Как успокоить нервы ребенка 1 год

Если взрослые могут справиться с нервным напряжением, то у детей оно выражается в виде капризов, беспокойства, истерик и гиперактивного поведения. Беспокойный и нервозный ребенок в любом возрасте истощает терпение родителей и раздражает окружающих. Грудничок все время кричит, малыш постарше не слушается взрослых, у школьников возникают проблемы с учебой, а у подростков развивается агрессивное и девиантное поведение.

Каким способом можно помочь ребенку успокоиться? Возможности современной фармакотерапии практически безграничны, но насколько целесообразно давать ребенку таблетки и другие седативные препараты?

Фармацевтический рынок предлагает огромное количество безопасных препаратов для коррекции нервозных состояний у малышей

Роль успокоительных средств и их виды

Успокоительными называются лекарственные психотропные средства, которые оказывают общее седативное действие на центральную нервную систему. Они мягко восстанавливают баланс процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, снижая остроту реакции на внешние раздражители.

Успокоительные средства уменьшают дневную активность и могут использоваться в качестве снотворных. Они облегчают наступление естественного ночного отдыха, делая его более глубоким и продолжительным.

К лекарствам, обладающим успокаивающим действием, относятся:

  • средства растительного происхождения (экстракты валерианы, пиона, пустырника, пассифлоры);
  • препараты, содержащие соли магния и брома (сульфат, лактат, цитрат магния, бромид калия и натрия);
  • лекарства на основе производных барбитуровой кислоты (барбитураты в минимальных дозах);
  • транквилизаторы (анксиолитики) и нейролептики.

Кроме того, седативный эффект имеют антигистаминные препараты 1 поколения, некоторые обезболивающие средства. Прежде чем дать любое из успокоительных средств детям, необходимо проконсультироваться с доктором.

Показания для использования седативных препаратов

Успокоительные средства для детей нельзя покупать без медицинских оснований. Основными показаниями к приему являются повышенная раздражительность, неконтролируемые эмоции, нарушения сна, значительные головные боли, другие расстройства нервной системы.

У новорожденных и грудных деток признаками высокой нервной возбудимости служат выраженное беспокойство, плач и крик без явных причин, отказ от пищи. У ребят постарше неврозоподобное состояние проявляется тревогой, эмоциональной лабильностью, нейроциркуляторной дистонией (головные боли, скачки артериального давления, усталость) и синдромом дефицита внимания.

Седативные препараты и растительного, и синтетического происхождения обычно хорошо переносятся пациентами любого возраста. Противопоказанием к применению является индивидуальная гиперчувствительность и непереносимость лекарства или его компонентов, а в некоторых случаях – детский возраст.

Список эффективных успокоительных средств

Лекарственная терапия повышенной нервной возбудимости и нарушений ночного сна у детей назначается врачом. В педиатрической практике чаще всего используются специально разработанные препараты гомеопатии или безопасные медикаменты растительного происхождения.

При приеме любых детских успокоительных очень важно соблюдать следующие правила:

  • средство не должно применяться более 2 недель;
  • от приема следует немедленно отказаться, если в течение трех дней регулярного приема отсутствует желаемый эффект или проявились побочные действия.

Что можно давать грудничку?

Здоровым грудничкам до 1 месяца любые гомеопатические и синтетические медикаментозные средства противопоказаны. Однако при наличии у ребенка серьезных заболеваний (гидроцефальный синдром, органическое поражение головного мозга), возможно назначение микстуры с цитралью с двухнедельного возраста. Микстура готовится в аптеке по рецепту врача и содержит следующие компоненты в различных вариантах:

  • Цитраль. Эфирное масло цитрусовых. Оказывает мягкое успокаивающее действие, снижает повышенное внутричерепное давление.
  • Магнезия (сульфат магния). Легкий седативный и гипотензивный эффект.
  • Экстракт валерианы или пустырника. Уменьшает высокую возбудимость нервной системы, снимает спазмы гладкой мускулатуры.
  • Бромид натрия. Восстанавливает баланс между процессами возбуждения и торможения в коре головного мозга.
  • Димедрол. Антигистаминный препарат первого поколения, обладающий седативным, успокаивающим действием.
  • Глюкоза в водном растворе.
  • Дистиллированная вода.

У малышей 1-месячного возраста разрешены к применению успокоительные травяные сборы на основе ромашки. Готовый ромашковый сбор в пакетах продается в аптеке. Можно также попробовать травяной чай “Ромашка Fleur Alpine”, который оказывает успокаивающее действие и нормализует работу желудочно-кишечного тракта, устраняет спазмы, колики и метеоризм. Он изготовлен на основе цветков липы, мяты, мелиссы и ромашки, способен улучшать качество детского сна.

С 2-х месячного возраста беспокойному малышу можно давать отвар валерианы. С 3-4 месяцев рекомендованы детские гранулированные успокоительные чаи “Бебивита”, “Хипп”, чай с мелиссой.

Деткам чуть постарше – с 5 месяцев – можно предложить пакетированный чай на травках “Бабушкино лукошко” с мелиссой, чабрецом и фенхелем. Действие компонентов направлено на успокоение и устранение спазмов, уничтожение болезнетворных микроорганизмов, чабрец обладает отхаркивающим эффектом.

С 6-месячного возраста возможно применение чайного фитосбора “Вечерняя сказка” с анисом, мятой, фенхелем и лавандой в составе. Все лекарственные сборы не содержат консервантов и искусственных красителей.

Успокаивающие средства для малышей 1-3 лет

Для нормализации сна и гармонизации поведения детей от 1 года до 3 лет рекомендуется гомеопатический препарат “Киндинорм”. Гранулы, содержащие экстракты валерианы и ромашки, держат во рту до полного растворения.

Читайте также:  Пижама на ребенка 1 год своими руками

Для лечения повышенного беспокойства и тревожности у детей этой возрастной группы используются гомеопатические таблетки для рассасывания “Дормикинд”. При отсутствии противопоказаний таблетки на основе лекарственного растения башмачок мелкоцветковый (Cypripedium) можно применять и для малышей младше года, предварительно растворив их в чайной ложке воды.

Сходны по составу сироп и жевательные пастилки “Зайчонок”, а также травяной сбор “Успокойка” (рекомендуем прочитать: инструкция по применению сиропа «Зайчонок» для детей). Сироп и чай на основе лекарственных трав дают маленьким деткам на ночь (см. также: стоит ли покупать чай с фенхелем для новорожденных hipp?).

Препараты для детей 3-7 лет

С трех лет в качестве детского успокоительного средства к применению разрешены гомеопатические капли “Баю-Бай”. В их состав входят экстракты мяты, ромашки, душицы, мелиссы, липового цвета. Являясь биологически активной добавкой, капли мягко успокоят, помогут ребенку адаптироваться к смене привычной домашней обстановки на новую коллективную. Например, средство не позволит развиться острой стрессовой реакции у детей 2 лет, которые готовятся к посещению детского сада, или у детей 7-8 лет, готовящихся к школе.

Повышенная возбудимость, расстройство внимания, неусидчивость, тревожное состояние, нарушения сна у детей дошкольного возраста служат показаниями к назначению гомеопатических капель “Нотта”. Этот препарат комплексного действия на основе экстрактов овса и ромашки улучшит переносимость психоэмоционального напряжения, нормализует сон.

Эффективными для малышей будут гранулы с седативным эффектом “Шалун”, предназначенные для употребления с 5 лет. Они содержат растительные компоненты, шарики удерживаются во рту до полного растворения. “Шалун” можно использовать и для деток постарше.

Средства для школьников от 7 лет

Для успокоения младших школьников и подростков используются как гомеопатические, так и синтетические препараты. К первым можно отнести гранулы “Беби-сед”, капли “Валерианахель”.

Препараты комбинированного действия, такие как “Персен”, “Новопассит”, применяются при стрессе, повышенном нервном напряжении, неврастении, тревожности у детей старше 12 лет. Назначаются обычно в составе комплексной терапии при серьезных нарушениях деятельности центральной нервной системы.

В списке синтетических препаратов для лечения нервной гипервозбудимости:

  • Фенибут (подробнее в статье: как принимать препарат «Фенибут» детям?). Оказывает ноотропное действие, снимает нервное перенапряжение.
  • Магне В6. Восполняя дефицит магния (главного микроэлемента нервной системы), улучшая нервно-мышечную проводимость, а следовательно, и переносимость стресса.
  • Глицин (подробнее в статье: что говорит Комаровский о приеме Глицина для грудничков?). Регулирует обмен веществ в клетках головного мозга, уменьшает психоэмоциональное напряжение.

Препараты с эффектом снотворного

Наиболее эффективными снотворными средствами традиционно считаются барбитураты (Фенобарбитал) и комплексные препараты, их содержащие (Корвалол, Валосердин). Основными недостатками производных барбитуровой кислоты является быстрое привыкание, синдром отмены, приводящие к полной бессоннице, и развитие зависимости.

В современной терапии нарушений засыпания все чаще используются анксиолитики бензодиазепинового ряда – Феназепам, Нитразепам, Ноземам. Эти препараты относятся к сильнодействующим, также вызывают привыкание, назначаются строго врачом на небольшой промежуток времени.

Можно ли улучшить состояние ребенка, не прибегая к пилюлям?

Действительно, стоит ли «кормить» малыша таблетками? Для начала надо разобраться в причине его нервного перенапряжения и устранить этот фактор.

В случае с плачущим младенцем все просто: если ребенок здоров, то его следует покормить, переодеть, взять на руки и покачать. Одно из лучших средств для успокоения грудничков – сосание, поэтому если кроха не берет грудь, нужно дать пустышку. При грудном вскармливании маме целесообразно пить успокоительные чаи самой, тогда активные вещества попадут в организм крохи с молоком. Важно не кричать и не ругаться в присутствии ребенка, не подходить к малышу в состоянии раздражения, больше гулять на улице.

Распорядок дня, кормления в одно и то же время, регулярные прогулки и привычные игры создают ощущение спокойствия и надежности, образуя так называемые «островки» или «якори безопасности».

Психика малыша фиксирует отдельные моменты жизни, связывая их с определенными переживаниями. Создание ритуалов подготовки к ночному отдыху помогает мозгу ребенка противостоять ежедневному стрессу.

Не будет лишним расслабляющий массаж, успокаивающая музыка, колыбельные, теплые ароматные ванночки. Для приема ванны в теплую воду добавляется отвар лекарственных трав: мяты, валерианы, ромашки, чабреца, хвойный экстракт, морская соль. Продолжительность процедуры не более 15 минут.

Негромкая ненавязчивая музыка создает особую атмосферу в доме, а под любимый голос матери, который крошка слышит еще до своего рождения, малыш спокойно уснет. Некоторые грудные дети засыпают под «белый шум» – ровный звуковой фон, напоминающий привычные звуки в утробе матери. С большой вероятностью именно под такую музыку кроха уснет за достаточно короткое время.

Читайте также:  Температура 39 у ребенка без симптомов держится 2 дня 1 год

Принято считать, что проблема гиперактивности детей дошкольного и младшего школьного возраста связана с недостатком внимания, ласки и любви со стороны родителей (рекомендуем прочитать: коррекционные игры для гиперактивных детей дошкольного возраста). Психика детей легко уязвима и нежна вследствие незрелости головного мозга, а родители из-за своей занятости часто не замечают стрессовую реакцию и развитие невроза у своего чада, объясняя излишнюю впечатлительность и раздражительность взрослением и «трудными возрастными периодами».

Нужно понимать, что далеко не всякое невротическое расстройство нужно лечить медикаментозными средствами. Родительская любовь и забота должны ощущаться ребенком, иначе из маленького невротика вырастет закомплексованный и неудачливый взрослый. Возможно, осознание родительской любви и своей нужности придадут ребенку гораздо больше сил и спокойствия, чем любые лекарства.

Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »

Источник

Говорить встревоженному ребенку «успокойся!» бесполезно. Словесных приказов реактивная нервная система не слушается. В стрессовой ситуации ее надо успокаивать другими способами. Мы прочитали советы Эрин Лейбы, доктора психологических наук, о том, как помочь ребенку успокоиться, если он встревожен (перед выступлением на сцене или перед контрольной, если испытывает неадекватный панический страх перед чем-либо, нервничает перед кабинетом врача и т.п.). Все эти способы обращаются напрямую к нервной системе, а не только к сознанию ребенка, а потому — эффективно работают.

Зачастую ребенок и сам не понимает, почему он испытывает страх и тревогу перед чем-либо или кем-либо. А раз не понимает, то и контролировать себя не может. В этот момент его самого контролирует симпатическая нервная система, которая в ответ на нечто страшное выдает вполне физиологическую реакцию: в кровь выбрасывается адреналин и норадреналин, повышается частота сердечных сокращений, кровяное давление, учащается дыхание. Эта реакция досталась нам от предков, которые в опасной ситуации, чтобы выжить, либо защищались, либо убегали. Современный ребенок тоже может убежать в случае опасности, но если опасности вроде как нет, да и взрослые рядом твердят, что «все хорошо», то организм разрывается от противоречий и выдает палитру поведенческих расстройств: ребенок может кричать, трястись, прятаться, цепляться, закатывать истерику, совершать странные или глупые действия. Все это попытка избежать стрессовой обстановки или ситуации.

Родители, не понимая истинной, глубокой причины поведения ребенка, могут даже наказать его за такое агрессивное, «невоспитанное» с их точки зрения поведение. Но это большая ошибка родителей. Таким образом они нисколько не помогают ребенку справляться со своими страхами, а только наоборот усугубляют положение — добавляют новый страх получить наказание за то, что он чего-то боится.

Исследования мозга уже давно подтвердили тот факт, что людям, а особенно детям, чрезвычайно трудно (если вообще возможно) мыслить логически и контролировать свое поведение во время стресса. Чтобы начать поступать осознанно, им нужно сначала выйти из состояния истерики, паники или ступора. А для этого требуется как минимум 20 минут с того момента, как причина, вызывающая тревожность и страх, исчезла с горизонта.

Так что же может помочь ребенку быстрее успокоиться, восстановить чувство безопасности и справиться со своим беспокойством?

1|| Стимулируйте блуждающий нерв. Блуждающий нерв — это главнокомандующий парасимпатической нервной системы, отвечающей за сохранение спокойствия в стрессовых ситуациях, но только если он сам полностью здоров. Если ребенок постоянно испытывает тревожность, страх перед неудачей вплоть до потоотделения, сердцебиения, сухости во рту и другого физического дискомфорта — это причина наведаться к неврологу, чтобы проверить, как себя чувствует блуждающий нерв, все ли в порядке с его тонусом. Повышенная тревожность может быть следствием сбоя в работе блуждающего нерва.

Что же касается быстрого решения проблемы, то успокоить ребенка можно стимуляцией блуждающего нерва в момент беспокойства: предложите ребенку пожевать жевательную резинку, спеть любимую песенку, медленно и равномерно дышать, съесть кусочек горького шоколада (который так же является парасимпатическим регулятором) или банально прополоскать горло.

Почему все эти способы работают? Блуждающий нерв самый длинный и он проходит рядом с голосовыми связками, где на него легче всего воздействовать. Сигналы от спокойного дыхания, жевания, пения расшифровываются мозгом как сообщение, что объект (ребенок) больше не находится под атакой, что быть готовым, грубо говоря, к бегству или нападению больше не нужно.

Читайте также:  Понос у ребенка 1 год ротовирус

2|| Предложите поиграть в дыхательные игры. Легко сказать — дыши медленно. Не у каждого ребенка это может получиться сразу. Поэтому можно не говорить о том, что надо дышать размеренно, а предложить игру, в процессе которой у ребенка как надо выровняется дыхание. Например, можно повыдувать мыльные пузыри, подуть на вертушку, медленно задувать воображаемые свечи на кончиках пальцев, поиграть в конкурс свистунов, сделать упражнение «вдыхай через нос, выдыхай через рот».

3|| Делайте упражнения на пересечение средней линии тела. Средняя линия — это линия, которую мы воображаем на своем теле ровно посередине. Линия, которая делит тело на левую и правую половины. Если вы когда-либо практиковали для себя или детей кинезиологию (гимнастику мозга), то это понятие вам очень хорошо известно, так же как и то, что упражнения на пересечение срединной линии помогают снять избытычное возбуждение и успокоиться. Самые простые упражнения:

— поднимать высоко колени и дотрагиваться до них противопоставленной ладонью или локтем (правое колено — левая рука, левое колено — правая рука);

— представить себя ветряной мельницей: немного податься вперед, вытянуть руки и махать ими, пересекая срединную линию;

— рисовать в воздухе одной рукой большой знак бесконечности (лежащую восьмерку), сменить руки.

4|| Сделать тяжелое физическое упражнение. Это тоже способ обмануть нервную систему, перенаправить внимание, отвлечь его от тревожащих стимулов. Отжимания от пола или стены, таскание школьного рюкзака, переноска стопок книг — все это помогает быстрее снять стрессовое состояние.

5|| Проговаривать свое состояние. Дэниел Сигел — доктор медицинских наук, детский психиатр, а также автор книг о воспитании детей — постоянно использует в своей психотерапевтической практике результаты исследований о мозге. Он советует родителям помогать тревожным детям проговаривать свои состояния, свои эмоции, рассказывать о том, что их расстраивает. Перед этим детей нужно немного успокоить выше названными способами, а разговор о своем состоянии подключит к работе левое полушарие мозга, которое анализирует полученный опыт и дает ощущение, что все под контролем.

6|| Максимально сузить фокус внимания. Исследования мозга показывают, что расслабления можно достичь путем максимального сужения фокуса внимания. Иными словами, попросите ребенка думать о какой-то одной-единственной вещи и только о ней. Например, о резиновой желтой уточке. Еще лучше — носить с собой какую-то вещь, которая в нужный момент будет собирать на себя все внимание ребенка, например, «палочка волшебного спокойствия», «баночка тишины»… Если ребенок часто испытывает тревожные состояния дома, заведите такую баночку дома. Их очень просто делать: в небольшую бутылочку (пластиковую или из прочного стекла) насыпьте бусины, помпоны, блеск, мелкие резиночки и прочий легкий мелкий наполнитель, залейте водой и приклейте крышку на суперклей. Можно в воду добавить глицерин, тогда взболтанный наполнитель будет медленнее оседать на дно банки.

Если ничего под рукой не оказалось, практикуйте с ребенком визуализированные места спокойствия и счастья: «Закрой глаза и представь себе место, где ты сейчас хочешь оказаться. Там тепло, спокойно и тебе полностью комфортно, твое любимое место…». Пусть ребенок заведет его в своем воображении, привыкнет к нему и в моменты тревоги словно бы перемещается туда.

7|| Используйте юмор. Исследования мозга показывают, что юмор значительно снижает уровень тревожности и стресса. Юмор может отвлечь, расслабить напряженные мышцы, высвободить эндорфины, которые как раз и борются со стрессом. Если видите зажатого взволнованного ребенка, попробуйте поиграть с ним в какую-то смешную игру, вспомнить что-то смешное, заговорить смешными словами, рассказать смешной стишок, включить смешное видео и так далее.

Кроме того, Эрин Лейба советует родителям
говорить с ребенком каждый раз после того, как ситуация тревоги уходит. Успокоившийся ребенок, как правило, готов к разговорам по душам. Используйте эти моменты для закрепления его уверенности в себе, для закрепления результата работы над собой. Вы можете спросить: «По шкале от 1 до 10 насколько трудно было сегодня написать контрольную/выдержать поход к доктору/ и т.п.?», «Сегодня было легче, чем в прошлый раз?», «Что тебе помогло справиться с волнением?», «Все оказалось не так страшно, как ты представлял вначале?», «Ты заметил, что стал гораздо смелее, чем раньше?», «Что бы ты сказал себе в прошлом, когда волновался?». Такие вопросы помогают ребенку размышлять в состоянии спокойствия и быть более уверенным в себе в будущем, когда момент тревоги снова настанет. Если настанет…

— Настя Морозова

Источник