Как предупредить нарушения в эмоциональном развитии ребенка

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

Как предупредить и преодолеть нарушения в эмоциональном развитии детей.

Ц е л ь : расширить круг методов и приёмов в решении вопросов профилактики и коррекции эмоциональных расстройств у детей.

Ход семинара:

1.Теоритическая часть.

1.1.Введение в проблему «Трудности в эмоциональном развитии детей».

Сегодняшняя тема, бесспорно, является актуальной. Через нас, взрослых, ребёнок постигает мир, от нас зависит, насколько легко войдёт в сложный взрослый мир.

В современном мире в ситуации дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность.

В энциклопедическом словаре медицинских терминов понятия «психическое здоровье»  нет, есть просто слово «здоровье», и им обозначается состояние полного душевного, физического  и социального благополучия, а не только отсутствие болезни. Т.о., психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности.

  • Что характеризует, по-вашему, психологическое здоровье? (оптимизм, эмоциональное спокойствие, способность радоваться, самодостаточ-ность, умение адаптироваться к сложным жизненным обстоятельс-твам, человек, находящийся в гармонии с самим собой и окружающим его миром. Т.о., психологическое здоровье – «гармония» между различными аспектами: эмоциональными, интеллектуальными, телес-ными и психическими.).

В каждой возрастной группе детского сада есть дети, которые отличаются эмоциональной неустойчивостью поведения, выходящего из рамок обычного.

Дошкольное образовательное учреждение призвано обеспечить ребёнку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить его добрые чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению.

Факторы риска психологического здоровья детей можно разделить на две группы: влияние среды и субъективные.

  • Что можно отнести к влиянию среды и субъективным факторам?

К факторам влияния среды относятся неблагоприятные семейные условия и неблагоприятные условия, связанные с детским учреждением. В детском учреждении психотравмирующими могут быть: конфликты с воспитателем, сверстниками.

К субъективным факторам относятся индивидуальные личностные особенности ребёнка: характер, темперамент, самооценка.

В целом можно сделать вывод, что психологическое здоровье ребёнка формируется под воздействием внутренних и внешних факторов. Основным условием психосоциального развития ребёнка признаётся спокойная и доброжелательная обстановка, внимательность к эмоциональным потребностям ребёнка.

1.2.Эмоции в жизни детей.

Эмоции играют важную роль в жизни ребёнка. Дети выражают свои эмоции более бурно и непосредственно по сравнению со взрослыми. Если малыш расстроен, обижен, рассержен он начинает кричать и безутешно рыдать, дети раздражённо стучат ножками или падают, чтобы не идти туда, «куда следует». Эта стратегия позволяет им полностью выплеснуть все возникающие в теле физические напряжения.

Эмоции могут быть положительными и отрицательными.

  • Что может вызвать у ребёнка отрицательные эмоции? (Ответы.)

Таких п р и ч и н довольно много, выделим основные:

  • Противоречие между сильным желанием и невозможностью его удовлетворить;
  • Конфликт, заключающийся в повышенных требованиях к ребёнку;
  • Противоречивость требований родителей и педагогов.

Наиболее часто встречающимися эмоциональными нарушениями являются: агрессивность, тревожность, страхи, робость, застенчивость, демонстративность, отверженность со стороны детей. Эти дети чрезвычайно активны, взвинчены или, наоборот, недостаточно деятельны, замкнуты, боязливы. Это мешает детям приспособиться к жизни в коллективе.

 Ребёнок, находящийся долгое время в состоянии обиды, злости, подавленности, испытывает эмоциональный дискомфорт, это очень вредно для психического и физического здоровья. Следовательно, необходимо как можно быстрее вывести ребёнка из этого состояния.

Дошкольный возраст – благоприятный период для организации педагогической работы по эмоциональному развитию детей. Поэтому организованная педаго-гическая работа может обогатить эмоциональный опыт детей, смягчить или устра-нить недостатки в их личностном развитии.

2.Практическмя часть.

2.1.Психологический практикум «Эффективные техники речевого общения с ребёнком».

  • Что делать, если нас переполняют эмоции, когда поведение ребёнка мы считаем неприемлемым?

Ответ прост: нужно сказать о своих чувствах. Но сказать так, чтобы это не было разрушительно ни для него, ни для вас.

Когда вы говорите о своих чувствах, делайте это от первого лица. Сообщите о своих переживаниях, а не о ребёнке и его поведении. Такие высказывания, в которых есть личное местоимение «я», психологи называют «Я-сообщение».

Схема «Я-сообщения»

1.Конкретное описание того, что вызвало чувство («Когда я увидела, какая ты грязная…»).

2.Называние чувства в этот момент («…я почувствовала беспокойство…»).

3.Называние причин («…наверное, это произошло потому что…»).

Читайте также:  Стадии развития ребенка при

Упражнение «Я-сообщение».

Ц е л ь : научить педагогов создавать условия для доверительного общения, выражать свои негативные чувства приемлемым способом.

Используя технику «Я-сообщение», передайте своё отношение к происходящему, искренне выражая свои чувства в необидной для ребёнка форме.

Ситуации:

1.Ребёнок в течение дня постоянно ноет, хнычет: то игрушку заберут, то игрушку потерял, то на занятии не спросили.

2.Ребёнок шалил за столом и пролил молоко, несмотря на предупреждение.

3.Дети играют. Вы сообщаете, что пора идти на прогулку и убирать игрушки. Кто-то из детей ответил: «А я ещё не успел поиграть», — «А я не хочу гулять», третий – «А я не играл».

4.Вы зовёте детей садиться за стол. А один ребёнок отвечает: «Сейчас» — и продолжает заниматься своими делами.

5. У вас важный разговор с коллегой или родителем. Ребёнок вас то и дело перебивает.

Техника «Активное слушание».

В психологии общения существует специальная техника, которая даёт нам возможность проникнуть во внутренний мир ребёнка, понять его реальные интересы, настроение, эмоции. Эта техника носит название активного слушания.

        Педагог часто занят, ведь жизнь в детском саду расписана по минутам, и мы просто не успеваем выслушать ребёнка, в лучшем случае делаем это формально.

Американский психолог Вирджиния Сатир говорила, если взрослый не может выслушать ребёнка, ему не стоит даже делать вид, будто он слушает. Если же вы в данный момент не можете уделить внимание ребёнку, объясните, что сейчас вы заняты, и подойдите к нему, как только освободитесь.

Практикум по активному слушанию.

Педагоги разбиваются на пары. И проигрывают ситуацию два раза: в первом случае воспитатель в группе чем-то занят, и отвечает «ребёнку», как невнимательный слушатель. А во втором случае как внимательный слушатель.

Фразы ребёнка:

  1. «А Вася отобрал у меня паровозик».
  2. «Они не принимают меня играть».
  3. «А вот я нарисовал».
  4. «А маму вчера отвезли в больницу».

2.2.Эмоциональная культура педагога.

У детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Поэтому, предупреждая негативное эмоциональное состояние, важно устраивать психологическую разрядку в течение рабочего дня. Это может быть общение с коллегами, психогимнастика, аутотренинг, музыкотерапия и т.п.

Предлагаю вам несколько очень эффективных игр и упражнений, которые позволят вам управлять вашим эмоциональным состоянием.

2.2.1. Упражнения на саморегуляцию для педагогов.

  • Дыхательные упражнения.

Эффективным способом снятия напряжения является расслабление на фоне йоговского дыхания: сядьте удобно на стул, закройте глаза и послушайте своё дыхание: спокойное, ровное. Дышите по схеме 3+3+3: три секунды на вдох, три на задержку дыхания, три на выдох. Проделайте так три раза, слушая дыхания, ощущая, как воздух наполняет лёгкие, разбегается по телу до кончиков пальцев, освобождает лёгкие. Других мыслей быть не должно. Вы спокойны, улыбаетесь.

  • Снятие напряжения через напряжение.

— Сожмите кисти в кулаки как можно сильнее. Напрягите руки. Разожмите кулаки и пошевелите пальцами. Встряхните их. Испытывайте чувство расслабления.

Негативные чувства «живут на загривке», поэтому важно расслабить плечи.

— Приподнимите плечи с напряжением, затем опустите их. Повторите 3 раза, затем поднимите каждое плечо несколько раз. Положите подбородок на грудь. Поверните подбородок и шею направо, затем налево. Повторите 3 раза, повращайте шеей. Сядьте прямо и удобно. Почувствуйте, как расслабилась шея.

— Сложите руки в «замок» перед собой. Потянитесь, напрягите руки и плечи. Расслабьтесь. Встряхните кисти.

  • Микропаузы активного отдыха.

— вращение глазами;

— расслабление шеи: покачайте головой, покрутите ею из стороны в сторону;

— поднимите плечи и медленно опустите;

— расслабьте запястья и поводите ими;

— сожмите и разожмите кулаки, расслабляя кисти рук;

— мягко прогнитесь в позвоночнике вперёд-назад и из стороны в сторону;

— покрутите ступнями, чтобы расслабить лодыжки. Сожмите и распрямите пальцы ног.

Источник

КАК ПРЕДУПРЕДИТЬ И ПРЕОДОЛЕТЬ НАРУШЕНИЯ В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ

«Трудности в эмоциональном развитии детей».

В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность

Читайте также:  Специфические закономерности особого развития ребенка

В каждой возрастной группе детского сада есть дети, которые отличаются эмоциональной неустойчивостью поведения, выходящего из обычных рамок. Воспитатели часто жалуются на таких детей: «Нет сладу, родителям говоришь, а они как будто не слышат».

Мы предлагаем вам составить список трудностей в эмоциональном развитии детей, с которыми вы наиболее часто сталкиваетесь в своей профессиональной деятельности.

Процедура. Упражнение проводится в подгруппах, каждая из которых в течение 10 минут методом мозгового штурма составляет перечень проблем в эмоциональном развитии детей, с которыми наиболее часто сталкиваются взрослые, общаясь с детьми. Затем каждая подгруппа зачитывает свой список и в результате группового обсуждения на доске появляется общий перечень трудностей, которые являются наиболее значимыми.

Дошкольное образовательное учреждение призвано обеспечить ребенку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить его добрые чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению. Важная задача родителей и педагогов, по мнению Росса Кэмпбелла, — научиться правильно общаться с детьми, пока они «психически здоровы».

Для нашей страны этот профилактический подход крайне важен, потому что именно сейчас у нас очень много детей с эмоциональными нарушениями. Эти вопросы обращены прежде всего к педагогам, так как большую часть времени дети находятся в детском саду.

Эмоционально-комфортное состояние ребенка в референтных для него группах общения со взрослыми и сверстниками в детском саду является показателем успешности работы педагога, его профессиональной деятельности, успешности образовательных и воспитательных действий.

1.2. Мини-лекция «Эмоции в жизни детей».

Эмоции играют важную роль в жизни детей. Эмоции ребенка — это послание окружающим о его состоянии. Эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей. Дети очень эмоциональны. Эмоции они выражают более бурно и непосредственно по сравнению со взрослыми, придавая их жизни особую выразительность. Вы видели, как проявляют свои эмоциональные реакции дети, которые еще не научились подавлять свои чувства и желания.

Если малыши расстроены, обижены, рассержены или не удовлетворены, они начинают кричать и безутешно рыдают, чем быстро и эффективно снимают напряжение мимической и дыхательной мускулатуры, расслабляют мышцы брюшного пресса и верхнего плечевого пояса. Расстроенные дети раздраженно сучат ножками, стучат ими по полу или же просто подгибают их и падают, чтобы не идти туда, «куда следует». Эта стратегия позволяет им полностью выплеснуть все возникающие в теле физические напряжения и одновременно открыть защелку душевным треволнениям.

Малыши могут специально поломать игрушки или ударить своих обидчиков, «невзирая на лица и звания». Провинились? Получай! У малышей все просто: кто что заслужил, тот то и получил. Стимул должен получить ту реакцию, которую он спровоцировал, — это позиция ребенка.

Наиболее часто встречающимися эмоциональными нарушениями являются: агрессивность, тревожность, страхи, чрезмерная робость, застенчивость. Эти дети чрезвычайно активны, взвинчены или недостаточно деятельны, замкнуты, боязливы. Вспышки гнева, жестокости, повышенная чувствительность мешают этим детям приспособиться к жизни в коллективе.

Среди проблемных форм межличностных отношений выявились также обидчивость как болезненное переживание ребенком игнорирования или отвержения со стороны партнера по общению, демонстративность как устойчивая личностная особенность. Кроме того, на фоне таких нарушений легко возникают вторичные личностные отклонения, обусловливающие негативный характер способов поведения, общения.

Эмоциональная система детей дошкольного возраста еще незрелая, поэтому в неблагоприятных ситуациях у них могут возникнуть неадекватные эмоциональные реакции, поведенческие нарушения, которые являются следствием сниженной самооценки, переживаемых чувств обиды, тревоги. Все эти чувства являются нормальными человеческими реакциями, но детям трудно выражать отрицательные эмоции надлежащим образом.

Находясь долгое время в состоянии обиды, злости, подавленности, ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт, напряжение, а это очень вредно для психического и физического здоровья. Если один ребенок быстро выходит из негативного состояния, то другому это удается с трудом. Необходимо как можно быстрее вывести его из этого состояния.

Организованная педагогическая работа может не только обогатить эмоциональный опыт детей, но и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии. Дошкольный возраст — благодатный период для организации педагогической работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок-дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных, культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. По данным психологов, опыт эмоционального отношения к миру, обретаемый в дошкольном возрасте является весьма прочным и принимает характер установки.

Читайте также:  Особенности развития ребенка в дошкольном возрасте кратко

Источник

лена чугаева
Семинар «Как предупредить и преодолеть нарушения в эмоциональном развитии детей»

Структура семинара

1. Приветствие участников

2. Теоретическая часть

2.1. Упражнение№1

2.2. Мини-лекция «Эмоции в жизни детей»

3. Практическая часть

4. Рефлексия

Ход

1. Приветствие

2. Теоретическая часть

Мы знаем, что в каждой возрастной группе нашего детского сада есть дети, которые отличаются эмоциональной неустойчивостью поведения, выходящего из обычных рамок.Воспитатели в таких случаях говорят: «Нет сладу, родителям говоришь, а они как будто не слышат».

Предлагаю вам составить список трудностей в эмоциональном развитии детей, с которыми вы наиболее часто сталкиваетесь в своей профессиональной деятельности.

Упражнение№1

• Деление участников на подгруппы (фишки);

• Каждая подгруппа составляет перечень проблем в эмоциональном развитии детей, с которыми наиболее часто сталкиваются воспитатели в группе;

• Каждая подгруппа зачитывает свой список

• Ведущий записывает проблемы на доске

Дошкольное образовательное учреждение призвано обеспечить ребенку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить его добрые чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению.

Для нашей страны этот подход крайне важен, потому что именно сейчас у нас много детей с эмоциональными нарушениями. И это могут сделать педагоги, потому что большую часть времени дети проводят в детском саду. Эмоционально-комфортное состояние ребенка в группе – это показатель успешности работы педагога, его профессиональной деятельности.

Мини-лекция

Эмоции играют важную роль в жизни детей. Эмоции ребенка – это послание окружающим о его состоянии. Эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей.

Дети очень эмоциональны. Эмоции они выражают более бурно и непосредственно чем взрослые.

Давайте рассмотрим некоторые моменты. Если дети расстроены, обижены, рассержены или неудовлетворенны, они начинают кричать, рыдать, тем самым быстро и эффективно снимают напряжение мимической и дыхательной мускулатур, расслабляют мышцы брюшного пресса и верхнего плечевого пояса. Расстроенные дети раздраженно сучат ножками, стучат ими по полу или же просто подгибают их, или падают, чтобы не идти туда «куда следует». Эта стратегия позволяет им полностью выплеснуть все возникающие в теле физические напряжения.

Дети могут специально поломать игрушки или ударить своих обидчиков.У них все просто: кто как заслужил, тот то и получил. Стимул должен получать ту реакцию, которую он спровоцировал – это позиция ребенка.

Наиболее часто встречающимися эмоциональными нарушениями являются: агрессивность, тревожность, страхи, чрезмерная робость, застенчивость. Также выделяется обидчивость, демонстративность. Эмоциональная система дошкольников еще незрелая, поэтому у них могут возникать неадекватные эмоциональные реакции, поведенческие нарушения. Педагогам необходимо как можно быстрее ребенка вывести из такого состояния, т. к это вредит психическому и физическому здоровью ребенка.

Организация педагогической работы может не только обогатить эмоциональный опыт детей, но и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии. Дошкольный возраст благоприятен для развития эмоциональной сферы, опыт эмоционального отношения к миру, полученный в этом возрасте является весьма прочным и принимает характер установки.

2. Практическая часть

Что такое психогимнастика?

Это специальные занятия (этюды, игры, упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, а именно познавательной и эмоционально-личностной сферы.

Основная цель занятий: овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать, полноценно переживать.

Рассмотрим структуру занятия по психогимнастике:

1. 1 этап Мотивация (беседа яркая, загадки,сюрпризный момент)

2. 2 Этап проживания действий — отработка основных движений, гимнастических упражнений и др.

3. 3. Этап организации эмоционального общения – дети тренируются выражать и переживать свои чувства, а также понимать чувства, эмоции, действия, отношения других детей.

4. 4Этап организации контролируемого поведения – показ и проигрывание ситуаций с психологическими трудностями

5. 5Этап заключительный – использование пения или подпевание совместно с воспитателем песен, чтение потешек, стихов, хлопки в ладоши, одобрение в виде обнимания.

В ходе занятий не рекомендуется использовать атрибуты. Важно соблюдать противоположные по характеру движения (сравнение).

Источник