Как стимулировать развитие мозга ребенка

Как стимулировать развитие мозга ребенка thumbnail

Учителя бьют тревогу: школьники не могут сконцентрироваться, плохо запоминают информацию, не воспринимают длинные тексты, не вникают в суть. Всему виной так называемое клиповое мышление, которое диагностируют у 80% учеников.

Наш мозг очень пластичен, и его нужно развивать. Начинать лучше с маленького возраста и совсем несложных упражнений с игровой механикой. Этого можно достичь, приобщая малыша к выполнению повседневных действий. Когда ребенок получает разный жизненный опыт и выполняет разные действия, его мозг развивается. А подключая осязание, обоняние, зрение, слух, память и вкус мы еще больше способствуем этому.

Раскрывай способности ребенка. Разблокируй мозг. Используй скрытые резервы!

Если ты хочешь развить аналитическое мышление, внимательность и способность к концентрации, внедряй эти советы. Они будут полезны не только детям, но и взрослым.

1 Вводи новые правила

Чтобы развивать и тренировать мозг, желательно делать каждый день что-то новое, не так, как привыкли. Попробуй предложить малышу чистить зубы, есть, рисовать, писать, печатать или ловить мяч другой рукой. Это упражнение поможет мозгу вырабатывать новые нейронные связи. Он начнет задействовать больше ресурсов и использовать максимум потенциала.

С рождения у большинства людей одна часть мозга является ведущей. Просто обычная замена руки поможет развить вторую часть мозга. Все прогрессивные страны уже отметили пользу писать левой рукой: развивается правое полушарие головного мозга, отвечающее за обработку невербальной информации, пространственную ориентацию, воображение, эмоциональный интеллект. Ученые выяснили, что человек, который умеет писать обеими руками, — творческий и находчивый.

Своему ребенку это испытание преподнеси как игру. За усердие малыша можно наградить небольшим подарком.

2 Больше играй

Играй с ребенком за завтраком, обедом, или ужином, параллельно тренируя обонятельную и вкусовую память. Пусть малыш закроет глаза, а ты дашь ему кусочек яблока, моркови, ложечку пюре или каши. Сначала пусть он попробует распознать запах, а потом вкус. Обычно такое упражнение детки воспринимают на «ура». 

3 Тренируй память 

В любую свободную минуту помогай малышу тренировать память и внимательность. Возьми какой-нибудь предмет и положи его перед ребенком. Попроси запомнить детали и закрыть глаза. Пусть он опишет предмет.

Начинай с простого, например, ручки. Постепенно усложняй задачу. Покажи маленькому исследователю куклу, затем убери ее. Задавай уточняющие вопросы. Спроси, например, какого цвета глаза, что надето на куклу, есть ли у нее бантик.

4 Используй игру «На что похоже?»

Развивай ассоциативное мышление у ребенка при помощи игры «На что похоже?». Возьми любой предмет и предложи малышу подобрать как можно больше ассоциаций к нему.

Например, ручка может быть похожа на волшебную палочку, ракету, градусник.

5 Используй игру «Что изменилось?»

Как помочь развить внимание? В этом поможет игра «Что изменилось?». Разложи пять-десять игрушек и предложи ребенку запомнить их расположение. Затем пусть малыш закроет глаза, а ты должна поменять предметы местами. Что-то убирать или заменить. Ребенку нужно найти все изменения.

В эту игру можно играть дома или на прогулке. Каждый день искать, что изменилось в комнате, во дворе, по дороге. Это поможет развить не только внимание, но и память, а также пространственную ориентацию.

6 Развивай мелкую моторику

Это хорошо известно, но мы повторим. Потому что это действительно важно! Каждый день лепите с ребенком, собирайте конструктор, делайте пальчиковые игры.

Это помогает не только подготовить руку к письму, но и способствует развитию речевых центров. 

7 Используй игру «В прошлой жизни»

Помогает развить воображение и мышление. Задача ребенка — определить, чем предмет был в прошлой жизни. Например, стул был деревом, дождь был тучей, бабочка — гусеницей.

8 Проси ребенка делать что-то двумя руками 

Для развития межполушарного взаимодействия — основы интеллекта — очень полезно выполнять различные действия двумя руками одновременно.

Например, пусть ребенок попробует нарисовать одной рукой круг, а другой треугольник. Одной рукой — домик, другой — солнышко. Одной рукой мнет тесто, второй раскатывает.  Это достаточно сложное, но веселое упражнение.  

9 Используй игру «Проверка слуха» 

Для развития слуховой памяти полезно слушать звуки с закрытыми глазами. Попробуй предложить малышу услышать и определить звуки в комнате или на улице. Можно, к примеру, использовать записи звуков природы.

10  Задействуй фотографическую память

 Разложи на столе мелкие предметы: игрушки, пуговицы, спички. Начинай с пяти-семи предметов. Покажи их ребенку на одну секунду, затем закрой листом бумаги или платком. Ребенок должен вспомнить, сколько предметов было.

Если малыш называет без ошибок, количество предметов можно постепенно увеличить. В эту игру интересно играть и на прогулке: смотрим на витрину магазина, закрываем глаза и называем предметы. 

11 Выбирай правильные книги 

Если ты будешь внедрять эти простые упражнения в ежедневную жизнь, то уже скоро заметишь результаты. Ребенок станет более внимательным и усидчивым, будет лучше запоминать и быстрее соображать.

Еще больше развить ребенка в игровой форме помогут полезные книги, которые стимулируют эмоциональное развитие и ассоциативное мышление.

Рано или поздно все родители задумываются о том, как привить ребенку любовь к чтению. Некоторые ставят задачу более категорично: как заставить ребенка читать. Это зачастую принимает формы монотонной автоматизации навыка или даже наказания. Но это ошибочная тактика, которая мало что дает! Секрет успеха в развитии скоромышления и положительной мотивации. В этой книге ты найдешь авторскую систему игровых заданий, которые улучшат технику чтения и заложат прочные основы для навыка скорочтения. Опытный педагог и нейропсихолог Гюзель Абдулова подскажет, как правильно организовать занятия и легко покорить вершины скорочтения. Для младшего школьного возраста.

Читайте также:  Год большого скачка в развитии ребенка

Развивающая методика Gakken  пользуется популярностью в Японии и во всем мире. На ее основе строится обучение в японских государственных детских садах. Тетради развивают у детей логическое мышление, творческий подход в решении задач, способность к критическому мышлению. Стимулируют эмоциональное развитие и ассоциативное мышление. 

Эксперт

Нейропсихолог, педагог, тренер, автор 9 книг по развитию памяти и скорочтению издательства АСТ. Имеет опыт преподавания более 26 лет, руководит центром интеллектуальных технологий «Эйдос»

Источник

Как стимулировать развитие мозга ребенка

Вот и начался ещё один новый  год и возможно вы, как и многие другие родители, загадывали в праздничную новогоднюю ночь разные желания, желали друг другу и себе всего самого наилучшего: здоровья, радости, счастья, удачи и многого другого.                                                                                                                                                                                                                                         
Хочется, что бы всё это пришло в нашу жизнь: чтобы дети были успешными в школе, при занятиях спортом, рисованием, или другой деятельностью, чтобы умели общаться, договариваться  со сверстниками, что бы не были обидчивыми, капризными, агрессивными, вспыльчивыми или замкнутыми.                                                                                                           
 Я не открою вам Америки, когда скажу о том, что всё это во многом зависит от нас, родителей. 
 
И что нет смысла ждать, особенно когда вы замечаете у своего ребёнка какие-то трудности, мешающее ему в жизни.
 Это может быть импульсивность, гиперактивность, проблемы в общении или быстрая утомляемость (на путать с ленью!), нарушения сна, аппетита, моторного развития (неуклюжесть), низкий уровень самоконтроля, или когда ребёнок не любит и/или у него плохо, «как курица лапой» получается писать или рисовать, когда он рассеян, у него присутствуют навязчивые, не относящиеся к основной деятельности движения и т.д.                                                                            
 
 И нередко родители понимают, что что-то не так, но никаких действий не предпринимают, считая, что это просто особенность ребёнка, что он перерастёт, что всё само собою пройдёт, но на самом деле  это в дальнейшем приводит к ещё бОльшим проблемам.
 
И здесь полезнее для ребёнка обратиться к специалисту, а не слушать «специалистов-подружек», которые не являясь компетентными в данном вопросе, успокаивая вас, будут способствовать тому, что вы просто потеряете драгоценное время, которое вы могли бы потратить на помощь ребёнку.
 
Существуют специалисты, такие как детский нейропсихолог, детский врач психоневролог, которые  смогут, после соответствующей диагностики определить с чем связанны  проблемы конкретного ребёнка. 
Это могут быть незрелость некоторых структур мозга, его нарушенное, искажённое  или неравномерное развитие, социальные факторы, такие как способы взаимодействия и  взаимоотношений в семье, наличие травмирующей ребёнка обстановки или другие причины. 
И способы помощи ребёнку во всех этих случаях разные.  
 
И бывает, что одними только педагогическими методами нельзя решить все проблемы ребенка с поведением или учебой.
 
Почему же родители не спешат обращаться к специалистам?
Часто это страх, что скажут, что с ребёнком что-то не так, а это для некоторых матерей означает «неуспешность» их самих, как матерей. Что кто-то подумает что они делают что-то не так. Ведь ребёнок, особенно первый, воспринимается матерью как показатель её «успешности», поэтому нам и хочется, чтобы он раньше других, или во всяком случае, не позже, начал ходить, проситься на горшок, читать, говорить на иностранном языке, получал только «5» и т. д.
 
А иногда это нежелание признать наличие трудностей у ребёнка связано с тем, что если эти трудности признать, то придётся что-то менять в своей жизни, своих взаимоотношениях с близкими, своих привычках и придётся уделять больше времени ребёнку, которого и так не хватает.
 
Особенность детского мозга  состоит в том, что он очень пластичен до 11 лет. И на раннем этапе проще решить проблемы, а если их оставить «как есть», то они будут только укореняться и наслаиваться одна на другую.
 
В этой статье я хочу познакомить вас с некоторыми нейропсихологическими упражнениями, которые помогут вашему ребёнку, без применения медикаментозного лечения, скорректировать некоторые вышеописанные трудности, что конечно-же не отменяет консультации с врачом психоневрологом или детским нейропсихологом!
 
И прежде чем перейти к самим упражнениям, ещё раз вспомним о том, что чем больше нейронных связей образуется в мозге ребенка в детстве, особенно в дошкольном,  чем шире спектр деятельности, в которую вовлечён ребёнок, даже если он не успешен в этой деятельности, тем успешнее и полноценнее будет в дальнейшем его жизнь.
 
Итак, первое упражнение «Речка-берег»
Вам понадобится веревочка или скакалка, ее нужно положить на пол, чтобы она обозначала береговую линию.
Ребёнок становится с одной стороны веревочки — это берег, а с другой стороны — течет река. Родитель предлагает ребенку выполнять его команды «речка», «берег». Ребенок должен прыгать соответствующим образом.
В первой части игры родитель в случайном порядке дает команды и смотрит, может ли ребенок их правильно выполнять. Потом начинает их давать в правильном порядке до тех пор, пока малыш не привыкнет.
Внезапно порядок меняется, задача ребенка — переключиться. Если он регулярно ошибается, его нужно попросить не торопиться. Это хорошо помогает справляться с импульсивностью.
 
«Мама-робот»
Это упражнение направлено на то, чтобы ребенок сам рассказывал другому человеку, что нужно делать. Причем он в основном должен говорить, а не показывать.
Следует представить, что мама разучилась делать самые обычные вещи и ей нужен проводник, который бы в этом помог.
Делать то, что ребенок говорит, следует буквально, не добавляя ничего от себя. Если для создания бутерброда хлеб отрезать не нужно, то именно это и повторить. Важно, чтобы малыш увидел, что результат его планирования не совсем такой, как нужно, и сам скорректировал свои действия.
Еще один вариант — завязать маме глаза, и пусть ребенок объясняет, как ей добраться до определенного места или предмета. Делать это нужно, указывая количество шагов.
 
«Муха»
Нужно взять листок бумаги и расчертить его на 16 клеток (4 на 4). Отдельно нарисовать муху и вырезать ее (можно использовать предмет, который будет ее символизировать, например, пуговицу. Поставить муху на произвольную клетку и приказывать ей двигаться в определенном направлении.
После нескольких таких приказаний (клеточка вверх, две вниз и т. д.) спросить у ребенка, где муха находится сейчас. Если прозвучал правильный ответ, передвинуть ее на соответствующую клетку, если нет, повторить и продемонстрировать ее движение.
 
Упражнение  для развития внимания «Корректор»
В первую очередь следует объяснить ребенку, чем именно занимается корректор. Далее взять большой журнал или книгу и выбрать в ней  буквы, например, Ж, Й, Ъ. Причем делать это нужно за определенное время.
Если были допущены ошибки, их пересчитать и отслеживать ежедневную динамику. Успехом будет считаться ситуация, когда ошибок будет становится меньше. Упражнение очень полезно для невнимательных детей.
 
«Молчу — шепчу — кричу»
Следует придумать знаки, которые обозначают, что именно нужно делать: молчать, шептать или кричать и показывать их ребенку. Он должен реагировать соответствующим образом.
Подобные нейропсихологические игры и упражнения развивают навыки управления у гиперактивных детей. Они помогают им регулировать громкость своих высказываний и молчать, когда это нужно.
 
«Прикосновения»
Для игры потребуются предметы, сделанные из различных материалов: стекла, дерева, меха и т. д. Их следует положить на стол возле ребенка, завязать ему глаза. Предложить определить, что именно за предмет у него в руках
 
«Снежки»
Необходимо взять тетрадный лист и порвать его пополам. Ребенок берет по половинке в каждую руку (важно чтобы локти ничего не касались) и одновременно сминает их, чтобы весь листок спрятался в кулаке. Затем ему нужно спокойно, медленно и одновременно эти листочки выпрямлять. Каждая рука должна работать независимо и не помогая одна другой.
Когда работают пальцы обеих рук-активизируются различные участки головного мозга. Лист каждый раз сминается по разному, соответственно пальцам  рук необходимо работать  каждый раз по-разному.
 
«Жонглер»
Ребёнку предлагается одной рукой подбрасывать мячик, а другой его ловить. После серии тренировок можно усложнить упражнение и ловить мячик с закрытыми глазами.
 
«Золушка»
Необходимо взять лист А4,  рис или горох и зубочистки или спичка. На листе бумаги необходимо нанести небольшие линии(2-3см) и точки в хаотичном порядке. Затем необходимо выкладывать на эти линии зубочистки, а на точки рис. Брать их необходимо по очереди сначала большим и указательным пальцем, затем большим и средним, затем большим и безымянным и большим и мизинцем правой руки. Потом также левой рукой повторить упражнение и затем двумя руками одновременно.
 
Доказано, что существует взаимосвязь между координацией движений человека и работой головного мозга!
 
Помните, что когда ребёнок,  после регулярных тренировок осваивает танцы, прыжки попеременно на одной, а затем на другой ноге, рисование или раскрашивание то одной, то другой рукой, то у него чудесным образом улучшается работа головного мозга в целом!
 
Эффект от занятий обязательно будет, если выполнять их регулярно и правильно. 
 
Нужно  просто запастись терпением и, что бы ребенок не делал, реагировать спокойно и доброжелательно.
 
Ребёнка необходимо в процессе выполнения заданий хвалить за усердие, независимо от того достиг он результата или нет, особенно это важно для дошкольников!

Читайте также:  Развитие речи ребенка от3 лет

Источник

Младенцы от природы являются одним из самых совершенных механизмов по впитыванию знаний. Немного интуиции, и вы сможете сделать так, что ваш ребенок все время будет доволен и заинтересован. Вот несколько способов, как можно развивать мозг малыша.

Шаги

  1. 1

    Поймите, что младенцы созданы для того, чтобы познавать новые вещи. Обычные действия, как кормление, смена памперсов, игра, пение, прогулка на коляске или поцелуи дедушки являются по своей сути “образовательными”. Для развития ребенка вам не нужно изобретать что-то необычное или зацикливаться на “развивающих занятиях”.

  2. 2

    Обеспечьте ребенку надлежащий уход. Для полноценного развития ребенку нужен наполненный желудок, сухой памперс, комфортные условия и любовь.

  3. 3

    Говорите с ребенком. Комментируйте все, что вы делаете (завариваете чай, меняете подгузник, проверяете почту). Говорите с ребенком по-детски, на его языке; это помогает заинтересовать ребенка. Почитайте вместе книгу.

  4. 4

    Пойте ребенку. Пойте детские песенки, мелодии из телепередач или ваши любимые песни.

  5. 5

    Играйте с ребенком. Прекрасными играми являются классическая игра “Ку-ку”, целования животика ребенка, перекатывание мяча туда-сюда. Танцуйте с ребенком на руках.

  6. 6

    Выйдите на улицу. Прогулка на коляске очень развивает, также как посещение новых мест как, например, почта, пекарня, парк и т.д.

  7. 7

    Делайте ребенку потягушки и массаж. Малышам нравится двигать телом. Научитесь основам детского массажа и йоги для детей. Это хорошо помогает успокоить, активизировать и стимулировать ребенка. Даже простое взаимодействие с ребенком как, например, игра в ладушки, покачивание туда-сюда и т.д. являются великолепным упражнением, а нежное втирание масажного масла прекрасно подходит для тактильного развития.

  8. 8

    Купите игровое оборудование или игровой коврик. Это любимое занятие детей с рождения до 12 месяцев. Обычно это удобные, стеганые или яркие коврики, иногда с приподнятыми краями и местом для ребенка посередине. Они могут состоять из съемных, подвесных частей, до которых ребенок может пытаться дотянуться, чтобы взять в руки. Обычно это закрученные, мягкие, издающие треск предметы, которые ребенок может трогать, сжимать и гладить. На некоторых есть огоньки и колокольчики, а некоторые издают смешные звуки или проигрывают музыкальные мелодии или делают все из вышеперечисленного.

  9. 9

    Оглядитесь вокруг. Детям очень нравятся вещи, которые взрослые не воспринимают как что-то особенное: гудки машин за окном, аквариумы, деревья, качающиеся на ветру, одежда, крутящаяся в сушилке.

  10. 10

    Выбирайте игрушки соответственно возрасту. Убедитесь, что игрушка подходит ребенку. Четырехмесячный малыш будет зачарован зеркалом, шестидневный ребенок не сможет его нормально разглядеть, а годовалому малышу это будет скучно. Обычно на развивающих игрушках указан возрастной диапазон игрушки, который можно использовать в качестве ориентира. Убедитесь в том, что игрушка безопасная, чистая и подходит ребенку по возрасту.

  11. 11

    Повторяйте все много раз с целью научить ребенка. Чем больше вы все повторяете (например, показываете много раз, как нажимать на мячик, чтобы он издал хруст), тем быстрее формируются соединения между нейронами. Следовательно, чем больше положительного взаимодействия происходит между вами и ребенком, тем лучше развивается его мозг. Эта стимуляция мозга помогает формированию новых нервных путей и укрепляет уже существующие нервные пути. Но как только вы заметите, что малышу скучно или он устал, остановитесь.

  12. 12

    Получайте удовольствие от общения с ребенком. Вообще-то, все, что нравится и доставляет удовольствие ребенку, является развивающим и стимулирующим занятием для него. Не волнуйтесь о том, что нового узнает ваш ребенок; если он хорошо проводит время, значит он узнает что-то новое.

  13. 13

    Знайте, когда нужно остановиться. Если ребенок начинает ворочаться, плакать или видно, что ему скучно, настало время остановиться. Чрезмерная стимуляция, усталость или если ребенку нужно поесть, поспать и т.д. будут мешать процессу обучения. Если ребенку не нравится занятие, нужно переключиться на что-то другое.

  14. 14

    Научите ребенка второму языку. Знание второго языка дает детям много преимуществ и лучшее время для того, чтобы начать: период с рождения до 3 лет, так как в этот временной промежуток ребенку легче воспринимать новые звуки.

Советы

  • Купите пособие-диск по языку жестов для детей. Включите его и посмотрите вместе с ребенком. Показывайте жесты ребенку. Конечно, ребенок не сможет повторять за вами, но через месяц или чуть больше, ребенок вспомнит их. Повторяйте все жесты каждый день, держа ребенка на руках. Это работает!
  • Детей изначально привлекают вещи, которые издают нежные звуки , например, потрескивание или попискивание, а также яркие, блестящие и имеющие рельефный рисунок предметы.
  • Покупайте игрушки, маркированные для чуть более старших детей.
  • Выбирайте интерактивные игрушки, с которыми ребенку будет интересно. Избегайте игрушек, которые воспроизводят веселые мелодии, но не требуют участия ребенка в процессе игры.

Предупреждения

  • Избегайте видео, DVD и телевизионных шоу-программ. Они не способствуют естественному, здоровому развитию ребенка.
  • Удушение во время игры представляет собой серьезную опасность. Если предмет может пройти через рулон туалетной бумаги, он небезопасен для ребенка. Убедитесь в том, что все игрушки маркированы как игрушки, безопасные для малышей, что у них нет маленьких съемных частей, что они в хорошем состоянии и что их не сняли с производства из-за брака.

Об этой статье

Эту страницу просматривали 7098 раз.

Была ли эта статья полезной?

Источник