Как унизить ребенка 5 лет

Как унизить ребенка 5 лет thumbnail

/О детях/Воспитание и психология

  • Пообещать и не выполнитьОткуда берутся обиды на родителей взрослых детей. Педагогические ошибки родителей. Проблемы воспитания в семье.
  • Не разобраться и обвинить
  • Запретить и не объяснить
  • Проигнорировать и не похвалить
  • Вспоминать трогательные, но неловкие моменты

Не будем останавливаться на банально-грубых способах и, тем более, на тех, которые упомянуты в уголовном кодексе. Нет-нет-нет, ничего подобного! Речь пойдет о тех мелочах, о которых взрослые забывают через пять минут, а дети… детей они травмируют глубоко, всерьез и надолго.

Покопайтесь в своей памяти, и в ее глубине вы наверняка найдете застарелый комочек обиды, на котором расцвел пышный куст комплексов! Стоит ли поступать так с собственными детьми?

Пообещать и не выполнить

Помните рассказ Виктора Драгунского «Старый мореход»?

И вот мама стала меня посылать спать, и, когда я не хотел ложиться, эта Марья Петровна вдруг говорит:

— Будь умницей, ложись спать, а в следующее воскресенье я тебя на дачу возьму, на Клязьму. Мы на электричке поедем. Там речка есть и собака, и мы на лодке покатаемся все втроем.

И я сразу лег, и укрылся с головой, и стал думать о следующем воскресенье, как я поеду на дачу, и пробегусь босиком по траве, и увижу речку, и, может быть, мне дадут погрести, и уключины будут звенеть, и вода будет булькать, и с весел в воду будут стекать капли, прозрачные, как стекло. И я подружусь там с собачонкой, Жучкой или Тузиком, и буду смотреть в его желтые глаза, и потрогаю его язык, когда он его высунет от жары…

Ни на какую Клязьму Марья Петровна Дениску на взяла, она даже и не думала выполнять свое обещание. И что ей с того, что ребенок ждал поездку целую неделю и многим пожертвовал ради нее? Ведь можно не думая дать новое обещание, ребенок тут же забудет о старом! Но дети не забывают опыт такого острого разочарования.

” Конечно, жизнь несколько сложнее, чем представления о ней трех- или пятилетнего ребенка. Поэтому, если вы случайно дали обещание, которое не смогли выполнить, обязательно объясните ребенку, почему так вышло, и как вы планируете все исправить. Говорить с ребенком в этой ситуации надо так же, как если бы вы говорили со взрослым – это важно!

Не разобраться и обвинить

Разбираться в детских ссорах – что может быть хуже после полноразмерного рабочего дня, покупки продуктов, приготовления ужина и мытья посуды? А знаете, что хуже? «Раздать всем сестрам по серьгам», наказать всех скопом за сам факт возникновения проблемы и спокойно сесть перед телевизором.

Во-первых, суть конфликта останется за кадром, а значит, он возникнет и на следующий вечер, и через неделю. Но ведь по какой-то причине в вашей семье дух соперничества возобладал над духом сотрудничества!

” Во-вторых, обидчик уверится в своей неприкосновенности (и в следующий раз будет еще решительнее), а обиженный – в своей беззащитности. Утраченное доверие потом будет очень непросто завоевать!

В-третьих, вы проигнорируете намерения ребенка. Он разбил вашу любимую чашку, потому что был обижен и хотел позлить вас, потому что слишком активно играл и не заметил ее, или потому что хотел ее помыть и порадовать вас? Согласитесь, это три разные ситуации, на них нельзя реагировать одинаково!

Запретить и не объяснить

Ограничений в быту в жизни ребенка больше, чем у взрослых. «Ложись спать» (а мы будем смотреть интересный фильм), «Не трогай, горячо» (я сама достану пирог из духовки), «Не бери, порежешься» (овощи почистит бабушка)… Почему всем можно, а мне нельзя, недоумевает ребенок, особенно если чувствует себя уже вполне готовым к новому опыту. Запреты, установленные для него лично, сути которых он не понимает, воспринимаются как вопиющая несправедливость. Каждый запрет должен быть обоснован, аргументирован понятным для ребенка образом, а главное – должен иметь перспективы отмены либо открывать альтернативную возможность.

” Пусть ребенок режет в салат такие продукты, что не сможет пораниться. Боитесь? Дайте ему терку. Одним запретом меньше, одним шагом по направлению к всеобщему домашнему равенству – больше!

Проигнорировать и не похвалить

Похвала – это топливо для развития ребенка. Довольно избитая истина, но как часто мы забывает «подзаправить» наших малышей! Не ограничивайтесь формальными фразами, когда ребенок рассказывает о своих достижениях. «Молодец, красиво» — это явно недостаточно, если он показывает вам свой рисунок. Найдите пару минут, возьмите его в руки, внимательно рассмотрите. Хвалите конкретно: «Какой нарядный яркий цвет ты выбрал для домика!», «Какой пушистый хвостик у кошки!»

” В похвале нельзя фальшивить – что толку называть ребенка чемпионом, если он видит, что в соревновании прибежал к финишу последним. Но во всем можно найти хороший момент, свидетельство прогресса, повод для ободрения.

Ну а победы малыша точно нельзя оставлять без внимания! Это вам кажется, что призовое место на конкурсе осенних поделок – сущая ерунда. На самом деле, это главное событие недели!

Вспоминать трогательные, но неловкие моменты

Среди легионов маленьких «котиков», «зайчиков» и «рыбок» нет-нет, да и промелькнет «толстопопик» и «тугопузик». Слепая родительская любовь готова превозносить младенца до небес целиком и по частям – это вполне понятно и объяснимо. Да и младенцу, по большому счету, все равно, что мама зовет его «маленьким рыгунчиком», лишь бы делала это весело и нежно. Но как только вы отметите первый день рождения ребенка – лучше оставить тугопузика в недрах семейного фотоальбома.

” Милые домашние прозвища не должны доживать до детского сада – иначе толстопопик будет преследовать ваше чадо вплоть до институтской скамьи. И уж точно, нет промаха хуже, чем предаться интимным семейным воспоминаниям в компании новообретенных друзей малыша.

Они точно не должны узнать милую историю, как ваш ребенок где-то застрял, что-то перепутал, а уж информация, что он боялся Серого Волчка, который «ухватит за бочок» — это полное табу. Зашифровать и шифровальную машинку выкинуть в море!

Воспитание детей чем-то похоже на сказку об Алисе в Стране Чудес. Маленькие проблемы внезапно разрастаются до гигантских размеров, а огромные проблемы сами собой тают, оставляя на память улыбку. Чувствовать себя в их странном мире, как дома – непросто, но… но ведь вы там действительно дома! Просто вспомните, как вы были ребенком. Вы согласны быть принцессой-толстопяткой? Нет? И правильно!

23.11.2017

Автор: Алена Новикова

  

Опубликовать в Одноклассниках
Сохранить в Pinterest

Отличная статья, когда два маленьких малыша,не успеваешь работать с нюансами воспитания, а тут все по полочкам

Как унизить ребенка 5 лет

Стараюсь следовать советам в статье, но не всегда получается… буду лучше стараться! Спасибоhttps://sibmama.ru/images/smiles/love_sibmama.gif

Как унизить ребенка 5 лет

SV79
(28/11/2017)

Меня большей частью времени бабушка воспитывала, только и помню- нельзя, не лезь. Никто не объяснял ничего. Эти слова были закон. Сейчас есть над чем работать )

Как унизить ребенка 5 лет

25 лет назад мама пообещала прийти поцеловать меня перед сном, я ждала, ждала, а она так и не пришла, вот до сих пор помню. Поцелуи у нас были редкостью, очень радостной. Стараюсь теперь дочке по возможности выполнять обещания, даже казалось бы пустяковые и ее прошу мне напомнить если я что то забыла.

Читайте также:  Энтерофурил суспензия ребенку 5 лет

Как унизить ребенка 5 лет

Дам почитать своим родителям!! Ответ им на вопросы ,и в кого мы такие с сестрой выросли……

Как унизить ребенка 5 лет

Отличная статья!! подпипусь под каждым пунктом!!

Как унизить ребенка 5 лет

Большое спасибо за подобные статьи. Учусь у вас))

Как унизить ребенка 5 лет

Очень познавательно и поучительно! Спасибо большое!

Как унизить ребенка 5 лет

Очень верно подмечены моменты, на которые обычно не обращают внимания родители.

А у бабушек наверное обычно перебор с пунктом «подзаправить похвалой» ))

Источник

Выражения и приёмы, которые вы увидите ниже, вызывают у любого человека чувство беспомощности и озлобленности. А дети, как известно, тоже люди. Дело в том, что эти фразы — грубое упрощение, какое используется обычно в общении с животными. С людьми вроде бы вполне целесообразно вести более распространённую беседу. И всё же, и всё же… Покажите мне хоть одного человека, который никогда в жизни не сталкивался хотя бы с одним из этих пунктов.

1. «Страшно подумать, что из вас выйдет»

Обычная школа, обычные ученики, и вдруг — тяжелые пессимистические раздумья о судьбах целого класса, поколения и родины. Конечно, никакого ответа учитель на собственный вопрос дать не может. Такой грозный вопрос, даже вздох по будущему отечества не осмысляется сиюминутно и становится просто пустословием. А в учениках подобное разжигает только злобу. «Уж точно на тебя похож не буду», думает ученик, глядя на скучную учительницу. То есть — отвечает ей той же монетой. Зло множит зло. А как иначе?

2. «Как ты дальше жить-то будешь, дохлый такой?»

Из этого же разряда рассуждения преподавателей физкультуры о степени «дохлости» или «болезненности» тех или иных учеников. И опять, дело скорее не в том, что такая фраза способна обидеть. Будем откровенны, мнение физрука мало интересует рядового ученика. Но эта фраза удивляет своей бессмысленностью. Ну-ка, вспомните с десяток «дохлых», которые смогли кем-то стать. Вот так думает и ученик, выслушивая своего тренера.

3. «Будешь лопатой махать или в супермаркете овощи грузить»

Так преподаватели пугают нерадивых учеников мрачной перспективой их жизни. Но… Часто среди нерадивых (и примерных, впрочем, тоже) учеников встречаются такие, у кого родители как раз «грузят овощи», или эти овощи продают. Получается неудобная ситуация. Не слишком тактичная фраза, да?

Как унизить ребенка 5 лет

Кадр из фильма Джузеппе Торнаторе «Новый кинотеатр „Парадизо“».

Источник: vk.com

4. «В вашем возрасте мы такое себе не позволяли»

Традиционная мантра о несносной молодежи. Рифмуется со «что же из вас выйдет». Очередная бессмыслица, негодная для употребления в стенах школы. Редкие ученики избирают себе образцом для подражания среднестатистического ребенка из третьей четверти двадцатого века. И, конечно, своего поведения не устыдится.

5. «Вот будет тебе 18 лет, и делай, что хочешь»

Впрочем, о возрасте можно услышать и дома. Пример тому — как раз эта фраза, универсальный аргумент для завершения любого спора в пользу взрослого. Да, иногда такая фраза уместна. А иногда она становится пустой отговоркой и означает: я не буду тебя слушать, твои аргументы ничего не значат, своего мнения я не поменяю, твое дело — подчиняться.

Здесь же суждение «когда начнешь зарабатывать, тогда и будет у тебя своё мнение». Пока ты только «кормишься», не обеспечивая семью ничем, ты обязан беспрекословно подчиняться внутренним правилам. Этой фразой часто обрубается неудобный диалог, да еще и проводится сомнительная зависимость между финансовым благосостоянием и правом на мнение. Хотя…

6. «Тебе слова не давали»

Эти слова — громкое напоминание, что ты ещё никто. Кстати, иногда так и говорят: ты пока никто. Вот будешь кем-то — поговорим. Опасно и даже недопустимо тыкать подростка в «никто». «Никем» был только Одиссей. И то — в исключительном положении.

7. Речевые штампы

Избитая, грубая фраза, используемая в воспитательной работе — это непрофессионально. Действенно? Может быть. Поучительно? Нет. Эти фразы — признак того, что человек, бросающий их, не очень хочет или не очень умеет вести воспитательный диалог. Они не столько даже оскорбляют, сколько злят своей безапелляционной глупостью. Неприятно, особенно в старших классах, слышать от учителей штампы.

За время обучения они заучиваются как дважды два, и всякие «леса рук» и «забытые дома головы» звучат скучно. Неужели трудно изобрести что-то новое? Использование штампов сразу же вызывает вопросы. Педагог так оканцелярился, что говорит речью карикатурного учителя? Или он просто не очень умело выстраивает свою речь, наводняя её всякими устаревшими конструкциями? В общем, как школьников учат не использовать в своей речи слова-паразиты, так и должны учить учителей говорить без штампов.

Как унизить ребенка 5 лет

Реакция мальчика из фильма Георгия Данелии «Серёжа» на глупые взрослые шутки.

Источник: vk.com

8. Сомнения в умственных и нравственных качествах

Лживый, циничный, изворотливый — такие тяжелейшие ярлыки порой вешаются за не соответствующие подобным определениям повинности. А слышать о себе, что ты лживый и циничный всего лишь из-за какого-то прогула — это странно. Любят учителя или родители усугубить, когда ничего циничного в проступке нет. Обычная юношеская глупость. Называть глупость цинизмом — это нужно сильно извернуться.

9. Лишение права на выражение своего мнения

У некоторых учеников порой вызывают отторжение «священные темы». Война, блокада, подвиг… Это ведь сакральное, великое — и вдруг всё это не вызывает никакого отклика. Или вызывает (бывает и такое — жёсткий возраст, что поделать) негативный отклик.

Кино про войну — неправдоподобное, стихотворение — непонятное, а прозу вообще скучно читать — да и незачем. Ляпнешь такое — и в ответ услышишь, что ты недостойный сын своего Отечества, а родители воспитали нечто глумливое, злобное и неполноценное, не человека вовсе. За «священные темы» достаётся больно.

10. Гиперболизированные обвинения

Девочка, не по годам нарядившаяся, становится «я даже говорить не хочу, на кого ты похожа»; драчуны и просто активные, шумные ребята превращаются в «зверей», а те, кто боится признать, например, свою вину за какой-либо проступок, становятся «фашистами». Такие сравнения выглядят слишком тяжёлыми, будто стокилограммовые гири вешают на шею «дохлым» ученикам — вот примерно такая нестройная нелепица получается.

В этом тексте не защищаются от злобных учителей безвинные ученики, а от родителей — дети. В этом тексте приведены те фразы, при помощи которых, как правило, сложно положительно повлиять на подростка. Эти фразы — упрощение: как по форме, так и по смыслу. Можно ведь вообще все упростить до предела — вернуть телесные наказания. Но это же не наш путь?

А меня когда-то в детстве обвиняли в том, что я не краснею. Отчитывают — а я не краснею, и все. Упрекали: вот хам, наглец, натворил дел — и даже не краснеешь, не стыдно тебе, значит.

Читайте также:  Установление отцовства когда ребенку 5 лет

Дело было в том, что от страха я бледнел.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

С детским непослушанием рано или поздно сталкиваются все родители без исключения. Бывает, что поведение любимого чада приводит в замешательство, а иногда просто ставит в тупик. И тогда взрослые задумываются о том, как наказывать ребенка правильно, чтобы не навредить детской психике и не развить в малыше ненужные комплексы.

Наказания: за и против

Споры о том, можно ли наказывать детей, давно ведут и родители, и специалисты. Противники подобных мер говорят о том, что с большой вероятностью ребенок, систематически испытывающий физическое и моральное воздействие, во взрослой жизни будет отличаться заниженной самооценкой и неуверенностью в себе. Это приведет к большим трудностям в отношениях с другими людьми и проблемам социальной адаптации.

Однако в процессе воспитания детей без наказаний не обойтись. Полное их отсутствие в жизни малыша может привести к тому, что он так и не научится нести ответственность за последствия своих поступков.

Если полностью исключить наказания, ребенок может посчитать, что родителям абсолютно все равно, что и как он делает. Такая снисходительность взрослых не изменит поведение малыша, но может привести к конфликтам. В семье обязательно должны существовать определенные правила, запреты и ограничения.

С какого возраста применять

Психологи и педагоги утверждают, что бесполезно наказывать детей до 2,5 лет. До этого возраста дети не в состоянии оценить, плохо или хорошо они поступают. Непослушание может быть следствием эмоциональных перегрузок, а также физической усталости. Если малыша накажут, он может это неправильно воспринять: кроха будет думать, что родители вдруг перестали его любить. Вместо наказания следует переключить внимание карапуза на что-либо более полезное и направить его энергию в нужное русло.

Понимание причинно-следственных связей и способность управлять своим поведением приходят после 3 лет, но не сразу, а постепенно. В этом возрасте психика еще продолжает формироваться. Не следует кричать на малыша, нужно строго, но спокойно объяснять ему, почему он не прав.

Самостоятельно отличать плохие поступки от хороших ребенок способен к 6–7 годам. Если до этого возраста меры воздействия со стороны взрослых были правильными, малыш не будет бояться признаться родителям в чем-либо, опасаясь последствий.

Что нужно учесть до применения наказания

До того, как выбрать меру воздействия за какой-либо детский проступок, родителям следует учесть:

  • Наказание должно быть действием нравственной направленности. Его цель — ограничение нежелательного поведения ребенка, а также предотвращение подобных действий в дальнейшем.
  • Необходимо учитывать возрастные нормы психики ребенка. Не нужно требовать от малыша взрослого отношения к различным ситуациям.
  • Дети обычно готовы к взаимодействию с близкими людьми. Если они делают что-то наперекор взрослым, на это есть свои причины, за каждым детским поступком кроется мотив. Родителям следует разобраться в происходящем и только потом наказывать, если это необходимо.
  • Следует четко разделять наказания, являющиеся педагогическими мерами, и те, которые можно квалифицировать как жестокое обращение. Иначе ребенок, испытавший страх и даже злобу, в следующий раз просто скроет содеянное, чтобы избежать негативной реакции со стороны взрослых.

Эффективность воздействия

Наказание, при котором ребенок готов будет своими силами исправить последствия своего проступка, является наиболее эффективным. Нужно не заставлять, а побуждать малыша принять такое решение. Например, убедить его собрать раскиданные вещи или игрушки. Можно сказать крохе, что игрушкам холодно лежать на полу, они будут плакать. Или убедить ребенка постарше вымыть испачканную обувь, объяснив, что его любимые ботинки могут быстро прийти в негодность, если не ухаживать за ними, и их придется выбросить. Попросить склеить порванную книгу, объяснив, что с книгами нужно обращаться бережно и рассказав о значимости книг.

Родителям следует адекватно оценивать возможности своего чада. Если малыш не в силах самостоятельно исправить то, что он сделал, ему обязательно нужно помочь.

Виды наказаний

Перед тем, как наказывать ребенка, родителям следует учесть: любая из мер воздействия, помимо соразмерности проступку, должна применяться с учетом возраста, а также психологических особенностей малыша, его темперамента и эмоциональности.

  • Ограничения и запреты. К ним прибегают в случаях, когда требуется добиться от ребенка какого-либо действия. Например, если он не хочет убирать игрушки или делать уроки, то вводят ограничения, запрещая смотреть мультфильмы или играть в компьютерные игры. Длительность действия запрета должна соответствовать проступку, иначе ребенок может обвинить родителей в несправедливости.
  • Лишение удовольствий. Действеннее будет наказать ребенка, лишив его чего-либо, чем делая ему плохое. Родителям полезно будет заранее проговорить с малышом, за какие именно нарушения он может быть лишен любимых удовольствий. Тогда ребенок будет уверен в справедливости наказания. Иначе он может не увидеть связи между своим проступком и лишением, например, воскресного похода в кино.
  • Осуждение и порицание. Цель такого вида наказания — заставить ребенка почувствовать свою вину и сожалеть о плохом поступке. Эффективность такого метода заключена в возможности заложения определенной модели поведения в будущем. Ребенок не повторит того, за что ему было стыдно перед людьми, являющимися для него авторитетом и чье мнение для него важно (родители, учителя).
  • Извинение. Ребенок должен уметь просить прощения за те проступки, что он совершил, а также учиться исправлять нанесенный вред. Но и родителям следует уметь извиняться перед ребенком, демонстрируя это в определенной ситуации личным примером. Например, если мама резко ответила малышу, когда он прервал разговор, можно выразить свое сожаление и извиниться перед крохой за грубый ответ.
  • Игнорирование. Такой вид наказания применяется в каждом возрасте по-разному. С двухлетним крохой мама может отказаться играть, занявшись домашними делами. При каждом обращении она постоянно объясняет крохе, почему не идет с ним играть. С малышом 4 лет можно не разговаривать, но когда он сам обращается к родителям, ему объясняют, почему с ним не хотят общаться. И объясняют, что ему нужно сделать или исправить для того, чтобы мама с папой вновь с ним заговорили. Если ребенок старшего возраста, можно один раз объяснить ему, в чем он провинился, и после этого на него не реагировать.
    Метод игнорирования не должен применяться часто и длиться слишком долго. Для ребенка, особенно маленького, родители — главное в жизни, и если они его игнорируют, он испытывает стресс, чувствует себя ненужным. Когда малыш выполнит то, что от него требуют, обязательно нужно похвалить его и поцеловать.
  • Изоляция. Данную форму наказания применяют для детей до 5–6 лет, ставя их в угол или отправляя в отдельную комнату и оставляя в одиночестве. Нельзя выключать в комнате свет, усугубляя наказание детскими страхами. Предварительно следует успокоить ребенка, попросить его подумать над своим поведением. Наказание и проступок не должны быть разделены временным промежутком, они должны следовать друг за другом. Не следует надолго изолировать ребенка, достаточно будет нескольких минут. После этого можно еще раз объяснить малышу, за что его наказали.
  • Физическое наказание. Метод является самым противоречивым в процессе воспитания. Это не только пресловутая порка ремнем, но и любые шлепки, подзатыльники, удары по рукам. Такой вид воздействия может заложить в ребенке уверенность, что побеждает всегда тот, кто сильнее. Это знание он будет использовать и во взрослой жизни. Специалисты утверждают, что любая физическая расправа может привести к расстройствам психики. Если ребенок учится в школе, он может начать отставать по предметам, у него возникают проблемы в общении со сверстниками. И самое главное — физическое наказание порождает ложь. Чем сильнее давление оказывают на ребенка родители, тем хуже будет складываться ситуация с детской честностью. Ребенок предпочтет соврать в следующий раз, чем испытывать боль, которую причиняют ему самые близкие люди.
    Если нервы родителей напряжены до предела, лучше выйти из комнаты и на некоторое время переключиться на занятия, которые дадут возможность прийти в себя и трезво оценить ситуацию. Ребенок за это время, скорее всего, тоже успокоится, и можно будет объяснить ему, в чем именно он неправ.
Читайте также:  Дисциплина ребенка 5 лет

Принципы наказания

  • Справедливость. К ребенку нельзя придираться и наказывать за то, что он попал под горячую руку и родители просто срывают на нем злость от ссоры друг с другом или из-за проблем на работе. В этом нет его вины. Наказание должно быть спокойным и взвешенным действием. Только так оно окажется эффективным.
  • Соразмерность содеянному. Нужно соизмерять степень вины малыша и тяжесть наказания. Не должно быть серьезных наказаний за мелкие промахи. Но и проявлять мягкость, наказывая за серьезные проступки, не стоит. Так, наказание за проступок, который ребенок ранее уже совершал, должно быть суровее предыдущего.
  • Временные рамки. Если ребенка лишают чего-либо на время, он должен знать, сколько продлится наказание. Например, запретить смотреть мультфильмы или пользоваться компьютером три дня.
  • Последовательность. Всем членам семьи необходимо соблюдать последовательность в воспитании и наказании. Если мама наказала, а папа пожалел, малыш просто не будет знать, как он должен поступать. К тому же он будет думать, что всегда сможет уйти от наказания.
  • Объяснение причины. Ребенок должен понимать, почему ему запрещено совершать то или иное действие. Родителям нужно спокойно поговорить с малышом, объяснить, чем плох совершенный им проступок и какие могут быть последствия.

Как не следует наказывать

  • Читать нотации и утомлять ребенка длительными рассуждениями Он их просто не поймет и не воспримет. Говорить нужно четко и кратко: «Нельзя дергать кошку за хвост. Ей больно».
  • Ругать ребенка за то, чего сами родители не исполняют. Это вызовет у малыша протест и может породить чувство неуважения к ним. Дети, особенно маленькие, часто повторяют действия взрослых. Поэтому, запрещая своему чаду произносить плохие слова, родители, прежде всего, должны исключить их из собственной речи.
  • Наказывать «для профилактики». Наказание должно быть только за конкретный совершенный проступок.
  • Повышать голос. Ребенок может просто впасть в ступор и перестать понимать кричащего на него родителя. Лучше успокоиться и сделать внушение ровным строгим тоном.
  • Откладывать наказание. Не нужно говорить, придя на детскую площадку: «Вчера ты плохо себя вел, поэтому сегодня ты не будешь кататься на качелях». Детская психика очень гибкая, и ребенок может не вспомнить, за что же именно он наказан. С его точки зрения наказание будет несправедливым и непонятным. Особенно это касается детей младшего возраста.
  • Действовать непоследовательно. Если сегодня ребенку что-либо запретят, а завтра разрешат это делать, он будет сбит с толку и окончательно запутается, что можно, а что нельзя.
  • Грозить заведомо невыполнимым. Не стоит говорить: «Никогда больше не пойдешь гулять!»
  • Принимать воздействующие меры во время приема пищи, игр или перед сном.
  • Использовать в качестве наказания физический труд или учебные занятия. В памяти ребенка останутся связанные с этим негативные впечатления, что может привести, например, к снижению мотивации к учебе.
  • Запугивать малыша тем, что мама и папа не будут его любить. Для ребенка нет ничего страшнее, чем отсутствие родительской любви. Ни при каких обстоятельствах он не должен сомневаться в том, что он нужен и любим.

Наказание детей от 6 до 10 лет: правила и особенности

Часто у подросшего малыша возникает «бунт на корабле», с помощью которого ребенок пытается заявить о своих правах. Дети старше 6 лет уже осознают свои проступки и прекрасно могут отличить плохое от хорошего. Эту особенность нужно учитывать, применяя меры воздействия.

  • Нельзя наказывать при свидетелях, это только унизит ребенка и спровоцирует дальнейшее упорство.
  • Нельзя проводить сравнение с друзьями и одноклассниками. Ребенку больно слышать, что кого-то родители считают лучше его. Плохое поведение такие сравнения не исправят, но обеспечат малышу неуверенность в себе и своих силах.
  • Нужно доводить наказание до логического конца. Если родители проявляют слабость (например, разрешают что-либо раньше установленного при наказании срока), проступки будут продолжаться, а эффективность наказания сведется к нулю.
  • Следует объяснять, что нужно делать, а не запрещать. Например, фразу «Нельзя садиться за стол с грязными руками» лучше сформулировать по-другому: «Перед тем, как сесть за стол, нужно обязательно вымыть руки». Так малыш поймет, что ему не запрещают, а дают совет, как лучше поступать.
  • За мелкие проступки ребенок тоже должен понести наказание. Иначе с каждым разом он все больше будет уверен в своей безнаказанности.

Когда меры воздействия недопустимы

Существуют ситуации, когда в любом возрасте применение каких-либо форм наказаний недопустимо:

  • Любопытство и тяга к познанию (изучая мир, кроха тянет в рот предметы, засовывает пальцы в различные отверстия, ломает вещи и игрушки, пытаясь понять принцип их действия).
  • Особенности возраста (непоседливость, невнимательность, плохая память).
  • Особенности физиологии (не складываются «отношения» с горшком, не хочет ложиться спать или садиться есть).
  • Неправильное поведение в связи с отсутствием опыта в жизненных ситуациях (отнимает чужие игрушки, боится и не хочет идти в поликлинику), когда родители не объяснили ему, что так делать нельзя.
  • Проявление эмоций, естественных чувств (не хочет отпускать маму на работу, ревнует к младшему ребенку и поэтому обижает его).
  • Неосторожное поведение (влез в лужу и испачкал одежду, случайно разбил или разлил что-либо).
  • Непреднамеренные поступки (забыл выполнить какую-либо просьбу родителей или не понял, что от него требуют).
  • Желание помочь (ребенок хотел сделать что-либо хорошее или полезное, но у него это не получилось).

Применяя наказание, следует соблюдать меру. Являясь в некоторых случаях необходимостью, наказание может быть лишь одним из средств, применяемых в качестве воспитания, но ни в коем случае не основным и не единственным. Неспособность родителей воздействовать на ребенка другими способами является демонстрацией их собственной несостоятельности и понижает родительский статус.

Источник