Как школа может повысить уровень развития ребенка
Как часто вы рассматриваете, какое влияние на человека оказывает окружающая среда? Я сейчас говорю не о природе, а больше о социальной среде. После рождения дети идут в детский сад, где воспитатели готовят птенчиков к более взрослой жизни в школе.
Родители сами решают, когда ребёнку следует пойти в школу. В шесть лет, семь или даже восемь. Но вы когда-нибудь задумывались о том, как шкода влияет на развитие вашего ребёнка? Сегодня мы затронем эту тему.
Учеба играет большую роль в жизни вашего ребёнка, так как школа занимает большую часть времени в сутках. Именно в школе формируется правильная ориентация личности, и создаются условия для её развития. Школьник тянется больше к тем сферам учения, которые дают ему чувство уверенности в себе и делают более взрослым в собственных глазах. Ребёнку больше нравится ощущать себя самостоятельным и делать что-либо только с небольшой помощью от взрослых. Немаловажную роль в этом играет учитель, который должен правильно подать информацию так, чтобы у школьника возникли интерес и стремление выполнять что-либо качественно. На базе потребности познавать что-либо возникает интерес ребёнка к определённому предмету. Благодаря этому появляются мысли о том, кем стать в будущем или же построение идеала собственной жизни.
Знания — значимая информация, обеспечивающая расширение кругозора вашего ребёнка. Они могут приносить ему чувство удовлетворения, если достаточно интересны. Или же вызывать отрицательные эмоции и смешанные чувства, если не оказывают будоражащего действия. Ключом к получению знаний является успех, именно он формирует особое отношение к школьному предмету.
Несомненно важную роль в развитии индивидуальности личности играет социальный статус в обществе, которое окружает школьника. Достичь высокого положения можно за счёт успешной учебы. Высокая оценка, поставленная преподавателем, обеспечивает чувство абсолютного благополучия в человеке.
В учебном классе формируется коллектив из детей, объединённых общими интересами, достижениями и целями. Соответственно, каждый ребёнок приобретает социальную роль и соответствующие обязанности, которые позволяют получить определенное количество нравственного опыта.
Благодаря изучению школьных предметов ребёнок осваивает понятия, знаки, буквы. Они, в свою очередь, развивают теоретическое мышление и повышают интеллектуальное. Ребёнок должен понимать схемы, которые дают в школе. Что это значит? Это значит, что он должен уметь подставить собственные данные и воспользоваться схемой. Таким образом человек может выделять существенное и учиться получать достоверный результат.
Передача научных знаний и способов научного познания от преподавателя к ребёнку формирует и психологическое состояние личности.
Значимую роль в воспитании личности занимает учитель. Именно он организует учебную и внеучебную деятельность ребёнка. Большое влияние оказывают дискуссии во время урока, так как именно тогда школьник учится доказывать и отстаивать свою позицию.
Эффективность деятельности повышают поручения, которые бывают коллективные и индивидуальные.
Я считаю, что главное в жизни — общение, именно оно развивает в нас качества, чувства, интеллект. Несомненно, в учебном процессе общение должно стоять на первом месте. Причём, включая как общение преподавателя с учеником, так и детей друг с другом. Ведущую роль играет, конечно же, учитель. Любую ссору в коллективе устраняет именно взрослый, а также контролирует дружеские отношения между учащимися, находящимися в определенных рамках.
Можно сделать вывод о том, что школа — одна из движущих сил развития личности ребёнка. Именно она формирует последующее отношение индивидуума к окружающей его среде.
Источник
Каждое школьное домашнее задание – это испытание терпения родителей. Сколько раз приходится призывать ребенка сесть за уроки? Школьник старается оттянуть начало процесса до последнего. Телевизор, компьютер, друзья и т.д. – намного интереснее уроков. А если и удается заставить сесть за уроки, то ребенок просто смотрит в окно. Понятно, что терпение родителей не безгранично, и разгорается скандал. При таком давление ни о каком получении удовольствия от учебы и речи быть не может. Как следствие, полная потеря интереса к учебе и мотивации. Здесь возникает вопрос, как мотивировать ребенка учиться и донести до него, что школа- это не каторга.
С каждым годом растет количество учащихся, мотивация к обучению у которых снижается.
Раньше эта проблема касалась только подростков, в связи с переходным возрастом, однако, сейчас вопрос мотивации затрагивает даже учеников младших классов. В чем причина такой деградации?
Давайте вернемся к первым годам жизни ребенка. Вероятно, что вы замечали у своего малыша, что после первого успешного выполнения какого-либо задания, например, собрать конструктор, он очень доволен и счастлив. Однако при повторном выполнении задании интерес начинает пропадать, и после четвертого-пятого раза это занятие не вызывает былых эмоции. С научной точки зрения это и есть мотивация к обучению. Таким образом, азы мотивации закладываются совсем не в школе, а намного раньше – в младенчестве, и происходит это в домашних условиях.
В детстве намного сложнее донести до ребенка почему он должен учиться. Здесь приходится общаться с ним в игровой форме, создавая условия, в которых у ребенка возникнет интерес учиться новому. На помощь родителям могут прийти развивающие игрушки, которых, благо, в магазинах бессчётное количество. Однако не последнюю роль играет и процесс воспитания.
Давайте разберем этот момент подробнее.
1) Как выяснить в чем же причина низкой мотивации? Действительно ли природа обделила умением учиться или может быть были допущены ошибки в воспитательном процессе?
Скорее всего вы не раз слышали, а возможно, это исходило и из ваших уст, что «пойдешь работать дворником, если не будешь учиться». Такая «прекрасная» перспектива никак не влияет на мотивацию ребенка к обучению, для него «работать» — это далекое будущее. Ребенок сталкивается с трудностями сейчас и не может с ними справиться. Трудности в учебе вызывают нежелание учиться у тех, кого родители не научили в детстве их преодолевать. Таким детям свойственно не хотеть учиться. Также причина отсутствия мотивации может скрываться в прошлом опыте, когда после нескольких попыток ребенок так и не достиг цели. Тут родители должны приходить на помощь и научить свое чадо «не сдаваться», и тогда у него все получится.
2) Чтобы применять какие-либо меры, направленные на повышение мотивации к обучению, для начала стоит понять в чем причина, и признать свои воспитательные ошибки.
3) В учебном процессе очень важна дисциплина. Пока ребенок не может самостоятельно контролировать процесс обучения, родители должны, учитывая его особенности, составить расписание «уроки-отдых», и приучить ему следовать. Когда садиться за уроки, какие уроки следует сделать в первую очередь и т.д. Здесь не стоит забывать про похвалу и поощрения за успешно выполненные уроки. Этот пункт в основном касается первого класса, однако, и в средней школе зачастую не хватает навыков учебной деятельности. В этом случае самым разумным будет также формирование учебной дисциплины, как в первом классе.
4) Не стоит делать за ребенка вещи, которые он может делать сам, даже если и с трудом. К примеру, не стоит делать за него домашнюю работу, лучше подсказывать и создавать ситуацию, при которой он сам дойдет до правильного ответа. В противном же случае ребенок привыкнет, что за него все делают, и перестанет даже пытаться сделать что-то самостоятельно.
5) Момент оценивая также играет важную роль. Стоит учитывать, что ваша оценка и учителя могут отличаться, поскольку вы сравниваете результат со вчерашним, а учитель сравнивает вашего ребенка с классом. Если учитель будет постоянно ругать, то он превратится во врага в глазах ребенка, что может вызвать отвращение к школе и учебе в целом. Конечно лучше, когда учитель говорит: «Ты сделал на одну ошибку меньше, чем в прошлый раз. Молодец, продолжай в том же духе и за следующий тест у тебя будет 4». Здесь стоит быть в постоянном контакте с учителем, чтобы контролировать ситуацию.
6) Результат исследования показал, что высокая мотивация к обучению формируется у детей, в семьях которых им оказывали помощь при выполнении какой-либо задачи. Так же, где присутствовало безразличие и требовался лишь положительный результат, у ребенка формируется не учебная мотивация, а желание избежать неудачи.
7) Важным моментом является нормальная самооценка ребенка. Заниженная самооценка снижает мотивацию к учебе также, как и завышенная. В первом случае ребенок недооценивает свои возможности и наперед считает, что у него ничего не получится. Также не стоит говорить, что ребенок самый умный, если у него средние знания и успехи. Это формирует завышенную самооценку. Такие дети не могут адекватно оценивать свои способности, не могут признавать, что где-то не правы, им будет тяжело в дальнейшем по жизни с таким багажом.
8) Поощрение за хорошую учебу — неотъемлемая часть образовательного процесса. Каким именно способом это делать каждый родитель должен решить сам. Материальное поощрение – это сложный вопрос, поскольку может принести как пользу, так и вред. Нет гарантии, что ребенок в дальнейшем будет учиться, только если ему будут за это платить. Отличный вид поощрения – совместные походы в кино, цирк, парк, кафе, боулинг и т.д., поскольку вы проводите время и общаетесь со своим ребенком.
9) Моментальных успехов не стоит ждать. Главное не бросать повышение учебной мотивации, и тогда обязательно вы увидите положительный результат.
10) Самоконтроль – также неотъемлемая часть успешной учебной деятельности. Многие ошибки возникают из-за невнимательности. Если исключить такие ошибки за счет самопроверки (например, подставить полученное решение в исходное уравнение), то будет меньше ошибок, а значит больше мотивации к новым достижениям. Научите ребенка проверять правильность написания слова по словарю, как проверять правильность математических вычислений, запоминать содержание параграфа и т.д.
11) В подростковом возрасте важна доверительная атмосфера. В этом возрасте уже следует объяснять почему нужно учиться, что это длительный процесс, но необходимый. Тут нужен не жесткий контроль, а помощь. Родители должны помочь определиться, кем ему стать в будущем, исходя их его интересов и навыком. Если в выпускном классе у ребенка твердая три по математике, не стоит его пихать в инженерный ВУЗ, только потому, что вы его закончили. Помните, ваша задача помочь выбрать, а не выбрать за него.
P.S. Если вам интересна тема образования, детского развития, школы и т.д., то подписывайтесь на обновления канала и ставьте лайк!
Источник
Наверняка каждый родитель хоть раз задавался вопросом — как приучить ребёнка к самостоятельности без нервотрёпки и разочарований? Как научить детей с радостью выполнять домашнее задание, сделать процесс обучения увлекательным для самих детей. Наш новый блогер Анна Чиркова рассказывает, как работать с детской мотивацией.
Первый класс. Рассылка
Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников
В последние годы практика педагогов показывает, что число детей, не стремящихся к получению знаний, постоянно растёт. Она появляется даже у учащихся в начальных классах.
Нежелание учиться проявляется в том, что дети забывают выполнить домашние задания, в учебниках и на партах у них беспорядок, на уроках они рисуют, смотрят в окно, разговаривают с одноклассниками, в классе им скучно. Такие дети могут обвинять учителей в своих плохих оценках, но чаще всего неуспеваемость их совсем не волнует.
Почему дети не хотят учиться? Даже педагоги со стажем не всегда готовы однозначно ответить на этот вопрос, но мы попробуем дать максимально простые и действенные способы для мотивации вашего ребёнка.
Причины, по которым дети не хотят учиться, разные, их довольно много. Разберём некоторые из них.
Что влияет на нежелание учиться
1. Ребёнок мал для школы. Родители думают, что их дети готовы к школе, если видят, что они много знают для своего возраста. Но даже если ваш ребёнок достаточно умный, и вы думаете не водить его лишний год в детский сад, это не означает, что он психологически готов к школе. Скорее всего, ребёнок не сможет подчиняться определённым правилам. К тому же маленьким детям сложнее сидеть длительное время на уроках без движений.
2. Конфликты с учителями. Зачастую даже сами учителя не подозревают о конфликте со своими воспитанниками. Они могут заметить, что у ученика плохая успеваемость, изменилось его поведение, хотя, как кажется педагогу, конфликта как такового не было. На самом деле, ребёнок мог услышать неприятные слова в свой адрес или затаить обиду на поведение учителя. Ребёнок может чувствовать себя подавленным, ощущать страх, у него вырабатывается негативное отношение к педагогу. В большинстве случаев дети не хотят рассказывать родителям о своих страхах, связанных со школой, это консервирует конфликт и связанные с ним сложности.
3. Конфликты с учениками. Если такая проблема уже сложилась, то выровнять её без последствий для ребенка бывает очень сложно.
4. Физические дефекты. Например, заикание, дрожание конечностей и другие. Детям очень сложно свыкнуться с мыслью, что они чем-то отличаются от сверстников. Особенно тяжело становится в тех случаях, когда недостатки вызывают издевательства и смех со стороны одноклассников. Зная о своей проблеме, ребёнок не хочет становиться центром внимания, чувствовать себя униженным и лишний раз появляться в школе.
5. Внутрисемейные конфликты. Скандалы между родителями и другими членами семьи. Часто такой ребенок из-за переживаний замыкается в себе, у него пропадает не только мотивация к обучению, он редко интересуется вообще чем-либо.
6. Давление на ребенка со стороны родителей и родственников. Мы ставим детям завышенные планки, отправляя их в самые лучшие школы, где ведется обучение на более высоком уровне, записываем в различные секции. Только представьте, в какое количество секций родители пытаются отдать своих чад, не беря в расчет мнение самих детей. Родители кричат, возмущаются, ругают детей, если те приносят плохие оценки или просто не дотягивают до результатов своих одногруппников. Подумайте, возможно вы слишком давите на детей, заставляя их делать то, чего они не хотят.
Какие факторы влияют на интерес к учёбе
1. Интерес к изучаемым предметам. Часто у детей пропадает интерес к изучению некоторых предметов только потому, что они кажутся детям скучными. Однако нужно дать понять ребёнку, что на всех уроках дают нужную информацию, которая развивает разные навыки, поэтому важно изучать все предметы. Существует много дисциплин, изучение которых требует большего труда. В этом случае нужно найти другую мотивацию. Многое зависит от преподавателя, умеющего простым языком объяснять сложные вещи и так упрощать процесс изучения.
2. Способ изучения предметов. В начальных классах детям намного проще обучаться с помощью активных методов, обсуждений и игровой формы. Преподавателю стоит обратить внимание, что задания типа «переписываем учебники» и «работаем самостоятельно» снижают интерес к предмету, а творческие и различные необычные, наоборот, повышают.
3. Восприятие информации. Некоторые дети лучше воспринимают информацию через зрение, другие через слух, третьи через изображения. Эффективность обучения детей во многом зависит от типа восприятия информации. Родители могут сами подбирать способы обучения ребёнка, если поймут его особенности восприятия информации.
4. Интерес учителя. Когда педагог заинтересовывает учеников личным примером, показывает положительное отношение к предмету, то дети тоже испытывают интерес к тому, что им преподают. Когда они знают, что на занятиях они услышат что-то смешное или интересное, то с радостью будут ожидать этих предметов.
Какие бывают виды мотивации
Для успешного обучения мотивация является одним из самых важных условий. Наиболее значимыми для учащихся являются следующие мотивы:
- познавательные, то есть стремление больше знать, стать эрудированным;
- коммуникативные — расширение круга общения через повышение интеллектуального уровня и новых знакомств;
- эмоциональные;
- саморазвитие — раскрытие своих способностей и талантов;
- позиция школьника;
- достижения;
- внешние — поощрения, наказания.
Кроме этого, мотивы делятся на внешние (социальные) и внутренние (познавательные). Пример внешней мотивации: «Надо сдать экзамен, потому чтобы родители не ругали». Внутренняя мотивация: «Мне очень нравятся уроки литературы, поэтому я читаю в любую свободную минуту, с каждой прочитанной книгой узнаю что-то новое».
Есть еще два вида мотивации — устойчивая и неустойчивая. Пример устойчивой мотивации: «Со дня поступления в школу рисования я ни разу не пожалела, что выбрала именно эту секцию». Неустойчивая: «Сходила на концерт, тоже захотела играть на каком-то инструменте, начала заниматься, через какое-то время бросила».
Чаще всего мотивация у детей бывает неустойчивая в силу того, что они очень эмоциональные. Новыми эмоциями и впечатлениями очень легко перебить старые
Ребенку, который не заинтересован в обучении, очень сложно применить полученные знания на практике, а отсутствие мотивации к учебному процессу приводит к хронической неуспеваемости. Почему так происходит? Часто виноваты сами родители.
Безусловно, только вы сами можете выбирать, как правильно воспитывать вашего ребёнка, но именно от этого выбора зависит его и ваша жизнь. Не все родители осознают, какие ошибки они совершают в процессе мотивации своих чад. Рассмотрим не все, но самые актуальные из них, которые встречаются среди родителей чаще всего.
1. Занижение самооценки вашего ребенка, программирование на неуспех. Такое происходит, когда вы говорите ребенку, что из него не выйдет ничего хорошего, что он станет дворником, если не будет хорошо учиться. Подобные слова приводят к занижению самооценки, при любых неудачах ребёнок отпускает руки, завершает начатое при малейших проблемах.
2. Обман и запугивание. Если вы будете использовать такие методы, связь и доверие между вами и вашим ребёнком будет разрушены.
3. Завышенные требования, не учитывание возможностей ребенка. Родитель может думать, что ребёнок ленится или «нарочно не учится», в то время как могут быть конкретные причины (особенности умственного развития, заболевания, усталость).
4. Подарки в обмен на хорошую успеваемость. В таком методе есть много минусов. У ребенка быстро развивается привыкание получать то, чего он хочет, посредством хороших оценок. В будущем он может начать требовать вознаграждение и выполнять ваши просьбы только после получения желаемого. Такие дети нацелены только на получение презентов, а не на хорошую учебу.
5. Мотивация успехом. Зачастую родители уверяют ребенка в том, что все его действия должны быть направлены на успех и высокий статус в обществе. В будущем из таких детей вырастают люди, которые делают всё ради успеха и денег, а не потому что это приносит им положительные эмоции или направлено на помощь близким.
6. Чрезмерная нагрузка разными занятиями и секциями. Современные родители любят максимально плотно планировать график детей, чтобы те ежедневно проводили свое время с пользой. Детская психика может не выдержать такой нагрузки, так вы получите полное отсутствие интереса к занятиям.
Как повысить мотивацию к учёбе
1. Обучайте ребёнка в игровой форме
Игра — это уникальный инструмент педагогического воздействия. Если ребёнок не хочет учиться или у него что-то не получается, вы всегда можете придумать игру, при выполнении которой он сможет выполнить данные вами задания.
Это могут быть интеллектуальные игры-упражнения, игры-тренинги, основанные на соревновании. Школьникам они показывают уровень их подготовленности и тренированности. Путём сравнения с противоположной командой ученики сами видят свои пробелы в знаниях, это побуждает в них познавательную активность.
Игровая форма не предполагает стандартного оценивания ученика, поэтому можно вызвать интерес даже у отстающих детей.
2. Поддерживайте ребёнка в его увлечениях
Не навязывайте свои любимые занятия, позвольте ему заниматься своим хобби. Помогите детям открыть их скрытые таланты или развить уже имеющиеся, пусть они свободно выбирают то, что их увлекает.
3. Маленькие поощрения, а не большие награды
Поощряйте ребенка, хвалите за результат, но не стоит это делать в денежной форме и в виде дорогих подарков. Иначе настанет время, когда ребёнок захочет продать вам результаты своего труда подороже. Например, гораздо лучше работает правило «За каждое правильное задание — 1 конфетка», чем «За каждую пятерку в дневнике — торт». Конфетка — это своего рода гарантия, что трудновыполнимое домашнее задание происходит в атмосфере доверия, что само по себе уже является мотивацией.
4. Интересуйтесь тем, что ребёнок изучил в школе, а не его оценками
Покажите ему, как можно применить полученные знания, обсуждайте вместе его рассказы. Как можно чаще побуждайте ребенка к размышлению, обсуждению. Помните, что любые оценки — вещь субъективная, это не показатель знания вашего ребенка, а всего лишь его оценка со стороны педагогов.
Ребенок не обязан быть отличником, он имеет право получать плохие отметки. Если же он сам расстроился из-за двойки — поддержите и никогда не ругайте. Ведь в первую очередь вы должны быть ему другом и напарником.
5. Минимизируйте стрессы
Расскажите детям, как вы сами преодолевали трудности в школе, как справлялись со сложными задачами. Покажите, чего вы достигли сейчас, когда прошли этот путь. Вместе поговорите о своих неудачах и страхах.
Ребёнок всегда должен знать, что его услышат, а проблемы не будут преувеличены. Объясните, что стресс является неотъемлемой частью жизни, научите с ним справляться, чтобы в будущем ребёнок сам смог преодолевать его.
Мотивация к обучению развивается не за один день, иногда на это требуется много сил и времени. Если вы что-то упустили при воспитании своего ребёнка, никогда не поздно начать выстраивать ваши отношения на основе доверия и понимания.
Не мотивируйте ребёнка далекими и призрачными целями, непонятными для его возраста. Каждый родитель должен найти, в чем заключается потенциал их детей. Пробуйте раскрыть его таланты с разных сторон, давайте ему возможность проявить себя. Ищите в своих детях задатки к какому-либо роду деятельности, показывайте на своем примере, что мы всю жизнь учимся новому, что в жизни много всего интересного.
Не забывайте, что ни в коем случае нельзя бить, унижать, кричать на ребёнка, ведь школа рано или поздно закончится, а ваши отношения останутся. Согласно исследованиям Е. Н. Волковой, у большинства детей, живущих в семьях, в которых применяются тяжелые физические, эмоциональные, и другие виды насилия, имеются признаки задержки физического и нервно-психического развития. У них ухудшается память, процессы запоминания и сохранения затруднены, резко возрастает избирательность в запоминании. Внимание становится рассеянным, речь беднеет, появляется заикание. Дети значительно хуже успевают в школе, процессы школьной адаптации труднее протекают.
Представьте, каким человеком будет ваш ребёнок в конце учебного пути. Время, потраченное на учебу, очень ценно для его формирования как личности, не упускайте его!
Фото: Shutterstock (granata68)
Источник