне больно в 2 года, 3 года, 6,5 лет, это уже другое проявление; и решение проблемы например через снижение чувствительности — закрыть полотенцем лицо и плечи, может говорить о РАС.
В общем как смогла объяснила )

Читайте также:  Ребенку 3 года часто сикается

малышь (именно с ь )))4 октября 2019, 12:48

Мой 18 летний ногти стрижет с боем
в детстве так вообще орал ором, что ему больно и все такое
дочь тоже еле дает…
но никаких диагнозов у них нет, и намека нет…

ежеВика, 3 ребенка4 октября 2019, 05:16

Почему вы решили ребенка показать специалистам? Что насторожило в его поведении?

—4 октября 2019, 07:18

У моего синдром аспергера.
Это и есть легкая степень аутизма.
На мрт и ээг все замечательно.
А вообще аутисты все разные. Мой, например, в глаза смотрит, хотя в книжках написано, что аутисты в глаза смотреть не могут.

Икс4 октября 2019, 07:29

У меня ребенок с РАС, и один врач не может поставить диагноз, мы для сада проходили ПМПК, психиатр «предположила» и дала направление на обследование в стационар, официальный диагноз Вам могут поставить только в стационаре. Моего обследовали 21 день, не только прошел все обследования (МРТ, ЭЭГ и т.д), с ним еще работал логопед, психолог, дефектолог и лечащий врач наблюдал в разных ситуациях (как играет, общается с детьми и воспитателями). И уже после обследования и постановки диагноза (аутизм не подтвердился) нам назначили соответсвующее лечение и занятия. И правильно Вам выше написали, что аутисты все разные, в группе у сына 12 детей и все с разной степенью, кто-то вообще не разговаривает, два ребенка в группе было постарше им уже 7,5 на сентябрь было один в обычную школу пошел, а второго на домашнее обучение комиссия определила.

Мрт и ээг не диагностируют аутизм. Аутизм — психиатрическое заболевание . Это набор отклонений, и у каждого ребенка они свои.
Выборочность в еде, отсутствие речи, нежелание социализироваться, возможны стереотипные движения, бег по кругу ( как на манеже) и тд. Это только несколько примеров. Чистый аутизм встречается редко, чаще всего аутичные черты.
Что бы поставить правильный диагноз нужны — психиатр, невролог, клинический психолог, клинический логопед + консультация дефектолога. Возможно взять комплексную диагностику. Ээг обязательно! На выявление эпи активности.

Irinetta, 2 ребенка4 октября 2019, 07:42

А что такого делал маленький ребёнок, что вы его в этот центр повели ? Что не так в поведении?

Анастасия, 2 ребенка4 октября 2019, 08:12

А что вы хотите увидеть на МРТ и ЭЭГ в случае аутизма? ЭЭГ можно сделать, чтобы эпиактивность исключить, но это для прохождения реабилитаций, а не для диагноза.
В 3,9 аутизм может быть врачу очевиден.

Вчера приходил на консультацию ребенок 4 лет — аутист, диагноз поставлен психиатром. Особенности- в глаза не смотрит, взгляд на предметах не сосредотачивает, в контакт не вступил, не говорит, отдельные звуки, гиперактивный, сидел 5 минут, полез под стол, дергал завязки на куртке. Моторика развита плохо, ручку и карандаш держит кулаком, линии слабые, не рисует. Занимаются у дефектолога и логопеда, но пока безуспешно, проходят лечение у психиатра. Я от занятий отказалась, так как с такими маленькими детьми, тем более с таким диагнозом, до этого не занималась. Подсказала им Центр, где можно найти специалистов.

Источник

Гимранов Ринат Фазылжанович
Невролог, нейрофизиолог,  стаж — 33 года;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.
Об авторе

Дата публикации: 1 августа, 2020

Аутизм – психическое врожденное отклонение у детей и взрослых. Характеризуется специфическим восприятием мира, приводящим к проблемам с социализацией. Но проблемами решаемыми.

Такие детки воспринимают мир особенным, им сложно общаться, они не стремятся к изучению окружения и погружены в себя. Но при правильной коррекционной работе, из них вырастают социализированные взрослые. Способные самостоятельно жить среди людей и достигать впечатляющих успехов. Да, среди великих людей есть и аутисты.

Расстройство начинает проявляться рано, в 2-3 года, к 5 дети-аутисты уже сформированы, и поэтому вопрос как с ними общаться, как себя вести, актуален уже с первых лет жизни.

Психологи и педагоги коррекционных школ вывели определенные правила, исходя из особенностей мировосприятия таких детей и их отношения к окружающим. Следуя им, возможно наладить контакт, способствовать развитию способностей и социализации особых детей и подростков.

Как выстраивать семейный микроклимат, если в семье есть особенный человек так, чтобы он мог развиваться, чувствовать себя в безопасности и постепенно адаптировался к обществу?

Формировать социальные навыки, в конкретном случае помогут психиатр и педагоги, занимающиеся коррекционной деятельностью с такими пациентами.

Разработаны и общие правила, распространяющиеся на всех людей с такой особенностью:

  • Разговаривайте спокойно, размеренным тоном. Дети с РАС (расстройствами аутистического спектра) не способны считать ваши эмоции с голоса: они реагируют на любое резкое изменение тона. Повышение или понижение голоса воспринимают как повод к беспокойству.
  • Избегайте громких звуков. Ребята с этим отклонением часто имеют сверхчувствительный слух, поэтому многие звуки, которых не замечают другие дети, для них могут показаться болезненными.
  • Не ссорьтесь в присутствии ребенка с РАС. Общаясь в семье употребляйте доброжелательные интонации в голосе, они воспринимаются детьми как позитивный фактор.
  • Обращайте внимание на музыкальный фон в играх, мультфильмах, аудиокнигах. Исключите быструю, ритмичную музыку любых направлений. Звуки природы, размеренная, спокойная классика лучше подойдут для нервной системы особенных детей.
  • Обращайтесь по имени, чтобы показать, кому предназначена ваша речь. Можете дополнительно коснуться плеча, чтобы помочь малышу сфокусироваться на вас. Но не перестарайтесь: такие дети очень ревниво относятся к личному пространству. Даже касания хорошо знакомых людей могут быть для них неприемлемы.
Читайте также:  Ребенку 3 года назначили циклоферон
  • Любые изменения в распорядке или окружающем мире вводите постепенно, так как такие люди плохо переносят перемены в окружающем мире. Аутисты консервативны по природе своей.
  • Чтобы рассказать о чем-то новом, дать дополнительную информацию о мире, ориентируйтесь на интересы ребенка, ставьте их в основу своего высказывания. Тогда он заинтересуется и запомнит рассказанное с большей вероятностью.
  • Разработайте строгий распорядок дня, введите правила и ограничения. Сами соблюдайте их всегда и избегайте изменений. Это позволит аутисту чувствовать себя уверенней, убережет от внутреннего дискомфорта.

Жизнь с таким специфичным членом семьи вызывает определенные трудности, но к ним можно привыкнуть, тем более, что последовательное соблюдение приемлемых правил в итоге положительно влияет на общение аутичных детей, помогает им контактировать с окружающими, социализироваться.

Благодаря продуманной и последовательной работе, интеллект детей реализуется полностью. Не исключено, что они будут комфортно себя чувствовать и могут учиться в обычной школе.

Разбираясь, как вести себя с ребенком – аутистом, подростком, как общаться с аутичным человеком в семье, стоит упомянуть и о тех действиях, которые совершать нельзя.

Большинство страдающих РАС, даже легкой формой, тяжело идут на контакт с родными людьми, не говоря уже о новых знакомых. Пугливы, и, как следствие, закрываются от общения.

Одна неудачно оброненная фраза может свести к нулю общение с ребенком-аутистом. Который может прекратить взаимодействовать как с конкретным человеком, так и с другими, на долгий срок.

Общаясь с детьми-аутистами:

  • Учитывайте прямолинейность собеседника. Люди с РАС плохо воспринимают иносказания, иронию. При этом прямолинейны и даже во взрослом возрасте плохо считывают чужие эмоции. Не всегда следуют неписанным общественным правилам. Но, говоря что-то, возможно, для вас неприятное, они не стремятся обидеть собеседника. Просто констатируют конкретный факт или задают действительно интересующий их вопрос.
  • Не игнорируйте аутиста, не говорите о нем в третьем лице в его присутствии. Как только малыш или подросток понимает, что в разговоре его не учитывают или игнорируют, подчеркивая отличие от окружающих, он еще больше закрывается, погружаясь в свои переживания и чувство одиночества, считая, что общество отвергает его из-за отличий.
  • Не нарушайте личные границы и не повышайте голос. Аутичные люди нервно реагируют на чрезмерные проявления эмоциональности и нарушение их личных границ. Повышение голоса пугает их, приводит к состоянию сильного стресса, от которого они будут долго восстанавливаться. А телесный контакт с не знакомым близко человеком воспринимается как жестокое нарушение границ.

Если вы хотите прикоснуться к аутисту – спросите на это разрешение.  Некоторые ребята успокаиваются, если их обнять, но это редкий случай. И далеко не от всех окружающих они готовы принять подобный близкий контакт.

  • Не оказывайте помощь, о которой вас не попросили. В ситуации, когда человек с РАС ведет себя странно, а сопровождение реагирует не так, как вы считаете нужным – проигнорируйте происходящее. Родители и сопровождающие знают об особенностях больного больше вас. Стороннее вмешательство лишь усиливает стресс и усугубляет ситуацию. Если все же решили вмешаться, то перед тем как начать оказывать помощь, спросите, нужна ли она.

Объяснить другим – облегчить общение

Рассказывайте окружающим о людях с особенностями, чтобы они лучше понимали трудности, с которыми сталкиваются эти малыши. И не реагировали на них слишком резко или негативно. Как правило, даже в детском саду ребята, узнавшие об особенностях аутиста из их группы, начинают вести себя дружелюбнее по отношению к нему, учитывают его потребности, чем, когда просто думают, что он странный.

Детям и взрослым необходимо рассказывать, как познакомиться, начать общаться и подружиться с ребенком-аутистом. Эти люди не опасны для общества. И аутизм никак не связан с умственной отсталостью. Наоборот, такие люди талантливы в определённой области, склонны к искренним положительным эмоциям, открыты.

Список использованной литературы

  1. A ‘choice’, an ‘addiction’, a way ‘out of the lost’: exploring self-injury in autistic people without intellectual disability. L. Moseley, N. J. Gregory, P. Smith, C. Allison, S. Baron-Cohen, Mol Autism. 2019; 10: 18. Published online 2019 Apr 11. doi: 10.1186/s13229-019-0267-3.
  2. Saito, Aya et al. “Association Between Autistic Traits in Preschool Children and Later Emotional/Behavioral Outcomes.” Journal of autism and developmental disorders 47,11 (2017): 3333-3346. doi:10.1007/s10803-017-3245-7
  3. Gillespie-Lynch, Kristen et al. “Whose Expertise Is It? Evidence for Autistic Adults as Critical Autism Experts.” Frontiers in psychology 8 438. 28 Mar. 2017, doi:10.3389/fpsyg.2017.00438
  4. Неменчинская Светлана Михайловна. “Развитие навыков общения у детей с синдромом раннего детского аутизма” Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина, том. 3, №. 4, 2014, стр. 58-65.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:

Приносим извинения!

Как можно улучшить эту статью?

Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

Перейти на форум

ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ

Гимранов Ринат Фазылжанович

Записаться к специалисту

×

Источник