Как важна речь в развитии ребенка
МБДОУ «ЦРР – детский сад №194»
РОЛЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ
Говорить умеют почти все, но говорят правильно далеко не все из нас. Мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевых возможностей весьма сложно. Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а так же развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач.
Речь, являясь средством общения, возникает на определенном этапе развития общения. Формирование речевой деятельности представляет собой сложный процесс взаимодействия ребенка с окружающими людьми, осуществляемого с помощью материальных и языковых средств. Речь не возникает из самой природы ребенка, а формируется в процессе его существования в социальной среде. Ее возникновение и развитие вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности ребенка. Противоречия, возникающие в общении, ведут к возникновению и развитию языковой способности ребенка, к овладению им все новыми средствами общения, формами речи. Это происходит благодаря сотрудничеству ребенка со взрослым, которое строится с учетом возрастных особенностей и возможностей малыша.
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.
Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.
Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет получить данные не только о речевых способностях детей, но и об их целостном психическом развитии. Своевременное развитие словаря — один из важных факторов подготовки к школьному обучению. В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов.
После 4-5 лет дети, владеющие речью, относят новое слово уже не к одному, а ко многим предметам. Усваивая от взрослых готовые слова и оперируя ими, ребёнок ещё не осознаёт всего того смыслового содержания, которое они выражают. Детьми может быть усвоена не предметная отнесённость слова, а система абстракций и обобщений, стоящая за ним. Переносные значения слов усваиваются детьми не сразу. Сначала происходит усвоение основного значения. Значения детских слов динамичны. Л.С. Выготский обращал внимание на то, что одно и то же слово при тождестве отнесённости к предметам и явлениям окружающего мира «значит» для ребёнка разного возраста и разного уровня развития разное. У ребёнка в 3 — 5 лет центральное место занимает процесс овладения чёткой предметной отнесённостью слов с их конкретными значениями, а в 5 — 6 лет — с системой так называемых житейских понятий, но в которых по-прежнему доминируют эмоционально-образные, наглядные связи.
Таким образом, в своей конкретно-отнесённой форме значение слова возникает раньше понятия и является предпосылкой его становления. Понятие, обозначенное словом, будучи обобщённым образом действительности, растёт, расширяется, углубляется по мере развития ребёнка, по мере того как расширяется и становится разнообразнее сфера его деятельности, увеличивается круг людей и предметов, с которыми он вступает в общение. В ходе своего развития речь ребёнка перестаёт быть зависимой от чувственной ситуации.
Задачи речевого развития в дошкольном возрасте:
- формирование звуковой культуры, фонематического слуха;
- развитие лексики;
- формирование грамматики речи;
- развитие связной речи дошкольников;
- обучение детей общению и речевому этикету;
- знакомство с различными жанрами детской литературы.
(задачи решаются в процессе образовательной деятельности и в повседневной жизни, но приёмы и методы работы усложняются на каждом возрастном этапе)
Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: в игре, труде, бытовой, учебной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому очень важно уметь использовать для развития речи любую деятельность. Прежде всего, развитие речи происходит в контексте ведущей деятельности. Применительно к детям раннего возраста ведущей является предметная деятельность. Следовательно, в центре внимания педагогов должна быть организация общения с детьми в процессе деятельности с предметами. В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Новые потребности общения и ведущей игровой
деятельности с неизбежностью ведут к интенсивному овладению языком, его
словарным составом и грамматическим строем, в результате чего речь
становится более связной. (Д. Б. Эльконин).
Воспитатель Шуткина Н.А.
Источник
Ответ на этот вопрос я бы хотела начать с диалога двух мамочек, который я услышала на детской игровой площадке.
— Ребенок вырастет, сам начнет говорить.
— Так ему же нужно в этом помочь. Может, он плохо будет говорить, может, не все звуки будет произносить четко.
— Та нет, проблем не будет. Да и, в конце концов, ему же не на радио работать. В любом случае разговаривать-то он научится. В школе этому и учат. А пока он маленький, я не хочу его нагружать.
Мнение родителей о том, что с возрастом ребенок все равно будет говорить и никаких проблем позднее развитие речи не принесет, достаточно распространенное. Давайте разбираться в истинности такого мнения.
Речь — это не просто средство общения. Она является носителем информации, раскрывает индивидуальные особенности психологической личности человека. И только ли? Конечно, нет. Кроме того, что наша речь выступает в роли средства общения, колоссальная ее роль в том, что она является инструментом мышления. Речь помогает мыслить.
Фото: Depositphotos
В этом очень легко можно убедиться. Часто даже взрослый человек может домыслить и понять сложную ситуацию, например, рассказав ее кому-то, то есть озвучив происходящее. Почему так происходит? Когда человек рассказывает ситуацию, подбирает слова и выражения для более точного высказывания, происходит углубленное продумывание деталей, мозг концентрируется и механизм мышления становится более совершенным.
Отсюда следует, что речь развивает мышление. Уже давно доказано учеными, что развитие речи — это необходимое условие для формирования и совершенствования всех психических процессов человека и развития его интеллекта. Ведь речь участвует во всех мыслительных процессах.
Мы думаем словами и предложениями, как бы проговаривая весь поток мыслей про себя. Такой вид речи «про себя» называется внутренняя речь. Мы не произносим слова вслух, но наша внутренняя речь строится по тем же принципам и законам языка. Наша речь — это деятельность коры головного мозга. Это сложная координированная работа многих групп нервных клеток.
- Речь неразрывно связана с мышлением, развитием психических процессов (памяти, внимания) и является общим инструментом развития ребенка.
Кроме того она является «важнейшей функцией культурного поведения ребенка», что неоднократно подчеркивал в своих трудах Л. С. Выготский.
Лев Семенович Выготский
Фото: ru.wikipedia.org
Не откладывайте развитие речи у ребенка на потом. Это «потом» наступило уже сейчас. Развитие ребенка в раннем возрасте — залог успешного формирования и становления зрелой личности.
- Поэтому, играя с ребенком, оречевляйте весь процесс игры, разговаривайте с малышом постоянно: «Сейчас мы будем кушать. Я даю тебе ложку. Посмотри, какая ложка. Это твоя ложка».
- Но в разговоре с ребенком ни в коем случае не допускайте искажений речи, не «сюсюкайте», так как такой речью вы выкладываете прямой путь своему ребенку на занятие к логопеду, где специалист будет исправлять эти искажения.
- Чаще повторяйте простые слова и словосочетания, и ребенок скорее начнет узнавать их в вашей речи и знакомые словесные конструкции начнет повторять за вами.
- Рассказывайте детям стишки-потешки, читайте сказки, рассматривайте и комментируйте картинки в книжках, задавайте ребенку простые вопросы по картинкам.
Фото: Depositphotos
Не упустите золотое время общения с ребенком, ведь самый активный период для развития всех психических процессов и речи — это возраст до трех лет. Ведь упущенное на начальном этапе со временем наверстать в полной мере не всегда удается.
Источник
Полюх Наталья
Консультация «Влияет ли речь на развитие ребенка как личности?»
Влияет ли речь на развитие ребенка как личности?
Все родители хотят вырастить своего ребенка активным, деятельным, гармонично развитым человеком, которому интересно жить, общаться с другими людьми и самому быть интересным для окружающих, быть личностью. Эта мечта вполне может сбыться, если у ребенка достаточно развита речь. Ведь что такое речь?
Речь – это специфическая человеческая форма деятельности, служащая общению между людьми. Она характеризуется процессами приема, переработки, хранения и передачи информации с помощью языка, который представляет собой дифференцированную систему кодов, обозначающую объекты и их отношения.
Известный психолог Л. С.Выгодский говорил: «Речьвыполняет в нашей жизни множество разнообразных функций: средство общения, передача накопленного человечеством опыта, регулятор поведения и деятельности человека. А качество речи является показателем уровня интеллектуального и эмоционального развития личности».
Давно доказано, что развитие ребенка во многом определяется социальной средой, в которой он воспитывается. Возрастные нормы речевого развития ребенка одного и того же возраста значительно колеблются в зависимости от социально – культурного уровня семьи, так как речь развивается в процессе общения и ее овладение происходит по-разному.
Мы взрослые должны всегда помнить, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, его поведение и возможности познания мира, следовательно, и его личность будет наиболее гармонично развита.
Одной из самых больших проблем в развитии личности является нарушение произносительной стороны речи, лексико-грамматического строя речи, звуковой культуры речи, связной речи. Чтобы все эти речевые процессы качественно развивались, необходимы условия, в которых работа бы велась по всем направлениям речевого развития, так как ни одно из этих направлений не может быть реализовано изолированно друг от друга.
Известно, что самое незначительное расстройство речи может отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызвать психическое наслоение на специфические особенности в эмоционально – волевой сфере, способствовать развитию отрицательных качеств характера (нерешительность, негативизм, чувство неполноценности, что может отразиться на деятельности и поведении ребенка.
Плохо говорящие дети довольно быстро начинают понимать свой недостаток. Они становятся более замкнутыми, застенчивыми. В результате этого у детей начинают развиваться различные комплексы, появляется неуверенность в себе.
Кроме того, родителям необходимо учитывать, что плохая речь может сильно отразиться на грамотности, так как письменная речь формируется на основе устной. Постоянные неудачи школьника в учебе тоже способны вызвать и закрепить у него такие черты, как тревожность, замкнутость, сниженная самооценка. В некоторых же случаях, особенно при неправильном отношении к имеющимся у ребенка трудностям со стороны взрослых, у детей с нарушениями речи развиваются невротические, депрессивные состояния либо оппозиционное и агрессивное поведение.
Таким образом, речь непосредственно участвует в формировании личности, выступает не просто как усвоенное средство языкового общения, но и как средство регуляции поведения человека, его самоутверждения, актуализации своего «Я».
Что же посоветовать родителям, если ребенок затрудняется выразить свою мысль, если при необходимости говорить он краснеет и замыкается, если речь его косноязычна и ошибочна?
Первое. Ведите себя с ребенком так, чтобы ему было удобно узнавать все новые и новые вещи о том, что его окружает, о мире, в котором он живет, обо всем на свете. Помните, что лучше всего ребенок будет усваивать, понимать, запоминать то, что видел своими глазами.
Второе. Обеспечивайте ребенку возможность познавать. Постарайтесь, чтобы то, что ребенок увидел, он запомнил, отложил в памяти. Поэтому, не жалейте времени на совместную игру с ним. Хорошо, чтобы игра была не просто манипулированием с предметами, а неким действом с сюжетом. Во время таких игр как, «лечение» кукол на приеме у «врача», «продажу «овощей и фруктов в «магазине», «напоим» куклу чаем. Во время таких игр можно не только сообщать ребенку новые слова, но и приводить к тому, что группу предметов можно назвать одним словом. Это поможет ребенку усвоить понятие категории, обобщения.
Третье. Читайте хорошие детские книжки. Читая, понаблюдайте, насколько внимательно малыш вас слушает. Если на ходу чтения он задает вопросы, обязательно отвечайте, чтобы не оставалось непонятного, и ребенок усвоил сюжетную линию. Не грех и вам поинтересоваться пониманием читаемого, спросив малыша о чем-то из прочитанного. Очень полезно рассказывать ребенку сказки «с продолжением». Это тот вариант, когда каждая сказочная история представляет собой относительно законченный по сюжету эпизод, но в конце остается некий хвостик, указывающий на возможность развития событий. Итак, читаем, пересказываем, рассказываем. И, конечно, продолжаем копить слова.
Четвертое. Если ребенок задает вопросы, спокойно (без тоскливой гримасы, вздохов) отвечайте. Ведь ваши ответы содержат очень много информации, а значит и новых слов. Не забывайте разъяснять ребенку не только названия предметов, но и обозначения составных частей разных предметов. Например, у дома есть крыша, стены, дверь, окно, у дерева есть корень, ствол, ветки, листья и т. д. Обязательно предоставляйте малышу возможность сравнивать предметы, сопоставить их по величине, форме, цвету. Старайтесь не перегружать малыша информацией, иначе все может смешаться и ничего не запомнится, более того, может пропасть сам интерес к узнаванию нового.
Пятое. Помогите малышу поверить в свои силы, возможности. Повышайте самооценку ребенка, привлекая его к участию в беседе, при этом внимательно выслушивая его речь до конца.
Вы, родители, – естественные учителя своего ребенка, и от вас зависит чрезвычайно много. Этот труд, конечно, окажется вам под силу, ведь в ваших руках очень сильное воспитательное средство – любовь к своему ребенку.
Полюх Наталья Александровна
Учитель-логопед МБУ ЦППМСП —
г. Николаевска-на-Амуре, Хабаровского края
Источник
Дети находятся в процессе постоянного развития. Они развиваются как физически, так и психически. Наиболее значимым признаком полноценного психического развития отдельно взятого ребенка является освоение им разговорной речи. Причем развитая речь отнюдь не является природной способностью. Для того чтобы сегодняшний малыш стал интересным собеседником в будущем, смог без труда находить друзей потребуются совместные усилия его и родителей.
Почему развивать речевые навыки у ребенка так важно?
Речь – это важнейшее средство коммуникации, способное удовлетворить одну из основных человеческих потребностей – потребность в общении. Задержка в речевом развитии не позволяет ребенку полноценно включаться в игру со сверстниками, а значит, затрудняет социализацию. Игра с другими детьми способствует формированию адекватной поведенческой линии личности, эмоциональной сферы и характера человека. Особенно негативно сказывается нехватка речевого развития на эмоционально-психологическом состоянии маленького человека.
Полезно знать: если коммуникативная деятельность ограничена, то ребенок может замкнуться в себе, стать неуверенным или, напротив, драчуном, не находя иного способа выразить свои эмоции.
Причем из-за легкой возбудимости еще несовершенной нервной системы негативизм со стороны детей проявляется чаще.
Несовершенство речевых умений создает трудности в познании окружающего мира, отрицательно сказывается на словесно-логическом мышлении, даже если изначально малыш обладает всеми предпосылками для освоения мыслительных операций. Если ребенок мало разговаривает, то его языковые навыки не совершенствуются, возникают трудности с овладением различными понятиями, обобщением, классификацией, выполнением анализа. При этом малыш теряет возможность восприятия информации, полученной от окружающих.
Полезно знать: дети, неспособные связно выражать свои мысли, часто импульсивны, при этом увещевания взрослых на них практически не действуют. Интеллектуальные операции у таких малышей вызывают определенные трудности.
Им сложно сосредотачиваться, поэтому они не могут последовательно выполнить поставленную задачу, совершают множество ошибок в процессе, но даже не замечают их, часто забываю конечную цель, которой необходимо достичь.
Таким образом, пробелы в речевых навыках препятствуют развитию основных функций речи, а именно коммуникативной и познавательной, обобщающей и регулирующей.
Первые шаги на пути освоения речи
В развитии речи своего ребенка родители принимают участие с первых дней его жизни. Благодаря врожденной способности к имитации дети уже с двухмесячного возраста стараются воспроизводить речь и мимику человека, который находится с ними в близком контакте, то есть обеспечивает уход и заботу, как правило, матери. Доказано, что речевое развитие ребенка стимулирует речь, которую он слышит. Но важно, чтобы эта речь была обращена именно к нему. Разговоры взрослых между собой, звуки, которые издает радио или телевизор, не способны заменить ребенку такого живого общения.
Первым проявлением способности младенцев к имитации является гуление. Произнося еще совсем непонятные звуки, малыш надеется вызвать ответную реакцию, улыбку. В ответ на такие призывы малыша нужно не только улыбаться, но и повторять звуки, которые он произносит, говорить, можно комментировать все происходящее. При этом кроха должен видеть лицо говорящего с ним человека.
Со временем гуление превратится в лепет, станут различимыми отдельные слоги вроде «ба», «па», «ма». Такие слова можно заканчивать, договаривать, превращая их в «мама» или «папа».
На этой стадии следует активно использовать игрушки, картинки и книжки с изображениями животных и различных механизмов и озвучивать их. Так, показывая на собачку, следует говорить «ав-ав», на коровку – «му-у», на самолет – «у-у-у-у», на поезд – «ту-ту» и так далее. Самое время начать изучать части тела. Их проще всего показывать на куклах и мягких игрушках. Например, можно задать вопрос малышу – «где у зайки ушки?» и дать на него ответ – «вот они» (показать). Пройдет совсем немного времени и кроха сам начнет отвечать на подобные вопросы, сначала жестами, а затем и словами.
Не только полноценное общение важно для развития речи ребенка.
Развитие мелкой и крупной моторики также влияет на этот процесс, поскольку в человеческом мозге двигательный и речевой центры находятся в непосредственной близости.
Для развития мелкой моторики малышам предлагаются различные книжки-шнуровки, конструкторы, пазлы, лепка из пластилина, нанизывание бусин. Но такие игрушки больше подойдут ребенку после двух-трех лет. Годовалому карапузу можно предложить складывать пирамидку или в качестве динамичных игрушек использовать кастрюли, различные баночки, коробочки. Малыш будет в восторге, если ему позволят поиграть с «взрослыми» вещами.
Накопление словарного запаса
Дети все разные. Одни начинают ходить в девять месяцев, а другие в полтора года. Одни уже вовсю бегают, а другие опасливо передвигаются у опоры или за руку с родителями. Аналогично можно говорить и о речевых способностях малышей, хотя родители в силах поспособствовать развитию речи своего чада. Одни дети относятся к «говорунам», а другие к «молчунам». Если первые начинают разговаривать очень рано, задают много вопросов, то вторые впервые заговаривают поздно, но в их речи практически не встречаются дефекты.
На бытовом уровне родную речь малыши осваивают достаточно быстро. Уже в год они понимают, что от них хотят. Так, если попросить ребенка сесть, бросить мячик, дать ручку, то он сможет это выполнить. В этот момент можно начинать задавать ребенку вопросы, на которые можно односложно ответить. Сначала он буде кивать головой в знак согласия или отрицания, а затем начнет употреблять эти простые слова «да» и «нет».
Но ребенку важно освоить все богатство языка, а для этого на первом этапе становления речи ему необходимо накопить словарный запас. Как и при изучении иностранного языка в этом деле важна регулярность.
Полезно знать: заниматься с ребенком лучше ежедневно по 15 минут, чем целый час, но раз в неделю. Можно и нужно использовать для этого песенки, сказки, потешки, стихотворения, скороговорки, которые являются прекрасными средствами речевого развития и тренировки памяти.
Успех обучения зависит от настроения малыша, а также от атмосферы и эмоционального контакта, которые царят между взрослым и ребенком. Отношения между ними должны быть доверительными, а настрой как у малыша, так и у взрослого – позитивным. Дети очень тонко чувствуют, насколько искренен с ними взрослый, поэтому если последний не буде получать радости от общения, играя в развивающие игры или занимаясь с крохой, то такие занятия не возымеют желаемого эффекта.
Не стоит ограничиваться познанием мира только по книжкам или с помощью игрушек. С момента, когда кроха научится сидеть и перестанет засыпать во время прогулок на свежем воздухе, следует показывать ему небо, деревья, траву, песок, снег, птиц, собак, кошек, коров и коз, если есть такая возможность (например, в сельской местности). Как только малыш научится хорошо ходить, ему нужно дать возможность босиком пройтись по песку, траве. Следует познакомить ребенка с временами года, объяснить, что летом жарко, а зимой холодно, показать как ведет себя вода под воздействием различных температур. Можно, например, принести домой сосульку и дать ей растаять. Все действия ребенка обязательно нужно сопровождать комментариями.
На втором году жизни ребенок стремится разговаривать все активней и, несмотря на то, что способности у всех разные, словарный запас двухлетки в среднем составляет 150 слов. Он уже сможет называть еду и питье, некоторые основные действия. В этом возрасте дети начинают задавать первые вопросы. Сначала они ограничиваются лишь ориентировочными (где?, куда?), но затем превращаются в настоящих почемучек.
Возникновение у ребенка вопроса «почему?» свидетельствует о том, что его умственное развитие перешло на новый этап. Если этого не происходит, то познавательную деятельность ребенка родители обязаны стимулировать, задавая этот вопрос самостоятельно и тут же отвечая на него.
Отмахиваться от маленького почемучки ни в коем случае нельзя. Ответы на вопросы – источник знаний. К трем годам количество слов, которыми может оперировать ребенок может возрасти в десять раз. Это зависит от условий его жизни и того, как много с ним общаются взрослые, а если с ним заниматься по указанной выше схеме, то он также научится строить короткие предложения. Если трехлетнего малыша не понимают даже близкие люди, то это повод обратиться к специалистам – педиатру, логопеду, отоларингологу (для слабослышащих детей), неврологу.
Дети четвертого года жизни склонны вести разговоры с самим собой. Это еще один этап развития речи, очень важный этап. С помощью этих разговоров дети учатся строить планы и искать пути их осуществления. Помимо бесед с игрушками они озвучивают свои действия, которых в реальности может и не быть. Так, сидя на стуле, малыш может сказать «поехали», а через время «приехали». Действия при этом он не совершает, но называет и считает его свершившимся на самом деле.
После трех лет словарный запас накапливается с приобретением ребенком нового жизненного опыта. Параллельно с этим пока на подсознательном уровне, но уже довольно активно развивается грамматический строй речи. Задача родителей на этом этапе исправлять ошибки ребенка и ни в коем случае не критиковать его за неправильное произношение, не смеяться. В некоторых случаях ребенок может сам исправить ошибку в собственном произношении, поскольку уже воспринимает их на слух. То есть у него начинает формироваться фонематическое восприятие.
Составляем рассказы
На пятом году жизни следует начинать учить ребенка составлять рассказы. Это поможет ему правильно и последовательно выражать свои мысли, давать логические объяснения, строить доказательства. Составление рассказа – это творческий процесс, который поспособствует освоению ребенком ораторского искусства и сочинительства.
Начать следует с коротеньких рассказов-описаний. Малышу следует предлагать описать знакомый ему живой или неживой предмет или объект. От повторов и запинок помогут избавиться заранее заготовленные схемы рассказа. Если речь идет о неживом объекте, то для начала нужно ответить на вопрос, о чем пойдет речь в повествовании, а затем определить из каких частей этот предмет состоит, из чего сделан и для чего используется. А когда необходимо рассказать о живом объекте, то следует для начала сказать о ком пойдет речь, дать его описание, где он живет и чем питается, описать особенности этого объекта.
Так, рассказ о кошках, например, может иметь следующее содержание:
«Кошки – хищники по своей природе. Они бывают домашние и дикие. К диким относятся тигры и львы, которые живут в природе. Рядом с человеком живут домашние кошки. Они тоже бывают разных видов. Одни имеют длинную шерсть, а другие бесшерстные, среди них есть маленькие кошки карликовых пород, а есть настоящие гиганты. Поскольку кошки являются хищниками, то они питаются мясом или специальным кормом. Диким кошкам для добычи пропитания нужно охотиться, а домашних кормят люди. В сельской местности от кошек большая польза, они ловят мышей и крыс.»
Совет: следует обучить ребенка составлять рассказы по серии картинок и затем только при наличии одной картинки.
Поскольку любое действие имеет начало и конец, даже такое простое, как почистить зубы или вскипятить чайник, то малышу нужно научиться раскладывать картинки в определенной последовательности, создавать логическую цепочку и выстраивать по ней свой рассказ. Если же картинка одна, то малышу нужно придумать начало и конец истории самостоятельно. Изображенных на рисунках детей и предметы необходимо отождествлять с реальными детьми и предметами. Главным героем при этом должен выступать сам ребенок. Пусть он рассказывает, что сделал бы на месте персонажа, что сказал или почувствовал. Однако, если малышу незнаком род деятельности изображенного персонажа, то ему нужно рассказать о нем, а лучше показать. Так, если на картинках нарисованы рыбаки, то лучше всего отправиться на речку, где их можно увидеть, а заодно и поучаствовать в процессе ловли рыбы.
Сложнее всего детям дается умение составлять рассказы о природе по единственному изображению, например, лесной поляны весной. Но тут на выручку должно прийти воображение, которым не обделен ни один ребенок. В этом случае рассказывать можно не только о том, как шумят деревья или распускается листва, а и о лесных жителях, о том, что происходит в чаще леса.
Рассказ может выглядеть и так:
«Хорошо весной в лесу. Все длинней становятся дни, ярче светит солнце. На деревьях и кустарниках появляется молодая листва, на полянках пробивается зеленая травка. Уже прилетели птицы и их пение слышится в каждом уголке леса. Зайцы сбрасывают зимние белые шубки, а из берлоги вылезает медведь.»
Такие занятия помогают дошкольнику приобрести необходимые знания и навыки, которые ему обязательно пригодятся в школе. Таким образом, к семи годам дети учатся не только излагать свои мысли, но и аргументировать свои убеждения, желания, приводить доводы, давать оценку происходящему.
Развитие речи школьника
Развитие речи у детей в школьные годы имеет одну особенность в сравнении с годами дошкольного детства. Ранее речь ими воспринималась неосознанно, а теперь им предстоит сознательно использовать все языковые средства, осваивать письменную речь. Если малыши до семи лет не приобрели необходимых навыков, то в будущем им будет значительно сложнее овладевать звуковым анализом, усваивать грамматические правила, новые понятия и определения. В школе дети приобретают навыки словообразования и словоизменения, если не умели делать этого раньше, то учатся пересказывать и рассказывать, их словарный запас обогащается прилагательными, наречиями, местоимениями.
У ребенка с недостатками речевого развития в школьные годы, помимо сложностей в общении, возникают трудности с изучением предметов, которые требуют пересказа, как история или география, затруднения с восприятием звуков на слух вызовут осложнения с освоением письма и чтения, а неумение обобщать неминуемо создаст проблемы на уроках математики. Родители должны сделать все возможное, чтобы их малыш не столкнулся с подобными проблемами. В их силах уделять 15 минут времени в день для развития его речевых навыков, а при наличии отклонений обратиться за помощью к специалистам.
Как развивать речь ребенка? Видео
Источник