Как ребенку 3 года развивать самостоятельность

Как ребенку 3 года развивать самостоятельность thumbnail

Воспитание самостоятельности у детей 3-4 лет

Детская самостоятельность в последнее время стала объектом повышенного внимания ученых, преподавателей и педагогов. Это связывают с необходимостью решения проблемы подготовки подрастающего поколения к условиям жизни в современном обществе.

Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка, когда тот начинает ходить в школу. Однако начинать воспитывать это качество нужно гораздо раньше – и чем раньше, тем больших успехов можно достичь.

Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни, поэтому необходимо воспитывать и развивать это качество с раннего возраста.

К сожалению, вместо развития самостоятельности у детей с самого раннего возраста родители на корню пресекают даже малейшие проявления инициативы со стороны крохи. Первые «Я сам!» нередко воспринимаются родителями в штыки, так как они прекрасно знают, что сам он будет делать это очень долго, и, как правило, плохо. А тем временем поддержка инициативы и самостоятельности детей – это первое, что должны делать любящие мама и папа.

Чаще всего дети не любят, когда им предлагают помощь и отказываются от неё. По своей природе дети очень активны. Очень часто они стремятся выполнить различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддерживать их в этом. Стремясь сделать всё за ребёнка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других. У ребёнка к трём годам возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться. Подавлять эти порывы ни в коем случае нельзя – это приводит к существенным осложнениям в отношениях ребёнка и взрослого.

Конечно, малыш не сразу и с большим трудом приобретает необходимые навыки, ему потребуется помощь взрослых. Ребенок не может делать все так быстро и качественно, как нам бы хотелось. В повторяющихся изо дня в день ситуациях быть терпеливым очень сложно: взрослому гораздо легче сделать что-то самому, чем выдержать неумение и медлительность ребенка. Однако заботясь о собственном комфорте или о том, чтобы сэкономить свое время и сохранить в доме порядок, мы рискуем отнять у ребенка возможность самостоятельного обучения.

Прежде всего, в семье следует создать необходимые условия: приспособить к росту ребёнка вешалку для одежды, выделить индивидуальную полку для хранения предметов туалета (носовых платков, носков и т. д., постоянное и удобное место для полотенца.

Без создания этих условий ребёнку трудно быть самостоятельным. Например, вы требуете, чтобы он был самостоятельным при умывании, но кран или умывальник расположены высоко от пола и ему трудно дотянуться до них. Однако он стремиться сделать это самостоятельно — встаёт на носки, изо всех сил тянет руки, а вода льётся в рукава рубашки, на пол. В результате — бесполезно затраченные силы ребёнка и недовольство взрослых. Поэтому в квартире всё должно быть приспособлено для удобства детей.

Как помочь ребёнку овладеть каким –либо новыми действиями . «Научи». Ребёнку надо сначала показать, как выполняется то или иное действие, последовательность его выполнения. «Вместе». Чтобы ребёнок смог самостоятельно выполнить новые для себя действия, необходимо, чтобы он сначала научился их выполнять под руководством и при помощи взрослого (указания, поправки, одобрение). И здесь крайне важно поощрять ребёнка, если он делает правильно. Воспитывая самостоятельность, старайтесь как можно реже прибегать к замечаниям, наставлениям, порицаниям.

Положительная оценка укрепляет у детей интерес, стремление улучшить свой результат, даёт им возможность увидеть, чему они научились, чему ещё нужно научиться. За что ребёнка можно похвалить в труде по самообслуживанию? Похвалы заслуживает старание, усидчивость, находчивость ребёнка, стремление оказать внимание, помощь родителям, овладеть новыми действиями. Чем больше ребенок умеет, тем увереннее он себя чувствует.

Труд должен приносить ребёнку радость. Поэтому не надо упрекать его в медлительности и небрежности. Это может вызвать отрицательное эмоциональное состояние, повлечь за собой нежелание принять участие в труде в следующий раз. Опыт придёт постепенно. Сначала нужно вызвать интерес.

При воспитании самостоятельности у детей младшего школьного возраста и дошкольников ни в коем случае нельзя доделывать и переделывать то, что делает ваш ребенок, в его присутствии. Это означает поставить жирный крест на всех ваших предыдущих попытках развить самостоятельность ребенка. Таким образом, мы заявляем, что ребенок делает все плохо, не так, как нужно.

Также во время воспитания самостоятельности у детей раннего возраста не нужно скупиться на похвалу. Попробуйте хвалить ребенка каждый день не менее 8 раз и посмотрите, как это отразится на его самостоятельности, да и на ваших отношениях вообще.

Исходя из разных возрастных этапов, можно дать следующие рекомендации родителям.

Ранний возраст

  1. Необходимо помнить, что не нужно выполнять за ребенка то, что он может сделать сам. Если ребенок уже научился , например, есть или одеваться без помощи взрослого, то дайте ему возможность делать это самостоятельно!
  2. Следует помогать ребенку только в том случае, если он сам просит взрослого о помощи. Не нужно вмешиваться в деятельность ребенка тогда, когда он чем-то занят, если он не просит Вас об это. Важно дать возможность ребенку найти решение самостоятельно!
  3. Нужно всячески поощрять стремление к самостоятельности. В этом возрасте ребенок очень часто повторяем «Я сам!». Важно не препятствовать ему в этом стремлении (конечно в рамках разумного), всячески стимулировать его попытки самостоятельных действий. Если у ребенка что-то не получается, можно деликатно объяснить ему ошибку и обязательно подбодрить, помочь ему поверить в то, что у него обязательно все получится.
  4. Просить совета у ребенка. Даже маленький ребенок сможет подсказать вам, в какую вазу поставить цветы или какое полотенце предложить гостям. В этой ситуации важно его участие и готовность отвечать за совместно сделанный выбор. Чем чаще вы будите просить совета у ребенка, тем лучше.

Дошкольный возраст

  1. В этом возрасте неплохо давать ребенку возможность самостоятельно выбирать то, что он сегодня оденет. Но при этом следует не забывать, что ребенку нужно помочь с выбором. Можно также начинать вместе с ребенком совершать покупки в магазине и учитывать его выбор.
  2. Главная задача взрослого – приучить ребенка к мысли, что для него, как и для всех в семье, существуют определенные правила и нормы поведения, и он им соответствовать. Для этого важно закрепить за ребенком постоянное поручение, соответствующее его возрасту.
  3. Соблюдать договоренности, держать слово. Позвольте ребенку самому назначить время возвращения с прогулки, уборки игрушек и т.д. Важно объяснить, что назначенное время должно соблюдаться неукоснительно. При этом важно помнить , что сын или дочь вряд ли поймет , почему нельзя нарушать данное слово, если вы сами не всегда сдерживаете обещания.
  4. Не следует ограждать ребенка от проблем: позволяйте ему встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия).
  5. Воспитание самостоятельности предполагает также формирование у ребенка умения найти самому себе занятие и какое-то время заниматься чем-то, не привлекая внимания к этому взрослых.
  6. Основной ошибкой взрослых в воспитании детской самостоятельности является, чаще всего, гиперопека ребенка и полное устранение от поддержки его действий.
Читайте также:  Высокая температура у ребенка 3 года обтирания

Прислушайтесь, пожалуйста, к советам психологов: «Подавлять порывы самостоятельности детей ни в коем случае нельзя».

Итак, мы пришли к выводу, что самостоятельность является тем качеством, которое следует воспитывать в детях дошкольного возраста.

Источник

Девочка капризничает

«Я сам! Не хочу! Не буду!»… Слыша эти слова от трёхлетнего малыша, многие родители приходят в замешательство, не зная, как правильно себя вести. Позволить крохе делать всё, что он хочет? Или подобное поведение у детей означает, что пора приступать к «серьёзному» воспитанию и доставать ремень?

Нужно понимать, «кризис трёх лет» – неизбежный этап в жизни любого ребёнка. Именно в это время он начинает осознавать себя полноценной личностью, стремиться к самостоятельности. А поэтому задача любящих родителей – не погасить искру инициативы, не забить детский энтузиазм и уже тем более не прибегать к телесным наказаниям.

Как проявляется «кризис трёх лет»?

Часто даже самые спокойные детишки в этот период начинают вести себя агрессивно, закатывают истерики, стараются всеми способами привлечь к себе внимание. Если раньше карапуз спокойно давал себя кормить и одевать, то теперь всё пытается делать самостоятельно. Трёхлетний малыш часто подходит к зеркалу, подолгу рассматривает себя в отражении и на фотографиях. Такое изучение – осознание себя полноценной и самостоятельной личностью. Любое вторжение в планы ребёнка вызывает отрицание. А фразу «я сам!» родители слышат на протяжении всего дня.

Как помочь малышу справиться с взрослением?

Излишняя опека может лишь усугубить ситуацию. Если постоянно осаживать малыша, подавлять самостоятельность, он замкнётся в себе, перестанет проявлять инициативу, и, возможно, вырастит в инфантильного взрослого. Да-да, как раз сейчас очень важный этап формирования психики маленького человечка, и родителям крайне важно не сплоховать.

Так как правильно организовать воспитание самостоятельности у ребёнка в 3 года?

  1. Не подавляйте инициативу.

Любая инициатива малыша к самостоятельным действиям должна поощряться. Когда любимое чадо пытается натянуть носок на ножку, не нужно ему мешать. Даже если ничего не получается с первого раза, тактично помогите карапузу справиться с непосильной задачей, а не делайте всё за него – вы же не хотите опекать до его старости? Ваша задача как родителя воспитать самостоятельность у ребёнка.

Ребёнок самостоятельно одевает носок

  1. Поощряйте!

Когда малыш пытается что-то сделать, важно хвалить его. «Какой ты у меня молодец!», «ты такой большой, мой помощник!», «как хорошо ты подмёл пол! Теперь дома чисто!» – подобные фразы мотивируют на новые поступки, повышают самооценку, формируют доверительные отношения.

  1. Не торопите.

Не нужно торопить малютку, когда он в очередной раз пытается неуклюже засунуть руку в рукав куртки. И уж тем более делать за него то, что он может сделать сам. Вы же хотите, чтобы ваш ребёнок учился? Возможно медленно, но он сам наденет куртку, пусть это будет его очередной победой, а вы немного поможете ему в этом.

  1. Дайте право выбора.

Часто конфликт возникает из-за авторитарности родителей, которые не дают своему чаду выбрать тот вариант, который нравится больше именно ему. Пусть он сам решит, какая шапка красивее, решит, где сегодня лучше погулять: во дворе или в парке. Даже пускай даст совет, яблоки какого цвета купить в магазине: красные или жёлтые? Предлагайте вашему сыну или дочери принимать решения в тех вопросах, где это возможно. В семье, где уважают мнение каждого члена, растут счастливые самодостаточные дети.

  1. Не ругайте за промахи.

Трёхлетнему ребёнку кажется, что для него нет непосильных задач. Но желание помыть посуду иногда оборачивается разбитой чашкой, а рисунок для мамы предательски отпечатывается на светлой скатерти. Такие ситуации – не повод ругать малыша, а разбитая чашка – небольшая цена за обучение крохи новым навыкам, ведь он сделал это не нарочно. Лучше подбодрить его словами: «ничего, с каждым может случиться. Просто в следующий раз будь аккуратнее».

  1. Игра в помощь.

Когда все способы испробованы, а ребёнок не соглашается убрать игрушки или выполнить другие действия, можно перевести всё в игру. «Давай поможем зайчику поставить машины в гараж» или «вместе с мишуткой соберём всех кукол», – и малыш уже занят полезным делом.

Девочка собирает куклы

Для того чтобы малыш активно развивался, научился осознавать мир и себя в нём, стал самодостаточной личностью, родителям необходимо много трудиться, и в первую очередь над собой. Для этого нужно:

  • Быть честными и открытыми со своим ребёнком.
  • Объяснять каждый свой шаг.
  • Строить отношения на доверии.
  • Помнить, что дети берут пример со взрослых.
  • Придерживаться последовательности в принятии решений.
  • Искать компромиссы в любых сложных ситуациях.
  • Стать другом для своего ребёнка.

При должном внимании воспитание самостоятельности у ребёнка в 3 года пройдёт без особых эксцессов. Главное, чтобы родители нашли «золотую середину», которая поможет их маленькому сыну или дочери поверить в себя, и со временем стать по-настоящему успешной личностью.

Самостоятельный ребёнок

Источник

Самостоятельность — весьма важное качество, которое пригодится ребенку на протяжении всей жизни. Поэтому очень важно уделить развитию этого навыка особое внимание. Ведь от уровня самостоятельности ребенка будет зависеть то, насколько полноценно он сможет адаптироваться к различным житейским ситуациям. Самостоятельность поможет уже выросшему человеку на всем его жизненном пути, будет способствовать в достижении целей. Как приучить ребенка к самостоятельности — непростой вопрос и тема статьи.

Почему-то многие родители боятся приучать ребенка дошкольного возраста к самостоятельности, считая, что некоторые навыки могут повредить малышу, представляют опасность для него и т. д. Эти страхи необоснованны. Приучать ребенка быть самостоятельным желательно как можно раньше. Уже в три года малыш много что умеет сам — если дать ему определенную свободу, разрешить и научить. Естественно, нельзя допускать каких-то рискованных ситуаций. Вообще, приучать постепенно ребенка быть все более самостоятельным — это не так сложно и опасно, как многие думают. Главное, чтобы все ваши требования соответствовали возрасту малыша, были направлены на его развитие и были адекватными.
samostoyatelnost-2
Даже наши сверхбдительные и, как мы считаем, полностью отставшие от жизни бабушки, и то обладали большей житейской смекалкой и были более разумны в вопросах воспитания детей. И дело отнюдь не только в том, что раньше было более безопасно, чем сейчас, и ребенок мог спокойно безопасно гулять во дворе весь день. Даже в помощи по дому раньше дети больше были приспособлены, чем сейчас — а ведь эта помощь не представляет совсем никакой опасности для их жизни.

Когда ребенок дошкольного возраста начинает помогать взрослым, он чувствует ответственность за свои действия, где-то даже гордится оказанным ему доверием, старается сделать все хорошо, чтобы его похвалили — он действительно старается помочь. Длится период такой наивной помощи до тех пор, пока взрослые не отобьют эту охоту своими запретами, либо пока ребенок сам не начнет понимать, что его помощь никому не нужна. Обычно замотанная на работе мама говорит «Не надо, отойди, я сама все лучше сделаю, ты только все испортишь» и тому подобные фразы. Такие слова могут напрочь отбить любое желание у малыша помогать. Ну а когда ребенок вырастает, родители начинают думать — и вот в кого такой лентяй уродился, никакой помощи не дождешься. А все оттуда, из детства идет, виновато воспитание.

Читайте также:  Коляска для отпуска ребенок 3 года

Что такое самостоятельность

Перед тем, как начать основательно разбираться в вопросе развития самостоятельности у детей, нужно определиться — а как понимать само определение самостоятельности. Современное толкование этого термина говорит о том, что самостоятельность ребенка дошкольного возраста — это комплекс нескольких важнейших умений. Что это за умения:

  • Действия по собственной инициативе, без посторонней подсказки и контроля.
  • Выполнение повседневных дел без помощи взрослых и их контроля.
  • Осознанные адекватные действия в различных бытовых ситуациях, полностью соответствующие сложившимся обстоятельствам.
  • Быстрая адаптация к новым условиям.
  • Самоконтроль и элементарный анализ своих действий и действий окружающих. Но первоначально — своих.
  • Умение переносить то, что уже известно, в новые условия и успешно применять эти знания.

Чем опасна несамостоятельность

Какие качества отравляют жизнь детям, которых родители вовремя не приучили к самостоятельности:

  • Инфантильность. Ребенок вырастает болезненно привязанным к родителям, боясь без них ступить и шаг. Он не способен сам создать семью и брать на себя даже небольшую ответственность. Как результат – не может сделать карьеру, быть успешным. Ну кто из родителей хочет видеть такими своих взрослых детей.
  • Нерешительность. Ребенок не может понять куда ему двигаться во взрослой жизни, чем заняться и что делать. Он мечется от работы к работе, от партнера к партнеру. Или наоборот, намертво прилипает к единственному рабочему месту и к одному партнеру, боясь посмотреть по сторонам, даже если существующие обстоятельства его уже давно не устраивают. В результате жизнь такого человека несчастна, развитие личности затормаживается, но изменить он эти обстоятельства не решается.
  • Тревожность. Ребенок боится всего. Когда ему еще мало лет, он боится сказочных, вымышленных персонажей, а став взрослым, боится и реальных вещей, но которые с ним, возможно, никогда и не случаться, а он боится все равно. Тревожность здорово отравляет жизнь человека, приводит к депрессиям, проблемам, нервным срывам.

Что может сделать трехлетний ребенок сам

В три года ребенок уже пытается вполне осознанно «освободиться» от родительской опеки и стать самостоятельным. Первые самостоятельно выполненные действия наполняют его гордостью и уверенностью. Не лишайте ребенка этого удовольствия и важнейшего навыка, помогите ему в этом. Это тот самый возраст, когда вопрос — как приучить ребенка к самостоятельности — решается наиболее безболезненно и естественным образом.

По достижению трех лет ребенок уже очень часто говорит «я сам», словно подчеркивая, что он уже со всеми трудностями способен справиться. Это, конечно, еще далеко не так, но сама тенденция должна радовать родителей.

В три года ребенок пытается копировать действия родителей и повторять за ними. Важно его поощрять, если, конечно, он копирует что-то хорошее.

Рассмотрим, какие навыки и действия вполне может выполнять малыш в трехлетнем возрасте самостоятельно:

  • Убрать свои игрушки. Это занятие должно стать ритуальным перед сном.
  • Сложить аккуратно свои вещи. То есть перед сном не бросать свою одежду как попало, а по мере возможности аккуратно развесить на спинке стула или сложить. Это вполне под силу ребенку дошкольного возраста, даже трехлетнему. Понятно, что одежда не будет напоминать идеально сложенные рубашки и платьица из магазина, этого и не требуется. Со временем у него будет получаться все лучше. Сейчас главное — привить сам навык, на это направлено все воспитание.
  • Ребенок трех лет уже должен знать четко, что после определенных вечерних ритуалов, таких как чистка зубов, умывание — он идет спать. Сам. Если родители смогут привить эту привычку своему ребенку, это здорово облегчит их жизнь. Да и самому ребенку будет проще.
  • Ребенок должен сам одеваться. Но если требуется помочь застегнуть сложную застежку, то конечно, это нужно сделать родителям.
  • Ест малыш в три года полностью самостоятельно. Сам держит ложку, чашку.
  • Самостоятельно ходит на горшок. Этот показатель, пожалуй, основное показательно — правильно ли протекает развитие малыша. Если ему до сих пор требуется помощь в этом вопросе — есть повод задуматься.
  • Ребенок уже может полить растения. Можете даже выделить ребенку его «собственный» цветок, за которым он будет ухаживать, выращивать и отвечать за него. Ребенок будет очень горд таким доверием и, конечно, будет стараться оправдать его.
  • Если дома есть животные, ребенок может их кормить.
  • Малыш может помочь расставить тарелки перед едой. Желательно не давать ему легко бьющуюся, тонкую посуду. Но пластиковые тарелки, деревянные и из твердого фаянса он вполне может благополучно «доставить» и даже расставить на столе. Не стоит доверять ему, конечно, вилки и ножи, но ложки он тоже вполне может разложить по местам.
  • Ребенок дошкольного возраста должен уже знать свои некоторые обязанности. Это к примеру, то, что он должен бережно относиться к своим игрушкам, стараться выполнять поручения взрослых хорошо, не шуметь, когда нельзя этого делать, стараться помогать родителям и старшим и т. д.

Полезная информация

Уже доказано, что самостоятельные дети хорошо учатся и выполняют школьные поручения и обязанности, и им также приходится гораздо проще во взрослой жизни, так как они умеют решать свои проблемы. Некоторые полезные советы:

  • Помогайте ребенку только когда он сам этого попросит или когда этого требуют обстоятельства. Не нужно лезть к нему с помощью, если он и сам сможет, немного подумав, разобраться. Этом он нарабатывает собственный опыт и набивает собственные шишки — необходимое условие, обеспечивающее полноценное развитие личности.
  • Не старайтесь полностью оградить ребенка дошкольного возраста от проблем, поместив его в какой-то стеклянный купол. Помните, что после окончания школы ему придется нос к носу столкнуться с невыдуманным, настоящим миром. Пусть с маленького возраста приучается нести ответственность за свои поступки. Но ругать и уж тем более наказывать битьем детей, конечно, не нужно. Перед страхом физических наказаний и крика родителей ребенок может просто начать тупо выполнять определенные положенные действия, его развитие как личности прекратится. Вы вырастите полностью подавленную личность, не способную к собственным решениям.
  • Обязательно поддерживайте любую положительную инициативу ребенка, поощряйте его в стремлении стать самостоятельным. Это же прямая выгода не только для детей, но и для их родителей. С самостоятельным человеком, отвечающим за свои действия будет гораздо проще разговаривать и взаимодействовать, когда он уже вырастет. Гораздо проще, чем с безынициативным маменькиным сынком или неприспособленным к реальной жизни человеком.
  • Демонстрируйте на собственном примере, как правильно выполнять те или иные действия. Несколько раз проконтролировав детей, затем уже можно доверить им сделать это действие полностью самостоятельно. Так постепенно прививается навык. Например, умывание или чистка зубов, сбор игрушек и т. д.
  • Обязательно объясняйте, почему нужно поступать именно так, а не по-другому. Например, почему нужно вечером сложить игрушки. Может, их вовсе и не нужно складывать, пусть валяются, а все будут ходить и на них наступать, запинаться и падать. Ребенок с самых юных лет должно понимать полезность своих же действий. В этом случае он будет считать нужным выполнять эти действия.
  • Имейте в виду, что согласно многократно доказанным практикой исследований педагогов и психологов, в трехлетнем возрасте и практически до 7 лет, ведущей деятельностью ребенка является игра. Поэтому и приучать его к самостоятельности лучше в игровой форме. Так дело пойдет гораздо быстрее, эффективнее и продуктивнее.
  • Важно, чтобы ваши просьбы сделать что-либо были понятны для детей и чтобы они считали их нужными и целесообразными.
  • Формируйте просьбы конкретно, не пускаясь в философские и нравоучительные размышления. Конкретная просьба с конкретным же обоснованием — почему это важно сделать — будет гораздо понятнее ребенку, особенно ели ему еще совсем немного лет.
  • Поощряйте настойчивость в достижении результата. Если малыш привыкнет при первой трудности все бросать, вряд ли это качество пригодится ему в жизни. Скорее, наоборот, помешает. Направляйте его: пусть убирает игрушки до самого последнего винтика, который закатился под кровать. Ну и что, что под кровать — можно ведь его достать оттуда. Умение достигать своей цели во что бы то ни стало — наиценнейший подарок, который вы вообще можете сделать своему малышу. Никакие игрушки не сравнятся.
  • Не отказывайтесь, когда малыш предлагает помощь. Понятно, что сама мама все может сделать гораздо быстрее, чище и эффективнее. Но если ребенок дошкольного возраста «ползет», «мешает» и «пристает», то не прогоняйте его, а лучше покажите ему какое-нибудь простое действие, которым он сможет заняться и скажите, что он вам очень помогает. Дайте ему в руку тряпочку или губку — пусть сидит и протирает пыль с кружки или чистит что-нибудь. Ребенок занят и приносит пользу, и вы сможете делать свои дела. А после того, как уборка закончена, не забудьте сказать малышу, что он очень вам помог Это просто окрылит ребенка, он будет стремиться к дальнейшим свершениям и к еще большей самостоятельности — таким образом правильно идет его развитие
  • Важно понять, что предоставляя ребенку определенную свободу и право выбора, тем самым выработаете на развитие его самостоятельности. Поэтому поменьше категоричности и приказного тона. В некоторых вопросах ребенок может разобраться и сам. Например, какую кашу есть ему на завтрак или в носках какого цвета он хочет идти в детский сад. Уж тут-то можно давать ребенку возможность самому выбрать — от этого точно не зависит ни его жизнь, ни здоровье. А с таких мелочей и начинается дальнейшее приучение к самостоятельному решению более важных вопросов.
Читайте также:  Ребенок 1 год 3 месяца таблица вес рост

Как нельзя развивать самостоятельность

При воспитании самостоятельности у детей очень важно ослабить родительский контроль ровно до такой границы, за которой уже начинается опасная для здоровья ребенка ситуация. То есть до черты опасности контроля нет или он минимальный и незаметный, за чертой — полный контроль, внимательный и тщательный.
samostoyatelnost-1
К сожалению, многие родители допускают серьезные ошибки в воспитании самостоятельности у ребенка дошкольного возраста. Конечно, они делают это неосознанно, ведь у нас же никто не учится, как надо правильно воспитывать, родители не заканчивают педагогические и психологические курсы, воспитывают, как умеют или по образцу своих родителей. Итак, как нельзя:

  • Перехватывать у детей инициативу, говоря и показывая, как сделать быстрее, лучше, удобнее и т д. Этим вы только собьете малыша с толку. Да, трехлетка пока все делает медленно, ему за вами в скорости не угнаться. Но ему необходимо прийти к выводу самостоятельно. Только таким образом он это урок усвоит, пропустив его через свое восприятие и ощущения. Поэтому пусть сам найдет более быстрый способ, пусть делает сам свои открытия. К тому же самостоятельное исследование проблемы — это развитие у человека независимости. Не лишайте свое чадо такого бесценного качества.
  • В воспитании самостоятельности важно не перестараться и не допустить рискованных для жизни и здоровья малыша ситуаций. Обязательно страхуйте ребенка дошкольного возраста, когда он делает что-то, связанное с опасностью. Не надо просить его собрать мелкие пуговицы — он вполне может несколько проглотить. Желательно также в комнате малыша поставить мебель без острых углов, пока ему не исполнится по крайней мере, лет пять. До этого возраста дети очень неуклюжи, а острые углы весьма опасны не только для здоровья, но и для жизни. Набивать шишки и ссадины — это, конечно, неплохо, но в разумных пределах. Также и при прогулке на улице будьте бдительны: там много опасных ситуаций и предметов. Не стоит разрешать ребенку «самостоятельно» пробовать грязь и песок на вкус, воду из лужи и т д. Такие крайности ни к чему, его развитие от этого явно не будет более всесторонним.
  • Воспитывать жалостью нельзя. Часто родители, особенно если чадо выстраданное и долгожданное, стараются его всячески оберегать от любых житейских трудностей. Таким отношением можно только навредить. Жалость нужна, но в разумных пределах. Нет нужды сюсюкать с детьми дошкольного и любого другого возраста сверх меры, особенно с мальчиками, это сильно тормозит их развитие. И без того уже такой жалостливый подход привел к тому, что выросло целое поколение молодежи, мало приспособленной к защите семьи и вообще к созданию нормальных семей. А все из-за того, что в детстве мамы жалели своих отпрысков, долгое время считая их маленькими и беспомощными.

Инфантильный взрослый — жертва чрезмерной опеки в детском возрасте. Подумайте, ведь ребенку придется прожить всю эту длинную жизнь, преодолевая множество трудностей и различных ситуаций, чаще всего, не самых приятных. Ему придется создать семью, вырастить собственных детей.

Некоторым родителям, как ни грустно это допускать, но факт — просто удобно растить детей несамостоятельными, полностью зависящими от родителей. В этом случае мама уверена, что ее чадо в полной безопасности, не натворит ничего плохого, никуда не вляпается и будет послушно выполнять все, что о него требуется. Но такое воспитание ведет в никуда.

Возможно, он никуда и не вляпается, но и полностью раскрыться и расцвести как личность не сможет тоже. Он будет не в состоянии найти любимую работу, вообще дело по душе, потому что проведет всю жизнь на навязанной вами работе. Он не сможет организовать жизнь счастливой семьи, поскольку, скорее всего, вообще не женится/не выйдет замуж. А если и создаст семью, то будет тянуть свою лямку, независимо от того, какие отношения него со второй половиной. И своих собственных детей, скорее всего, ничему толковому он научить не сможет. Только послушанию, затюканности и тупому выполнению приказаний вышестоящих и старших по званию.

Запомните: успешный взрослый = самостоятельный ребенок.

Источник