Как ребенку в 5 лет рассказать о родине

Как ребенку в 5 лет рассказать о родине thumbnail

Татьяна морозова
Беседа «Моя Родина — Россия»

Беседа «Моя родина – Россия».

Цели: Познакомить детей старшего дошкольного возраста с ценностями «России», «Родина»; формировать у детей представления о Родной стране и ее символах;

Познакомить с гербом и флагом страны. Закрепить знания детей о России. Расширить и закрепить знания детей о растительном и животном мире родного края;

Воспитывать у дошкольников эмоционально-положительного отношения к своей Родине.

Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.

Ход беседы.

Беседа начинается с мелодии песни «Широка страна моя родная» (музыка И. О. Дунаевского).

-Ребята, а кто скажет, что такое Родина? Правильно,Родина — это место, где человек родился. Как называется наша Родина, наша страна?

Россия.

В словах песни, которую мы с вами прослушали говорится, страна наша большая, просторная, необъятная. Посмотрите на карту Россиии, вот какую большую территорию занимает наша Россия, это самая большая страна в мире. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы России проходят и по суше, и по воде.

На свете много разных стран,

Но есть одна страна:

От белых льдов до теплых рек

Раскинулась она.

На карте России много голубого цвета. Это реки, моря и озера. Суша изображена на карте зелёным, жёлтым, коричневым цветом. Очень красива и богата наша страна. Самый главный город нашей страны называется Москва, это столица России. (Сопровождать показом иллюстраций города Москвы)

Что мы Родиной зовём?

Дом, в котором мы живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим – синим

Флаг России над Кремлём.

-Как и у всех стран, у России есть свой флаг. Много лет, веков назад вместо флага использовали шест, привязывали к нему пучок травы и конский хвост. К этому флагу стягивались войска, и потому назывались такие флаги стяги. Потом стяги стали делать из ткани, чаще всего красной. А при Петре I появился вот такой трёхцветный флаг. Обратить внимание детей на изображение флага. Его ещё называют триколор. Каждый цвет имеет своё значение. Белые цвет- символ мира, чистоты, правды. Синий цвет символизирует веру и верность. Красный цвет- энергию, силу, огонь и отвагу. Флаг является символом власти.

Динамическая пауза

Ребята, у вас у каждого лежат зазноцветные полоски. Я предлагаю из полосок сложить наш государственный флаг.

Молодцы, все справились.

Сегодня мы познакомимся с гербом нашей страны.

(Показывает изображение).

-На щите красного цвета изображён двуглавый золотой орёл. Это символ государства.

— Посмотрите внимательно на крылья орла- они похожи на солнечные лучи. Как солнце своими лучами проникает всюду, так и государство должно на своей территории обо всём знать. На груди орла помещён красный щит с изображением всадника- это святой Георгий Победоносец. Он на серебряном коне, за плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копьё, которым он убивает дракона. Дракон- это символ зла. Изображение всадника, убивающего дракона, означает победу над злом. Георгий Победоносец почитался как герой и как святой покровитель воинов, защитников Отечества. Образ его часто изображали на иконах. В давние времена дедушки и бабушки рассказывали своим внукам историю о Егории, царевне и змее, очень похожую на сказку.

В некотором царстве-государстве случилось великое несчастье, напал на него лютый змей-дракон. Поселился он в темной пещере на берегу моря. Огнем жег он землю, разрушал дома. Взмолились жители того царства-государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его досыта свежим мясом. Но чудовище было прожорливым и вскоре не осталось ни у кого ни овец, ни коров, ни коз — все съел змей. Тогда велел змей приводить к нему каждый день человека на съедение. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели ее на берег морской и оставили там. В это время проезжал Егорий Храбрый на добром коне. Не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и победил его.

В правой лапе у орла- скипетр, в левой — держава. (Показ). Это символы власти, управление государством. Скипетр, жезл- короткая палка, украшенная резьбой, золотом и драгоценными камнями. Он «указывает» и «показывает», что нужно делать, чтобы государство было сильным и богатым.

Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

Итак, подведем небольшой итог.

Флаг России, герб России – что это такое?

— Флаг России, герб России – это государственные символы нашей страны.

Физминутка

В нашей стране горы-высокие (Встать на носочки, тянутся руками вверх)

Реки глубокие (Наклониться вниз, руками достать пола)

Степи широкие (Расставить широко руки)

Леса большие, (Показать руками обхват)

А мы — ребята вот такие (Большим пальцем знак хорошо)

А сейчас мы познакомимся ещё с одним символом России. Это гимн.

Гимн – это самая главная музыка в нашей стране, это торжественная песня о нашей стране, о том, как мы ее любим. Когда играет гимн России, то нужно вставать и слушать его стоя и молча. Таким образом мы проявляем уважение к своей стране.

Читайте также:  Размер запястья ребенка 5 лет

Гимн всегда звучит на торжественных мероприятиях, различных соревнованиях.

Давайте послушаем один куплет Гимна России.

(звучит гимн, все слушают стоя)

Присаживайтесь на свои места.

Россия – могучая и величественная страна. По всей ее территории простираются леса, поля, горы, равнины, протекает множество рек, которые впадают в озера и моря. Наше государство настолько огромно, что когда в одной его части наступает ночь, то в другой — начинается день, в одной его части – идет снег, а в другой – светит солнце. Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. А мы с вами, граждане России – россияне! Россия – это самая большая страна в мире! Тринадцать морей и два океана омывают Россию. Могучие реки несут свои воды в моря и океаны. В России больше тысячи городов, много сел, деревень. Богата наша страна нефтью, газом, лесом.

В заключении нашей беседы я предлагаю вам послушать стихотворение Н. Л. Забилы, в котором говорится о том, как велика наша Родина, говорится и в стихотворении Н. Л.Забилы:

Как велика моя земля!

Как широки просторы!

Озёры, реки и поля,

Леса, и степь, и горы!

Раскинулась моя земля

От севера до юга.

Когда в одном краю весна-

В другом снега и вьюга.

Итог беседы.

Как называется наша страна?

Какой город является столицей России?

Ребята, с какими символами страны вы познакомились.

Какие цвета имеет наш государственный флаг и в какой последовательности они расположены?

Как называется торжественная песня страны.

Что изображено на государственном гербе и что это означает.

Источник

Даже в эпоху глобализации, когда границы между разными государствами почти исчезают, любовь к собственной отчизне всё равно остается важной и значимой. Потому при воспитании детей стоит уделить особое внимание понятию родины. Что в таком случае нужно рассказать и показать малышу, чтобы он проникся уважением и гордостью за свою страну?

Любовь к родине не рождается сразу

 Для начала надо чётко понять: разговор о родине должен быть далеко не один. Чтобы ребёнок узнал о своей стране больше, чтобы он увидел её красоту, величие и значимость, нужно потратить много времени в течение не одного дня, периодически возвращаясь к данной теме. Поэтому не стоит ожидать, будто он проникнется вашим рассказом сразу, как только вы его окончите. Более того, сначала он, скорее всего, вообще мало что поймёт и запомнит. И тут важно учесть один момент: нельзя навязывать ребёнку любовь к отчизне. Прививать её, требовать что-то, говорить, что он «должен любить свою страну» – всё это не принесёт никакого результата (и даже может вызвать у него, наоборот, отторжение). Потому грамотная политика родителей в такой ситуации: действовать мягко, исподволь, объясняя всё, что необходимо, показывая, что нужно, но не ожидая, что ребёнок моментально станет истинным патриотом. А начать, конечно же, стоит с самого понятия родины.

Если вы уже беседовали с ним о космосе, то наверняка рассказывали о планете Земля как об общем доме всех людей. К этой теме можно вернуться, расширив её: рассказав о множестве стран, в которых живут разные народы. Они отличаются друг от друга обычаями, порядками, одеждой, погодой, языком в конце концов – буквально всем! И в одной из этих стран живём мы: это наш ещё один общий дом. У страны есть свои название, флаг, территория, традиции, история и достижения. И каждый уважающий себя гражданин должен как минимум знать их.

О чём говорить с ребёнком?

 Вы будете показывать ребёнку родину, рассказывать о ней, помогая узнать больше. Все действия в этом случае можно разделить на несколько направлений:

 знакомьте с природой

Знакомство со страной всегда начинается с её территории. Возьмите глобус либо карту мира и покажите малышу государственные границы страны. Поясните, какая она огромная на понятных ему примерах – сравнив с вашим городом, например. А ещё расскажите, что Россия крупнейшее государство на планете. Далее можно перейти к природе и климату отчизны. Причем не просто рассказывайте, но и показывайте: найти научно-познавательные фильмы или адаптированные для детей книги обо всём этом не так уж и трудно. Обязательно акцентируйте внимание на чём-то необычном, что могло бы заинтересовать ребёнка. Например, можно отметить, что в России есть практически все климатические зоны: от снежной тундры, где вечная зима, до субтропиков, где могут жить экзотические животные, от пустынь до высочайших гор. Не забудьте рассказать про природные богатства: леса, реки, драгоценные камни и металлы – всё это поможет формированию у малыша образа своей страны.

 знакомство с обычаями

Территория ничто без людей, её населяющих. Поэтому логичным продолжением будет знакомство с народом: его культурой, традициями, разнообразием. И тут как нигде важна наглядность! Причём не стоит ограничиваться всё теми же фото и видео, которые бы показали, как живут или жили соотечественники. Это, конечно, тоже будет интересно ребёнку (особенно если это всё заметно отличается от того, что он наблюдает вокруг себя), но гораздо больше ему даст личное знакомство с обычаями своего народа. Продемонстрируйте национальные костюмы и расскажите о них. Можно приобрести что-то и для самого малыша: рубаху с традиционным орнаментом для мальчика, красивый головной убор для девочки. Продолжите рассказ о национальной кухне. Детям наверняка понравится что-то вкусненькое, необычное и с красивой историей, напоминающей сказку. Да и сами сказки народов отчизны, как и народные песни, нельзя забывать: малыш от них наверняка придёт в искренний восторг!

Читайте также:  Примерный вес ребенка 5 лет составляет

 знакомство с историей

Разговоры с ребёнком об обычаях и культуре народа, берущих свои традиции с древних времён, логично подводят к знакомству с историей родины. Ведь у ребёнка появится масса вопросов: почему мы не ходим в такой же одежде, почему быт людей на старых фото отличается от нашего, как произошли все эти и другие изменения в поведении людей, проживающих в нашей стране? Конечно, слишком углубляться в историю в общении с карапузом 2-3 лет вряд ли стоит, он ничего не запомнит. Но выбрать наиболее яркие моменты, которые бы отложились в его памяти, нужно. Что это может быть? Да все, что угодно: от царей Древней Руси и татарского нашествия до Великой Отечественной войны и Юрия Гагарина. Главное, чтобы описание действительно увлекло ребёнка, чтобы было созвучно его формирующимся интересам. Отдельно расскажите о национальных героях родины: маленькие дети любят события, в которых участвуют необычные, сильные, умные и отважные персонажи. И не забывайте, что всю информацию надо адаптировать для малыша: иначе он может ничего не понять.

 знакомство с искусством

О том, что искусство само по себе очень важно для гармоничного развития детей, говорить вряд ли стоит. Но в случае рассказа о родине это играет особую роль. Почитайте малышу сказки, стихи или другую, подходящую ему по возрасту литературу, которая была написана вашими соотечественниками. Поставьте ему послушать классическую музыку, созданную композиторами прошлого. Расскажите об этих произведениях искусства и истории их создания. Кстати, персонификация и здесь нужна. Ребёнок наверняка с интересом послушает о жизни писателей, поэтов, композиторов, актёров, режиссёров, посмотрит их фотографии (если таковые, конечно, имеются). А ещё в данном случае хорошо бы поинтересоваться мнением малыша. Узнайте у него, что он думает о прочитанном и прослушанном, что ему запомнилось. Это не только позволит вам понять, на чем он сосредоточил своё внимание и что запомнил об искусстве отчизны, но и позволит ему потренироваться в изложении собственного мнения, значимость чего нельзя переоценить.

 знакомство с современностью

История, обычаи, культура, искусство, природа – всё это важно, но, наверное, не имеет особого значения без настоящего. Поэтому дайте возможность составить представление о стране в данный момент. А для этого нужны не столько походы по музеям и галереям (без чего невозможно представить знакомство с прошлым), сколько беседы о современности. Расскажите, как живёт родина, какое у неё население, что интересного происходит в стране. Конечно, не стоит долго говорить об особенностях общественно-политического устройства или действующей модели экономики, но хотя бы в общих чертах раскрыть их можно. Поясните, что производится в стране и как. Сводите на интересные экскурсии по своему городу или на какое-то местное предприятие. Очень полезен внутренний туризм, благодаря которому вы покажите, что окружает вас: города, люди, природа. И это возможно не только во время «большой» поездки на каникулах, но и в туре выходного дня. В пределах вашей или ближайших областей наверняка есть что-то необычное, что будет интересно малышу.

 Если следовать этим советам, то вы обязательно пробудите в малыше искренний интерес к своей стране во всём её многообразии. А оттуда уже и до любви к отчизне, уважению к ней и гордости за неё, недалеко – и без всякого навязывания.

P.S. Отдельный и достаточно затруднительный для многих родителей момент: как быть с не очень хорошими сторонами истории или настоящего родины? Не станет ли глянцевый, положительный образ пустой лубочной сказкой? Не приведет ли столкновение ребёнка с негативными сторонами жизни к разочарованию в своей стране? Тут сложно ответить однозначно. Конечно, лучше быть честными с детьми – и говорить, что наша родина не идеальна. Но не стоит перегибать палку, пугать и углубляться в подробности. Помните: всю информацию для детей нужно дозировать и адаптировать!

Расскажите, а вы уже познакомили вашего ребёнка с понятием родины – и что для этого делали?

Источник

«Наша Родина – Россия»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по познавательному развитию для детей 4-5 лет

Цель. Формировать представление детей о родной стране, ее красоте, творчестве русского народа.

Задачи.

Образовательные: расширять знания детей о природе России, предметах декоративно-прикладного творчества, народных сказках, потешках.

Развивающие: развивать интерес детей к народной культуре (устному народному творчеству, игрушкам, играм). Развивать инициативность и самостоятельность ребенка в речевом общении с взрослым и сверстниками.

Воспитывающие: вызвать чувство восхищения красотой родной природой, талантом русского народа. Воспитывать любовь к своей Родине.

Планируемый результат. Ребенок эмоционально откликается на красоту природы России, проявляет интерес к народным игрушкам, устному народному творчеству: сказкам, потешкам, загадкам. Проявляет интерес к красоте и выразительности родного языка, поэтического слова. Ребенок инициативен в разговоре отвечает на вопросы.

Оборудование: российский флаг; книги русских народных сказок; иллюстрации с изображением природы России (лес, река, поле, море, горы); народные игрушки: матрешки, дымковские, богородские и филимоновские игрушки; русская народная сказка «У страха глаза велики»; шапочка медведя.

Читайте также:  Раннее развитие ребенка 5 лет на дому

Ход занятия.

Вводная часть. Чтение стихотворения П. Воронько «Лучше нет родного края»

Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.

Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
— Где же лучшая земля? —
Отвечал он, пролетая:
— Лучше нет родного края!

Основная часть

Воспитатель.

– Ребята, как вы думаете, почему так ответил журавль (ответы детей). Потому что и птице, и человеку, и животному лучше живется в родном краю, на своей Родине.

– Как вы, ребята, понимаете, что такое Родина (место, где человек родился и живет).

«Что такое Родина?» – маму я спросила.

Улыбнулась мама, повела рукой:

«Это наша Родина, милая Россия,

Нет другой на свете родины такой». (И. Черницкая).

Воспитатель.

– Наша Родина – Россия, большая и красивая страна. Сейчас я вам покажу картинки про нашу Родину – Россию.

(Выставляется иллюстрация с изображением леса).

– Что это? (лес). Как вы догадались? (много разных деревьев).

– Названия, каких деревьев вы знаете (ответы детей).

– А кто из вас был в лесу? Расскажите, что вы там делали. (ответы детей).

– Красиво в лесу? Вам понравилось?

(Выставляется иллюстрация с изображением реки).

– А это что? (река). Посмотрите. Какая она длинная, даже не видно конца. Как красиво по берегам реки! Кто из вас был у реки? Что вы там делали (купались, загорали, ловили рыбу). Вам понравилось быть у реки? (ответы детей).

(Выставляется картина с изображением моря).

– Что это? (море). Полюбуйтесь, какое оно красивое. Какого цвета вода в море? (синяя, зеленая). Оно такое огромное, что не видно берегов. Кто из вас был на море? Какая вода в море? (соленая, прозрачная, летом теплая).

(Выставляется иллюстрация с изображением поля).

– А что это? (поле). В нашей стране очень много полей, люди выращивают пшеницу, рожь из которых делают муку и пекут хлеб, хлеб мы едим каждый день.

– Какого цвета поле? (золотистое, желтое). Оно похоже на море, только желтого цвета. Когда дует ветер, то по полю проходят волны, совсем как на море. Поле, как и море огромное. У моря не видно другого берега, а у поля не видно другого края, поэтому говорят, что поле бескрайное.

(Выставляется иллюстрация с изображением гор).

– Что это? (горы). Здесь вряд ли кто-то из вас бывал. Какие они, что можно о них сказать (высокие, красивые). Что лежит на вершинах гор, такое белое? (снег).

– Посмотрите, ребята, лес, река, море, поле, горы – все это наша с вами страна, как она называется? (Россия). Россия очень большая, богатая и красивая страна.

«И красива, и богата наша Родина, ребята,

Долго ехать от столицы до любой ее границы.

Все вокруг свое родное, горы, степи и леса,

Рек сверканье голубое, голубые небеса…» (Г. Ладонщикова).

– У каждой страны, ребята, есть свой флаг (показать флаг России, уточнить названия цветов). Увидеть флаг можно на здании правительства, на самолетах, космических ракетах, на спортивных соревнованиях, в которых участвуют спортсмены нашей страны России.

– В России много талантливых людей, они умеют петь, сочинять, делать красивые предметы.

В старину в России для забавы ребятишкам сочиняли песенки- потешки. Мы их с вами тоже знаем, давайте поиграем.

(Проводятся как физкультминутки).

Еду-еду к бабе, к деду

Еду-еду к бабе, к деду

На лошадке в красной шапке, (изображают, как едут на лошадке)

По ровненькой дорожке на одной ножке. (скачут на одной ножке)

В старом лапоточке, по рытвинам, по кочкам. (на другой ножке)

Все прямо и прямо. (прыжки на 2-х ногах)

А потом вдруг… в яму – бух! (приседают)

Петушок, петушок

Петушок, петушок, (хлопают по бокам рукам)

Золотой гребешок, (показывают рукой гребешок на голове)

Масляна головушка (гладят себя по голове)

Шелкова бородушка (показывают бородушку)

Что ты рано встаешь, громко песни поешь,

Деткам спать не даешь (грозят пальчиком)

Ку-ка-ре-ку! (громко кукарекают)

– В России много мастеров, которые делают разные красивые игрушки, про одну из них загадаю загадку

«Разноцветные подружки

Попрятались друг в дружку,

Мал, мала, меньше» (матрешка)

Рассмотреть матрешку. Показать дымковские, филимоновские, богородские игрушки. Пояснить, что все эти игрушки сделаны русскими мастерами.

– Ребята, вы любите сказки? Посмотрите, у меня много книг с русскими народными сказками. Вы их узнали, назовите их. О ком эти сказки? (ответы детей). Сейчас я вам расскажу русскую народную сказку о страхе. Вы знаете, что такое страх? (когда кто-то чего-то боится). А чего можно испугаться? (выслушать ответы детей). Можно испугаться того, чего нет на самом деле. Вот такое произошло с героями русской народной сказки, которая называется «У страха глаза велики». (Рассказывание сказки).

– Что же на самом деле произошло? А что подумали перепуганные герои сказки? Вот какую интересную сказку сочинил русский народ. Чтобы посмеяться над трусишками.

– Ребята, у каждого народа есть свои народные игры, и у одну из них мы с вами хорошо знаем, это игра называется «У медведя во бору». Поиграть в нее с детьми.

Заключительная часть.

– О чем мы сегодня говорили? Как называется наша Родина?

Источник