Как развивать ребенка от 1 года до 2 лет по месяцам
Достигнув возраста в 1 год, ребенок переходит от материального удовлетворения своих потребностей к интеллектуальной пище: малыш активно развивается в психологическом и социальном плане. Еда и сон обеспечивают его физиологические потребности, но весь период бодрствования направляется на накопление и совершенствование умственных способностей. Конечно же, он продолжает расти и крепнуть телом. Большую роль играет и грамотное воспитание, которое дают малышу родители.
Показатели физического развития
Если первый год жизни ребенок рос и развивался нормально, то к 1 году его вес должен увеличиться в три раза по сравнению с тем, сколько он весил при рождении. Прибавляет малыш и в росте. По статистике, к первоначальному росту, с которым малыш родился, прибавляется примерно 25-29 сантиметров. Происходит развитие головного мозга: в год его объем должен составлять 60% от объема мозга взрослого человека.
Двигательные навыки
Арсенал двигательных навыков, с которым дети встречают свой первый год после рождения, позволяет говорить о возросшей самостоятельности маленького человечка. Многие детки к этому времени уже начинают ходить. Если же ваш малыш еще не пошел, не пропустите момент его первых шагов. Снимите на камеру событие, которое переводит жизнь ребенка на новую ступень.
В возрасте около года малыш переходит на принципиально новую ступень развития – он начинает осваивать самостоятельные шаги и становится менее зависимым от мамы и папы
Развивается мелкая моторика:
- Ребенок берет еду ручками, учится держать ложку.
- Помогает маме листать странички книжек, которые ему читают.
Одеваясь, подает ручки и ножки. Распознает назначение бытовых предметов, знает, для чего нужна расческа, веник или телефон. Пытается повторить манипуляции взрослых с этими предметами. Движения могут быть неловкими, но они явно осознанные. Еще далеко до того момента, когда ваше чадо полностью избавится от родительской опеки, но без вас ему и не прийти к самостоятельности.
Особенности развития
После того как ребенку исполнится год, частота посещений педиатра сокращается – как правило, профилактические осмотры проводятся 1 раз в 3 месяца (см. также: каким в норме должен быть ребенок в 2 года и 2 месяца?). Связан такой регламент с индивидуальными особенностями развития каждого ребенка. Часто психология выходит на первое место по отрицательному результату. Происходит это из-за неопытности молодой мамы, не сумевшей выработать у себя чувство терпимости к капризам малыша. Отклонения от установленных норм могут быть и у недоношенных детей. С 1 до 2 лет они немного отстают физически и интеллектуально, но, как правило, после 2 лет быстро догоняют своих сверстников во всех сферах.
Характер ребенка, вклад родителей в занятия с малышом, психологическая и социальная обстановка корректируют прогресс в ту или иную сторону. Если мама хочет, чтобы ее чадо развивалось быстрее остальных, она должна быть терпеливым воспитателем – вдумчивым, ответственным, рациональным.
Календарные периоды
Наблюдая за своим чадом, мамочке будет легче определить степень его развития, если разбить весь срок от года до двух лет на календарные периоды. Наш импровизированный календарь привязан к частоте посещений педиатра: это значит, что собираясь на прием к врачу, вы будете иметь представление о том, на какие нюансы в поведении малыша доктор обращает внимание. Кроме того, сможете самостоятельно оценить уровень развития вашего сокровища и правильность его воспитания. Каждый пункт календаря прописан по нарастающей – от простого действия или умения к сложному.
12-15 месяцев
Вот, что может карапуз:
- начинать играть самостоятельно, без подсказки взрослых;
- выполнять простые просьбы – например, обнять маму;
- пользоваться вилкой и ложкой;
- идти вверх по ступенькам лестницы;
- замечать забавные вещи и смеяться над ними;
- подражать речи и действиям родителей;
- говорить на собственном языке;
- жестами показывать то, что он хочет;
- хлопать в ладоши;
- помимо слов «мама», «папа», «деда», «баба», произносить еще одно слово;
- быстро ползать;
- ходить, опираясь на мебель;
- без чьей-либо помощи снимать носки;
- делать несколько шагов без поддержки;
- понимать простые просьбы;
- замечать реакцию родителей на его действия;
- уверенно стоять;
- ходить, держа маму или папу за руку;
- качать головой, давая отрицательный ответ;
- пить из кружки;
- пробовать «рисовать» фломастерами и карандашами;
Ждать от ребенка художественных шедевров в таком возрасте не стоит: сейчас он только начинает чувствовать цвета и фактуры. Следует позволить малышу творить так, как он хочет, дав ему свободу самовыражения
- помогать родителям одевать его, поддерживая ручки и ножки в удобном положении;
- наклоняться за упавшим предметом;
- узнавать себя в зеркале и радоваться своему отражению;
- поднимать более тяжелые предметы;
- играя в мячик, катать его вперед и назад;
- подкреплять слова жестами, чтобы его поняли;
- вытаскивать и закладывать игрушки в ящик или коробку;
- показывать свои глазки, ручки, носик и другие части тела по просьбе взрослого;
- бегать;
- обозначать требование тишины жестом «тссс»;
- «помогать» маме по дому.
15-18 месяцев
- переворачивать книжные страницы при чтении сказки;
- испытывать привязанность к животным и любимым игрушкам;
- уверенно ходить;
- петь и делать это с наслаждением;
- истерить, если чем-то недоволен;
- пятиться спиной;
- забираться на разные поверхности, одновременно исследуя их;
- говорить до 15 различных по смыслу слов;
- самостоятельно снимать носки или штанишки;
- спать один раз в день после обеда вместо двух;
- быстро бегать;
- сортировать вещи по размеру, форме, цвету (рекомендуем прочитать: как научить ребенка цветам?);
- играя, «кормить» кукол или мягкие игрушки;
- складывать из слов фразы;
- самостоятельно «читать» книжку», рассматривая картинки;
- уверенно справляться с ложкой, есть с помощью нее;
- чистить зубки под присмотром родителей;
- говорить понятнее для взрослых.
Малыш до полутора лет уже способен самостоятельно чистить зубы под присмотром взрослых. Необходимо внимательно наблюдать, чтобы кроха не глотал зубную пасту
18-21 месяцев
- говорить около 50 слов;
- понимать значение около 200 слов;
- составлять из слов простые предложения;
- самостоятельно снимать одежду;
- ходить на горшок, контролируя акты дефекации и мочеиспускания;
- умываться и чистить зубки под контролем мамы или папы;
- знать и называть части своего тела (ручки, ножки, ушки, носик);
- имитировать больше действий взрослых – например, выбрасывать мусор в ведро;
- строить из кубиков башни;
- давать описания несложным рисункам из книг;
- открывать и закрывать в доме и шкафах двери.
21-24 месяца
- проситься в туалет;
- быстро учить новые слова или действия (10 слов за один день);
- повторять все за другими людьми;
- собирать несложные пазлы;
- проводить прямую линию;
- спускаться по ступенькам за ручку с мамой;
- различать холодно – жарко, много – мало, большой – маленький;
- надевать и снимать одежду самостоятельно;
- различать людей по половому признаку (мальчик-девочка, дядя-тетя);
- прыгать;
- понимать хорошее и плохое (поведение, слово).
К двум годам ребенок обычно усваивает очень своевременное и полезное умение – проситься в туалет, сдерживая на время физиологические позывы (подробнее в статье: нормальное развитие ребенка в 2,5 года)
Как подавать информацию?
После года начинается период активного умственного взросления малыша. Все его действия – это жадный интерес к окружающему миру, к его внутреннему и внешнему устройству. Проще всего дать ему эти знания через игру. Составьте для себя план занятий с ребенком, введите в него развивающие игры. Ваша задача – обеспечить малышу грамотное социальное и эмоциональное развитие. Создавайте в процессе игры ситуации, с которыми ребенок может столкнуться в реальной жизни (рекомендуем прочитать: как грамотно обеспечить раннее развитие ребенка?). Такой метод подачи информации оптимален для малыша 1-2 лет, он лучше запоминает все и проще координирует свое поведение.
Голосовое общение с ребенком необходимо подкреплять образами и наглядными примерами. Помните – словарный запас малыша невелик, ему легче понять то, что вы пытаетесь ему донести, через жесты и игровые ситуации. Читая книжку, обязательно объясняйте крохе, почему и зачем герои сказки совершают какие-то действия. Если хотите смоделировать какую-то определенную ситуацию, придумайте собственную сказку. Такие приемы служат частью воспитания ребенка. Почитайте подробнее о развитии речи ребенка с 1 года до 2-х лет.
Моменты, связанные с реальной жизнью, объясняйте тогда, когда ребенок может видеть их наглядное воплощение: о личной гигиене говорите, когда моете с малышом ручки, а об опасности на дороге – когда стоите с малышом возле мчащихся автомобилей. Информация, не подкрепленная яркими образами, плохо воспринимается и не закрепляется в сознании крохи. Помогите своему маленькому сокровищу развиваться правильно.
Отклонения в развитии
Прекрасно, если малыш вписывается в нормы поведения, прописанные для его возраста. Небольшие отклонения от стандарта могут быть связаны с индивидуальными особенностями ребенка, и они, как правило, не вызывают тревоги у специалистов. Есть и критические моменты, на которые стоит обратить особое внимание. Оценивая физические и интеллектуальные способности ребенка, проверьте, нет ли у него подобных проблем:
- к 15 месяцам малыш все еще не понимает функции простейших бытовых приборов;
- не стремится имитировать действия взрослых;
- достигнув возраста 18 месяцев, малыш так и не научился ходить;
- в этом же возрасте говорит менее 15 слов;
- в 2 года не умеет составлять слова в предложение (подробнее в статье: что должен знать или уметь ребенок в 2 года?).
Медики считают, что приведенные отклонения чаще всего связаны с недостаточным старанием родителей в обучении ребенка. Причиной проблемы может стать и нехватка общения. Только от родителей зависит, насколько правильно будет идти развитие маленького человека. Дайте ему столько тепла, знаний и навыков, сколько могут дать любящие и заботливые мама и папа.
Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »
Источник
Перед тем, как говорить о развитии ребенка на втором году жизни, мы хотим еще раз напомнить:
Оценивая развитие ребенка в любом возрасте, помните, что много зависит от индивидуального развития! Малыши со спокойным характером, могут чуть медленнее развиваться в физическом плане, но уверенно идут вперед в познавательном, интеллектуальном. Активные малыши, скорее всего, быстрее начнут бегать, а вот посадить его почитать – может быть немного сложнее. Также подмечено, что девочки развиваются быстрее мальчиков. Развитие девочек идет более планомерно. У мальчиков периоды бурного роста и прибавки в весе чередуются с периодами, когда никаких изменений не видно вообще. Так, паренек может долго не говорить, в то время как его сверстницы уже вовсю общаются целыми фразами, а потом заговорит вдруг и сразу.
Ведущая деятельность малышей с 1 до 3 лет – это предметно-манипулятивная деятельность, т.е важно научить малыша манипулировать с предметами, показать,как пользоваться, для чего нужен тот или иной предмет. И общение, без него ни куда. Комментируйте все что делаете, рассказывайте, показывайте. Ведь малышам данного возраста нужно все копировать, повторять за взрослым. Поэтому будет преобладать совместная деятельность малыша и взрослого. Ведь ребенок еще не умеет играть самостоятельно.
В действиях ребенка будет преобладать отобразительная игра, т.е. малыш будет повторять ваши действия. Только после 2 лет начнется формироваться сюжетная игра, а после 3 лет-сюжетно-ролевая.
Физическое развитие
К концу второго года ребенок весит от 9,2 до 13,8 кг, рост – от 78 до 91 см.
– главное достижение в этом возрасте – самостоятельная ходьба.
Постепенно малыш обретает уверенность, умеет держать равновесие и перестает опираться на окружающие его предметы. Научившись ходить самостоятельно, малыш еще может быстро уставать и опускается на четвереньки, чтобы отдохнуть. Сложные участки пути преодолевает ползком. Эти навыки ребенок должен получить примерно до 15 месяцев. Затем кроха осваивает новый этап: учится менять направление движения (ходит не только вперед, но и назад) «без заносов на поворотах», препятствия – просто перешагивает, подняв ногу (примерно к 18 месяцам). Это умение позволяет пробовать подниматься по лестнице (держась за перила или руку взрослого, поднимает одну ножку, потом подтягивает к ней другую). При этом подниматься вверх малышу проще, чем спускаться вниз. Ближе к 2 годам малыш уже бегает, умеет стоять на носочках (и даже делает несколько шагов) и на одной ноге. Также после 1,5 лет ребенок должен уметь бить по мячу ногой, кидать мяч в крупную цель и подбрасывать его вверх (поймать пока не удается).
– к 15 месяцам должен уметь наклоняться, не заваливаясь, чтобы поднять предмет, к 2 годам сидит на корточках, не заваливаясь.
– улучшается точность движения рук – ребенок может нарисовать короткие штрихи, загогулины, точки.
– к полутора годам ребенок умеет раздеваться – стянуть с себя носки, ботинку, шапку и др. легко одевающиеся предметы. К 2 годам начинает частично одеваться.
– ребенок приобретает простые бытовые навыки – помоет руки, размешает сахар в кружке и т.д.
– пищевое поведение: умеет пить из чашки, пытается есть самостоятельно (к концу второго года – ест самостоятельно, в т.ч. и жидкую пищу), можно учить пользоваться вилкой. В начале второго года жизни держит ложку в кулачке, к концу – старается держать правильно между большим и указательным пальцем.
– примерно в 1,5 года умеет проситься на горшок.
Для развития сенсомоторной активности и развития координации желательно иметь: качели, качалки, сенсорные дорожки (ортоковрики), мячики, кольцебросы, каталки, велосипед, спорткомплекс/шведская стенка).
Познавательное развитие
– ребенок активно копирует действия взрослых и подражает им. Но не всегда ребенок понимает их смысл.
– к 2 годам малыш должен различать основные антонимичные понятия (большой-маленький, толстый-тонкий, холодный-горячий и т.д.), а также различать цвета (красный, зеленый, синий и желтый), формы (квадрат, круг, треугольник).
– может выполнить поручение, состоящие из нескольких последовательных действий.
– запоминает четверостишия и потешки, с интересом слушает сказки.
– понимает и исполняет понятия «можно» и «нельзя»
– к этому возрасту ребенок должен уметь соединять части (2-3 детали);
– построенные башенки из кубиков все выше и выше, а пирамидка собрана в правильной последовательности.
– ближе к 2 годам в игре использует предметы-заменители. Вместо тарелки – картонка, вместо машины – кубик и т.д.
– ребенок сам умеет планировать игровую ситуацию из ограниченного количества предметов. Покормит куклу, если рядом будет тарелочка, и расчешет ее, если рядом будет расческа. Также ближе к 2 годам. Развивается целенаправленная деятельность. Ребенок стремится к получению результата.
– если в начале второго года жизни перелистывает сразу несколько страниц книги, то к концу второго года – перелистывает по одной и аккуратно.
– к концу 2 года жизни начинает задавать вопросы – «Кто это?», «Что это?».
Важно понимать, что формирование интеллектуального развития зависит от развивающей среды. Т.е. чем разнообразнее окружающая среда, чем больше ребенок слышит, видит, чувствует и делает, тем быстрее он развивается в интеллектуальном плане.
Эмоционально-социальное развитие
– кризис первого года – ребенок начинает активно отстаивать свои интересы, но все также нуждается в родительской любви и понимании. К 2 годам проходит.
– учите ребенка распознавать свои эмоции (грусть, обида, радость и т.д.) и помогайте ему проживать их.
– учите ребенка играть со сверстниками не мешая друг другу, просить игрушки и делится ими (если ребенок против – не заставляйте), быть вежливым в общении.
– знает собственное имя, может высказаться о себе в третьем лице;
– к концу второго года начинает говорить о себе «я».
-игрушки малыша становятся все сложнее, и при первой «встрече» необходимо рассказать малышу об игрушке, познакомить с ней и показать что делать.
– начинает понимать мальчик он или девочка. Проявляет интерес к соответствующим занятиям.
Развитие речи
-в период от 1-2 лет ребенок понимает речь взрослых.
-до 1,5 лет малыш выделяет корни слов “ма”, “па”. Активно пополняется пассивный словарь.
-к 1,5 годам активный словарь состоит из 30-100 слов.
-с 1,5 лет активно возрастает активный словарь. К 2м годам малыш говорит до 300 слов, появляются первые предложения из 2-3 слов.
– развитие речи и пассивного словаря зависит в первую очередь от языкового окружения малыша. Поэтому чаще разговаривайте, не коверкайте слова. Рассказывайте, побуждайте к общению.
-обобщений не понимает, воспринимает только отдельные слова. (т.е. не поймет “Убери игрушки”, а нужно сказать “Давай положим куколку спать”, “Поставим машинку в гараж”)
– умеет менять и активно использует интонацию, темп речи, силу голоса.
– комментирует свои действия (мою руки), высказывает свои потребности и желания (хочу лошадку)
– к 2м годам в речи появляются правильные названия предметов, «машина» вместо «би-би» и т.д.
– знает и может правильно показать и назвать предметы, которые окружают его ежедневно.
Важно много читать ребенку, рассматривать картинки, рассказывать, обсуждать увиденное и прочитанное. Так пополняется пассивный словарный запас ребенка.
По сказкам дети учатся фантазировать, сопереживать, преодолевать препятствия. В детских книгах очень важны иллюстрации, т.к. малыш до 3х лет сосредотачивается на сказке пока есть интерес, как только интерес пропадает, утрачивается и внимание. Чем ярче и понятнее картинки, тем малышу проще сконцентрировать внимание.
Слушание сказок развивает слуховое восприятие, усидчивость, воображение, усваивается грамматический строй языка, обогащается словарный запас, развивается зрительное восприятие и зрительная память, прививает любовь к чтению.
Игры/Занятия/Упражнения
– уча малыш ходить самостоятельно, приобретите ему различные игрушки – каталки. С их помощью, малышу проще держать равновесие.
– для отработки навыков «поворотов» устраивайте дома лабиринты, на прогулке учитесь обходить крупные предметы – лавки, камни т.д.
– для развития навыка перешагивания – разложите на полу листы бумаги, предлагая ребенку походить по ним, наступая то на один, то на другой. Постепенно увеличивайте высоту препятствия до 15-20 см.
– побольше ходите по пересеченной местности – в горку и под горку, по кочкам и ямам, для совершенствования навыков прямохождения;
– игры с мячом – очень полезны для физического развития, а также помогают улучшать координацию движений, глазомер, точность движений и т.д.
– от пальчикового рисования можно переходить к рисованию карандашами и фломастерами, красками.
– чтобы поощрять малыша самостоятельно одеваться/раздеваться приобретите максимально простую и удобную одежду, покажите малышу простые и эффективные способы ее одевания.
– малыши в этом возрасте любят игры с крупами, мукой, мелкими бытовые предметами (нитками, пуговицами, прищепками) – сделайте эти игры безопасными, тогда малыш отлично разовьет мелкую моторику, что положительно скажется на его интеллектуальном и речевом развитии.
– отлично помогает в физическом развитии шведская стенка. При возможности установите дома, но разрешайте малышу забираться на нее только в вашем присутствии.
– занимайтесь различными видами творчества
– играйте с песком, крупой, делайте сенсорные коробочки.
– играйте в пальчиковые игры.
-в данном возрасте можно изучать форму, цвет и величину. Причем, малыш будет сначала узнавать предмет по форме и величине, и потом уже по цвету.
Игрушки
– главные игрушки годовалого малыша – бытовые предметы – кроха готов часами изучать крышки от кастрюль и тюбики с кремами. Если предмет не представляет опасности для ребенка – не запрещайте ему изучать его, покажите как с ним обращаться, расскажите для чего он нужен. Не отбивайте у ребенка тягу изучать неизведанное. Можно создать такие сенсорные коробочки, например, в корзинку (контейнер) положить расческу, губку для мытья, мячик, тряпочки, ложки. (Чем разнообразней текстура-тем лучше). И дайте ребенку , пусть перебирает (главное-безопасность предметов).
– мячи, каталки, качалки, санки, кегли – для развития двигательной активности.
– матрешки, кубики, пирамидки, сортеры, шнуровки и мозаика для изучения размеров, форм и цветов и развития мелкой моторики. Через все эти игры идет развитие предметной деятельности.
– музыкальные игрушки – барабаны, бубны, ксилофоны и т.д.
– игрушки для творчества – мелки, пластилин, краски, карандаши,тесто и т.д.
– игрушки, помогающие изучать окружающий мир – посудка, куклы, животные, машинки и т.д.
-бизиборды и текстильные книжки. Их можно сделать и самостоятельно.
-очень полезны игры Никитина “Сложи узор”, “Уникуб”
-рамки-вкладыши Монтессори – развивают мелкую моторику, наглядно-образное мышление, ориентацию на плоскости.
Чем разнообразнее игрушке по форме и фактуре – тем лучше!
Все игрушки и пособия должны побуждать малыша к исследовательской деятельности. А также к сенсорной активности, формировать ручные умения.
Открыть, закрыть, отлепить, прилепить, развязать, захватить, понаблюдать что будет, если…и важно, чтобы это было безопасно.
Вам стоит насторожиться, если:
– Малыш до сих пор любит бросать предметы на пол один за другим. Если малыш «застрял» на этом этапе – необходимо тщательно проверить, не отстает ли ребенок в других видах умственной деятельности.
– Малыш продолжает тянуть предметы в рот. К этому возрасту ребенок должен понимать съедобный предмет или нет и не стремится попробовать его на вкус. Иногда, при прорезывании остальных зубов ребенок может брать в рот игрушки, чтобы потереть ими десны – это вариант нормы. Но обычно видно, что ребенок взял предмет не для того, чтобы попробовать его на вкус.
Разнообразие игрушек и пособий для данного возраста и не только вы найдете в магазине умных игрушек Развивайка)
Наш адрес: г. Алдан, ул. Октябрьская 2 (ТК Медведь), 2 этаж.
Режим работы:
пн-пт с 10.00 до 19.00
сб и вск. с 10.00 до 18.00
С заботой о вас, магазин Развивай-ка!
Источник