Аутизм и физическое развитие ребенка
Доклад на тему:
«Физическое развитие детей с РАС»
Двигательная сфера детей с РАС характеризуется наличием стереотипных движений, трудностями формирования предметных действий и бытовых навыков, нарушениями мелкой и крупной моторики. Детям свойственны, в частности, нарушения в основных движениях: тяжелая, порывистая походка, импульсивный бег с искаженным ритмом, лишние движения руками или нелепо растопыренные руки, не принимающие участия в процессе двигательной деятельности, одноопорное отталкивание при прыжке с двух ног. Движения детей могут быть вялы или, наоборот, напряженно скованны и механистичны, с отсутствием пластичности. Для детей являются трудными упражнения и действия с мячом, что связано с нарушениями сенсомоторной координации и мелкой моторики рук. У многих детей на занятиях физкультуры проявляются стереотипные движения: раскачивания всем телом, похлопывания или почесывания, машущие движения кистью и пальцами рук, движения руками, похожие на хлопанье крыльями, ходьба на цыпочках, кружения вокруг своей оси и другие движения, которые связаны с аутостимуляцией и отсутствием самоконтроля. У детей отмечаются нарушения регуляции мышечной деятельности, своевременно не формируется контроль над двигательными действиями, возникают трудности в становлении целенаправленных движений, страдает пространственная ориентировка.
На занятиях физической культуры ребёнок не только может получить знания, умения и навыки, а также быть ориентированным на их практическое применение, но в наибольшей степени получает навыки коммуникации, социализации.
Форма организации занятий должна учитывать специфику ребёнка в том плане, что такой ребёнок не может длительно концентрировать внимание, быстро утомляется, а потому продолжительность занятия во многом зависит от самочувствия и активности, демонстрируемых ребёнком.
Что касается содержания занятий, то основной сложностью здесь является создание такого занятия, которое включало бы широкий спектр разнообразных упражнений, нацеленных в первую очередь на общефизическое развитие. При этом, для каждого из упражнений должна быть возможность для его усложнения при сохранении общей привычной формы. Это связано с тем, что для ребёнка с аутизмом очень важны постоянство, выполнение некой стабильной последовательности действий. Такой последовательностью на занятиях физической культуры становится серия упражнений. Упражнения, привычные по форме, но с постепенно усложняющимся содержанием становятся для ребёнка значительно меньшим стрессом, чем совершенно новые упражнения.
Важно также, чтобы каждое отдельное упражнение, каждый блок движений имел цель, и эта цель была понятна ребёнку. Обязательна медленная, последовательная демонстрация отдельных движений с обозначением их целей. Однако следует при этом помнить, что цели надо ставить очень чётко, они должны быть реальными, и быть правильно понятыми ребёнком.
Несомненно, основой на занятиях физической культуры для детей является развитие крупной и мелкой моторики. Под моторикой мы понимаем движения, выполняющие определённые задачи, сопровождающиеся последовательностью действий. Крупная моторика — это такие действия, как ходьба, бег, прыжки, переворачивания, наклоны, ползание и прочие. Развитие крупной моторики ребёнка с аутизмом проходит по общему принципу, становясь основой развития ребенка, на неё накладываются более тонкие и сложные движения мелкой моторики
Наибольшие сложности в физическом развитии связаны обычно с нарушением ориентации в пространстве, равновесия, сложностью одновременных движений обоими сторонами тела (обеими руками, ногами). Рассмотрим некоторые возможности для развития этих аспектов.
Ориентации человека в пространстве способствует проприоцептивная система(группа сигналов, посылаемых в центральную нервную систему специальными терминалами), обеспечивающая нам мышечно-суставное чувство, на основе которого определяется положение тела в пространстве и взаиморасположение его частей. Дети с РАС часто имеют недоразвитие этой системы, а потому их важно обучать упражнениям на развитие координации и ориентации в пространстве. Примеры таких упражнений: прыжки на батуте, спортивном мате, большом мяче-фитболе, ползание по тоннелю, гимнастической скамейке, наклонной доске.
Развитию согласованности движений разных сторон тела и их координации может способствовать ползание на четвереньках, перепрыгивание предметов, броски и ловля мяча обеими руками, что развивает двухстороннюю интеграцию. Развитию синхронности движений рук и моторной координации способствуют удары ракеткой по мячу, игры с мыльными пузырями, броски и ловля мяча, игры с воздушными шарами.
Мы уже отмечали, что возможности коммуникации, социализации, предоставляемые на занятиях физической культуры, огромны. Бытовая неприспособленность — характерный показатель для детей с РАС. Первоначально обязательным оказывается присутствие и помощь взрослого на занятиях физической культуры, а затем, с усвоением детьми совокупности упражнений и привыканием их к педагогу, дети могут проявить большую самостоятельность.
Занятия физической культуры дают широкие возможности для социализации, работы детей в группе. Ребёнок с аутизмом во многих случаях крайне негативно воспринимает прикосновения к себе других людей (в том числе, и педагога). В этом случае приучать ребёнка к прикосновениям следует, подходя к нему сзади — такие касания дети в меньшей степени рассматривают как агрессию. Постепенно ребёнок привыкает к прикосновениям, осознаёт их необходимость на занятиях физической культуры (поддержать, чтобы ты не упал, взять за руку, чтобы смог сохранить равновесие и т. п.). Объяснения необходимости прикосновений должны присутствовать, а также быть чёткими и подробными.
Особо значимы для ребёнка упражнения, позволяющие работать в группе. Полезно для этих целей перетягивание каната. В этом случае, несмотря на то, победила или проиграла его команда, ребёнок может почувствовать себя её частью. Желательным в этом случае является формирование ситуации успеха.
Поощрение, похвала — обязательный элемент на занятиях физической культуры. Дети с РАС сразу не способны достичь результата, поэтому педагогу необходимо искать любые возможности для похвалы (за то, что просто выполнил упражнение, даже за то, что приступил к выполнению, услышав педагога). Только тогда в перспективе возможны результаты. Также важно, чтобы ребёнок не осознавал собственной неуспешности. Например, при пояснении цели упражнения, следует заметить, что его, скорее всего, потребуется выполнить много-много раз, чтобы всё получилось хорошо.
Нормализация физического состояния и психофизического тонуса является одним из важных аспектов социализации детей с РАС. Поэтому таким детям необходимы постоянные физические нагрузки для поддержания психофизического тонуса и снятия эмоционального напряжения. Наряду со специальными занятиями по психомоторной коррекции и развитию двигательной сферы детям с РАС рекомендуются занятия адаптивным спортом.
Источник
Аутистам и алаликам в дополнение к нарушениям речи часто свойственна некоторая физическая «деревянность» и неловкость.
До определённого возраста физическое развитие в большинстве случаев проходит без вопросов. Например, мой сын по возрасту научился базовым малышовым движениям: переворачиваться, сидеть, ползать и ходить. Но вот дальше…
Слезть/залезть на диван было большой проблемой — кое-как научились этому аж к полутора годам. Подниматься по лестнице, чередуя ноги, получилось только к 2,2. Примерно в этом же возрасте научились спрыгивать с небольшой высоты на пол. Сравнительно полноценные прыжки с крохотным отрывом от земли появились ближе к 2,7 годам.
Читая паблики и комментарии других родителей, я понимаю, что мы не одни такие. У особых детей трудности с крупной моторикой и её замедленное развитие после 1-1,5 лет наблюдаются почти повсеместно.
Почему возникают трудности с физическим развитием?
Проблемы с имитацией
При занятиях спортом требуется наблюдение и копирование действий другого человека. Что для алаликов, что для аутистов, сосредоточить внимание и повторить действия — большая проблема.
Отсутствие мотивации
Особые дети часто не понимают зачем им напрягаться и делать что-то, что может быть сложным или дискомфортным для них. Для них недостаточно мотивации обычных детей «быть как взрослые».
Почему физическое развитие и спорт так важны для мозга?
Потому, что сложные моторные движения заставляют работать нейроны, улучшают кровоснабжение и насыщают мозг кислородом. Но кроме этого физические нагрузки заставляют мозг расти.
Подавляющее большинство нейронов закладываются ещё до рождения. Но некоторые части мозга сохраняют возможность производить новые нейроны, создавая больше связей и заменяя повреждённые. Реализуется это через нейротрофины — особые вещества, которые стимулируют и контролируют рост нервных клеток.
Одним из самых активных нейротрофинов является нейротрофический фактор мозга — это белок, который вырабатывается в организме под действием гена BDNF. Нейротрофический фактор мозга очень важен, так как под его действием растут нейроны в коре головного мозга и гиппокампе, которые ответственны за обучение, память и обработку сенсорной информации.
Учёные проводили эксперименты с выключением работы гена BDNF на мышах. Для мышей это закончилось плохо — они страдали от дефектов развития ЦНС, нарушения координации и обострённой сенсорной чувствительности. Некоторые мыши погибали от пороков сразу после рождения.
Считается, что гены — это что-то постоянное, что-то, на что нельзя повлиять. Но это не так. Многие гены увеличивают или уменьшают свою активность под действием факторов внешней среды. И ген BDNF как раз такой ген — физические нагрузки увеличивают его синтез в 3 раза, что запускает процесс роста нейронов и прямо влияет на нейропластичность — то самое восстановление связей между нервными клетками, за которым мы, родители особых детей, так гонимся.
Кроме роста мозга, систематические физические упражнения снижают у детей агрессивность, тревожность, помогают сосредоточится, научится имитации и повышают мотивацию.
Детей с нарушениями развития нередко сопровождает вторичное СДВГ. Исследования показывают, что СДВГ вызывается дисфункцией обмена дофамина и норадреналина в мозге. Так вот, эти вещества можно восполнить только двумя способами: фармакологическими препаратами и спортом. Причем если фармакология только искусственно поддерживает нужный уровень вещества, то систематические занятия спортом фактически лечат СДВГ — они учат организм правильной выработке и обмену.
Как мотивировать ребёнка делать упражнения и чем можно заниматься?
Отсутствие имитации и мотивации самая большая проблема. Показываешь что-то ребёнку, а ему всё равно. Он даже не смотрит. Но не стоит опускать руки!
По крайней мере вначале пути, особым детям не подойдут традиционные занятия с инвентарём и сложными моторными движениями. Но в игровой форме можно многое из них выжать.
- Игровой туннель ИКЕА или аналогичный ему
фото из открытых источников
Равнодушных к тоннелям малышей мало. Особые дети не исключение — они с охотой забираются в тоннель, чтобы его исследовать. А пока они его исследуют, параллельно незаметно для них развивается крупная моторика и межполушарные связи (полушария начинают более слаженно работать и обмениваться информацией) потому, что чтобы ползать ребёнку необходимо одновременно выполнять движения правыми и левыми конечностями.
- Ходьба по массажным коврикам
Помимо того, что это замечательная профилактика плоскостопия, ходьба по массажным коврикам тренирует нервно-мышечную систему. Как? На коврики с разными поверхностями дети ставят стопу по-разному. Нервные окончания на стопах получают разные сигналы и учатся их обрабатывать, что положительно влияет на развитие сенсорики и координации.
- Ходьба по скамье или массажным кочкам
Ещё одно простое упражнение, доступное особым детям. Прекрасно развивает равновесие и проприоцепцию (ощущение положения тела и конечностей в пространстве).
Для выполнения требуется низкая скамья или длинная доска — по ним ребёнок должен ходить, пытаясь удержать равновесие. Если этих предметов нет или их некуда ставить, можно использовать дорожку из массажных кочек, по которым ребёнку надо шагать туда-сюда.
- Ходьба на руках
Мой сын обожал это упражнение и буквально заливался смехом от него. Оно очень хорошо тренирует руки и спину. Так как голова оказывается ниже туловища, к ней лучше приливает кровь, увеличивая питание мозга.
Мы обходились без подсказок, но если ребёнок не понимает, чего от него хотят, то можно сделать наклейки в форме рук на пол.
фото из открытых источников
Если жалко портить пол наклейками, то к фигуркам рук можно с изнанки прицепить липучки и использовать их на ворсистом ковре — липучки, цепляясь к ковру, будут удерживать «руки» на месте.
Внимание: не делайте это упражнение, если у ребёнка повышенное артериальное давление и проблемы с сосудами глаз и мозга.
- Батут
Отличный способ заставить поработать физически даже самых ленивых детей-нехочух. На нём можно достаточно легко и без принуждения научить ребёнка прыгать. Кроме общего физического развития, батут прекрасно тренирует равновесие, так как при прыжках человеческий организм интуитивно старается подобрать лучшее положение для приземления без травм.
Внимание: для детей с какими-либо проблемами в области шейных позвонков батут противопоказан.
- Кегли
Простая, всем знакомая игра, хорошо развивающая глазомер, точность и силу движений — то, с чем у особых детей практически поголовно трудности. Каким-то особым правилам учить ребёнка не надо. Пусть даже одну кеглю собьёт и это уже будет маленькая победа.
Мы купили кегли в магазине. В комплекте с ними шли 2 совсем лёгких пластиковых мячика, которые ничего не сбивали, поэтому мы просто заменили их на самый обычный мяч.
- Забрасывание мяча в корзину (баскетбол)
Развивает то же самое, что и кегли — ловкость, точность движений, глазомер.
В магазинах есть раскладывающиеся стойки с корзинами. Если у вас дома совсем мало места или нет денег, можно организовать подобную игру, просто закидывая мяч в обычное ведро.
- Шведская стенка
Эффективная и всем известная классика ЛФК. Если есть возможность, обязательно поставьте дома и у вас фактически получится мини-площадка.
фото из открытых источников
При помощи шведской стенки можно тренировать мышцы и межполушарное взаимодействие, забираясь по лестнице туда и обратно. А висение на кольцах и турнике укрепляют спину (если нет лишнего веса).
- Бассейн с шариками
Ещё одно замечательное приспособление, от которого не откажется ни один ребёнок. Казалось бы, что особенного в бассейне с шариками? Но они прекрасно снимают напряжение и тревогу, а ещё улучшают координацию. Шарики норовят ускользнуть и малышу приходится постоянно работать, ища удобное положение, чтобы сделать какое-то движение.
Для гиперактивных малышей с проблемами по части сенсорики лучше выбирать спокойные цвета шаров, чтобы не перегружать нервную систему — от чрезмерной стимуляции цветом ребёнок может стать более капризным и начать хуже спать.
Всё вышеописанное — фактически игры с вовлечением физического компонента. Сверхъестественной спортивной подготовки вы от них конечно не получите. Но сделать базу, улучшить настроение, мышечный тонус и развить ребёнка им вполне под силу.
Вам могут быть интересны другие статьи по теме:
Как выбрать логопеда для ребёнка с алалией, аутизмом и другими нарушениями развития
«Волшебные пилюльки» — помогают ли лекарства при алалии, аутизме и ЗПР?
Мелкая моторика как база развития речи у неговорящих детей
Источник
Екатерина Павловна Карасу
Физическое развитие детей с расстройствами аутистического спектра
Аутистам и алаликам в дополнение к нарушениям речи часто свойственна некоторая физическая «деревянность» и неловкость.
До определённого возраста физическое развитие в большинстве случаев проходит без вопросов.
Почему возникают трудности с физическим развитием?
Проблемы с имитацией
При занятиях спортом требуется наблюдение и копирование действий другого человека. Что для алаликов, что для аутистов, сосредоточить внимание и повторить действия — большая проблема.
Отсутствие мотивации
Особые дети часто не понимают зачем им напрягаться и делать что-то, что может быть сложным или дискомфортным для них. Для них недостаточно мотивации обычных детей «быть как взрослые».
Почему физическое развитие и спорт так важны для мозга?
Потому, что сложные моторные движения заставляют работать нейроны, улучшают кровоснабжение и насыщают мозг кислородом. Но, кроме этого, физические нагрузки заставляют мозг расти.
Подавляющее большинство нейронов закладываются ещё до рождения. Но некоторые части мозга сохраняют возможность производить новые нейроны, создавая больше связей и заменяя повреждённые. Реализуется это через нейротрофины — особые вещества, которые стимулируют и контролируют рост нервных клеток.
Одним из самых активных нейротрофинов является нейротрофический фактор мозга — это белок, который вырабатывается в организме под действием гена BDNF. Нейротрофический фактор мозга очень важен, так как под его действием растут нейроны в коре головного мозга и гиппокампе, которые ответственны за обучение, память и обработку сенсорной информации.
Учёные проводили эксперименты с выключением работы гена BDNF на мышах. Для мышей это закончилось плохо — они страдали от дефектов развития ЦНС, нарушения координации и обострённой сенсорной чувствительности. Некоторые мыши погибали от пороков сразу после рождения.
Считается, что гены — это что-то постоянное, что-то, на что нельзя повлиять. Но это не так. Многие гены увеличивают или уменьшают свою активность под действием факторов внешней среды. И ген BDNF как раз такой ген — физические нагрузки увеличивают его синтез в 3 раза, что запускает процесс роста нейронов и прямо влияет на нейропластичность — то самое восстановление связей между нервными клетками, за которым мы, родители особых детей, так гонимся.
Кроме роста мозга, систематические физические упражнения снижают у детей агрессивность, тревожность, помогают сосредоточится, научится имитации и повышают мотивацию.
Детей с нарушениями развития нередко сопровождает вторичное СДВГ. Исследования показывают, что СДВГ вызывается дисфункцией обмена дофамина и норадреналина в мозге. Так вот,эти вещества можно восполнить только двумя способами: фармакологическими препаратами и спортом. Причем если фармакология только искусственно поддерживает нужный уровень вещества, то систематические занятия спортом фактически лечат СДВГ — они учат организм правильной выработке и обмену.
Как правило, у детей с расстройством аутистического спектра нарушена крупная и мелкая моторика, координация движений. Плавность, точность и ритмичность движений прослеживаются не всегда, в телесном и окружающем пространстве дети с РАС ориентируются с трудом.
Занятия по адаптивной физической культуре необходимо начинать с того, что ребенку уже знакомо, и что он умеет выполнять. Новый материал необходимо вводить постепенно, чтобы не вызвать негативные реакции на занятия или полный отказ от них. Важно учитывать особенности ребенка, его интересы и уровень развития.
Для ребенка с РАС необходим твердый график занятий и четкая структура занятия: ритуалы приветствия и прощания, порядок выполнения упражнений на занятии.
Занятия, направленные на развитие физической активности ребенка с РАС,должны строиться из следующих упражнений:
1. Упражнения на коррекцию и развитие общей и мелкой моторики, активизацию межполушарного взаимодействия (пальчиковые игры, игры с различными фактурными поверхностями).
2. Упражнения, включающие лазания, залезания, перелезания, подлезания, ползания различными способами (можно использовать различные спортивные модули, комплексы, либо выстроить полосу препятствий из подручных материалов с учетом техники безопасности).
3. Упражнения на освоение телесного и окружающего пространства (задания можно выполнять в различных исходных положениях).
В конце занятия, а также между заданиями и упражнениями необходимо использовать самомассаж, растяжки и дыхательные упражнения.
При необходимости включить в занятие упражнения на снятие и устранение навязчивых движений.
Возможно использование на занятии музыкального сопровождения, в зависимости от предпочтений ребенка (классические инструментальные произведения, звуки природы, шум воды, дождя и т. д.)
Детей с аутизмом сначала рекомендуется обучать восприятию и воспроизведению движений в пространстве собственного тела – начиная с движений головой, руками, кистями и пальцами рук, а затем переходя к движениям туловищем и ногами.
При двигательном и эмоциональном тонизировании ребенка, после телесно ориентированных игр или во время упражнений на тоническую стимуляцию у ребенка часто устанавливается прямой взгляд, он начинает разглядывать педагога и окружающий мир.
Чтобы побудить ребенка наблюдать за движениями, узнавать, ощущать и называть их,необходимо:
— медленно и четко выполнять движения, комментируя их;
— описывать выполняемые упражнения просто, но образно, пользуясь одинаковой терминологией для повторяющихся движений;
— проговаривать выполняемые движения, в том числе вместе с ребенком, и предлагать ему называть их;
— начинать упражнения с простейших движений (растираний ладоней и хлопков в ладоши; растираний рук и движений руками вперед, вверх, вниз; растираний ног, наклонов туловища, различных движений ногами и др.);
— одновременно работать над небольшим количеством упражнений, повторяя их;
— сопровождать движения ритмичным стихотворением или счетом;
— помогать ребенку и ободрять его, исправлять неправильные движения, поощрять даже малейшие успехи.
Если ребенок демонстрирует страх перед телесным контактом или отказывается от него, а любая попытка принудить его к этому влечет за собой проявление тревоги и агрессии, то можно помогать выполнять упражнения, сидя или стоя за спиной ребенка, так как приближение со стороны спины переживается им как меньшее вторжение, а значит, и меньшая опасность. Можно использовать также спортивный инвентарь, за который ребенок будет держаться и выполнять все необходимые движения.
Как мотивировать ребёнка делать упражнения и чем можно заниматься?
Отсутствие имитации и мотивации самая большая проблема. Показываешь что-то ребёнку, а ему всё равно. Он даже не смотрит. Но не стоит опускать руки!
По крайней мере вначале пути, особым детям не подойдут традиционные занятия с инвентарём и сложными моторными движениями. Но в игровой форме можно многое из них выжать.
Игровой туннель.
Равнодушных к тоннелям малышей мало. Особые дети не исключение — они с охотой забираются в тоннель, чтобы его исследовать. А пока они его исследуют, параллельно незаметно для них развивается крупная моторика и межполушарные связи (полушария начинают более слаженно работать и обмениваться информацией) потому, что чтобы ползать ребёнку необходимо одновременно выполнять движения правыми и левыми конечностями.
Ходьба по массажным коврикам.
Помимо того, что это замечательная профилактика плоскостопия, ходьба по массажным коврикам тренирует нервно-мышечную систему. Как? На коврики с разными поверхностями дети ставят стопу по-разному. Нервные окончания на стопах получают разные сигналы и учатся их обрабатывать, что положительно влияет на развитие сенсорики и координации.
Ходьба по скамье или массажным кочкам.
Ещё одно простое упражнение, доступное особым детям. Прекрасно развивает равновесие и проприоцепцию (ощущение положения тела и конечностей в пространстве).
Для выполнения требуется низкая скамья или длинная доска — по ним ребёнок должен ходить, пытаясь удержать равновесие. Если этих предметов нет или их некуда ставить, можно использовать дорожку из массажных кочек, по которым ребёнку надо шагать туда-сюда.
Ходьба на руках.
Так как голова оказывается ниже туловища, к ней лучше приливает кровь, увеличивая питание мозга.
Мы обходились без подсказок, но если ребёнок не понимает, чего от него хотят, то можно сделать наклейки в форме рук на пол.
Если жалко портить пол наклейками, то к фигуркам рук можно с изнанки прицепить липучки и использовать их на ворсистом ковре — липучки, цепляясь к ковру, будут удерживать «руки» на месте.
Внимание: не делайте это упражнение, если у ребёнка повышенное артериальное давление и проблемы с сосудами глаз и мозга.
Батут
Отличный способ заставить поработать физически даже самых ленивых детей-нехочух. На нём можно достаточно легко и без принуждения научить ребёнка прыгать. Кроме общего физического развития, батут прекрасно тренирует равновесие, так как при прыжках человеческий организм интуитивно старается подобрать лучшее положение для приземления без травм.
Внимание: для детей с какими-либо проблемами в области шейных позвонков батут противопоказан.
Кегли
Простая, всем знакомая игра, хорошо развивающая глазомер, точность и силу движений — то, с чем у особых детей практически поголовно трудности. Каким-то особым правилам учить ребёнка не надо. Пусть даже одну кеглю собьёт и это уже будет маленькая победа.
Забрасывание мяча в корзину (баскетбол)
Развивает то же самое, что и кегли — ловкость, точность движений, глазомер.
В магазинах есть раскладывающиеся стойки с корзинами. Если у вас дома совсем мало места или нет денег, можно организовать подобную игру, просто закидывая мяч в обычное ведро.
Шведская стенка
Эффективная и всем известная классика ЛФК. Если есть возможность, обязательно поставьте дома и у вас фактически получится мини-площадка.
При помощи шведской стенки можно тренировать мышцы и межполушарное взаимодействие, забираясь по лестнице туда и обратно. А висение на кольцах и турнике укрепляют спину (если нет лишнего веса).
Бассейн с шариками
Ещё одно замечательное приспособление, от которого не откажется ни один ребёнок. Казалось бы, что особенного в бассейне с шариками? Но они прекрасно снимают напряжение и тревогу, а ещё улучшают координацию. Шарики норовят ускользнуть и малышу приходится постоянно работать, ища удобное положение, чтобы сделать какое-то движение.
Для гиперактивных малышей с проблемами по части сенсорики лучше выбирать спокойные цвета шаров, чтобы не перегружать нервную систему — от чрезмерной стимуляции цветом ребёнок может стать более капризным и начать хуже спать.
Всё вышеописанное — фактически игры с вовлечением физического компонента. Сверхъестественной спортивной подготовки вы от них, конечно, не получите. Но сделать базу, улучшить настроение, мышечный тонус и развить ребёнка им вполне под силу.
Обучать детей с аутизмом выполнению движений во внешнем пространстве следует, начиная с упражнений на перемещение и переходя затем к упражнениям на преодоление и обход внешних препятствий. Эти упражнения распределяются на 4 группы,по степени нарастания координационной сложности: упражнения в ползании, в ходьбе, в беге и в прыжках.
Чтобы научить ребенка различным видам перемещений и движений во внешнем пространственном поле,необходимо:
— начинать обучение с коротких перемещений по прямой;
— постепенно переходить к передвижению на более длинные дистанции и к перемещениям с изменением направления движения: по кругу, дуге, зигзагообразно и др. ;
— облегчить выполнение заданий, разметив помещение сплошными цветными линиями или другими ориентирами, четко обозначив линии “старт” и “финиш”, а также “зону отдыха”;
— формулировать задания точно и таким образом, чтобы они побуждали ребенка к действию,например: “Проползи рядом со мной”, “Пробеги по линии”;
— показывать и называть незнакомые движения, используя пошаговую инструкцию;
— сопровождать выполняемые движения ритмичными словами, хлопками в ладоши и т. д., что является существенной помощью ребенку;
— формировать у ребенка указательный жест и указательный взгляд;
— не утомлять ребенка, чередовать выполнение упражнений во внешнем пространстве с упражнениями в пространстве;
— формировать ощущение собственного тела, дозировать нагрузку;
— двигаться вместе с ребенком, рядом с ним;
— поощрять даже малейшие успехи.
Обучив ребенка движениям на перемещение во внешнем пространстве, можно переходить к обучению точным действиям во внешнем пространственном поле.
Развивать умение выполнять точные действия в пространственном поле рекомендуется с помощью, во-первых, упражнений на точность перемещений во внешнем пространственном поле и, во-вторых, упражнений на развитие умения выполнять точные действия в пространственном поле с предметами.
Чтобы научить ребенка выполнять точные действия в пространственном поле,необходимо:
— сопровождать образцы движений коротким, но образным объяснением, относящимся только к одному из аспектов движения или к одному действию;
— выполнять движение (или действие) вместе с ребенком (хотя бы частично, обязательно сопровождать движение (действие) инструкцией, в том числе пошаговой;
— использовать для облегчения выполнения заданий различные ориентиры и четко обозначать зоны пространства, например “зону для выполнения упражнений”, “зону для игр”, “зону для отдыха” и др. ;
— давать ребенку по ходу движения (или действия) словесные объяснения;
— создавать интересные ситуации и побуждать ребенка реализовывать их,например: “Этот мячик с колокольчиком внутри; попади в него другим мячиком — и он зазвенит”;
— исправлять неправильные движения ребенка;
— радоваться вместе с ребенком его успехам, помогать ему преодолевать чувство страха перед незнакомыми предметами или движениями.
В процессе обучения детей с аутизмомнеобходимо соблюдать определенные правила:
— предъявлять материал в соответствии с индивидуальными особенностями восприятия аутичного ребенка (выполнение упражнений с помощью взрослого, по подражанию взрослому, по инструкции и показу);
— соблюдать правило “от взрослого к ребенку”: взрослый выполняет движение вместе с ребенком, комментируя каждое его пассивное или активное движение и давая таким образом почувствовать, как правильно нужно выполнять движение и какое именно движение выполняется в данный момент;
— соблюдать правило “от простого к сложному”: начинать с простых движений в пространстве тела и постепенно переходить к движениям внешнего пространственного поля (различным видам перемещений, таким образом постепенно усложняя двигательный репертуар и добиваясь автоматизации базовых движений;
— соблюдать цефалокаудальный закон, сущность которого заключается в том, что развитиедвижений в онтогенезе происходит от головы к ногам: сначала ребенок осваивает контроль за мышцами шеи, рук, затем — спины и ног;
— соблюдать проксимодистальный закон: развитие идет по направлению от туловища к конечностям, от ближних частей конечностей к дальним (ребенок учится сначала опираться на локти, затем на ладони; сначала — стоять на коленях, потом — на выпрямленных ногах и т. д.);
— обеспечивать последовательное освоение ребенком различных уровней пространства — нижнего (лежа на спине, на животе, среднего (сидя, верхнего (стоя);
— соотносить степень оказания помощи с той ступенью развития, на которой в данный момент находится ребенок.
В частности, упражнения могут выполняться ребенком пассивно или пассивно-активно, первоначально с максимальной помощью, а в дальнейшем с постепенной минимизацией помощи и стимуляцией самостоятельного выполнения движения.
Одной из конечных целей программы адаптивного физического воспитания детей с аутизмом является обучение аутичного ребенка выполнять упражнения без помощи взрослых. Ускорить этот процесс помогают однообразные занятия. Следует придерживаться последовательного структурированного однообразного порядка, а в программу обучения включать разные виды упражнений, так как аутичные дети способны концентрировать внимание только в течение короткого периода времени».
Комплекс занятий для детей с РАС
Занятия с мячом, которые развивают моторные навыки в процессе движения ребенком за мячом,а также зрительные навыки при становлении зрительного контакта за объектом:
— перекатывание мяча к себе – от себя;
— ловля мяча двумя руками, подбрасывание мяча, усложнение – отбивание мяча от пола.
Укрепление мышц ног и развитие их координации:
— ходьба на месте, усложнение – ходьба с продвижением вперед;
-катание на велосипеде/ велотренажере;
— прыжки на месте на двух ногах, усложнение – прыжки на одной ноге;
— прыжки на двух ногах с продвижением вперед-назад;
— прыжки на батуте.
Развитие чувства равновесия:
— стоять с закрытыми глазами неподвижно, усложнение – увеличение времени;
— ходьба по линии, усложнение – ходьба по скамейке, ходьба по линии с препятствиями.
Развитиенавыков лазания и перелезания:
— лазание по лестнице;
— перелезание через скамью.
Дети с расстройством аутистического спектра могут успешно заниматься различными видами адаптивного спорта. Для них больше подходят индивидуальные,а не командные виды спорта: они не могут понять, зачем необходимо отдавать пас в хоккее и футболе, с трудом взаимодействуют в команде.Особенно детям данной нозологической группы полезно плавание: оно успокаивает, позволяет снизить сенсорные перегрузки, оптимизировать мышечный тонус. Также полезно занятие конным спортом,верховой ездой: зачастую таким детям проще взаимодействовать с животными, чем с людьми. Среди детей с РАС встречаются прекрасные наездники.
Легкая атлетика также очень подходит для занятий с детьми с аутизмом, прежде всего потому, что имеет индивидуальную форму. Бег, прыжки, ходьба помогают ребенку стать сильнее и выносливее. Очень нравится детям данной нозологической группы боулинг, они даже могут играть в него с нейротипичными сверстниками.
Успешно занимаются дети с РАС и боевыми искусствами. В них сочетаются приятные для людей с РАС элементы предсказуемости и алгоритмизации и коммуникационные задачи, связанными с физическим взаимодействием с другими людьми. Для многих детей с аутизмом боевые искусства – отличный способ стать крепче физически и одновременно повысить самооценку.
Источник