Как сделать игрушку для развития моторики ребенку

Лариса Гацко
Пособия по развитию мелкой моторики своими руками
Тема:
«Пособия по развитию мелкой моторики своими руками».
Лариса Гацко
Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его ручных умений. По умелости детской руки специалисты, на основе данных современных исследований, делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и головного мозга.
Известный физиолог И. П.Павлов считал: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга.Можно сделать вывод: начало развитию мышления дает рука».
Руки- это наш рабочий орган. Именно через него мы получаем сведения о мире, играем, исследуем, творим.
Почему так важно для детей развитие мелкой моторики руки? Дело в том, что в головном мозге человека, центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь, мышление, творчество. Формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук, стимулирует развитие нервной системы, всех психических процессов и речи. Игры на развитие мелкой моторики дают возможность развивать мышечные и тактильные ощущения, расширяют кругозор, стимулируют развитие творческого воображения. Благодаря таким играм, ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться.
Работу по совершенствованию и коррекции мелкой моторики необходимо проводить как можно раньше.
Поэтому в группе необходимо иметь набор игр и игрового материала для моторного развития детей, которые необязательно покупать в магазине, а изготовить своими руками.
Предлагаю вам познакомиться с пособиями, которые я использую в своей работе.
1. Всем известная развивающая доска «Бизиборд».
2. Панель с тактильными дощечками, на которых наклеены материалы разной фактуры (мех, вельвет, драп, клеенка, спички, шнур, крупа, воск от свечки).
3. Панель с рамками-вкладышами.
4. Тактильные мешочки, наполненные разными крупами. Игра «Найди два одинаковых».
5. Цифры с нашитыми пуговицами.
6. Пособие «Сенсорный куб». Данное пособие можно использовать в работе с детьми на протяжении всего дошкольного детства.
7. Сушилка для белья.
Тренировать ручки и мозг ребятам помогут обычные прищепки. Здесь ребенок учится правильно открывать и закрывать прищепку, прицеплять их. Если вы в руки детям дадите платочки, одежду для кукол, картинки (по темам недели) и они будут развешивать их прищепками, то такая деятельность не может не понравиться маленькому человечку. Любимое занятие детей и передвигать прищепки палочкой.
Кроме того, для игр с прищепками используем старые пластинки, компьютерные диски, вырезанные из картона различные фигурки (ёжики, птички, солнышки и др.)
8. Пособия по шнуровке.
Шнуровка-очень полезное занятие для пальчиков. Существует множество вариантов шнуровки, предлагаю вашему вниманию некоторые из них.
9. Для развития ручной умелости помогают и катушки. Игра «Намотай ниточку».
10. Дощечки с набитыми гвоздиками.
11. Любимое занятие наших ребят собирать бусы.
12. Игра «Покорми мишку и колобка».
13. Игры с пинцетами.
14. Игра «Разложи фасоль» (футляры от градусников).
15. Игра «Вязаные «блинчики». (игра взята с интернета).
Дубы-дубы-дубочки, (дети перекладывают «блин» с ладошки на ладошку)
Пеку-пеку блиночки,
С одной стороны (переворачивают блин на полу — «сковороде» двумя пальцами)
С другой стороны,
Жарю в масле я блины.
Вот блин со сметаной (блин на ладошке-смазываем его сметаной)
Он самый румяный,
В трубочку сверну (сворачиваем)
Другу подарю
Кушай мой румяный блин
Завтра снова поедим.
16. Игры со скрепками.
И вот ещё некоторые.
Буду рада если данные пособия пригодятся кому-то в работе!
Благодарю за внимание! Творческих вам успехов!
Источник
Все родители знают, что необходимо развивать мелкую моторику у своего ребёнка, но не все знают, зачем это делать и как.
Разберёмся с этими вопросами в нашем статье.
ЗАЧЕМ РАЗВИВАТЬ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ?
Доказано, что систематическое развитие пальцев рук влияет на внимание, мышление, воображение, а также оказывает положительное влияние на развитие речи. Речь ребенка и его трогательно-сенсорный опыт взаимосвязаны.
Понаблюдайте за своим малышом. Если его пальчики двигаются соответственно возрасту, то и речь будет развиваться нормально. Если же пальчики отстают, то скорее всего произойдет и задержка речевого развития.
Работу по развитию мелкой моторики рук желательно проводить регулярно, уделяя ей по 5-10 минут ежедневно. С этой целью могут быть использованы разные игры и упражнения.
1. Застегиваем пуговицы.
Каждой маме бывает известно, как трудно научить ребенка застегивать пуговицы. А ведь это относится не только к сенсорному опыту и привитию самостоятельности, но и отлично тренирует мелкую моторику. Для этой игры понадобятся небольшие полоски ткани шириной 5-7 см (фетр, разноцветные ленты и т.д.). С одной стороны пришиваем пуговицу, с другой вырезаем петельку. И ребёнок с удовольствием застегивает и расстегивает её.
Можно попросить малыша соединить разноцветные полоски друг за другом, чтобы получились «вагончики», а можно предложить ему составить целую разноцветную цепочку из этих тканевых звеньев.
Этот тренажер можно использовать не только для малышей, но и для старших дошкольников. Запомните одно правило — чем старше ребёнок, тем меньше должна быть пуговица.
Фото из источника acraftyliving.com
2. Сортировка.
Наверное в каждом доме есть конструкторы LEGO, его детали можно использовать для сортировки в качестве маленьких контейнеров. Также вы можете взять для этой цели разноцветные формочки от пирамидки, ведерки, баночки, стаканчики — всё, что угодно. А сортировать можно маленькие помпоны, крупные бусинки, разноцветные шарики из пластилина. Предложите ребёнку разложить эти шарики в контейнеры соответствующего цвета. Для того, чтобы усложнить игру, можно использовать пинцет.
Детям старшего возраста можно усложнить задание — предложите ему сложить в красный контейнер 2 шарика, в зелёный — 3 шарика, в желтый — 4 шарика. Ребёнок будет тренировать не только мелкую моторику, но ещё и память.
3. Подбери палочку.
Для этой игры нам понадобятся разноцветные коктейльные трубочки и ватные палочки. Для начала покрасим вату на палочках в определенный цвет обычным маркером или фломастером, а затем предложим ребенку вставить палочку соответствующего цвета в каждую трубочку.
4. Накорми поросенка.
Поросенка несложно сделать из пластиковой бутылки и цветной бумаги, а кормить поросенка можно теми же шариками для сортировки.
Ребёнку необходимо будет открутить пробку и покормить поросенка, положив бусинки в горлышко.
Для того, чтобы усложнить игру, можно также использовать пинцет.
Для детей старшего возраста можно усложнить задачу и предложить целое меню для кормления поросенка. Скажите ему, что сегодня поросенок хочет съесть 5 красных шариков, 3 желтых и 1 зеленый.
5. Лепим ежика.
Возьмите пластилин, и сделайте тельце для ежика. Задача ребенка — прилепить к нему иголки. В качестве иголок могут выступать спички, ватные палочки, зубочистки, семечки, макаронные изделия — всё, что хотите. Можно сделать сразу несколько разных ежиков и потом ими играть.
Иногда занятия с привычными для взрослых предметами очень увлекают детей. Такими предметами могут быть разноцветные ленточки. Можно воспользоваться этим и сделать очень простой тренажер — закрепите ленту на обычном старом фломастере и предложите ребенку намотать ленточку на основу, как на веретено.
Также можно использовать обычные нитки для вязания — привяжите на конец клубка какую-нибудь небольшую игрушку — фигурку или машинку, размотайте клубок, и предложите малышу смотать его обратно.
Запомните одно правило — чем старше ребенок, тем ниточка должна быть длиннее.
Главное в этом деле — аккуратность. Вы всегда должны быть рядом и наблюдать за тем, что делает ваш малыш.
Надеемся, что эти несложные игры для развития мелкой моторики принесут вашему ребенку не только пользу, но и доставят море положительных эмоций.
Если вам интересна тема психологии и воспитания, подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки и делитесь самыми полезными материалами на своей странице.
Источник
Мы подготовили топ-10 игрушек, которые помогут развить мелкую моторику ребенка и подготовить его к школе.
Мелкая моторика — это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной.
Развитие мелкой моторики напрямую влияет на развитие речи и умственных способностей малышей. Начинать развивать кисти, пальчики и ладошки нужно с грудного возраста и до самой школы, с каждым годом повышая уровень сложности.
1. Развивающий коврик
Сначала можно купить ортопедический рельефный коврик. Он лечит и предотвращает плоскостопие, укрепляет мышцы и связки, снимает усталость с ног. Коврики имеют разную поверхность, существуют такие, как: «трава», «шипы», «жесткие камни», «мягкие камни», «шишки» и другие. Массаж стоп приятно удивит не только малышей, но и взрослых.
Для детишек постарше можно найти коврики, которые собираются как пазлы. На таких мозаиках зачастую есть буквы или цифры — ребенок может составлять числа или слова.
2. Фигурки на магнитах
Обязательно купите магниты на холодильник. Совсем маленькие детишки начнут развивать хватательный рефлекс и навык передвижения магнитов. Ребяткам постарше будет интересно изучать буквы и цифры с помощью магнитов, а потом появится любовь к выстраиванию слогов и слов, интерес к счету. С интересным комплектом магнитов в форме животных ребенок быстрее выучит названия всех домашних питомцев и диких зверей.
3. Тесто для лепки или полимерная глина
Тесто для лепки и полимерная глина массируют кончики пальцев, улучшают тактильную чувствительность, развивают фантазию и аналитические способности. Ребенок именно во время лепки может начать изучение геометрических фигур, научится сочетать их. Самым маленьким скульпторам подойдет соленое тесто, детишки могут пробовать его на вкус — это совершенно безвредно. Ребята постарше могут лепить фигурки из глины — поделки затвердеют и их можно будет сохранить на память.
4. Кинетический песок
Если вы хотите удивить своего ребенка чем-то совсем необычным, то можете приобрести кинетический песок, состоящий из кварцевого песка и синтетической добавки Е900. Он абсолютно безопасный, более пластичный, чем обычный песок, не пересыхает и не прилипает к рукам. Из него можно строить фигуры, замки и многое другое. Песок бывает разных цветов.
5. Мольберты и доски для рисования
Какой ребенок не любит рисовать? Поэтому от этой покупки любой малыш останется в восторге. Рисовать не только увлекательно, но и полезно, так как это хорошее развитие творческих способностей, чувства стиля и композиции и, конечно, самовыражения ребенка. Многие мамы выбирают мольберты 2 в 1 с доской для мелков и магнитной доской, на которой можно рисовать фломастерами.
6. Пальчиковые раскраски
Такие раскраски подойдут и для малышей, не умеющих держать в руке кисть, и для тех, кто постарше. Игрушка поможет ребенку научиться контролировать размах кисти (руки) и не выходить за рамки, почувствовать силу нажима, также ребенок попробует смешивать палитру. Обычно раскрашивание успокаивает нервную систему малыша, развивает координацию движений, способствует творческому процессу и воображению.
7. Гриб-винт и винтовые конструкции
Гриб-винт — замечательная простая игрушка, которая показывает механизм вкручивания. Гриб имеет шляпку с винтом и ножку с отверстием, через которое может наблюдать, как вкручивается винт в ножку. Процесс развивает ловкость рук и укрепляет мышцы кисти и запястья.
Для более взрослых деток есть конструкторы, где с помощью болтов и гаек можно собирать машинки, дома, самолеты и многое другое. Кто знает, может ваш ребенок — будущий инженер?
8. Шнуровки
Если среди игрушек вашего ребенка до сих пор нет шнуровок, то это следует срочно исправлять. Игры-шнуровки помогают развить усидчивость, логику, улучшают глазомер и гибкость кисти.
Для начала можно научиться надевать разноцветные макароны на нитку или деревянные игрушки, потом пришить пуговицу (с деревянной иглой), изучить возможные способы шнуровки (стежки, крестик), затем перейти на сюжетные шнуровки, где нужно пришить недостающие детали. На высшем уровне можно вообще «сошнуровать» целые композиции.
9. Конструктор Lego
Эта игрушка должна быть у каждого ребенка, потому что она тренирует навык моделирования и конструирования, тренирует креативность, память, наблюдательность и внимательность, ну и просто очень нравится детям.
Прелесть этой игрушки в том, что подойдет она для любого возраста (для детей до 3 лет конструкторы крупнее, для старших — мельче). Стоит отметить, что в коллекции Lego входят самые разнообразные модели — от пожарных и скорых машин, катеров до целых островов или даже городов.
10. Пальчиковый театр
Если вы чувствуете, что ребенок чаще работает одной рукой (или одними и теми же пальцами), обратите внимание на пальчиковый театр. Эта игрушка поможет развить все пальчики на обеих руках, укрепит кисть (что подготавливает к письму), улучшит воображение, мышление, память, стимулирует речевой аппарат, а еще поможет ребенку лучше ориентироваться в пространстве.
Приобретая театр, помните, что нужно серьезно отнестись к подготовке сцены, поиску зрителей (игрушки или родные), раздаче ролей и самому процессу игры. И кто знает, может в вашей семье растет маленький режиссер?
Источник
Автор Teddy На чтение 8 мин. Просмотров 2.6k.
Руки для человека очень важны. Ежедневно они выполняют тысячи разнообразных движений, большинство из которых делаются неосознанно. Поэтому в развитии ребенка следует особое внимание уделять мелкой моторике. Малыши любят трогать предметы, ощупывать их, пытаются выполнять простейшие движения руками.
Игрушки для развития мелкой моторики служат отличным практическим материалом, с помощью которого ребенок через игру занимается каждый день. Их можно изготовить самостоятельно, используя разнообразные подручные средства.
Меры предосторожности
Существует множество мастер-классов, помогающих изготавливать дома игрушки детям любых возрастов. Многие современные родители стараются развивать моторику ребенку рано, пока он еще грудничок. Малышам всегда интересны новые предметы.
Однако, выбирая материалы и пошаговую инструкцию, стоит помнить о мерах предосторожности:
- Пришивайте все элементы игрушки покрепче, особенно мелкие — дети любят не только трогать, но и пробуют «на зуб» понравившийся предмет.
- Закончив поделку, проверяйте все ее элементы сами, причем несколько раз. Насколько крепко пришиты пуговицы? Легко расстегнуть молнию? Есть узкие места, где можно случайно защемить палец?
- Осмотрите игрушку. Помните, там не должно присутствовать никаких мелких острых концов, режущих краев и других опасных элементов, о которые малыш может пораниться.
- Используйте на игрушки для развития моторики рук для малышей только натуральные материалы, не содержащие никаких примесей или химии.
- Проявите фантазию. Ребятишки 0-3 лет и старше познают мир через тактильные ощущения. Вот почему они стараются все потрогать, даже попробовать. Делайте разные игрушки — мягкие и твердые, шершавые. Экспериментируйте с размерами и формой. Помните, даже месячный младенец сможет развиваться, изучая новые предметы.
Сенсорные мешочки
Такие игрушки своими руками для развития мелкой моторики у детей подойдут малышам 0-3 года и чуть старше. Внешне они выглядят как мягкие тканевые мешочки, набитые разнообразными материалами. Ребенок будет трогать их и обнаружит скрытые сюрпризы внутри.
Сова с секретом
Маленький мешочек — сова, внутри которого находятся различные материалы.
Что потребуется:
- фетровая ткань — разноцветные кусочки (белый — глаза, желтый — клюв и основной цвет для туловища);
- ленточки;
- нитки;
- иголки;
- тюль или иная прозрачная ткань;
- мелкие материалы (бусинки, звездочки, пуговицы);
- готовая выкройка.
Порядок изготовления:
- Дидактический материал можно скачать готовые или нарисовать самим. Основа — туловище совы в форме арки. Перенося готовые детали на ткань, стоит помнить, что одна сторона (задняя) — будет закрытой, а вторая (перед) — имеет небольшое круглое отверстие, через которое содержимое мешочка отлично просматривается.
- Вырежьте круг чуть больше отверстия из тюли. Аккуратно пришейте его к детали передней стороны (где было круглое отверстие).
- Соедините основные две детали, прошив машинкой. Только оставьте внизу небольшое отверстие, через которое набейте мешочек собранными мелкими деталями. Незачем класть много, лучше соберите разных штучек: звездочки, пуговицы, бисер.
- Закончив набивку, закройте отверстие. Теперь осталось украсить мешочек — вырежьте из мягкого белого фетра глаза, черным маркером можно добавить им зрачки, из желтого — треугольный клюв. А голову совы украсьте двумя яркими ленточками. Такие игрушки для мелкой моторики рук от года тоже подойдут. Они безопасны, ведь содержимое нельзя достать.
Тактильные мешочки
Можно смастерить несколько маленьких тканевых мешочков, набив их разнообразным содержимым: крупами, бисером, рисом.
Что потребуется:
- ткань;
- нитки, иголка;
- ножницы;
- содержимое — крупы, рис, бисер, бусинки.
Порядок работы:
- Раскроите несколько маленьких подушечек и аккуратно набейте каждую крупами, только смотрите, чтобы содержимое получилось разным. Например, в одной будет только рис, в другой — овсяная крупа и пр.
- Сшейте дополнительно для них большой тканевый мешок, где будете хранить самодельные игрушки.
- Чем набивать? Вариантов много: ракушками, рисом, ватой, камушками, бусинами. Главное, чтобы предметы были гладкие и безопасные.
Слингобусы грызунки и браслетики для грудничков
Такие игрушки больше подходят для грызения и ощупывания младенцам. В магазинах не всегда можно доверять ассортименту, нет гарантии в безопасности изделий. А дома можно смастерить их самим, используя пошаговую инструкцию.
Это самые ранние игрушки, внешне похожи на бусы или браслеты. Мамы часто надевают их, чтобы отвлекать ребенка, пока он находится в слинге или на руках.
Важно! Здесь потребуются навыки вязания именно крючком. Умение связывать предметы (браслеты, бусины) и связать отдельные элементы (фигурки животных, мягкие шарики).
Что потребуется:
- деревянные бусины;
- хлопковые нити;
- крючки;
- вощеный шнур/лента (основа);
- наполнитель (силиконовое волокно, вата);
- шуршащие или какие-нибудь гремящие предметы (по необходимости).
Порядок работы:
Заранее определитесь, будет это маленький браслет, полноценные бусы или игрушка — кусалка. Основой служит деревянный предмет.
Браслет — игрушка
Вариант 1. Возьмите небольшое деревянное кольцо и аккуратно обвяжите его так, чтобы вязаная ткань покрыла всю поверхность. Похожим образом обвяжите небольшую деревянную бусину — «голову» игрушки. Отдельно свяжите пару ушей к ней, оформите мордочку. Закончив, соедините детали.
Вариант 2. Здесь деревянные шарики чередуются с мягкими, вязаными. Можете обвязать несколько деревянных шаров — бусин или связать шарики, набив их ватой/поролоном. Пусть в браслете мягкие шарики чередуются с обычными деревянными. Соедините их, набрав на толстую, хлопковую нить.
Вариант 3. Браслет с разными шариками дополнен парой деревянных колец.
Вариант 4. Браслет — бегемотик. Обвяжите деревянную основу — браслет хлопковой нитью, только плотнее и закрепите концы. 4 ножки и голову бегемотика свяжите отдельно. Набейте их ватой или иным мягким наполнителем.
Вариант 5. Разноцветные вязаные шарики собраны вместе, с ними фигурка маленького бегемотика. Каждый шарик связывайте отдельно. Можно использовать разноцветные нитки, так игрушка получается ярче. Собирая готовые шарики, чередуйте их с небольшими бусинами. В центре пришейте вязаную фигурку зверушки.
Слингобусы выполняются похожим образом, только они большего размера. Мама носит такие как практическое пособие малыша, заодно отвлекающая вещь.
Подобные игрушки подходят и годовалым детям, 1-2, даже 1-3 лет. Можно со временем усложнять структуру бус или браслета, объясняя ребенку, из каких именно элементов он состоит.
Шнуровка
Дети постарше (3-4, также 4-5 лет) уже освоили азы пальчиковой моторики, пора им изучать мастерство завязывания шнурков. Конечно, большинство детской обуви делается на удобной застежке или липучке, но малышу все равно нужно уметь завязывать себе шнурки.
Лучше всего навык познается на практике. Поможет игрушка — шнуровка. Видно как развитие мелкой моторики рук помогает ребенку в жизни.
Что потребуется:
- фетр разноцветный;
- шнурки (обычные новые);
- картон — основа;
- кнопки (вернее, специальные кружки, которыми закрываются отверстия);
- нитки, иголка;
- ножницы;
- готовый шаблон.
Порядок работы:
Форма игрушки. Если шнуровку делаете для малыша помладше (2-4 года), тогда можно сделать любую зверушку. Например, улитку или дракона, на котором будет элемент шнуровки. Фактура изделия тканевая, мягкая. Чтобы игрушка заинтересовала, стоит выбирать любимого зверя ребенка. Нравятся динозавры — сделать динозавра, нравятся кошки — кота. Добавить элемент шнуровки несложно к любому.
Если ребенок постарше (5-6 лет), лучше изготовить пример обуви. Тогда он сможет практиковаться завязывать шнурки, вдевать их, вязать бантики, понимая, где это используется.
Улитка — шнуровка
Раскроите все детали будущей улитки: круглую раковину, туловище, два кружка — глаза, дополнительные детали — окружение. Основой будет лист плотного картона, сверху обшитый фетром или иной плотной тканью. Для удобства картон приклейте потом.
Сначала на ткань — основу пришейте элементы будущей улитки. Для оформления ее раковины прострочите несколько раз, делая шов в форме уменьшающейся спирали. Закончив, пришейте вручную бусинки, через которые потом нужно будет продевать шнурок.
Осталось пришить оставшиеся детали игрушки — туловище, глаза. Два шнурка будут рожками улитки. Сделайте поделку яркой, разноцветной, чтобы заодно развивать способность ребенка различать цвета (их названия, наименования предметов). Добавьте элементов к картине. Солнышко, травку, пенек.
Шнуровка — кеды
Скачайте шаблон кеды и перенесите его на ткань. Постарайтесь создать реалистичную обувь. Низ — темный фетр, носок — полукруг белой ткани, основа — детали из зеленого фетра. Основа — квадратный отрез ткани, к ней пришиваете детали игрушки.
Сначала пришейте черный низ. Сверху — белый полукруг-носок кеды. Делайте его чуть меньше, чтобы край низа был заметен. Сложнее всего — оформить дырочки. Купите специальные пластиковые «шлепки», и сделав круглые дырки, установите их сверху. Можно приклеить, чтобы ребенок потом не смог вытащить детали.
Такие сенсорные игрушки должны быть максимально реалистичными. Малыш станет ассоциировать их с настоящими кроссовками или ботинками.
Источник